Гендерные отношения что это такое

Гендерные отношения

В обществе всегда существовало деление на мужчин и женщин, и не только по физиологическим признакам, но и по социально-психологическим. Современная наука разделяет понятие «пол» и «гендер». Пол определяется отличиями физиологическими. Гендер – социально-психологическими. Понятие гендерные отношения относится ко всем сферам жизни. Но, подробнее мы разберем именно отношения между мужчиной и женщиной и гендерные стереотипы.

Гендерные отношения

У мужчин и женщин множество отличий, помимо физиологических. Если пол бывает мужской и женский, то гендеры делят на маскулинный (мужской) и феминный (женский). К признакам маскулинного гендера относятся: смелость, агрессивность, лидерство, независимость. К феминному: спокойствие, доброта, заботливость, эмоциональность.

Гендерные отношения – это взаимосвязь людей определенного пола в разных сферах жизни. Они предполагают соответствие определенной роли в обществе. В наше время продолжается борьба с гендерным неравенством. Ведь изначально гендерные отношения основывались на превосходстве мужчины. Это прослеживалось в экономической, социальной и политической сферах.

Ранее у женщин было заметно меньше прав, чем у мужчин. У них не было право голоса на выборах, не было возможности получить образование, не было шанса получить руководящую должность. В современном мире женщины добились расширения прав, ног все же в обществе еще заметны признаки неравенства.

Гендеры созданы обществом для того, чтобы разделять людей на категории и приписывать каждой категории определенную роль. Первоначально это было необходимо для выживания, когда мужчина был добытчиком и ходил на охоту, потому как обладал большей физической силой. Но, в современном мире необходимости в соответствии гендерной роли нет. Широкий спектр возможностей позволяет представителям обоих полов проявлять свои природные качества, и заниматься тем, что им близко, а не тем, что приписывает общество.

Гендерные отношения что это такое. image1. Гендерные отношения что это такое фото. Гендерные отношения что это такое-image1. картинка Гендерные отношения что это такое. картинка image1.

Межгендерные отношения

Межгендерные отношения – это отношения между мужчиной и женщиной. Ранее существовала единственно верная модель отношения между мужчиной и женщиной. Где мужчина был главным, а женщина подчинялась. В современном мире данная модель поведения устарела, и отступления от нее уже не так порицаются обществом.

Гендерные роли основаны на качествах, присущих одному и другому полу. Но, стоит учитывать, что гендерные признаки не всегда совпадают с физиологическими. Женщине могут быть присущи мужские гендерные качества, например, – она может быть смелой и стремиться к лидерству. Также мужчине могут быть свойственны женские гендерные качества, например, – эмоциональность и заботливость.

Важно: в некоторых ситуация попытки слепого соответствия гендерным ролям могут принести неудобства обоим партнерам.

При построении межгендерных отношений необходимо учитывать индивидуальные качества партнера, а не ждать от него полного соответствия гендерной роли только из-за его принадлежности к определенному полу. В современном мире встречаются пары, где женщина отвечает за обеспечение семьи, а мужчина – за уют в доме. И стоит понимать, что это вариант нормы, если обоим партнерам так удобно.

При построении отношений важно чтобы обоим партнерам было комфортно. Поэтому не стоит следовать установленным гендерным ролям, стоит отталкиваться от собственных убеждений и желаний.

Гендерные отношения что это такое. image2. Гендерные отношения что это такое фото. Гендерные отношения что это такое-image2. картинка Гендерные отношения что это такое. картинка image2.

Гендерные стереотипы

Гендерные отношения предполагают, что представитель каждого пола должен соответствовать определенной роли. В обществе сложились гендерные стереотипы, диктующие людям, как они должны себя вести и чем заниматься. Например, принято считать, что женщина должна заниматься домашними делами, а мужчина должен обеспечивать семью. Женщина должна следить за своей внешностью, а мужчине позволительно этого не делать, а излишняя ухоженность даже порицается.

Гендерная стереотипность влияет на людей с самого рождения. Когда рождается мальчик, ему покупают все голубое, затем ему покупают машинки и пистолеты. Девочке же покупают розовые вещи, кукол и игрушечные наборы посуды. Нам с детства вкладывают, какими мы должны быть. Считается, что женщина не может работать дальнобойщиком, а мужчина – мастером маникюра. Но, в современном обществе люди начали отходить от принятых стандартов.

Важно: Гендерные стереотипы ограничивают развитие личности, потому как сужают выбор.

Гендерные отношения что это такое. image3. Гендерные отношения что это такое фото. Гендерные отношения что это такое-image3. картинка Гендерные отношения что это такое. картинка image3.

В современном мире люди постепенно начали отходить от гендерных стереотипов, потому как в следовании им нет необходимости. Но, все же, гендерные роли надежно закреплены в обществе, и подавляющее количество людей соответствует им, не задумываясь о том, что можно делать по-другому. Это негативная сторона гендерных ролей – они ограничивают человека в выборе.

Источник

Садитесь детки поудобнее, я вам про гендер расскажу

У меня в очередной раз подгорело. А когда температура моей жопы повышается, то я начинаю писать буквы.

Гендерные отношения что это такое. 1595779829142886847. Гендерные отношения что это такое фото. Гендерные отношения что это такое-1595779829142886847. картинка Гендерные отношения что это такое. картинка 1595779829142886847.

Давайте сначала разберемся с дефинициями:

Так, здесь мы разобрались, можем двигаться дальше. В подавляющем большинстве случаев гендер совпадает с полом. Родился мальчик, вырос, надел штаны, отрастил бородищу и пошел в мир своим мужским гендером размахивать. Про такого мальчика мы говорим, что он угнетатель-хуемразь цисгендерный мужчина. Значит, что его гендер мужской и он совпадает с полом. Таких мальчиков и девочек у нас в обществе 99+%. Да, даже если этот бородатый мальчик любит, когда другие мальчики запихивают ему в попу члены, он все равно мальчик. Сексуальная ориентация вообще никак не связана с гендером. Ну вот совсем никак.

Важно понимать, что от всех этих манипуляций наш мальчик №2 не стал женщиной в смысле пола. Даже если он сделал операцию и вместо палочки у него теперь дырочка, его пол все равно мужской. Но гендер, а значит и то, как его воспринимают в обществе поменялся, и для общества он женщина. Пол его важен только, пожалуй, для врачей. А значит, если вы не врач, не бесите мальчика №2 тупыми вопросами, для вас он женщина.

У пытливого читателя возник вопрос, а что, собственно, не так с нашим рассматриваемым мальчиком, почему это вдруг он решил перестать быть мальчиком и стать девочкой? Самым честным ответом будет: а черт его знает. У ученых есть несколько догадок, твердо установлена связь между воздействием определенных гормонов на плод и предрасположенностью к трансгендерности. То есть мы можем говорить, что это некая врожденная особенность. Но пока никто не поднял голову от микроскопа, не воскликнул ЭВРИКА, и не явил нам причину трансгендерности.

Или вот, например, что на самой заре программирования, это считалось типично женской профессией. Примерно как белошвейка. Мужики махали молотами в. я не знаю где там молотами машут, но, в общем, занимались они другими делами. А знаменитая клепальщица Роузи? Общество вообще легко приняло образ женщины, занимающейся тяжелым физическим трудом и сделало его нормальным гендерным маркером для того времени.

Короче, вы поняли, что эти штуки достаточно подвижные и вообще легко меняются.

А теперь к выводам и почему я вообще начала это писать. Каждый раз, когда я в интернете сталкиваюсь с спорами относительно женского или транс-вопроса, у меня начинает неистово гореть жопа от неспособности участников дискуссии понять вообще что такое «женщина». Так вот вам определение, логично вытекающего из всего, что я выше написала:

Изумительной красоты и простоты формулировка. Пользуйтесь и не сритесь в интернетах.

Источник

Гендерные отношения что это такое. 124296267. Гендерные отношения что это такое фото. Гендерные отношения что это такое-124296267. картинка Гендерные отношения что это такое. картинка 124296267.

Гендер – набор характеристик, которые культура приписывает разным полам. Это модель поведения, которого общество ожидает от мужчины или женщины. Понятие «гендер» часто путают с понятием «пол».

Пол – это совокупность физических особенностей, которые помогают отличить мужскую особь от женской. Пол может быть женским или мужским, а гендер – это поведение и действия, которых ожидает от человека общество.

Проще говоря, пол – биологическое понятие, а гендер – культурное.

Гендерные роли и гендерные стереотипы

Гендерные отношения что это такое. 617042382. Гендерные отношения что это такое фото. Гендерные отношения что это такое-617042382. картинка Гендерные отношения что это такое. картинка 617042382.Сотрудница отдела технического контроля ВАЗ Людмила Тюрина в салоне автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули». Источник: РИА Новости / Юрий Абрамочкин

Например, в западных культурах середины XX века женской гендерной ролью была роль домохозяйки и матери. Заниматься производственным трудом в этом случае считалось нежелательным. В тот же период гендерная роль женщин социалистических стран подразумевала и работу, и занятие хозяйством.

Гендерные отношения что это такое. 798808103. Гендерные отношения что это такое фото. Гендерные отношения что это такое-798808103. картинка Гендерные отношения что это такое. картинка 798808103.Источник: Getty Images

Выяснить, в какой степени гендерные роли определены физиологией, а в какой – созданы обществом, наука пока не может.

Гендерные отношения что это такое. 1329134. Гендерные отношения что это такое фото. Гендерные отношения что это такое-1329134. картинка Гендерные отношения что это такое. картинка 1329134.Depositphotos

Гендерная идентичность: кто такие трансгендеры, цисгендеры и гендерквиры

Речь идёт о самоопределении человеком себя как представителя того или иного гендера. Если гендерная роль – это социальные ожидания от человека с той или иной гендерной принадлежностью, то его идентичность – это его самоощущение.

Гендерные отношения что это такое. 239914535. Гендерные отношения что это такое фото. Гендерные отношения что это такое-239914535. картинка Гендерные отношения что это такое. картинка 239914535.Валентина Сампайо – бразильский трансгендер и модель. Источник: Instagram/valentts/

Трансгендерность бывает бинарной и небинарной.

