Гидростатический подшипник что это
Гидростатический подшипник
В гидростатическом подшипнике между поверхностями трения создается слой смазки, исключающий контакт между твердыми поверхностями и снижающий трение.
Если в гидродинамическом подшипнике слой масла между поверхностями создается за счет вращения вала, то в гидростатическом смазывающая жидкость подается от внешнего насоса. Рассмотрим преимущества, которые дает такой способ подачи смазки к поверхностям трения.
Как упоминалось ранее в гидродинамическом подшипнике слой смазки образуется при вращении вала, который фактически выполняет роль динамического насоса, для образования гидродинамического слоя смазки необходимо получить нужные характеристики потока жидкости в зазоре, а значит вал должен вращаться с определенной частотой вращения (как правило достаточно высокой). Если минимально необходимая частота вращения не достигнута, то значит и гидродинамический слой смазки не образуется, а поверхности вала и обоймы будут соприкасаться и изнашиваться, а трение будет высоким. Этот недостаток можно устранить, используя гидростатический подшипник, ведь характеристики потока в данном случае, не будут зависеть от частоты вращения вала, а будут определяться параметрами работы насоса.
Схема гидростатического подшипника
Смазывающая жидкость всасывается из картера насосом.
Вал установлен в обойме, в которой выполнены специальные каналы. Масло от насоса через фильтр подается во внутреннюю полость вала, и через отверстия поступает в зазор между валом и обоймой. Жидкость может вытекать через зазор в картер, но происходит это с достаточным сопротивлением, для того чтобы давления жидкости было достаточно для образования гидростатического слоя смазки. В том случае, если нагрузка на вал будет возрастать, зазор будет уменьшатся, вследствие чего будет увеличиваться сопротивление при течении жидкость, что вызовет увеличение давления, я значит и несущую способность слоя жидкости.
Односекционные, многосекционные и многокамерные подшипники
Гидростатический подшипник может опоясывать подвижную деталь не полностью, это допустимо в тех случаях, когда нагрузка действует лишь в одном направлении. В этом случае целесообразно применить односекционный подшипник.
Если нагрузка действует в нескольких направлениях, то необходимо устанавливать многосекционный гидростатический подшипник. На рисунке показан двухсекционный подшипник.
Многокамерные подшипники опоясывают вал на всей окружности, и имеют несколько камер.
Достоинства и недостатки гидростатического подшипника
Среди достоинств гидростатического подшипника, следует выделить:
Недостатками гидростатического подшипника являются:
Гидростатические подшипники
Гидростатические подшипники скольжения – это опоры, в которых для борьбы с силами трения используется жидкость, находящаяся под давлением. Если в гидродинамических моделях давление масла повышается за счет вращения самого вала, то гидростатические применяют для этого насосы высокого давления. Жидкость непрерывно подается агрегатом в карманы, расположенные на внутренней поверхности вкладыша, а ее излишки вытесняются через зазор между корпусом подшипника и валом.
Преимущества и недостатки гидростатических подшипников
В отличие от гидродинамических опор, которые могут использоваться только с валами, вращающимися с большой частотой, гидростатические работают при любых скоростях. В них давление, компенсирующее вес вала и нагрузку на него может быть создано даже до начала работы механизма. Еще один плюс такого решения – высокая универсальность. Даже при реверсе или внезапной остановке вала, его цапфа не соприкоснется с металлом подшипника и будет защищена от случайных повреждений. Нужно отметить и другие несомненные плюсы такой конструкции:
Гидростатические опорные узлы уже при старте имеют коэффициент трения близкий к нулю, поэтому износ таких подшипников всегда минимален;
Точность вращения вала с этими опорами повышается, так как влияние на нее несовершенства вала, например неровностей на поверхности, провисания и перекосов снижается в 5-7 раз;
При любых изменениях нагрузки и скорости жидкость под давлением помешает цапфе войти в контакт с металлом вкладыша.
К сожалению, идеальным решением гидростатические подшипники назвать нельзя. Важным минусом этих опор является необходимость использования системы, состоящей из насоса высокого давления, резервуара с маслом, распределителя и устройств контроля и управления. Кроме этого, такая конструкция подразумевает высокий расход масла. Все эти особенности ведут к удорожанию гидростатических подшипников, поэтому используют их, в основном, там, где другие варианты неэффективны.
Особенности устройства и эксплуатации гидростатических опор
Количество карманов, в которые подается масло, в разных моделях изделий может различаться. Чаще всего производители оснащают такие подшипники 4 углублениями, идущими по всей длине детали. Каждый такой карман снабжен собственным дросселем, через который подается рабочая жидкость. Между карманами протачивают небольшие канавки, позволяющие маслу свободно стекать и не допускать критических скачков давления.
Деталь устроена так, что при давлении 2 МПа, создаваемом насосом, в карманах поддерживается примерно 1,5 МПа. От рабочей жидкости в такой опоре зависит многое, поэтому для разных условий эксплуатации используют различное по своим характеристикам масло. Например, если вал вращается с небольшой или средней скоростью, предпочтение отдают вазелиновому маслу, а если частота высока, то применяют более технологичный велосит.
Гидростатические подшипники, из-за наличия вспомогательных агрегатов и подающих масло магистралей, дороже не только при покупке, но и при монтаже и обслуживании. Тем не менее, спрос на такие опорные узлы стабильно высок, так как иногда только этот тип опор способен обеспечить необходимую точность вращения вала. Основными мировыми потребителями таких деталей является станкостроение и приборостроение.
Типы подшипников в корпусных вентиляторах
Содержание
Содержание
Активное охлаждение компонентов компьютера уже давно ни для кого не является новостью. Пользователи так сильно увлечены воздушными потоками, давлением внутри корпуса, что забывают о том, что не каждый вентилятор подходит на отведенную ему роль в полной мере. И не последнее значение в этом играет тип подшипника вентилятора.
Немного истории
Изначально подшипники выглядели совсем не так как сейчас. Как следует из названия, это то, во что упирается шип.
Простая конструкция за счет малого диаметра оси создает большое отношение плеч рычага и даже большой коэффициент трения не создает существенного противодействия вращению. А что бы износ был как можно меньше, в качестве подшипника используется более твердый материал. Сегодня такая конструкция встречается в механических часах.
Так или иначе прогресс взял свое, и современные конструкции уже более совершенны.
Подшипник скольжения
Традиционный спутник бюджетных вентиляторов. Внешне максимально простая конструкция, состоящая из латунной втулки и стального вала, но в своей работе не так уж и проста.
Небольшая разница в диаметре вала и втулки заполнена маслом. При вращении вала силы трения между валом и маслом нагнетают масло в место соприкосновения вала и втулки, создавая давление масляного клина. Если это давление будет достаточно большим, оно предотвращает контакт вала и втулки.
h — толщина слоя смазки, ω — угловая скорость вращения вала, d — диаметр вала, P — величина нагрузки, s —средний зазор, e — эксцентриситет
Как видно из рисунка слабым местом этого подшипника является то, что давление прилагается только с одной стороны вала — это не способствует гашению вибраций, а даже наоборот вызывает их при малой величине нагрузки.
По мере работы нагрев делает масло более жидким, что уменьшает давление масляного клина. Также нагрев способствует ускорению испарения масла и в итоге вал с втулкой начинает контактировать. При повышении окружающей температуры на 20 градусов срок эксплуатации такого подшипника снижается в 3 раза. То есть, для вентилятора с обычным подшипником скольжения наиболее удачным будет место с низкой температурой. А для уменьшения, микровибраций, которые изнашивают втулку и в итоге становятся слышимыми вибрациями нужна нагрузка на вал. Такие условия в сборке башенного типа актуальны только на фронтальной панели.
По мере усовершенствования этого типа подшипника появились самосмазывающиеся вариации, а также с винтовой нарезкой. Их особенностью является большее количество масла, доступное для смазки, а также некоторое подобие насоса за счет винтовых конструкций, обеспечивающее циркуляцию масла в любом положении.
Использование полиоксиметилена (POM) также идет на пользу. Этот материал частенько используют в редукторах дешевого электроинструмента. Но в данном случае это замена мягкой втулки из медного сплава, которая в редукторе рассыпалась бы моментально. Полимерный материал уменьшает коэффициент сухого трения и появление частиц с абразивными свойствами, которые в свою очередь ускоряют износ.
Все эти ухищрения не устраняют полностью недостатки конструкции подшипника скольжения, хотя и позволяют ему проработать несколько лет даже в неудачном положении. Наиболее живучим будет вентилятор, имеющий защиту IP6X. В нем применяется герметизирующая втулка для защиты от пыли, которая также мешает испаряться и вытекать маслу.
Гидродинамический подшипник
Считается вечным, ведь пока в нем есть масло, вал и втулка не могут соприкоснуться. Это обеспечивается особым профилем либо втулки, либо вала, обеспечивающих повышенное давление в некоторых участках. Обычно это встречные косые углубления на втулке. Их проще выполнить в мягком металле, не нарушая балансировки вала. Но на практике может встретиться все что угодно, щедро сдобренное маркетинговыми названиями.
Как видно по результатам моделирования, повышенное давление действует на вал со всех сторон. За счет этого вал меньше вибрирует и практически исключается контакт со втулкой. Но главная проблема подшипников скольжения — высыхание масла тут тоже присутствует. И добавляется еще одна: в лежачем положении масло, по мере высыхания, либо скопится в масляной камере (при этом некоторые конструкции исключают достаточное поступление масла за счет капиллярного эффекта), либо постепенно будет покидать подшипник через недостаточно герметичное уплотнение вала.
И ко всему этому еще добавляется очень большая восприимчивость к работе на низких оборотах. Давление масла зависит от оборотов, и если они будут недостаточны, то гидродинамический подшипник превращается в обычный подшипник скольжения. Недаром производители зачастую ограничивают нижнюю частоту вращения вентиляторов с гидродинамическими подшипниками в 600 оборотов в минуту. Но даже с таким ограничением пользователи отмечают появление посторонних звуков.
Подшипники с магнитным центрированием
Большая часть вентиляторов пользуется магнитной левитацией за счет притяжения постоянного магнита ротора и полюсов статора. Убедиться в наличии магнитной левитации просто — достаточно вдоль оси потолкать крыльчатку. Она свободно перемещается на некоторое расстояние и тут же возвращается. В вентиляторах с магнитным центрированием добавляют еще один магнит, придающий больше жесткости, и упор оси вала, который может быть выполнен как из пластика, так и из гидродинамического подшипника.
Дополнительная жесткость уменьшает вибрацию вала на низких оборотах и позволяет гидродинамическому подшипнику работать на любых оборотах и в любом положении.
Подшипник качения
Как можно понять из названия, принцип его работы основан на качении. Чем тверже материал, меньше шероховатость поверхности и точнее детали, тем дольше прослужит такой подшипник. Чем ниже рабочие обороты в подшипнике качения, тем дольше он проработает (даже в перерасчете на суммарное количество оборотов).
Ориентация в пространстве на работе никак не сказывается, поэтому вентиляторы на его основе можно применять в любой части сборки.
Но такой подшипник шумный, что делает его применение на низких оборотах бессмысленной затеей, и с течением времени создаваемый шум растет постепенно. Наиболее долговечная разновидность выполняется из керамики.
А самую тихую модификацию без сепаратора, в которой шарики не создают шума постукиванием друг о друга, скорее всего в компьютерных вентиляторах мы никогда и не увидим.
Заключение
Подшипники компьютерных вентиляторов имеют свои слабые и сильные стороны, учитывая которые можно избежать ускоренной поломки и бессмысленных трат.
Обычный подшипник скольжения дешевый, быстро выходит из строя, но на фронтальной панели может прослужить вполне долго.
Самосмазывающиеся подшипники, особенно с применением пластика (POM) и класса защиты IP6Х могут работать в любой части сборки, не уступая в долговечности другим типам.
Гидродинамический подшипник в самом простом исполнении даже капризнее чем обычный подшипник скольжения. Оптимальным будет использование на оборотах, близких к максимальным, если избегать «лежачего» положения.
Магнитное центрирование позволяет гидродинамическим подшипникам работать в любом положении и оборотах.
Подшипник качения самый надежный, но шумный. Зачастую заранее предупреждает о своей грядущей поломке повышенным шумом, что позволяет избежать внезапной остановки.
Гидростатический подшипник и его принцип работы
Гидростатический подшипник — это механическое устройство, в процессе работы которого между трущимися поверхностями используется тонкая плёнка жидкости (в зазор под давлением подаётся масло от автономного насоса). Подобные подшипники легко проектировать, изготавливать и несложно эксплуатировать. Они функционируют с малым трением, практически не создавая вибрации и шума.
Устройство гидростатического подшипника
Каждое изделие представляет собой закрытый узел, который легко монтируется на шейку прокатного валка. Рассмотрим более подробно устройство гидростатического подшипника. Рассматриваемый механизм заключён в корпус, имеющий каналы – один кольцевой и радиальные (дросселирующие). Они необходимы для того, чтобы нагнетать смазку.
Главные составляющие данного узла – вал и динамичная втулка, имеющая кольцевые выступы и каналы. С внутренней стороны у втулки имеется цилиндрическая поверхность, которая сопрягается с валом. Здесь образуется дросселирующий зазор в виде щели. По бокам втулки находятся упорные кольца (их поверхности тоже образуют зазоры на торцах с кольцевыми выступами).
Про высокооборотистые подшипники можно прочитать в нашем обзоре. Что такое высокоскоростные подшипники и для используются читайте на страницах нашего сайта.
Подшипник гидростатический характеризуется высокой долговечностью и требует минимум затрат на своё обслуживание.
Гидростатический подшипник: принцип работы
Изделие образует барьерную плёнку между своим наружным корпусом и поддерживаемым валом. Мощное давление в окружающей жидкости обеспечивает валу очень небольшое трение.
Тип подшипника гидростатический отличается тем, что масляный разделительный слой формируется здесь благодаря введению смазки под высоким давлением. Вал не контактирует с опорной поверхностью – он всплывает до того, как начнёт вращаться (на вкладыш вал опускается после останова).
Через предусмотренные в конструкции впускные каналы в камеры подшипника постоянно поступает жидкая смазка. Все рабочие его поверхности окутаны тонкой плёнкой, которая препятствует возникновению трения. При этом, в субмикронном диапазоне всегда обеспечивается предельная точность позиционирования.
Подробно узнать про классы точности подшипников можна из нашего обзора. Все, что нужно знать про класс точности подшипников на одной странице.
Информация для тех, кого интересует гидростатический подшипник и его принцип работы: использование этих изделий гарантирует высокую точность вращения вала. Жидкость попадает в подшипник сквозь специальное ограничительное отверстие. Она остаётся во внутренней полости, благодаря наличию уплотнений. Изделия отличаются сверхмалым износом, а потому их резонно применять в сфере высокоточных измерений, при проведении испытаний и в области станкостроения.
Достоинства вышеописанной продукции:
Компания « УкрЗахидПостач» является надёжным поставщиком подшипников всех типоразмеров и видов, а также приводных ремней от мировых производителей.
Классификация подшипников скольжения: как устроен подшипник, применение, достоинства и недостатки
В статье поговорим о том, как устроены подшипники качения (шариковые) и скольжения для валов, а также о разнице, отличиях устройств, достоинствах и недостатках конструкций. Эти детали используются во всех сферах деятельности (машиностроении, транспорте, сельском хозяйстве, медицине, быту и промышленности), этим обусловлена актуальность темы.
Что такое представляет из себя деталь
Этот механизм снижает трение при вращении оси в проушине. Аналогичные устройства использовались человечеством со времен неолита, когда люди впервые употребили жир для смазывания осей. Примером этого может служить гончарный круг. Египтяне при строительстве и орошении земли широко применяли все виды блоков и смазывали маслом, водой все вращающиеся детали. Позднее стали использовать деготь, графит, воск для смазки осей колес.
Современные детали – это уже совсем другие высокотехнологичные изделия.
В статье вы можете найти общие сведения о подшипнике скольжения и увидеть фото, как выглядит механизм.
Классическое устройство – это две втулки, плотно подогнанные друг к другу с высокой степенью обработки поверхностей. Для скольжения между плоскостями добавляется смазочный материал, или один из элементов делают из скользкого вещества, например, графита или фторопласта.
Классификация и виды подшипников скольжения
На предприятиях изготавливают три типа узлов, исходя из материала изготовления; размеров втулок, колец; типов вкладышей; конструктивных особенностей:
Классификация по способу подачи смазки и ее вида
Изделия классифицируют по следующим параметрам:
Как работает гидростатический подшипник скольжения – принцип действия, особенности работы
Часто эту деталь еще называют гидравлической. Она служит для обеспечения многолетней работы изделия, широко используются во всех сферах производства из-за надежности и простоты строения.
Состоит из двух деталей: внешнего и внутреннего кольца. Пространство между осью и корпусом постоянно нагнетается смазывающей жидкостью. Часто в этом отверстии находятся вкладыши из более мягких материалов. Например, на таких опорах лежит коленвал автомобиля.
В маркировке основная цифра отражает диаметр вала в милимметрах. Остальные буквы и цифры – это обозначения особенностей конструкции и условия эксплуатации.
Все изделия этого типа обязаны соответствовать установленным стандартам, от этого зависит их номенклатура.
Подшипники скольжения, выходящие с конвейера, проходят проверку на качество, соответствующее ГОСТу.
Мы приведем таблицу основных стандартов:
Норматив | Какой ГОСТ регулирует |
Сокращения и условные обозначения | 7904-1 |
Параметры для расчета | 4378-4 |
Стандарты для втулок из медных сплавов | 4379-2006, 29201-91 |
Конструкттивные особенности и подшипниковые материалы | 4378-1 |
Размеры и типы колец | 28801-90 |
Размеры керамических втулок | 2795-2001 |
Размеры и виды втулок, типы спекаемых материалов | 24833-81 |
Определения и термины для подшипников механизмов и машин | 18282-88 |
Согласно этим нормативам, можно определить их правильную маркировку и особенности. Но несмотря на все различные варианты, все они обладают одинаковыми достоинствами.
Преимущества гидродинамического узла вращения:
Гидродинамические подшипники скольжения
Этот вид выгодно отличается от первого, потому что технологическая жидкость нагнетается в пространство внутри трущихся деталей за счет вращения вала.
Особенностью работы подшипника является то, что чем больше частота вращения вала, тем качественнее становится смазочный слой между вращающимися сферами. При этом, на малых оборотах резко возрастает трение. Как следствие – происходит износ детали.
К недостаткам можно отнести:
Газостатический тип подшипника скольжения
К недостаткам подшипников скольжения этого класса относятся:
Давайте рассмотрим строение подшипника скольжения, из чего он состоит (втулка, корпус), материалы, необходимые для изготовления на схеме:
На рисунке цифрами обозначены элементы строения механизма:
На схеме не обозначена цапфа, а вкладыш складывается из пористой вставки и втулки.
Через статичное кольцо с проходами подается газ под давлением, который проникает в промежуток между цапфой и корпусом. Необходимо выбрать целесообразную конфигурацию канавок с внутренней стороны окружности (вкладыша) и давление поступающего газа. Чтобы плоскости вкладыша и цапфы не соприкасались надо правильно выставить режим оборотов и нагрузки.
При повышении оборотов соприкосновение между этими материалами будет по времени сокращено до периода разгона, что приведет к меньшему износу. Подшипниковый узел возможно заставить работать тише, с меньшими вибрациями при больших оборотах. Задачей инженеров является добиться создания устойчивой воздушной подушки между быстро вращающимися плоскостями.
Газодинамические
Устройство, как и у всех остальных узлов состоит из:
Область использования такого подшипника весьма ограничена. Потому что эффективная работа узла возможна только при высоких скоростях. Нагрузка на оси также небольшая. В технике применяется еще один тип – радиальный подшипник скольжения.
Преимущества данной конструкции:
Где используется подшипник скольжения с твердой смазкой, для чего он нужен, область применения и назначение
Инженеры уже давно обратили внимание на свойства некоторых веществ, которые снижают трение. Такими скользкими материалами являются: графит, чугун, бронза и их совместные вариации. В случаях, когда требуются большие усилия на ось, при небольших интервалах нагрузки подшипниковый узел с твердой смазкой является самым удобным решением. Например, втулка в стартере.
Механический компонент состоит из:
Главным условием исправной работы является соприкосновение в узле двух материалов, имеющих минимальный коэффициент трения при соприкосновении. Например: сталь с графитом; чугун с бронзой; сталь с фторопластом. Элементом, обеспечивающим низкое трение, являются частицы от узлов, появившиеся в результате стирания. Чешуйчатая структура графита создает эффект множества прокладок, скользящих относительно друг друга.
Посадка подшипников скольжения без смазки требует определенных условий, достаточно простых допусков.
Смазка для сменных деталей подшипников скольжения
Для определенного вида изделия требуется своя смазочная жидкость, которая обеспечивает работу всего узла и отвечающая за надежность и безотказность всей опоры.
Материал подбирают по совместимости цветных металлов и их сплавов из которых сделаны вкладыши и втулки. Также очень важно учитывать параметры динамических и статистических нагрузок на опоры. Некорректно подобранная жидкость может просто изменить свою структуру (стать жидкой, что ведет к подтеканию узла) или ее может вытолкнуть с места при трении.
Смазка бывает нескольких видов:
Как выбрать смазку
Очень важно правильно подобрать смазочный материал. Ведь от этого зависит надежность и долговечность работы механизма. Он должен защитить металл от коррозии, от загрязнений и смягчить нагрузку при ударе. Тогда изделие сможет стабильно работать в критических нестандартных ситуациях.
Почти 35 процентов машин ломаются из-за неправильного подбора жидкости.
Необходимо точно следовать техническим характеристикам данного узла, произвести расчет по скорости, нагрузке, температурным колебаниям, размерам детали.
При выборе смазке необходимо учитывать такие требования:
Мы приводим таблицу, которая подскажет вам, чем смазать подшипник скольжения.
Код обозначения марки пластической смазки | Марка смазочного материала | Код обозначения пластической смазки | Марка смазочного материала |
---|---|---|---|
— | ЦИАТИМ-201 | С18 | ВНИИНП-233 |
С1 | ОКБ-122-7 | С20 | ВНИИНП-274 |
С2 | ЦИАТИМ-221 | С21 | ЭРА |
С3 | ВНИИНП-210 | С22 | СВЭМ |
С4 | ЦИАТИМ-221С | С23 | ШРУС-4 |
С5 | ЦИАТИМ-202 | С24 | СЭДА |
С6 | ПФМС-4С | С25 | ИНДА |
С7 | ВНИИНП-221 | С26 | ЛСД-3 |
С8 | ВНИИНП-235 | С27 | ФАНОЛ |
С9 | ЛЗ-31 | С28 | CHEVRON SRI-2 |
С10 | №158 | С29 | РОБОТЕМП |
С11 | СИОЛ | С30 | ЮНОЛА |
С12 | ВНИИНП-260 | С31 | ЛИТИН-2 |
С13 | ВНИИНП-281 | С32 | №158М |
С14 | ФИОЛ-2У | С33 | ФИОЛ-2МР |
С15 | ВНИИНП-207 | С34 | ШРУС-4М |
С16 | ВНИИНП-246 | С35 | BERUTOX FE 18 EP |
С17 | ЛИТОЛ-24 | С36 | ВН-14 |
Подшипники скольжения или качения: чем отличаются и что лучше
Изделия, которые подразумевают повороты, снабжаются деталями для качения или скольжения, в зависимости от того какая сила на них будет распространяться, и какой импульс будет подаваться.
Принцип устройства подшипника качения выглядит так. Он состоит из двух колец, между которыми сделана специальная выдолбленная дорожка. Она заполняется элементами, которые будут постоянно находиться в движении. Эти компоненты, в основном, состоят из металлических шариков разного диаметра. Альтернативным решением считаются другие формы, такие как иголки и цилиндр.
Подшипники скольжения и качения трудны в ремонте и восстановлении дефектов, так как в большинстве случаев они бывают несъемными, их расчет и сборка – дело рук профессиональных токарей, потому что зазор между втулкой и осью бывает минимальным. Чтобы вам не приходилось часто менять их на новые, держите детали в надлежащем виде, а именно следите за состоянием смазки, храните при положительных температурах в закрытом помещении.
Определить, какие подшипники лучше, невозможно. Так как сфера использования их различная. Одни лучше применять при больших оборотах и значительном напряжении, вторые более эффективно справляются с малой частотой вращения. При этом следует учитывать размеры втулок, внутреннего и внешнего кольца, диаметр вращающихся элементов (шариков, роликов, иголок, цилиндров). При выборе правильной модели инженеры всегда опираются на нормативные акты (СНИП, СанПиН и ГОСТ).
В нашей статье мы подробно рассказали какие бывают подшипники скольжения, критерии работоспособности и их хранение с помощью смазочных материалов. Рекомендуем вам заказывать опорные узлы в интернет-магазине «Подшипник Моби» – большой ассортимент и качественные детали.