Главные идеологические направления политической борьбы в чем их особенности
Занятие №2. Примеры экономической, политической и идеологической классовой борьбы и их анализ в современном обществе
Занятие №2. Примеры экономической, политической и идеологической классовой борьбы и их анализ в современном обществе
2-е занятие для проведения политучебы на тему “организация и обострение идеологической классовой борьбы” в коммунистических первичных организаций, подготовленное редакцией “Искра ДНР”. В краткий курс политучебы входит 8 занятий начального курса. Первое занятие и программа курса опубликованы здесь.
повторение ранее изученного материала, разъяснение примеров ведения различных форм классовой борьбы в современном мире и закрепление понимания важности и уместности этих форм.
Воспитание у слушателей критического мышления для анализа различных способов и последствий ведения классовой борьбы. Укрепление уверенности в правильности курса коммунистов-большевиков. Ликвидация иллюзий типа “а что я могу один?”.
Вид занятия: лекция с последующим обсуждением парт коллективом ячейки.
Время – 8 минут – лекция, 20-25 минут – обсуждение.
Оборудование и материалы: распечатки текста лекции.
На предыдущем занятии мы рассмотрели следующие вопросы:
На данном занятии мы кратко рассмотрим примеры описанных ранее форм классовой борьбы и возможности их сочетания.
Наиболее старой и испытанной формой классовой борьбы является экономическая. Экономическая форма проявляется, чаще всего в виде забастовочного или стачечного движения. Забастовка (стачка) – это организованное прекращение работы коллективом (коллективами) трудящихся на предприятии или целой группе предприятий и выдвижение ЭКОНОМИЧЕСКИХ требований капиталистам. Именно экономический характер требований и является определяющим для классификации этой формы классовой борьбы, как экономическую. Напомним, что экономическая форма классовой борьбы никогда не достигнет обще классовых целей, а, тем более, целей смены общественно-экономической формации. Этот вид классовой борьбы нужен для раскачки, пробуждения, объединения народных масс на дальнейшую борьбу и перевода акцентов с локально-экономических на максимально общие – политические.
Примером экономических форм классовой борьбы являются, например, всевозможные “мусорные”, тли “экологические” протесты сотрясающие современную Россию. Наиболее крупный из них – это противостояние в Шиесе между активистами и буржуазией, которая намерена превратить Шиес в мусорную свалку всей России. Другой пример экономического протеста – это забастовки украинских шахтеров по поводу невыплаты им заработной платы. Эти забастовки проходят с известной периодичностью все время существования “независимой” Украины и иногда приводят к временному улучшению существования рабочих отдельных шахт, но никаких глобальных, обще классовых целей не преследуют и не достигают.
Еще одним примером “слива” революционной ситуации из политического русла в русло временное, экономическое, представляет собой Киевский “Майдан”. Пользуясь откровенной слабостью и безвольностью коммунистических организаций на Украине, буржуям удалось воспользоваться возникшей в этой стране революционной ситуацией 2013-2014 г-г и выставляя исключительно экономические лозунги по поводу борьбы с олигархатом “Банду – геть!” (“|анду долой!”) произвести националистический буржуазный переворот. Никакие политические требования, обезглавленной в виду отсутствия большевистского ядра среди коммунистов и явной уступнической позиции КПУ народной массой не выдвигались и, соответственно не достигались. Таким образом, мы видим из примеров, что экономические формы борьбы, как и экономические требования, сами по себе не могут достичь народных целей. Их роль – вспомогательная, начальная.
Действительно направленной на достижение долговременных, обще классовых целей: построение справедливого народного социалистического, а после – коммунистического общества является ПОЛИТИЧЕСКАЯ форма классовой борьбы.
Политическая форма классовой борьбы – это форма политического протеста. Примером такой формы можно считать, например, протест в Венесуэле, протесты в Чили, многотысячные протесты в Москве против фальсификаций на выборах. Основное отличие этой формы протестов – требования по смене ПОЛИТИЧЕСКОЙ системы в стране, или ее части (как, например в Московских протестах). Протестующие выдвигая политические требования становятся в классовой борьбе на ступеньку выше своих “экономических” коллег, поскольку стремятся к изменению не сиюминутных следствий из капиталистической системы – решения локальных экономических проблем, а полное исключение этих проблем с повестки дня путем изменения общественно-экономической формации с капиталистической на социалистическую. То есть, пытаются не залечить болезнь путем временных уступок со стороны буржуазии, а избавиться от причины ее вызывающей – капитализма.
Тут важно понимать, товарищи, что политика – это концентрированная экономика. Нет ни одного политического решения, которое бы принималось бы буржуазными политиками, не связанное с экономическими интересами правящего класса. У буржуев нет, не было и не будет никакой идеологии, никаких друзей или врагов. У них есть только экономические интересы. И именно эти буржуазные интересы выражают все без исключения буржуазные политики. Неверно думать, что сменив условного Путина, или заменив условного Медведева на любого другого буржуазного политикана, можно достичь улучшения жизни в стране. Нет! Только смена политического режима: отмена и запрет на любые проявления капиталистических отношений способна изменить жизнь народа в лучшую для него сторону. Именно политические методы борьбы и привели в 1917 году большевиков к победе над буржуазными режимом. Все устунические и реформистские мантры, которыми нас потчуют сторонники экономических реформ при оставлении капиталистической заразы в стране – это, либо душевное нездоровье неумных, либо откровенный оппортунизм и предательство интересов трудящихся.
Повторимся: экономические формы борьбы являются исключительно вспомогательными, а никак не основными. Их цель – поднять народ на борьбу. После этого, большевикам-коммунистам следует перенаправить народный гнев в политическое русло на свержение деспотии капитализма. Иных путей у на нет, товарищи. Это доказано и классиками марксизма-ленинизма-сталинизма и практикой жизни.
Идеологическая (теоретическая) классовая борьба занимает обособленное место среди форм классовой борьбы. С одной стороны, она является дополнительной формой, поскольку сама по себе, как и экономическая форма классовой борьбы не приводит к смене общественно-экономической формации, с другой же, является единственной формой классовой борьбы, направляющей народные массы не только на единственную форму классовой борьбы приводящей к победе социализма над капитализмом, но и в дальнейшем позволяющей удержать власть в руках пролетариата и создавать, строить и улучшать все виды общественной деятельности в коммунистическом, большевистском русле. Эта форма классовой борьбы апеллирует к разуму, повышает сознательность, создает то, что называется классовым пролетарским самосознанием.
Примерами такой формы классовой борьбы является, например, издание газеты, вначале – “Искра”, а после – “Вперед” В.И.Лениным. В современном мире – это всевозможные интернет ресурсы большевистской коммунистической направленности, которые способствуют правильному, научному, марксистско-ленинско-сталинскому осознанию окружающей действительности. Весьма важную роль в этой форме классовой борьбы занимают здания бумажных листовок, информационных бюллетеней и газет большевистской коммунистической направленности. Например, выпускаемый коммунистами информационный бюллетень “Буденовец” Буденновского райкома КПДНР – это пример именно такой формы классовой борьбы.
Естественно, будучи относительно других форм классовой борьбы более доступным и “безопасным”, эта форма часто рассматривается, как вспомогательная. Это в корне не верно! Отличительная черта коммунистических большевистских движений – это сознательность и разумность всех принимаемых решений. Но принять разумное и сознательное решение, противодействовать буржуям на информационном фронте становится возможно только тогда, когда народ подготовлен теоретически к восприятию правильного, а не искаженного капиталистами хода истории.
Важную роль в политической форме классовой борьбы занимают и полит. учебы. Включая и политучебы среди самих коммунистов. Вот мы, товарищи, например, сейчас занимаемся именно этой формой классовой борьбы.
Таким образом, мы кратко рассмотрели особенности и примеры применения различных форм классовой борьбы в современном мире. Следует подчеркнуть, что несмотря на то, что являя собой самую старую, самую “лежащую на поверхности” форму – экономическую классовую борьбу, она не в состоянии достичь желаемых долгосрочных результатов и может быть (и должна быть) использована, как вспомогательная форма для раскачки народа, выведения его из спячки, но не как не как основная. Ведение идеологической формы классовой борьбы способствует поднятию уровня народных масс на ту ступень, когда становится возможно эффективное использование единственной формы достигающей нынешние цели коммунистов-большевиков – классовой борьбы политической. Но и после победы пролетарской революции, идеологическую форму классовой борьбы нельзя убирать. Именно она, в сочетании с действиями пролетарской партии, позволит продолжить историческое движение – построение коммунизма и не даст скатиться вновь в капиталистическую бездну мракобесия, бездуховности и рабства.
На следующем занятии мы рассмотрим ряд способов и направлений ведения идеологической классовой борьбы силами партийной ячейки.
Обсудить статью и оставить комментарии можно на форумах сайта «Искра ДНР»
Какие современные политические идеологии существуют?
Одной из форм выражения политических теорий является политическая идеология. Это комплекс идей определенной социальной организации, которые обосновывают направление развития общества и формируют программу социальных изменений.
Важные определения и понятия
Понятие «идеология» впервые появилось в трудах французского философа, графа де Траси, в конце XVIII века. Оно обозначало науку, изучающую зарождение мыслей у людей.
Но в современном мире идеология не признается наукой, так как в ней отсутствует объективность. Поэтому значение этого термина другое – система идей правящего класса. Впоследствии понятие «идеология» стало означать систему политических идей вообще.
Политическая идеология – это система идей, которые выражают интересы субъектов политической деятельности. Идеология является теоретической основой политических теорий, а также программ партий и движений. В связи с этим, она оказывает влияние на политические явления и процессы, то есть на политическую практику.
Политические ценности – это один из видов социальных ценностей. Понятие имеет исторический характер, указывая на политическую зрелость общества. Каждому общественному строю присущи свои ценности. Главными политическими ценностями являются свобода и ответственность человека. Также в их число входят понятия о формах ведения политики, о достижении благ, которые она может обеспечить, о действиях, которые приведут общество к осуществлению интересов.
Политические ценности могут выражаться в идеалах, среди которых свобода, безопасность, справедливость и другие.
Уровни существования политических идеологий
К уровням существования политических идеологий относятся:
Функции политической идеологии
К важнейшим функциям политической идеологии относятся:
Современные идеологии
Либерализм
Либерализм (от лат. «liberalis» – «свободный») – первая политическая идеология. Ее основателями, в числе прочих, являются Джон Локк и Адам Смит. Либерализм появился как реакция на давление со стороны монархической и клерикальной (церковной) власти на права и свободы граждан.
Главными ценностями либерализма являются права личности на жизнь, свободу, частную собственность. Идеология провозглашает равенство всех граждан, в том числе экономическую свободу, конкуренцию на рынке. В политическом отношении либералы требовали создания правового государства, возможность участия в парламенте представителей всех групп общества.
К главным особенностям либерализма относятся:
XX век привнес новые идеи, например, теорию неолиберализма. Она провозглашала, что государство должно защищать предпринимателей и бороться с образованием монополий.
Консерватизм
Консерватизм (от лат. «conservare» – «сохранять») – это идеология, нацеленная на сохранение традиционного порядка и стабильности в обществе, на неприятие изменений.
К главным особенностям консерватизма относятся:
Неоконсерватизм, появившийся в 1970-х годах, отразил часть либеральных установок – защиту прав граждан и свободу предпринимательства. Но добавил к ним новые ценности – семьи, религии, патриотизма. Неоконсерватизм выступает против увеличения иммиграции, негативно относится к взаимопроникновению культур разных народов.
Социализм
Социализм (от лат. «socialis» – «общественный») обозначает главными своими принципами всеобщее равенство и справедливость. Этот общественный строй характеризуется наличием государственного контроля над экономикой и распределением ресурсов.
К главным особенностям социализма относятся:
Плановая экономика предполагает централизованное управление народным хозяйством, отрицает частную собственность на средства производства. То ест это противоположность рыночной экономике.
Среди преимуществ плановой экономики можно отметить почти полное отсутствие инфляции и безработицы, не столь резкое социальное расслоение, как при рыночной экономике, отсутствие конкуренции и экономических кризисов.
Главным недостатком плановой экономики можно считать медленное реагирование на спрос потребителей, что приводит к дефициту определенных видов товаров. А ориентация на обязательное выполнение плана может негативно отражаться на качестве продукции. К тому же, отсутствует стимул к расширению ассортимента и эффективному использованию сырья.
Социал-демократизм
Социал-демократизм является ответвлением социалистической теории. Но, в отличие от марксистки направленного социализма, он отрицает необходимость революции и установления диктатуры пролетариата. Социал-демократы считают, что установления социализма можно добиться путем реформ в отношении различных аспектов общественной жизни.
Основными ценностями, которые выдвигает социал-демократизм, выступают справедливость, свобода и солидарность.
К главным особенностям социал-демократизма относятся:
Коммунизм
Коммунизм – идеология, основанная на идеях марксизма. Его основным постулатом является идея о равенстве людей, а целью – построение справедливого общества, в котором не будет эксплуатации граждан.
К главным особенностям коммунизма относятся:
Фашизм
Фашизм (от итальянского «fascio» – «пучок, связка») – националистическая идеология, пропагандирующая расовое превосходство. Защищает интересы не определенных классов, а расы. Фашизм возник в период обнищания населения в связи с экономическим кризисом в 20-е годы XX века. Идеи национального единства и возрождения вдохновили массы людей, прежде всего в Германии и Италии.
К главным особенностям фашизма относятся:
Анархизм
Анархизм (от греч. «anarchia» – «безвластие») провозглашает стремление к свободе и равенству граждан, при этом не признавая институтов власти. Но анархизм выступает за самоуправление с помощью независимых объединений граждан.
В современном мире анархизм принимает разнообразные формы: национальный, экологический, контркультурный, антиглобалистский.
К главным особенностям анархизма относятся:
Виды идеологий
Политическая идеология – это форма разрешения господствующих идей (консервативные идеологии) или их изменения (правые и левые идеологии). Идеология считается частью культуры. Наукой ее назвать нельзя, хотя она имеет возможность основываться на научных знаниях, описывая социально-политическую жизнь.
Виды идеологий по политическому спектру
Виды идеологий по методам политической борьбы
Роль идеологии в политике
Цель идеологии – доказать правоту своих взглядов и методов, и опровергнуть взгляды других идеологий. Разрабатывается она политической элитой для манипулирования населением, привлечения как можно большего числа людей в свои ряды.
В Конституции РФ отмечается, что никакая идеология в нашей стране не может становиться государственной (ст. 13), что в России действует идеологический плюрализм. Также в этой статье говорится, что запрещается создавать объединения, деятельность которых направлена на насильственное изменение строя, определенного Конституцией, нарушение целостности государства и подрыв его безопасности.
Основные политические идеологии
Политическая идеология: понятие и сущность
Идеология — это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности.
Политическая идеология концентрирует свое внимание на политических идеях, теориях, интересах. Она представляет собой определенную концепцию осмысления и интерпретации политического бытия с точки зрения интересов и целей определенной политической элиты.
Идеологию можно представить как форму корпоративного сознания, как идеологическую доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть.
Каждая идеология имеет свою точку зрения на ход политического и социально-экономического развития общества, свои методы и средства решения стоящих перед обществом задач. Поэтому основной функцией политической идеологии является овладение общественным сознанием. К. Маркс считал, что когда идеи овладевают массами, то они становятся материальной силой.
Политической идеологии присущи следующие функции:
Необходимо отметить, что идеология является духовным орудием элит. Именно элиты разрабатывают (обновляют) и внедряют политическую идеологию в широкие социальные слои, пытаясь привлечь на свою сторону максимальное число приверженцев своих идей. Естественно, что эти элиты преследуют прежде всего свои личные цели и интересы.
Выделяют три основных уровня функционирования политической идеологии:
Основные виды политической идеологии
Устоявшейся классификации политической идеологии не существует. Причиной данного положения является сложность рассматриваемого явления. Необходимо уяснить признаки, по которым выделяют хорошо известные виды политической идеологии.
Борьба идей по вопросам развития общества — древнее явление. Однако только с XVII в. политико-идейные течения стали оформляться в различные организации и учения, активно противостоящие друг другу. Одним из самых ранних таких учений является традиционализм. Это религиозно монархическое охранительное учение, представленное Ж. Боссюэ («Политика, извлеченная из Священного Писания») и другими политическими авторами. Данное направление политической мысли дало в XVIII в. начало политической идеологии консерватизма, которая стала ответом на идеологию либерализма, выразившую идеи Просвещения и Французской революции.
Таким образом, традиционализм (впоследствии — консерватизм) и либерализм как разновидности теоретических моделей устройства общества разделились в соответствии с оценкой роли государства в политической системе общества. Это первое основание деления политических идеологий. Одно направление в различных его модификациях отстаивает идею сохранения («консервирования») традиционно ведущей, даже подавляющей роли государства в общественной жизни. Второе направление начиная с эпохи буржуазных революций пропагандирует реформизм, изменение функций государства, ослабление в той или иной степени его роли в управлении политическими процессами.
Исторически за этими направлениями политической мысли закрепились названия «правые» и «левые»: во времена Великой французской революции на заседаниях Национальной ассамблеи в 1789 г. слева or спикера сидели депутаты — сторонники перемен в общественном устройстве в направлении свободы и равенства, справа — противники перемен, стремившиеся к сохранению монархических и дворянских привилегий.
Реформизм уже в XVIII в. разделился на течения радикального и умеренного толка. Это второе основание деления — по глубине предлагаемых преобразований. К радикальным политическим идеологиям относятся анархизм, проповедующий немедленное уничтожение государства как органа управления обществом, и марксизм, выступающий за постепенное полное отмирание государства. К умеренным политическим идеологиям можно отнести либерализм, социал-демократизм и их модификации.
За прошедшие столетия идеи укрепления государственности оформлялись в таких подвидах консерватизма, как монархизм, клерикализм, национализм, расизм (в том числе фашизм) и др.
Основные идеи некоторых политических идеологий следующие.
Либерализм
Либерализм стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида — представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.
Базовые ценности либеральной идеологии — священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.
Консерватизм
Консерватизм базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.
Коммунизм
Коммунизм как идеология сформировался на основе марксизма. В противовес господствовавшему в XIX в. либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком и будут преодолены все виды социального отчуждения человека: от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившеюся в результате произошедшего промышленного переворота.
Базовые ценности при этом следующие:
Социалистическая демократия
Социал-демократизм стал сегодня политической доктриной центристских сил. Его идеи зарождались как «левая» идеология, как одно из течений внутри марксизма. Основы социал-демократизма сформировались в конце XIX в. и вошли в историю как социал-реформизм. Их признанный основоположник — немецкий политический философ Э. Бернштейн. В книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», других работах он отверг многие положении марксизма: обобострении противоречий буржуазного общества, о необходимости революции и диктатуры пролетариата как единственного пути к социализму и др. По его мнению, новая обстановка в Западной Европе позволяет добиться утверждения социализма путем ненасильственною демократического давления на политические и экономические позиции буржуазии, осуществления структурных реформ во всех сферах общественной жизни, развития различных форм кооперации. Многие из этих идей вошли в политическую доктрину современной социал-демократии. Эта доктрина была сформулирована в концепции демократического социализма. Главными ценностями провозглашены идеалы: свобода; справедливость; солидарность. Социал-демократы убеждены, что демократические принципы должны распространяться на все сферы: экономика должна быть плюралистической; возможность трудиться и получать образование должна быть обеспечена всем; и т. д.
Национализм
Рассмотрим национализм. Часто это понятие воспринимается негативно, что, по существу, не совсем верно. Можно говорить о наличии двух типов национализма: созидательного и разрушительного. В первом случае он способствует сплочению нации; во втором — направлен против других народов и несет угрозу не только для чужого, но и для своего общества, превращая национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь.
Принято считать, что этническое происхождение — это самая обшая характеристика, объединяющая нацию. Если люди говорят о себе как о якутах, русских, евреях и т. д., значит, они указывают на этнос, но когда называют себя россиянами, то включают в это понятие политический компонент — гражданство. США, Россия или Швейцария, например, включают несколько этнических групп. И наоборот, люди, принадлежащие к одному этносу, могут проживать в разных странах. Немцы живут в ФРГ, Лихтенштейне, а у австрийцев и швейцарцев — германское происхождение. Нацией является совокупность разных этносов, тесно взаимодействующих, объединяющихся в границах данной страны и отождествляющих себя с ней.
В идеологии национализма происходит слияние идеи этноса с идеей страны для этого этноса. На данной основе возникают движения, настойчиво требующие совмещения политических границ с этническими границами. Национализм может согласиться с присутствием «ненационалов» во имя нации или ратовать за их ас- си милицию, изгнание, даже уничтожение. Большинство исследователей настаивают на патологической природе национализма, его страхе перед инородным и оттого ненависти к нему, на близости к расизму и шовинизму. Тем самым национализм превращаемся в одну из наиболее опасных современных идеологий.
Фашизм
В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, защищающих интересы отдельных социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства и призывает к интеграции населения вокруг целей национального возрождения.
Фашизм (от ит. fascio — пучок, связка) — это идеология, пропагандирующая шовинистический национализм, дополняющийся расизмом и антисемитизмом. Одни исследователи считают фашизм единым феноменом, другие исходят из того, что в каждой стране развивался свой, специфический фашизм. Классические образцы — итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм). Фашисты были не только крайними националистами, но прежде всего радикальными государственниками. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем — воплощение группового сознания.
Исторические формы фашизма были вызваны к жизни глубоким экономическим кризисом конца 20-х гг. XX в. В этих условиях классические либеральные ценности перестали быть основными мотивами человеческой деятельности и факторами интеграции общества. Процессы обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значительных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. В такой ситуации вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку национальное самосознание ее населении было более всего унижено поражением в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Немецкая модель фашизма отличалась высоким уровнем тоталитарной организации и откровенным расизмом. Несмотря на поражение Германии в 1945 г. и запрет этой идеологии, фашизм время от времени возникает вновь в виде неофашистских партий. Экономические трудности, межнациональные противоречия и другие кризисные феномены провоцируют неофашистские проявления.
Анархизм
Анархизм занимает во многом противоположные фашизму позиции в отношении государства. Анархизм (греч. anarchia — безначалие, безвластие) — это:
Ряд анархистских идей появился еще в античные времена. Но развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем В. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию общества без государства. Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845). Он предложил эгоистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и в обмене товарами между независимыми производителями.
В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители. М. А. Бакунин отстаивал («Государственность и анархия», 1873) идею революционного уничтожения государства и создания свободной федерации крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма). П. А. Кропоткин на основании сформулированных им биосоциальных законов взаимной помощи призвал («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920) перехолить к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).
Современные формы анархизма отличаются большим разнообразием. Сегодня в литературе можно встретить упоминания об анархизме экологическом, контркультурном, этнонациональном и т. д. Явный неоанархистский потенциал имеет движение антиглобалистов (один из идеологов — итальянец Т. Негри).
Роль идеологии в политике
Политическая идеология разрабатывается и обосновывается представителями политических элит для распространения среди населения. И чем больше людей становятся приверженцами той или иной идеологии, тем больше шансов у данной элиты завоевать политическую власть.
Политическая идеология способна объединить большие группы людей для достижения определенных целей. Она придает смысл и направление общественному движению. При этом важно, чтобы основные положения данной идеи выражали интересы этих людей. Фашизм в Германии в 30-х гг. XX в. приобрел массовый характер, потому что в своих выступлениях Гитлер затрагивал самые насущные проблемы немецкого народа и обещал в ближайшее время их решить. Большевики обещали измученному войной, голодом и разрухой народу, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме», и многие поверили этим популистским обещаниям. Оболваненный коммунистической идеологией народ сам способствовал приходу к власти политических авантюристов (большевиков).
Отсутствие в стране, в обществе доминирующей, способной объединить и мобилизовать людей на достижение общественных целей идеологии делает общество и государство аморфным образованием, где каждый преследует свои личные или групповые цели и интересы, отвергая социальную ответственность за будущее страны.