Что влияет на психику ребенка
Подростковый кризис
Содержание статьи
Подростковый, или пубертатный кризис – это этап психического развития, который развивается в период перехода от детства ко взрослой жизни. Выражается в стремлении к самоутверждению, независимости, самостоятельности.
Согласно отечественной психологии, подростковый возраст приходится на 11-17 лет, когда темпы психологического, когнитивного, социального и физиологического развития максимально высоки. При этом выделяют ранний период с 10 до 14 лет и поздний – с 15 до 17 лет. Однако Всемирная организация здравоохранения на подростковый возраст относит более обширный период – с 10 до 20 лет.
В случае удачного преодоления этого этапа у ребенка формируется новый уровень осознанности, самовосприятия, развиваются способности оценивать и развивать свои качества, способности, работать над недостатками. Ребенок сепарируется от родителей, но при этом сохраняет с ними хорошие отношения. Чтобы удачно пройти переходный возраст и избежать осложнений, родителям необходимо проявлять гибкость, работать над доверительными отношениями и вовремя признать право на независимость, самостоятельный выбор и принятие важных решений.
Физиологические причины
Пубертатный период – это возраст, когда рост организма происходят максимально активно. Развитие идет скачками, неравномерно. За год ребенок может вырасти на 7-10 сантиметров и увеличить массу тела на 5-9 килограммов. Скелет становится крепче, совершенствуется мускулатура. Стремительно растет в длину и ширину сердечная мышца, меняются артериальное давление и ритм работы сердца.
Вместе с интенсивным ростом организма меняется и форма тела. Развиваются гендерные признаки, меняется гормональный фон, перестраивается эндокринная система, активизируются железы внутренней секреции. При чем половое созревание у девочек начинается раньше на 1-2 года и заканчивается уже к 15-16 годам. В возрасте 10-12 лет они обгоняют мальчиков в росте. Однако к 15-16 годам мальчики уже значительно выше девочек и при этом продолжают расти до 18-20 лет.
Нервной системе очень сложно подстраиваться под изменения, так как она просто не успевает адаптироваться к активному росту. Поэтому часто психика находится в состоянии чрезмерного возбуждения или, наоборот, пытается замедлить процессы и переходит в выраженное торможение.
В связи со всеми физиологическими изменениями, в организме ребенка развиваются временные нарушения:
Физиологические процессы напрямую влияют на состояние здоровья и поведение подростка. Чтобы организм полностью сформировался и скачок взросления прошел успешно, необходимо обеспечить качественную поддержку процессов: правильное питание, насыщение рациона витаминами и микроэлементами, адекватную физическую активность.
Важно учитывать, что в физическом развитии и половом созревании есть существенные индивидуальные особенности. Возраст, в котором в организме ребенка начинаются активные перемены, может отклоняться от групповых норм, и это не должно вызывать опасений.
Психология подросткового кризиса
Основная причина развития кризиса в подростковом возрасте – это значительный разрыв между физиологическим и социальным, эмоциональным созреванием личности. Как мы уже сказали, физиологический рост в этот период максимально опережает темпы развития психики.
Физиологически подросток за короткий этап становится взрослым, зрелым человеком. Внешне вчерашний ребенок выглядит по-взрослому, начинает себя таким чувствовать, но еще не готов в полной мере к самостоятельности, ответственности. Социальное созревание требует гораздо большего времени.
В результате такого разрыва возникают конфликты со взрослыми. Ребенок хочет чувствовать себя свободным и самостоятельным, но на самом деле еще не может справиться с серьезной ответственностью. На этой почве возникают конфликты, недопонимания. Личность подростка настолько меняется, что иногда кажется, что ребенка просто подменили.
Пубертатный период выражается не только на физиологическом, но и на психическом уровне. При чем психические аспекты пубертата могут возникнуть гораздо раньше, чем физическое созревание. Подростки проходят половую идентификацию и ориентацию, начинают воспринимать себя и окружающих согласно гендеру. Ученые сходятся во мнении, что половая идентификация происходит в большей мере под действием социокультурных факторов, чем биологических. Решающую роль играют действующие в обществе образцы, стереотипы.
В этот же период развивается романтизм – стремление к эмоциональной близости. Подростки завязывают отношения, которые предполагают совместное времяпрепровождение, душевные разговоры. Появляется первая влюбленность. Физическая близость при этом является не обязательной, на первый план выходит платонический контекст, и лишь потом – сексуальный.
С учетом всех психологических перемен, происходящих в подростке, кризис необходим для решения ряда задач. В результате успешного преодоления этого скачка развития подросток:
Фазы подросткового кризиса
Психолог Лев Семенович Выготский выделил в подростковом кризисе три базовых фазы:
Точно сказать, сколько длится каждая фаза, нельзя. Во многом продолжительность этапов зависит не только от подростка, но и от правильной реакции родителей на проявления кризиса.
Проявления кризиса в подростковом возрасте
Степень выраженности кризиса может быть разной. На первичном этапе психологи выделяют две главные черты, которые присутствуют практически у каждого ребенка:
По мере перехода от одной фазы кризиса к другой, нарастает и проявление реакций, которые можно разделить на три крупных группы:
Особенности протекания кризиса у девочек и мальчиков
У девочек и у мальчиков пубертатный возраст протекает по-разному. У девочек, как правило, симптомы переходного периода начинают проявляться с 10-11 лет. При этом признаки кризиса выражены у них довольно слабо. Мальчики вступают в переходный возраст позже – примерно с 12-13 лет. Но течение кризисного периода у них гораздо более выраженное. Связано это преимущественно с тем, что к юношам и мужчинам в обществе традиционно более жесткие требования, чем к девушкам и женщинам.
У мальчиков подросткового возраста наиболее выражены такие черты:
У девочек подростковый возраст сопровождается такими признаками:
Различные искажения проявлений зависят от воспитания, окружения, установленных в обществе стандартов.
Рекомендации родителям по преодолению кризиса
Несмотря на сложности в общении с родителями и активным желанием сепарироваться, в кризисный период подросток нуждается в правильной поддержке и защите со стороны взрослых. Родителям при этом необходимо отказаться от прежних форм контроля и дать необходимую ребенку долю свободы.
Каждый ребенок – уникален, и искать подход родителям придется самостоятельно. Но несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.
Адаптация ребенка к условиям детского сада
Все родители хотят, чтобы их малыш, которому в ближайшем времени предстоит пойти в детский садик, быстро и легко привык к новым условиям и не испытывал страх и неуверенность, поэтому тема адаптации ребенка к саду всегда актуальна.
Эта статья поможет мамам, папам и работникам дошкольных образовательных учреждений понять, что такое адаптационный период, какие бывают степени привыкания детей к детскому саду и как помочь им поскорее освоиться в группе, научиться соблюдать правила, общаться и дружить, обучаться и познавать мир.
Что называют адаптацией?
Адаптация – это период приспособления человека к незнакомой обстановке. В нашей статье речь пойдет о привыкании малышей к условиям детского сада.
Давайте представим мир ребенка: его окружают родные люди, он играет в любимые игрушки, у него уютная кровать, любимая чашка со слоником, привычный распорядок дня и знакомая обстановка. И вдруг в одно мгновение все в его мире меняется – родители отводят его в незнакомое место, оставляют с чужими тетями, еда и питье – не такие, как дома, игрушки тоже другие, но самое главное – вокруг много других детей, которые бегают и прыгают, плачут и смеются, обижают и обижаются.
То есть, когда кроха впервые приходит в детский сад, ему приходится сталкиваться с неизведанным пространством, с чужими людьми, выполнять непонятные правила. Период привыкания может превратиться в настоящий стресс для малыша и потребовать от него серьезных психологических затрат.
Иногда ребенку так сложно, что родители уже не верят, что их сын или дочка смогут адаптироваться к новшествам без вреда для психики и здоровья. Кто-то сдается и делает вывод: «Детский сад – это не наша история, у нас не детсадовский ребенок!»
Тут важно не торопиться с кардинальным решением и понимать, что адаптация – это всегда непростой период, который не будет длиться вечно. И нужно помочь малышу, чтобы он как можно легче прошел этот путь.
Влияние психических расстройств детского возраста на дальнейшую жизнь человека
Продольные исследования
Ретроспективные исследования оценивают, посредством интервью и самоотчета, прогрессирование психопатолологической симптоматики от детства к взрослой жизни, принимая во внимание изменения жизни человека или его семьи или более ранние клинические исследования. Фактически, большинство ретроспективных исследований в литературе выдвигает на первый план интересные клинические наблюдения о взаимосвязи между конкретными факторами риска в детстве и началом психопатологии во взрослом возрасте.
В настоящее время проспективные исследования по праву считаются единственными ориентирами, на которые можно опираться в исследованиях преемственности. На самом деле они обладают рядом преимуществ, в том числе возможностью выбирать, какие меры использовать для оценки конкретных случаев психопатологической патологии и ее прогрессии в определенные периоды развития. Стоит отметить, что в этих исследованиях отсутствуют надежные результаты относительно раннего развития поведения. Для того, чтобы преодолеть эту проблему, были проведены комбинированные исследования, поскольку они добавляют ретроспективную информацию, полезную при классификации исследуемой выборки, к проспективным исследованиям. Комбинированные исследования, однако, имеют ограниченное применение при изучении факторов риска, которые возникают до первого момента измерения. Даже если они позволяют фактически учитывать постоянные факторы риска в процессе разработки, собирая ретроспективную информацию, следует отметить, что многие факторы риска могут изменяться во времени и, следовательно, должны всегда оцениваться перспективно.
Аффективные расстройства
Некоторые исследователи выявили диагностическую специфичность аффективных расстройств на протяжении всего жизненного цикла, демонстрируя высокую степень гомотипического соответствия. Некоторые авторы говорят о том, что очевидная связь между депрессией в подростковом возрасте и депрессией в раннем взрослом возрасте является эпифеноменальной ассоциацией, возникающей в результате прямых ассоциаций между подростковыми коморбидными расстройствами и последующим депрессивным синдромом. Таким образом, гетеротипические корреляции между диагнозом большого депрессивного расстройства (MDD) в детстве и более поздним началом генерализованного тревожного расстройства, или паническим расстройством без агорафобии, или даже агорафобией без истории панического расстройства в зрелом возрасте, представляются более актуальными.
Расстройства тревожного спектра
Растройства пищевого поведения
Диссоциативные расстройства
Некоторые продольные исследования показывают более высокий уровень разрыва диссоциативных расстройств от детства до подросткового возраста, вероятно, из-за индивидуальной вариабельности и возможности своевременного психиатрического лечения, а также значительного распространенность гетеротипической преемственности от ранней юности до зрелого возраста. Молодые люди с диссоциативными расстройствами, по-видимому, более склонны к тревоге, депрессивным или соматоформным расстройствам и пограничным расстройствам, обсессивно-компульсивным, избегающим, параноидальным и асоциальным расстройствам личности.
Расстройства личности
Физическое и сексуальное насилие
Неадекватное поведение родителей
Потеря родителей
Катастрофы
Исследователи выявили усиление симптомов синдрома посттравматического расстройства (ПТСР) у детей, перенесших раннюю травму: чем они моложе, тем чаще встречаются симптомы депрессии и ПТСР, которые сохраняются даже в зрелом возрасте. Кроме того, дети младшего возраста могут страдать от поведенческой регрессии, крайней зависимости, страха, ПТСР, аффективных расстройств и расстройств сна и повышенной агрессивности; у детей старшего возраста могут возникнуть расстройства сознания, диссоциативные и депрессивные симптомы, хотя они и являются более временными.
Бедность
Механизмы психологической защиты и копинг стратегии
25-60% взрослых с психическими расстройствами в детстве имели расстройство поведения, которое не было своевременно диагностировано и пролечено.
Влияние физической травмы на психическое здоровье ребёнка
В ряде случаев, особенно если ребёнок непосредственно участвовал в трагическом событии, у него нередко развивается посттравматический стресс. При этом его преследуют навязчивые и часто повторяющиеся страшные картины происшедшей трагедии, избавиться от которых он не в состоянии; постоянно мучают ночные кошмары, чувства беспокойства и тревожности.
Посттравматический стресс может сопровождаться депрессией, сниженным настроением, страхами, расстройством поведения (агрессивностью), проблемами питания и сна. При этом дети боятся оставаться одни и требуют постоянного присутствия взрослого. Они избегают посещения мест, связанных с трагедией и любой лёгкий намёк на травму вызывает у них бурно выражаемый негативизм. Последствия психологических травм проявляются также и в игровой деятельности ребёнка с навязчиво повторяющимся сюжетом, так или иначе связанным с трагедией (игра в дом с элементами смерти одного из членов кукольной семьи, игра в «друзей» при их отсутствии и т.д.). При этом у ребёнка резко сужается круг интересов, что характеризуется такими высказываниями: «Я больше не играю в подвижные игры, так как мне и так не повезло». Впоследствии появляются отчуждённость и стремление к одиночеству. Всё это в конечном счёте приводит к замедлению в психическом развитии ребёнка, что часто отражается и на развитии ребёнка, снижается успеваемость в школе, появляются проблемы внимания, чрезмерная раскованность, состояния паники, излишние настороженность и напряжённость.
Многие родители, чей ребенок перенес травму, не понимают смысла и необходимости в психологической помощи. Они думают и говорят примерно следующее: «Вот ведь привязались к ребёнку, дайте ему прийти в себя! И, вообще, ни к чему ему вспоминать этот ужас!». Не говорить и не вспоминать о трагическом происшествии, возможно, и проще, но тем самым создаются предпосылки к тому, что «необработанный» страх поселится в детской душе надолго, а может и навсегда! Это объясняется особенностями восприятия маленьких детей. Взрослым свойственно считать, что маленькие дети ничего не понимают в происходящем вокруг них и не могут реагировать подобно старшим детям и им, взрослым, на различные стрессовые ситуации, а поэтому они тщательно скрывают от детей истинное положение вещей. Данная ситуация в психологии получила название «завуалированной» проблемы. При этом проблемы, возникшие у ребёнка, тщательно от него же скрываются, вуалируются родителями, что в свою очередь накладывает неизгладимый отпечаток на формирование его личности и картины поведенческих проявлений. Такой ребёнок не готов к борьбе за своё место под солнцем, со своей возникшей травмой, а, наоборот, ожидает чуда, как в сказке. В дальнейшем такая ситуация скажется и на поведении взрослого сформировавшегося человека, который будет везде и всюду искать более лёгких путей для решения тех или иных проблем.
Психотравмирующий опыт, полученный в детстве и оставшийся непроработанным, во взрослом возрасте может стать причиной различных психологических или даже психиатрических проблем. Травмирующее событие и непроработанные тревожные чувства могут жить в подсознании людей на протяжении многих лет, а когда другие события, происходящие уже во взрослой жизни, опять разбередят старые раны, вызванные негативным детским опытом. В этом случае для восстановления психологического равновесия приходится прилагать большие усилия и обращаться за профессиональной психотерапевтической помощью.
Да, действительно, в силу их ещё незрелого интеллекта, маленькие дети неспособны осознать степень опасности, которой они или их близкие подвергаются. Но в силу особой привязанности к матери и другим близким, они очень чувствительны к их эмоциональному состоянию и именно через призму эмоций близких людей воспринимают ситуацию как опасную или не опасную. Попытки полностью скрыть от ребёнка суть произошедшего могут завести его в тупик и усилить чувство тревоги. Как правило, реакция детей на стресс проявляется в изменениях характера их моторной активности, аппетита и сна. Во многом ситуация преодоления физической травмы зависит от особенностей поведения самих родителей. Очень часто родителям трудно отличить естественную реакцию страха ребёнка от патологической, поэтому многие из них долгое время после травмы не обращаются за помощью к психологу. Они очень эмоционально и тяжело принимают физическую травму ребёнка, глубоко сопереживая ему, и даже идентифицируют себя с ним, или же, наоборот, впадают в депрессивное состояние. В силу этого родители оказываются не в состоянии адекватно оценить эмоциональное состояние собственного ребёнка. Они лишь фиксируют изменения в его эмоциональном состоянии, но не связывают их с произошедшей травмой; часто скрывают от психологов историю травмы, не придавая ей особого значения или же из-за чувства собственной вины, вследствие этого теряя дорогое время, необходимое для восстановления психики ребёнка. Когда ломается внешняя защита в лице родителей, ребёнок вынужден защищать себя сам. Если же он не справляется с этим, то посылает сигнал SOS, чтобы хоть кто-нибудь обратил на него внимание. И тогда он начинает либо заикаться, либо становится очень агрессивным, либо начинает плохо кушать или спать.
Рекомендация для родителей ребёнка, перенесшего травму сводятся к следующему. Если в Вашей семье произошёл несчастный случай или вы заметили резкое изменение в поведении ребёнка (проявление агрессивности или, наоборот, подавленности, расстройств сна и питания и т. д.), то помимо обычной врачебной помощи необходимо обратиться к психологу или психиатру для оказания первой психологической помощи.
Своевременная психологическая помощь может стать пусковым механизмом для развития полноценной личности, способной в дальнейшем самостоятельно преодолевать различные трудные жизненные ситуации.
Психолог
Центра здоровья подростков и молодёжи
УЗ «Вилейская ЦРБ»
Шляпо Олеся Владимировна
Особенности психологической реабилитации детей, переживших насилие
– Каких-то однозначных маркеров практически не существует, но есть ряд признаков и особенностей, присутствие которых должно насторожить: повышенная тревожность ребёнка, наличие многочисленных страхов, задержки умственного и эмоционального развития, нарушения речи (например, заикание), пугливость или, наоборот, вызывающее, конфронтирующее поведение (агрессивность, воровство, лживость). Самыми характерными признаками можно считать симптомы нарушения привязанности: недоверие по отношению к взрослым, невозможность установить тёплые отношения или, наоборот, заметная «прилипчивость», демонстративная покорность. Иногда такие дети не делают различий между «своими» и «чужими» взрослыми, ведут себя одинаково с собственными родителями и с незнакомыми педагогами или социальными работниками. Правильно диагностировать такие признаки может специалист – психолог, психотерапевт или педагог.
Часто последствия пережитого насилия проявляются в играх детей или историях, которые они рассказывают: игрушечные «герои» или персонажи сказок могут говорить о пережитом опыте гораздо красноречивее самого ребёнка. Сами дети часто стыдятся опыта насилия, пытаются скрыть повреждения (синяки, ссадины) или лгут окружающим о причинах их возникновения. Часто ребёнок, получивший травму в результате несчастного случая или во время игры, с удовольствием многократно рассказывает подробности (таким образом он помогает сам себе справиться со стрессом), гордится шрамами, описывает обстоятельства, при которых он их получил. Ребёнок-жертва насилия склонен скрывать свои повреждения, он чаще отказывается говорить о том, как он их получил, или рассказывает туманные неубедительные истории.
Однако сама идея того, что по каким-то отдельным признакам мы можем установить, подвергался ли ребёнок насилию, кажется мне небезопасной: с одной стороны, наличие всех перечисленных признаков может быть связано с какими-то другими проблемами в семье или детском коллективе, но главное – отсутствие этих признаков ещё не является гарантией того, что с ребёнком всё в порядке. Тут как с депрессией: иногда по поведению или внешнему виду невозможно заподозрить, что происходит что-то плохое.
– Какие существуют виды и особенности психологического насилия?
– Есть ли шанс полностью восстановить психику ребёнка после пережитой травмы?
– Шанс есть, но в целом эффективность работы с таким ребёнком зависит от множества факторов: длительность и систематичность насильственных действий по отношению к ребёнку, наличие или отсутствие тёплых поддерживающих отношений со взрослыми (потому что присутствие насилия в семье не всегда означает отсутствие тёплых отношений, часто эти феномены сочетаются друг с другом), то, в каком возрасте случилась травма, индивидуальные особенности каждого ребёнка. И даже при учёте всех этих факторов вывести однозначную «формулу» успеха невозможно, потому что все мы разные. Одинаковые по интенсивности действия могут вызвать разную реакцию не только у разных людей, но и у одного и того же ребёнка в зависимости от того, на каком этапе развития он находится, какие возрастные изменения переживает в данный момент.
Так или иначе, чем раньше случится терапевтическое или психокоррекционное вмешательство, тем больше шансов избежать долгосрочных последствий. Чаще всего полностью «отыграть» ситуацию и сделать так, словно этого опыта у ребёнка не было, невозможно, и какие-то отдельные личностные особенности и единичные нарушения останутся, как останутся сложности с доверием и тревожность. Но в этом случае задача специалиста – помочь ребёнку адаптироваться к жизни с этими особенностями, скомпенсировать их, чтобы они не мешали ему развиваться дальше.