форма учителей в царской россии

С царских времен до наших дней: как менялся внешний вид школьных учителей (фото)

форма учителей в царской россии. 2395787. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-2395787. картинка форма учителей в царской россии. картинка 2395787. форма учителей в царской россии. 2395769. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-2395769. картинка форма учителей в царской россии. картинка 2395769.

Быть учителем непросто и ответственно. Часто именно от педагога зависит формирование личности ребенка. На протяжении существования этой профессии менялись принципы воспитания и отношение общества к учителю. Неизменным оставалось лишь главное – педагоги настойчиво стремятся научить детей уму-разуму. Интересно, какие изменения произошли в образе педагога, если проследить этот процесс от времен царизма до наших дней.

форма учителей в царской россии. 2395786. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-2395786. картинка форма учителей в царской россии. картинка 2395786.

Учитель в царской России

Для этого периода истории характерно считать педагога наставником и примером, достойным наследования. Было модно «выписывать» заграничных учителей, которые отличались более изысканными манерами поведения.

Но невзирая на их образованность, иностранцы часто относились к своим обязанностям крайне небрежно. А вот российские учителя добросовестно старались за гораздо меньшую плату.

форма учителей в царской россии. 2395774. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-2395774. картинка форма учителей в царской россии. картинка 2395774.

Послереволюционное время

После Октябрьской революции педагогов не стали уважать меньше. Но их услуги стали более доступными. Несмотря на существующие тогда жестокие методы физического наказания, в школу стремились попасть дети из бедных крестьянских семей. Часто помехой для этого становилось отсутствие обуви или одежды у подрастающего поколения.

В это довоенное время учителя были своими, отечественными. Они старательно преподавали свои предметы, строго проверяли уровень знаний. Особенно старались научить бедняков, среди школьников того времени были не только дети, но и их родители. Образование еще не было обязательным.

Источник

Учитель в царской Pоссии

Ленин говорил: «Народный учитель у нас должен быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств».

Очевидно, Владимир Ильич был уверен, что в царской России учитель беден и унижен.

Предлагаю ознакомиться с кое-какой информацией по России (к 1913 году)

Во-первых, нагрузка учителя считалась уроками, а не «часами», как сейчас, что вводит в заблуждение обывателей. Эти так наз. современные «часы нагрузки учителя» не имеют ничего общего с астрономическим часом (60 мин.)

Во-вторых, нормативная нагрузка учителя гимназии (т.е. по-нашему, средней школы) составляла 12 уроков в неделю. Дополнительно разрешалось взять ещё до 6 уроков, т.е.18 часов – это была максимальная урочная нагрузка.

Ещё при Александре I повысился социальный статус учителей, так как учительские должности в законодательном порядке были соотнесены с чинами Табели о рангах.

— в XIV классе (коллежский регистратор состоял учитель рисования уездного училища;

Замечание: факт биографии Ленина – он был потомственным дворянином благодаря отцу, который дослужился до должности директора народных училищ в Симбирской губернии (инспектировал начальные школы), награждён орденами Святых Анны, Владимира, Станислава, поэтому имел чин IV класса (действительный статский советник), что соответствовало генерал-майору, и получил потомственное дворянство.

Вспомните хотя бы одного современного инспектора сельских начальных школ с тремя государственными наградами, пусть даже гипотетически сравнимого с генералом!.

В 1909 г. Министерство народного просвещения внесло в Государственную думу законопроект «Об улучшении материального положения служащих в средних общеобразовательных учебных заведениях и окружных инспекторов».

С 1912 г. после принятия закона учителя наук и языков с высшим образованием получали годовой оклад в первые пять лет службы 900 руб., размер пятилетней прибавки равнялся 400 руб., так что преподаватель со стажем 20 лет получал 2500 руб. в год.

Учителя приготовительных классов и учителя наук и языков без высшего образования начинали с годового оклада 750 руб., размер пятилетней прибавки равнялся 200 руб., так что преподаватель с 20-летним стажем получал 1550 руб. в год.

Дополнительные уроки (свыше 12-ти в неделю) у первых оплачивались по 75 руб. в год, у вторых по 60 руб. Наконец, классное наставничество стало оплачиваться в размере 600 руб. в год.

Кроме того существовала система частных уроков (репетиторство), занимались этим в основном студенты.

В средней школе существовали и некоторые другие виды выплат. Так, при закрытии учебного заведения учителям должны были не только предоставить другую работу, но и выплатить годовой оклад.

В случае смерти невыплаченное жалование отдавалось семье покойного. При поступлении на службу выплачивались подъемные в размере 1/3 годового оклада плюс прогонные (оплата проезда к месту будущей службы).

По Уставу 1828 г.: «Директор, Инспектор, и учители Гимназий, а равно и штатные Смотрители и учители уездных училищ, при увольнении от мест, награждаются за 20 лет беспорочной службы половинными, а за 25 лет полными, против получаемаго ими оклада, пенсиями. За служение свыше 25 лет определяется еще соразмерная прибавка к пенсии.

Полный оклад пенсии выплачивался после 25 лет службы, при этом можно было продолжать службу и получать жалование в полном размере, а за каждые 5 лет работы после основного стажа пенсия увеличивалась на 20%; дети пенсионера бесплатно обучались в любом среднем учебном заведении системы Министерства народного просвещения.

Теперь месячная зарплата:

— учителя (без стажа) старших классов в женских и мужских гимназиях получали 90-100 рублей в месяц (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);

— учителя (с высшим образованием и стажем 20 лет) старших классов в женских и мужских гимназиях получали 270 рублей в месяц (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);

— учитель с высшим образованием и 20-летним стажем работы, проводивший 6 дополнительных уроков (сверх нормативных 12-ти) и исполнявший должность классного наставника, – 295 руб. в месяц.

Месячное жалованье / зарплаты в Российской Империи к 1914 году были следующие:

— прислуга от 3 до 10 руб. + жильё и питание;

— министры и высшие чиновники, члены Государственного Совета – 1.500 рублей в месяц.

Таким образом, учитель с высшим образованием со стажем 20 лет, общей нагрузкой 18 уроков (12 часов нормативной нагрузки на ставку + 6 дополнительных уроков в неделю) и классным наставничеством получал зарплату 295 руб. в месяц, что было в 14 раз больше средней зарплаты рабочего, 92% к окладу полковника, 84% к окладу Депутата Госдумы, 60% к окладу генерала Царской армии и совпадало с окладами начальников железнодорожных и пароходных станций в крупных городах.

Даже начинающий учитель без высшего образования, не исполняя должности классного наставника и не ведя дополнительных уроков, получал за свои 12 уроков в неделю зарплату в 3 раза выше, чем среднестатистический рабочий, который работал 60 часов и более.

Обычная стоимость съёмной квартиры для семьи со средним доходом (т.е. порядка 80 рублей) была примерно 15 рублей в месяц.

Учитель гимназии (т.е. средней школы) мог позволить себе снимать квартиру улучшенного качества за сумму около 25 рублей и содержать прислугу (женская – 3-7 рублей, мужская – 5-10 рублей).

Например, читаем у Чехов в рассказе «Учитель словесности»: «Никитин жил в квартире из восьми комнат, которую он нанимал за триста рублей в год, вместе со своим товарищем, учителем географии и истории Ипполитом Ипполитычем».

Источник

Сколько зарабатывали и как жили учителя в Российской империи

Лишь небольшую долю педагогов можно было считать неплохо обеспеченными людьми. А по статусу они приравнивались к чиновникам.

форма учителей в царской россии. f27e92de623a7d5bde3311ec5152853f. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-f27e92de623a7d5bde3311ec5152853f. картинка форма учителей в царской россии. картинка f27e92de623a7d5bde3311ec5152853f.

