имам хатыб кто это такой
Имам хатыб кто это такой
Имам-хатыб – это тот, кто возглавляет совместную молитву и проводит пятничную проповедь, а также владеет искусством устной речи и может влиять на мысли и чувства прихожан мечети.
Служить своему народу в качестве имама – это милость Аллаха. Имам – хатыб постоянно находится в общении с людьми, вся его жизнь связана с поклонением, преподаванием, обучением и развитием Ислама.
В наши дни имам-хатыб должен уметь многое. Работа с прихожанами, стариками, детьми, преподавание, встречи с осужденными, военнослужащими, участие в светских и научных мероприятиях, научная работа… Современная реальность требует от имам-хатыба быть грамотным, коммуникабельныи, активным и всесторонне образованным человеком.
Качества, которые должны быть присущи имам-хатыбу, следует разделить на те качества, которыми он должен обладать в целом, и на те, которые он должен проявлять во время чтения проповеди.
Остановимся на тех качествах, которыми имам-хатыб должен обладать в целом.
1. Врождённые задатки. Человек, желающий стать имам-хатыбом, должен свободно чувствовать себя в этой профессии и с удовольствием исполнять свои обязанности.
3. Специальные знания. Имам-хатыбу необходимо обладать знаниями и быть всесторонне образованным, поскольку во время проповеди или после её окончания ему могут задать вопросы. Отвечая на них, имам-хатыб должен проявить себя компетентным специалистом в области религии и начитанным человеком.
4. Сила воли и харизма. Эти качества считаются восхваляемыми и важными. Они крайне необходимы для успешного чтения проповеди перед верующими. Когда Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) произносил свои проповеди, его сподвижники плакали – настолько глубокое впечатление производили на них речи Посланника Аллаха.
5. Высоконравственное поведение. Человек, который побуждает людей делать добро должен сам подавать им пример. В Священном Коране сказано:
«О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего вы не делаете, и не выполняете своих обещаний?» (Сура «Ряды», 2 аят). Действия человека не должны противоречить его словам.
6. Искренность. В речи должна чувствоваться искренность, слова должны идти от души. Искренность – одна из причин для Аллаха принять дела человека:
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники» (Сура «Ясное Знамение», 4 аят).
Во время выступления перед верующими имам-хатыб должен быть искренним и избегать действий, совершаемых напоказ.
Также следует уделить внимания тем качествам, которые необходимы имам-хатыбу непосредственно во время произнесения проповеди.
1. Сильный, красивый, звучный голос. В том случае, если у имам-хатыба тихий голос, нечёткая речь или проблемы с дикцией, люди устанут его слушать. Это даже может послужить причиной для оставления прихожанами той мечети, где он служит.
2. Выразительность речи, расстановка пауз, выделение значимых мест с помощью интонации.
Будучи искренним при произнесении проповеди, имам-хатыб должен выражать свои чувства, чтобы они передались верующим. Иногда уместно выражать радость, иногда – возмущение.
3. Хорошее, чёткое, грамотное произнесение слов. Неграмотная речь часто становится причиной для насмешек и даже потери авторитета. Перед выступлением имам-хатыбу необходимо несколько раз прочесть свою проповедь вслух, тренируя произношение слов, вызывающих трудности.
Также имам-хатыб должен уметь с лёгкостью исправлять допущенные во время проповеди ошибки и обращать неблагоприятные ситуации себе на пользу. Приведём пример: как-то раз один халиф поднялся на минбар, желая произнести проповедь, и в это время ему на лицо села муха. Он отогнал её. Потом ситуация повторилась снова. В третий раз произошло то же самое. Люди волей-неволей начали улыбаться. Халиф не растерялся и привёл аят, после чего люди успокоились:
Внешний облик имам-хатыба во время произнесения проповеди
Существует целый ряд требований к внешнему облику имам-хатыба. Приведём их здесь.
1. Подобающее духовному лицу одеяние и опрятный внешний вид. Всевышний Аллах в священном Коране говорит:
«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети» (Сура «Преграды», 31 аят). Посланник Аллаха хотел видеть верующих прилично одетыми. Увидев непричёсанного человека, Пророк Мухаммад (алейхиссалям) воскликнул:
«Неужели он не нашёл ничего, чтобы привести в порядок свои волосы?» (ан-Насаи, сахих).
Встретив человека в грязной одежде, Посланник Аллаха сказал:
«Неужели он не нашёл ничего, чтобы отмыть свою одежду?» (абу Дауд, сахих)
Когда Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) выходил из дома, чтобы беседовать с людьми из числа своих сподвижников, он тщательно приводил в порядок свою одежду и причёсывал волосы. Имеется сотни хадисов рассказывающих о важности гигиены, красоты и внешности верующего.
«Поистине, Аллах – Красивый, любит красоту и Он любит видеть следы Своих благодеяний на Своем рабе» (ат-Тирмизи, хасан-сахих).
Во всех делах мы должны знать «золотую середину», одежда должна быть красивой, опрятной и скромной.
2. Положение: следует находиться на возвышенности или минбаре. Незадолго до проповеди имам-хатыбу следует спокойно занять своё место и успокоиться. К проповеди лучше приступить после некоторой паузы, обратив на себя внимание присутствующих.
3. Жесты: сдержанные и в умеренном количестве. Имам-хатыб должен уметь правильно жестикулировать, поскольку его жесты влияют на восприятие проповеди и её общее качество.
Подготовка к проповеди
Имам-хатыб должен читать проповедь почти не глядя, желательно запомнить её наизусть. При профессиональном подходе имам-хатыб готовится к проповеди в течение недели.
Приведём здесь стандартный порядок действий имам-хатыба при составлении проповеди.
1. Выбор темы. Тема проповеди быть актуальной, связанной с событиями реальной жизни и мусульманским календарем, его праздниками и датами. Вспомним, например, печальные события: – землетрясение на Гаити и в Японии. В связи с ним имам-хатыбу правильно было бы подготовить проповедь о наказании Всевышнего за отклонение от веры или испытании Аллаха.
Проповедь также может быть посвящена ближайшей знаменательной дате мусульманского календаря. Во время Рамадана неуместно говорить о хадже, и наоборот.
Также имам должен проверить, не произносил ли он похожую проповедь на сходную тему в течение предшествующего года.
2. Структура проповеди.
Структурно проповедь делится на 3 части:
1) начало (приветствие);
3) окончание (выводы).
Для того, чтобы написать проповедь, нужно сначала обдумать её план.
3. Поиск аргументов.
В качестве аргументов для проповеди могут использоваться:
— цитаты из священного Корана, хадисы Пророка Мухаммада (мир ему!);
— классические богословские книги (Коран и его тафсир, ханафитский фикх), опубликованные компетентными издательскими домами;
— события, явления повседневной жизни, соответствующие теме проповеди.
4. Составление проповеди.
5. Анализ достоверности и убедительности аргументов.
6. Создание чистового варианта проповеди. Переписать проповедь начисто в удобном для чтения виде.
7. Проверка хронометража. Проверить, сколько времени уйдет на чтение проповеди (оптимальный хронометраж – 30-35 минут).
Имам-хатыб должен стремиться к публичному произнесению собственных проповедей. Если же он пользуется чужими проповедями, их следует прочитывать несколько раз и заучивать наизусть те аяты и хадисы, которые там приводятся.
Подводя итоги всего вышесказанного, следует отметить, что быть имам-хатыбом непросто. Имам-хатыб должен постоянно отдавать себе отчет в своих словах, поступках и действиях. Он должен являть собой пример для прихожан своей мечети. Имам – это последователь исламских ученых-алимов, а ученые – последователи пророков и посланников Всевышнего. То есть имам – это лицо религии Ислам. Бывают времена невзгод и тягот, но всё же нужно руководствоваться не материальными ценностями, а духовными. Имаму следует быть сострадательным, отзывчивым и искренне стремиться улучшить положение людей. Каждый имам-хатыб должен служить Всевышнему Аллаху, своей вере, своей Родине, ибо его проповеди направлены на воспитание людей, их нравственное исправление.
Имам хатыб кто это такой
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).
Каким должен быть имам-хатыб?
Имам-хатыб – это тот, кто возглавляет совместную молитву и проводит пятничную проповедь, а также владеет искусством устной речи и может влиять на мысли и чувства прихожан мечети.
Служить своему народу в качестве имама – это милость Аллаха. Имам – хатыб постоянно находится в общении с людьми, вся его жизнь связана с поклонением, преподаванием, обучением и развитием Ислама.
В наши дни имам-хатыб должен уметь многое. Работа с прихожанами, стариками, детьми, преподавание, встречи с осужденными, военнослужащими, участие в светских и научных мероприятиях, научная работа… Современная реальность требует от имам-хатыба быть грамотным, коммуникабельныи, активным и всесторонне образованным человеком.
Качества, которые должны быть присущи имам-хатыбу, следует разделить на те качества, которыми он должен обладать в целом, и на те, которые он должен проявлять во время чтения проповеди.
Остановимся на тех качествах, которыми имам-хатыб должен обладать в целом.
1. Врождённые задатки. Человек, желающий стать имам-хатыбом, должен свободно чувствовать себя в этой профессии и с удовольствием исполнять свои обязанности.
3. Специальные знания. Имам-хатыбу необходимо обладать знаниями и быть всесторонне образованным, поскольку во время проповеди или после её окончания ему могут задать вопросы. Отвечая на них, имам-хатыб должен проявить себя компетентным специалистом в области религии и начитанным человеком.
4. Сила воли и харизма. Эти качества считаются восхваляемыми и важными. Они крайне необходимы для успешного чтения проповеди перед верующими. Когда Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) произносил свои проповеди, его сподвижники плакали – настолько глубокое впечатление производили на них речи Посланника Аллаха.
5. Высоконравственное поведение. Человек, который побуждает людей делать добро должен сам подавать им пример. В Священном Коране сказано:
«О вы, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего вы не делаете, и не выполняете своих обещаний?» (Сура «Ряды», 2 аят). Действия человека не должны противоречить его словам.
6. Искренность. В речи должна чувствоваться искренность, слова должны идти от души. Искренность – одна из причин для Аллаха принять дела человека:
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники» (Сура «Ясное Знамение», 4 аят).
Во время выступления перед верующими имам-хатыб должен быть искренним и избегать действий, совершаемых напоказ.
Также следует уделить внимания тем качествам, которые необходимы имам-хатыбу непосредственно во время произнесения проповеди.
1. Сильный, красивый, звучный голос. В том случае, если у имам-хатыба тихий голос, нечёткая речь или проблемы с дикцией, люди устанут его слушать. Это даже может послужить причиной для оставления прихожанами той мечети, где он служит.
2. Выразительность речи, расстановка пауз, выделение значимых мест с помощью интонации.
Будучи искренним при произнесении проповеди, имам-хатыб должен выражать свои чувства, чтобы они передались верующим. Иногда уместно выражать радость, иногда – возмущение.
3. Хорошее, чёткое, грамотное произнесение слов. Неграмотная речь часто становится причиной для насмешек и даже потери авторитета. Перед выступлением имам-хатыбу необходимо несколько раз прочесть свою проповедь вслух, тренируя произношение слов, вызывающих трудности.
Также имам-хатыб должен уметь с лёгкостью исправлять допущенные во время проповеди ошибки и обращать неблагоприятные ситуации себе на пользу. Приведём пример: как-то раз один халиф поднялся на минбар, желая произнести проповедь, и в это время ему на лицо села муха. Он отогнал её. Потом ситуация повторилась снова. В третий раз произошло то же самое. Люди волей-неволей начали улыбаться. Халиф не растерялся и привёл аят, после чего люди успокоились:
Внешний облик имам-хатыба во время произнесения проповеди
Существует целый ряд требований к внешнему облику имам-хатыба. Приведём их здесь.
1. Подобающее духовному лицу одеяние и опрятный внешний вид. Всевышний Аллах в священном Коране говорит:
«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети» (Сура «Преграды», 31 аят). Посланник Аллаха хотел видеть верующих прилично одетыми. Увидев непричёсанного человека, Пророк Мухаммад (алейхиссалям) воскликнул:
«Неужели он не нашёл ничего, чтобы привести в порядок свои волосы?» (ан-Насаи, сахих).
Встретив человека в грязной одежде, Посланник Аллаха сказал:
«Неужели он не нашёл ничего, чтобы отмыть свою одежду?» (абу Дауд, сахих)
Когда Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) выходил из дома, чтобы беседовать с людьми из числа своих сподвижников, он тщательно приводил в порядок свою одежду и причёсывал волосы. Имеется сотни хадисов рассказывающих о важности гигиены, красоты и внешности верующего.
«Поистине, Аллах – Красивый, любит красоту и Он любит видеть следы Своих благодеяний на Своем рабе» (ат-Тирмизи, хасан-сахих).
Во всех делах мы должны знать «золотую середину», одежда должна быть красивой, опрятной и скромной.
2. Положение: следует находиться на возвышенности или минбаре. Незадолго до проповеди имам-хатыбу следует спокойно занять своё место и успокоиться. К проповеди лучше приступить после некоторой паузы, обратив на себя внимание присутствующих.
3. Жесты: сдержанные и в умеренном количестве. Имам-хатыб должен уметь правильно жестикулировать, поскольку его жесты влияют на восприятие проповеди и её общее качество.
Подготовка к проповеди
Имам-хатыб должен читать проповедь почти не глядя, желательно запомнить её наизусть. При профессиональном подходе имам-хатыб готовится к проповеди в течение недели.
Приведём здесь стандартный порядок действий имам-хатыба при составлении проповеди.
1. Выбор темы. Тема проповеди быть актуальной, связанной с событиями реальной жизни и мусульманским календарем, его праздниками и датами. Вспомним, например, печальные события: – землетрясение на Гаити и в Японии. В связи с ним имам-хатыбу правильно было бы подготовить проповедь о наказании Всевышнего за отклонение от веры или испытании Аллаха.
Проповедь также может быть посвящена ближайшей знаменательной дате мусульманского календаря. Во время Рамадана неуместно говорить о хадже, и наоборот.
Также имам должен проверить, не произносил ли он похожую проповедь на сходную тему в течение предшествующего года.
2. Структура проповеди.
Структурно проповедь делится на 3 части:
1) начало (приветствие);
3) окончание (выводы).
Для того, чтобы написать проповедь, нужно сначала обдумать её план.
3. Поиск аргументов.
В качестве аргументов для проповеди могут использоваться:
— цитаты из священного Корана, хадисы Пророка Мухаммада (мир ему!);
— классические богословские книги (Коран и его тафсир, ханафитский фикх), опубликованные компетентными издательскими домами;
— события, явления повседневной жизни, соответствующие теме проповеди.
4. Составление проповеди.
5. Анализ достоверности и убедительности аргументов.
6. Создание чистового варианта проповеди. Переписать проповедь начисто в удобном для чтения виде.
7. Проверка хронометража. Проверить, сколько времени уйдет на чтение проповеди (оптимальный хронометраж – 30-35 минут).
Имам-хатыб должен стремиться к публичному произнесению собственных проповедей. Если же он пользуется чужими проповедями, их следует прочитывать несколько раз и заучивать наизусть те аяты и хадисы, которые там приводятся.
Подводя итоги всего вышесказанного, следует отметить, что быть имам-хатыбом непросто. Имам-хатыб должен постоянно отдавать себе отчет в своих словах, поступках и действиях. Он должен являть собой пример для прихожан своей мечети. Имам – это последователь исламских ученых-алимов, а ученые – последователи пророков и посланников Всевышнего. То есть имам – это лицо религии Ислам. Бывают времена невзгод и тягот, но всё же нужно руководствоваться не материальными ценностями, а духовными. Имаму следует быть сострадательным, отзывчивым и искренне стремиться улучшить положение людей. Каждый имам-хатыб должен служить Всевышнему Аллаху, своей вере, своей Родине, ибо его проповеди направлены на воспитание людей, их нравственное исправление.
«Разум находится в сердце»: тверской имам-хатыб рассказал о своей миссии
В этом году исполняется 10 лет служения имама-хатыба Таира Сайфутдинова на тверской земле. За всю историю тверской мечети никто из глав мусульманской общины не оставался здесь на такой срок. Поводом для нашей встречи стали известия о реконструкции тверской соборной мечети. Но разговор получился долгим и по душам.
Имам-хатыб (тот, кто не только возглавляет молитву, но имеет право читать пятничные проповеди) оказался на редкость интересным собеседником, открытым для любых тем. К людям такого статуса без предварительного списка согласованных вопросов журналисту удаётся попасть нечасто. Ни разу в течение нашего диалога глава тверских мусульман не высказал недоумения или раздражения, не делал попыток поучать или «агитировать». Конечно, так или иначе, но при ответе на каждый мой вопрос, даже о самом что ни на есть мирском, речь всё равно заходила об исламе. Но не потому что моим собеседником был священнослужитель, а потому что ислам стал образом жизни, мировоззрением, формой мышления и духовным содержанием этого человека, его естеством.
***
К назначенному времени я приехала к мечети. Имама нашла на территории храма – он отдавал указания рабочим. Стройный, подтянутый, и не скажешь, что ему уже 61 год, одетый в скромный чёрный сюртук и шапочку. Правда, перед тем, как войти в мечеть, он надел сверху чапан (халат) и сменил головной убор на белый тюрбан.
— Хотим люстру сюда заказать большую, 4 метра, но это очень дорого. Смотрели в Гусь-Хрустальном – очень красиво, но стоит от 5 миллионов рублей. Нам это не по карману. А так мы стараемся по возможности восстанавливать нашу мечеть, какой она было до революции. Ведь это памятник архитектуры.
***
— Переводов много, но каждый тафсир (толкователь) делает акцент на чём-то своём, близком ему. Отсюда возникают различные направления, движения, секты. Но имам должен читать первоисточники сам, потому что он несёт потом чистое знания пастве. Он несёт слово и закон божии как они есть, без искажений. Поэтому я изучал арабский в Египте, жил четыре года в Каире.
Таир Сайфутдинов родом из Иваново, из татарской семьи, по образованию – строитель. До 36 лет он жил и работал, даже не задумываясь о религии, об исламе ничего не знал. Мечетей в городе тогда не было. Зато была своя фирма, занимался торговлей, кормил семью. И всё-таки жизнь его кардинально изменилась. Я бы сказала волею случая, но имам говорит – волею Всевышнего.
— Наступили 90-е годы, вы помните, что тогда было в стране. А я воспитывался в семье так, что не приемлю никакого обмана в отношениях между людьми. И стал задумываться, а есть ли такое место, где бы я мог быть самим собой, не притворяться, где не надо лгать. Даже были мысли о монастыре, но не христианском, а тогда шли передачи о шаолиньских монахах. Я правда хотел жить в монастыре, просился у имама работать за тарелку супа – мне большего не надо было. Я мог и каменщиком, и сварщиком – да кем угодно.
Как-то раз по коммерческой надобности Таир вместе с другом поехали в Сирию. А выглядел он тогда несколько неформально – даже длинные волосы были в виде косички. Путь лежал через Турцию. И вот по наитию вдруг пришло желание зайти в мечеть, посмотреть, как там всё устроено. Проплутав по каким-то тёмным закоулкам, как в «Бриллиантовой руке», вышли к храму с минаретом. Но там при входе сидел грозный турок, а потому желанию отпало, и приятели ушли. Зато в Сирии стремление воплотилось.
— Мы всё-таки с другом пришли к мечети. Там служитель вышел и спрашивает: «Do you speak English?». «Нет». Sprechen Sie Deutsch?». «Нет». «Français?». «Нет, нет». Он в недоумении – откуда ты такой взялся?! Потом – «Руссия?». «Да, да». Меня пригласили войти, показали, как делать омовение, как молиться. А тут и время азана наступило, народ начал собираться. Друг вышел из мечети, а мне предложили остаться, поставили в первый ряд, имам пришёл, и я тогда впервые помолился. Купил чётки, что делать с ними, не знаю. Слов на арабском не знаю. Мне подарили Коран, стали учить молитве, у христиан она называется «Отче наш». В общем когда я вернулся домой, то передал Коран на хранение маме. Наверное, это и был мой первый шаг к исламу.
Ведь мольба – взывание к Богу, основа поклонения. Если ты что-то у кого-то просишь – это поклонение. Обращение к ангелам, пророкам, иконам, святым, угодникам – это тоже поклонение. Но в исламе мы просим только у Всевышнего. Как он сказал: «Я к вам ближе, чем ваша яремная вена. Просите у меня – и я вам отвечу».
Имам-хатыб говорит, что первая молитва перевернула сознание. Возможно, и те люди в мечети, которые так радушно приняли его, тоже молились, чтобы Всевышний наставил парня из России на истинный путь.
После Таир поехал учиться в медресе в Казани, затем в Тюмени, после вернулся в Иваново, где начали строить мечеть. Поступило предложение поехать в Египет на учёбу в мусульманском духовном университете Аль-Азхар. Понимание и осознание ислама приходило постепенно, в том числе «в ночных молитвах о ниспослании Всевышним знания и мудрости». А после уже в 2010 году муфтий Шейх Равиль Гайнутдин попросил имама-хатыба поехать в Тверь и возглавить мусульманскую общину.
— Монастырей в исламе нет, уйти от мира нельзя, но если ты богобоязненный и праведный, то живи среди людей и будь им примером в справедливости, честности, любви и в других высших критериях, которые дают нам небесные религии. Бог один, и религия одна, просто обряды и имена разные.
***
Мусульманская община в Тверской области достаточно большая, в мечеть ходят не только местные жители из разных диаспор, но и приезжие рабочие, студенты из арабских стран, иностранные военнослужащие из академии ВКО. Работы у имама много – не только проповеди. Это также доверительные беседы и встречи с прихожанами, лекции, уроки, поездки в колонии и т.п., ведь к имаму идут не только за утешением и исповеданием, но и за советом, разрешением споров и конфликтов, справедливым судом, помощью.
Особую заботу и тревогу у тверского имама-хатыба вызывают невоцерковлённые люди, приезжие и молодёжь, в среде которой сейчас стало больше эгоизма и нигилизма. Зачастую у них нет понимания ислама, а лишь формальное соблюдение правил, а это приводит к ошибкам и проступкам.
— В основных религиях – исламе, христианстве, иудаизме – есть общие виды поклонения: молитвы, посты, пожертвования, паломничества. Но недостаточно знать некий свод правил. Это должно дойти до сердца, что ты покорен Богу. Зачастую ислам исповедуют, основываясь на традициях и обычаях в семье или народе. Но при этом нет понимания глубины и сути самого поклонения. К примеру, вот совершает кто-нибудь намаз, молиться на арабском языке заученным речитативом. Стоп! Остановись! Спрашиваю: «Ты о чём сейчас с Богом говорил?». Не знает, сказать не может. А моя задача – научить каждого говорить с Богом на том языке, на каком он сам говорит и думает. Чтобы молящийся искренне восхвалили и возвеличил Всевышнего, попросил его о милости и поблагодарил.
Что касается приезжих иностранных граждан, то очень важная адаптация, которую имам-хатыб называет «гармонизацией». Поскольку зачастую религиозные принципы и постулаты, чему они обучались с рождения, это одно, а реальный мир за окном – это другое.
— Ну, представьте: в одном селении есть мулла, свои порядки и обычаи. Житель приезжает в другое село или город, а там немного иначе. Начинаются сомнения: «Что-то у них ислам не такой». Мы учим выстраивать взаимоотношения с людьми других вероисповеданий и национальностей, чтобы человек не чувствовал себя ущемлённым или наоборот – своего превосходства. Чем грамотнее будет мусульманин в богословском смысле, тем комфортнее с ним будет жить по соседству. Если человек нарушает законы, нормы поведения в обществе – это безграмотность. Грамотный мусульманин так поступать не будет. Мы должны быть в своей общине универсальны для всех, вне зависимости от национальности или положения человека, полинациональны, если есть такое слово в русском языке.
Обмолвился имам и об институте аксакалов, действующем в мусульманском мире. Умудрённые опытом и знаниями люди старшего поколения могут дать жизненный совет молодым, как поступить в той или иной ситуации.
Что касается приезжих, например, уроженцев азиатских республик, то у них ситуация, по словам имама, весьма непростая. Молодой человек или мужчина рос в своём сообществе, воспитывался по жёстким правилам, был у всех на виду. А когда он приезжает в другую страну, то сразу же теряет три главных жизнеформирующих столпа – родители, аксакалы, мечеть.
Вот так видит свою миссию тверской имам-хатыб. Ещё в медресе он дал слово Всевышнему, что будет служить ему до конца своих дней.
***
Быть для всех и во всём примером, поступать правильно и праведно, помогать людям, учить их, наставлять, утешать – это колоссальная ответственность и очень трудная работа для любого настоящего священника и пастыря, не важно, к какой конфессии он принадлежит. В разговоре об ответственности, имам-хатыб перечислил несколько уровней этой обязанности: это и ответственность перед Всевышним за каждое слово на проповеди и за каждый поступок, ответственность перед общиной и прихожанами, ответственность перед каждым, кто обратился за помощью или советом, ответственность перед вышестоящим духовенством, ответственность перед властями.
— У меня, как в болоте, всё погружается внутрь. Люди ко мне приходят, делятся своими бедами или сомнениями, жалуются, а я выслушиваю, утешаю, разрешаю споры, и я не имею права потом поделиться с кем-то, не имею права рассказывать даже близким или семье, не имею право нарушить доверие. Я держу всё внутри и в себе. А как я с этим справляюсь? Только с помощью Всевышнего. Это его милость. Он даёт мудрость, терпение. Я никогда не думал, что у меня столько может быть терпения. Если я не знаю, как поступить, я совершаю молитву и прошу Всевышнего: «Укажи мне правильный путь! Ты знаешь, что после этого будет, а я нет». И потом прислушиваюсь к сердцу, что оно мне скажет. Ведь наш разум находится в сердце. Конечно, и я ошибаюсь, ведь всякий сын Адама грешен. Но самый лучший из ошибающихся – это кающийся.
И всё-таки не проходит бесследно для имама его служение. Хотя сердце и находит утешение в молитве, а четыре инсульта уже случилось.
***
Когда настало время для фотографии, я попросила имама-хатыба посмотреть в камеру. Он смутился и сказал, что для него это не привычно – смотреть прямо в глаза или объектив. И действительно, во время нашего разговора Хазрят не сверлил меня взглядом, мягко глянет в лицо и тут же уводит глаза. Для кого-то эта манера может показаться странной или даже позволит заподозрить собеседника в неискренности, но имам пояснил, что он делает это из уважения к человеку, чтобы не смущать его и не вторгаться в личное пространство.
От разговора про скромность речь зашла и об убранстве тверской мечети. Ведь в мире существует так много мусульманских храмов, роскошных, с архитектурными изысками, поражающих своей красотой, богатым декором, настенными росписями, мягкими коврами, сверкающими светильниками и гигантскими люстрами. Но имам-хатыб оценивает мечети совсем иначе.
— Мечеть красива не убранством, а прихожанами. В каждой мечети ощущаешь себя по-разному. В одних чувствуешь особую одухотворённость, молиться легко, дышится легко. А в других – не так, приходят какие-то посторонние мысли, отвлекают. От чего это зависит? Наверное, от того, насколько праведные слова произносят в храме. Так что для меня значение имеют другие ценности. Хотя, если отвечать на ваш вопрос, то поразила, конечно, мечеть в Медине и Мекке, куда я дважды ездил и совершал хадж.
Имам добавил, что в жизни он сторонник аскетичности. Но не в том смысле, что человек должен ходить в рубище, а в том, что нам не следует зацикливаться на практическом и мирском.
— Мы в этом мире чужеземцы. Наш путь не закончится со смертью на земле. Если мы что-то теряем из мирского, значит, так суждено, это воля Всевышнего. У каждой вещи есть своё время бытия, оно конечно. Ничего вечного в этом мире нет, и мы сюда пришли тоже временно. Поэтому мирское мы должны использовать для достижения главной цели – возвышения нашей души, чтобы потом ответить перед Всевышним за свои поступки и помыслы. Мир – это просто инструмент. Не надо путать средства с целью.
В качестве примера аскетизма имам-хатыб рассказал о своей жизни в Египте, где было легко – и в духовном плане, и в материальном. Ведь у каждого человека в зависимости от его положения и статуса, а в большей мере, условностей, разные потребности. Скажем, у жителя столицы или сельчанина запросы различаются в разы. А что на самом деле человеку надо и где проходит эта грань между достаточно и недостаточно? Верующий человек с благодарностью принимает то, что имеет.
— Вот в Египте уровень жизни низкий. Они круглый год ходят в шлёпках – «щап-щап». Туфли запылённые стояли, надевал только, если в консульство надо было прийти на приём. Пища была простая, без излишеств. И люди в отношениях проще – помогали, поддерживали, были приветливы.
***
Таир Абдулбариевич сейчас воспитывает четверых детей: старшая дочка пошла в 5 класс, а младшему сыну ещё 4 года. Дети хорошо говорят и пишут, как по-русски, так и по-арабски. Его жена русская, занимается домашним хозяйством и воспитанием.
— Помню меня как-то парень увидел в моём одеянии и спросил: «А вы батюшка какой?». Я ему в ответ: «Мусульманский». А он дальше спрашивает: «А вам можно жениться?». Я человек из плоти и крови, у меня есть естественные потребности, во мне также заложен инстинкт продолжения рода. Я создан быть мужчиной. В исламе не запрещается священнослужителям иметь семью. Пророк Мухаммед сказал: «Будьте многочисленны. Женитесь на плодовитых женщинах». Это есть и в других религиях. Но главная обязанность мужчины – это забота о семье. А в семье главное – обеспечение прав друг друга.
Рабочий день у имама-хатыба начинается рано, график расписан очень плотно. Утренний намаз начинается по-разному в зависимости от времени года – ведь молитва произносится на рассвете – летом даже в 3 часа ночи. Перед работой имам разводит детей в школу, а затем – встречи, проповеди, лекции, поездки в районы, переводы с арабского, отпевания и свадьбы и так допоздна. Но обязательно в неделю он старается выделить один-два вечера, чтобы провести их с детьми.
Есть в семье обязательная традиция-ритуал – общий завтрак и чашка восточного кофе с кардамоном и имбирём, ну и ещё кое-какими хитростями. Имам-хатыб признался, что ему очень нравится этот напиток, готовит его сам в турке с крышечкой, купленной ещё много лет назад в Сирии.
— Мы пьём кофе с женой, обсуждаем сообща какие-то вопросы и проблемы.
Ещё имам-хатыб очень любит плов и умеет его знатно готовить и запекать «курочку в духовке». Жена готовит и обычные блюда русской кухни – борщи, каши. Кстати, каждое утро семья на завтрак дружно ест какую-нибудь молочную кашу или особо любимую гречневую. Что касается продуктов, то все закупки на главе семьи – «с авоськами, ищу, где подешевле».
Отпуск у главы тверских мусульман есть, но очень маленький. Так, в прошлом году удалось на неделю съездить в Крым, чтобы покупать ребятишек в море для здоровья. На большее многодетной семье трудно решиться – достаток ограничивает.
Для эмоциональной разгрузки и для детей оборудовали в доме аквариум с рыбками. Как пояснил имам, правила ислама разрешают держать дома животных, но не всех. Так, нельзя содержать тех птиц и зверей, которые живут на воле в вашей местности. Снегирь в клетке – это неприемлемо. К собакам – особое отношение. Животное считается грязным, особенно слюна. Поэтому собак можно мусульманам держать служебных, охотничьих, сторожевых, поводырей и других, но лучше не в доме. А вот для кошек ограничений нет.
Есть у имама-хатыба мечта – перечитать русскую классику – Чехова, Достоевского. Потому что в школе много было непонятно, а сейчас, с учётом жизненного опыта, будет совсем иное прочтение и осмысление русской литературы. Пока нет времени, но мечту свою он всё же надеется осуществить.