Газовые платки на голову что это значит
Газовые ткани: легкое облако и мягкое прикосновение
«Легкий газовый шарф» — при этом словосочетании представляется что-то очень легкое, прозрачное, как облако. Интересно, что газовый – это не аллегория. Газ – это название ткани, а точнее, даже группы тканей.
Сырье и производство ткани газ
Газовые ткани – очень легкие и тонкие, прозрачные ткани натурального происхождения (шелковые или хлопковые).
Название материала – газ – произошло не от названия формы вещества, как можно было подумать, а от названия города на Ближнем Востоке – Газа, который является родиной материала.
Газовые ткани – одни из самых легких видов материалов. Достигается эта легкость за счет того, что нити при производстве используются очень тонкие, шелковые или хлопковые, скрученные, от 120 номера и выше.
Переплетение тоже может использоваться разное, но основное отличие – то, что при любом его типе при создании газовых тканей нити не прилегают плотно друг к другу, а между ними остаются промежутки, именно поэтому полотно получается прозрачным.
Особенности переплетения для газовых тканей – сочетание двух основных нитей с одной уточной. Обычно используется три основных типа:
- полотняное – самый простой вид, когда основные нити перекрывают уточную и наоборот через каждые два перекрытия, узор получается в шахматном порядке; атласное – переплетение, при котором перекрытия одной системы нитей теряются за перекрытиями другой системы нитей, за счет чего поверхность полотна получается блестящей и гладкой; саржевое (диагональное) — переплетение, при котором переплетаемые нити перекрывают друг друга так, что образуется узор в диагональный «рубчик».
Разновидности материала
Газовые ткани отличаются огромным разнообразием и делятся на виды в зависимости от способа переплетения, особенностей окрашивания и обработки исходного сырья. Так, самыми популярными являются:
- Газ — иллюзион. Вырабатывается из очень тонкой пряжи, поэтому он очень тонкий и прозрачный. Газ – рис. Его вырабатывают из шелка – сырца, но при этом нитки используют некрученые. Это обуславливает особую мягкость и нежность полотна.
- Газ – марабу. Он также вырабатывается из шелка – сырца, но нитки используются скрученные, поэтому само полотно несколько жестче и вид имеет золотистого цвета, откуда и название – такой цвет имеет оперенье птицы марабу. Газ – кристалл. Для производства используются нити разного цвета в качестве утра и основы. Поэтому полотно получается с разноцветным переливающимся блеском.
Характеристики материала. Достоинства и недостатки
К достоинствам можно отнести:
- гипоаллергенность. Не вызывает аллергию и раздражений на коже; воздухопроницаемость. И особенности переплетения, и сами по себе натуральные волокна свободно пропускают воздух, позволяя коже дышать; антибактериальность. Шелк обладает атибактериальными свойствами, а хлопок является неблагоприятной средой для жизнедеятельности болезнетворных микроорганизмов; легкость. Полотно получается практически невесомым и даже при многослойности нарядов вес не ощущается; визуальные качества. Материя хороша как сама по себе, так и в качестве компаньона, хорошо сочетается со многими другими материалами, замечательно используется в многослойном варианте; универсальность использования. Различные виды газа ведут себя по-разному – например, жестковатый марабу замечательно держит форму, образует пышную драпировку, а нежный рис образует мягкие волны драпировки, образующие струящийся эффект; простота ухода. Ухаживать за изделиями можно в домашних условиях.
Из недостатков – пожалуй, только непрочность и неустойчивость к механическим воздействиям – вследствие того, что нити прилегают друг к другу неплотно, на поверхности легко появляются зацепки, а исключительная тонкость пряжи не способствует прочности готового полотна.
Фото ткани газ
Область применения
Применяют материал в основном в легкой промышленности (женская, детская летняя одежда – юбки, сарафаны, платья). Как правило, при шитье одежды используют или многослойность или подклад. Также используют газовые ткани в сочетании с другими материалами, в качестве декора (оборки, украшения).
Кроме того, популярны газовые ткани в производстве аксессуаров – платочки, шарфы, палантины, парео, броши, заколки, и т.д. Купить аксессуары, как и другие изделия, можно онлайн.
В области текстиля для дома газ используется в качестве штор и занавесей для окон, а также пологов для кроватей.
Рекомендации по уходу за изделиями из газовой ткани
- стирка разрешена ручная, деликатная, при температуре воды не выше 30 градусов С; средства для стирки использовать без отбеливающих компонентов; отжим в стиральной машине запрещен – отжимать лучше вручную, без выкручивающих движений; сушить в естественных условиях в расправленном виде. Сохнет изделие очень быстро, достаточно только дать стечь лишней воде; утюжить изделие лучше через влажную материю, установив регулятор на режим «шелк», или с помощью отпаривателя.
В целом материал за свою многовековую историю не утратил актуальность и прочно занял свою нишу. И, несмотря на стремительное развитие производства синтетических аналогов, натуральные материалы по своим свойствам остаются фаворитами.
С отзывами владельцев постельного белья из перкали, вы можете ознакомиться здесь.
Газовая ткань: особая техника плетения и тонкость нитей
История и особенности изготовления
Газовое невесомое полотно обязано своим названием древнему палестинскому городу Газа, мастерам которого впервые удалось изготовить эту ткань. Согласно другой версии, название произошло от французского слова «gaze», которое появилось от арабского «kazz» – сырцовый шелк.
В Европу материал пришел к 1560 г., а стал повсеместно использоваться к концу XIX века, особенно при пошиве бальных платьев на чехлах из сатина или атласа. Со временем балы ушли в небытие, а вот газ все так же продолжает оставаться на пике спроса.
Факт. В магазинах газовое полотно можно встретить под псевдонимом «маргиланский шелк».
При производстве применяются очень тонкие шелковые или хлопковые нити в скрученном виде, из-за чего газовая ткань получается легкой и тонкой. Переплетаться они могут по-разному, но в любом случае они не должны плотно соприкасаться друг с другом – промежутки обязательны, иначе прозрачность будет утрачена.
Еще одна характерная особенность производства газа – переплетение двух нитей основы с одной нитью утка.
Причем переплетение бывает нескольких видов:
Состав и характеристики
Газовая ткань отличается легкостью, прозрачностью, способностью без труда принимать форму красивых складок. Материал очаровывает прекрасный пол также тем, что очень красиво развевается на ветру и создает летящий, буквально порхающий образ. Лучше понять, что из себя представляет ткань газ, поможет фото ниже.
Изначально для производства материала использовался шелк. Шелковый газ представляет наибольшую ценность по сей день в силу своей мягкости и тонкости – его и сейчас выбирают чаще других при пошиве одежды.
Позднее производить газ стали из хлопка – так появилась знакомая всем марля. Натуральный состав позволяет материалу не прилипать к ожогам и ранам. Ткань часто покрывают специальной пористой пленкой из пластика, которая не допускает прямого контакта марли с кожей, предотвращая адгезию раны. Более того, в качестве пропитки часто используется смесь оксида цинка и каламина, что способствует скорейшему заживлению пораженного участка.
В наше время газ производят из синтетических волокон и даже металла. Последний вариант применяется для изготовления проволочной сетки.
Разновидности ткани
Кроме как по типу переплетения, газ, в зависимости от исходного сырья и способа его обработки и окрашивания, классифицируется на следующие разновидности:
Положительные и отрицательные качества
При покупке вещи из газовой ткани не позволяйте себе очаровываться ее внешней красотой – газ также имеет своим недостатки. Впрочем, достоинств в нем, включая эстетику, найдется больше – об этом всем в таблице ниже.
Ткань газ – очень легкий материал, его состав и применение
Ткань газ – это материал, который ложится красивыми складками. Он отличается своей уникальной структурой и его название само говорит в пользу его прозрачности, воздушности и абсолютной невесомости. Название ткани дало название города Газы – древнего палестинского поселения, где в первый раз и получили эту материю. В разных источниках это название трактуется по-разному.
Исторические сведения, процесс создания
Рассматривая вопрос, что такое ткань газ, требуется отметить, что в Европу она впервые попала в 1560 году, и уже в конце 19 века стала весьма популярной. Газ стали использовать для пошива бальных платьев на чехлах из сатина или атласа. Это было актуально во времена балов, а теперь встречается уже не так часто. В современно мире ткань газ нашла применение. Часто ее можно найти в магазине под названием маргиланский шелк.
Истинная ткань газ, которая пришла из Палестины, характеризуется совершенно особым плетением. Для одной нити утка характерно переплетение с двумя нитями основы. Это плетение стали называть газовым именно в честь этой ткани. Но в магазинах можно видеть разные по плетению полотна, которые называют тоже газ. Их принято считать разновидностями оригинала.
Используемые типы плетения:
Атласное. При таком переплетении нитей удается сформировать блестящую, идеально гладкую поверхность.
Саржевое. Такое плетение отличается свойственным для него рубчиком, который имеет диагональное направление.
Полотняное. Это классическое шахматное переплетение.
Все ткани серии газ ткутся без специального уплотнения, поэтому и удается сделать их такими полупрозрачными и легкими.
Особенности
Для производства ткани газ используется обработанный шелк или шелк-сырец. Это определение является общим для всех видов данной материи, но можно каждый из них рассмотреть отдельно:
Тарлатан. Жесткая ткань, что связано с сильным накрахмаливанием. Для ее изготовления используется чистый хлопок либо его сочетание с шелком пополам. До смывания покрытия держит форму очень хорошо.
Марабу. Это немного жесткий материал, что связано с использованием крученой пряжи для его создания. Характерным цветом является золотистый. Форму держит очень хорошо, поэтому отлично подходит для формирования объемных драпировок. Для выработки применяется сырцовый шелк.
Кристалл. Это мягкий и тонкий материал. Для утка и основы используются нити разных цветов, что придает ткани эффект перелива.
Газ-рис. Мягкое, нежное, струящееся полотно, которое спадает мягкими линиями. Оно изготавливается из некрученого сырца, что позволяет добиться невероятной тонкости.
Иллюзион. Это наиболее тонкий из всех представленных материалов, который отличается своей воздушностью.
Шанбери. Это газовая ткань, в состав которой включены атласные полосы, дополненные вышивкой. Суровый. Прочный материал, применяемый преимущественно для технических целей.
Газ-шифон. Он имеет много общего с обычным шифоном, но отличается своей тонкостью и способностью спадать мягкими линиями и волнами. Имеет шероховатую поверхность, лишен блеска. Для производства используется обработанный шелк.
Что можно было узнать о русской женщине по её платку
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Откуда пришел обычай косынки носить и причем тут волосы
Народные поверья гласили, что истинная женская сила прячется в волосах. Женщину, которая ходила с непокрытой головой могли назвать ведьмой и старались обходить стороной. Ведь она могла сглазить и навести порчу. А обычным крестьянкам следовало покрывать волосы, чтобы нечистая сила через них не смогла навредить. Вот и ходили женщины в платочках и косыночках, тщательно скрывая свои косы.
Завязывали эти аксессуары по-разному. Например, в племени кривичей, которое проживало в 8-10 веке у истока Волги, женщины перекрещивали хвосты косынки под подбородком и затягивали их узлом на голове. Исследователи считают, что такой способ помогал дамам спрятаться от сквозняка и холода. Защищаясь от погодных явлений, женщины носили убрус — платок из полотна, украшенного вышивкой, который закалывался под подбородком.
После прихода христианства традиция носить платок стала еще крепче, так как в церковь простоволосая женщина войти не имела права.
На покромку, внакидку, по-бабьи, по девичьи или как русские женщины косынки повязывали
Существовали разные способы ношения платка или косынки, но можно выделить основные.
На покромку. Такой же вариант, как и с убрусом — косынка крепилась под подбородком при помощи булавки. Этим способом пользовались женщины, живущие в Архангельске, Владимире, Костроме и других губерниях, чаще всего происходящие из старообрядческих семей. Называлось это «носить по-богородицки». Жительницы Поволжья также часто носили косыночки на покромку, хотя к старообрядцам никакого отношения не имели.
Внакидку. По сути тут косынку никто и не завязывал, ее просто набрасывали на голову, скрещивая концы на груди. В таком виде гуляли в 17 веке горожанки. Кроме того, косынка внакидку была атрибутом невест и покойниц во время проведения церемоний.
По-купечески. В этом случае концы платка следовало завязать надо лбом. Узелок старались делать красивый, аккуратный, чтобы он напоминал цветок. Тут преследовалось две цели — удобно и крепко завязать платочек и получить дополнительное украшение. Купчихи обычно использовали именно такой комбинированный вариант.
По-бабьи. Способ, при котором хвосты косынки перекрещивались под подбородком, а потом затягивались сзади использовали замужние женщины. Этим они подчеркивали социальный статус: женщина при муже, хранительница очага, семейная дама.
По-девичьи. Девушки завязывали платок узелком под подбородком. Такой вариант был очень популярен в первой половине 20 века. Почти во всех губерниях именно так носили косынки юные девочки и девицы на выданье.
Что могла рассказать косынка о семейном и социальном положении
Когда женщина относилась к высокому социальному слою, она всегда старалась напомнить об этом. И способом завязывания косынки тоже — о купчихах, которые делали узел на лбу, было сказано выше. Кроме того, платочек должен был быть обязательно из дорогого шелка, чтобы было ясно наверняка, что «я женщина не простая, а обеспеченная и не какая-нибудь вам крестьянка».
Дворянки же изо всех сил подражали представительницам античной культуры, как и их «коллеги» по моде из Западной Европы. Нередко аристократки изучали журналы о моде из Франции, отдавая предпочтение дорогим шалям, а также легким платкам ажурной вязки или же кружевным. Так же, как знаменитые жительницы Рима или Древней Греции носили пелос (плотная материя с национальным орнаментом) внакидку, так и русские дворянки накидывали свои платки.
По утверждениям некоторых этнографов, в 19 веке в будни многие девушки-крестьянки в будние дни не носили косынки, а надевали их только в праздники и выходные, обычно при посещении церкви. Кстати, у потенциальных невест оставались открытыми затылок и макушка. Это был сигнал для женихов, говорящий «это девица на выданье, скорее сватайтесь, пока ее не позвал замуж кто-то другой». Девушки –крестьянки не прятали свои прекрасные косы, а вот замужние бабы должны были скрывать роскошные волосы от окружающих.
Где работаешь, в колхозе или на фабрике?
Наступил 20 век, и кроме деления женщин по социальному статусу и семейному положению появился еще один критерий: место работы.
По тому, как была завязана косынка, понимали, кто перед вами — фабричная работница или колхозница. Последние чаще всего завязывали платок под подбородком, что позволяло спрятаться от ветра и холода. Работницы фабрик, стоящие у конвейеров и за станками, прятали волосы под косынку, которую завязывали сзади. Этого требовала элементарная техника безопасности: нельзя было допустить, чтобы волосы или сам платок попали в работающий станок. Это грозило поломкой оборудования и производственной травмой.
В настоящее время никому и в голову не придет следить, чтобы замужняя дама правильно повязала косынку. То же самое и с социальным статусом — в шелковом платочке может щеголять студентка, купившая его в магазине Секонд Хенд, и светская львица, которая приобрела платок на выставке в Милане. Никаких запретов, никаких рекомендаций (кроме, конечно, веяний моды, за которыми некоторые женщины следят, а некоторые просто игнорируют). Богатые и бедные, замужние и свободные женщины носят платки так, как им этого захочется, делая исключение только для посещения храма.
Но это что касается косынки или головного убора. Одежда тоже могла много рассказать о женщине. Читайте, как на Руси девушек в поньку загоняли, и Что можно было узнать о женщине по её одежде.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
О платке. Обряды и традиции, связанные с платком
Содержание:
КУЛЬТУРНО-БЫТОВАЯ ТРАДИЦИЯ XIX-XX вв.
Изучая русские материалы иллюстративного фонда отдела Европы, я обратила внимание на два снимка с изображениями девушки и женщины в необычно повязанных платках. Фотографии были сняты в однодворческом с. Долгое Даньковского у. Рязанской губ. (рис. 1, 2). (Однодворцы — это потомки служилых людей, в большинстве из замосковных уездов. Как социальный слой однодворцы занимали промежуточное положение между крестьянами и мелкими помещиками, не сливаясь ни с теми ни с другими, и этим объясняется сохранение у них своеобразных особенностей в костюме, типе жилища и пр. 1 )
___________
* Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1993. Т. 3. С. 247
Встает вопрос, с какого же времени «лоскут» ткани стал платком—головным убором? Археологические материалы и письменные источники позволили ученым реконструировать древнерусские женские и девичьи головные уборы IX— XII вв. и достаточно полно охарактеризовать русскую одежду XIII—XVII вв. Из ряда работ выделяется обобщающий труд М. Г. Рабиновича «Древнерусская одежда IX—XIII вв. и одежда русских XIII—XVII вв.», в котором содержатся интересующие нас сведения.
↑ Материал, изготовление и формы платка
Покупные платки, косынки, шали владелицы нередко дополнительно украшали по углам или по всему краю — бахромой, кистями, канвой, бисером или вышивали иногда — чуть ли не всю поверхность. Вытеснение домашних тканей в деревнях тканями фабричного производства шло медленно. Во многих местах продолжали делать платки, косынки, шали из домотканины — холста, шерсти.
Как правило, у девушек с хорошим приданым был целый набор платков — на все случаи жизни: домотканые, покупные, шелковые, ситцевые, шерстяные, теплые шали и платки для каждого дня, особые — для церкви, праздника и т. д.
С конца XIX в. платок (косынка) настолько широко распространился, что во многих регионах России его стали использовать уже и для создания головных уборов как женщины, так и девушки. Когда же женщина выходила на улицу, убор из платка покрывался другим платком. Причем здесь можно говорить о двух группах головных уборов, в которых использовались платки. В первой группе головных уборов платок особым образом завязывался, скреплялся и сохранял свою форму длительное время, во второй группе платок завязывался каждый раз снова, когда форма создавалась заново.
В XX в. эти сложные или не очень сложные конструкции головных уборов из платков как у женщин, так и у девушек были постепенно вытеснены просто платками, завязывающимися на узел спереди или сзади.
↑ Способы ношения платков
Г. С. Маслова в своей книге «Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX—начале XX в.» приводит описание разнообразных способов ношения платков. Древнейший из них — это набрасывание платка на голову внакидку, т. е. не повязывая его. В России подобный способ был известен в городах в XVII в. В крестьянской среде способ ношения платка внакидку долго сохранялся в свадебной и похоронной обрядности. Внакидку носили также тяжелую шерстяную шаль, сложенную посередине или по диагонали, отправляясь в дорогу в зимнее или ненастное время; под шалью голову повязывали обычным способом легким ситцевым или вязаным платком.
По Г. С. Масловой, достаточно древним является способ ношения платка на покромку, развернутый или сложенный по диагонали косяком платок повязывали на голову, скрепляя его края булавками. Способ скалывания платка под подбородком был наиболее распространен до XX в. в Поволжье, особенно у старообрядок Нижегородской, Костромской, а также в Архангельской, Олонецкой и Владимирской губ., где он назывался по-богородицкому, на покромку, т. е. по образу некоторых изображений головного покрывала Богородицы. Далее у Г. С. Масловой идет описание способов завязывания платка, разновидности которых систематизируются в зависимости от места расположения узла — спереди или сзади. Первый способ имеет две разновидности:
а) концы платка или косынки, сложенных треугольником, завязываются спереди надо лбом;
б) концы завязываются под подбородком.
Способов завязывания сзади три:
Таким образом, девочки обязательно носили платок, девушки, достигшие совершеннолетия, уже не носили платки, но использовали их в качестве повязки. Отсюда и поговорка — «Гуляй, покуда голова (т. е. темя. — Л. Л.) не покрыта!» 32 У девушки-«невесты» платок появлялся на шее. И только в праздники и в воскресные дни, которые были связаны со службой в церкви, девушки поверх повязки носили платки. Причем платки, которые носили девушки, должны были отличаться от платков женщин. Фотографии, с описания которых мы начали статью, как раз и фиксируют этот случай: рязанская женщина, которая уже не носит традиционного головного убора, продолжает имитировать этот убор желобком-рогами вверх из платка. Что же касается платка «желобком вниз» на голове девушки, то это требует особого расследования.
↑ Обрядовые функции платка: игра и свадьба
В традиционной культуре социальный статус любого человека «прочитывался» в том, как он был одет, а у женщины акцент делался на головной убор. Платок, который повязывался поверх головного убора при выходе на улицу, видимо, нес свою символическую нагрузку. Поскольку известно, что функцию закрывания волос (см. «не светить волосами») 33 исполнял головной убор, то встает вопрос: какую функцию нес платок? Еще раз напомним, платок носили девочки одновременно с сарафаном, юбкой и сережками в возрасте 7—11 лет. Совершеннолетние девушки чаще повязывали платок на шею или накидывали на плечи в знак того, что они еще «не покрыты», но готовятся к этому.
С Покрова во многих губерниях России начинались и молодежные посиделки, где атрибутом многих, едва ли не всех, игр с выбором пар молодежи стал платок. Во время игры парень и девушка по очереди использовали платок как знак выбора напарницы или напарника. В Новгородской обл. посиделки, как правило, и начинались «выборной игрой». Под песню «Как по первой по пороше. / Ходил молодец хороший» молодец выходил на середину и начинал прохаживаться около девиц:
Он кидает, он бросает
Шелковой-то он платочек (разрядка моя. — Л. Л.)
Девке на колени.
Девушка, которой парень кинул платок, выходила на середину и ходила с ним под песню, которая заканчивалась поцелуем, парень садился на место, а девушка, в свою очередь, бросала платок на колени другому парню:
Шелковый платочек
Парню на колени. 39
Все перечисленные примеры указывают на то, что платок (платки) невесте и жениху, а также всем другим участникам свадьбы служил покровом, который их объединял, оберегал и защищал. Особенно это важно было в дороге, когда участники свадьбы покидали дом, отправляясь в церковь. Здесь тщательно закрывали невесту, ее просто обвешивали платками, укрепляя платок спереди на груди, обворачивая шею и т. п. Сверху одного покрывала могли набросить еще одно — побольше. В руках невесты также были платки — один или два. Руками в платках она прикрывала и рот.
Платки нашли широкое применение в качестве упаковки для переноски еды, всевозможных угощений, особенно на свадьбе, когда приходилось переносить и перевозить из дома в дом значительное количество угощений, даров, приданого и пр. В этих же целях использовали платок и в обычные дни, когда надо было отнести еду или перенести из дома в дом одежду, пряжу. Как правило, дар, подарок невесте или от невесты был покрыт платком или завернут в платок. Такая «упаковка» была необходима, в первую очередь, чтобы защитить вещь от порчи, от сглаза, а также, чтобы не испачкать вещь, так как сверху дара обязательно клали кусок хлеба или пирога.
Итак, в символическом аспекте платок — это покров, под которым можно укрыться и защититься от любого врага. Свадебный платок, говоря образно, остается на голове женщины до конца ее жизни, и только в зависимости от возраста менялись способы повязывания и расцветка платков. Женщина, реализовавшая пик жизненной энергии, т. е. ставшая матерью, считалась как бы находящейся под покровом Божией Матери, что, в свою очередь, освящало покровительство рода, семьи, мужа.