иммерсивный бар что это такое
Ресторан Saint открылся в Москве по адресу: Кутузовский проспект, дом 2/1, строение 6. Его владельцам принадлежит также ресторан «Облака». Концепцию Saint его создатели определяют как «иммерсивный ресторан». Элементы вовлечения гостей в атмосферу заведения постарались предусмотреть во всех направлениях: кухня, интерьер, шоу-программа.
В декоре ресторана использованы кинетические объекты. У входа это инсталляция из венецианских масок, которые поворачиваются к гостю, когда тот заходит в дверь, а затем разворачиваются ему вслед. В зоне бара для одной из стен использовано матовое стекло, за которым хаотично движутся живые зеленые растения, призванные создать ощущение леса, оживающего под дуновением ветра. Днем главную роль в интерьере играют зеркала, отражающие основной зал с широкими креслами цвета персика и черного графита. Зеркальная колонна отделяет от него барную стойку, отделанную природным камнем, который покрыт пигментированной смолой и чувствителен к ультрафиолету. Вечером пространство ресторана пронизывает меняющаяся подсветка, акцентирующая внимание на кривых линиях реек, коридор из которых ведет из бара в клубную зону. Проект интерьера реализовала студия дизайна A.D.Family. В самом ресторане 135 посадочных мест плюс 55 на веранде.
Завершают иммерсивную картину перфомансы, которые планирую проводить дважды в месяц. Актеры и танцоры будут вовлекать гостей в постановки. Здесь также будут устраивать вечеринки и концерты.
Krasota обогатит мир: в России открылся первый иммерсивный ресторан
Гастрономическая общественность ждала открытия иммерсивного ресторана Krasota два года. Он вырос из дружбы создателя ресторанной группы White Rabbit Family Бориса Зарькова, бренд-шефа Владимира Мухина и руководителя дирекции кинопостпродакшна «Первого канала» Антона Ненашева. Судя по всему, оба руководствовались ростом популярности тренда на превращение зрителя в участника процесса.
Собственно, сам ресторан с меню а ля карт еще не работает. Его зал, напоминающий переработанное в футуристическом духе Натальей Белоноговой театральное фойе, пока выполняет функцию вестибюля, где собираются гости перед началом гастроспектакля.
Сервируют и показывают спектакль в отдельном зале. Вход в него полускрыт впечатляющим розовым занавесом из бетона.
В полумраке театрального зала еда кажется простой, но будьте уверены, что приготовлена она максимально сложно. Открывает сет закуска «Коренья и грибы»: вымоченный в соленом грибном бульоне и поджаренный на сливочном масле сморчок фарширован кашей из корнеплодов.
Подчеркивает вкус крепкий отвар из отваренных и подпеченных на углях сельдерея, пастернака, картофеля, лука с добавлением гарума из шампиньонов и масла можжевельника.
Знаковые для русской кухни вкусы включает следующее далее трио амюзбушей: чипс из бородинской корочки с мисо-маслом и шапкой семечек подсолнечника, моченая в тыквенном соке с березовым сиропом и комбучей из березового сока тыква с черной икрой, и деконструированные кислые щи (это тарталетка с крабом, айоли из трав, свежим огурцом и желе из кислых щей (для него варят обычные щи, их замораживают, а из размороженного бульона делают само желе).
Запивают эту святую троицу русских вкусов миксом комбучи на березовом соке с фрешем абхазских пахучих лимонов.
сосиски из краба и зеленый горошек с манго-горчицей,
бургер с гребешком, маринованной хурмой, облепиховым кетчупнезом и брусничным соусом, фри из батата и кетчупом из печеных перцев.
Формат спектакля не подразумевает прямого контакта с шефом, но, возможно, в будущем в его ткань добавят визуальное представление блюд, чтобы можно было воздать должное работе Солнцева и его команды.
Ушли с головой: что такое иммерсивный театр и как его понимать
Сегодня, стоит лишь зайти в интернет, обязательно наткнешься на что-нибудь «иммерсивное». Спектакль, концерт, квест, ресторан — кажется, что угодно. Догадаться, что это будет на самом деле, сложно, потому что часто всё перечисленное называют «шоу». Что в таком формате ищут зрители и почему нам всё чаще предлагают куда-то «погрузиться» — разбирались «Известия».
Английский пациент
Само слово — заимствование из английского (immersive — создающий эффект присутствия, погружения). Один из принципов театра такого формата — свобода зрителей и их присутствие внутри самого спектакля. В иммерсивных постановках нет разделения на зал и сцену. Вместо них — единое пространство, по которому гости могут перемещаться наравне с актерами. К тому же обычно такие постановки подразумевают наличие нескольких сюжетных линий. Зрителям вовсе не обязательно ходить только за главными героями. Совсем наоборот. Чаще всего создатели спектакля советуют избегать толпы, обращать внимание на второстепенных персонажей или просто интересные детали интерьера. В иммерсивном шоу все они — важная часть авторской задумки.
Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk
Опытами по созданию иммерсивного театра занимались еще в середине прошлого века, но самым масштабным и широко известным воплощением теории стал спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk. Премьера состоялась в 2003 году в Лондоне, затем шоу переехало в Нью-Йорк, где идет до сих пор. В основу сюжета положен «Макбет» Шекспира. Действие разворачивается в пятиэтажном здании бывшего склада. Его постановщики превратили в «заброшенный» отель, где каждая комната (а их около 90) стала отдельной зоной. Здесь есть всё — начиная от бальных залов, заканчивая кладбищем. По словам зрителей, увлекательно даже просто исследовать антураж дома. Бродя по комнатам, можно, например, найти тайники, которые открываются только в определенное время.
Правда, легко привыкнуть к такой самостоятельности могут далеко не все зрители. Оказавшись в незнакомой обстановке, многие предпочитают держаться группами. Часто главных героев преследует целая толпа, через которую невозможно не только что-то разглядеть, но даже пройти.
Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk
И тем не менее такой новаторский формат театральной постановки поразил и простых зрителей, и критиков. «Это был прекрасный вечер в аду, мне нужно какое-то время, чтобы оправиться от него», — писал обозреватель New York Magazine Скотт Браун.
На российской почве
В России первые спектакли такого рода стали появляться в 2004–2006 годах. Сначала их называли «бродилками» или спектаклями-променадами. Главное, что сближало их со Sleep No More, — отказ от кресел. Формально же это могли быть тематические экскурсии или театральные постановки, в которых не подразумевалась свобода перемещения — зрителям можно было лишь идти за актером или проводником.
К 2013–2014 годах стали появляться более разноплановые проекты. Например, «НОРМАНСК». По словам его создателей, он стал первым в России иммерсивным спектаклем, хотя использовать это словосочетание в афишах тогда не стали.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
«Тогда оно широко не использовалось, к тому же всегда есть риск впасть в театроведческую дискуссию по поводу этого термина. На тот момент команде показалось, что аудитории будет не очень понятно слово «иммерсивный». Поэтому для обозначения жанра выбрали «променад-спектакль». Это очень честно, потому что сейчас иммерсивным называют всё подряд», — рассуждает в беседе с «Известиями» пиар-директор спектакля Евгения Петровская.
Сюжет «НОРМАНСКа» был основан на повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Действие разворачивалось на всех пяти этажах Центра имени Мейерхольда. Как и в британской постановке, истории героев развивались одновременно и в разных локациях. Зрители могли самостоятельно выбрать, куда идти и за кем наблюдать.
На деле же, как и в «Больше не спать», многие, испугавшись неожиданной свободы, гуськом передвигались по коридорам следом за несколькими персонажами. Смелость остальных была вознаграждена — отделившись от толпы, они смогли найти секретные комнаты, которые открываются лишь в определенное время.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
Авторы спектакля рассчитывали в первую очередь на молодежь. «Аудитория театра в России очень мала, а экспериментального театра — тем более, но выйти на «модников» было просто. В 2014 году театры в принципе набирали популярность, и такого нового контента еще не было дикое количество, как сейчас. Команда «НОРМАНСКа» и режиссер Квятковский тогда уже гремели благодаря хип-хопере «Копы в огне», которая привела в театр вообще нетеатральную, очень молодую и очень продвинутую аудиторию, и все они пришли на «НОРМАНСК», — вспоминает Петровская.
Молодые люди, знакомые с играми и квестами, уже знали: проявляя самостоятельность и заглядывая во все помещения, они смогут найти значительно больше интересного. Принцип иммерсивных спектаклей действительно немного напоминает кат-сцены в компьютерных играх — вы погружены в атмосферу, можете перемещаться по локации и, по желанию других героев, незначительно с ними взаимодействовать, в какой-то мере влияя на события. В шоу зрители тоже могут наблюдать за происходящим, а по предложению актеров даже участвовать в игре. Случается это, правда, пока нечасто. Организовать спектакль с возможностью непредсказуемого развития событий довольно сложно.
Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда
Но даже минимальный интерактив в виде врученной записки, переданного ключа, прошептанных слов, как показывает практика, больше всего запоминается зрителям. Сделать воспоминания еще ярче отечественные режиссеры стараются, создавая всё более мрачную атмосферу на своих шоу. К этому публика, правда, относится по-разному. Молодежь, изначально ожидающая от постановок новых ощущений и сильных эмоций, чаще остается довольна.
«Я до конца не понимала, что там будет, всё загадочно. Когда мы с подругой туда зашли, с самого порога было ощущение, что сейчас что-то произойдет — ощущение тревоги, интереса, как в ужастиках, когда героиня слышит, что в другой комнате кричат, но всё равно идет туда, — вспоминает свои впечатления от одного из таких шоу Оксана. — Поначалу было действительно стремно: темно, бархатные шторы, стены, музыка соответствующая, всё старинное и куча людей в страшных масках, а потом привыкаешь — всё настолько по-настоящему, что чего-то бояться или сомневаться, куда тебе пойти, просто нет времени».
Прощай, молодость
То же шоу глазами взрослого человека воспринимается совсем иначе. Елене 57, ей с мужем билеты на шоу подарил сын. «У него сходили все друзьям, умные, образованные ребята, всем понравилось. Мы тоже решили посмотреть, — вспоминает женщина. — Встречают и правда красиво, а дальше начинаются неприятности. Все давятся, очень мрачно, депрессивно. Может, конечно, сказывается, что я невролог, но мне всё казалось псевдоужасами и студенческим капустником. Все были в восторге от сцен оргий, но мне как взрослому человеку имитация полового акта смешна. Может 20-летним, которые не видели секса, такие подглядывания и интересны, но мне нет».
Уже через полчаса после начала шоу Елена с мужем осмотрели все комнаты и ушли. Их ожидания спектакль не оправдал: «Мы хотели красивое представление в разных залах, а не плохие звук, свет и трагичную, навевающую ужас музыку. В театр мы ходим за хорошим настроением или за чем-то, что затронет сердце и заставит задуматься. Ничего из этого мы здесь не ощутили».
Чтобы избежать разочарований и не обмануться в ожиданиях, зрителям остается лишь внимательнее изучать само описание спектакля. Пока терминологическая база не сформирована, назвать свою постановку авторы могут так, как пожелают.
Взгляд на фантазию через замочную скважину. Что ждет гостей «Бара, которого нет»
В октябре в Москве состоится премьера иммерсивного шоу-ужина «Бар, которого нет» в декорациях особняка на Волхонке — излюбленной резиденции Екатерины II. Time Out поговорил с продюсером, актрисой и певицей Марией Атлас о том, как создавался новый проект, что увидят первые 70 гостей вечера и почему надо объединяться в период пандемии.
Мария Атлас
певица, актриса, продюсер
Как появилась идея шоу «Бар, которого нет»?
Перед началом пандемии мы делали проект Macbetha: Taste of love. Это был наш первый опыт иммерсивного гастрономического шоу в роскошном старинном особняке. Первая постановка состоялась на День влюбленных в 2020 году, и дальше мы хотели играть ее несколько раз в месяц. Было много запросов, затрачены средства, силы и воображение, но грянул коронакризис и пришлось остановиться. Было страшно что-то запускать в такой обстановке. Однако несколько месяцев назад мы решились продолжить выступать в этой нише.
Изначально мы «подсели» на иммерсив, я и Денис Забияка, — мой партнер по продюсерскому центру Zabiyaka Records — после того как побывали в Нью-Йорке на совершенно запредельном шоу Sleep No More, которое уже стало культовым и идет с неизменным аншлагом, хотя на время пандемии им тоже пришлось приостановиться.
Вы ориентировались на него?
Пока это недосягаемый идеал, потому что там бюджет, как у голливудского блокбастера. Безусловно, шоу Sleep No More вдохновило нас и побудило дерзать в данном направлении. Тем более постановка масштабных интерактивных шоу — наш любимый жанр, в котором у нас большой опыт. Zabiyaka Records — это яркая команда креативщиков: продюсеров, режиссеров, актеров, музыкантов, художников и технического персонала. Наш продюсерский центр хорошо оснащен оборудованием и инновационными технологиями, кроме всего прочего, мы занимаемся VR и стримингом, создаем проекции, видео, саундтреки. Нам есть что вкладывать в подобного рода шоу.
Итак, вы решили возобновить работу над иммерсивом своими силами?
Мы узнали, что в том же особняке Смирнова, где мы провели «Макбету», уже после нас шло очень атмосферное, высокого уровня шоу «Фантасмагория в черном». Мы услышали восторженные отзывы, поняли, что во многом пересекаемся в стиле и заинтересовались. Изучив сайт, сразу поняли, что двигаемся в одном направлении. Так мы вышли на компанию Сorso catering, которой управляет замечательная Виктория Стрекалина, сразу нашли общий язык, и в столь сложное время решили не конкурировать, а объединиться и создавать вместе грандиозные проекты.
На момент нашего знакомства задумка шоу «Бар, которого нет» у Виктории уже была и нам она очень понравилась. Режиссером и сценаристом выступил Вахтанг Вахтангишвили, он же вместе с Викторией создавал «Фантасмогорию в черном» по мотивам произведений М. Булгакова. Мы стали генеральными партнерами, на нас легла часть воплощения задумки — техническое оснащение, визуализация, звук, световая партитура, часть кастинга, видеосъемка и другие организационные задачи.
Что ждет зрителя, пришедшего на шоу?
С 1 октября по 21 ноября мы сыграем 36 шоу по два шоу за 18 вечеров. Это формат роскошного частного клуба для избранных, который позволяет зрителю стать частью замысла, получить мультисенсорный опыт и испытать сильные эмоции. Это полное вовлечение в происходящее, эффект изумления и спонтанности, взаимодействие гостей друг с другом, с актерами, наслаждение от изысканных блюд, прекрасной музыки, танца и драматургии. Очень впечатляющее и красивое сценическое оформление.
Не стоит забывать про поразительную атмосферу самого особняка. Раньше такие дома принадлежали знатным семьям, здесь устраивались приемы для высокопоставленных особ, званые обеды, демонстрировались новые достижения в культуре и искусстве — чудесные атрибуты, свойственные тому времени, о которых мы только читаем в книгах или видим в фильмах. А так хочется «заглянуть через замочную скважину».
В итоге мы отчасти воссоздаем тот пласт времени, но микшируем с новейшими технологиями XXI века. Девиз нашей компании — «творить на стыке традиций и инноваций», и мы сами заряжаемся от процесса, от атмосферы, от такого эксклюзивного опыта.
Если говорить о гастрономической части, то это высокая кухня — настоящий ритуал. Нетривиальный гурмэ-ужин из пяти подач, где фантазия присутствует во всем — и в десертах, и в будоражащих коктейлях. Каждое блюдо будет посвящено определенному вкусу жизни: «Любовь», «Дружба», «Предательство», «Забвение», «Триумф». Это сборник сюжетов про забытую актрису, про предательство друзей, про эротику и страсть. Это разные истории, в которых будет много сюрпризов. Зритель будет погружен внутрь действия с того момента, как переступит порог особняка. Такой вечер — это и развлечение, и участие. Мы хотим видеть наших гостей в лучших платьях и дорогих костюмах, но не с серьезными лицами, а раскованными и открытыми для новых впечатлений.
Но вы не ограничитесь этим шоу, скоро будет что-то еще?
У нас много заказов на иммерсивные мероприятия для брендов. Ведь на сегодня это лучший маркетинговый ход. Мы обязательно возродим «Макбету». А еще я возобновляю сольную карьеру певицы. Раньше я больше писала песни на английском языке, поскольку живу между Москвой и Нью-Йорком.
Наш проект группа PLS!R — это сложносочиненная электронная музыка, которая требует массу репетиций и участия ряда очень загруженных другими проектами музыкантов. Мы продолжаем работу над треками и обязательно выпустим альбом и организуем концерты. Однако пока я планирую сольно выступать в стиле лаунж с живым коллективом, с клавишами и виолончелью. Недавно написала новую песню на русском, которую очень полюбила и скоро выпущу. Это было в США, на нашей даче под Нью-Йорком. Мы сидели с мамой утром на берегу озера, вокруг бродили олени, бурундуки, пели птицы — идиллия, но мне хотелось плакать. Мой отец недавно умер после долгой болезни, мне было очень грустно и непонятно, что делать дальше, и я не могла вернуться в Россию, потому что все закрыто… Но тут как молитва родились строчки: «Ты придешь, и выйдет солнце по утру», обращенные скорее к себе самой. Я взяла гитару и начала напевать, так появился мотив, на душе стало светло. Это было очень вдохновляюще, песня получилась проникновенная, мотивирующая и красивая в своей простоте.
А ваша кинокарьера каким-то образом развивается сейчас?
Я снимаюсь в кино, хожу на пробы. Очень хочется новых больших ролей. Уже много лет я продюсирую высокобюджетный художественный фильм.
С партнерами, Гошей Куценко и Владимиром Дерхо, мы выкупили права на историю у человека, который принадлежал к секретному 13-му отделу и в 1961 году под прикрытием жил в США. Он был послан в Америку во время хрущевской «оттепели» под видом студента по обмену, учился в Гарварде, но на самом деле был «спящим агентом». В 1961 году, когда великий Рудольф Нуриев бежал в Париж от советской делегации, было принято решение его ликвидировать. Нашему герою было поручено заняться этой операцией, это захватывающая история, основанная на реальных событиях. Разведчика уже нет в живых, но проект запущен и ждет своего часа.
Сначала сценарием заинтересовалась и прислала нам предложение по партнерству знаменитая голливудская студия 2929 production, они сразу предложили вложить в фильм 20 миллионов долларов, но тогда мы оказались не готовы. Затем известный режиссер Майкл Хоффман и английский кинопродюсер Майкл Робинсон были готовы запустить проект.
Но тогда же вдруг стало известно, что Ральф Файнс уже находится на съемках «Белого ворона», художественного биографического фильма про Рудольфа Нуриева, и нельзя было допускать выхода двух картин на одну тему одновременно. Сейчас у нас новый виток в создании фильма, сценарий написал Майкл Ди Джакомо — автор, который сотрудничает со Скорсезе, Полански. Фильм будет англоязычным, сниматься в США и Европе. Это не первая моя продюсерская работа, до этого я продюсировала художественный фильм-сказку, документальные истории. В новом проекте надеюсь сыграть роль разведчицы, посмотрим, как все увидит режиссер, имя которого пока не разглашается.
Есть же еще большой пласт благотворительной работы, которую вы делаете?
Да, сейчас начинается самый сезон для нашего проекта «Шапки мира»: бабушки из деревень, сел и небольших городов вяжут новогодние подарки. Мы принимаем заказы, ездим по селам и развозим бабушкам пряжу, а потом собираем готовые шапки, шарфы, варежки, носки, игрушки на елку, продаем и оплачиваем им работу. Для бабушек это необходимое финансовое подспорье, а для компаний — лучшие подарки сотрудникам на Новый год.
Еще один благотворительный театрально-драматургический проект «Класс Мира» нацелен на помощь одаренным подросткам из школ и детских домов, в том числе с инвалидностью. Со времени первого «Класса Мира» прошло более 10 лет, и мы хотим рассказать, как он повлиял на жизнь юных участников. И в 2014 году именно нашим «КлассМировцам» выпала честь выносить паралимпийский флаг во время церемонии закрытия в Сочи. Вместе с ребятами-выпускниками мы создаем документальный фильм, который, возможно, выйдет на «Первом канале». В планах регистрация фонда, который будет заниматься помощью талантливым подросткам, творчески их наставлять и поддерживать. За годы существования проекта мы собрали ребят из разных этнических групп и социальных слоев из самых разных уголков страны, и дали им шанс, чтобы их голос был услышан.
В оформлении статьи использованы фото Валерия Латыпова и Марии Мелешко.