Бинарные трансгендеры относят себя к полу, который противоположен их биологическому. Некоторые из них стремятся совершить трансгендерный переход – привести свое ощущение и гендерную роль к единству. Для этого можно пройти через операцию, поменять документы и имя.

Гендерные отношения что это такое. 648107525. Гендерные отношения что это такое фото. Гендерные отношения что это такое-648107525. картинка Гендерные отношения что это такое. картинка 648107525.Голубо-розово-белый флаг – символ трансгендеров. Источник: Depositphotos

На сегодняшний день трудно дать определения всем существующим гендерным идентичностям из-за их постоянной изменчивости и невозможности выделить четкие различия между ними.

Источник

Что такое гендер: понятие, примеры, отличия от термина «пол»

Гендерные отношения что это такое. lazy placeholder. Гендерные отношения что это такое фото. Гендерные отношения что это такое-lazy placeholder. картинка Гендерные отношения что это такое. картинка lazy placeholder.

Приветствую Вас, друзья!

В русском языке в последние годы слово «гендер» стало довольно распространённым, но далеко не все знают, что оно означает. Сегодня мы разберемся в том, что такое гендер, чем это понятие отличается от пола, а также выясним природу гендерных ролей и стереотипов.

Что такое гендер?

Гендер – это социальный пол, который определяется манерами человека, паттернами поведения и прочими признаками, характерными для определенного пола. В психологии понятие гендера появилось в 1955 году. Его ввёл американский психолог и сексолог Джон Мани, посвятивший значительную часть своей профессиональной деятельностью изучению проблем сексуальной и гендерной идентичности.

Многие гендерные признаки являются исторически обусловленными стереотипами. К примеру, в большинстве стран юбки носят только женщины. Для жителей этих стран шотландцы в килтах выглядят довольно странно, особенно военные. Некоторые гендерные признаки со временем теряют актуальность. Так, татуировки раньше считались сугубо мужским атрибутом, сегодня же многие женщины украшают ими своё тело, ничуть не теряя женственности.

Ещё один гендерный стереотип, с которым сейчас ведётся активная борьба в западной культуре – это распределение ролей между женой и мужем. Традиционно считается, что материальное обеспечение семьи – это забота мужчины. Однако сегодня на Западе активно продвигается идея, что работать должен тот супруг, который потенциально может зарабатывать больше. Второй же может заниматься домом и детьми, независимо от пола.

Наиболее простым способом понять, что такое гендер, является рассмотрение гендерных ролей.

Гендерные роли

Гендерные роли – это стереотипные модели поведения, закрепленные за мужчинами и женщинами. Различные составляющие этих моделей могут быть допустимыми, ожидаемыми, желательными или навязываемыми. В современном обществе стереотипы, связанные с гендерными ролями часто становятся причинами непонимания и конфликтов между близкими людьми, мешают им в полной мере наслаждаться отношениями.

Женская гендерная роль

Мужская гендерная роль

В большинстве обществ принято считать, что мужчина – это защитник и «добытчик». Он должен уметь постоять за себя и защитить свою семью, а также обеспечить семью материальными ресурсами. Для мужчины неприемлемо не иметь работы, ведь именно он должен приносить деньги в семью. Кроме того, раньше считалось, что ответственную работу могут выполнять только мужчины, и они же должны занимать руководящие должности.

Описанный выше подход к распределению гендерных ролей сформировался исторически во многих обществах. Однако сегодня эти стереотипы ломаются, и женщины на равных с мужчинами занимаются материальным обеспечением семьи. Кроме того, сейчас у женщин нет ограничений на выбор специальности, и они всё чаще занимают руководящие роли в крупных компаниях и международных корпорациях.

Связанные понятия

Чтобы лучше понять, что такое гендер, необходимо знать два ключевых понятия:

Маскулинность. Это совокупность телесных (мужская фигура, растительность на лице и на теле), психологических (грубость) и поведенческих (соперничество, стремление делать карьеру) признаков, свойственных мужчинам. Ближайший по значению синоним этого слова – «мужеподобность». Не следует путать маскулинность с мужественностью (называя женщину мужественной, подразумевают её храбрость и самостоятельность, а не схожесть с мужчиной).

Фемининность. Это совокупность признаков, свойственных женщинам. Сюда относятся внешние признаки (женственная фигура, отсутствие волос на теле), психологические (нежность, чувствительность) и поведенческие (заботливость, участливость, капризность).

Маскулинность и фемининность – это два противоположных полюса, и каждый человек находится где-то между ними. К примеру, мужчина, который каждый день бреется, следит за причёской и чистотой ногтей, находится ближе к фемининности, чем тот, кто отращивает густую бороду и считает, что запах пота добавляет ему мужественности.

И маскулинность, и фемининность подразумевают широкий спектр характеристик. Часть из них обусловлена природой, часть – воспитанием и стереотипами, бытующими в обществе, а часть – личным выбором человека и его занятиями (к примеру, женщины, занимающиеся греблей, имеют очень низкий голос и мужеподобную фигуру).

Есть ещё несколько терминов, напрямую связанных с понятием гендера, которые полезно знать, поскольку они встречаются в литературе и прессе всё чаще:

Чем гендер отличается от пола?

Словом «пол» обозначается биологический пол, который определяет совокупность половых признаков. Биологический пол традиционно считается основным фактором, определяющим физиологические, психологические, поведенческие, социальные и прочие различия между мужчинами и женщинами. При этом многие исследователи считают, что только роль в воспроизводстве потомства является единственным постоянным и неоспоримым различием.

Гендер – это совокупность физических, психологических и поведенческих признаков человека, свойственных определенному полу. При этом часть этих признаков заложена природой, другие же зависят от воспитания, стиля жизни и прочих внешних факторов, влияющих на конкретного человека. Значительную часть этих признаков человек определяет самостоятельно (стиль одежды, причёска, регулярное бритьё, парфюмерия и прочее).

Гендерные стереотипы

Несмотря на то, что борьба с подобными стереотипами ведётся уже несколько десятилетий, их всё ещё существует огромное количество. Некоторые из них незаметно навязывают нам с детства, когда мальчикам предлагают играть с машинками, а девочкам – с куклами. Другие же озвучиваются прямым текстом (наверняка вы слышали в современных фильмах фразы в стиле «Женщина не может быть шеф-поваром!»).

Интересно, что проблема гендерных стереотипов не сильно беспокоит большинство людей, независимо от их пола. Одна из причин этого заключается в том, что большинству людей свойственен конформизм – им нравится жить по существующим правилам, поскольку так удобнее.

Большинство гендерных стереотипов выглядят относительно безобидными, но есть и такие, которые могут серьезно повлиять на качество жизни. Рассмотрим несколько примеров того, как гендерные стереотипы мешают трудоустройству и карьерному продвижению женщин:

В современном мире гендерные стереотипы считаются пережитком прошлого, мешающим строить полноценные счастливые отношения. Ссоры, непонимания и стремление выяснить, кто в семье главный, способны испортить любые отношения, как бы красиво и романтично они ни начинались. Отказ от стереотипов позволяет повысить уровень взаимного уважения и доброжелательности, благодаря чему удаётся сохранить душевную близость в отношениях.

Гендерная идентичность

В середине 20-го века американский психолог Джон Мани обнаружил, что у человека присутствует гендерная идентичность – внутреннее ощущение пола, подразумевающее определенные представления о своей внешности, манерах и характере. При этом гендерная идентичность может не соответствовать как биологическому полу, так и сексуальной ориентации.

Традиционно во всём мире общепринятой является бинарная гендерная модель, при которой четко разделены гендерные роли мужчин и женщин. Сегодня на Западе наблюдается постепенный отход от данной модели. Кроме того, набирает популярность движение за то, чтобы увеличить количество гендеров с учетом интересов носителей другой гендерной идентичности. Некоторые страны юридически признают наличие небинарного или третьего гендера и даже позволяют вписать его в документы (в США уже 8 штатов позволяют указать в документах пол «X»).

История термина «гендер»

Это слово существовало в английском всегда и обозначало грамматический род. Современным же пониманием того, что такое гендер, мы обязаны упомянутому выше Джону Мани, который в 1955 году опубликовал работу, посвященную гендерной идентичности людей. Он обнаружил, что даже люди традиционной сексуальной ориентации часто ассоциируют себя с противоположным полом. Слово «гендер» в своих работах он использовал, чтобы разграничить биологический пол человека и его социальную роль.

В 1970-х годах практически во всём мире начался расцвет феминистского движения, и именно тогда слово «гендер» приобрело известность. Сторонники движения использовали этот термин, чтобы подчеркнуть, что значительная часть половых различий не обусловлена природой, а навязана социумом. Разграничение понятий «пол» и «гендер» стало сильным козырем в руках сторонников феминистского движения, позволив поставить под сомнение традиционное восприятие ролей мужчины и женщины.

Заключение

Гендер – это модель поведения человека, соответствующая определенному полу. В большинстве случаев гендер подразумевает соблюдение определенных правил, навязываемых традиционным обществом. Человек должен вести себя определенным образом, «правильно» одеваться, играть определенную роль в семье и обществе, соответствуя гендерным ожиданиям. Интересно, что буквально полвека назад никто не знал о таком значении слова «гендер». Но сегодня данное понятие приобрело мировую известность благодаря обществам и движениям, борющимся за равноправие полов и отказ от гендерных стереотипов.

Источник

Гендер для чайников — краткий курс

COLTA.RU предлагает прислушаться к экспертам

COLTA.RU и Фонд имени Генриха Бёлля с удовольствием представляют наш новый совместный проект — мы надеемся, что он станет началом большого и осмысленного разговора о сюжетах, которые российское общество предпочитает не замечать или недопонимать.

Как распознать сексизм и не впасть в него самому? Как найти свой собственный «-изм» и научиться ориентироваться в современном гендерном многообразии? Что вообще такое этот «гендер»? Об этом и многом другом — краткий видеокурс «Гендер для чайников», где в наших внутренних противоречиях разбираются лучшие российские эксперты, исследователи и практики, социологи и демографы, специалисты в областях гендерного равенства, прав и обязанностей мужчин и женщин.

Наш первый эксперт — Елена Здравомыслова, социолог, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, содиректор программы гендерных исследований.

Гендерные отношения что это такое. file. Гендерные отношения что это такое фото. Гендерные отношения что это такое-file. картинка Гендерные отношения что это такое. картинка file.

Что такое гендер?

Гендер — это иностранное слово, оно имеет латинские корни. И оно пришло в русский язык из английского языка. По-английски это звучит «дженде». Это слово вводится в науки, и первый человек, который это делает, — психиатр, психолог и психоаналитик Столлер. Он в 1968 году пишет книжку, которая называется «Gender and sex». Он предлагает точно разделять биологические характеристики человека, его половые характеристики (то, что по-английски будет называться sex) и gender — то, что социально организовано и социально сконструировано. Он это делает в 68-м году. На самом деле исследователи еще раньше пользуются этим термином, но именно за Столлером закрепилась эта идея, он у нас первооткрыватель этого термина. Этот термин активно начинает использоваться феминистскими исследователями, исследователями женского опыта, в гендерных исследованиях.

Исследования стали называться гендерными, от слова «дженде». Потому что на самом деле их фокус заключается в изучении социально конструированных отношений, групп, определяемых по признаку пола. Вот что такое гендер. В России впервые появился термин «гендер» в самом конце 80-х годов. Гендер по-английски — это грамматический род. В русском языке есть тоже грамматическая категория рода. И почему бы не использовать тогда категорию рода, объясняя социальную организацию отношений между полами? Очень важно было обозначить этот спектр исследовательских интересов через термин, который не ассоциируется с другими замыленными и ведущими не туда явлениями и дискурсивными формациями. Поэтому — «гендер».

Исследователи и просто люди, чувствительные к этой проблематике, стали обсуждать вопросы дискриминации по признаку пола. И вот тогда категория «гендер» оказалась очень емкой, важной и уместной. Потому что эта дискриминация, конечно, связана с социальными и политическими процессами. И надо назвать людей, которые особенно сделали такой значимый шаг в этом направлении. Это созданный в 89-м году Московский центр гендерных исследований. Он создавался в Академии наук, в Институте народонаселения, в Институте демографии. И вот ядром человеческим было несколько исследователей, которые и раньше занимались феминизмом и гендерными исследованиями. Но это был их личный как бы интерес, институционально это не было никак оформлено. Это Анастасия Посадская, Наталья Захарова, Наталья Михайловна Римашевская, которая была во главе этого. Вот эти исследователи поставили вопрос о реальных структурных барьерах гендерного равенства.

А тут возникли специальные политические возможности для того, чтобы гендерные исследования были достаточно автономной областью этого знания. А дело в чем? Дело в том, что Россия в конце 80-х — начале 90-х годов демонстрирует политическую волю, интеграцию в международные академические процессы. После того как в Пекине ООН в 85-м году приняла декларацию, которую подписала Россия, о борьбе со всеми формами дискриминации против женщин, нужно было в соответствии с подписанной декларацией предпринять ряд шагов. Потому что эта декларация предполагала действия на политическом уровне. Один из этих шагов — это зеленый свет для исследователей дискриминации и неравенства по признаку пола.

Патриархат

Патриархат — это социальная система, это общественное устройство, при котором женщины являются объектом угнетения, эксплуатации и оказываются в подчиненном положении. Такая исследовательница, как Сильвия Волби — я о ней говорю, потому что я разделяю эту точку зрения, — разделяет патриархат на публичный и приватный. Вот приватный патриархат, он в основном реализует себя как система подчинения женщин в сфере семейной жизни, в сфере частной жизни. И носителем воли, субъектом этого подчинения является отдельный конкретный мужчина. Отец, супруг. И можно всегда сказать: кто угнетатель супруги? Ее муж. Патриархат становится персонализированным.

Но в публичном патриархате — нет. В публичном патриархате очень трудно назвать вот этого индивидуального носителя угнетения, эксплуатации и доминирования. Это сама структура, это само общественное устройство. На самом деле угнетается патриархатом не только женщина, но и мужчина. Тем самым фактом, что существует жесткое представление об их ролях. И вот этот публичный патриархат, то есть патриархат в общественной сфере: в сфере занятости, в сфере политики, в культурной репрезентации — то есть в тех картинках, которые нам сообщают представления о мужественности и женственности, — вот этот патриархат действует по-другому. Он не исключает женщин полностью. Он их включает — пожалуйста, занимайте свои позиции на работе, в политике — но включает на определенных условиях. Сегрегируя. Мы тебя сделаем заместителем премьер-министра, но ты будешь отвечать за вопросы здравоохранения.

Патриархат может, конечно, определяться как механизм угнетения женщин. Но если мы оптику сдвинем, мы увидим, что это также механизм угнетения мужчин. Потому что он давит и разделяет. Предписывает и сегрегирует. Если мужчина не вписывается в матрицу доминирования, которая ему предписана обществом, — «Будь охотником! Будь насильником! Будь кормильцем!» — то он будет слыть негодным, неудачником, ненастоящим мужчиной.

Когда обсуждаются гендерные отношения в России, то очень часто звучит тезис о женской власти. Эта дискуссия о женской власти, обсуждение ее, конечно, каким-то образом затемняет вопрос о гендерном неравенстве. Или по-другому его формулирует. На самом деле, о каком патриархате мы можем говорить? О каком феминизме мы можем говорить? Женщины действительно обладают ресурсами, потому что они работают. И не только поэтому, а потому, что у них есть своя особая женская власть. И такие обсуждения характерны не только для нашего общества. В последнее время даже в литературе появился такой жанр, который исследователи называют «стервологией». Это разнообразные сборники, наставления, домострои определенные, руководства к действию, написанные психологами, которые обсуждают, как женщины могут манипулировать мужчинами. И вот в эту категорию «стервы», где почти обсценная (ненормативная) лексика (во всяком случае, этот термин явно не поощрительного характера), как бы едино встроены два образа женщины. С одной стороны, женщина, которая нечестным путем добивается своих целей, нелегитимно власть использует. А с другой стороны, она все-таки субъект, имеет свои цели, умеет их защищать и продвигать. Но делает она это нечестными путями. Использует так называемую женскую власть.

Мы предлагаем, вместе с моей коллегой Анной Темкиной и другими исследователями, говорить, что вот такая женская власть — это власть слабых. Эта власть манипуляторов, она, конечно, связана с предписанными ролями. И что такое вот эта женская власть? Это власть соблазнения, это власть интриги. Это власть, которая не признается как реальная борьба за свои права. Это просто использование своего положения для того, чтобы управлять этим бедным мужчиной. Мужчина голова, а женщина шея. Эта власть находит себе применение только потому, что патриархат работает. Что у женщин нехватка нормальных ресурсов. Тогда, будучи реальными субъектами, они прибегают вот к этим самым малолегитимным способам. Вот в этом заключается власть слабых. И постольку, поскольку женщина не допущена на равных с мужчиной соревноваться за какие-то значимые блага, она начинает пользоваться этими подковерными тактиками для того, чтобы добиться своих целей. Вывод такой: власть слабых существует. И женская власть как таковая, как власть манипуляторов, как власть интриганок, — она существует как власть слабых. Если не будет патриархата, исключающего и сегрегирующего, то не будет и власти слабых.

Как формируются гендерные роли?

Государственные механизмы, правовые, политические и идеологические, работают на то, чтобы использовать социально организованные различия между полами в свою пользу. И продвигают определенные идеологии о том, какие роли у мужчин, какие роли у женщин должны быть. Государство действует, можно сказать, нормативно и давит морально. Оно законы прописывает и может в этом смысле по-разному конструировать мужественность и женственность.

Гендерные паттерны, то, как мы будем жить как мужчины и женщины, интересуют, конечно, каждого. Но люди не всегда их знают. И они, конечно, связаны с конкретным контекстом, в котором вы находитесь. Люди не всегда чувствительны к гендерной несправедливости. Или к гендерному неравенству. Потому что они усваивают определенные представления о мужских и женских ролях. Они усваивают представления старые, архаичные, которые морализируются. Приведем пример. Есть представление, что женщина по своей природе гораздо лучше может ухаживать за слабыми и больными, нежели мужчина. От природы она способна к заботе. Она эмпатичная, мягкая, теплая, женственная. Вот в этом и суть женственности. Если так конструируется модель правильной женственности, то она противопоставляется представлениям о правильной мужественности. Мужчина рассматривается как неспособный к этому вчувствованию, неспособный к этой эмпатии и заботе. Только, наверное, вынужденно может заниматься этим. Такие жесткие представления о мужественности и женственности, о мужских и женских ролях, на самом деле, ограничивают возможности выбора и степень человеческой свободы. Действуют верования в правильную мужественность и в правильную женственность, они действуют как барьеры для гендерного равенства.

В нашем гендерном порядке очевидна длинная история общественного участия женщины в сфере оплачиваемого труда. У нас профессиональные женщины. И в этом смысле мы в принципе по индексу гендерного равенства довольно высоко, по тому, как женщины работают, Россия очень близка к Европе. В России довольно длительная традиция, укорененные практики, воспроизводящиеся многие поколения, совмещения оплачиваемого труда с семейными заботами. Женщина у нас в этом смысле стратегически очень активный субъект, она знает, как совмещать домашние роли и роли работающего человека. У нас нехватка социальной поддержки вот этого баланса ролей. И поддержки со стороны государства. Хотя последние годы государство делает усилия для того, чтобы поддержать совмещение ролей женщиной. Но у нас явный гендерный дисбаланс в том, что мужчина недостаточно эмансипирован и недостаточно включен в домашние заботы. И это сильно отличает нас от стран Западной Европы, где гендерное равенство в домашней сфере в гораздо большей степени нашло свое практическое выражение. Мужчина берет отпуск по уходу за ребенком, никто не считает это каким-то особым подвигом или странностью. Общество чувствительно к тому, что у нас проблемы с мужским гендером в большей степени, чем женским, если мы говорим в категории гендерного равенства. Потому что для того, чтобы обеспечить гендерное равенство, надо, чтобы и мужчины могли пересекать границу ролей, которые им предписаны.

Второе существенное различие — это наша гетеросексуальная матрица. Это совершенно очевидно. Если в Западной Европе работает политика инклюзивности (включенности) по отношению к людям с однополой сексуальной ориентацией, то Россия в этом отношении занимает совершенно другую позицию. Она считает, что такого рода открытость является неприемлемой. В этом она совершенно консервативна. И этот консерватизм является открыто декларируемой позицией российского законодательства, российской идеологии и средств массовой информации.

Проблемы гендерные чувствительны к разным возрастным группам. Скажем так, к разным этапам жизненного пути человека. Общество и государство чрезвычайно активно обсуждают гендерные дисбалансы репродуктивного возраста. И там говорится все время о том, не нужно ли больше яслей, не построить ли перинатальный центр. Или распространить декретные на мужчин. Конечно, есть сопротивление этим трендам. Но, во всяком случае, это проблематизировано. Однако если мы поговорим о людях, которые находятся на другом этапе жизненного пути, например, в предпенсионном или пенсионном возрасте, мы увидим, что они сталкиваются совсем с другой, но гендерно маркированной проблемой. Мы можем называть ее проблемой или синдромом «поколения сэндвич». Что это означает? Вы знаете, что такое сэндвич, — это бутерброд. Человек, оказывающийся в положении «сэндвич», находится в состоянии давления между двумя типами обязательств. По крайней мере, двумя, а то и больше. Сдавлен между двумя этими обязательствами. Вот только что дети подросли, и ты вроде достиг всего на рабочем месте, а тут у тебя начали болеть родители или бабушки и дедушки. И вот этот новый вызов совершенно застает человека врасплох. Потому что государство гораздо меньше помогает в уходе за пожилыми, чем в уходе за детьми. Это уже завершение жизни, это не продуктивный класс или социальная категория. Поэтому надо обеспечить им дожитие. Как семья будет справляться с уходом и заботой о немощных старших родственниках — это ее семейное дело. И в этом опять гендерный вопрос: чье это дело? Кто будет осуществлять прямой, ручной, непосредственный уход за больным пожилым человеком, чье состояние очень хрупкое? И, конечно, это опять профессиональное существо, которое профессионально социализировано как способное заботиться.

Консервативный поворот

Я бы хотела начать с того, что вообще гендерная проблематика в российском обществе довольно долго привлекала внимание только очень узкого круга активистов и исследователей. Массового интереса к этой проблематике, в общем, не было. И вдруг произошли перемены, гендерные вопросы стали политизироваться, и очень сильно. Начинается это примерно с середины 2000-х годов. То есть это второй срок президента Путина. Он объявляет, что перед Россией стоит демографическая проблема. Намечает три стратегии ее решения. И утверждает, что одним из путей решения демографического кризиса в России является рост деторождения. И необходимо поощрять женщин для того, чтобы они рожали детей.

Продвигается и очень быстро принимается закон о материнском капитале. Когда оказывается: роди второго ребенка, помоги гражданам России решить очень важный демографический вопрос, этому ребенку будет три года, и женщина получит так называемый материнский капитал. Начались общественные обсуждения: может ли действительно некоторая сумма служить стимулом для репродуктивного решения, как формулировать, какие есть действительно последствия этого закона. Феминистская критика прозвучала, потому что речь шла о материнском капитале. Довольно скоро он стал называться семейным капиталом. Но в реальной практике деньги эти может реально получать женщина. Обсуждались также цели, на которые может быть истрачен материнский капитал. Как мы знаем, по закону таких целей первоначально было только три. Это решение жилищного вопроса, пенсионные накопления матери и образование детей. Это прокрустово ложе трех целей использования этих денег оказалось чрезвычайно узким. Отношение государства к гражданам — такое, с одной стороны, патерналистское, а с другой стороны, жестко контролирующее — «Мы знаем, на что вам надо потратить деньги. И вы со своими потребностями уж приспособьтесь сами» — воспроизводило советские модели. Хотя сумма достаточно большая, тем более она индексировалась. С 2007 по 2016 год работает программа материнского капитала. И ясно, что она, может, и не решает проблему демографического кризиса, но улучшает в определенной степени положение семей. Семьи на нее рассчитывают. И, в общем, эта мера впервые проблематизирует гендер.

Второй момент связан с введением некоторых поправок в закон о репродуктивных правах. Дело в том, что у нас возникают массовые инициативы, которые призывают коренным образом пересмотреть очень либеральный закон об абортах. Или полностью его запретить. Происходит мобилизация консерваторов, которые вообще-то называются пролайферы. Это те, кто, обсуждая проблематику репродуктивных прав, категорически против того, чтобы у женщины вообще были репродуктивные права. Эти консерваторы, которые радикально хотят запретить аборт, не добиваются своей цели. Но изменения в законодательстве об абортах происходят, и частично эти поправки приводят к его ужесточению. Это второй, так скажем, пунктик политизации гендера. Потому что там возникает вопрос, имеет ли женщина право распоряжаться своим телом или ей надо вообще запретить это делать. Или она должна это делать только с согласия своего мужчины, партнера и так далее.

Третий момент, связанный с консервативной мобилизацией, касается закона о ювенальной юстиции. Довольно сложная дискуссия. Дело в том, что Россия должна была подписать закон о ювенальной юстиции. Консерваторы категорически против этого закона. По двум основаниям. С одной стороны, они говорят, что у них есть либеральный аргумент. Он заключается в том, что если государство вмешивается в частную жизнь, то это пространство коррупции, интервенции и давления. И ограничивает родительские права. С другой стороны, под эту же сурдинку совершенно не проводится никаких мер по облегчению положения детей, которые оказываются в местах заключения и которые преследуются по закону. Они говорят о том, что семья все должна решать. «В семье должны быть роли четко расписаны. Какие могут быть права ребенка?!» Ведь закон о ювенальной юстиции базируется на правах ребенка. «Никаких прав ребенка! Только права отца и права матери!» Вот эта модель традиционной семьи выступает. И это тоже консервативное такое наступление, чтобы не использовать слово «наезд».

Дальше мы говорим о законе о гендерном равенстве. Чтобы действительно реально бороться с дискриминацией, нужно было провести через парламент закон о гендерном равенстве с определенными формулировками. Это международное право. Этот закон блокируется, его не принимают. Почему? Потому что консерваторы выступают против категории «гендер». И вот это для нас довольно любопытный момент. Они говорят, что «гендер» — это чуждый термин, заимствованный. Мало того, сторонники гендерного подхода утверждают, что модели и роли мужественности и женственности, мужского и женского поведения социально сконструированы. А если они социально сконструированы, их можно изменить. Их можно выбрать. Они не предписаны ни государством, ни биологией, ни религиозными догматами. А раз так, то, используя категорию «гендер» в законодательных актах, мы тем самым проводим политику выбора сексуальной ориентации и половых ролей.

Консервативный поворот (продолжение)

Кто же эти консерваторы?

Прежде всего, существуют общественные инициативы. Эти общественные инициативы — различные организации, которые как будто бы созданы независимо от поддержки государственных структур. Действительно, есть люди, активно верящие и в богоданность, и в натуральность сложившихся ролей по признаку пола. Они имеют мощную поддержку у РПЦ, Русской православной церкви. Они имеют мощную поддержку в одном из сегментов политических элит. Именно поэтому, собственно говоря, они оказываются довольно серьезной силой в обществе и в общественном дискурсе.

Я не назвала еще одну законодательную инициативу, связанную с законом, запрещающим пропаганду гомосексуализма. Этот закон, который вызвал дискуссию, все-таки был принят на федеральном уровне. Он, конечно же, является исключающим, является репрессивным. Он является мощным утверждением гетеросексуальной матрицы. Таким образом, мы видим это вот проявление консервативных позиций в правовом поле, в дискурсивном поле. А в одной из речей президента консервативная идеология была названа идеологией российского политического истеблишмента. То есть вот этот консерватизм, проявляющий себя в продвижении ценностей патриархальной семьи, жесткой гетеросексуальной матрицы, представления о гендерных ролях, является той идеологией, которая претендует на гегемонию, то есть на господство. Потому что все, кто будет говорить против этого, будут расценены как диссиденты. Или как несогласные или те, кто не вписывается в мейнстрим этой идеологии, которая постоянно отсылает нас к традиционным ценностям, к российской культуре, к православным, к христианским ценностям.

И, конечно, есть сопротивление этой консервативной волне. Но на уровне повседневной жизни, когда люди просто игнорируют все это и находят возможности решать проблемы, с которыми они сталкиваются, самостоятельно. Игнорируя идеологическое наступление консерваторов. С другой стороны, существует феминистская мобилизация. Она пока небольшая. Может быть, даже не феминистская, а в сторону гендерного равенства. Когда люди выделяют, и проблематизируют, и обсуждают, и так далее. Поэтому мне кажется, что мы живем в том обществе, где полное господство консерваторов просто не может осуществиться технологически. Ни границы нельзя закрыть, ни дискурс нельзя полностью цензурировать. Поэтому я склонна рассматривать консервативный поворот как один из циклов политического развития, политической динамики, на смену которому рано или поздно придет другая волна. Но консерваторы довольно сильны в нашем обществе, что еще раз нас отсылает к тому, что наш гендерный порядок во многом сохраняется в качестве традиционного и патриархатного. С устойчивым представлением о моделях мужественности и женственности, с оправданием гендерных границ природными, биологическими или даже религиозными факторами.

Материал подготовлен Ириной Костериной в рамках совместного проекта COLTA.RU и Фонда имени Генриха Бёлля

Идея проекта: Ирина Костерина
Координатор и логист: Юлия Островская
Режиссер: Дмитрий Вакулин
Оператор: Кирилл Бегишев
Монтаж: Ирина Савина
Иллюстрации: Елена Зайкина

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *