Что влияет на развитие государства
Что влияет на развитие государства?
Закономерности развития государства
Выявление и анализ повторяющихся, т. е. закономерных, связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена.
Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.
Одна из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и развития демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.
Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства — возрастание его роли в жизни общества. Названная закономерность проявилась в полной мере во второй половине XX в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы — министерства экономики, труда, культуры, образования и др.
Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность — сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность.
Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шарахания из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняется узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым.
Факторы, влияющие на возникновение государства.
На ранних этапах развития общества переходу к государственности способствовало возросшее значение войн и военной организации.Войны кроме постоянного обогащения за счет захвата рабов и скота способствовали объединению племен в единый народ, что, в свою очередь, вело к захвату власти одним из военных вождей наиболее сильного племени власти вождей других племен. Так произошло становление государственности в Древнем Египте, у скифов, племен майя и инков.
Значимость географического факторав формировании государственности, отрицавшегося марксистской теорией, вновь утверждается ныне в российской литературе. Подчеркивается, что рабовладельческие государства возникли лишь в районах с субтропическим климатом (Греция, Рим). У народов же, живших в Центральной и Восточной Европе, Центральной Азии с умеренным климатом (германцев, славян, монголов), при разложении родового строя образовывалось не рабовладельческое, а феодальное государство.
Психологический фактор также влияет на образование государственности. Так, свободолюбивый характер кавказских народов надолго затруднил формирование у них государства. Еще более показателен пример цыганского народа, который так и не приобрел за всю свою многовековую историю государственных структур.
Для евразийских народов важнейшим государствообразующим фактором явилось в первые века нашей эры Великое переселение племен. Миграция, а также образование (не по этническому принципу) союзов племен для противостояния внешней агрессии, либо для завоеваний приводили к разрушению традиционных родовых связей, что также создавало предпосылки формирования государства.
Некоторые авторы упоминают внешний фактор, который также способствует развитию внутренней организации и институциализации политических форм. Причем внешний фактор вбирает в себя «идею врага» как носителя угрозы структурирующемуся в государство обществу и опыт развития соседних народов.
Итак, возникновение государства не исчерпывается исключительно причинами экономического характера, а опосредовано множеством факторов.
На сегодняшний день существует множество мнений по вопросу характерных черт новой в сравнении с родовой организации общества, каковой является государство. Нам ближе точка зрения профессора А.Б. Венгерова, выделившего следующие признаки:
1) единое территориальное пространство, на котором осуществляется хозяйственная жизнь (в связи с чем некоторые ученые вполне обоснованно добавляют и единое экономическое пространство). Разделение населения по территориальному принципу означает, что государство имеет свою территорию и обеспечивает безопасность ее границ и, что население данной территории имеет устойчивую связь с государством, которая выражается в виде подданства или гражданства.
Исторически первым этапом территориальной организации общества стал город, объединивший население уже не по родству, а по признаку проживания на определенной территории.
3) единая система налогов и финансов, являвшейся материальной основой для содержания аппарата управления и принуждения, она охватывала все население страны, выступая постоянным атрибутом государства с момента его возникновения.
К этим признакам следует добавить и те, обязательность которых также подтвердило дальнейшее развитие государственности:
4) единый язык для общения на территории того или иного государства. Наличие такого языка не исключает, разумеется, существования и использования языков других этнических групп, проживающих на территории государства;
5) единая оборона и внешняя политика, транспортная, информационная, энергетическая системы;
Исходя из вышеперечисленных признаков государство – это особая форма организации общества, представляющая собой суверенную организацию политической власти на определенной территории, осуществляющая на основе согласования общесоциальных, групповых и личных интересов управление обществом.
Влияние факторов на экономический рост и развитие государства
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Статья просмотрена: 35204 раза
Библиографическое описание:
Лебедева, В. Д. Влияние факторов на экономический рост и развитие государства / В. Д. Лебедева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/77/4024/ (дата обращения: 28.12.2021).
Для государства очень важно не столько делать (чуть лучше или чуть хуже) то, что уже простые граждане и без того делают, а заниматься тем, чем в данный момент вообще никто не занимается.
Джон Мейнард Кейнс.
Мысль Джона Кейнса выбрана мною не с проста, в ней скрыт глубокий смысл предпосылок развития государства, в том числе и экономического, который я попытаюсь раскрыть в данной статье.
Для начала поговорим об экономическом развитии страны в целом, характер и динамика которого охватывают не только экономический рост, но и различные структурные сдвиги в экономики страны, изменения качества жизни населения, и находятся под пристальным вниманием ведущих экономистов и политиков уже много лет.
Само понятие экономическое развитие означает расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала. [1]
Говоря о экономическом развитие как о процессе, следует понимать, что он характеризуется не прямолинейностью своего движения, а неравномерностью, т. е. неизбежны периоды как роста, так и спада. Однако в данной статье большее внимание будет уделяться составляющим экономического роста, который, в своем роде, означает «увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое прежде всего такими макроэкономическими показателями, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход. Экономический рост измеряется темпами роста или прироста этих показателей за определенный период времени (отношение показателей в конце и в начале периода или отношение прироста показателя к его начальному значению)». [2]
При этом, мерой экономического роста служит темп прироста реального ВВП в целом или на душу населения. Однако, если объем реального ВВП характеризует главным образом экономический потенциал страны, то производство ВВП/ВНП на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития.
Прежде чем говорить зависимости экономического роста от неких факторов, следует остановиться на его видах.
По общепринятым данным, существует 2 вида экономического роста:
Экстенсивный экономический рост характеризуется привлечением дополнительных факторов производства, т. е. увеличением масштабов использования его ресурсов. Однако, такого рода рост не меняет среднюю производительность труда в обществе.
Например, при необходимости увеличения производства сельскохозяйственной продукции, могут быть вовлечены в оборот новые земли. Таким образом происходит увеличение такого фактора производства, как земля.
При интенсивном росте количество факторов производства остается неизменным, но производство самой продукции увеличивается. Причинами этого, как правило, являются: снижение издержек, совершенствования омических механизмов, повышение квалификации работников и многое другое, но определяющим ресурсом все-таки остается научно- технический прогресс.
Следует отметить, что в дополнение к техническому прогрессу необходимо усовершенствование организационно — экономических отношений, поскольку именно от них зависит стимул к внедрению нововведений в производство производителями.
В пример интенсивного развитие можно привести увеличение производства за счет снижения налоговой ставки.
Именно интенсивный рост является основой роста качества жизни населения и уменьшения дифференциации доходов различных социальных слоев общества.
Между тем, что же оказывает влияние на экономический рост страны?
Если задуматься, каждый из нас может назвать эти показатели, определяющие экономический рост. Тем не менее, я хотела бы разделить эти факторы на несколько групп:
1. Факторы спроса. К ним следует отнести факторы, которые способствуют увеличению совокупного спроса. Это заработная плата, иные доходы, налоги на доходы и имущество, ставка банковского процента, величина кассовых остатков и другие.
2. Факторы предложения, которые включают в себя: количество и качество природных, трудовых ресурсов, объем основного капитала, научно-технический прогресс, предпринимательские способности экономических субъектов и другие.
3. Факторы распределения, т. е. инфраструктура страны по распределению и перераспределению ресурсов (продукции).
4. Факторы экономического роста можно еще разделить на внутренние, внешние и смешанные. [2]
Доля влияния тех или иных факторов на развитие страны зависит от того, какие процессы и структурные изменения происходят в стране, в то время как их взаимодействие приводит к экономическому росту.
Тем не менее, все показатели экономического роста сводятся к двум вещам — к увеличению благ в обществе и к расширению возможностей человека, при которых становится очевидным вес влияния государства на развитие этих показателей.
Надо полагать, что у государства существуют определенные обязанности перед народом, при выполнении которых развитие страны неизбежно. В данные обязанности я включила бы:
— Обеспечение гражданам уровня и качества жизни, соответствующие достигнутому уровню экономического развития страны;
— Из первого же следует, что государство обязано контролировать рыночные отношения с целью поддержания и улучшения функционирования экономики страны;
— Предупреждение или устранение негативных явлений, такого рода как: бедность, рост безработицы в пользу стабилизации уровня жизни населения;
— Развитие области науки, культуры и образования, а также охранять интеллектуальную собственность;
— Обеспечение безопасности жизни граждан страны и страны в целом;
— Охрана прав и свобод граждан, их собственности;
— Обеспечения экологической безопасности, улучшения качества окружающей среды.
— Урегулирование и решение глобальных проблем.
Однако, с учетом того, что в каждой стране живет огромное количество жителей с разным уровнем интеллектуальных знаний, физических умений, различных по социальному положению, по религии и вероисповеданию и т. д., далеко не каждый способен прийти к мыслям и действиям, приводящим экономику в стадию роста. Я считаю, что для развития необходимы новые, быть может, нестандартные мысли, новые ходы решения проблем, выход за границы известного, инновации. Мне кажется, в этой фразе и заключается обоснование вышеуказанной мысли ведущего экономиста XX века Дж.Кейнса: государство должно искать новые пути к достижению развития государства и задумываться о вопросах, еще не озвученных, заниматься вещами, мысли о которых еще не зародились в умах простого народа. То, чем может заниматься каждый гражданин, не приведет к стремительному развитию страны, а, возможно, лишь позволит оставаться на достигнутом уровне развития экономики.
Несомненно, процесс экономического развития не следует рассматривать только лишь с позиции взаимоотношений граждане-государство, ведь существуют и внешние факторы, влияющие на него. Но именно слаженным отношениям, взаимопомощи между двумя сторонами и грамотному их сотрудничеству следует уделять должное внимание.
Нельзя обходить стороной и вопрос о глобальных проблемах человечества, от которых в современных условиях интернационализации производства все в большей мере зависит экономический и социальный прогресс.
Стоит напомнить, что к глобальным проблемам следует отнести: продовольственную, сырьевую и энергетическую проблему, охрану окружающей среды, предотвращение отсталости развивающихся стран, мирное освоение космоса, а также ликвидацию опасных болезней и предотвращение ядерной мировой войны.
Существует точка зрения, которая показалась мне крайне интересной, о том, что экономическое развитие государства можно определять, исходя из степени угрозы ее безопасности. Государство не сможет обеспечить независимое регулирование выпуска продукции рынку если само находится под угрозой войны, в добавок, оно может пойти на экономические жертвы ради своей безопасности.
Вследствие этого, у М. Сингера и А. Вилдавски появилось предложение различать все государства по двум параметрам, которые, в свою очередь, связывали с вопросом войны: уровень развития демократии по западным образцам и успехи рыночной экономики, при этом все остальные показатели отодвигаются на второй план. [3]
Следовательно, для стабилизации безопасности и установления мира в стране, государству необходимо не только разрешать противоречия между частными и общественными интересами на внутриполитическом уровне, но и обеспечивать экономическую самодостаточность и снижать зависимость от международной торговли, т. е. заботиться о национальных интересах — на международном.
Таким образом, проблемы глобального масштаба очень сложны и решение их проводиться не за один год. Находясь под пристальным вниманием у политических, общественных деятелей и ученых, глобальные проблемы затрагивают самые разные стороны жизни человеческого общества: мировую политику, межгосударственные и межнациональные отношения, массовое сознание людей, они воздействуют на динамику и структуру экономических процессов и на поиск эффективных методов управления. Именно поэтому, этот фактор также является приоритетным в вопросах государства.
Из всего сказанного можно сделать вывод о весе государственной мощи в экономическом развитии государства. От экономической политики, от действий государственных деятелей, от грамотного направления денежных средств в те или иные области национального хозяйства, от решения важнейших мировых проблем, от стимулирования развития производства и использования новых технологий зависит благосостояние населения. Сообразно с этим, от благосостояния населения страны зависит ее экономический рост.
В своем роде, феномен государства и населения можно представить на примере работы любого предприятия, например завода: без надлежащего надсмотра, контроля, корректировки выполнения работ рабочих «верхами» организации, его управленцами, заведующим цехом, не будет происходить должного развития производства, а даже возможен его застой. Аналогично и со взаимосвязью государства и его граждан: граждане не смогут сами направлять государство на путь развития и совершенствования, им нужен орган, который будет координировать их действия, которые в дальнейшем и будут стимулировать развитие экономики и страны в целом.
Подводя итог, следует сказать, что экономический рост является важнейшей частью экономического развития, с его помощью определяются перспективы развития общества и государства. Экономическое развитие, в свою очередь, несомненно приводит к увеличению общественных благ, к большему удовлетворению потребностей людей, к борьбе с существующими проблемами и к их, к стимулированию творческой трудовой и предпринимательской деятельности и поднимает государство в целом. Вкладывая средства и силы в процесс экономического развития, можно вывести государство на траекторию устойчивого роста и обеспечить стабильность и безопасность внутри него.
2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
3. Беляев М. И., «МИЛОГИЯ», 1999–2006г. Опубликован: 13/04/2006г.
Факторы, влияющие на развитие государства и права.
Монтескье принадлежит непревзойденное определение факторов, определяющих характер законов: «Они должны соответствовать физическим свойствам страны, ее климату, качествам почвы, ее положению, размерам, образу жизни ее народов, степени свободы, допускаемой устройством государства, религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам и обычаям; наконец, они связаны между собой и обусловлены обстоятельствами своего возникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором они утверждаются».
Факторы, воздействующие на право, подразделяются на 2 группы: природные и социальные. Монтескье отмечает, что на ранних этапах развития человечества доминируют природные факторы, а по мере успехов цивилизации все большую роль приобретают факторы социальные, в том числе и политические. Так, совершенно очевидно влияние социального и политического строя государства на систему права.
Следующей значительной вехой в изучении этого вопроса явилось признание особой роли экономических факторов, т.е. отношений, складывающихся в процессе производства, распределения и обмена богатств в данном обществе, или между разными обществами. Решающее значение экономических факторов в формировании государства и права придавали марксисты.
Маркс и Энгельс создали учение о «базисе и надстройке». Отношения между людьми в процессе производства, в первую очередь отношения собственности, не зависящие от воли людей и определяемые уровнем развития производительных сил, рассматривались как реальный базис политических, правовых, идеологических, культурных явлений, которые понимались как «надстройка» над производственными отношениями, т.е. нечто вторичное, диктуемое производственными отношениями. При этом признавалось и воздействие надстройки на базис, ее способность ускорить или затормозить развитие объективно складывающихся общественных отношений.
Учение о базисе и надстройке служило в советское время методологической основой всех общественных наук, в том числе ТГП. При этом были достигнуты некоторые успехи, заключавшиеся в четкой оценке социально-экономической природы государства и права на определенных исторических этапах в соответствии с представлениями о способах производства и общественно-экономических формациях, и допущены многие заблуждения и преувеличения, связанные с игнорированием воздействия небазисных факторов (из перечня Монтескье) на эволюцию права, с тенденциозностью, партийной ангажированностью и неспособностью дать научный анализ развитию капиталистического и советского общества во второй половине 20 века.
Кстати сказать, Энгельс признавал у себя и Маркса некоторое преувеличение роли экономических аспектов эволюции человечества в ущерб другим факторам и объяснял это тем, что до марксизма производственным отношениям вообще не придавали значения.
Методологические эксцессы и неудачи применения учения о базисе и надстройке вызывали критику в отечественной литературе, обострившуюся после падения советской власти. Нередко предлагается отказаться от рассмотрения права как элемента надстройки, т.е. явления вторичного в сравнении с производственными отношениями.
Государство в современном мире: особенности содержания и тенденции развития
Изучив материалы данной главы, студент должен: знать: современные факторы и проблемы развития общества и государства, особенности развития функций государства на современном этапе; уметь: различать общества в современном мировом сообществе и определять различие их интересов, формулировать основные задачи развития данного конкретного государства в современный период; владеть: навыками распознавания угроз для общества и государства на современном этапе исторического развития и определения мер и способов их предотвращения и устранения.
На сегодняшний день существует множество информационных источников, посвященных проблемам и задачам развития общества и государства на современном этапе: от фундаментальных монографий известных ученых до сомнительных мнений интернет-блогеров, не обладающих даже журналистским образованием. Однако большинство этих источников носят политологический характер, формируют ту или иную политическую точку зрения, не касаясь основных теоретических проблем развития государства и права в современном мире, на данном этапе исторического развития.
Особого внимания в плане глубокого теоретического исследования данной проблемы заслуживают труды М.Н. Марченко.
Условия и задачи развития современного общества и государства
Современное мировое сообщество, как и общества конкретных государств, из которых оно состоит, является сложноорганизованным, максимально структурированным образованием, сочетающим в себе многочисленность и противоречивость интересов различных социальных слоев и групп, коммерческих и политических организаций, государств и их объединений.
Примером глобализации может послужить выработка общих требований для различных стран к продуктам питания, безопасности автомобильного транспорта, протоколам функционирования электронных компьютерных сетей. Примером сегментации является диверсификация бизнеса, вывод новых товаров и услуг на рынок, разобщение политических интересов на территории вновь образованных стран после распада Советского Союза, образование новых партий и коалиций, запрещение или легализация однополых браков и т.д.
Три этих ключевых фактора развития современного общества в своей взаимосвязи сопутствуют следующим трем крупным задачам, стоящим перед государством и обществом, решающим многочисленные проблемы его развития.
1. Безопасность личности, общества и государства. Эта всеобъемлющая задача сохранения человечества как вида для мирового сообщества и сохранения общества конкретной страны, конкретного государства, включая исторические, социокультурные и духовные основы его существования, складывается из следующих основных компонентов: физическая безопасность общества. Гарантированность от его уничтожения, прежде всего вооруженными силами других государств. О мотивах возможных внешних агрессий говорить можно много, хотя главной, ключевой причиной большинства из них в современном мире является конкуренция обществ (народов) между собой в условиях увеличивающейся численности населения Земли и уменьшения энергетических, продовольственных и других ресурсов. Эту безопасность обеспечивает обороноспособность государства, которое является основным средством, гарантирующим внешний государственный суверенитет.
Отдельно взятое общество должно ради своего выживания обладать необходимым уровнем производственных мощностей, обеспечивающих внутри страны достойную жизнь ее граждан, достаточный минимум экономических потребностей общества.
2. Трансляция (передача) накопленного опыта во всех сферах человеческой жизнедеятельности и социально-культурной самоидентификации данного общества от поколения к поколению. Это также многоплановая задача, в основе которой, прежде всего, стоит сохранение культурных, нравственных и духовных ценностей, присущих данному обществу, не исключая накопленного опыта в сфере экономики, политического управления, правового регулирования.
Если говорить о Российской Федерации, то к наиболее значимым ценностям сегодня следует отнести уважение и свободу личности, равенство индивидуумов, национальностей и религиозных конфессий, дружбу народов, уважение коллективных объединений и установлений, патриотизм, семейственность, нравственность и т.д. Для нашего народа чужды ценности чисто потребительского и эгоистичного характера, стремление к крупным капиталам, однополым бракам и т.д.
Поэтому несвойственная нашим ценностям существующая сегодня олигархия в стране, а также недостаточно высокий уровень правосознания, граничащий у некоторых слоев населения с правовым нигилизмом, влекут за собой высокий уровень коррупции в государственном аппарате.
Ключевое значение здесь играют язык, история и культура.
3. Развитие науки и технического прогресса, формирование инновационных систем во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Каждый человек, личность и общество в целом должны постоянно находиться в состоянии развития.
Это обеспечивает не только сохранение накопленного опыта, но и приращение новых знаний, с которыми общество становится более мобильным, более защищенным, у личности появляется больше возможностей для самореализации, а уровень жизни и благосостояния населения повышается. Под новыми знаниями здесь понимается их широкий спектр в производстве, торговле, информационном пространстве, быту, образовании и т.д. в виде новых решений, способов, товаров и услуг, способных к широкому внедрению.
Для этого существуют специальные механизмы, разработанные обществом: наука, технический прогресс, инновационные системы.
Инновационное развитие общества с учетом юридического аспекта этого понятия определяется как система общественных отношений, институтов и норм, связанных с созданием условий, разработкой и комплексной практической реализацией в различных сферах человеческой жизнедеятельности новых знаний, способствующая повышению уровня жизни человека и социума, решению социальных проблем, обеспечивающая конкурентоспособность на рынке и в межгосударственных отношениях, повышающая эффективность реформ и преобразований. Инновационное развитие в этом понимании подразделяется на инновационные системы нескольких уровней: международного, национального, регионального и локального. На уровне отдельно взятого государства формируется национальная инновационная система. Это ее формирование коррелирует с формированием гражданского общества и правового государства.
Трансформация сущности и функций государства в современном мире
Традиционно в юридической науке базовая сущность государства воспринимается как институт управления обществом, институт социальной власти, обладающий свойством универсальности. То есть в отличие от других видов социальной власти (власть родителей в семье, начальника в трудовом коллективе, руководителя политической партии и т.д.), которые могут распространяться на отдельных индивидов или социальные группы, государственная власть осуществляется на уровне всего общества, является универсальной и потому называется политической, или публичной. Она также отражается в понятии государственного суверенитета, то есть в некотором смысле является высшей властью общества, обеспеченной мощным аппаратом принуждения.
Но система несовершенна, и классовый аспект тем не менее остается. В нашу эпоху это видно по уровню сверхбогатых людей, олигархов, сосредоточивших в своих руках гигантские финансовые, промышленные и иные ресурсы. Эти люди есть в любой стране, их деятельность осуществляется через крупные финансово-промышленные объединения, транснациональные корпорации, а их участие в политической жизни страны обозначается через понятие лоббирования. И чем выше коррупция в государственном аппарате, тем большее влияния они могут оказывать на деятельность государства. Наибольшую угрозу представляет слияние олигархии и государственного аппарата, когда олигархи или их представители занимают государственные должности. Классовая сущность государства сегодня, в отличие от рабовладельческих, феодальных и капиталистических режимов, когда превосходство одних классов над другими было закреплено на законодательном уровне, в условиях строительства правового государства, в большей степени обусловлена коррупциогенными факторами.
Поэтому очевидно, что благодаря комплексным средствам борьбы с коррупцией, соблюдению режима законности и правопорядка, повышению уровня правосознания населения, а также повышению уровня правоприменительной и правотворческой деятельности классовая сущность государства может быть сведена до минимума, а права и свободы каждого человека, вне зависимости от любых цензов и ограничений, стать высшей ценностью и приоритетом.
Примером таких эффективных действий в Российской Федерации может служить общенародный мониторинг законопроектов, представленных к рассмотрению Государственной Думой Российской Федерации, организованный в информационном пространстве, где каждый может высказать свое мнение о необходимости той или иной нормы. Кроме того, такие законопроекты проходят сегодня антикоррупционные экспертизы в специальных независимых комиссиях, сформированных из представителей науки и общественности.
В то же время важно понимать, что, даже если победить коррупцию, для общества и государства по-прежнему будут представлять угрозу крупные монопольные компании, которые могут влиять на государственные решения путем манипуляций с принадлежащими им ресурсами. Так, для Российской Федерации примером служат компании в нефтегазовой отрасли, устанавливающие неприемлемо высокие цены на бензин и другие энергоресурсы на внутреннем рынке, как бы забывая, что изначально недра принадлежат народу и государству, и апеллируя к международным ценам. Решать проблемы такого рода должна эффективно организованная антимонопольная политика государства.
Рассмотрим тенденции трансформации некоторых функций государства в современном обществе.
1. Стирание четкой границы между внутренними и внешними функциями современного государства. Правоохранительная функция (охрана правопорядка, борьба с преступностью) все чаще предполагает взаимодействие с другими государствами по выявлению, пресечению, расследованию правонарушений (терроризм, транзит наркотических средств, киберпреступления). Экономическая функция, и так изначально предполагающая в том числе валютное регулирование, тарифы и особенности импортного и экспортного оборотов, внутреннюю и внешнюю логистику, таможенный контроль и т.д., в условиях глобального рынка и непростой геополитической ситуации трансформируется в единую внутреннюю и внешнюю экономическую функцию государства, осложненную еще и разного рода экономическими санкциями, имеющими политические нерыночные причины, но оказывающими огромное влияние на экономику. Экологическая функция также не может делиться на внутреннюю и внешнюю, так как любые крупные экологические проблемы неминуемо сказываются на природно-климатических условиях существования и выживания Земли. Например, сильные пожары в Сибири и на Урале влияют на количество кислорода в атмосфере всей планеты.
3. В отдельную функцию складываются охрана ресурсов и регулирование численности населения в государстве. Ресурсы продовольственные, природные, энергетические находятся в прямой корреляции с численностью населения, и именно на государство ложится ответственность за их сохранность и разумное использование как основы для продолжения жизни будущих поколений нации. Так, Китай ограничивает численность населения, а Россия, наоборот, с учетом территорий стимулирует прирост населения (материнский капитал и т.д.).
4. Возрастание роли экологической функции. Еще полвека назад эту функцию только начали выделять как отдельную функцию государства, а теперь это его важнейшая функция. Всего за сто последних лет деятельности человечества достигнут предел нагрузки на экосистему планеты. В России 2017 г. был объявлен Указом Президента РФ Годом экологии. Еще раз подчеркнем, что только силой государства можно эффективно защищать окружающую природную среду.
5. Технологизация и информатизация функции охраны правопорядка. Введение и постоянное увеличение камер видеонаблюдения и работы с ними, экспертиза ДНК, борьба с разрастающейся кибернетической преступностью. Даже документооборот государственных органов (прокуратуры, суда, полиции) постепенно становится электронным, компьютерные файлы заменяют бумажные папки с делами, правовая статистика обрабатывается специальными программами, электронный доступ к любому незасекреченному решению (приговору) суда осуществляется через специальные правовые электронные порталы.
6. Возрастание роли инновационной функции государства. О необходимости развития инновационной деятельности, внедрения инноваций и формирования национальной инновационной системы было сказано в прошлом параграфе настоящей главы. Важно понимать, что это ключевая задача каждого государства, главнейшая с точки зрения конкуренции обществ. Наиболее инновационно развитое общество будет наиболее конкурентоспособным. Например, то общество, которое первым создаст и повсеместно начнет внедрять искусственный интеллект. Для Российской Федерации в этом плане, как говорят исследователи в этой сфере, нужно «слезть с нефтегазовой иглы», то есть построить экономическое и правовое развитие таким образом, чтобы сверхприбыли нам приносили не только и не столько нефть и газ, сколько инновации. На сегодняшний день российские компании достигли прорыва в сфере военно-промышленного комплекса и в некоторых сферах информационных технологий.
Сегодня очень сложно нейтральную информацию отделить от эмоционально окрашенной, простые новости отделить от пропагандистских идей, провести четкую границу между свободой слова и призывом к сепаратизму. Глобальные информационные потоки не только и не столько дают фактологический материал, сколько формируют определенные представления о жизни и окружающей действительности. Государство вынуждено участвовать в фильтрации этих потоков, чтобы защитить идеи свободы личности, ценности семьи, патриотического воспитания. Государство обязано вести информационную войну с другими государствами, посягающими на эти идеи. Но главной защитой этих идей, очевидно, по-прежнему будут оставаться семья, школа, вуз, и на их поддержку должно быть направлено основное внимание государства.
8. Борьба с коррупцией становится самостоятельной функцией государства.
Речь идет не только о Российской Федерации. Коррупция неотделима от деятельности государственного аппарата и присутствует в любом государстве на любом историческом этапе его существования.
Однако коррупция не является органической частью системы, а представляет собой свойство несовершенства системы в реальных жизненных (политических, экономических, социальных, личностных) обстоятельствах. Это означает, что коррупция в деятельности государства как хроническая болезнь у человека: ее нельзя вылечить, но с ней можно и нужно бороться, чтобы свести к минимуму ее негативное влияние на государственный и общественный организм. Если понимать коррупцию в максимально широком смысле слова, то помимо уголовных преступлений, связанных со взяточничеством, сюда включают превышение должностных полномочий, другие должностные преступления, коммерческий подкуп в хозяйственных компаниях, полулегальные торговые сделки и монополистические сговоры. Как человек лечит свою болезнь, так государство должно бороться с коррупцией.
Противодействие коррупции традиционно осуществляется по двум направлениям: борьба с проявлениями коррупции путем непосредственного воздействия на участников коррупционных отношений любыми законными способами, в том числе с помощью правового принуждения, и предупреждение коррупции, формирование и проведение антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства. Это целая система, комплекс мер, которые осуществляются самыми разными субъектами, но в первую очередь государством и под контролем государства.
9. Актуализация функции защиты страны от нападения извне. История последних десятилетий, связанная с вторжением вооруженных сил стран НАТО в Ирак, Гаити, Афганистан, Югославию, Ливию, Сирию, а также с резкими диалогами с Северной Кореей, Ираном, Россией, заставляет многие государства мира задуматься об укреплении своей обороны. Особенно актуально это для государств, обладающих большими запасами природных ресурсов. Но если в данном контексте речь идет прежде всего о сдерживании агрессии, то когда мы говорим о мировом терроризме, мы говорим не просто об отдельных военных операциях, а о необходимости государства осуществлять полномасштабные военные действия.
Ярким примером тому была война в 2017 г. с международной террористической организацией «Исламское государство» (ИГИЛ) на территории Сирии.
10. Усиление функции международного сотрудничества и создания международных организаций. Несмотря на определенные противоречия в международном сообществе и санкционные режимы, которые стали, на наш взгляд, неадекватным способом решения политических проблем путем вмешательства в рыночные отношения, глобальная экономика развивается и ищет новые пути развития и стабилизации международных отношений. Например, созданы такие достаточно молодые и эффективные организации, как ШОС, БРИКС, Таможенный Союз ЕАЭС. Правовая составляющая деятельности этих организаций активно обсуждается на Евразийском правовом конгрессе и в Институте права БРИКС, созданном на базе Уральского государственного юридического университета.
Что касается типологии современных государств, или классификации систем государственности современного общества, то наиболее актуальная из них изложена в учебнике В.Д. Перевалова «Теория государства и права» и представляет собой деление государств по их позиционированию в глобализированном мировом сообществе («роли на политической арене») на государства-доминанты, государства-детерминанты и государства-партнеры.
Государства-доминанты в силу своего экономического, военного, иного превосходства и основываясь на колониальной идеологии (идеологии расширения своего влияния) осуществляют воздействие на иные государства (прежде всего, государства-детерминанты) с целью навязать свою волю. Такое вмешательство в дела других государств может осуществляться скрытно (так называемые «тюльпановые» революции) или путем прямого военного нападения. «Холодные» и «информационные» войны также порождения такой политики.
Государства-партнеры сосредотачивают свою деятельность, прежде всего, на внутреннем экономическом развитии, защите своих границ, а во внешней политике придерживаются принципов невмешательства во внутренние дела других государств, строят отношения на основе согласования и партнерства с другими государствами.
Государства-детерминанты в силу определенного порока своего государственного суверенитета (недостаточное экономическое развитие, слабые вооруженные силы и т.д.) позволяют государствам-доминантам вмешиваться в свои политические и экономические дела, подчиняются в меньшей или большей степени воле государств-доминантов.
Глобализация, сегментация и информатизация (формирование кибернетического пространства) являются тремя важнейшими условиями, факторами развития современного мирового сообщества и каждого общества в отдельности.
Современное общество и государство сталкиваются с многочисленными угрозами и вызовами, для преодоления которых необходимо решать следующие приоритетные глобальные задачи: безопасность личности, общества и государства; трансляция (передача) накопленного опыта во всех сферах человеческой жизнедеятельности и социально-культурной самоидентификации данного общества от поколения к поколению; развитие науки и технического прогресса, формирование инновационных систем во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.
Соотношение общесоциального и классового аспекта в сущности современного государства по-прежнему актуально, и сегодня оно отягощено проблемами олигархии и коррупции в государственном аппарате.
Практически все функции государства на данном историческом этапе, сохраняя свое изначальное значение, приобретают новое, то есть трансформируются прежде всего под влиянием глобальных информационных процессов, экологических и демографических изменений, острой инновационной конкуренции и возросших военных и идеологических угроз.