Что влияет на профессию
Что влияет на выбор профессии?
От профессиональной ориентации зависит будущая жизнь человека. Это серьезный и ответственный момент в жизни каждого школьника, который требует определенной подготовки. Каждый мечтает об успешной работе, построении собственной карьеры. Если вы хотите испытывать душевное равновесие и материальное благополучие, то стоит учитывать многие факторы, которые делятся на внешние и внутренние.
Внутренние факторы
К внутренним факторам относятся интересы, способности и возможности человека. При выборе профессии стоит особое внимание уделить внутренним факторам, так как они точно способны подсказать чего на самом деле хочет ученик.
Возможности. В эту группу входит здоровье, физические способности, быстрота реакции, обладание музыкальным слухом или отличным зрением, обонянием. Если у вас есть проблемы со здоровьем, то не стоит выбирать профессию летчика, сотрудника МВД, пожарника.
Способности. Собственные способности выявить очень просто, на то и существуют школьные предметы. Кому как не вам известно, какие школьные предметы вам даются легче, а к каким вы вообще не испытываете никакого интереса. При выборе профессии это тоже надо учитывать. Ведь если у вас все отлично с биологией, то будет интереснее ее изучать каждый день в университете, чем английский язык.
Интересы. У вас есть любимые увлечения, такие как танцы или футбол. Не забудьте это тоже учесть, когда будете делать свой выбор. Может у вас лучше всех получается ремонтировать технику, это может быть прямая дорога к профессиональному успеху.
Внешние факторы
Востребованность профессии. На самом деле это очень важный показатель и про него также не стоит забывать. А также стоит помнить, что есть модные профессии такие как блогер, экономист, визажист, мастер маникюра и т.д. Особенность этих профессий, что они востребованы в определенный промежуток времени, а после их рейтинг падает. Тогда клиентов приходит меньше, зарплаты снижаются, рабочие места сокращаются.
Возможность получения профессии. Некоторым профессиям обучают только в крупных городах, поэтому чтобы их получить придется переезжать. Или обучение на желаемую профессию слишком дорогое, а шансов попасть на бюджет очень мало. Тогда стоит подумать о запасном варианте. Многие абитуриенты рассматривают учебные учреждения в которых выдается диплом государственного образца. Это дает гарантию, что вы точно получите желаемую профессию в учебном заведении и оно не закроется.
Заработная плата. Помните, что после окончания учебного заведения вы точно не будете получать высокую заработную плату. Вас будут брать на испытательный срок, проверять, наблюдать за вами. Чтобы получать высокую заработную плату, нужно будет проявлять инициативу в работе, повышать свою квалификацию, показывать отличные результаты в работе. И тогда вы добьетесь желаемого.
Желание близких и знакомых. Для того, чтобы дать вам дельный совет, человек должен как следует разбираться в рынке профессий. Это может быть рекрутер, кадровик, психолог. Как показывает практика, многие родители имея рабочий опыт за плечами, стараются уговорить ребенка получить такую же профессию как у них. Или считают, что в будущем лучше работать в государственных структурах, так как там есть стабильность. Одним словом они хотят вам облегчить профессиональный путь и в этом их можно понять.
Что влияет на выбор профессии
8 факторов выбора профессии по Е.А. Климову
Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.
8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:
1. Позиция старших членов семьи
Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг
Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3. Позиция учителей, школьных педагогов
Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. Личные профессиональные планы
Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5. Способности
О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание
Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность
Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
Автор: Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения
Источник: Ориентир. Путь к успеху
Как построить карьеру с точки зрения науки
Когда выпускников детского сада спрашивают, кем они хотят стать, они часто называют героические профессии или профессии своих родителей. Через годы они выбирают другие профессии — и это кажется нормальным. Зато кажется ненормальным, что многие недовольны своей работой или остаются на ней только из-за зарплаты. Дарья Абрамова, CEO «Кодабры», онлайн-школы программирования для детей, разбирается, что влияет на выбор профессии с точки зрения науки и как воспользоваться советами ученых.