форма учителей в царской россии. a55b20d9f51c538dcfcb95f49150ee25. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-a55b20d9f51c538dcfcb95f49150ee25. картинка форма учителей в царской россии. картинка a55b20d9f51c538dcfcb95f49150ee25.

Из этой статьи вы узнаете:

Где работали дореволюционные педагоги

Система школьного образования России начала формироваться ещё в 1780-е годы во времена царствования императрицы Екатерины II. Тогда в городах и уездах стали создаваться народные училища.

Окончательно же система начального и среднего образования стала очерчиваться при внуках Екатерины Александре I и Николае I. К начальным учебным заведениям относились уездные (городские и сельские), а также народные училища. Последние в 1860-х годах стали земскими школами. Их задача ограничивалась в основном обучением грамоте и счёту. В уездных училищах дополнительно обучали азам истории, географии и физики. Функции среднего образования выполняли реальные училища, гимназии и прогимназии. Здесь ученики получали гораздо более широкие знания — как в естественных, так и в гуманитарных науках.

Деление на начальную и среднюю школы было не только функциональным, но и сословным. Так, в народных училищах занимались дети крестьян и небогатых мещан (горожан). В уездные (позднее их преобразовали в городские) училища ходили ребята из более обеспеченных семей: купцов, ремесленников, зажиточных крестьян и горожан. Гимназии и прогимназии же были элитарными учебными заведениями с платой за обучение. Их посещали в основном отпрыски дворян и чиновников, хотя в начале ХХ века встречались среди гимназистов и дети представителей простых сословий (они учились в основном за счёт благотворителей). Кроме того, были ещё реальные училища — прообразы современных физмат-школ и инженерных классов (их выпускники, желавшие продолжить образование, как правило, шли в технические институты).

форма учителей в царской россии. 12441409092021 74a3ba2aa03beb4847e47c1e9508482e947a3fb4. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-12441409092021 74a3ba2aa03beb4847e47c1e9508482e947a3fb4. картинка форма учителей в царской россии. картинка 12441409092021 74a3ba2aa03beb4847e47c1e9508482e947a3fb4.

форма учителей в царской россии. 12164909092021 11a3428e7abc9bac29137421556331dcb1a157b9. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-12164909092021 11a3428e7abc9bac29137421556331dcb1a157b9. картинка форма учителей в царской россии. картинка 12164909092021 11a3428e7abc9bac29137421556331dcb1a157b9.

Журналист, историк по образованию. Копается в исторических документах, читает статьи и книги исследователей. Может объяснить философские концепции через цитаты из «ВКонтакте» и рассказать о популярных заблуждениях о прошлом.

Из каких сословий происходили учителя

Учителя, наряду с врачами и другими представителями умственного труда, составляли прослойку российской интеллигенции. Это было не сословие, а социальная группа дореволюционного общества.

форма учителей в царской россии. 12200809092021 b30ff17d14b759c017197570526ff51b33cc83c5. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-12200809092021 b30ff17d14b759c017197570526ff51b33cc83c5. картинка форма учителей в царской россии. картинка 12200809092021 b30ff17d14b759c017197570526ff51b33cc83c5.

Преподаватели училищ и гимназий составляли внушительную часть всего образованного населения страны. Так, грамоте — умению читать и писать или обладать хотя бы первым из этих навыков — даже в конце XIX века были обучены всего 27% жителей Российской империи. Похвастаться высшим образованием же и вовсе могли очень немногие. Педагогов это тоже касалось.

Самым высоким статусом обладали преподаватели гимназий, особенно предметники — их называли учителями «наук» (ещё там работали учителя «искусств» — чистописания, рисования, музыки, рукоделия, танцев и так далее). Можно сказать, что «научники» считались привилегированной группой среди педагогов, и как раз они обычно имели университетское образование.

А самый низкий статус имели учителя народных училищ. Сами они тоже чаще всего были выходцами из нижних сословий, таких как крестьяне и разночинцы.

форма учителей в царской россии. info 0 40IVGA. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-info 0 40IVGA. картинка форма учителей в царской россии. картинка info 0 40IVGA.

Известно, например, что из выпускников Воронежской казённой учительской семинарии 1875–1910 годов на педагогическое поприще ступило лишь 57%. Остальные искали счастья в других занятиях, где требовались грамотные и образованные люди.

В женских гимназиях, кроме основных 6–7-х классов, были дополнительные 8-е классы. Девушки, которые их оканчивали, получали право преподавать в женских гимназиях и в первых четырёх классах мужских (те, кто не шёл в 8-й класс, могли быть только домашними учительницами).

Вообще, к концу XIX века тенденцией стало привлекать к преподаванию женщин. Постепенно они стали численно преобладать над учителями-мужчинами, но, конечно, в учебных заведениях не любого типа. Так, в 1909 году больше 76% преподавателей начальных школ Тобольской губернии составляли учительницы. Это, к сожалению, говорит не о расцвете прав женщин на труд, а о том, насколько непрестижной считалась работа в начальной школе.

Какие преимущества и ограничения давал статус учителя

Многие учителя — преподаватели гимназий и казённых училищ — состояли на государственной службе. Это давало учительству определённые преимущества: стабильность статуса, чин, личное, а иногда и потомственное дворянство, некоторое продвижение по службе, пенсию. Также учителям государственных образовательных учреждений могло предоставляться жильё с компенсацией затрат на его отопление и освещение.

форма учителей в царской россии. 12200809092021 c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-12200809092021 c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa. картинка форма учителей в царской россии. картинка 12200809092021 c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa.

форма учителей в царской россии. info 0 40IVGA. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-info 0 40IVGA. картинка форма учителей в царской россии. картинка info 0 40IVGA.

Согласно Табели о рангах чин XIV класса давал личное дворянство. Этот чин, к примеру, при поступлении на службу получал учитель приходского училища. Фактически таким образом человек мог подняться из низшего в высшее сословие, но, конечно, лишь при условии, что он не крепостной. Личное дворянство распространялось только на самого человека и его супругу и не передавалось по наследству. Также личные дворяне не имели права голоса на дворянских собраниях. Потомственное дворянство было лишено всех этих ограничений и давалось чиновникам VIII класса. Получить его учителю можно было, по сути, только работая в гимназии.

Однако положение «государевых людей» также ставило учителей в жёсткие рамки. Само государство видело в учителях проводников государственной идеологии. Поэтому учитель гимназии, например, согласно официальным требованиям, должен был быть религиозен, лоялен и верен престолу, в чём приносил соответствующую присягу. От многих учителей при поступлении на работу требовали письменное обязательство не участвовать в политической деятельности.

Учителя гимназий и училищ с 1864 года обязаны были носить форменную одежду. Мундир отчётливо указывал на то, что учитель — чиновник.

форма учителей в царской россии. info 0 40IVGA. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-info 0 40IVGA. картинка форма учителей в царской россии. картинка info 0 40IVGA.

А вот форма одежды преподавательниц изначально никак не регламентировалась. Лишь в 1900 году учительницам гимназий и прогимназий было предписано являться на работу в платьях синего цвета. Такая разница в отношении к учителям-мужчинам и женщинам не удивительна: женщинам и государственная служба была недоступна.

Учителя гимназий и прогимназий получали определённые служебные привилегии и право на пенсию, за исключением преподавателей подготовительных классов, музыки, живописи, танцев, рукоделия. Также наставники гимназистов имели право на бесплатное обучение своих детей в тех учебных заведениях, где сами работали. Для этого родитель должен был прослужить в гимназии определённый срок.

Кроме того, учителей гимназий могли награждать официальными государственными наградами. Так, после трёх лет работы педагог мог быть представлен к ордену Св. Станислава, а после 12 лет — к ордену Св. Анны, после 35 — Св. Владимира. Правда, на последний имел право лишь директор гимназии, так как орден Св. Владимира присуждался чину не ниже V класса Табели о рангах. Женщин-учителей это — увы! — не касалось. Их награждали различными медалями.

форма учителей в царской россии. info 0 40IVGA. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-info 0 40IVGA. картинка форма учителей в царской россии. картинка info 0 40IVGA.

Правда, орден не только не предполагал какого-то дополнительного денежного вознаграждения для своего обладателя, но и требовал от него уплаты определённого взноса. Зато в старости орденоносец получал право на ежегодную пенсию: от 50 до 600 рублей.

Остальные работники образования тоже имели право на пенсию. Правда, учителя «попроще» (не преподаватели гимназий) получили его лишь в начале XX века. Размер и форма получения пенсии зависели от стажа учителя:

В каких условиях работали учителя

Согласно Уставу, действовавшему с 1871 года, стандартная нагрузка для учителей была установлена на уровне 12 часов в неделю. Сверх неё позволялось брать ещё 12 часов. Таким образом, максимальная нагрузка учителя не должна была превышать 24 часов.

Условия жизни и труда учителей, особенно в провинции, нередко оставляли желать лучшего.

Большинство школ в губерниях либо не имели собственных помещений, либо были переполнены или, наоборот, недобирали учеников из-за того, что не существовало нормальной системы распределения. Даже у гимназий, элитарных учебных заведений, помещения не всегда соответствовали элементарным требованиям гигиены, объёма пространства и освещённости. Что уж говорить об уездных школах и училищах. Зачастую комнаты для занятий были тёмными, тесными, сырыми и холодными. В таких условиях приходилось работать по пять-шесть часов в день.

форма учителей в царской россии. 12200809092021 accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-12200809092021 accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c. картинка форма учителей в царской россии. картинка 12200809092021 accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c.

Некоторые уездные педагоги не могли себе позволить приобрести или снимать жильё и поэтому жили прямо в школах. Учитывая комфорт ниже среднего, это порой сказывалось на здоровье. Например, однажды Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим Тульской губернии оплатило переезд одной бывшей учительницы в Пятигорск к лечебным источникам. Проработав в школе 11 лет, она заработала такой ревматизм, что могла ходить только на костылях.

Из-за низкого уровня заработка преподаватели начальной школы вынуждены были искать подработки. Дополнительным доходом могли быть: совместительство, репетиторство, публикации в газетах и журналах, издание книг.

В сельских школах условия были ещё хуже, поэтому учителя надолго там не задерживались. Мизерная зарплата вынуждала их либо менять профессию, либо искать дополнительный заработок. Такая ситуация напоминает слова Дмитрия Медведева, произнесённые в 2016 году: «Это личный выбор. Меня часто об этом спрашивают — и по учителям, и по преподавателям… Это призвание. А если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес», не правда ли?

Всё это, конечно, негативно сказывалось на качестве образования, так как преподавать оставшуюся часть года после ухода учителя приходилось старшим ученикам.

В некоторых уездах учителям платили только за работу в учебные месяцы, а учебный год в зависимости от типа учебного заведения и местности начинался в сентябре-октябре и заканчивался в апреле-мае. Это тоже вынуждало педагогов искать дополнительные подработки: уроки, конторскую или даже сельскохозяйственную работу.

Источник

Учитель в царской россии

форма учителей в царской россии. original. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-original. картинка форма учителей в царской россии. картинка original.

«Ленин говорил: «Народный учитель у нас должен быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял, не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств».
Очевидно, Владимир Ильич был уверен, что в царской России учитель беден и унижен.

Предлагаю ознакомиться с кое-какой информацией по России (к 1913 году)
Во-первых, нагрузка учителя считалась уроками, а не «часами», как сейчас, что вводит в заблуждение обывателей. Эти так наз. современные «часы нагрузки учителя» не имеют ничего общего с астрономическим часом (60 мин.)
Во-вторых, нормативная нагрузка учителя гимназии (т.е. по-нашему, средней школы) составляла 12 уроков в неделю. Дополнительно разрешалось взять ещё до 6 уроков, т.е.18 часов – это была максимальная урочная нагрузка.

