Что влияет на устойчивость подъемника

Что влияет на устойчивость подъемника

Автовышка состоит из телескопической мачты, люльки на оголовке мачты, опорной рамы с дополнительными опорами. Люлька (рабочая площадка) не перемещается в пространстве, из-за чего автовышка имеет ограниченную зону обслуживания. Автовышки смонтированы на базе грузовых автомобилей, обладают высокой мобильностью и используются для обслуживания и устранения аварий осветительной сети, контактных линий городского электротранспорта.
Автогидроподъемник имеет рабочее оборудование в виде одного-двух шарнирно сочлененных колен, благодаря чему обеспечивается наклонное перемещение грузов и людей с одного уровня на другой в люльке (рабочей площадке), прикрепленной к оголовку верхнего колена. Корневая часть нижнего колена шарнирно соединена с поворотной платформой. Колена поворачиваются друг относительно друга и платформы на определенный угол с помощью гидроцилиндров и рычагов. Платформа может совершать вращение относительно хордовой части благодаря наличию в конструкции подъемника опорно-поворотного устройства и механизма поворота. Люлька при повороте колен сохраняетвертикаль-ное положение с помощью следящего механизма. Пространственное перемещение люльки осуществляется тремя движениями механизмов: изменением углов наклона нижнего и верхнего колена и вращением платформы. Между опорно-поворотным устройством и лонжеронами базового автомобиля вводится опорная рама с дополнительными опорами для обеспечения устойчивости автоподъемника при работе. Автогидроподъемник оборудован системами управления, приборами и устройствами безопасности.
Автовышки и автогидроподъемники относятся к свободностоя-щим грузоподъемным машинам и связаны с подъемом людей. Устойчивость вышек и подъемников обеспечивается увеличением опорного контура АБВГ установкой дополнительных (выносных) опор (рис.141). Степень устойчивости вышек и подъемников определяется соотношением между восстанавливающим Мв и опрокидывающим Мо моментами, выражаемым через коэффициент устойчивости К:
К=Мв:Мо > [К],
где [К]=1,5 – допустимый коэффициент устойчивости. Коэффициент устойчивости изменяется при изменении положения рабочего оборудования и люльки с грузом.

Что влияет на устойчивость подъемника. image141. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-image141. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка image141.

Рис. 141. Опорный котур и схема сил, действующих на автогидроподъемник.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Если вышка (подъемник) стоит на уклоне в сторону подъемного груза, восстанавливающий момент Мв уменьшается, а опрокидывающий Мо – увеличивается. При определенном уклоне основания, на котором стоит машина, восстанавливающий и опрокидывающий моменты уравниваются, а при дальнейшем наклоне машина может опрокинуться. Коэффициент грузовой устойчивости с учетом действия силы тяжести, инерционных сил и ветрового давления для стоящих на уклоне вышки или подъемника должен быть не менее 1,15. Отношение момента, создаваемого силой тяжести всех частей машины с учетом уклона площадки в сторону опрокидывания (относительно ребра опрокидывания), к моменту, создаваемому ветровой нагрузкой, направленному в ту же сторону, характеризует коэффициент собственной устойчивости. Наибольший уклон, на котором допускается работа вышки (подъемника), равен 3°. Все вышки и подъемники имеют необходимый запас устойчивости, и потеря устойчивости может произойти только при нарушении правил эксплуатации машины (ПБ10-11-92) каждый раз перед началом работы вышки (подъемники) нужно правильно устанавливать на рабочей площадке, чтобы они сохраняли устойчивость.

Источник

Устойчивость грузоподъемных машин

Обеспечение устойчивости грузоподъемных машин (ГПМ) является важнейшим условием при разработке систем управления их рабочими операциями. Это связано, во-первых, с тем, что около половины всех аварий мобильных ГПМ связано с их опрокидыванием, во-вторых, с тем, что потеря устойчивости приводит, как правило, к разрушению самой машины без возможности ее дальнейшего восстановления, а также возможным вторичным разрушениям и человеческим жертвам. Особенно это важно, когда по тем или иным причинам грузоподъемная машина в процессе эксплуатации испытывает на себе ненормируемые внешние воздействия, представляющие собой просадку почвы под выносными опорами, ветровые нагрузки, ошибки оператора-крановщика.

Устойчивость стреловых самоходных (гусеничных, пневмоко-лесных, железнодорожных), автомобильных и тракторных кранов характеризуется коэффициентами грузовой и собственной устойчивости, минимальные значения которых регламентируются Правилами Госгортехнадзора.

Коэффициенты грузовой устойчивости определяются для двух расчетных случаев:
а) без учета дополнительных нагрузок
б) с учетом дополнительных нагрузок

Что влияет на устойчивость подъемника. image007. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-image007. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка image007.

Рисунок 7. Схема крана к расчету устойчивости.

Отличительной особенностью стреловых кранов является подъем груза в зоне, выходящей за пределы опорного контура крана. Поэтому их устойчивость в процессе подъема груза обеспечивается только собственным весом. Действующие на кран внешние нагрузки создают относительно одного из краев опорного, контура (ребра опрокидывания) опрокидывающий момент, а собственный вес крана — соответственно восстанавливающий момент. Для разных положений крана величины опрокидывающих и восстанавливающих моментов различны в связи с изменением положения центра тяжести крана относительно опорного контура.

Следовательно, устойчивость крана должна быть обеспечена для всех его положений при любых возможных комбинациях нагрузок. К этим нагрузкам относятся: вес поднимаемого груза, инерционные воздействия в периоды пуска и торможения механизма подъема груза, центробежная сила, возникающие при вращении поворотной части крана с грузом, ветровое давление на груз и конструкцию; крана.

Степень устойчивости крана в положении его устойчивого равновесия определяется коэффициентами грузовой и собственной устойчивости. Первый коэффициент выражает степень устойчивости крана по отношению к опрокидывающему моменту поднимаемого краном груза, а второй — степень устойчивости неработающего крана от внешних воздействий (ветра и уклона местности).

Согласно «Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов» Госгортехнадзора, проверка устойчивости свободностоящих стреловых кранов должна производиться путем определения численных значений коэффициентов грузовой и собственной устойчивости и сравнения их с допускаемыми по Правилам Госгортехнадзора.

Коэффициент грузовой устойчивости определяется ( рисунок 8) в двух случаях:

1) на кран, установленный на горизонтальной площадке, действует только опрокидывающий момент от веса груза. Коэффициент устойчивости при этом может быть выражен как частное от деления алгебраической суммы моментов относительно ребра опрокидывания всех сил веса, действующих на кран (кроме груза), на момент от груза относительно того же ребра опрокидывания:

2) кран установлен на уклоне в сторону груза. Этот уклон принимается для гусеничных кранов 3°, автомобильных и пневмоколесных кранов на аутригерах 1,5° и без аутригеров 5°; а для железно-, дорожных кранов на аутригерах 3° и без аутригеров 5°. На кран и груз в сторону опрокидывания действует ветер интенсивностью 25 кгс/м2 (см. ГОСТ 1451 —65 «Краны подъемные. Нагрузка ветровая»).

Что влияет на устойчивость подъемника. image008. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-image008. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка image008.

Рисунок 8. Схема действующих нагрузок на стреловой кран.

Учитывая, что груз подвешен на гибкой нити, точкой приложения силы ветра на груз будет головка стрелы крана.

Большинство современных стреловых кранов опускают груз не на тормозе, а реверсированием механизма подъема. Если же кран не имеет реверсивного механизма для спуска груза, то скорость опускания принимается до 1,5 раз большей скорости подъема груза. Расчетное время торможения при этом составит 3 с для кранов грузоподъемностью до 16 т и 5 с для кранов большей грузоподъемности.

С увеличением угла а уклона местности, на которой кран установлен, уменьшаются плечи моментов сил, удерживающих кран от опрокидывания (или иначе — увеличиваются плечи сил, стремящихся опрокинуть кран). Вылет же стрелы с грузом сохраняется при этом неизменным, соответствующим поднимаемому грузу независимо от уклона, на котором установили кран.

Этот метод расчета устойчивости, предусмотренный Правилами Госгортех-надзора, пригоден в основном для контрольной проверки устойчивости изготовленного крана, но не может быть использован в процессе проектирования крана для определения места целесообразного положения центра тяжести с целью максимально возможного снижения его веса. Кроме того, он почти совершенно не отражает дифференцированного подхода к расчету устойчивости кранов с низким и высоким расположением центра тяжести (например, башенных). Нетрудно установить, что при одних и тех же численных значениях коэффициента грузовой устойчивости. По Госгортехнадзору «склонность к опрокидыванию» у высоких кранов оказывается большей, чем у низких.

Для кранов с высоким расположением центра тяжести (на железнодорож
ном ходу, стреловых с длинными телескопическими стрелами и др.) целесообразно дополнительно проверять устойчивость по так называемому угловому коэффициенту, т. е. в зависимости от критических углов наклона крана в сторону груза и противовеса.

Незначительное отклонение крана от положения равновесия, вызванное внешней силой, не является для него опасным и после прекращения действия этой силы кран возвратится в первоначальное положение. Но если внешняя сила придаст крану отклонение, при котором равнодействующая всех сил пройдет через ребро опрокидывания, то кран при прекращении действия этой силы уже не сможет вернуться в прежнее положение и будет находиться в положении неустойчивого равновесия.