Читайте «Хайтек» в
Почему важно правильно выбирать профессию
Неправильный выбор работы ведет к депрессии. Если люди недовольны своей работой, им приходится тратить время и силы на то, что им кажется пустым и ненужным. Это приводит к профессиональному выгоранию, в том числе к депрессии и потере смысла жизни. Также людям, недовольным своей работой, приходится ее более или менее часто менять, что тоже приводит к депрессии.
Человеку важно проявлять свои таланты. Причем это важнее, чем статус или должность в компании. Исследователи доказали, что люди, у которых результат работы зависит от их способностей, больше удовлетворены своей профессией, чем люди на высокооплачиваемых должностях. Дворники и служащие зоопарка работали с большей отдачей, чем менеджеры крупных компаний.
Мир нестабилен. В ближайшие 20 лет треть рабочих мест отдадут роботам, а десятки профессий просто исчезнут. Чтобы быть к этому готовым, нужно выбирать профессию правильно — или даже не профессию, а сферу, в которой можно проявлять себя по-разному. Например, специалист по микробиологии может работать в лабораториях, консультировать производителей пищевых продуктов или писать книги и статьи для СМИ.
Что ученые говорят о выборе профессии
Чем шире контакты, тем лучше карьера. Экономист Рональд Берт провел десятки исследований и выяснил, что выдающиеся предприниматели отличались от других открытой сетью контактов. Когда у обычных бизнесменов и менеджеров все знакомые и коллеги работали в одной сфере и были связаны между собой, выдающиеся общались с людьми из абсолютно разных сфер. Берт считает, что, общаясь с отличающимися друг от друга людьми, мы учимся быть гибкими, уважать ценности других, получаем уникальный опыт. К тому же люди с открытой сетью контактов не только учатся новому лучше других, но и быстрее расширяют свою сеть дальше, получая единомышленников во все новых компаниях и сферах.
Выбор профессии зависит от целей, опыта и установок. Люди сильно отличаются друга от друга мотивацией, которая формируется с самого детства. Неудивительно, что ее элементы влияют на выбор профессии.
Люблянские экономисты выяснили, что студенты, которые умеют правильно формулировать и ставить цель, находят после вуза работу, которой остаются довольны. Видимо, это связано с тем, что такие студенты лучше понимают, что им нравится в работе, выделяют эти критерии и ищут работу исходя их них.
Но при этом важно не только смотреть в будущее, но и помнить о прошлом. Стэнфордский психолог Крумбольц доказывает, что выбор профессии зависит от установок и убеждений, сформированных в течение жизни. Часто студенты используют при выборе профессий разрушительные убеждения, например, думают, что должны зарабатывать больше своих родителей, хотят только лучшую работу или считают, что будут счастливы, только если добьются определенной должности. Как отмечает Крумбольц, эти убеждения отдаляют соискателей от дела их жизни.
Выбор зависит от ориентации на успех и неуспех. Психолог и карьерный консультант Хайди Халворсон утверждает, что люди принимают решения, используя две стратегии: одни ищут максимальный выигрыш, другие пытаются избежать проигрыша. Это похоже на поведенческие типы А и Б, описанные кардиологами Фридманом и Розенманом. Люди с типом А склонны рассматривать каждую задачу и цель как возможность для продвижения — с одной стороны, это хорошо, с другой стороны, люди тратят на это много ресурсов. Люди с типом Б затаиваются и пытаются сохранить статус кво, лишь бы все было спокойно и безопасно.
Халворсон считает, что люди с типом А выбирают более престижные, но и более «опасные» профессии, люди с типом Б более спокойные, но иногда более скучные.
Выбор зависит от родителей. Большинство детей очень много времени проводит с родителями и зависят от их мнения и примера. Это влияет на выбор профессии прямо и косвенно. По исследованиям проекта Nothing in Common, дети выбирают профессию, ориентируясь только на родителей и сверстников, но не учитывая рынок труда.
Также выбор профессии сильно зависит от родительских ожиданий. Во-первых, родители примерно представляют, какую профессию хотят ребенку, и так или иначе подталкивают ребенка к этому. Во-вторых, они выдают ресурсы на те или иные секции и кружки, частные школы и обучающие развлечения. Проблема в том, что ожидания родителей бывают парадоксальными: согласно исследованиям, от школы родители хотят, чтобы вырастили ребенка достойным человеком, умеющим общаться, а от колледжа и вуза, чтобы ребенок приобрел статусную профессию.
При этом важнее, чтобы родители не влияли с помощью ожиданий, а помогали своим детям разобраться в их интересах и рынке труда. Согласно исследованиям, чем больше включенность родителей в детскую профориентацию, тем больше дети довольны своим карьерным выбором.
Как правильно выбирать профессию
Отталкиваться от интересов. Высокооплачиваемую работу можно найти почти в любой сфере: важно, чтобы человеку хотелось там работать и развиваться. Главное — определить свой интерес, а дальше есть разные способы, как подобрать под него профессию. Карьерные консультанты помогают понять, какую сферу выбрать, исходя из любимого школьного предмета. Если выбрать профессию по интересу не получается, можно дать себе подсказку и пройти тест Холланда на определение профессии по типу личности.
Изучать рынок труда. Это не значит, что нужно изменять своим интересам в угоду спросу на рынке труда. Это помогает выбрать определенную компанию или часть рынка: программист может работать на военных, врачей, финансистов и много где еще. Изучение рынка труда помогает понять, какие смежные навыки нужно получить, чтобы лучше трудоустроиться, где пройти стажировку.
Быть гибким. Самое главное — понимать, что работу придется сменить несколько раз за жизнь. Если сразу быть к этому готовым, будет проще затем наниматься и расставаться. Это не значит, что к работе и компании не нужно привязываться, это значит, что нужно быть готовым ко всему — провалам, резким взлетам, неожиданным поворотам карьерной судьбы.
Работать с психологом насчет неверных убеждений. Чем лучше человек понимает самого себя, тем проще ему принимать решения и не разочаровываться в них. Иногда в этом мешают убеждения, которые живут в голове с рождения и уже не осознаются: «лучше не высовываться», «работать надо только за большие деньги», «родители плохого не посоветуют». Все эти убеждения нужны были нам на определенных жизненных этапах — важно самому или с психологом разобраться, нужны ли они сейчас.
Начать раньше. Чем раньше человек начинает разбираться в своих профессиональных интересах, тем лучше — во-первых, так он успеет лучше их изучить, во-вторых, начнет стажироваться еще в школе. Опыт работы в разных компаниях и сферах только помогает — человек изучает разные стили руководства, попадает в разные проблемные ситуации и учится из них выходить, развивает больше профессиональных навыков. Также важно с младшего школьного возраста развивать навыки, которые пригодятся почти в любой сфере и профессии: английский язык, основы программирования, навыки самопрезентации и командной работы.
Не бояться менять работу. Если человек четко понимает свои интересы и может ставить долгосрочные цели, каждая следующая работа становится для него важным, но этапом. И когда человеку «тесно» на рабочем месте, он спокойно с ним прощается и движется дальше. Кажется, что такая модель поведения становится наиболее полезной для современного мира.
Факторы влияния на выбор профессии школьников
Ключевые слова: выбор профессии
Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном пространстве. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов. Главная задача выбирающего при этом – тщательно проанализировать все эти факторы и принять грамотное, самостоятельное решение. Российский академик Е. А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии:
Наличие склонностей (интересов).Человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог,тренер).
Наличие способностей. Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.
Притязания (предпочтения). На выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом – место работы, в третьих – решающее значение имеет место жительства, в четвертых – климатические и погодные условия и т. д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения.
Мнение родителей, семьи. Зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.
Мнение сверстников. Например, юноша выбрал для себя очень важную и «вечную» профессию – решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает Мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Но профессиональный выбор – это свободный и личный выбор.
Личный профессиональный план – это основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т. е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий – «жизненную перспективу» – первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы – как видится в мечтах «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры». Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Не менее важны и представления о внешних условиях достижения намеченных целей, т.е. трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей. Запасные на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации и избавит от лишних переживаний.
Знания о профессии. Прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. Профессиограммы знакомят не только с тем, что делает, как, с помощью каких орудий и средств трудится тот или иной рабочий, но и с тем, какие личные качества от него требуются.
Потребности обществаимеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.
Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель – половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей. Важно установить этапы (шаги, ступени) достижения цели, сроки для каждого этапа, определить те моменты, где вы можете рассчитывать только на себя, и те, где вам может понадобиться помощь и поддержка со стороны других людей.
Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя «китами выбора профессии». Называются они «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО».
«ХОЧУ» – это наши интересы и склонности, профессиональные и карьерные предпочтения. С одной стороны, это те профессиональные области, сферы производства, конкретные профессии, занятия, которые нам интересны. С другой – это наши жизненные и профессиональные ценности, то, чего мы хотим получать от своей деятельности. Для кого-то из нас главное, чтобы результаты труда были полезны для окружающих, кому-то важен заработок, кому-то – возможность постоянного карьерного роста.
Первое, что стоит сделать, приступая к выбору профессии – задать себе вопросы: что мне по-настоящему интересно? О чём мне нравится читать, смотреть фильмы, разговаривать? Отвечая на эти вопросы, мы очерчиваем круг своих интересов.
Интерес – специфическая направленность личности на определенный предмет; сосредоточенность на нём мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.
Интересы могут проявиться достаточно рано в детстве, сформировавшись под влиянием окружающей среды, близких людей. Допустим в семье спортсменов-горнолыжников у ребенка велика вероятность развития интереса к покорению снежных вершин, а девочка, которую мама-парикмахер с детства водит с собой на работу, скорее всего, уже с начальной школы будет делать прически всем своим подружкам и одноклассницам. Но вот закрепляются те или иные интересы в зависимости от особенностей нашего характера, темперамента. Так, мальчик-флегматик, совершенно не склонный к риску и авантюризму, вряд станет горнолыжником даже в семье потомственных спортсменов.
Интерес к тому или иному предмету (науке, музыке, спорту) в сочетании с соответствующими чертами личности побуждает к определенной деятельности. Тем самым интерес порождает склонность или переходит в нее. Если интерес – это направленность на определенный предмет, то склонность – направленность на соответствующую деятельность. Например, ранний интерес к технике (наблюдение за процессом ремонта или сборки аппаратуры, просмотр телепередач о технических новинках) может впоследствии перейти в желание заниматься этим самостоятельно и профессионально. Наличие интересов означает «хочу знать», склонность – «хочу делать». Именно склонности, родившиеся из интересов, являются основой для дальнейшего профессионального выбора.
Определить свои интересы и склонности можно путем наблюдения за собой, анализа своих увлечений, хобби, бесед с родителями, знакомыми, учителями (им может быть многое заметно со стороны) и с помощью специальных психологических тестов.
В ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» диагностикой и тестированием, направленными на выявление способностей и склонностей к той или иной сфере деятельности воспитанниц занимается социально-психологическая служба школы. Помимо этого оказывает помощь в выборе профессионального направления элективный курс «Слагаемые выбора профиля обучения».
Для выявления факторов, которые оказывают влияние на выбор профессионального направления старшеклассниц было проведено анкетирование среди обучающихся 11-х классов.
В опросе приняли участие 31 человек.
Успешность выбора профессии в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной:
Профессиональное самоопределение— длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализации личности.
На уровне школы работа по изучению и формированию мотивационных факторов личности учащегося должна быть системной, то есть в ней должны участвовать и администрация школ, и педагоги, и школьные психологи, и социальные педагоги, и, обязательно, сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать и родители школьников.
Проблема выбора профессионального и жизненного пути встаёт перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознаёт всех отдалённых последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своём будущем общества, в котором им предстоит жить.
В связи с этим при профессиональном выборе у подростков зачастую возникают отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределённое время или перекладывая ответственность на других: родителей, друзей, знакомых.
Психологи выделяют 4 типа подростков, выбирающих будущую профессию:
Как показывают результат опроса одиннадцатиклассниц, к 4 типу относится лишь незначительная их часть.
Ошибки при выборе профессии:
Таким образом, особенности выбора профессии у старшеклассников состоят в том, что они стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.
Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Своевременная помощь, оказанная школьнику в выборе профессии, не только помогает ему организовать непосредственно учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).
Такая работа побуждает школьника задуматься о себе, о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует формированию у школьника мотивационных факторов выбора профессии.