Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные моральные

Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные моральные

Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

1. Понятие педагогики и этапы ее развития

Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Источники развития педагогики:

– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

– текущая мировая и отечественная практика воспитания;

– данные специально организованных педагогических исследований;

Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.

Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.

Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.

Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.

Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.

2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:

– цели обучения (для чего учить);

– содержание обучения (чему учить);

– формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

К таким задачам можно отнести:

– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

– изучение и распространение педагогического опыта;

– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;

– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:

Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:

описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);

диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);

прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:

проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);

преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);

рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).

Источник

Методическая разработка по педагогике на тему: «Принципы обучения» (практическое занятие)

Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные моральные. hello html 275771d1. Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные моральные фото. Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные моральные-hello html 275771d1. картинка Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные моральные. картинка hello html 275771d1.Тема: Принципы обучения

Закрепить теоретические знания по теме: «Принципы обучения»;

Научить различать дидактические принципы, уметь ориентироваться в выборе принципов в учебном процессе;

Развивать умение работать в группе, самостоятельности мышления.

Тип урока: практический

Форма организации урока: групповая

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, аудио и видео-записи

I . Организационный момент.

II . Сообщение темы и целей урока.

III . Проверка пройденного материала.

Что называется «дидактикой»?

Что такое обучение?

Определите содержание понятий «закономерность обучения».

Что такое «принцип обучения»?

Укажите в чем состоит значение знания закономерностей и принципов обучения для учителя?

Перечислите основные принципы обучения.

IV . Практическая работа

Задание №1 « Дидактические принципы в истории педагогики»

— Напишите основные дидактические принципы, которые разработали следующие деятели педагогической культуры: Ян Амос Коменский и Леонид Владимирович Занков.

— Назовите основные недостатки дидактических принципов профессора Л.В.Занкова.

— Рассмотрим какие дидактические принципы разработал казахский педагогический деятель Ибрай Алтынсарин (за основу своих принципов он брал, разработанные принципы обучения Ушинского и Толстого)

Принцип воспитывающего обучения

Задание №2 «Диаграмма Венна»

— Сравнить принципы обучения и воспитания

Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные моральные. hello html mbc80d73. Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные моральные фото. Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные моральные-hello html mbc80d73. картинка Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные моральные. картинка hello html mbc80d73.

Для понимания сущности и роли принципов дидактики важно выстроить в логическую цепь следующие понятия:

— Давайте раскроем эти дидактические категории

— Зачем я построила такую цепочку?

Задание №4 «Педагогические ситуации»

№ 1. « Принцип сознательности и активности»

Перед чтением рассказа Л.Н.Толстого «Акула» выяснилось, что все дети видели акулу на картине, по телевизору и даже приблизительно верно определяли ее длину (10-12 м.). Учительница вывесила картину. Дети рассмотрели устройство зубов у акулы, обратили внимание на защитный характер ее окраски, и, когда учительница предложила им отмерить 8 м. (длину акулы) и рассказала, как акула, перевертываясь брюхом вверх, хватает добычу, в классе раздались восклицания: «Ой, какая большая!», «Вот какая опасная!» Дети стали задавать вопросы: «Может ли акула перегрызть человека?», «Нападает ли она на лодку?», «Опасна ли она для корабля?»

— Как способствовала беседа обогащению представлений учащихся и восприятию ими рассказа Толстого?

№ 2 «Принцип прочности»

Ученику, плохо усвоившему грамматическое правило и допустившему ошибку в слове «пошел», учитель предложил остаться в классе после уроков и написать предложение «Я пошел» 150 раз. Ученик выполнил работу правильно, а в конце ее приписал для учителя: «Я закончил и пошел домой»

— Какие педагогические выводы следуют из этого факта?

№ 3 «Принцип наглядности»

В 1 классе ученики читали наизусть ранее выученное ими стихотворение «Зима» З.Александровой. В стихотворении есть строки:

В саду, где пели зяблики,

Как розовые яблоки,

Предложив учащимся рассмотреть рисунок, учительница спрашивает:

— Кого автор сравнивает с розовыми яблоками?

— Яблоки. (ученик не понял вопроса)

— А кто зимой иногда сидит на ветках яблони и напоминает нам розовые яблоки?

-Покажи на картине снегиря. (ученик показывает)

— Чем же снегирь похож на розовое яблоко?

— Он такой же красноватый.

— С какой целью использованы средства наглядности в данном фрагменте урока?

Задание №5 «Современные педагогические принципы»

Принципы не являются раз и навсегда данными и неизменными. Развитие жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики влекут за собой как появление новых принципов, отвечающих требованиям современности, так и внутреннее движение, изменение существа традиционных принципов.

— принцип дифференциации в воспитании(создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объемом, учет специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе)

— принцип культуросообразности (воспитание и обучение основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям)

— принцип демократизации (ориентирование на общественно-полезную, социально-значимую деятельность)

— принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых (участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей, общественности)

— принцип событийности (наличие ярких запоминающихся событий, творцам и участниками которых являются члены содружества (фестивали, поселковые праздники))

— принцип взаимодействия и организации всех заинтересованных ведомств и организаций (здравоохранения, образования, правоохранительных органов)

Раскрыть актуальность принципов

Применяются ли эти принципы в учебном процессе?

Что бы вы предложили для реализации эффективного использования этих принципов?

Задание №6 «Педагогические технологии и принципы обучения»

Гуманно-личностная технология Ш. Амонашвили

Дифференцированная технология обучения

Вопрос: Выпишите основные принципы обучения данных технологии

1. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала – это принцип…

А) принцип наглядности

В) принцип доступности

С) принцип сознательности и активности

2. Принцип гуманизации характеризует

В) уважение права человека быть самим собой

С) развитие познавательных сил учащихся

3. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом предполагает

А) взаимосвязь методов, средств и форм воспитания

В) слаженность действий воспитателей и родителей

С) обязательное участие всех детей и подростков в посильном производительном труде

4. Сознательность и активность в обучении – это

В) дидактический принцип

С) метод исследования

5. Правило: «от простого к сложному» относится к принципу обучения

А) связи теории с практикой

7. Принципом обучения является

8. Термин «принцип обучения» означает:

А) руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению педагогического процесса

С) дидактические закономерности

9. Если, содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами и отражает современное состояние наук, то, это соответствует принципу:

С) доступности обучения

10. Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные, моральные, физические перегрузки, то это реализация принципа:

Рекомендации для учителя:

Учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.

Учителю целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации по воплощению в жизнь системы основных законов современной концепции школьного образования ( всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, единство обучения и воспитания).

Учитель должен видеть взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.

Оценивание по таблице

VI . Домашнее задание.

Найти материалы на тему «Содержание образования. Учебный план, учебники, программы»

Источник

Открытый урок по теме: Принципы обучения и воспитания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

» Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького «

Открытый урок

ОП. 01 Педагогика

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование)

Тема 1.6. Принципы обучения и воспитания.

Составление опорных схем для воспитателя « Правила реализации принципов обучения в работе с детьми дошкольного возраста»

Составитель: Эрастова Н.Н., преподаватель психолого-педагогических дисциплин

Лукоянов 2017

Пояснительная записка

Открытый урок по теме «Составление опорных схем для воспитателя « Правила реализации принципов обучения в работе с детьми дошкольного возраста » входит в состав темы 1.6. «Принципы обучения и воспитания» и проводится в соответствии с программой ОП.01. Педагогика

Результатом освоения знаний на данном занятии является овладение обучающимися следующими профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Технологическая карта урока

Тема учебного занятия: Составление опорных схем для воспитателя « Правила реализации принципов обучения в работе с детьми дошкольного возраста

Тип учебного занятия: практическое занятие

Организационная форма проведения учебного занятия : комбинированное занятие

Цель: определение уровня сформированности профессиональных компетенций в рамках темы «Принципы обучения и воспитания» при составлении опорных схем.

Задачи:

1.Обобщить и закрепить знания по теме.

2.Совершенствовать профессиональные умения при составлении опорных схем реализации принципов обучения и воспитания с помощью методов эффективного общения в группах.

3.Формировать умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации при составлении опорных схем.

4. Воспитывать уверенность в своих силах и возможностях, доброжелательные отношения в групповой работе

Оборудование: интерактивное оборудование, компьютерная презентация, конверты с заданиями, раздаточный материал для работы в группах.

Содержание учебного занятия

Положив на лоб левую ладонь, затем праву, повторить: «Я решаю любые задачи и ситуации, со мной всегда любовь и удача».

Подпрыгивая на правой, а затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично!»

Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».

Содержание урока будет полезно вам при прохождении всех видов практики, а также в будущей самостоятельной профессиональной деятельности.

Эпиграф к уроку: (слайд 1)

Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность”. Бернард Шоу

Подготовка к уроку

Выполнение упражнения на повышение энергетического и творческого потенциала.

1.2. Сообщение темы и цели практического занятия

1.3. Актуализация базовых умений, н навыков и знаний.

Сегодняшний урок мы проводим в форме практического занятия.

В рамках темы « Принципы обучения и воспитания » мы рассматриваем вопрос: Составление опорных схем для воспитателя « Правила реализации принципов обучения в работе с детьми дошкольного возраста» (слайд 2).

Основная цель работы на уроке заключается в определении уровня сформированности профессиональных компетенций в рамках темы «Принципы обучения и воспитания» при составлении опорных схем ( слайд 3).

Задачи, которые мы будем решать за практическом занятии помогут вам в дальнейшем во время всех видов практики, а также и в профессиональной деятельности ( слайд 4).

1. Обобщить и закрепить знания по теме.

2.Совершенствовать профессиональные умения при составлении опорных схем реализации принципов обучения и воспитания с помощью методов эффективного общения в группах.

3.Формировать умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации при составлении опорных схем.

4. Воспитывать уверенность в своих силах и возможностях, доброжелательные отношения в групповой работе

Хочется верить, что в процессе плодотворной работы мы постараемся решить все поставленные задачи.

Результатом освоения знаний на данном занятии является овладение обучающимися следующими профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: ( слайд 5).

ОК.1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК.6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК.9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Формы работы на занятии будут разные:

Для более подробного осознания задач урока предлагаю выборочно «по цепочке» продолжить фразу, которая вам будет предложена. Итак, слушаем внимательно и отвечаем на вопросы.

Задание « Цепочка смыслов».

1. В начале занятия я хочу сказать и пожелать…

2.Считаю, что тема сегодняшнего урока будет…

3. Что касается меня, то я думаю, что….

4.Говоря о готовности группы к занятию, предполагаю, что…

5.В теме сегодняшнего урока меня интересует…

6.Размышляя о предстоящем общении, я думаю, что оно будет…

7.Коллективная работа в парах и группах позволит нам…

8.Успех любого практического занятия, на мой взгляд определяет…

Слуховое восприятие и осмысление темы, цели и задач практического занятия.

Педагог начинает фразу, а обучающиеся ее продолжают

2.1. Обучающая часть занятия: выполнение заданий на проверку теоретических знаний, предъявление инструкций по выполнению заданий

Задание 1. Составление синквейна ( центральное слово – принцип) ( слайд )

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом

3. Учитывает. обеспечивает, реализует

4. Положение, которым педагог руководствуется в педагогической деятельности

Задание 2. «Вопрос за спиной»

Следующее задание заключается в том, что у отвечающего за спиной будет карточка с названием принципа, который он должен назвать. Кто-то из другой подгруппы будет давать характеристику этому принципу.

Задание 3 . Домашнее задание. Конкурс на лучший слоган к словосочетании. «Принцип обучения»

Слоган – это рекламный текст, кратко характеризующий данное понятие. Вам нужно придумать рекламный текст. Можно придумать в виде четверостишья. Суть в том. чтобы доказать, что знание принципов необходимо в работе педагога.

Задание 4 .Решение педагогических задач

Каждой группе предлагается конверт с педагогической задаче. Дается 2-3 минуты на обсуждение ответа. Затем подгруппы по очереди доказывают свой ответ.

Перед чтением рассказа Л.Н.Толстого «Акула» выяснилось, что все дети видели акулу на картине, по телевизору и даже приблизительно верно определяли ее длину (10-12 м.) Учительница вывесила картину. Дети рассмотрели устройство зубов у акулы, обратили внимание на защитный характер ее окраски, и, когда учительница предложила им отмерить 8 м. (длину акулы) и рассказала, как акула, перевертываясь брюхом вверх, хватает добычу, в классе раздались восклицания: «Ой, какая большая!», «Вот какая опасная!» Дети стали задавать вопросы: «Может ли акула перегрызть человека?», «Нападает ли она на лодку?», «Опасна ли она для корабля?»

— Как способствовала беседа обогащению представлений учащихся и восприятию ими рассказа Толстого?

(Ответ: принцип сознательности и активности)

Ученику, плохо усвоившему грамматическое правило и допустившему ошибку в слове «пошел», учитель предложил остаться в классе после уроков и написать предложение «Я пошел» 150 раз. Ученик выполнил работу правильно, а в конце ее приписал для учителя: «Я закончил и пошел домой»

— Какие педагогические выводы следуют из этого факта?

Ответ: принцип прочности

Дети читали наизусть ранее выученное ими стихотворение «Зима» З.Александровой. В стихотворении есть строки:

В саду, где пели зяблики,

Как розовые яблоки,

Предложив учащимся рассмотреть рисунок, учительница спрашивает:

— Кого автор сравнивает с розовыми яблоками?

— Яблоки. (ученик не понял вопроса)

— А кто зимой иногда сидит на ветках яблони и напоминает нам розовые яблоки?

-Покажи на картине снегиря. (ученик показывает)

— Чем же снегирь похож на розовое яблоко?

— Он такой же красноватый.

— С какой целью использованы средства наглядности в данном фрагменте урока?

Ответ: принцип наглядности

При работе с рисунком в тетради, после анализа двух рисунков педагог проводит «графический диктант» такого вида:

Елку на рисунке справа закрасьте зеленым цветом, на рисунке слева – синим цветом. Один ребенок говорит: «Что синих елок не бывает».

Педагог объясняет ребенку, что бывают ели, которые называются «голубыми», они имеют голубой оттенок. После занятия всем детям показать иллюстрацию «голубой» ели. Если на участке детского сада есть «голубая» ель, том можно провести наблюдения за елью. Педагог при таких проблемных ситуациях должен опираться на достоверные источники.

Как вы оцениваете действия педагога в данной ситуации? Какие принципы он применяет?

Ответ: наглядности, научности, доступности, прочности, связи теории с практикой.

Слова для справок: наглядность, научность и доступность, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, сознательность и активность Задание 6 . Определи принцип по высказыванию известных педагогов.

Работа в группах. Каждой группе предлагаются высказывания. Нужно определить, о каком принципе идет речь в каждом из них. Записать на листе, а затем озвучить название. Примеры высказываний:

1.Такие уроки, которые дитя одолеть не может, подрывают память и порождают у детей неуверенность в себе (К. Д. Ушинский) ( принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей)

2.Учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли, так чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас (К. Д. Ушинский) ( принцип научности, доступности).

3.Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понято

(Я. А Коменский) ( принцип доступности)

4.Хороший ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, лишь бы овладеть наукой… Мало того, что он не будет избегать труда, он будет даже искать его и не бояться напряжений и усилий (Я. А. Коменский).

5.Располагать материал по ступеням возраста, не навязывая ничего такого, что не соответствует возрасту (Я. А. Коменский).

6.Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений (Л. Н. Толстой).

7. Не учить ничему, что учащийся не понимает (А. Дистервег).

8.Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением… Поэтому само-тоятельность – средство и одновременно результат образования (А. Дистервег)

Задание 7. Тестирование на знание содержания принципов

Преподаватель зачитывает вопрос ( параллельно на слайде). 30 секунд идет обсуждение и записываются ответы в технологические карты, которые находятся на рабочем столе каждой подгруппы.

1. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала – это принцип…

А) принцип наглядности

В) принцип доступности

С) принцип сознательности и активности

2. Принцип гуманизации характеризует

В) уважение права человека быть самим собой

С) развитие познавательных сил учащихся

3. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом предполагает

А) взаимосвязь методов, средств и форм воспитания

В) слаженность действий воспитателей и родителей

С) обязательное участие всех детей и подростков в посильном производительном труде

4. Сознательность и активность в обучении – это

В) дидактический принцип

С) метод исследования

5. Правило: «от простого к сложному» относится к принципу обучения

А) связи теории с практикой

7. Принципом обучения является

8. Термин «принцип обучения» означает:

А) руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению педагогического процесса

С) дидактические закономерности

9. Если, содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами и отражает современное состояние наук, то, это соответствует принципу:

С) доступности обучения

10. Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает интеллектуальные, моральные, физические перегрузки, то это реализация принципа :

Обобщающее слово преподавателя.

Принципы не являются раз и навсегда данными и неизменными. Развитие жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики влекут за собой как появление новых принципов, отвечающих требованиям современности, так и внутреннее движение, изменение существа традиционных принципов. Перед выполнением практического задания познакомимся с рекомендациями для педагога

Рекомендации для педагога:

-Педагогу надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.

-Педагогу целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации по воплощению в жизнь системы основных законов современной концепции школьного образования ( всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, единство обучения и воспитания).

-Педагог должен видеть взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.

Повторим принципы дошкольного образования на основе ФГОС. Это поможет вам при выполнении практического задания

1.4. Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

В группах выполняют задание.

На слайде предлагается синквейн, составленный преподавателем.

Предлагаются карточки с названием следующих принципов: наглядности,

доступности. прочности, гуманистический характер воспитания,

развивающий характер обучения.

Демонстрируют выполненные задания

Каждая группа получает конверт с педагогической задачей: определить принципы обучения и воспитания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *