или заостренный каравай есть такой корпус его же базис циркульной круглая плоскость
Или заостренный каравай есть такой корпус его же базис циркульной круглая плоскость
в) ватерлиния быстроходных судов с транцевой кормой получается усеченной, транец выполняет роль редана, способствующего отрыву струи воды от днища при скольжении судна по поверхности воды – глиссировании. Эти суда также не имеют цилиндрической вставки;
г) тихоходные и несамоходные речные суда с большим внутренним объемом корпуса имеют ватерлинию полного образования с цилиндрической вставкой на 70-90% длины судна.
Третьим сечением, дающим представление о форме корпуса, является сечение вертикальной плоскостью, проходящей посередине длины судна перпендикулярно диаметральной плоскости и плоскости конструктивной ватерлинии, называемое обводом мидель-шпангоута.
В поперечном сечении корпуса судов могут иметь вертикальные борта, развал или завал в верхней части борта. Палуба в поперечном сечении корпуса делается выпуклой, с кривизной по параболе, со стрелкой погиби равной 0,02 (1:50) от ширины па- лубы на миделе. Выпуклость палубы в поперечном направлении корпуса судна называется погибью палубы. Погибь палубы делается для стока воды, заливающей палубу, и придает ей большую продольную устойчивость.
Плавный переход линии днища в линию борта выполняется по дуге окружности или по лекальной кривой и называется скуловым закруглением или скулою.
Характерные формы миделевых обводов судов разных типов показаны на рис. 6, наиболее характерны:
а) морские транспортные суда – с вертикальным бортом и с подъемом днища;
в) ледокольные суда со скругленными бортами и развалом в подводной части и завалом в надводной части. Такая форма поперечного сечения увеличивает поперечную жесткость корпуса, и в случае сжатия судна в ледяных полях лед вдвигается по наклонным бортам или под судно, выжимая его из воды, или поднимается вверх;
г) быстроходные суда малого водоизмещения (катера), в большинстве случаев имеющие прямые с развалом борта, переходящие под углом в днище с большим подъемом слегка изогнутой формы;
§ 5. Главные размерения судна
Главными размерениями судна называют его линейные размеры: длину, ширину, высоту борта и осадку, которые необходимо знать при постройке, эксплуатации и ремонте судна. Главные размерения принято подразделять на конструктивные- расчетные, наибольшие и габаритные в зависимости от цели, с какой они определяются. Рассмотрим эти размерения более подробно (рис. 7).
LKBЛ – длина по конструктивной ватерлинии – расстояние, измеренное в плоскости конструктивной ватерлинии между точками пересечения ее носовой и кормовой частей с диаметральной плоскостью;
LПП – длина между перпендикулярами – расстояние, измеренное в плоскости КВЛ между носовым и кормовым перпендикулярами.
Носовой перпендикуляр (НП)-лини я пересечения ДП с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовую точку конструктивной ватерлинии.
Кормовой перпендикуляр (КП)-лини я пересечения ДП с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси поворота руля с плоскостью КВЛ. В случае отсутствия руля кормовой перпендикуляр определяется как линия пересечения ДП с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей на расстоянии 97% длины по КВЛ от носового перпендикуляра.
В качестве кормового перпендикуляра для судов, имеющих погруженную транцевую корму, допускается принимать вертикаль, проходящую через нижнюю точку боковой проекции среза транца (рис. 7, б).
LНБ – длина наибольшая – расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечности корпуса (включая концевые надстройки) без выступающих частей;
LГБ – длина габаритная – расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечности корпуса с учетом постоянно выступающих частей (рис. 7, в);
Правильное ударение в словах. 500 правильных вариантов!
Привет Пикабу! Я зарегистрировался на этом сайте 10 минут назад и сразу захотелось поделиться чем-то полезным, чего иногда не хватает под рукой. Поэтому держите: правильное ударение в 500 словах🙂
Здесь вас ждут как базовые слова, которые каждый из нас использует ежедневно, так и профессиональные, которые чаще встретишь в какой-нибудь брошюре, чем в обиходе.
бухгАлтеров, род.п. мн.н
Искра знания и искрА зажигания
Картинка, чтобы глаза отдохнули от текста
лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.
мАркЕтинг (допустимы оба ударения)
мЕстностей род.п. мн.ч
стенА. Во множественном – стЕны. В творительном падеже – со стенОй и со стЕнами.
твОрОг (двойное ударение)
фенОмен (необычное явление)
феномЕн (выдающийся человек)
электропрОвод (провод=проволока – прОвод, а то, что провод=проводит какое-либо вещество – провОд)
языкОвая колбаса, языковАя система
Большинство материала взято с этого источника
Всем спасибо за внимание!
Зачем с буквой Ё слова? По правилам на нее всегда падает ударение.
Грамотности пост#6 Жареная или жаренная?
Мускулатура, подмышки и мыши: этимология
Периодически у почтенной публики возникают вопросы, касающиеся такой интимной части тела, как подмышка.
Во-первых, слитно или раздельно она пишется?
Во-вторых, при чём тут вообще мыши?
Начнём от Адама, то есть с этимологии, и ответим сначала на второй вопрос.
Слово «мышка» (под которой подмышка) действительно происходит от слова «мышь». А ещё от слова мышь происходит слово «мышца» (в древнерусском произносилось как «мышица», а писалось до падения редуцированных «мъшьца»).
Дело в том, что перекатывающиеся под кожей бугорки когда-то напомнили нашим предкам бегающих зверьков, и их назвали мышками. Соответственно, то, что находилось под мышкой, живущей в плече, назвали «подмышкой».
Существительное отвечает на вопрос «что?» и его производные, в этом случае пишем слитно:
чесать (что?) подмышку
гладкие (что?) подмышки
аромат исходит (от чего?) от подмышек
жмёт (в чём?) в подмышках
А наречие отвечает на вопросы «где?», «куда?» и пишется раздельно:
Словарь архитектурных терминов (с картинками)
Составила Синицкая Т.И.
Апсида, абсида – расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане.
Апсида, вид с фасада Апсида, вид изнутри
Алтарь — в православной церкви — восточная часть ее внутреннего пространства, отделенная алтарной преградой (с XV в. — иконостасом ) и предназначенная для священнослужителей.
Солея Храма Иоанна предтечи на Пресне, Москва
Арка – криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Арки впервые появились в архитектуре Древнего Востока, получили широкое распространение в архитектуре Древнего Рима.
Наиболее распространенные формы арок — полуциркульные, или полукруглые; стрельчатые и трехлопастные характерны для готической архитектуры; подковообразные арки — для арабской, мавританской архитектуры; килевидные — те же полуциркульные арки, но с заостренным верхом, нашли широкое применение в древнерусском зодчестве; подпружные арки несут своды, барабан и паруса подкупольного пространства.
Балясины – невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т.д.
Пашков дом, увенчанный бельведером
Эрмитаж в Усадьбе Кусково
Веранда — крытое застекленное летнее неотапливаемое помещение, расположенное вдоль одной из стен загородного дома.
Веранда усадебного дома Ганшиных в Горках Переславских
Вестибюль станции метро
Восьмерик – в русском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен, главным образом, в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип “восьмерик на четверике”), реже они завершают крестообразный в плане объем.
Горельеф — вид скульптурного изображения на плоскости, выступающего над ее поверхностью более чем на половину своего объема.
Городище — древнейшее поселение, укрепленное валами и рвом. Упоминание о городищах на Руси встречается в русских летописях с начала XII в.
Гостиный двор Костромы (1789 — 1850).
Большой зал Строгановского дворца
Внешний захаб Никольской башни крепости Порхов, 1387
Звонница Преображенского собора, Вязёмы
Иконостас, Благовещенский собор Московского Кремля
Колокольня Ивана Великого в Москве
Колоннада Казанского собора (Санкт-Петербург)
Конха — полукупол, перекрывающий апсиды и ниши . Элемент древневизантийской храмовой архитектуры в виде наполовину выступающего из здания сферического купола с невысоким барабаном. В храмах, построенных в древней Византии, а также в России в конце XIX — начале XX веков (псевдовизантийский стиль), конхи, как правило, играли роль малых куполов, как бы подпирающих снизу объём центрального купола. Их барабаны выступают из здания в виде апсид. Снизу конхи, как правило, поддерживались притворами к зданию храма. Чаще всего вокруг центрального купола у храмов византийского стиля расположены 4 конхи, и храм таким образом венчает пятиглавие. Барабаны конх, как правило опоясывает такая же оконная аркада, как и у основного барабана.
Конха, вид снаружи: Конха (окрашена жёлтым) Конха (базилика Святого Димитрия)
Кровля — верхняя ограждающая часть крыши или покрытия здания или сооружения, которая непосредственно подвергается воздействию атмосферных осадков. Кровли различаются по виду кровельного материала: гонтовые, дранковые, тесовые, рубероидные, черепичные, из кровельной стали, волнистых асбестоцементных листов и др.
Крыльцо избы Крыльцо Красной палаты, Ростовский кремль
Схема вальмовой крыши:
Лавра (греч. labra – построенная из камня), в Византии – церковная постройка, обнесенная каменной стеной. Позднее – крупный монастырь.
Лепнина – рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов. Особенно широко применялась в барокко и нарышкинском барокко.
Лоджия – помещение, открытое с одной или нескольких сторон, где стену заменяет колоннада, аркада, парапет и т д. Лоджия может быть отдельным сооружением (Лоджия деи Ланци во Флоренции, ок. 1376—1380 гг.) или частью здания (балкон, углубленный в стену, вход), пластически его обогащающей.
Лоджия Большого Царицынского дворца
Майолика (от старого названия о. Мальорка или Майорка) – в широком смысле – изделия из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. На Руси известна с XI в. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в XVII в. (наличники окон, фигуры святых, фризы, порталы, изразцовые печи).
Мазанка — 1. постройка каркасного типа, где между столбами, связанными горизонтальными элементами — перекладинами, закладывают кирпичи и обмазывают их глиной; 2. всякое небольшое жилье (хижина), обмазанное глиной. Мазанковые строения первого типа были широко распространены в Петербурге при Петре I.
«Беседка Некрасова» на Волжской набережной в Ярославле (1840-е годы)
Манеж – прямоугольное или круглое здание без внутренних перегородок для тренировки лошадей, обучения верховой езде, конноспортивных состязаний. В архитектурном отношении наиболее выразительны манежи XVIII–XIX вв., в том числе классицистические (Манеж в Москве, 1817—1825 гг., инженер Л.Л. Карбонье, по проекту А. Бетанкура, архитектор О.И. Бове).
Мансарда – помещение (преимущественно жилое) на чердаке здания, двухскатная крыша которого состоит из двух частей: верхней пологой и нижней отвесной. Конструкция мансарды была разработана французским архитектором Ф. Мансаром. В широком смысле мансарда – любое помещение, устроенное на чердаке под высокой крышей.
Женская головка. Маскарон фонтана. Маскарон-лев.
Медальон – изобразительная или орнаментальная композиция (лепной или резной рельеф, роспись, мозаика) в овальном или круглом обрамлении.
Мезонин – надстройка над средней частью жилого (обычно небольшого) дома. Мезонин часто имеет балкон. В России мезонин получил широкое распространение в XIX в. как часть каменных и особенно деревянных малоэтажных зданий.
Дом с мезонином. Москва, Пятницкая улица, первая половина XIX века
Мемориал жертвам Холокоста в Берлине Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны
Мозаика – изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, галька и т д.). Особый вид мозаики – инкрустация. Мозаика составляется из мелкоразмерных или более крупных частей материала, подобранных по рисунку, плотно пригнанных друг к другу и скрепленных между собой и с грунтом каким-либо вяжущим веществом.
Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж
Монастырь – общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав).
Монумент – в скульптуре и архитектуре памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося деятеля и т д. Нередко монумент сооружают в виде скульптурно-архитектурного комплекса.
Самый знаменитый монумент (памятник) Петру I
Нартекс, притвор – входное помещение, примыкавшее обычно к западной стороне христианского храма. Нартекс предназначался для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения для молящихся.
Неф средневекового готического собора с нервюрными сводами
Некрополь (греч. nekros – мертвый, polis – город) – большое кладбище с гробницами, каменными надгробиями на окраине древних городов. В Древней Александрии некрополи служили одновременно и местом отдыха горожан, имели зелень и водоемы.
Небоскрёб – высотное здание в несколько десятков этажей (деловое, административное, гостиничное, жилое и др.). Сооружение небоскрёбов началось в 1880-х гг. в США с изобретением стального каркаса и пассажирских лифтов и было вызвано плотностью городской застройки и дороговизной земельных участков. Небоскрёб «Эмпайр стейт билдинг» в Нью-Йорке (1930—1931 гг., архитектурная фирма «Шрив, Лэм и Хармон») насчитывает 102 этажа.
Ниша – углубление в стене здания для установки статуй, ваз, размещения встроенных шкафов и пр. Иногда ниши применяют для пластической обработки стены.
Обелиск – монументальное сооружение в виде высокого граненого, чаще квадратного в сечении, суживающегося кверху столба. Обелиск увенчивается плоской пирамидой. Обелиск – распространенный тип памятника и монумента. В России обелиски сооружались с XVIII в.
Оранжерея (франц. orangerie, orange – апельсин), застекленное помещение для выращивания и содержания зимой южных древесно-кустарниковых, чаще вечнозеленых растений. Нередко оранжереей называют только холодные помещения, а полутеплые и теплые – теплицами.
Орнамент – живописное, графическое или скульптурное украшение, составленное согласно законам симметрии, ритмического повтора одного или нескольких элементов. По характеру композиции орнамент может быть ленточным, центрическим, заполняющим всю поверхность. По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на геометрический; растительный; зооморфный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных; геральдический, где используют знаки, эмблемы, трофеи и т д. и другие.
Особняк – комфортабельный, чаще 1-2-этажный многокомнатный городской жилой дом для одной семьи. Особняк обычно расположен на отдельном участке, включающем двор со службами и сад. Получил распространение с начала XIX в.
Палата – 1. в русской средневековой архитектуре зал, обычно бесстолпный или с одним поддерживающим своды столпом (Грановитая палата в Московском Кремле). 2. Богатое жилое каменное или деревянное здание, обычно в два или более этажей, с многочисленными помещениями.
Пандус – прямоугольная или криволинейная в плане наклонная площадка, служащая для въезда к парадному входу, расположенному над цоколем здания. В XX в. пандусы чаще всего устраиваются в общественных и промышленных зданиях, транспортных сооружениях, гаражах и т д.
Пандус деревянного дворца (1769—75, архитекторы К. И. Бланк и др.) в усадьбе Кусково в Москве
Парапет – ограда, перила или невысокая сплошная стенка, проходящая по краю крыши, террасы, балкона, вдоль моста, набережной (в качестве заграждения) на гребне плотины, мола, дамбы (для защиты от разрушений волнами).
Современный партер в Бирр-Кастле, Ирландия
Паруса – элементы купольной конструкции, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. Парус имеет форму треугольника, вершина которого обращена вниз и заполняет пространство между подпружными арками, соединяющими соседние столпы подкупольного квадрата. Основания парусов в сумме образуют круг и распределяют нагрузку купола по периметру арок. Являются одной из конструктивных особенностей крестово-купольных храмов.
Схема: Купол на парусах Роспись паруса
Пассаж – тип торгового здания, в котором магазины и конторские помещения расположены ярусами по сторонам широкого прохода с застекленным покрытием. Пассажи строились преимущественно в Европе во 2-й половине XIX в.
Интерьер ГУМа
Оконные переплёты в стиле модерн
Плафон – в широком смысле – любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо помещения. Украшающее плафон произведение монументально-декоративной живописи и скульптуры – сюжетное и орнаментальное – также обозначается термином «плафон».
Библиотека Конгресса, США
Плинтус – деревянный профилированный брусок, идущий вдоль стены помещений, закрывающий щель между стеной и полом. Иногда плинтус является также элементом архитектурного оформления помещения.
Площадь – открытое, архитектурно организованное, обрамленное какими-либо зданиями, сооружениями или зелеными насаждениями пространство, входящее в систему других городских пространств. В русских средневековых городах большую общественную и градостроительную роль играли кремлевские, торговые, соборные площади. С XVIII в. получили широкое распространение площади с открытой пространственной композицией. В современном градостроительстве городские площади делятся на два типа – транспортные и пешеходные. Транспортные имеют различные специализированные назначения (вокзальные, с обширными стоянками автомобилей и др.). Пешеходные площади могут создаваться как парадный центр города, как театральные, торговые, мемориальные (в честь исторических событий, выдающихся государственных деятелей, ученых, мастеров искусства).
Поребрик – вид орнаментальной кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены.
Погост — 1. постоялый двор, где останавливались князь, духовные лица и купцы (гости); 2. небольшое поселение с церковью в центральных уездах Русского государства в XV—XVI вв.
Кижский погост — старинное русское поселение на одном из островов Онежского озера.
Подклет – нижний этаж каменного или деревянного жилого дома или храма, обычно имеющей служебно-хозяйственное назначение.
Двухэтажный дом на нежилом подклете. С наружной стороны стена подклета без окон. Вторая половина XIX века. Этнографический музей народов Забайкалья.
Полка – архитектурный облом, горизонтальный, прямоугольный в сечении выступ в базе колонны, карнизе и др., иногда практического назначения (защита оконных проемов от затекания влаги).
Полуколонна – колонна, выступающая из стены приблизительно на 1/2 своего диаметра. Может быть декоративной или несущей.