ЧАСТЬ 5.
Теперь месячная зарплата:
— учителя (без стажа) старших классов в женских и мужских гимназиях получали 90-100 рублей в месяц (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);
— учителя (с высшим образованием и стажем 20 лет) старших классов в женских и мужских гимназиях получали 270 рублей в месяц (нормативная нагрузка 12 уроков в неделю);
— учитель с высшим образованием и 20-летним стажем работы, проводивший 6 дополнительных уроков (сверх нормативных 12-ти) и исполнявший должность классного наставника, – 295 руб. в месяц.

ЧАСТЬ 7.
Таким образом, учитель с высшим образованием со стажем 20 лет, общей нагрузкой 18 уроков (12 часов нормативной нагрузки на ставку + 6 дополнительных уроков в неделю) и классным наставничеством получал зарплату 295 руб. в месяц, что было в 14 раз больше средней зарплаты рабочего, 92% к окладу полковника, 84% к окладу Депутата Госдумы, 60% к окладу генерала Царской армии и совпадало с окладами начальников железнодорожных и пароходных станций в крупных городах.
Даже начинающий учитель без высшего образования, не исполняя должности классного наставника и не ведя дополнительных уроков, получал за свои 12 уроков в неделю зарплату в 3 раза выше, чем среднестатистический рабочий, который работал 60 часов и более.
Обычная стоимость съёмной квартиры для семьи со средним доходом (т.е. порядка 80 рублей) была примерно 15 рублей в месяц.
Учитель гимназии (т.е. средней школы) мог позволить себе снимать квартиру улучшенного качества за сумму около 25 рублей и содержать прислугу (женская – 3-7 рублей, мужская – 5-10 рублей).
Например, читаем у Чехов в рассказе «Учитель словесности»: «Никитин жил в квартире из восьми комнат, которую он нанимал за триста рублей в год, вместе со своим товарищем, учителем географии и истории Ипполитом Ипполитычем».»

Источник

7 фактов о жизни учителя гимназии в XIX веке

Как жил, где учился и почему не спешил жениться

форма учителей в царской россии. %D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C %D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F 19 %D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C %D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F 19 %D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0. картинка форма учителей в царской россии. картинка %D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C %D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F 19 %D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.

форма учителей в царской россии. %D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B4%D0%BB%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9 %D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B4%D0%BB%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9 %D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0. картинка форма учителей в царской россии. картинка %D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE %D0%B4%D0%BB%D1%8F %D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9 %D0%BD%D0%B0 %D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0.

В XIX веке в Российской империи открывали училища и гимназии, в которых преподавали выпускники российских и зарубежных вузов. Рассказываем, чем учителя времён Гоголя, Достоевского и Бунина отличаются от современных педагогов.

Работали в нескольких учреждениях

Образовательная система состояла из университетов, гимназий, уездных и приходских училищ. Дети крестьян осваивали годичный курс училища на протяжении нескольких лет. После 1860-го года эти заведения преобразовали в земские школы, а после революции 1917-го года — в школы первой ступени.

В уездах учреждались училища для отпрысков купцов, ремесленников, зажиточных крестьян и других горожан. В столицах и крупных городах открывали несколько училищ. Мальчики и девочки учились раздельно. Курс длился 3 года, обучение было бесплатным.

Гимназии для детей дворян и чиновников открывали в губернских городах. За обучение приходилось платить. Программа была рассчитана на 7 лет, но можно было поступить сразу во 2-й, 3-й или 4-й класс. В 1–2-й классы после испытаний зачисляли детей с десяти лет, а в 3–4-й — с двенадцати.

Один учитель часто совмещал работу, например, в гимназии и училище. Не было понятия «учитель гимназии».

Были самыми образованными в стране

В конце XIX века грамотными были менее 20% жителей России, а высшее образование получал только 1 из 4 000 человек. Для сравнения, по данным переписи населения 2010-го года, университетский диплом имеет каждый пятый взрослый. В начале позапрошлого века учителей готовили на историко-философском и физико-математическом факультетах университетов. Это были самые образованные люди страны.

В конце 1860-х стали открываться учительские семинарии, где дети зажиточных крестьян и мещан могли стать преподавателями начальных училищ. Программа включала широкий спектр предметов: закон божий, педагогика, история, арифметика, геометрия, черчение, землемерие, церковнославянский и русский языки, география, природоведение, гимнастика и пение.

Получали опыт работы в школе с первого курса

После реформ второй половины XIX века стали появляться учительские курсы и институты. Обучение в институте длилось три года. В основном преподавали русский язык и арифметику, педагогике отводилось 2 часа в неделю. При этом первокурсники дежурили в школах на переменах, второкурсники посещали уроки учителей, а с третьего курса студенты вели занятия самостоятельно.

Проходили испытания на право быть учителем

Чтобы занять должность учителя, необходимо было иметь аттестат университета и окончить особый педагогический курс. Преподавать французский и немецкий разрешали даже студентам, если они прошли испытания для учителей и достаточно знали русский язык. С 1871-го года требование пройти педагогический курс отменили. Учителей пения и гимнастики директор назначал по своему усмотрению.

Запирали учеников в классе

Для воспитания учеников в арсенале преподавателя были выговоры, пристыжение, «лишение высшего места в классе», «выставление имени виновного ученика на чёрной доске». За особенно тяжкие проступки могли запереть в пустом классе, правда, с уведомлением родителей. В качестве крайней меры учеников первых трёх лет обучения секли розгами, а более старших за серьёзные проступки исключали.

Одни литературные произведения рисуют учителя деспотичным и несчастным: «Человек в футляре» Антона Чехова, «Мелкий бес» Фёдора Сологуба, «Записки маленькой гимназистки» Лидии Чарской. Другие показывают роль прогрессивного педагога в развитии учеников и влияние на общество. Учителя с человеческим лицом встречаем в автобиографии Владимира Короленко «История моего современника» и «Педагогической поэме» Антона Макаренко.

форма учителей в царской россии. %D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA %D0%B2 %D1%84%D1%83%D1%82%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%B5. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA %D0%B2 %D1%84%D1%83%D1%82%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%B5. картинка форма учителей в царской россии. картинка %D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA %D0%B2 %D1%84%D1%83%D1%82%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%B5.

форма учителей в царской россии. %D0%A7%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-%D0%A7%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F. картинка форма учителей в царской россии. картинка %D0%A7%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.

Посвящали себя школе

Учитель Петербургской гимназии на своё жалованье мог содержать жену и семерых детей. При этом в сельской местности педагоги жили бедно. Считалось: они не выполняли работу, а несли миссию просвещения.

В документах о педагогическом составе Первой гимназии Санкт-Петербурга сохранились данные о 36 учителях. Они составляли треть коллектива: 5 уволились довольно рано, 11 из них оставались неженатыми, пока работали в школе, 7 женились лишь к 25 годам, 6 обзавелись семьёй после 30 лет. Учителя стремились зарекомендовать себя и обрести стабильный источник дохода перед женитьбой.

В столице зарабатывали больше

Чем беднее было поселение, тем хуже жилось и учителю. В столице учителя со стажем зарабатывали в четыре раза больше, чем в губерниях. В самых захудалых деревнях педагоги начальных школ получали в шестнадцать раз меньше, чем учителя московских и петербургских гимназий.

форма учителей в царской россии. image1 1. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-image1 1. картинка форма учителей в царской россии. картинка image1 1.

форма учителей в царской россии. image2 1. форма учителей в царской россии фото. форма учителей в царской россии-image2 1. картинка форма учителей в царской россии. картинка image2 1.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *