хорошо ли учился эйнштейн в школе
Был ли Альберт Эйнштейн двоечником на самом деле
Немецкий физик-теоретик Альберт Эйнштейн часто попадает в списки гениальных ученых, которые в школе были двоечниками. В отличие от проблем Томаса Эдисона, неуспеваемость будущего лауреата Нобелевской премии по физике — миф, который продолжают тиражировать, несмотря на то что в середине 1980-х годов ему нашлось документальное опровержение. Ольга Кузьменко рассказывает, как в действительности учился великий ученый.
Детство Альберта Эйнштейна прошло в Мюнхене, куда его небогатая семья переехала через год после рождения сына. Несмотря на то, что родители Эйнштейна были евреями, в пять лет его отправили в католическую начальную школу, поскольку она находилась рядом с домом. Классическую модель образования Альберт возненавидел с детства: школьники должны были ходить по струнке, а за каждый неправильный ответ их били линейкой по рукам. Кроме того, в Германии начинали усиливаться антисемитские настроения, и сверстники часто задирали мальчика за его происхождение.
В 1888 году 9-летний Альберт поступил в Луитпольдовскую гимназию, которая славилась уровнем преподавания математики, естественных наук и древних языков, а также имела современную лабораторию.
Перемена места учебы не изменила чувств Эйнштейна к организации самого процесса: он ненавидел зубрежку и вдалбливание в головы школьников бесполезных фактов, ненавидел уходящих от вопросов учителей и казарменную дисциплину, которую те пытались привить своим ученикам. Юный Альберт никогда не гонял мяч и не лазил по деревьям со сверстниками, зато мог с удовольствием объяснить непонятные им вещи, например, как работает телефон. За это ровесники ласково называли Эйнштейна зубрилой и большой занудой.
Несмотря на полное неприятие школы как института, Альберт всегда получал высокие оценки и находился среди лучших учеников
Академические записи, поднятые из архивов в 1984 году, свидетельствуют о том, что Эйнштейн был вундеркиндом, который к 11 годам освоил физику на уровне колледжа, был прекрасным скрипачом и имел высокие оценки по всем школьным предметам, кроме французского языка.
В свободное от занятий время Альберт занимался наукой самостоятельно. Родители заранее покупали ему учебники, и за время летних каникул мальчик мог уйти намного вперед по математике. Дядя Альберта Якоб Эйнштейн, который вместе с его отцом Германом руководил фирмой по торговле электрическим оборудованием, придумывал для племянника сложные задачи по алгебре. Альберт часами над ними сидел и не выходил из дома, пока не находил решение.
Помимо дяди, у будущего физика был еще один наставник, студент медицинского вуза Макс Талмуд, которого Эйнштейны принимали у себя дома по четвергам. Талмуд приносил Альберту книги, среди которых была серия научно-популярных очерков Аарона Бернштейна «Народные книги по естествознанию». Бернштейн часто писал о скорости света, погружая читателей в различные захватывающие ситуации: например, вы находитесь в скоростном поезде, в окно которого попадает пуля, или перемещаетесь по телеграфной линии вместе с электрическим сигналом.
Под влиянием этих очерков Эйнштейн задался вопросом, который завладел его мыслями на ближайшее десятилетие: а как, действительно, выглядел бы луч света, если бы можно было прокатиться с ним рука об руку? Еще в детстве ему казалось, что луч света не может быть волной, потому что тогда он был бы неподвижным, но никто никогда не видел неподвижные световые лучи.
Когда Альберту было 12 лет, Талмуд дал ему учебник геометрии, который мальчик прочитал залпом и называл своей священной маленькой книгой по геометрии. От математики наставник-студент перешел к философии и познакомил Эйнштейна с Иммануилом Кантом, который стал любимым философом будущего нобелевского лауреата.
Эйнштейн терпеть не мог глупых людей, вне зависимости от их возраста и положения в социальной иерархии, а скрывать своих чувств не умел, поэтому у него часто возникали конфликты с учителями. Мальчика могли выгнать с урока за то, что он сидел на последнем ряду и ухмылялся. Один из преподавателей как-то в сердцах сказал, что Эйнштейн никогда ничего не достигнет.
Несмотря на это, школьник продолжал делать успехи, чего нельзя сказать об его отце: в 1894 году его компания разорилась, и Эйнштейны переехали в Милан. Альберта же ожидало несколько лет в мюнхенском общежитии, поскольку ему нужно было окончить школу. Подросток не смог вынести свалившихся на него грусти и одиночества и уже через полгода постучался в дверь родительского дома.
Так, Эйнштейн оказался в положении бросившего школу подростка, который скрывается от армии в чужой стране (Альберту скоро исполнялось 17, в Германии с этого возраста молодые люди должны были нести воинскую службу). При этом у него не было навыков, которые позволили бы устроиться на работу.
Чтобы выйти из ситуации, Эйнштейн подал документы в Швейцарскую высшую техническую школу Цюриха, поскольку к вступительным экзаменам там допускали без эквивалента диплома о среднем образовании. Альберт получил высшие оценки по физике и математике, однако в целом экзамен завалил.
6 историй великих учёных, в которых никто не верил
Вероятно, именно академические записи из швейцарской школы ввели в заблуждение биографов Эйнштейна, когда они приняли его за двоечника. Дело в том, что в последнем триместре обучения Альберта администрация школы перевернула оценочную шкалу и «6» стала самой высокой оценкой. В предыдущих триместрах по математике и физике у Эйнштейна стояла «1», так как шкала была обратной.
Физик до конца жизни оставался критиком немецкой системы образования, которая, по его мнению, промывала школьникам мозги.
«Если человек марширует строем под музыку и получает удовольствие, мне этого достаточно, чтобы начать его презирать. Мозг был дан ему по ошибке», — говорил Эйнштейн.
Проверка слуха
Современные мифы: правда или фейк?
Что вдохновило Исаака Ньютона на открытие закона всемирного тяготения? Какой была успеваемость Альберта Эйнштейна в школе? И правда ли, что во времена СССР диаметр макаронных изделий соответствовал калибру боевых патронов? Об этом — в специальном проекте “Ъ FM” и «Проверено.Медиа».
Академические успехи
Правда ли, что Альберт Эйнштейн плохо учился в школе?
Этим аргументом людей нередко пытаются убедить в том, что успеваемость в школе ничего не говорит о потенциале человека. Среднее образование будущий нобелевский лауреат получал в гимназии в Мюнхене. Достоверно известно, что к 11 годам Эйнштейн овладел физикой на уровне колледжа, прекрасно играл на скрипке, в 12 лет запоем прочитал учебник по геометрии, а в 15 лет бросил гимназию, чтобы уехать к родителям в Италию. Параллельно он попробовал поступить в Швейцарскую высшую техническую школу Цюриха.
Откуда же взялась легенда о плохой успеваемости Эйнштейна? Дело в том, что вступительные экзамены в это высшее учебное заведение юноша провалил. Он отлично сдал физику и математику, но завалил биологию и французский. А полгода спустя 16-летний Эйнштейн решил-таки получить аттестат о среднем образовании и окончил швейцарскую школу в кантоне Арау. Там самые высокие баллы молодой человек получил по алгебре, геометрии, физике и истории. Хуже дела обстояли с гуманитарными дисциплинами. Похоже, что аттестат, полученный в Арау, стал второй причиной появления легенды.
Дело в том, что немецкая система оценок была десятибалльной, и на ее фоне эйнштейновские шесть баллов выглядели как «тройка». А вот в Швейцарии «шесть» были максимальной оценкой. К тому же в первых двух триместрах шкала оценок была перевернутой — от шестерки к единице, что могло сбить с толку журналистов, увидевших «позорные» шестерки в аттестате.
Таким образом, получается, что в юности Альберт Эйнштейн как минимум по профильным предметам учился блестяще.
Медаль медали рознь
Фото: Клери Тим / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Фото: Клери Тим / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Правда ли, что США наградили Михаила Горбачева медалью «За победу в Холодной войне»?
В интернете можно встретить фото президента СССР, пиджак которого украшает американская медаль, но это совершенно точно фотошоп. Снимок был сделан фотографом Вени Марковским на мероприятии в мае 2010 года, и в оригинале на груди президента никакой награды нет.
Но медаль, прифотошопленная Горбачеву, на самом деле существует. Правда, это не государственная награда, а скорее сувенир — ее можно свободно купить в интернете. Аналогичные знаки носят официальный статус только в нескольких американских штатах и только для служащих Национальной гвардии. Нет этой медали в перечне официальных наград, опубликованном на сайте Вооруженных сил США — там есть только сертификат, который вручают военным и гражданским, служившим в годы противостояния с Советским Союзом.
Надо отметить, что в 2008 году Горбачев был удостоен американской медали Свободы, ее вручает Национальный конституционный центр США. На сайте центра указано, что президента отметили «за мужественную роль в окончании опасной, продолжавшейся десятилетиями Холодной войны и за дарование надежды и свободы миллионам людей, жившим за железным занавесом». Но и внешне медаль Свободы совсем не похожа на ту, что «пририсовали» Горбачеву, и формулировка «за роль в окончании» несет принципиально иной смысл, чем «за победу».
Вердикт — большей частью неправда.
Вольные кавычки
Фото: imedia, wikimedia
Фото: imedia, wikimedia
Правда ли, что Вольтер — автор фразы «я не разделяю ваших убеждений, но готов умереть за ваше право их высказывать»?
Впервые эта цитата встречается вовсе не на французском, а на английском языке. В 1906 году вышла биографическая книга «Друзья Вольтера», автором которой была английская писательница Эвелин Беатрис Холл. В одной из глав описана реакция Вольтера на публичное сожжение труда «Об уме» другого известного французского философа — Гельвеция. Эта работа якобы не нравилась и самому Вольтеру. Однако когда он узнал о столь радикальном решении властей, он и произнес ту самую фразу.
Причем в книге писательница заключила ее в кавычки, хотя это и не было прямой речью, но выглядело как цитата. Фраза разошлась сначала по англоязычным источникам, а затем начала проникать и за рубеж. Дошло до того, что в 1939 году Эвелин Холл сделала попытку развеять заблуждение в своем письме, опубликованном четыре года спустя в одном из литературных журналов: «Фраза «Я полностью не одобряю то, что вы говорите, но я буду защищать до смерти ваше право сказать это», — это мое собственное выражение, которое не должно было стоять в кавычках. Пожалуйста, примите мои извинения за то, что я несознательно заставила вас думать о том, что цитирую высказывание Вольтера».
Но было поздно. «Фраза» Вольтера уже жила своей жизнью, и по сей день философу упорно приписывают выражение, автором которого он не был.
Вердикт — неверная атрибуция цитаты.
Сквозной диаметр
Фото: Алексей Смышляев, Коммерсантъ
Фото: Алексей Смышляев, Коммерсантъ
Правда ли, что в СССР диаметр макарон соответствовал калибру боевых патронов?
Многие считают, что милитаризация советской промышленности доходила до такой степени, что даже оборудование макаронных фабрик в случае войны можно было срочно перенастроить на выпуск боеприпасов, а поэтому макароны были диаметром 7,62 мм.
«В цехах расфасовывали макароны, а за ними, за дополнительной колючей проволокой штамповали патроны самого привычного образца»,— писал Борис Васильев в повести «Глухомань» в 2001 году. Утверждения о макаронах-патронах прочно утвердились не только в художественной литературе, но и в СМИ. Более того, появились утверждения, что такой же калибр якобы имели советские папиросы и сигареты.
Но главный аргумент, который опровергает миф о патронно-макаронных заводах, заключается в принципиально разной технологии производства. Пасту, в том числе и толстые макароны с отверстием, получают выдавливанием теста через соответствующую насадку. А для изготовления гильз и оболочки пуль используют прессование, штамповку и вытачивание. Перевод макаронной фабрики на военные рельсы если и возможен, то потребует практически полной замены оборудования и переобучения персонала.
Вердикт — это неправда.
Сила притяжения
Правда ли, что упавшее на голову яблоко вдохновило Исаака Ньютона на открытие закона всемирного тяготения?
Эта история считается самым ярким примером внезапного научного озарения и известна, пожалуй, любому школьнику. Действительно, в 1666 году Ньютон, спасаясь от эпидемии чумы, уехал из Лондона в свой дом в графстве Линкольншир. События того периода описал родственник Ньютона Джон Кондуитт спустя 60 лет: «Во время прогулки по саду ему в голову пришла мысль о том, что сила гравитации (которая опустила яблоко с дерева на землю) не ограничена определенной дистанцией от Земли и должна распространяться намного дальше. После этого Ньютон лег и стал проводить вычисления». Похожую историю вспоминал антиквар и археолог Уильям Стьюкли: Ньютон рассказывал ему, как мысль о всемирном притяжении пришла ему в голову в яблоневом саду. А в 1727 году историю повторил французский философ Вольтер, видимо, со слов племянницы Ньютона.
Очевидно, автором истории с яблоком был сам ученый. Тем не менее, ни в одной из прижизненных версий плод не падал ему на голову. А вот через 30 лет после смерти Ньютона математик Леонард Эйлер в переписке с немецкой принцессой Фредерикой Шарлоттой, объясняя принципы гравитации и обстоятельства открытия ее законов, рассказал, что гениальная идея пришла в голову Ньютону после падения на него яблока. Очевидно, пример оказался даже слишком наглядным, закрепившись в книгах и учебниках по физике.
Был ли Альберт Эйнштейн двоечником?
Лучше всяких слов говорят факты. Итак, перед вами аттестат зрелости Альберта Эйнштейна, полученный им в кантональной школе Арау (Швейцария) в сентябре 1896 г. в возрасте 17 лет (оценки выставлялись по шестибалльной системе).
Перевод:
Откуда же тогда взялся миф о плохой успеваемости гения?
Помимо этого, в шестом классе гимназии у Альберта начались серьезные проблемы с некоторыми из учителей из-за того, что он “постоянно требовал доказательств религии и выбирал свободомыслие’’. Такой скептицизм был большой редкостью в те дни и не поощрялся, тем более в учебном заведении подобного типа.
Таким образом, «плохим» учеником Эйнштейн был только в смысле поведения в условиях военизированной школьной системы, сводившейся к механической зубрежке («Я был готов стерпеть любое наказание, лишь бы не учить на память бессвязный вздор»). Но это лишь еще одно доказательство незаурядности личности будущего нобелевского лауреата. А между тем он много занимался самостоятельно, увлекался чтением. Из детских впечатлений Эйнштейн позже вспоминал как наиболее сильные: «Начала» Евклида и «Критику чистого разума» И. Канта. Кроме этого, по инициативе матери он с шести лет начал заниматься игрой на скрипке. Увлечение музыкой сохранялось у Эйнштейна на протяжении всей жизни. Уже находясь в США в Принстоне, в 1934 году Эйнштейн дал благотворительный концерт в пользу эмигрировавших из нацистской Германии учёных и деятелей культуры, где исполнял на скрипке произведения Моцарта.
Немалую роль в создании мифа об Эйнштейне-двоечнике сыграла также ошибка одного из ранних биографов гения, который спутал швейцарскую систему оценки знаний с немецкой.
Кстати.
Здесь следует развеять еще один миф из той же серии: о том, что Эйнштейн провалил выпускной экзамен и сдал его только со второго раза. Для этого расскажем подробнее об истории получения аттестата, копия которого приведена на этой странице.
На самом деле Эйнштейн ушел из гимназии, так и не получив аттестата, по причинам, раскрытым выше.
Гении, которые плохо учились в школе
«Опять двойка!»… Произнося эту фразу, мы думаем не о знаменитой картине Решетникова, а о том, почему наш сообразительный, разносторонне развитый и, безусловно, неглупый школьник никак не найдет общий язык с образовательной системой или точными науками.
Современные родители уже не ставят на неуспевающих отпрысках крест слишком рано, а ищут иные способы проявить детские способности и возможности. И все-таки напомним о том, что история знает много примеров, когда «двоечники» по общепринятым стандартам добивались многого во взрослой жизни, более того – история признавала их гениями, и при жизни, и посмертно. Итак, 16 гениев, которые плохо учились в школе…
Уинстон Черчилль
Это гораздо позднее он дважды становился премьер-министром Великобритании и ее колоний он, и спустя многие годы был признан одним из величайших политиков 20 века, сыгравшим важную роль в победе над фашизмом. А в детстве Черчилль считался отъявленным шалопаем: иначе и не скажешь об отпрыске аристократической семьи, который совершенно не понимал, зачем ему учиться. В 9 лет мальчик пошел в частную школу Святого Георга в Аскоте, где регулярно получал по всем мягким частям тела за пробелы в успеваемости – уж такова была тогдашняя система английского образования. Уинстон отказывался проявлять стандартную старательность в учебе, но глупым или недоразвитым никогда не был – учителя часто заставали его за чтением книг «не по возрасту». В 11 лет он провалился на экзаменах, и родители забрали его домой, впрочем, ненадолго: уже в 13 лет мальчика вновь отдали в частную школу – на этот раз в Хэрроу. К тому времени Черчилль научился имитировать процесс сдачи экзаменов, так что «успешно» дорос до троечника. Забавный факт из биографии: будущий знаменитый политик считался настолько глупым, что его «отлучили» от престижных занятий по латыни и греческому языку, а вместо этого назначили дополнительные занятия по родному английскому. Вероятно, факультатив пошел ему на пользу, ведь впоследствии Черчилль получил Нобелевскую премию по литературе.
Отто фон Бисмарк
Наполеон Бонапарт
Ричард Брэнсон
Мультимиллионер Ричард Брэнсон уже при жизни был признан гением бизнеса, став основателем корпорации Virgin Group и частного космического туризма, а также заслужив титул почетного рыцаря Великобритании. Его школьные учителя, вероятно, этого не ожидали: на уроках Ричард мычал, заикался и отчаянно краснел всякий раз, когда приходилось отвечать на вопросы программы. Одноклассники считали его дебилом – и не скрывали своего отношения. Позднее выяснилось, что Брэнсон страдал дислексией – неврологически обусловленной неспособностью распознавать письменную речь. Жаль, что в то время о дислексии ни врачи, не педагоги еще не знали. Кстати, став взрослым, Брэнсон сумел справиться с этим нервным расстройством.
Билл Гейтс
Еще один бизнес-гуру уже в школе посчитал, то большая часть программы не только не интересна, но и совершенно бесполезна для жизни, так что незачем и стараться. Подобные выводы плохо отразились на успеваемости Билла. Родители не теряли веру в его способности и математический талант, прибегая к нетрадиционным поощрениям: так, однажды они предложили платить Гейтсу за каждую полученную им пятерку, но даже это не помогло. Ленивый, но талантливый подросток был принят в Гарвард, но спустя 2 год отчислен оттуда за неуспеваемость и пропуски. Нелады с образовательной системой не помешали Биллу Гейтсу основать успешную компанию и стать богатейшим человеком современности.
Людвиг ван Бетховен
Один из величайших композиторов тоже был двоечником. Вполне вероятно, это было связано с развивающей глухотой – если так, ребенок просто плохо слышал учителя, а значит, и плохо усваивал материал. В любом случае, успеваемость Бетховена была не на высоте: он допускал много орфографических ошибок, а деление и умножение так и не осилил. Впрочем, нотную грамоту он освоил достаточно хорошо, чтобы написать пятую и все свои остальные гениальные симфонии.
Александр Сергеевич Пушкин
Каждый школьник среднего звена знает, что самый знаменитый русский поэт был двоечником. Он очень слабо успевал в престижном для его сословия Лицее, и тяжелее всего ему давалась арифметика. По окончании Лицея, Пушкин оказался вторым с конца по успеваемости. К счастью, способность складывать стихи с талантом складывать в уме не связана.
Оноре де Бальзак
Мать будущего писателя сына не любила и отдала сразу после рождения кормилице, под крылом которой Бальзак уютно прожил младенчество. Но удача вскоре ему изменила: отец отправил его в Вандомский колледж-интернат, которым руководители священнослужители. Интернат представлял собой нечто среднее между тюрьмой и монастырем: даже на каникулы воспитанников не забирали домой. Оноре был обижен на мир и родителей и так одинок, что учиться просто не хотел, даже не понимал, зачем ему это. Неудивительно, что вскоре к нему пристали клички «лентяй» и «тупица». Тупицей он, конечно, не был – просто не испытывал страсти к точным наукам, но обожал читать. Тем и занимался, целыми днями просиживая в чулане-карцере, куда попадал за плохие оценки. За 7 лет такого экзотического досуга Бальзак подорвал здоровье, и отцу пришлось забрать его домой. Он пытался учиться еще в двух учебных заведениях, но без особых успехов, так что отец махнул на него рукой и оставил в покое – что, как известно, кончилось хорошо не только для Бальзака, но и для мировой литературы.
Владимир Маяковский
Первые три класса Володя учился на одни пятерки, но в 1905 году город Кутаис, где жил будущий поэт, захлестнули революционные настроения. В 11 лет Маяковский попал в революционный кружок, и учеба просто стала ему неинтересна. После смерти отца в 1906 году и переезда в Москву, поэт бросил школу за ненадобностью. Презрение к «сокровищнице человеческой культуры» сохранилось в нем на всю жизнь, но отразилось в ярком творчестве, окрашенном подростковым максимализмом.
Антон Павлович Чехов
Будущий мастер короткого рассказа в третьем классе остался на второй год из-за двоек по арифметике и географии. Спустя два года задержался из-за греческого языка. Любопытно, что даже по русскому языку и литературе у него были тройки. Объяснение было простым: отец писателя держал мелкую лавочку, и мальчик был вынужден все свое свободное время (которое предполагалось тратить на выполнение уроков) проводить за конторкой, следя, чтобы продавцы не воровали. Только в старших классах ситуация изменилась: отец разорился, семья переехала в Москву, где Чехов поступил в Медицинский институт и заинтересовался литературой.
Лев Николаевич Толстой
До 16 лет будущий автор «Войны и мира» учился дома – если можно так сказать, потому что мальчик не воспринимал недалеких учителей-приживалов всерьез и всячески отлынивал от занятий. Затем Толстой поступил в Императорский Казанский университет, но уже на первом курсе его оставили на второй год из-за плохих оценок по Российской истории и немецкому языку. На третьем курсе Толстой увлекся трудами французских философов, разочаровался в формальном образовании и бросил университет, а диплом так и не получил.
Дмитрий Иванович Менделеев
Ученый ненавидел образовательную систему и рутину и перебивался с двоек на тройки просто потому, что не понимал, зачем ему все эти абстрактные знания. Только математика и физика интересовали будущего создателя таблицы химических элементов.
Константин Циолковский
Будущий основатель современной космонавтики с детства страдал от тугоухости. Она стала последствием скарлатины, перенесенной ученым в возрасте 10 лет. Мальчику было сложно воспринимать обрывки фраз учителя, и без слуховых аппаратов он был обречен на плохую учебу. В Вятской мужской гимназии Циолковский слыл хулиганом и часто попадал в карцер. Во втором классе остался на второй год, а из третьего вообще был исключен за неуспеваемость. Впрочем, дело, видимо, было не в отсутствии способностей, а в нехватке мотивации, так как спустя 6 лет Циолковский успешно сдал экзамены на звание учителя и получил официальное направление от Министерства просвещения.
Томас Эдисон
Альберт Эйнштейн
Энциклопедический случай. Основатель современной физики, будущий лауреат Нобелевской премии, Альберт Эйнштейн молчал до 4 лет, а читать научился только в 7. В школе он учился плохо, и был исключен в 15 лет за неуспеваемость. Затем образованием будущего гения занимался дядя, который давал знания, опережавшие школьный уровень. По другой версии, учился Эйнштейн хорошо, а вот авторитет учителей совсем не уважал, за то и был исключен. Существует и версия о том, что Эйнштейн был аутистом. Даже в зрелые годы гениальный физик не интересовался гуманитарными науками, он плохо писал и читал, что не помешало ему открыть теорию относительности.
Исаак Ньютон
Мальчик был одним из худших учеников в школе, причем труднее всего ему давались физика и математика. Но однажды его поколотил одноклассник, и Ньютон решил доказать, кто на самом деле «круче». Уже через несколько месяцев он стал первым в классе по успеваемости. Вероятно, именно вложив колоссальные усилия в изучение «неподдающихся» предметов, он заинтересовался ими настолько, чтобы посвятить им жизнь.