При различном положении центра тяжести крана относительно ребра опрокидывания углы, на которые нужно повернуться крану для перехода его в положение неустойчивого равновесия, будут различными. Таким образом, величины этих углов а± в сторону груза и а2 в сторону противовеса, определяемые положением центра тяжести крана, могут характеризовать степень устойчивости крана.

Что влияет на устойчивость подъемника. image009. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-image009. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка image009.

Рисунок 9. Схема нагрузок при расчете углового коэффициента устойчивости крана

В паспорте каждого стрелового крана имеется кривая, показывающая его грузоподъемность на различных вылетах стрелы. Кривые построены на основе расчета грузовой устойчивости для трех случаев — с номинальным грузом на минимальном вылете, с минимальным грузом на максимальном вылете и в одном из промежуточных положений. Если кран может работать со стрелами разной длины, то кривые грузоподъемности должны быть предусмотрены для каждой из них, а также для работы на выносных опорах (аутригерах) и без них.

Стреловые краны в соответствии с требованиями Госгортехнадзора оборудованы ограничителями грузоподъемности, не допускающими подъем грузов, масса которых превышает грузоподъемность крана на соответствующем вылете стрелы.

При работе крана на выносных опорах нельзя поднимать груз без надежной их установки, а также с не включенным стабилизирующим устройством рессор. При мягком или вязком грунте под домкраты выносных опор нужно подкладывать прочные бруски, шпалы, толстые доски и т. д.

Автомобильные и пневмоколесные краны запрещается устанавливать для работы на свеже отсыпанные и не утрамбованные грунты, а выносные опоры — располагать на краю откосов, кюветов, канав, котлованов.

Рабочие движения крана по подъему, опусканию и повороту груза, а также изменению вылета стрелы должны производиться плавно, без рывков.

Не разрешается поднимать груз, находящийся в неустойчивом положении, отрывать засыпанный или примерзший груз, подтягивать грузы крюком, оставлять кран с подвешенным грузом, работать в непосредственной близости от электрических проводов, переносить грузы над людьми, а также находиться под стрелой, грузом или вблизи работающего крана, смазывать и регулировать механизмы крана во время работы.

Перед подъемом груза или поворотом крановщик обязан подать звуковой сигнал. Лица, не имеющие прямого отношения к производимой работе, не должны находиться ни на кране, ни вблизи него.

2.1 Виды устойчивости кранов

Различают два вида устойчивости кранов: грузовую — при возможном опрокидывании крана в сторону поднимаемого груза; собственную — при возможном опрокидывании крана назад, в сторону противовеса.

Показателем, характеризующим грузовую устойчивость, является коэффициент устойчивости, представляющий собой отношение удерживающего момента Му, создаваемого силой тяжести всех частей крана с противовесом, за вычетом ветровой нагрузки Мв, инерционных сил, возникающих при торможении груза Ми, и допустимого уклона опорной площадки к грузовому моменту Мг. Допустимый уклон а принимается равным для башенных кранов — 2°, для самоходных стреловых — 3°.

Определение моментов производится относительно ребра опрокидывания, проходящего у башенных кранов по оси головки рельса, у самоходных стреловых кранов на пневмоходу по оси боковых выносных опор, у гусеничных кранов по оси рамы гусеничной тележки. Во всех случаях ось поворотной платформы перпендикуляр на ребру опрокидывания.

Источник

Основные параметры автогидроподъёмников и автовышек. Сведения об устойчивости АГП

Параметры — это технические данные, которые характеризуют машины, механизмы. Из них можно сделать выводы о применимости в конкретных условиях. Для первичного анализа выделяют 9 основных параметров.

Параметры — это технические данные, которые характеризуют машины, механизмы. Из них можно сделать выводы о применимости в конкретных условиях. Для первичного анализа выделяют 9 основных параметров.

Таблица 1. Основные параметры автомобильных подъёмников и вышек

Максимально допустимая масса груза, которую можно безопасно поднять в люльке (подобрать автовышку по грузоподъёмности люльки)

Максимальное расстояние, на которое может быть поднята люлька по вертикали от основания, дороги, до пола рабочей площадки плюс 1,5 м (подобрать автовышку по высоте подъёма)

Расстояние от вертикальной оси поворота до середины рабочей площадки

Время подъёма люльки на максимальную высоту

Время, за которое подъёмник доставляет люльку на максимальную высоту

Скорость передвижения транспортная

Допустимая скорость шасси при доставке к месту работы

Километры в час, км/ч

Скорость передвижения рабочая

Скорость перемещения в пространстве или в плоскости отдельных частей машины (люлька, секции стрелы, поворот турели и т.д)

Метры в секунду, м/с

Мощность силовой установки

Мощность привода: ДВС, электромотора, аккумуляторов

Транспортные и рабочие габариты

Размеры машины в транспортном и рабочем положении

Масса снаряжённого и готового к работе подъёмника, вышки.

Что влияет на устойчивость подъемника. 8b91a540c2818c3712fbbc3df39b6216. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-8b91a540c2818c3712fbbc3df39b6216. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 8b91a540c2818c3712fbbc3df39b6216.

Рис.1. Схема для определения основных параметров подъемника (Н — рабочая высота, L — вылет)

Сведения об устойчивости: три коэффициента

Автомобильные подъёмники и вышки — свободностоящие грузоподъёмные машины, поэтому их устойчивость обеспечена только собственной силой тяжести.

От того, насколько правильно распределены центры тяжести и масса машины, зависит её устойчивость и допустимые углы наклона основания при работе. Во время выполнения рабочих операций машины опираются на колёса и/или винтовые или гидравлические опоры.

Рассмотрим действие сил и устойчивость машины на схеме.

Что влияет на устойчивость подъемника. 1a2acb34f1a0133ca8967cfcf2514dc6. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-1a2acb34f1a0133ca8967cfcf2514dc6. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 1a2acb34f1a0133ca8967cfcf2514dc6.

Рис 2. Силы, действующие на подъёмник

Например, подъемник установлен на горизонтальной площадке и при собственной силе тяжести G поднимает груз Q на выносных опорах. В плане линии, соединяющие точки контакта опор с площадками, образуют опорный контур в виде четырехугольника АБВГ.

Центр тяжести подъемника проецируется на опорную поверхность (точка G1) внутри опорного контура на расстоянии а от линии БВ. Центр тяжести груза проецируется за опорным контуром на расстоянии б. При потере устойчивости подъемник будет поворачиваться вокруг линии БВ, которая называется ребром опрокидывания.

Допустимый коэффициент устойчивости

Сила тяжести подъемника создает относительно ребра опрокидывания восстанавливающий момент MВ = Gа, а сила тяжести груза — опрокидывающий момент МО. Соотношение между восстанавливающим и опрокидывающим моментом определяет степень устойчивости машины с грузом и выражается через допустимый коэффициент устойчивости:

Для подъёмников при работе без дополнительных нагрузок и уклона основания К должен быть не менее 1,5.

При уклоне машины в сторону груза МВ уменьшается, а МО пропорционально увеличивается. Чем дальше вынесен груз относительно ребра опрокидывания, тем больше должна быть масса на противоположной от груза стороне, чтобы удержать безопасную устойчивость машины. При допустимом уклоне основания МВ и МО уравниваются и устойчивость сохраняется. При большем уклоне машина опрокинется.

Коэффициент грузовой устойчивости

На машины и груз действуют действуют силы, которые уменьшают восстанавливающий момент МВ: ветер и инерция от поворота, запуска и торможения механизмов. Принято считать, что давление от ветра действует параллельно основанию и направлено в сторону опрокидывания.

Чтобы учесть силы тяжести, нагрузку от ветра, инерции и уклон, вместе с К применяют коэффициент грузовой устойчивости КГ = 1,15 и более.

Коэффициент собственной устойчивости

Это отношение момента, созданного силой тяжести всех частей машины при уклоне основания в сторону опрокидывания к моменту от ветровой нагрузки, приложенной в ту же сторону.

Величину КСУ определяют в неблагоприятных условиях: при максимально допустимом уклоне основания и наибольшей массе груза на крайнем положении стрелы. Это не постоянная величина, она зависит от массы машины.

Согласно нормативным отраслевым документам, КСУ должен быть более 1,15.

Испытания на устойчивость проводятся при минимальном вылете. Это значит, что плечи рычага а и в на Рис 1 равны или а > в. Чтобы сохранять устойчивость в динамике при таком соотношении, нужно уравновесить момент от Q вместе с массой части стрелы и люльки — моментом в точке G1. При этом Q должен быть умножен на все три коэффициента.

Масса всех элементов на плече а редко превышает 1000 кг, в то время как масса противовеса в виде шасси типа ГАЗ и турели не бывает меньше 12 тонн. Поэтому заводской автомобильный подъёмник устойчив.

Причины потери устойчивости и как их избежать

Допустимый уклон основания для стандартных подъёмников и вышек равен 3°. Заводская сборка обеспечивает достаточный запас устойчивости, а её потеря — следствие нарушений при эксплуатации.

Таблица 2. Обеспечение устойчивости подъёмников и вышек

Неплотное основание под опорами, колёсами

Грунт может просесть под опорой

Выбрать место с прочным основанием.

Использовать инвентарные подкладки

Уклон больше допустимого

Уменьшение восстанавливающего момента. Вероятность опрокидывания

Выбрать горизонтальную площадку.

Использовать инвентарные подкладки

Повреждение колёс шасси

Падение давления в шинах, снижение несущей способности

Проверка колёс перед выездом.

Удаление острых предметов с площадки

Опрокидывание даже при соблюдении других параметров эксплуатации

Не допускать работы в перегруженном состоянии

Работа в стеснённых условиях — стены, опоры, сетка колонн

Упор в неподвижное препятствие, удар

Работа на низкой и средней скорости, особенно на предельных нагрузках

Источник

Аутригеры – гарантия устойчивости автогидроподъемников

Что влияет на устойчивость подъемника. 01 t. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-01 t. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 01 t.

Что влияет на устойчивость подъемника. 02 t. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-02 t. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 02 t.

Что влияет на устойчивость подъемника. 03 t. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-03 t. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 03 t.

Что влияет на устойчивость подъемника. 04 t. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-04 t. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 04 t.

Что влияет на устойчивость подъемника. 05 t. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-05 t. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 05 t.

Что влияет на устойчивость подъемника. 06 t. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-06 t. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 06 t.

Что влияет на устойчивость подъемника. 07 t. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-07 t. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 07 t.

Что влияет на устойчивость подъемника. 08 t. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-08 t. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 08 t.

Что влияет на устойчивость подъемника. 09 t. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-09 t. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 09 t.

Что влияет на устойчивость подъемника. 10 t. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-10 t. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 10 t.

Что влияет на устойчивость подъемника. 11 t. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-11 t. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 11 t.

Что влияет на устойчивость подъемника. 12 t. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-12 t. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 12 t.

Что влияет на устойчивость подъемника. 14 t. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-14 t. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 14 t.

Что влияет на устойчивость подъемника. 15 t. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-15 t. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 15 t.

Что влияет на устойчивость подъемника. 16 t. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-16 t. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 16 t.

Что влияет на устойчивость подъемника. 17 t. Что влияет на устойчивость подъемника фото. Что влияет на устойчивость подъемника-17 t. картинка Что влияет на устойчивость подъемника. картинка 17 t.

Качественная работа выдвижных опор – жизненная необходимость

По сравнению с другими видами спецтехники с автогидроподъемниками (в дальнейшем – АГП), пожалуй, связывается наибольшее число случаев травматизма, вызванных потерей устойчивости самой подъемной установки. Несмотря на то, что конструкторы всячески пытаются повысить безопасность работ, а контролирующие органы устанавливают все более жесткие требования, рассчитанные на предотвращение аварийности, факт остается фактом: статистика отмечает увеличение случаев опрокидывания АГП в результате проседания почвы. Хотя часть экспертов относят это просто к возросшим возможностям информирования благодаря Интернету.

Прежде всего устойчивое состояние АГП обеспечивается специально разработанными аут­ригерами. Интересно, что около 65% всех аварий АГП вызвано неправильным использованием аутригеров. Максимальное давление на грунт по современным европейским нормам не должно превышать 4 МПа. Эта норма обеспечивает безаварийную работу, и она вполне реальна при верном использовании имеющихся опорных устройств.

Аутригеры могут быть откидными, поворотными, выносными. Наиболее распространено использование выносных. Чаще используют 4 опоры, но встречаются подъемники, в которых установлены только два передних аутригера.

В самом общем виде выносной аутригер представляет собой силовую телескопическую стойку с опорно-установочной лапой, шарнирно или жестко закрепленную на конце выдвигаемой в поперечном направлении балки. Есть варианты поворотных в горизонтальной плоскости аутригеров. Эта конструкция облегчает доступ к элементам ходовой части базовой машины, однако стоимость такого конструкторского приема довольно высока, поэтому у нас поворачивающиеся на 180° аут­ригеры встречаются не часто.

Для обеспечения необходимой устойчивости и противодействия опрокидыванию во время работы подъемника установочные лапы прижимаются к грунту, а по окончании – отводятся от него. Движение опор с установочными лапами обеспечивается в основном гидроцилиндрами двойного действия, которые поднимают и опускают опорно-установочные лапы. Опоры могут быть различной длины: короткими, от 0,7 м, средними или длинными, до 1,5 м и более. Длина определяется высотой шасси, потому что выдвинутые опоры должны поднимать базовую машину до отрыва колес, т. е. так, чтобы подвеска и колеса шасси были полностью вывешены. Гидроцилиндры используются стандартизированные, серийного производства. Номенклатура их очень широка, и подобрать можно практически любого нужного размера. Только в Европе более 120 предприятий изготавливают гидроцилиндры для спецтехники и оборудования.

Основная задача аутригеров – увеличивать опорный контур подъемной установки и разгружать ходовую часть базовой машины. Контур, выстраиваемый аутригерами, может быть Н- и Х-образный. На тесных стройплощадках аутригеры обычно компонуются по Х-образной схеме, что позволяет выдвигать их максимально, несмотря на ограниченое пространство. Но сегодня все чаще можно встретить увеличение опорного контура АГП путем использования вместо Х-образной схемы расположения опор комбинированную Х-Н-образную схему. В этом случае спереди устанавливают опоры по Х-схеме, а сзади – прямоугольные, телескопические Н-образные опоры. За счет такой схемы увеличивается опорная зона, устойчивее чувствует себя машина, при этом занимаемая площадь увеличивается незначительно. В АГП, работающих на больших высотах, используют, как правило, Н-образные схемы установки аут­ригеров, поскольку в этом случае обеспечивается максимальная площать опорного контура.

Опоры аутригеров стандартного типа имеют круглую форму. Используются также опоры прямоугольного сечения, их применяют в усиленных аутригерах. Балки, к наружным сторонам которых через монтажные фланцы крепятся на болтах цилиндры, опускающие и поднимающие опорные лапы, выдвигаются из основания АГП на поддерживающих роликах и удерживаются в конечных положениях фиксирующим устройством. Эти балки могут состоять из нескольких телескопических секций. Для предотвращения их самопроизвольного выдвижения фиксаторы имеют дополнительную блокировку. Длина выдвижения балок регулируется, обычно конструкцией задается 2–3 варианта величины выдвижения. Балки могут выдвигаться вручную, с фиксацией как произвольно, так и в определенных положениях, или же гидравлически, с фиксацией в произвольном положении.

Одним из наиболее устойчивых считается АГП, созданный компанией Ruthmann Gmbh & Ко KG из Германии. В компании утверждают, что конструкция их мод. Steiger TTS 1000, рассчитанная на работу на высоте до 100 м, позволяет специалистам выполнять свои функции на максимальной высоте в корзине грузоподъемностью (г/п) 320 кг при скорости ветра до 16 м/с. На сегодняшний день это мировой рекорд устойчивости.

Но модель Ruthmann Steiger TTS 1000, представляющая, по сути, 80-тонный 6-осный полуприцеп-подъемник, была выпущена в единственном числе. А вот если говорить о серийных моделях, то тут безусловным лидером устойчивости является мировой лидер высотных АГП – финская компания Bronto Skylift. Ее установки работают на высоте, значительно превышающей 100-метровую отметку. Мод. S112HLA рассчитана на подъем рабочей платформы на 112 м. Благодаря тщательно рассчитанной Н-образной схеме и мощности аутригеров работающие на высоте люди достаточно уверенно себя чувствуют при скорости ветра до 12 м/с. Причем на платформе г/п 700 кг может разместиться целая ремонтная бригада с инструментом. Кнопка управления активизирует выносные опоры и систему выравнивания горизонтального уровня, и примерно за 40 с опоры устанавливаются в нужном положении.

В управлении автоподъемником имеется отдельная система, контролирующая равномерную нагрузку на выносные опоры при любом положении рабочей платформы с учетом воздействия внешних факторов. Безопасные параметры поддерживаются автоматически. Программа «ограничитель грузового момента», установленная на бортовом компьютере, отвечает за то, чтобы при нормальных условиях любые, в том числе и не вполне грамотные действия оператора, не привели к опрокидыванию машины, если, конечно, не случится то, чего электронный контроллер предусмотреть не может, например резкое проседание грунта.

Кроме того, имеется система, которая следит за фиксацией выдвижных балок и положением выносных опор, контролирует горизонтальное положение рабочей платформы, а также предельные отклонения от горизонта всей установки в целом. Если выносные опоры установлены с какими-то нарушениями либо недопустимо изменяется давление опор на грунт, звуковой сигнал тут же предупредит оператора. Одновременно блокируются движения стрелы, и работу можно будет продолжить только после устранения факторов риска. Панель управления находится в распоряжении оператора на земле, но дублирующая ее приборная панель есть и на рабочей платформе.

На выставке Bauma 2013 финский производитель представил две модели АГП новой серии XR. Новинки вобрали в себя все последние передовые мировые разработки в области подъемной техники. Серия XR была разработана специалистами Bronto с целью замены на рынке успешно работающей уже многие годы, но морально устаревающей серии XDT. Среди многочисленных отличий наиболее выразительным является увеличенный горизонтальный вылет в моделях новой серии. В частности, мод. S 56 XR при подъеме стрелы на высоту 40 м обеспечивает горизонтальный вылет в 35 м. А максимальный горизонтальный вылет этой модели – 40 м.

Безусловно, с новыми характеристиками изменилась и конструкция аутригеров. Аутригеры серии Bronto XR обеспечены функцией самовыравнивания. Это позволяет установкам Bronto Skylift уверенно работать на уклонах до 10°! И это при том, что на вылете 40 м стрела подъемника удерживает рабочую платформу, рассчитанную на г/п 700 кг. Возможность работы на наклонных плоскостях АГП такой массы и с таким вылетом стрелы – очень важный положительный фактор в характеристиках новых подъемников.

Другие производители при выполнении работ на наклонных площадках используют иные подходы. В одних случаях с целью компенсации уклона применяют клиновидные подкладки под аут­ригеры. При строительстве лыжного комплекса Chill Factor в Великобритании возникла необходимость работы автоподъемника, установленного на бетонной плоскости, имеющей уклон в 21°. Для стабилизации машины использовались обрезиненные нескользящие подкладки, а сами машины крепили к вершине склона стальными растяжками.

Итальянская компания P.C. Produzioni s.r.l., действующая под брендом Manotti, хорошо известна на международном рынке как опытный производитель спецтехники. ООО «Автомаш Холдинг» уже 2 года успешно сотрудничает с этой компанией: закупает различные модели автогидроподъемников и производит их монтаж на автомобильные шасси российского и зарубежного производства. Manotti выпускает широкую модельную гамму аутригеров и уделяет большое внимание их качеству. Это фиксированные опоры (для КМУ от 6 до 36 т), ручные опоры (для КМУ от 3 до 40 т), гидравлические опоры (для КМУ от 14 до 200 т).

К отличительным особенностям АГП Manotti следует отнести использование гидравлических систем управления Bosch Rexroth и опорно-поворотной платформы IMO (Германия). Обе компании являются мировыми лидерами по производству гидравлики. Гидронасосы и гидрораспределители, которыми снабжается продукция Manotti, надежны и отличаются высокой производительностью. Металлоконструкции АГП изготавливаются из всемирно известной шведской стали, что также определяет их конструктивную надежность и уменьшение веса по сравнению с аналогичными моделями других производителей.

Максимальная грузоподъемность корзины 250 кг позволяет одновременно находиться в корзине двум операторам, они же могут самостоятельно управлять работой АГП. Автогидроподъемники оборудованы ограничителем нагрузки корзины, автоматическим звуковым сигналом при перегрузке, ручным насосом для аварийного опускания корзины, на гидроцилиндрах предусмотрены предохранительные клапаны. Используемые приборы безопасности производятся итальянской компанией BPE Electronics.

На выставке «СТТ-2013» ООО «Автомаш Холдинг» продемонстрирует 28-метровый автогидроподъемник GDX28, смонтированный на шасси Урал-43206-4151-79. К явным достоинствам GDX28 следует отнести максимальную высоту подъема 28 м, максимальный рабочий вылет стрелы 15,5 м, максимальную нагрузку на люльку 225 кг.

АГП GDX28, обладая всеми достоинствами продукции Manotti, в сочетании с шасси «Урал» представляет добротный образец спецавтотехники – надежный, высокопроходимый, с хорошими показателями ГВХ.

Подкладка – немаловажный элемент

Практически во всех случаях аварийных падений АГП комиссии, занимающиеся расследованием инцидента, устанавливали, что аварии можно было вполне избежать, приняв простые меры предосторожности – выдвинув на необходимое расстояние аутригеры и установив специальные подкладки, которые еще называют опорными подушками. Анализ более 90% аварий с падением АПГ показал, что в большинстве случаев аутригеры не применялись вообще, не говоря уже о подкладках под них! А ведь, по мнению специалистов, установка подкладок под лапы аутригеров имеет такое же большое значение для сохранения стабильного состояния установки во время работы, как и надежность самих аутригеров. Подкладки создают точки опоры даже на очень неровных и неустойчивых поверхностях. А кроме того, и это особенно актуально при выполнении работ в городских условиях, даже при значительной массе самого АГП правильно подобранные подкладки сохранят целостность мостовых, не разрушат асфальт и даже сберегут газоны.

Ответственный оператор даже небольшого АГП, не говоря уже об установках, работающих на значительной высоте, должен при малейших подозрениях на ненадежность грунта приложить рабочую нагрузку к каждой из опор, не поднимая груз высоко, и проверить тем самым надежность опорной поверхности. Избежать аварии поможет также использование подкладок максимальных размеров, уменьшающих давление на грунт.

