имиже весть судьбами что значит
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 118:149
Свт. Иоанн Златоуст
Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей, по судьбе Твоей живи мя
Обладая столь великими благами, он ищет милости; и не вообще просит о милости, но о милости, полезной по суду Божию. И вот он просит и умоляет Бога, чтобы его жизнь направлена была по судам Божиим, а своим примером и нас учит молиться о том же.
Беседа на псалом 118.
Свт. Феофан Затворник
Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей, по судьбе Твоей живи мя
Высказав стремления сердца своего образовать себя по воле Божией, выражающейся в заповедях Божиих, постенав о немощи своей достигнуть сего, пророк возносит молитву о помощи свыше и оживляет начертавшийся в уме его первообраз жизни поучением в слове Божием. Сознавая затем, что все от Бога, – и начинания, и дела, он молится: услыши Господи; видишь, чего хочу, к чему стремлюсь, о чем вопию, – услышь же и поспособствуй!
Услыши – по милости, а живи, ниспосли то есть живительную силу, или даруй жизни моей раскрыться, – по судьбе Твоей, по присуждению Твоему, как находишь то благопотребным и спасительным для меня. «Просит, толкует блаженный Феодорит, милости, и не просто просит милости, но согласно с определением, имеющим в виду пользу». Прося милости, он выражает упование, понуждающее на милование; предавая же дарование оной Божию присуждению, выражает смирение, которое есть глубокий и широкий сосуд к приятию даров милости, раздражающий, так сказать, щедродательность Божию.
Слова: по судьбе Твоей живи мя – означают не одну меру живоносных дарований, но и всю участь приемлющего их. Но так как неисследованы пути каждого из приемлющих, то благопотребно молиться так: имиже веси судьбами, спаси мя. Не ко всем все идет, и не всякому всякий путь пригоден. Иной с большим умом гибнет, другой и с посредственным спасается; одному счастие – препона, другому благопотребнее тесная жизнь; тот льготностями оживляется, а этого притрудности приводят в напряжение. Мы не можем наверное знать, что для нас лучше. Потому разумнее, молясь, не вопить: дай то, возьми это, а, предавая все Божию усмотрению, смиренно взывать: по судьбе Твоей живи мя; то есть как присудишь лучше, так и устрой мою жизнь. Отобразить в себе норму жизни нравственно-религиозной, как она начертана Самим Господом, можно во всяком состоянии и при всякой мере дарований, ибо та сторона существа нашего, в которой отображается эта норма, независима от той, которою зиждется состояние и раскрываются дарования. Она позади этой или выше ее, и, по причине сей высоты своей, может безопасно благоспетися и хранитися, при всей невзрачности внешнего положения и скудости ценимых людьми житейских проявлений жизни.
Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
Блж. Феодорит Кирский
«Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей: по судьбе Твоей живи мя». Изобилуя столькими благами, просит сподобить милости, и не просто просит милости, но согласно с определением, имеющим в виду пользу.
Евфимий Зигабен
Ст. 149-150 Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей, по судьбе Твоей живи мя. Приближишася гонящии мя беззаконием (к беззаконию); от закона же Твоего удалишася
Услыши, говорит, Господи, голос мой по милости Твоей, т. е. как Ты милостив, и устрой мою жизнь, как того требует закон Твой, т. е. сделай, чтоб я жил согласно с законом. А те, говорит, которые преследуют меня, чем боле приближаются к беззаконии, тем более удаляются от закона Твоего. Некоторые впрочем списки содержат: ανομιαν, что подает такую мысль, что враги мои приблизили ко мне беззаконие свое, и едва не уловили меня, злоумышляя сие.
Того же Феодорита: Почти так говорит Давид: Ты имеешь много способов, почему можешь оживотворить и недостойных жизни: услышь меня по милости Твоей. И тот кто изобиловал столь многими благами просить удостоения милости, и не неопределенно просит милости, но по суду полезному.
Далеки от законов Божиих те, которые покушаются вести с праведником брани, сказывает Феодорит; ибо отвергающиеся вас, Меня отвергается (Лук. 10. 16); и еще: я буду враг врагом твоим и противник противником твоим (Исх. 23, 22). Оригена: Из сих слов научаемся и познаем, чему подвергнется гонитель праведника: ибо чем более приближается к праведнику с своим гонением, тем более удаляется от закона Божия, а по мере удаления от закона, удаляется и от жизни.
Толкование на Псалтирь 118:175
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 118:175 / Пс 118:175
Афанасий Великий (
Жива будет душа моя, и восхвалит Тя. Говорит о будущей жизни. Ибо живот наш сокровен есть со Христом в Боге (Кол. 3,3). Тогда буду восхвалять в собственном смысле слова сего, тогда помогут мне суды Твои, соделавшиеся славными, и именно, суд праведному без истязаний, и суд, для кого это нужно, по истязаниях.
Источник: Толкование на псалмы.
Иоанн Златоуст (
Жива будет душа моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне
Здесь пророк говорит о жизни в Боге, посвященной восхвалению Его, а затем просит, чтобы ему оказана была помощь со стороны судов Божиих. Я знаю, что надежда моя на Тебя не обманет меня, но я достигну истинной жизни и восхвалю Тебя, Подателя благ.
Источник: Беседа на псалом 118.
Феофан Затворник (1815−1894)
Жива будет душа моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне
Вот и еще способ поддержания ревности и вместе признак того, кто добре течет, — уверенность, простирающаяся до видения, что избранный путь ведет прямо к цели, как определенный Богом, указанный и покровительствуемый Им. Жива будет душа моя, — какою уверенностию дышит это слово! Ни тени колебания. Господь сказал: иди вслед Мене, по заповедям Моим, — и спасешься, получишь покой и жить будешь вовеки. Поверил человек и идет, говоря в себе ко Господу: верую, Господи, что так оно будет: жива будет душа моя, будучи еще здесь оживотворена благодатию в залог вечного в Тебе и с Тобою живота. Жива душа моя и восхвалит Тя. Он уже там душою своею — на месте достижения цели и, как обретший уже искомое, хвалит Господа. Будет так, как обетовал Ты, Господи! Вниду в покой Твой и вечно буду прославлять имя Твое. Но, питая такую уверенность, не на себе опирается он, а на всесторонней помощи Божией, или на вседействии Божием в душах, всецело Ему преданных. И судьбы Твоя помогут мне.
Так Сам Бог обетовал: с Ним есмь Аз, изму его, и прославлю его… и явлю ему спасение Мое.
Все это лежит во глубине души того, кто течет правым путем и свидетельствует о правости его течения со внутреннейшей стороны его настроения. Течет, всеусильно трудится в несомненной надежде, не присвояя, однако ж, себе ничего и ни на чем своем не опираясь упованием своим, а всецело почивая на всещедродательности Божией.
Несомненность спасения питается и держится тем, что путь спасения учрежден Богом, и Им Самим, Спасителем нашим, пройден в естестве человеческом. Прошедши этот путь и пребывая во славе, Спаситель взывает: «Идите сим путем, и все тут же будете». Кто, веруя сему и видя это, поколеблется недоумением? И не колеблются; всякий питает уверенность, что жива будет душа его, если, не блуждая, пройдет путем, на который вступил по указанию Божию.
Но пройдет ли — вот вопрос. Пройдет, если не будет надеяться на себя, а предаст все Господу действовать в себе. Ты только, говорит Господь, ноги переставляй и не упирайся, а Я несомненно доведу тебя до конца пути, до пристанища и дома упокоения. Самонадеянность в уповании спасения пагубна; а кто уверен, что Бог, хотящий всем спастися, спасет ищущего спасения, того, кто не лежит, а всеусильно действует по указанию Божию, и спасет имиже весть судьбами, и пути указывая, и силы подавая; у того такая уверенность есть свята и служит признаком не только правошествия, но и великого преуспеяния в течении по духу, так как она является уже вследствие последовательных трудов, немалого очищения сердца и ощутительного испытания Божия покрова и заступления.
Источник: Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
Феодорит Кирский (386/93−
«Жива будет душа моя и восхвалит Тя: и судбы Твоя помогут мне». Знаю же, что не обманусь в надежде, но прииму от Тебя истинную жизнь, и восхвалю Тебя, подателя благ.
Евфимий Зигабен (
Жива будет душа моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне
Душа моя, говорит, будет жить истинною жизнью, Господи: ибо пойдут, говорит, праведники в жизнь вечную (Матф. 25,46). И тогда она будет хвалить Тебя высшим и совершеннейшим образом. И суды Твои—мысленные помогут мне, когда я сохраню их, так как они доставят мне смелость. В других же списках написано: да живет и да помогут мне, что означает молитву пророка о даровании жизни добродетельной, которой одной собственно принадлежит наименование жизни. А равно молится о помощи всем посредством божественного закона, который направляет его, как мы сказали, к добродетели.
Оригена: Жизнь души заключил в будущем времени: так как жизнь наша сокрыта со Христом в Боге; ибо тогда в собственном значении она восхвалит Бога. Аполлинария: Я хорошо, говорит, знал, что суды Твои, которые для других страшны, помогут мне; ибо Ты воздашь каждому по делам его.
Псалтирь 118:175
Толкования:
Блж. Феодорит Кирский
«Жива будет душа моя и восхвалит Тя: и судбы Твоя помогут мне». Знаю же, что не обманусь в надежде, но прииму от Тебя истинную жизнь, и восхвалю Тебя, подателя благ.
Евфимий Зигабен
Жива будет душа моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне
Оригена: Жизнь души заключил в будущем времени: так как жизнь наша сокрыта со Христом в Боге; ибо тогда в собственном значении она восхвалит Бога. Аполлинария: Я хорошо, говорит, знал, что суды Твои, которые для других страшны, помогут мне; ибо Ты воздашь каждому по делам его.
Свт. Афанасий Великий
Жива будет душа моя, и восхвалит Тя. Говорит о будущей жизни. Ибо живот наш сокровен есть со Христом в Боге ( Кол. 3,3 ). Тогда буду восхвалять в собственном смысле слова сего, тогда помогут мне суды Твои, соделавшиеся славными, и именно, суд праведному без истязаний, и суд, для кого это нужно, по истязаниях.
Свт. Иоанн Златоуст
Жива будет душа моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне
Здесь пророк говорит о жизни в Боге, посвященной восхвалению Его, а затем просит, чтобы ему оказана была помощь со стороны судов Божиих. Я знаю, что надежда моя на Тебя не обманет меня, но я достигну истинной жизни и восхвалю Тебя, Подателя благ.
Свт. Феофан Затворник
Жива будет душа моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне
Вот и еще способ поддержания ревности и вместе признак того, кто добре течет, – уверенность, простирающаяся до видения, что избранный путь ведет прямо к цели, как определенный Богом, указанный и покровительствуемый Им. Жива будет душа моя, – какою уверенностию дышит это слово! Ни тени колебания. Господь сказал: иди вслед Мене, по заповедям Моим, – и спасешься, получишь покой и жить будешь вовеки. Поверил человек и идет, говоря в себе ко Господу: верую, Господи, что так оно будет: жива будет душа моя, будучи еще здесь оживотворена благодатию в залог вечного в Тебе и с Тобою живота. Жива душа моя и восхвалит Тя. Он уже там душою своею – на месте достижения цели и, как обретший уже искомое, хвалит Господа. Будет так, как обетовал Ты, Господи! Вниду в покой Твой и вечно буду прославлять имя Твое. Но, питая такую уверенность, не на себе опирается он, а на всесторонней помощи Божией, или на вседействии Божием в душах, всецело Ему преданных. И судьбы Твоя помогут мне.
Так Сам Бог обетовал: с Ним есмь Аз, изму его, и прославлю его… и явлю ему спасение Мое.
Все это лежит во глубине души того, кто течет правым путем и свидетельствует о правости его течения со внутреннейшей стороны его настроения. Течет, всеусильно трудится в несомненной надежде, не присвояя, однако ж, себе ничего и ни на чем своем не опираясь упованием своим, а всецело почивая на всещедродательности Божией.
Несомненность спасения питается и держится тем, что путь спасения учрежден Богом, и Им Самим, Спасителем нашим, пройден в естестве человеческом. Прошедши этот путь и пребывая во славе, Спаситель взывает: «Идите сим путем, и все тут же будете». Кто, веруя сему и видя это, поколеблется недоумением? И не колеблются; всякий питает уверенность, что жива будет душа его, если, не блуждая, пройдет путем, на который вступил по указанию Божию.
Но пройдет ли – вот вопрос. Пройдет, если не будет надеяться на себя, а предаст все Господу действовать в себе. Ты только, говорит Господь, ноги переставляй и не упирайся, а Я несомненно доведу тебя до конца пути, до пристанища и дома упокоения. Самонадеянность в уповании спасения пагубна; а кто уверен, что Бог, хотящий всем спастися, спасет ищущего спасения, того, кто не лежит, а всеусильно действует по указанию Божию, и спасет имиже весть судьбами, и пути указывая, и силы подавая; у того такая уверенность есть свята и служит признаком не только правошествия, но и великого преуспеяния в течении по духу, так как она является уже вследствие последовательных трудов, немалого очищения сердца и ощутительного испытания Божия покрова и заступления.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 118:175
Свт. Афанасий Великий
Жива будет душа моя, и восхвалит Тя. Говорит о будущей жизни. Ибо живот наш сокровен есть со Христом в Боге (Кол. 3,3). Тогда буду восхвалять в собственном смысле слова сего, тогда помогут мне суды Твои, соделавшиеся славными, и именно, суд праведному без истязаний, и суд, для кого это нужно, по истязаниях.
Толкование на псалмы.
Свт. Иоанн Златоуст
Жива будет душа моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне
Здесь пророк говорит о жизни в Боге, посвященной восхвалению Его, а затем просит, чтобы ему оказана была помощь со стороны судов Божиих. Я знаю, что надежда моя на Тебя не обманет меня, но я достигну истинной жизни и восхвалю Тебя, Подателя благ.
Беседа на псалом 118.
Свт. Феофан Затворник
Жива будет душа моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне
Вот и еще способ поддержания ревности и вместе признак того, кто добре течет, – уверенность, простирающаяся до видения, что избранный путь ведет прямо к цели, как определенный Богом, указанный и покровительствуемый Им. Жива будет душа моя, – какою уверенностию дышит это слово! Ни тени колебания. Господь сказал: иди вслед Мене, по заповедям Моим, – и спасешься, получишь покой и жить будешь вовеки. Поверил человек и идет, говоря в себе ко Господу: верую, Господи, что так оно будет: жива будет душа моя, будучи еще здесь оживотворена благодатию в залог вечного в Тебе и с Тобою живота. Жива душа моя и восхвалит Тя. Он уже там душою своею – на месте достижения цели и, как обретший уже искомое, хвалит Господа. Будет так, как обетовал Ты, Господи! Вниду в покой Твой и вечно буду прославлять имя Твое. Но, питая такую уверенность, не на себе опирается он, а на всесторонней помощи Божией, или на вседействии Божием в душах, всецело Ему преданных. И судьбы Твоя помогут мне.
Так Сам Бог обетовал: с Ним есмь Аз, изму его, и прославлю его… и явлю ему спасение Мое.
Все это лежит во глубине души того, кто течет правым путем и свидетельствует о правости его течения со внутреннейшей стороны его настроения. Течет, всеусильно трудится в несомненной надежде, не присвояя, однако ж, себе ничего и ни на чем своем не опираясь упованием своим, а всецело почивая на всещедродательности Божией.
Несомненность спасения питается и держится тем, что путь спасения учрежден Богом, и Им Самим, Спасителем нашим, пройден в естестве человеческом. Прошедши этот путь и пребывая во славе, Спаситель взывает: «Идите сим путем, и все тут же будете». Кто, веруя сему и видя это, поколеблется недоумением? И не колеблются; всякий питает уверенность, что жива будет душа его, если, не блуждая, пройдет путем, на который вступил по указанию Божию.
Но пройдет ли – вот вопрос. Пройдет, если не будет надеяться на себя, а предаст все Господу действовать в себе. Ты только, говорит Господь, ноги переставляй и не упирайся, а Я несомненно доведу тебя до конца пути, до пристанища и дома упокоения. Самонадеянность в уповании спасения пагубна; а кто уверен, что Бог, хотящий всем спастися, спасет ищущего спасения, того, кто не лежит, а всеусильно действует по указанию Божию, и спасет имиже весть судьбами, и пути указывая, и силы подавая; у того такая уверенность есть свята и служит признаком не только правошествия, но и великого преуспеяния в течении по духу, так как она является уже вследствие последовательных трудов, немалого очищения сердца и ощутительного испытания Божия покрова и заступления.
Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.
Блж. Феодорит Кирский
«Жива будет душа моя и восхвалит Тя: и судбы Твоя помогут мне». Знаю же, что не обманусь в надежде, но прииму от Тебя истинную жизнь, и восхвалю Тебя, подателя благ.
Евфимий Зигабен
Жива будет душа моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне
Душа моя, говорит, будет жить истинною жизнью, Господи: ибо пойдут, говорит, праведники в жизнь вечную (Матф. 25,46). И тогда она будет хвалить Тебя высшим и совершеннейшим образом. И суды Твои—мысленные помогут мне, когда я сохраню их, так как они доставят мне смелость. В других же списках написано: да живет и да помогут мне, что означает молитву пророка о даровании жизни добродетельной, которой одной собственно принадлежит наименование жизни. А равно молится о помощи всем посредством божественного закона, который направляет его, как мы сказали, к добродетели.
Оригена: Жизнь души заключил в будущем времени: так как жизнь наша сокрыта со Христом в Боге; ибо тогда в собственном значении она восхвалит Бога. Аполлинария: Я хорошо, говорит, знал, что суды Твои, которые для других страшны, помогут мне; ибо Ты воздашь каждому по делам его.
Молитва
Преподобный Марк Подвижник в «Слове о покаянии» говорит: правое дело для начинающих, средних и совершенных есть молитва, очищение помыслов и терпение постигающих нас скорбей. Без сих трех нельзя совершать и прочие добродетели. Да и самая молитва без очищения помыслов и без перенесения скорбей совершаться не может. В этой триплетенной верви, где одна нить ее прерывается, там прерываются и другие нити. То же самое выражает и апостол Павел: Будьте долготерпеливы ко всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия ( 1Фес. 5, 14, 16–18 ). А апостол Иаков объясняет, когда мы должны радоваться, т.е. когда впадаем в различные скорбные искушения, которыми испытывается наша вера, а вместе очищаются наши согрешения ( Иак. 1, 2–4 ) (2, ч. 3, с. 44).
Молись пока как можешь и как умеешь, ожидая конца от Промысла Божия. Веруй, что силен Господь помиловать тебя. Он пришел не праведники спасти, но грешники призвать на покаяние, как Сам объявил в Евангелии, прибавив, что радость бывает на небеси о едином грешнике кающемся. Страх, бывающий при молитве, считай искушением от врага, который старается отвратить от молитвы всякого желающего молиться. Приступая к молитве, ограждай себя крестным знамением и продолжай молиться, и по времени милостью Божией избавишься от сего искушения, если поменьше будешь гневаться на других и удерживать себя от осуждения. Вкратце сказано: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ). Помни это и старайся терпеть все находящее неприятное и скорбное, прощай разумеющему и не разумеющему, по слову Господню: Прощайте, и прощены будете ( Лк. 6, 37 ). Вот что значит умудряться во спасение (2, ч. 1, с. 179).
Ревнуя о молитве, почаще прочитывай «Семь слов» Макария Египетского по прежним переводам. Там ты увидишь и узнаешь, что молитва без любви и смирения и терпения непрочна. Хотя вовремя и подаются молитвенные действия, но по недостатку любви и смирения и терпения скоро отнимаются (2, ч. 3, с. 57).
Святые отцы научают предызбирающего молитву другим деланиям, что такой должен оставить и обычную дружбу прежних своих посетителей, а иначе не может иметь успеха в своем делании, оставляя беседу с Богом и беседуя с людьми о вещах и предметах суетных, а иногда и неполезных и зловредных (2, ч. 3, с. 27).
. Пишешь, что ты желаешь молиться и молиться: молись про себя, ища одной только милости и воли Божией, в церкви ли бываешь, вне ли церкви, идешь ли, сидишь ли, лежишь ли, молись: «Господи, помилуй, якоже веси, якоже волиши» (2, ч. 3, с. 38–39).
Молитва – вещь такая, что, прожив в монастыре несколько лет, не скоро научишься молиться как следует, а теперь пока молись, как умеешь и как можешь, только с мытаревой мыслью (2, ч. 1, с. 177).
[Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи». И прибавлял: «Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их, а сама стала просить – упросила» (3, с. 236).]
. Следует прочитывать и молитвы, и акафисты, а иногда и псалмы. Но если есть внутренняя молитва, то следует тогда остановиться и молиться уже духом. Когда же нет такой молитвы, то читать молитвы (1, ч. 2, с. 10).
Ревнующему о молитве следует всегда помнить слова Самого Господа: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ( Мф. 7, 21 ). Воля же Отца Небесного объявлена в евангельских заповедях, исполнение которых есть единственный незаблудный путь спасения. На сем пути должно иметь три признака: смирение, милость и любовь, которые различаются только одними названиями, свойство же их одинаковое. На сию троицу добродетелей весь полк бесовский ничего сделать не может (2, ч. 3, с. 43–44).
Помози тебе Господи утвердиться, сестра, в молитвенном подвиге и стяжать молитву истинную, а не кое-какую храмлящую (хромающую), как обличает нас Иоанн Богослов в своих посланиях: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец… И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. ( 1Ин. 4, 20–21 ) (2, ч. 3, с. 44).
. Пишешь, что молилась псаломскими словами: Искуси меня, Господи, и испытай меня. ( Пс. 25, 2 ) и после этого испытала сильное нападение вражие. Вперед так не молись, эти слова Давидовы к тебе нейдут. Молитва каждого должна быть сообразна с его мерой, должна быть смиренна и разумна. А ты сама не понимала, о чем молишься, просила Господа испытать тебя, а когда после необдуманной твоей молитвы Господь попустил испытание, то и оказалось, что ты ни к чему еще не годна и немощна (2, ч. 3, с. 15).
Читайте «Отче наш» да не лгите: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем. » (1, ч. 2, с. 69).
Когда бьют часы, должно перекреститься с молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную»; как пишет святитель Димитрий Ростовский, для того «помилуй мя», что час прошел, ближе к смерти стало. Можно не при всех креститься, а по рассмотрению, при ком можно, а то и не надо, в уме же молитву должно сотворить (3, с. 212).
Когда в будни нельзя бывать в церкви, пораньше вставай и прочитывай что-нибудь молитвенное в свое утешение. Неопределенным положением своим не смущайся, а жди с терпением устроения себе от Промысла Божия (2, ч. 1, с. 183).
. Пишешь, что иногда от брани хульных помыслов не можешь взглянуть на икону. Чтобы помыслы меньше стужали 47 тебе, можешь изредка только взглядывать на иконы, но должна знать, что иконы только для глаз внешних, и потому, стоя на молитве, мы должны помнить, что предстоим перед Богом. Икону же воображать во уме ни в каком случае не следует (2, ч. 3, с. 96).
Не думай, что ты отреклась Господа тем, что, живя в лютеранском доме, стыдилась молиться Богу как обыкновенно молишься. Исповедуй и это с самоукорением пред Богом и пред духовником, но не смущайся до отчаяния. Вперед в подобных случаях, если неудобно молиться наружно, то хотя мысленно почаще призывай милость и помощь Божию, всегда стараясь помнить вездеприсутствие Божие. Также надобно умудряться, чтобы хотя утром и вечером, ложась и вставая, помолиться Богу и видимо (2, ч. 1, с. 186).
. Жили на одном острове три пустынника, имевшие у себя икону трех святителей. И как были они люди простые, необразованные, то и молились пред сей иконой не иначе, как простой своеобразной молитвой: «Трое вас, и трое нас, помилуйте нас». Так они постоянно твердили одну эту молитву. Вот пристали к этому острову путешественники, а старцы и просят, чтобы они научили их молиться. Путешественники начали учить их молитве «Отче наш», а выучив, поплыли далее морем на своем корабле. Но, отплыв несколько от берега, они вдруг увидели, что учившиеся у них молитве три старца бегут за ними по водам и кричат: «Остановитесь, мы вашу молитву забыли». Увидев их, ходящих по водам, путешественники изумились и, не останавливаясь, только сказали им: «Молитесь, как умеете». Старцы вернулись и остались при своей молитве (1, ч. 2, с. 59).
Кто сердится, тот лишается покрова Божиего. Нужно молиться без злопамятности (3, с. 216).
Если не хочется молиться, надо понуждать себя. Святые отцы говорят, что молитва с понуждением выше произвольной молитвы. Не хочется, но понуждай себя: Царство Небесное силою берется ( Мф. 11, 12 ) (3, с. 229).
Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, глаголя: «Не ведят бо, что творят». Делай и ты то же, и получишь милость и помощь Божию, и успокоишься (2, ч. 3, с. 62–63).
Молись и за оскорбляющих тебя сими словами: «Спаси, Господи, такую-то. и молитвами ее помилуй и меня грешную». Особенно молись так во время сильного смущения. Хорошо при этом полагать великие поклоны, если позволяет место (2, ч. 3, с. 140–141).
Оставь все человеческие мнения и недоумения и молись за сестру по совету Аввы Дорофея: «Помози Господи, якоже веси, рабе Твоей, такой-то, и меня грешную помилуй. Хощеши бо всем спастися и в разум истины прийти» (2, ч. 3, с. 68).
. Многие примеры показывают, что чтение с верою псалма «Живый в помощи» ограждает читающих от многих опасностей, и если кто ради забвения с верой на помощь Божию носит на себе написанный этот псалом, в этом нет ничего противного. У одного офицера была на шее икона святителя Николая, завернутая с написанным этим псалмом; пуля пробила платье, дошла до бумажки, но ни иконы, ни бумажки не повредила (2, ч. 1, с. 65–66).
Писала ты, что, находясь в тоске, ты молилась Матери Божией послать тебе издалека кого из рабов своих из какой-либо дальней пустыни. Хотя после вышло, как будто молитва твоя исполнилась, но такая молитва весьма погрешительна, безрассудна и дерзновенна и ведет к самообольщению. Вперед отнюдь не молись подобным образом, а молись просто, чтоб Господь и Матерь Божия помогли тебе, имиже ведят судьбами (2, ч. 3, с. 98).
Пишешь, что, потеряв молитву сердечную, ты осталась точно обезоружена. Я тебе уже писал, что во всех твоих искушениях и во всех необыкновенных действиях, бывающих с тобой, ты не должна оставлять молитвы. Не можешь молиться сердечной молитвой, молись умом или устами: как бы ни молиться, не оставляй только молитвы. При пострижении говорится постригаемому, что он должен всегда иметь имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во устех своих. Заметь, не только в сердце, но и в уме, в мыслях и в устах. А в тебе заметна неуместная настойчивость на своем, чтобы непременно была у тебя сердечная молитва, и когда ее нет, то и вовсе остаешься без молитвы. Пишешь, что когда с трудом старалась найти место сердечное, то стало тебя бороть осуждение ближних. Это и показывает, что молитва твоя еще неправильная, потому что плод истинной молитвы – смирение и любовь к ближнему (2, ч. 3, с. 15).
Описываешь в своем письме, как помысл понуждал тебя молиться, чтобы Господь ввел ум твой в сердце. Но ни у кого из святых отцов не видим, чтобы кто-либо из них молился подобной молитвой. Полезнее молиться со смирением так: «Господи! якоже веси, помилуй мя! Имиже веси судьбами, устрой о мне полезное!» Нам заповедано Господом молиться: «Отче наш! да будет воля Твоя». Но нигде не сказано, чтобы можно было молиться так: «Да будет воля наша!» А у тебя во всем, даже в молитве, проглядывает, что хочешь непременно, чтобы было по-твоему или по внушению вражию (2, ч. 3, с. 16).