именно такие настоящие имя и фамилия были у самозванца лжедмитрия i
ЛЖЕДМИ́ТРИЙ I
Том 17. Москва, 2010, стр. 361-363
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЖЕДМИ́ТРИЙ I [ок. 1577–80 – 17(27).5.1606, Москва], самозванец, занимавший в 1605–06 рус. престол под именем погибшего царевича Дмитрия Ивановича. Согласно выводам правительств. комиссии царя Бориса Фёдоровича Годунова (1603), поддерживаемым большинством исследователей, Л. I в реальности являлся Георгием (Юрием) Богдановичем Отрепьевым – сыном стрелецкого сотника Б. Отрепьева. Отец рано погиб, мальчика воспитывала мать. В 1590-х гг. Г. Б. Отрепьев неск. лет служил холопом (по всей видимости, добровольным) у М. Н. Романова, а затем у близкого к Романовым кн. Б. К. Черкасского. Опасаясь репрессий в связи с арестом Романовых, в нояб. 1600 принял постриг под именем Григорий и бежал из Москвы. Некоторое время скитался по монастырям, в 1601 вернулся в Москву и был принят келейником к своему деду – иноку Чудова мон. (в миру Евфимий Замятня). Благодаря острому уму и способностям в книжном деле замечен чудовским архим. Пафнутием, рукоположен патриархом Иовом в диаконы. Позднее вошёл в близкое окружение патриарха, по заказу Иова переписывал рукописи, составлял каноны святым, в составе его свиты присутствовал на заседаниях Освященного собора, Боярской думы и др. Из-за угрозы ареста (по одной из версий, в связи с возможным обвинением в ереси) в февр. 1602 вновь бежал из Москвы в сопровождении старцев Мисаила и Варлаама. Скорее всего, уже в это время у него возникла идея провозгласить себя чудесно спасшимся сыном царя Ивана IV Васильевича Грозного. Вскоре оказался на территории Речи Посполитой, в Вел. кн-ве Литовском (ВКЛ). После пребывания в нескольких православных монастырях (в т. ч. в Киево-Печерском) расстригся и отправился в Гощу – центр радикального протестантского течения ариан-тринитариев (посещал их школу). Весной (после Гощи) или осенью 1603 Г. Б. Отрепьев, скорее всего, побывал в Запорожской Сечи.
Лжедмитрий I
Биография
Биография Лжедмитрия I отличается от большинства других в первую очередь тем, что так до конца невыясненным и остается сама личность этого человека. Он убеждал всех, что является отпрыском Ивана Грозного, но позднее был признан самозванцем. Официальная дата рождения этого человека совпадает с днем рождения царевича Дмитрия, тогда как по другим источникам годы Лжедмитрия и настоящего сына царя не совпадают. То же касается и версий о месте рождения: сам он утверждал, что появился на свет в Москве, что соответствовало его легенде, тогда как разоблачители уверяли, будто родом Лжедмитрий-самозванец из Варшавы. Стоит добавить, что царь Лжедмитрий 1 стал первым из трех разных людей, называвших себя выжившим царевичем.
Лжедмитрий I. Портрет из замка Мнишков в Вишневце | Исторический портрет
Личность Лжедмитрия I
Происхождение лица, назвавшегося царем Дмитрием, остается неизвестным, и вряд ли сохранившиеся исторические данные смогут помочь установить его личность. Тем не менее, существует множество версий того, кто же занимал трон во время Лжедмитрия 1. Одним из главных кандидатов был и остается Григорий Отрепьев, сын галицкого боярина, который с детства был холопом Романовых. Позднее Григорий постригся в монахи и скитался по монастырям. Вопрос в том, почему Лжедмитрием стали считать Отрепьева.
Гравюра Лжедмитрия I | Коллекция исторических документов
Во-первых, он слишком много интересовался убийством царевича, а также неожиданно стал изучать правила и этикет придворной жизни. Во-вторых, бегство монаха Григория Отрепьева из святой обители подозрительно точно совпадает с первым упоминанием о походе Лжедмитрия. И в-третьих, во время правления Лжедмитрия 1 царь писал с характерными ошибками, которые оказались тождественными стандартным ошибкам монастырского писца Отрепьева.
Один из портретов Лжедмитрия I | Оракул
Картина «Дмитрий – царевич убиенный», 1899. Михаил Нестеров | Источник хорошего настроения
Не совсем исключена и возможность «правды», то есть, что Лжедмитрий был на самом деле сыном Иоанна Грозного, спрятанным и тайно переправленным в Польшу. Основывается эта мало популярная гипотеза на слухах, что одновременно с гибелью маленького Дмитрия бесследно пропал его сверстник Истомин, живший в палатах. Якобы этого ребенка убили под видом царевича, а самого наследника спрятали. Дополнительным аргументом за эту версию считается важное обстоятельство: мало того, что царица Марфа публично признала в Лжедмитрии своего сына, так вдобавок она никогда не служила в церкви заупокойную службу по погибшему ребенку.
В любом случае весьма примечательно, что сам Лжедмитрий I самозванцем себя не считал и почти все ученые сходятся во мнении: он искренне верил в свою причастность к царскому роду.
Правление Лжедмитрия I
В 1604 году свершается поход Лжедмитрия I на Москву. Между прочим, многие люди верили, что он является прямым наследником престола, поэтому большинство городов сдавались без боя. В столицу претендент на престол прибыл уже после смерти Бориса Годунова, а севший на трон его сын Федор II Годунов, царствовавший в течение всего лишь 18 дней, к моменту подхода войска Лжедмитрия был убит.
Картина «Последние минуты Дмитрия Самозванца», 1879. Карл Вениг | Источник хорошего настроения
Правил Лжедмитрий кратко, хотя и не настолько, как его предшественник. Почти сразу после его восхождения пошли разговоры о самозванстве. Те, кто еще вчера поддерживали поход Лжедмитрия, стали злиться на то, как вольно тот обращается с казной, тратя русские деньги на польских и литовских шляхтичей. С другой стороны, новоиспеченный царь Лжедмитрий I не выполнил обещание отдать полякам ряд русских городов и ввести на Руси католичество, из-за чего, собственно, польское правительство и стало его поддерживать в борьбе за престол. За те 11 месяцев, что Лжедмитрий Первый возглавлял Русь, против него было несколько заговоров и около десятка покушений.
Политика Лжедмитрия I
Первыми действиями царя Лжедмитрия I стали многочисленные милости. Он вернул из ссылки дворян, высланных из Москвы при предшественниках, удвоил зарплату военнослужащим, а помещикам увеличил земельные наделы, отменил налоги на юге страны. Но так как казна от этого только пустела, царь Лжедмитрий I увеличил поборы в других регионах. Начали нарастать бунты, которые Лжедмитрий отказался гасить силой, а вместо этого позволил крестьянам менять помещика, если тот их не кормит. Таким образом, политика Лжедмитрия I строилась на щедрости и милосердии к своим поданным. Кстати, он терпеть не мог лесть, из-за чего сменил большую часть приближенных.
Картина «Вступление войск Лжедмитрия I в Москву». К.Ф. Лебедев | Википедия
Многих удивляло, что царь Лжедмитрий I нарушал принятые ранее традиции. Он не ложился спать после обеда, искоренил пафосное обращение при дворе, часто выходил в город и лично общался с простыми людьми. Лжедмитрий I очень активно принимал участие во всех делах и ежедневно вел переговоры. Правление Лжедмитрия можно назвать новаторством не только для Руси, но и для Европы тех времен. Например, он невероятно упростил проезд на территорию государства для иностранцев, и Россию Лжедмитрия за рубежом называли самой свободной страной.
Лжедмитрий I. Один из вариантов возможной внешности | Культурология
Но если внутренняя политика Лжедмитрия I строилась на милосердии, во внешней он сразу же начал готовить войну с турками, чтобы завоевать Азов и захватить устье Дона. Он лично принялся обучать стрельцов управляться с новыми моделями пушек и принимал участие в тренировочных штурмах наравне с солдатами. Для успешной войны царь хотел заключить союз с западными странами, но получил отказ, так как ранее не выполнил обещаний. В целом, политика Лжедмитрия I, основанная вроде бы на здравой почве, в итоге несла только разорение.
Личная жизнь
Женат Лжедмитрий I был на Марине Мнишек, дочери польского воеводы, которая, судя по всему, знала о самозванстве супруга, но желала стать царицей. Хотя в этом качестве она прожила всего неделю: венчались супруги незадолго до его смерти. Кстати, Мнишек была первой женщиной, которую короновали в России, а следующей стала Екатерина II. Лжедмитрий I жену по всей видимости любил, так как сохранились письменные свидетельства того как он воспылал к ней чувствами при встрече. Но это отношение точно не было взаимным. Вскоре после смерти мужа Марина стала жить с человеком, называемым сегодня Лжедмитрием II, и выдавала его за первого мужа.
Лжедмитрий I и Марина Мнишек | Славянское обществo
Вообще, Лжедмитрий I был очень падок на женскую ласку. За время его короткого правления фактически все дочери и жены бояр автоматически становились его наложницами. А главной фавориткой до приезда в Москву Марины Мнишек была дочь Бориса Годунова, Ксения. Ходили слухи, что она даже успела забеременеть от царя-самозванца. Вторым увлечением самодержца после женщин были драгоценности. Кроме того, существуют свидетельства, что Лжедмитрий 1 нередко любил прихвастнуть и даже приврать, на чем его неоднократно ловили приближенные бояре.
Смерть
Гравюра «Смерть Самозванца», 1870 | Коллекция исторических документов
Тело Лжедмитрия I от заговорщиков стали охранять стрельцы, а чтобы успокоить толпу, предложили привести царицу Марфу, чтобы та вновь подтвердила – приходится ли царь ей сыном. Но еще до возвращения гонца разъяренная толпа избивала Лжедмитрия и требовала назвать свое имя. До последнего мгновения жизни тот держался версии, что он настоящий сын Ивана Грозного. Добили бывшего царя мечами и алебардами, а уже мертвое тело несколько дней предавали публичным унижениям – мазали дегтем, «украшали» масками, пели оскорбительные песни.
Эскиз к картине «Смутное время. Лжедмитрий», 2013. Сергей Кириллов | Лемур
Похоронили Лжедмитрия I за Серпуховскими воротами, на кладбище для нищих, бродяг и пьяниц. Но и этого низвержения личности царя заговорщикам и мучителям оказалось недостаточно. Так как после убийства Лжедмитрия I на окрестности обрушилась буря, разметавшая посевы, в народе стали говорить, будто бы покойник в могиле не спит, а по ночам выходит и мстит бывшим подданным. Тогда труп вырыли и сожгли на костре, а прах смешали с порохом и выстрелили в сторону Польши, откуда Лжедмитрий I пришел. Между прочим, это был единственный в истории выстрел, произведенный Царь-Пушкой.
Лжедмитрий I или всё-таки царевич Дмитрий?
Лжедмитрий I или всё-таки царевич Дмитрий?
Как в бурю листья на деревьях повертываются изнанкой, так смутные вре-мена в народной жизни, ломая фасады, обнаруживают задворки, и при виде их люди, привыкшие замечать лицевую сторону жизни, невольно задумыва-ются и начинают думать, что они доселе видели далеко не все.
Период истории России между 1598 и 1613 годами получил название Сму-ты. Смутное время, поистине, одна из самых загадочных и страшных эпох нашей страны.
В мае 1591 года из Углича приходит трагическое известие: не стало царе-вича Дмитрия. В 1598 году умирает царь Фёдор. Династия Рюриковичей пре-секлась. На политическую сцену выходят боярские роды Годуновых и Юрьевых.
Кроме аспектов связанных с политикой, Смуту, надо полагать, пробудили так же причины природные. Летописные своды свидетельствуют о том, что годы с 1601 по 1603 были весьма неурожайными. С.М. Соловьёв в своей кни-ге «История России с древнейших времён» (М., 2001. Т.8, С. 534) отмечал: «разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона че-ловек». Правительство было вынуждено принять меры, заключавшиеся в раздаче бесплатного хлеба нуждающимся. Но, к сожалению, средств затра-ченных из казны на всех не хватало. По дорогам бродили голодные, обездо-ленные люди, которые зачастую сбивались в шайки бандитов и шли на пре-ступления.
Стали возникать слухи, что умерший в Угличе царевич Дмитрий на самом деле жив. А раз так, то царь Борис Годунов правит незаконно. Вот тогда-то на политической сцене и появляется рассматриваемая нами далее в этой пуб-ликации фигура царевича Дмитрия, прозванного его противниками «Лжед-митрием» и «Дмитрием Самозванцем».
Кем был на самом деле этот человек? Доподлинно это так до сих пор никто и не выяснил. По одной из самых распространённых версий он был монахом Чудова монастыря – Григорием Отрепьевым. Именно эту гипотезу в литера-турно-художественной форме изложили нам некоторые знаменитые писатели, среди них А.П. Сумароков (трагедия «Димитрий Самозванец»), Ф. Булгарин (роман с тем же названием) и, конечно же, А.С. Пушкин (хрестоматийный «Борис Годунов»).
Наконец, существует мнение, что Лжедмитрий I это… настоящий, чудом спасённый сын Ивана Грозного – царевич Дмитрий собственной персоной! Несмотря на кажущуюся абсурдность последней версии, её, в частности, придерживался такой авторитет в исторической науке, как Н.И. Костомаров, который специально исследовал этот вопрос в своей работе «Кто был первый Лжедмитрий» (СПб., 1864), где утверждал, что «легче было спасти, чем под-делать Димитрия».
В том, что на царском троне восседал Григорий Отрепьев прямо или кос-венно сомневались следующие видные историки: В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, К.Н. Бестужев-Рюмин, а так же уже цитированные мною выше С.М. Соловьёв и Н.И. Костомаров. Их зарубежный коллега историограф Г.Ф. Миллер (1705-1783), несмотря на то, что в своих книгах придерживался офи-циальной версии о «самозванстве» Дмитрия, в приватных беседах высказывал диаметрально противоположную точку зрения. Англичанин Уильям Кокс приводит в своих «Путевых записках» следующие слова Миллера: «Я не могу высказать печатно моё настоящее мнение в России, так как тут замешана религия. Если вы прочтёте внимательно мою статью, то, вероятно, заметите, что приведённые мною доводы в пользу обмана слабы и неубедительны» (См. статью Сергея Цветкова «Названный Дмитрий… Идентификация: pro et contra» в журнале «Наука и Жизнь» № 2 за 2013 г., С.62). Так же ещё Миллер пересказал Коксу свой разговор с Екатериной II, где государыня спрашивала его о том, правда ли, что он сомневается в «самозванстве» царевича, на что Миллер отвечал императрице: «Вашему величеству хорошо известно, что те-ло истинного Димитрия покоится в Михайловском соборе. Ему поклоняются, его мощи творят чудеса. Что станется с мощами, если будет доказано, что Гришка – настоящий Дмитрий?».
Позволю себе вкратце напомнить читателю историю предполагаемой смерти реального царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного).
Расследование трагического происшествия возглавил боярин Василий Иванович Шуйский. Именно от него поступила версия «несчастного случая», ставшая затем основной, которая впоследствии была провозглашена на Зем-ском соборе 1591 года. Впрочем, в 1605 году Шуйский изменяет эту версию на более для себя удобную: мать Дмитрия вовремя узнаёт о намерении Бори-са Годунова лишить жизни её сына и спасает наследника престола, подменив его другим ребёнком. Впрочем, в достоверности этой второй гипотезы бо-ярина Шуйского заставляет сомневаться то обстоятельство, что она была произнесена им в год воцарения на престоле отечества человека, утверждав-шего, что он есть чудом спасённый царевич.
Нам всем, конечно, не без влияния пушкинского «Бориса Годунова» пра-вильной кажется первая версия, согласно которой реальный царевич Дмитрий пал жертвой коварного заговора или несчастного случая, однако я всё-таки предлагаю вам, дорогие читатели, взглянуть на ситуацию беспристрастно, постараться отринуть от себя всякое предубеждение.
Как бы то ни было, если даже Дмитрий и был чудом спасён, то последую-щие за таинственными происшествиями в Угличе полтора десятка лет о нём ничего не слышно….
…Дмитрий вновь предстаёт перед нами в 1604 г., когда состоялась его встреча с польским королём Сигизмундом. В этом же году царевич принима-ет католичество. Сигизмунд признал его права на русский трон и дал добро на оказание помощи чудом спасённому юноше. Заручившись поддержкой могущественных покровителей, с помощью воеводы Мнишека, царевич сна-рядил войско и двинул свою армию на Москву. Дмитрию покорялись многие русские города, причём часто горожане не оказывали ему ни малейшего со-противления, в том числе ему сдалось без боя войско московского воеводы Ф.И. Мстиславского.
И так, Дмитрия встречали не только без сопротивления, но и с большой радостью. Местные жители земель, через которые проходила его армия, ис-кренне верили, что встречают чудом спасённого наследника престола. Из книги историка К. Рыжова «Все монархии мира» (М., 2001) мы с интересом узнаём, что царевич во время своего триумфального шествия по русской зем-ле часто останавливался для того, чтобы побеседовать с местными жителями. В Серпухове его ждал целый богатый шатёр на несколько десятков человек, к его услугам была предоставлена царская кухня и челядь. Здесь, в Серпухове, Дмитрий дал свой первый пир русским боярам. Оставшуюся до Москвы часть пути «самозванец» совершает уже в прекрасной карете, сопровождаемой пышной свитой. Следующая остановка состоялась в Коломенском (в те времена это было подмосковное село), тут царевича так же ждал пир и встре-ча с местной аристократией. По словам историка Рыжова, Дмитрий ласково принимал местных крестьян и посадских людей, которые встречали его с хлебом-солью, и обещал «быть им отцом».
В 1605 году, в самый разгар наступления на столицу войск царевича Дмит-рия, умирает Борис Годунов. Армия не поддерживает оставленного им наследника: его сын и вдова зверски убиты.
20 июня 1605 года, под всеобщее ликование, царевич Дмитрий торже-ственно вступает в Москву. Вот как в своём главном труде – «История госу-дарства Российского» описывает это событие Н.М. Карамзин: «20 Июня, в прекрасный летний день, Самозванец вступил в Москву, торжественно и пышно. Впереди Поляки, литаврщики, трубачи, дружина всадников с копья-ми, пищальники, колесницы, заложенные шестернями и верховые лошади Царские, богато украшенные; далее барабанщики и полки Россиян, Духовен-ство с крестами и Лжедимитрий на белом коне, в одежде великолепной, в блестящем ожерелье, ценою в 150000 червонных: вокруг его 60 Бояр и Кня-зей; за ними дружина Литовская, Немцы, Козаки и стрельцы. Звонили во все колокола Московские. Улицы были наполнены бесчисленным множеством людей; кровли домов и церквей, башни и стены также усыпаны зрителями. Видя Лжедимитрия, народ падал ниц с восклицанием: «Здравствуй отец наш, Государь и Великий Князь Димитрий Иоаннович, спасенный Богом для нашего благоденствия! Сияй и красуйся, о солнце России! » Лжедимитрий всех громко приветствовал и называл своими добрыми подданными, веля им встать и молиться за него Богу» (том XI, часть 5, глава 4).
Как рассказывает нам Д. Иловайский: «21 июля происходило торжествен-ное венчание Самозванца на царство в Успенском соборе со всеми обычными обрядами. Венчание сие совершал Игнатий, за несколько дней до того так же торжественно посвящённый в сан патриарха. Когда после обеда новый царь принимал во дворце поздравления от всех придворных чинов ‹…› из толпы выступил иезуит Чировский: поцеловав руку Лжедмитрия, он посреди глубо-кого молчания сказал ему от имени поляков приветственную речь на поль-ском языке; что немало удивило русских бояр. Но Самозванцу эта напыщен-ная речь, по-видимому, очень понравилась, и он стал переводить боярам её смысл. За поздравлениями следовал роскошный пир».
Так кем же был на самом деле этот человек: чудом спасшимся царевичем, беглым монахом Григорием Отрепьевым или иным подставным лицом? Пер-вый вариант способна разъяснить только генетическая экспертиза. Да, могилы человека, называвшего себя Дмитрием и царствовавшего на российском престоле в 1605-06 гг. не сохранилось (да и был ли вообще он предан земле?), однако существуют захоронения других ключевых фигур – Ивана Грозного и восьмилетнего мальчика, официально признанного его сыном. Достаточно проверить, действительно ли эти двое пребывали в родственной связи друг с другом. Если да, то царствовавший в эпоху Смуты Дмитрий был дей-ствительно самозванцем, в противном же случае…. Вопросов у учёных ста-новится ещё больше.
Был ли царевич Дмитрий самозванцем или не был… неизвестно. Думается только, что, если ему удалось удержаться на троне ещё на несколько лет, ис-тория России пошла бы совсем в другом направлении….
Статья впервые опубликована: Копылов А.Н. Лжедмитрий I или всё-таки царевич Дмитрий? // Актуальные проблемы современной науки. 2014. № 3. С. 16-21.
Именно такие настоящие имя и фамилия были у самозванца лжедмитрия i
Лжедмитрий I. Гравюра Л.Килиана. 1606 г.
ЛЖЕДМИТРИЙ I (ок. 1580—1606) — самозванец, ставший русским царем с 1605 г. По официальной версии Юрий Богданович Отрепьев, выдававший себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Мелкопоместный галичский дворянин, служил в холопах на дворе бояр Романовых. В 1600 г. принял монашеский постриг, после чего жил на дворе патриарха. В 1602 г. бежал в Литву, где объявил себя сыном царя Ивана Грозного. С помощью польских магнатов (князь А. Вишневецкий, воевода Ю. Мнишек) и Римской церкви Лжедмитрий I принял католичество, организовал поход на Москву. После успехов Лжедмитрия и смерти Б. Годунова произошел государственный переворот. Сын Б. Годунова — Федор и его мать были взяты под стражу и вскоре убиты. Лжедмитрий I венчался на царство 21 июля 1605 г. Мать убитого царевича Дмитрия признала его своим сыном. Сохранил практически все старые порядки. Деятельность Лжедмитрия I вызывала недовольство боярской аристократии, особенно после женитьбы на Марине Мнишек. Был свергнут и убит в мае 1606 г. Его пепел выстрелом пушки был развеян в сторону польской границы.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 278-279.
Лжедмитрий I (ск. 17.05.1606) — авантюрист, самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича, русский царь в 1605—06. Лжедмитрия I активно поддерживали антирусские католические круги Речи Посполитой, а позднее оппозиционные правительству Бориса Годунова слои русских феодалов. Происхождение Лжедмитрия I неясно. Наиболее общепринятой является версия правительства Бориса Годунова о том, что Лжедмитрий I — беглый дьякон Чудова монастыря Григорий Отрепьев, сын галичского феодала Богдана Отрепьева. Появился Лжедмитрий I в Польше в 1601, но активная подготовка к авантюре происходила в 1603—04. Лжедмитрий обещал после воцарения отдать Польше Северскую и Смоленскую земли, жениться на Марине Мнишек, в виде «вена» отдать ей Новгород и Псков и уплатить Ю. Мнишеку 1 млн злотых. Тогда же Лжедмитрий I тайно перешел в католичество, обещал участие России в антитурецком союзе и введение в ней католичества. Осенью 1604 Лжедмитрий I перешел границу Русского государства. Успеху авантюры способствовали волнения крестьян, развернувшиеся в южных районах государства. Поддержали Лжедмитрия I и русские феодалы этих районов. Лжедмитрий I укрепился на Юге страны, несмотря на поражение под Добрыничами. После смерти Бориса Годунова его армия под Кромами перешла на сторону Лжедмитрия I. 1 июня 1605 в Москве произошло восстание горожан, и правительство Годуновых было свергнуто. 20 июня Лжедмитрий I вступил в Москву. Заняв царский престол, он стремился проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. В интересах русских феодалов правительство Лжедмитрия I провело верстание их увеличенными денежными и земельными окладами, произведя при этом денежные и земельные конфискации у монастырей. Южные районы государства были освобождены от налогов на 10 лет, там же прекратилась обработка «десятинной пашни». Усиление налогов, в частности из-за отправки денег в Польшу, вызвало весной 1606 подъем вооруженной борьбы народных масс. Не успев заручиться полной поддержкой всех феодалов, Лжедмитрий I должен был делать уступки восставшим — он не пошел на подавление движения силой и включил в Сводный судебник, который не успел, однако, издать, статьи о крестьянском выходе. Произошло и ухудшение отношений с Польшей из-за нежелания Лжедмитрия I выполнить свои обязательства. Он оттягивал введение католичества и отказался делать территориальные уступки Польше, предлагая Сигизмунду III деньги за оказанную им помощь. Кризис внутренней и внешней политики Лжедмитрия I создал условия для организации заговора дворцовой знати во главе с Василием Шуйским. Во время восстания горожан Москвы против поляков, прибывших на свадебные торжества Лжедмитрия I с М. Мнишек, самозванец был убит заговорщиками.
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.
Карл ВЕНИГ (1830-1908). Последние минуты Дмитрия Самозванца. 1879.
Репродукция с сайта http://lj.rossia.org/users/john_petrov/
В. Д. Назаров. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.
Литература: Платонов С. Ф., Очерки по истории смуты в Моск. гос-ве XVI-XVII вв., М., 1937; Голубцов И. A., «Измена» смольнян при Б. Годунове и «Извет» Варлаама, в кн.: РАНИОН, т. 5, M., 1928; Смирнов И., К характеристике внутр. политики Лжедмитрия I, «Уч. зап. ЛГУ», No 19, Серия историч. наук, в. 1, 1938; Корецкий В. И., Восстановление Юрьева дня в России Лжедмитрием I, в кн.: Ежегодник по аграрной истории Вост. Европы, К., 1962.
Первые сведения о пребывании Лжедмитрия I в Речи Посполитой относятся к 1601 г., когда он появился сначала в Киево-Печерском монастыре, а затем у киевского воеводы князя Константина Острожского. Претендентом на русский престол самозванец начал называть себя позднее, когда жил у влиятельного магната Адама Вишневецкого, владения которого находились вблизи от русской границы по левому берегу Днепра. Здесь в 1603 г. Лжедмитрий I «открыл» своё «царское происхождение», присвоив имя сына Ивана IV царевича Дмитрия, погибшего в Угличе в 1591 г. Предполагают, что это был беглый монах Григорий Отрепьев. О «чудесном» спасении царевича Вишневецкий осенью 1603 г. уведомил польского короля Сигизмунда III. Таким образом, авантюра Лжедмитрия I зародилась в кругу польского магнатства, заинтересованного в расширении своих владений за счёт территории Русского государства. В марте 1604 г. Лжедмитрий был принят королём в Кракове. Сигизмунд обещал Лжедмитрию тайную поддержку, помог ему деньгами и разрешил частным образом набрать войско из шляхтичей. Лжедмитрий согласился после захвата русского престола передать Речи Посполитой Смоленскую и Северскую области, помочь Сигизмунду III овладеть шведским престолом, способствовать распространению католичества в русских землях. В Кракове Лжедмитрий вступил в сношения с католической церковью, тайно перешёл в католицизм и отдался под покровительство папы.
Таким образом, Речь Посполитая рассчитывала без «большой войны» реализовать планы Стефана Батория. Вокруг Лжедмитрия I в надежде на богатую добычу собралось до тысячи крупных и мелких авантюристов. Среди них был и разорившийся сандомирский воевода Юрий Мнишек, давший согласие на брак с Лжедмитрием I своей дочери Марины.
В конце октября 1604 г. отряды Лжедмитрия вступили в пределы Русского государства в районе Северской Украины и начали поход на Москву, явившийся началом вооружённой интервенции Речи Посполитой. Главными организаторами вторжения в Россию были польско-литовские магнаты, получившие поддержку короля, папского нунция и иезуитов.
Появление самозванца совпало с моментом крайнего ослабления правительства Годунова, продолжавшего политику Ивана IV в отношении боярства и тем вызвавшего ненависть бояр к неродовитому царю. Заговор против Русского государства, организованный в Речи Посполитой, смыкался с боярским заговором в Москве против Годунова. Часть бояр и дворян открыто перешла на сторону самозванца.
В то же время в стране развёртывалась мощная антифеодальная борьба крестьян. Крепостное крестьянство и городская беднота наивно полагали, что найдут в Лжедмитрии «хорошего царя», лучшего, нежели Борис, и это обеспечило Лжедмитрию их временную поддержку. Проводимые правительством жестокие репрессии в отношении сторонников Лжедмитрия I не могли укрепить положения Бориса Годунова и только лишь накаляли атмосферу.
Путь наступления Лжедмитрия на Москву проходил по юго-западным окраинам Русского государства, где население уже поднялось против Бориса Годунова. Поэтому войско Лжедмитрия быстро росло и стремительно продвигалось вперёд Царские воеводы в ряде случаев оказывались не в состоянии вступать в борьбу и без боя сдавали города. Отдельные воеводы, недовольные правлением Годунова, прямо переходили на сторону Лжедмитрия. В течение двух недель Лжедмитрия I «признали» Путивль, Рыльск, Севск, Курск, Кромы и ряд других городов. В обширной Комарицкой волости, расположенной между городами Севском и Кромами, вспыхнуло большое крестьянское восстание против правительства Годунова.
Первое серьёзное сопротивление Лжедмитрий встретил лишь под Новгородом-Северским. В январе 1605 г. под Добрыничами он потерпел поражение. Однако этот военный успех не улучшил положения царя Бориса. Восстание продолжало расти, охватывая всё новые территории. Оно было использовано самозванцем. Вскоре на сторону Лжедмитрия перешли Рязань, Тула, Алексин, Кашира.
20 июня 1605 г. Лжедмитрий во главе польского отряда вошёл в столицу, а через месяц венчался на царство.
Стараясь найти поддержку у московской аристократии, Лжедмитрий возвратил из ссылки бояр, пострадавших при Борисе Годунове. Однако опереться на боярство Лжедмитрию не удалось. Он стал не нужен княжатам и боярам, как только династия Годуновых была уничтожена. Наибольшие усилия Лжедмитрия были направлены на привлечение на свою сторону средних и мелких землевладельцев-дворян. Дворянам, находившимся на военной службе, были повышены денежные оклады, им усиленно раздавались земли. Крестьяне, бежавшие в голодные годы, были закреплены за помещиками, на землях которых они осели. Закон 7 января 1606 г. закрепил положение кабальных холопов, определённое законом 1597 г. Закон 1 февраля 1606 г. сохранил пятилетний срок сыска беглых крестьян.
Все эти мероприятия носили ярко выраженный крепостнический характер и по сути дела представляли собой продолжение политики, отчётливо наметившейся в предыдущие годы. Поэтому борьба городских низов и крепостного крестьянства, сначала направленная против Бориса Годунова, обратилась против Лжедмитрия. Крепостническое законодательство 1606 г. отражало прежде всего интересы дворянства и не удовлетворяло бояр. Бояре, расправившиеся с помощью самозванца с Годуновым, искали теперь удобного случая для устранения самого Лжедмитрия. Русское духовенство было также настроено против Лжедмитрия, который обложил крупные монастыри большими денежными поборами и отобрал у некоторых из них часть земель. Антинациональная политика Лжедмитрия I, стремившегося в ущерб интересам страны вознаградить за оказанную помощь польское магнатство и католическую церковь, вызывала резкое недовольство всех слоёв населения.
Главная же опасность грозила Лжедмитрию со стороны обманутых им народных масс, недовольство которых стремилась использовать феодальная знать.
Развязка была ускорена поведением самого Лжедмитрия и прибывших вместе с ним польских авантюристов, которые вели себя в Москве, как в завоёванном городе, позволяли себе всякого рода насилия.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 517-518.
Происхождение и дела
Родители : Богдан Отрепьев;
Основные моменты жизни
Русский царь (1605-1606);
Истории самозванства Смутного времени посвящена обширная литература. Первоначально все внимание историков было сосредоточено на вопросе о том, кто скрывался под личиной Лжедмитрия I. Большинство историков придерживалось мнения, что имя Дмитрия принял беглый чудовский монах Григорий Отрепьев. Но самый крупный знаток Смутного времени С.Ф.Платонов пришел к заключению, что вопрос о личности самозванца не поддается решению. Подводя итог, историк с некоторой грустью писал: «Нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть: истина от нас пока скрыта» (Платонов С.Ф. Вопрос о происхождении первого Лжедмитрия. Статья по русской истории, Спб, 1912г. с.276).
Столь же осторожной была точка зрения В.О.Ключевского, который отмечал, что личность неведомого самозванца остается загадосной, несмотря на все усилия ученых разгадать ее; трудно сказать, был ли то Отрепьев или кто другой, хотя последнее менее вероятно. Анализируя ход Смуты, В.О.Ключевский с полным основанием утверждал, что важна была не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу.
К.В.Чистов рассматривал самозванство в России «как проявление определенных качеств социальной психологии народных масс, ожидавших прихода «избавителя», их веры в «доброго» царя, способного защитить народ от притеснений «лихих бояр» и оградить его от социальной несправедливости.
Розыск о самозванце
Официальная версия излагалась в дипломатических наказах, адресованных польскому двору. В них значилось буквально следующее: Юшка Отрепьев, «як был в миру, и он по своему злодейству отца своего не слухал, впал в ересь, и воровал, крал, играл в зернью, и бражничал, и бегал от отца многажда, и заворовався, постригсе у черницы. «. После пострижения он «отступил от бога, впал в ересь и в чорнокнижье, и призыване духов нечистых и отъреченья от бога у него выняли». Узнав об этих преступлениях, патриарх осудил его на пожизненное заключение в тюрьму.
Посольский приказ сфальсифицировал биографию Отрепьева в двух самых важных пунктах. Цели фальсификации предельно ясны. Важно было представить Отрепьева как одиночку, за спиной которого нет никаких серьезных сил, а заодно изобразить его изобличенным преступником, чтобы иметь основание потребовать от поляков выдачи «вора».
В действительности ситуация была гораздо опаснее и фактическая биография Отрепьева существенно отличается от приведенной версии.
За несколько лет службы Отрепьев занял при дворе Никитичей достаточно высокое положение. Это едва не погубило Юрия в тот момент, когда Романовых постигла царская опала в результате событий 1600 года.
В 1600 году здоровье Бориса Годунова резко ухудшилось и в городе по этому поводу поднялась большая тревога, была спешно созвана Боярская дума, на которую Годунова принесли на носилках.
Романовы, ожидая скорой кончины Бориса, собрали на своем подворье многочисленную вооруженную свиту. Стремясь пресечь возможный переворот, Годунов в ночь на 26 октября 1600 года послал несколько сот стрельцов к усадьбе Романовых. Дом был подожжен, оказавшие сопротивление были убиты, многие арестованы. Ближние слуги Романовых были казнены. Подобная участь ожидала и Отрепьева. Спасаясь «от смертные казни», двадцатилетний Юрий постригся в монахи под именем Григория и бежал в провинцию.
Григорий Отрепьев побывал в нескольких монастырях, но нигде подолгу не задерживался и очень скоро решил вернуться в столицу. По протекции своего деда Елизария Замятни Григорий был принят в аристократический московский Чудов монастырь. Вскоре Григория отличил архимандрит и перевел в свою келью, где Отрепьев занимался перепиской книг и получил чин дьякона. В штате писцов и помощников он присутствовал и на государевой думе.
Из имения Вишневецкого Лжедмитрий ездил в Запорожскую Сечь, пытаясь привлечь на свою сторону казаков, но поддержки не получил. Однако запорожцы помогли установить связь с донскими казаками, которые немедленно отозвались на его обещания. Донцы были первыми в России, кто решительно заявил о поддержке «законного монарха».
В 1600 году Россия и Польша договор о перемирии на 20 лет. Военные планы Вишневецкого не получили поддержки коронного гетмана Замойского и большинства других сенаторов. Зато король Сигизмунд III давно вынашивал планы похода на восток. Его замыслы разделял сенатор Юрий Мнишек, связанный с влиятельными католическими кругами. Лжедмитрий решил порвать со своим православным покровителем и перебрался к Юрию Мнишеку в Самбор. Зная замыслы короля, Мнишек надеялся с помощью самозванца завоевать милость короля и поправить неважное финансовое положение. Он не только принял Лжедмитрия с царскими почестями, но и решил породниться с ним. Лжедмитрий сделал предложение его дочери Марине. Сватовство дало благовидный предлог для обращения самозванца в католичество. Обещания относительно перехода московского «царевича» в католичество усилили интерес Сигизмунда III к интриге.
Сигизмунд III согласился предоставить Лжедмитрию помощь на условиях значительных территориальных уступок и военной помощи Москвы для овладения шведской короной. Лжедмитрий обязался уступить Речи Посполитой Чернигово-Северскую и половину Смоленской землю. Другая половина Смоленской земли была обещана Юрию Мнишек. Одним из условий был обязательный брак Лжедмитрия с подданной короля (имя Марины Мнишек упомянуто не было, но подразумевалось).
Выполнение Самборских обязательств Лжедмитрием I привело бы к расчленению России. Однако интересы собственного народа и государства мало заботили самозванца. Подобно азартному игроку, он думал лишь о ближайшей выгоде.
Воевода Мнишек набрал для будущего зятя небольшое войско из польских авантюристов, к которым присоединилось 2 тысячи малороссийских казаков и небольшой отряд донцов. С этими силами Лжедмитрий 15 августа 1604 года открыл поход, а в октябре перешел российскую границу.
Обаяние имени царевича Дмитрия и недовольство Годуновым сразу дали себя знать. Моравск, Чернигов, Путивль и др. города без боя сдались Лжедмитрию; держался только Новгород-Северский, где воеводой был П.Ф.Басманов. Пятидесятитысячное московское войско, под начальством Мстиславского на пришедшее на выручку этого города, было наголову разбито Лжедмитрием, хотя численность его войска была меньше более чем в 3 раза. Русские люди неохотно сражались против человека, которого в душе считали истинным царевичем.
Большинство поляков, недовольных задержкой платы, оставило в это время Лжедмитрия, но зато к нему явилось 12 000 казаков. В.И.Шуйский разбил 21 января 1605 года Лжедмитрия при Добрыничах, но затем московское войско занялось бесплодной осадой Рыльска и Кром, а тем временем Лжедмитрий, засевший в Путивле, получил новые подкрепления. Недовольный действиями своих воевод, Борис Годунов послал к войску П.Ф.Басманова, но тот уже не мог остановить разыгравшейся смуты. 13 апреля 1605 года внезапно умер царь Борис, а 7 мая все войско с Басмановым во главе, перешло на сторону Лжедмитрия.
20 июня Лжедмитрий торжественно въехал в Москву. Провозглашенный перед тем царем Федор Борисович Годунов еще раньше был убит посланными Лжедмитрием, вместе со своей матерью, а уцелевшую сестру его, Ксению, Лжедмитрий сделал своей наложницей; позднее она была пострижена.
Через несколько дней после въезда Лжедмитрия в Москву обнаружились замыслы бояр против него. В.И.Шуйский был уличен в распускании слухов о самозванстве нового царя и, отданный Лжедмитрием на суд собора, состоявшего из духовенства, бояр и простых людей, приговорен к смертной казни. Однако под давлением боярской думы Лжедмитрий заменил казнь ссылкой братьев Шуйских в галицкие пригороды, а затем, вернув их с дороги, простил совершенно, возвратив им имения и боярство. Патриарх Иов был низложен и на его место был возведен архиепископ рязанский, грек Игнатий, который 21 июля и венчал Лжедмитрия на царство.
Правление и гибель
Как правитель Лжедмитрий, согласно всем современным отзывам, отличался недюжинной энергией, большими способностями, широкими реформаторскими замыслами и крайне высоким понятием о своей власти.
Отступления от старых обычаев, которые допускал Лжедмитрий, и явная любовь Лжедмитрия к иноземцам раздражали некоторых ревнителей старины среди приближенных царя, но народные массы относились к нему доброжелательно и москвичи сами избивали немногих, говоривших о самозванстве Лжедмитрия. Он погиб исключительно вследствие боярского заговора, возглавляемого В.И.Шуйским.
Удобный повод заговорщикам доставила свадьба Лжедмитрия. Еще 10 ноября 1605 года в Кракове состоялось обручение, а 8 мая 1606 года совершился и брак Лжедмитрия с Мариной Мнишек. Воспользовавшись раздражением москвичей против поляков, наехавших в Москву с Мариной и позволявших себе разные бесчинства, заговорщики в ночь с 16-го на 17-е мая, ударили в набат и объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя. Направив толпы на поляков, сами заговорщики прорвались в Кремль. Захваченный врасплох, Лжедмитрий пытался сначала защищаться, затем бежал к стрельцам, но стрельцы выдали его и он был застрелен. Народу объявили, что, по словам царицы Марфы, Лжедмитрий был самозванец. Тело его сожгли и, зарядив прахом пушку, выстрелили в ту сторону, откуда он пришел.
ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ
Далее читайте:
Осипов Тимофей (?-1606), дьяк, сорвавший присягу Лжедмитрию I.
Щепкин Евгений Николаевич (1860-1920), исследователь этого периода истории, занимался выяснением личности Лжедмитрия I.
Литература:
Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. Новосибирск, «Наука», 1990.
Алексеев Н.Н. Лжецаревич. М., «Армада», 1995.
Тумасов Б.Е. Лихолетье. М., «Армада», 1995.
Платонов С. Ф., Очерки по истории смуты в Моск. гос-ве XVI-XVII вв., М., 1937;
Голубцов И. A., «Измена» смольнян при Б. Годунове и «Извет» Варлаама, в кн.: РАНИОН, т. 5, M., 1928;
Смирнов И., К характеристике внутр. политики Лжедмитрия I, «Уч. зап. ЛГУ», No 19, Серия историч. наук, в. 1, 1938;
Корецкий В. И., Восстановление Юрьева дня в России Лжедмитрием I, в кн.: Ежегодник по аграрной истории Вост. Европы, К., 1962.