Пример, иллюстрирующий различие между колоннами и полуколоннами. Полуколонны, поддерживающие боковую стену Мезон Карре в Ниме
Портал – архитектурно оформленный вход в здание. Для античности характерны порталы с плоскими перемычками. С XI в. в романской, готической и древнерусской архитектуре распространяются арочные, так называемые перспективные порталы, оформленные в виде уступов, в углах которых помещались колонки, соединенные архивольтами.
Посад – 1. в Древней Руси — составная часть поселения, пункт торговой и промышленной деятельности. Посады создавались вокруг городов и располагались обычно ниже возводившегося на возвышенном месте города-крепости; 2. торгово-промышленный центр в XVII—XVIII вв., который с момента образования не имел крепости, но причислялся к городам.
Постамент – основание какого-либо скульптурного произведения, архитектурного сооружения ( колонны ), памятника; то же, что пьедестал .
Придел – в православном храме небольшая бесстолпная пристройка с южной или северной стороны фасада либо специально выделенная часть основного здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений.
Южный придел преподобного Саввы Сторожевского собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря
Приямок – углубление сделанное в подвальном этаже дома перед окнами (находящимися частично или целиком ниже уровня земли).
Пропорции – соотношение величин элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом.
Профилировка — использование обломов для архитектурного оформления элементов фасадов и интерьеров зданий (карниза, архивольта, базы колонны и др.).
Проспект – прямая, длинная и широкая улица в городе, проходящая через большие территории.
Простенок – часть стены между оконными, дверными проемами.
Пьедестал — основание, подножие колонны (триумфальной), памятника, лежащее на фундаменте, чаще всего декорированное.
Пьедестал памятника А. С. Грибоедову в Москве (персонажи пьесы «Горе от ума»)
Рельеф – выпуклое скульптурное изображение на плоскости, составляющей с ним одно целое. В зависимости от того, на сколько фигуры возвышаются над фоном, различают рельеф низкий (барельеф) и высокий (горельеф).
Ризница – в христианских храмах помещение для хранения риз (облачения священника при богослужении) и церковной утвари. Обычно находилась внутри храма, иногда являлась пристройкой или (в монастырях) отдельным зданием.
Ризалит — часть здания, выступающая за основную линию фасада и идущая во всю высоту здания. Эти архитектурные элементы обычно симметричны по отношению к центральной оси здания. Различают также средние, боковые и угловые ризалиты. В отличие от боковых корпусов они составляют единое целое с основной массой постройки.
Руст, рустовка, рустик – отделка стен, имитирующая крупную кладку. Оживляя плоскость стены игрой светотени, рустовка создает впечатление мощи, массивности здания. При отделке фасада штукатуркой руст имитируется разбивкой стены на прямоугольники и полосы. Характерен для классицизма.
Салон – 1. парадный зал, передняя гостиная, комната для приемов; 2. магазин художественных изделий; 3. демонстрационный зал для предметов торговли.
Саман – необожженный кирпич-сырец, приготовленный из глины с добавлением резаной соломы или других волокнистых материалов (костры, мякины. Ныне применяется главным образом в странах Азии для строительства малоэтажных построек.
Свод – пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющие геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой свод, передает на опоры не только вертикальную нагрузку, но и горизонтальные усилия (распор).
Тяга – горизонтальный или вертикальный профилированный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов.
Фасад – наружная сторона здания или сооружения. В зависимости от конфигурации постройки и ее окружения различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, уличный, дворовый, парковый и другие фасады.
Филёнка — незначительно углубленная часть поля стены, пилястры или двери, обрамленная рамкой.
сплошная полоса декоративных, скульптурных, живописных и других изображений (часто орнаментального характера), окаймляющая верх стен, поверхность пола помещения, поле ковра и др.
Фланкирующий – расположенный сбоку, граничащий, примыкающий.
Цоколь – нижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника или колонны, лежащая на фундаменте. Цоколь обрабатывается рустовкой, профилями, получает декоративную обработку.
Четверик – в русской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью («восьмерик на четверике»).
Шатер, шатровое покрытие – завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в. В культовых сооружениях шатер обычно увенчивался луковичной главой, в гражданской и военной – дозорной вышкой, флюгером.
• верхняя часть фасадной стены в форме угла (или какого-либо сложного очертания), ограниченного двумя скатами (или более) крыши и в отличие от фронтона не отделенного от низа особым горизонтальным карнизом;
• декоративный треугольник, венчающий окно, портал и т п.