На первый взгляд кажется, что ничего мудреного в подкладках нет. Однако следует знать, что для выполнения высотных работ опорные подушки должны обладать целым рядом свойств. В качестве материала для подкладок широко используется дерево, но нужно учитывать, что подкладки не должны бояться сырости, т. е. обладать водоотталкивающими свойствами. Поэтому простую древесину использовать нежелательно, необходима древесина твердых сортов. Это нужно не только для того, чтобы деревянная подкладка не сгнила и не рассыпалась под воздействием влаги, а металлическая не корродировала, но и для того, чтобы деревянная подкладка оставалась легкой после работы под дождем или снегом. Размеры подкладки из дерева должны быть не менее 500х500х50 мм, поэтому и сухая она имеет солидную массу.

Кроме того, в обычной древесине от нагрузок быстро появятся трещины, в которые будет попадать вода. Зимой, замерзая и оттаивая, эта вода быстро приведет подкладки в негодность. Для увеличения ресурса дерево следует пропитывать водоотталкивающими смесями, а также обшивать подкладки стальной лентой. Американская фирма Sterling Lumber разработала и успешно реализует деревянные комбинированные подкладки. В разработанной Sterling Lumber конструкции между деревянными опорными плоскостями размещается металлоконструкция из стального С-образного проката.

Подкладки хорошего качества должны быть устойчивы к химическим воздействиям, ведь работать установкам приходится в самых неожиданных условиях. Также профессиональные подкладки изготавливают из диэлектрического и термостойкого материала, не меняющего своих свойств в диапазоне температур от –100 до +80 °С.

Сегодня в качестве материала для подкладок кроме стали и дерева используют полиэтилен и нейлон. Нейлоновые и еще более качественные полиэтиленовые подкладки рассчитаны на «пожизненную» эксплуатацию, т. е. их ресурса хватает на весь период эксплуатации автоподъемника. И хотя цена синтетических подушек высока, их надежность цену оправдывает. Синтетические подушки устойчивы к деформации и ударным нагрузкам и при этом значительно легче стальных. На пластиковые подкладки по желанию покупателя изготовитель может со стороны сцепления с грунтом наносить рельефный рисунок и даже логотип заказчика – отлить и обработать синтетическую подкладку несложно. Высокая эластичность материала позволяет подкладке надежно и прочно удерживаться даже на небольших площадках. Со стороны опор поверхность подкладок делается очень гладкой. Это нужно для того, чтобы опорные лапы скользили и легко попадали в нужную точку на поверхности подкладки. Нейлоновой или полиэтиленовой подкладке не вредит контакт с маслом, топливом, они не боятся коррозии.

Предприятий, специализирующихся на выпуске качественных синтетических подкладок, совсем немного, поскольку само использование «фабричных» опорных подушек у нас не распространено, а многие операторы как-то легкомысленно вообще не задумываются о возможном проседании грунта.

Наиболее известна у нас продукция французской компании STABline, а также бельгийской компании CGK-Group. C 2010 г. московское ЗАО «СервисКранТехника» является эксклюзивным дилером CGK-Group в России. Спектр размеров квадратных пластиковых подкладок, выпускаемых компанией CGK-Group, довольно широк: от длины 300 мм и толщины плиты 30 мм до 1200 мм с толщиной 80 мм. Рассчитана каждая такая подушка на нагрузку от 4 до 90 т соответственно. Предлагаются и круглые подкладки, от ∅800 мм с толщиной 60 мм до ∅1200 мм с толщиной 80 мм. Такие подкладки гарантированно выдерживают нагрузки от 30 до 80 т.

Из отечественных производителей синтетических подкладок можно назвать ростовское предприятие «Элмика». Специалисты компании подобрали полимер – модифицированный TECAST PA6G – и сегодня производят опорные лапы как стандартные, так и по размерам, указанным заказчиком. Такая лапа надевается прямо на опору аут­ригера. Диапазон размеров изделий составляет линейку от ∅400 мм с толщиной 86 мм, рассчитанных на нагрузку до 25 т, до опор ∅1000 мм с толщиной 200 мм. Такая «обувь», установленная на опору, выдерживает нагрузку в 240 т каждая.

Несмотря на то, что современные АГП оборудуют новейшими электронными системами, анализирующими нагрузки и помогающими правильно установить аут­ригеры, практика, к сожалению, показывает следующее. Если оператор не соблюдает правила установки аутригеров, не использует в работе надежные подкладки, то вполне возможно, что не зафиксированную как следует машину сильным порывом ветра просто опрокинет либо при недостаточно выдвинутых опорах возникшая перегрузка повалит АГП. Поэтому хочется пожелать: операторы, будьте бдительны!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПараметрТолкованиеЕдиница