Гиперсаливация у детей что делать
Гиперсаливация у детей что делать
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Целью данной статьи является рассмотрение традиционных и нетрадиционных приемов одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения.
Бесплатные занятия с логопедом
В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. К примеру, по данным к.п.н., доцента кафедры специальной педагогики и психологии Вакуленко Л.С. Мурманского государственного педагогического университета, дизартрия имеет место у 40,8% из 240 дошкольников с речевой патологией в возрасте от 4 до 7 лет. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.
Целью данной статьи является рассмотрение традиционных и нетрадиционных приемов одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.
Предварительная работа
Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения педагог напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.
Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.
Основной этап работы
Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В.А. Киселева [4]).
Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ.
2. Полоскание полости рта.
Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.
Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
3. Логопедический массаж.
Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд (Е.Ф. Архипова [1]).
Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
Рис.2. Массаж в углублениях под языком.
Массаж по точкам.
Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично) (В.А. Киселева [4]).
Массаж мягкого нёба.
Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увулы для получения выраженного глоточного рефлекса (В.А. Киселева [4]).
4. Жевание твёрдой пищи.
Инструкция для родителей детей-дизартриков:
5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения (Е.М. Косинова [5], О.А. Новиковская [7]).
Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
«Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
«Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.
6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.
7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.
8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке (В.А. Киселева [4]).
аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
Основываясь на нашем практическом опыте, при систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.
Гиперсаливация и её преодоление у детей с дизартрией.
В этой статье я хочу рассказать о преодолении такого симптома дизартрии, как гиперсаливация. Детей с дизартрией сейчас очень много, особенно часто в практике встречаются дети со стёртой формой дизартрии. И у них тоже часто встречается повышенное слюнотечение, особенно это заметно при речевой нагрузке.
Что такое гиперсаливация?
Гиперсаливация это обильное слюнотечение.
Гиперсаливация может быть связана с повышенным слюноотделением, но чаще всего она является причиной того, что слюна, которая образуется, просто вовремя не проглатывается. При дизартрии всё происходит именно так.
Коррекционная работа по преодолению гиперсаливации у детей
Применяются как традиционные, так и нетрадиционные приёмы для преодоления такого неприятного симптома дизартрии.
Учимся проглатывать слюну.
1. Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом учат глотать её. Сначала это делается с запрокинутой головой, а потом в нормальном положении.
2. Ребёнку постоянно делается напоминание о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед артикуляционным упражнением.
3. В некоторых случаях используется промакивание рта салфеткой.
4. У дизартриков очень часто рот приоткрыт. Поэтому ребёнка учат держать рот закрытым, если он не разговаривает и не принимает пищу.
5. На индивидуальном занятии при работе с дизартриком логопед специально делает паузы, чтобы ребёнок мог проглотить слюну.
6. Важно научить ребёнка с гиперсаливацией дифференцировать ощущения сухого и мокрого подбородка.
Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации.
1.Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
2.«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
3.«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
4.«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
5.«Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз.
6.«Упражнение для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
1. Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
2. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.
Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.
Очень полезно при гиперсаливации жевание и глотание твёрдой пищи (твёрдых овощей и фруктов, сушек, сухариков).
Полоскания при гиперсаливации
Некоторые авторы предлагают использовать полоскания полости рта травами (настоем шиповника, коры дуба, тысячелистника. Это возможно, если у ребёнка нет аллергии.
Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
Логопедический массаж при гиперсаливации
Для преодоления гиперсаливации активно применяется логопедический массаж
Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд.
Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рисунок). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда. Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
массаж при гиперсаливации
Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично)
Массаж мягкого нёба.
Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увули для получения выраженного глоточного рефлекса.
Криотерапия в преодолении гиперсаливации.
Нетрадиционным методом преодоления гиперсаливации является криотерапия.
Этот метод основывается на том, что гиперсаливация часто связана со сниженой чувствительностью, т.е. ребёнок не чувствует, что у него накопилась слюна и ему надо сглотнуть. Криотерапия используется для повышения чувствительности. Этот метод даёт результат не во всех случаях и требует нескольких месяцев работы, но безопасен и не травматичен.
Преодоление у детей с дизартрией
Расположение активных точек в области губ
Данное упражнение заключается в поочередном прикладывании кусочка льда к расположенным по контуру губ шести точкам (показано на рисунке). Длительность удерживания кусочка льда на точках может колебаться от пяти секунд до 1 мин.Динамика преодоления гиперсаливации при дизартрии во многом зависит от степени выраженности речевого нарушения и самого симптома. У детей с ДЦП гиперсаливацию преодолевать сложнее, чем у детей со стёртой формой дизартрии. В некоторых случаях избыточное слюнотечение можно просто уменьшить, но не убрать его совсем, но бороться с эти неприятным явлением стоит.
Особое внимание хочу обратить на случаи, когда гиперсаливация является физиологическим явлением. Это период прорезывания молочных зубов у детей. У ребёнка до 2 лет слюни могут течь ручьём. И чем младше ребёнок, тем сильнее они текут, но после 2 лет саливация обычно приходит в норму и не должна беспокоить ребёнка и родителей. Если у ребёнка старше двух лет постоянно текут слюни, на это стоит обратить внимание. Если при этом имеется и задержка речевого развития, стоит обязательно показаться неврологу и логопеду.
В этой статье я затронула тему борьбы с таким неприятным симптомом дизартрии, как гиперсаливация. Если у вас есть вопросы по этой теме, пишите. Если вы сочли данную информацию полезной, поделитесь с друзьями.
Гиперсаливация и её преодоление у детей с дизартрией
В этой статье я хочу рассказать о преодолении такого симптома дизартрии, как гиперсаливация. Детей с дизартрией сейчас очень много, особенно часто в практике встречаются дети со стёртой формой дизартрии. И у них тоже часто встречается повышенное слюнотечение, особенно это заметно при речевой нагрузке.
Что такое гиперсаливация?
Гиперсаливация это обильное слюнотечение.
Гиперсаливация может быть связана с повышенным слюноотделением, но чаще всего она является причиной того, что слюна, которая образуется, просто вовремя не проглатывается. При дизартрии всё происходит именно так.
Коррекционная работа по преодолению гиперсаливации у детей
Применяются как традиционные, так и нетрадиционные приёмы для преодоления такого неприятного симптома дизартрии.
Учимся проглатывать слюну.
Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации.
1.Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
2.«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
3.«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
4.«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
5.«Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз.
6.«Упражнение для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.
Очень полезно при гиперсаливации жевание и глотание твёрдой пищи (твёрдых овощей и фруктов, сушек, сухариков).
Полоскания при гиперсаливации
Некоторые авторы предлагают использовать полоскания полости рта травами (настоем шиповника, коры дуба, тысячелистника. Это возможно, если у ребёнка нет аллергии.
Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
Логопедический массаж при гиперсаливации
Для преодоления гиперсаливации активно применяется логопедический массаж
Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд.
Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рисунок). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда. Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
массаж при гиперсаливации
Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично)
Массаж мягкого нёба.
Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увули для получения выраженного глоточного рефлекса.
Криотерапия в преодолении гиперсаливации.
Нетрадиционным методом преодоления гиперсаливации является криотерапия.
Этот метод основывается на том, что гиперсаливация часто связана со сниженой чувствительностью, т.е. ребёнок не чувствует, что у него накопилась слюна и ему надо сглотнуть. Криотерапия используется для повышения чувствительности. Этот метод даёт результат не во всех случаях и требует нескольких месяцев работы, но безопасен и не травматичен.
Преодоление у детей с дизартрией
Расположение активных точек в области губ
Данное упражнение заключается в поочередном прикладывании кусочка льда к расположенным по контуру губ шести точкам (показано на рисунке). Длительность удерживания кусочка льда на точках может колебаться от пяти секунд до 1 мин.Динамика преодоления гиперсаливации при дизартрии во многом зависит от степени выраженности речевого нарушения и самого симптома. У детей с ДЦП гиперсаливацию преодолевать сложнее, чем у детей со стёртой формой дизартрии. В некоторых случаях избыточное слюнотечение можно просто уменьшить, но не убрать его совсем, но бороться с эти неприятным явлением стоит.
Особое внимание хочу обратить на случаи, когда гиперсаливация является физиологическим явлением. Это период прорезывания молочных зубов у детей. У ребёнка до 2 лет слюни могут течь ручьём. И чем младше ребёнок, тем сильнее они текут, но после 2 лет саливация обычно приходит в норму и не должна беспокоить ребёнка и родителей. Если у ребёнка старше двух лет постоянно текут слюни, на это стоит обратить внимание. Если при этом имеется и задержка речевого развития, стоит обязательно показаться неврологу и логопеду.
В этой статье я затронула тему борьбы с таким неприятным симптомом дизартрии, как гиперсаливация. Если у вас есть вопросы по этой теме, пишите. Если вы сочли данную информацию полезной, поделитесь с друзьями.
У ребенка текут слюни: что делать?
Время чтения: 5 мин.
В день у обычного человека вырабатывается от 500 мл до 2 000 мл слюны. Она играет важную роль в нашем организме: смачивает пищу, способствует пережевыванию и проглатыванию, увлажняет язык и губы во время разговора, способствует нормальной речи, очищает зубы и десны и поддерживает нормальную гигиену полости рта. Слюна регулирует кислотность в пищеводе (слюна имеет щелочной PH), разрушает микроорганизмы и очищает от токсических субстанций, усиливает восприятие вкуса, начинает переваривание углеводов (содержит для этого ферменты). Однако при некоторых заболеваниях количество слюны увеличивается и она вытекает изо рта, что, в свою очередь, доставляет дискомфорт.
Почему это случается и что с этим делать, разбираемся с Натальей Саввой — кандидатом медицинских наук, доцентом, директором Благотворительного фонда «Детский паллиатив» по научно-методической работе.
Что такое слюнотечение?
Вытекание слюны изо рта может возникать при:
Каждый ребенок имеет свою причину или сочетание данных факторов. Поэтому для подбора правильного лечения нужно выяснить, что лежит в основе слюнотечения у каждого ребенка индивидуально.
У здоровых детей бывает слюнотечение?
Обычно слюни текут у детей до года (пик приходится на 5-6 месяцев). Полностью это возрастная особенность исчезает к двум годам — к этому моменту у ребенка функционально созревает ротовая полость.
Кроме того, повышенное слюнообразование у детей возникает, когда у них растут зубы, они находятся в психоэмоциональном возбуждении, если их тошнит и рвет.
Слюнотечение может возникнуть из-за вкуса или запаха еды, специй, кислоты, приятных и неприятных физических и эмоциональных стимулов, а также в предвкушении еды или от страха боли.
Что может вызывать слюнотечение или усиливать его?
Причинами слюнотечения или его усиления могут стать:
Эти состояния могут вызывать или усиливать нарушение позиционирования (плохой контроль головы и шеи), проблемы с зубами и зубные конструкции, использование лекарственных препаратов (например, для лечения эпилепсии).
При каких заболеваниях повышается слюнотечение?
Есть заболевания, при которых слюнотечение усиливается: временно или хронически, в зависимости от того, можно ли вылечить причину слюнотечения.
Повышенное образование слюны и/или нарушение удержания слюны в полости рта возникает при:
Чем лечится слюнотечение?
Важно вовремя выявить и начать лечение причины слюнотечения, следить за гигиеной полости рта, регулярной чисткой зубов, снятием зубного налета. Желательно заменить препараты, вызывающие или усиливающие слюнотечение (только после консультации с врачом). Водите ребенка к стоматологу чаще — каждые 4-6 месяцев.
Физиотерапия улучшит смыкание челюстей и работу языка, разработает подвижность языка, его силу и расположение в ротовой полости, улучшит смыкания губ, особенно во время глотания. Также полезны позиционирование и разработка глотания (логопедический массаж).
Если у ребенка умеренное слюнотечение, нормальный или почти нормальный интеллект и высокая мотивация избавиться от слюнотечения, может помочь поведенческая или биофидбэк терапия. Правильность глотания отслеживается родителями или с помощью специальных компьютерных программ.
Чтобы слюна не раздражала кожу или при возникновении мацерации (набухание и сморщивание кожи от длительного контакта с водой) используйте барьерный крем или мазь.
Препараты начинают с минимальных доз и наращивают до максимальных осторожно в зависимости от клинического эффекта.
Фото Александры Глаголевой
Ботуллинотерапия используется для лечения мышечной спастики, например, при ДЦП. Лекарство блокирует нервные импульсы в мышцах, потовых и слюнных железах. При слюнотечении лекарство в условиях дневного стационара (круглосуточное наблюдение не требуется) под контролем УЗИ и местной анестезией вводится непосредственно в слюнную железу.
Терапия состоит из четырех уколов, которые ставят в подчелюстные и околоушные железы. В среднем слюноотделение уменьшается на 6 месяцев. Побочные эффекты минимальны, обычно проявляются в месте инъекции. Могут незначительно нарушиться речь и глотание.
Хирургическое лечение назначают детям старше 6 лет с профузным неконтролируемым слюнотечением (если консервативная терапия не имеет эффекта в течение 6 месяцев).
Есть разные виды хирургических операций для лечения слюнотечения (например, деиннервация слюнной железы, иссечение слюнной железы (например, подчелюстной), перевязка протока слюнной железы и др). Операция длится 60-90 минут, требует общего наркоза и круглосуточного пребывания в больнице в течение нескольких дней.
При иссечении слюнных желез есть высокий риск повреждения близлежащих нервов и паралича мускулатуры, которую этот нерв иннервирует. Побочные эффекты в ранний период после операции могут включать кровотечение, отек, инфекцию и нарушение глотания.
Осложнения слюнотечения
Слюнотечение – это косметический дефект. Он может привести к социальной изоляции и иметь очень тяжелые психологические последствия для ребенка и всей семьи. Слюнотечение может вызвать у ребенка эмоциональный и физический дискомфорт. Дети со слюнотечением могут промачивать не только собственные игрушки и книжки, но и вещи окружающих людей, что особенно негативно воспринимается в общественных местах и организованных детских коллективах. Сильное слюнотечение увеличивает нагрузку на родителей: нужно постоянно менять вещи и промакивать слюну.
Слюнотечение способствует распространению инфекции, потере жидкости и электролитов, в тяжелых случаях может стать причиной дегидратации (обезвоживания), ухудшения артикуляции и речи.
Как одевать ребенка с сильным слюнотечением?
Слюнявчики и шарфы
Если слюнотечение сильное, используйте непромокаемые слюнявчики (например, силиконовые с карманом для сбора слюны или двойные с непромокаемым нижним слоем). Более взрослому ребенку поверх слюнявчика можно надеть красивый впитывающий слюну цветной платок с узором (так промокание менее заметно). Запасите несколько платков одного цвета: так будет незаметна их замена (менять платки нужно часто, чтобы не размножались бактерии и вещи на пахли).
Жилеты
Если промокает одежда, менять ее часто неудобно: надевайте поверх одежды жилеты, которые легко снимать и менять по мере промокания. Можно использовать ткань для ветровок, чтобы жилетка промокала медленнее.
Липучки
Воротники и другие части одежды могут быть на липучках, которые быстро отстегиваются и позволяют быстро сменить одежду даже в общественных местах.
Создано с использованием гранта Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»
Использовано стоковое изображение от Depositphotos.