Что влияет на беглость чтения как ее формировать

Как добиться беглости чтения у детей и взрослых

Основные секреты беглости чтения и распространенные ошибки, которые необходимо устранить

Что влияет на беглость чтения как ее формировать. a kid reading2 i. Что влияет на беглость чтения как ее формировать фото. Что влияет на беглость чтения как ее формировать-a kid reading2 i. картинка Что влияет на беглость чтения как ее формировать. картинка a kid reading2 i.

Давайте разложим по порядку каждую из этих ошибок на причинно-следственные составляющие, зная которые мы сможем качественно повлиять на развитие навыков беглости чтения у ребенка.

Фонетизация

Фонетизация (артикуляция, субвокализация) – так называемый «звуковой барьер», который заключается в тихом повторении читаемых слов. Эта привычка формируется непосредственно в детстве, когда малышей учат последовательно произносить вслух слоги в читаемом слове. Достаточно большая группа детей спустя некоторое время испытывает серьезные трудности при переходе от чтения по слогам к чтению целых слов или выражений (или даже неспособность выполнить такой переход). Отсюда и феномен фонетизации.

Существует два вида фонетизации:

Внутренняя фонетизация является более распространенной и в отличие от внешней ее сложнее устранить.

Поток информации у человека, читающего медленно, берет свое начало с визуального прочтения материала посредством зрительного канала восприятия, после чего текст «поставляется» в слуховой канал (именно здесь происходит явление фонетизации) и только после этого попадает в мозг. Внутренняя фонетизация не позволяет читателю превысить скорость произносимых слов, так как если он это сделает, то сразу же потеряет смысл текста. В результате скорость чтения составляет у него около 150 слов в минуту, что еще меньше, чем средняя скорость чтения взрослого человека (200-250 слов в минуту).

Устранение фонетизации является одним из важных условий приобретения навыков быстрого чтения. Быстрый читатель не произносит то, что читает ни вслух, ни в уме, поскольку в его схеме потока информации не задействуется слуховой канал, и информация передается непосредственно из зрительного канала прямо в мозг.

Регрессия

Регрессия может быть непроизвольная или произвольная (сознательная, целенаправленная). У среднего читателя в тексте, насчитывающем около ста слов, регрессия возникает примерно 10-15 раз. Одна такая регрессия занимает от одной до нескольких десятков секунд. Не нужно даже и говорить, как это влияет на скорость чтения.

Чтобы хорошо понять само явление регрессии, необходимо знать ее причину. Она довольно прозаична, так как регрессия является следствием слишком малой концентрации внимания на читаемом тексте. Объясним это более подробно. Читатель после прочтения определенного абзаца, приходит к выводу, что во время чтения он думал о чем-то другом, и именно по этой причине ничего не понял, после чего он вынужден снова возвратиться к чтению уже прочитанного абзаца. А время, между тем, летит.

Если кто-то читает со скоростью более 1000 слов в минуту, явление регрессии практически не возникает, так как при такой скорости внимание читателя на 100% сосредоточено на чтении, что не позволяет совершать мысленные «прыжки в сторону».

Самой популярной причиной регрессии является встреча с неизвестным словом, буквально спотыкание об него. В случае быстрого чтения, читатель сразу же связывает значение данного слова или фрагмента текста на основании общего контекста, в котором эти выражения встречаются.

Не использование указателя

Помните школьные времена, когда во время чтения вы помогали себе пальчиком, указывая точное место, на котором должен был остановиться ваш взор? Тогда именно он служил вам таким указателем. Но учитель был прогрессивным и запретил вам пользоваться пальцем во время чтения, потому что «ведь так читают только очень маленькие дети». Однако, как оказалось, тогда вы были абсолютно правы. Глаза тоже нуждаются в руководстве.

Опираясь на авторитет ученых, можно утверждать, что наши глаза просто созданы для использования указателя. Лучше всего для этой цели использовать палец, карандаш, шариковую ручку или палочку. Указатель при этом ведем равномерным однотипным движением. Однако не нужно это делать вдоль всей строки. Глаза двигаются вниз по центральной части страницы и могут воспринимать от пяти до шести слов одновременно, а значит, останавливаются в начале и в конце каждой строчки. Таким образом, они охватывают информацию, которая находится сбоку.

Преимущества использования указателя во время чтения разнообразны. Назовем лишь самые важные: это уменьшает нагрузку на работу глаз, удерживает сосредоточенность ума и концентрацию внимания, ускоряет чтение, сохраняя высокий уровень понимания.

Существует много техник использования указателя. Перечислим несколько основных, в том порядке, в котором они должны быть использованы, а значит, от самых простых до самых сложных. Схема работы такова, что вы не сможете перейти к следующей технике использования указателя без ознакомления с более ранней. Наилучшие результаты приносит выполнение упражнений на очень высокой скорости без попытки понять что-либо, к ним вы можете прибегнуть в начале обучения. Тогда мозг сразу будет приучаться к работе на больших скоростях.

Разобравшись в сути допускаемых ошибок, как нам исправить их у себя и наших детей?

Как исправить фонетизацию

Лучшие и самые популярные методы следующие:

1. Механические. В чем они заключаются? Механические методы следующие: прижать кончик языка к зубам или прикусить его; зажать зубами карандаш (не касаясь его губами и языком); плотно закрыть рот, сжав челюсти; плотно сомкнуть губы, чтобы невозможно было ими двигать во время чтения; широко открыть рот и ворочать языком или перемещать им в процессе чтения жевательную резинку.

2. Чтение текста с одновременным выполнением «мешающих» действий. В чем заключается эта техника? В произношении букв алфавита в процессе чтения, счете, насвистывании, произношении слогов (например, «ля, ля, ля»), а также декламировании выученных наизусть стихов, лозунгов, текстов и т. д. Следует отметить, что применение этого метода в начальном периоде приводит к радикальному ухудшению степени понимания текста, а также снижению скорости чтения. Этого не стоит бояться, это временно.

3. Чтение текста с выстукивание ритма («центральные помехи чтению»). В чем суть? Во время чтения мы выстукиваем рукой или карандашом различные ритмы. Вначале, как правило, удается выполнить только что-то одно: отстукивать ритм, будучи не в состоянии сосредоточиться на чтении, либо сосредоточиться на смысле текста, потерявшись в выстукивании ритма. Чаще всего, «убив» абзац, простукивая ритм, мы понятия не имеем, о чем только что прочитали. И это нормальное явление, которое исчезает после определенного времени выполнения такого рода упражнений.

Ритм следует выстукивать карандашом или сжатыми большим, указательным и средним пальцами правой руки в темпе, совпадающем с ритмом наших нормальных шагов. Выстукивать полным движением всего предплечья.

Как исправить регрессию

Большинство упражнений, направленных на борьбу с регрессией, это упражнения с использованием указателя, так как он дисциплинирует работу нашего глаза. Следовательно, прежде всего:

Для начала выберите текст, который вам уже известен, без трудных выражений, к которым глаз наиболее часто возвращается, и на которых ваше внимание вынуждено постоянно останавливаться. При возвратных движениях (т. е. при переходе взгляда на следующую строку текста) не останавливайся взглядом слишком далеко от начала строки.

Что делать с указателем

Тут как раз все очень просто. Если вы хотите снова вернуться к традиции использования пальчика во время чтения, никаких преград нет – просто начните им пользоваться и все. Рано или поздно это проникнет в вас, и вы выйдите на путь быстрого чтения. Так что практикуйте перечисленные ранее методы обращения с указателем сами и вместе со своим ребенком и у вас все получится.

Знание не мертво. Проверьте его на собственно опыте.

Источник

Статья (методические рекомендации)Формирование навыков осознанного и беглого чтения.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Махрова Ирина Владимировна

учитель начальных классов

«Средняя общеобразовательная школа с. Большой Мелик

Балашовского района Саратовской области»

Что влияет на беглость чтения как ее формировать. hello html m68e0cb55. Что влияет на беглость чтения как ее формировать фото. Что влияет на беглость чтения как ее формировать-hello html m68e0cb55. картинка Что влияет на беглость чтения как ее формировать. картинка hello html m68e0cb55.

Формирование навыков осознанного и беглого чтения.

Согласно положениям ФГОС НОО (2010), учащиеся начальной школы должны:

— узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;

-объяснять поступки героев и давать им оценки;

-находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;

— устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;

-объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;

-пересказать подробно небольшое эпическое произведение;

-писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов);

-читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;

-читать наизусть несколько стихотворений (7-10);

-сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).

Таким образом, сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

Умение читать – одно из важнейших учебных умений. Нет ни одного предмета, изучаемого в школе, не требующего свободного владения навыками чтения. Актуальность навыка очевидна, однако далеко не все учащиеся умеют хорошо читать.

По данным современных исследователей приблизительно 5 % цивилизованного населения земного шара не способны овладеть навыками чтения совсем. Во всем мире наблюдается тенденция к возрастанию нарушений чтения у детей. Отмечается снижение интереса к чтению. Книга уже не является популярным источником получения знаний.

В Москве специалистами были проведены исследования уровня сформированности навыков осознанного беглого чтения среди школьников общеобразовательных школ, обучающихся по самым разным программам (не включались в исследования учащиеся классов коррекционно-развивающего обучения).

Полученные результаты оказались весьма интересными.

Среди учащихся 3 классов только 1/3 читают целыми словами, 1/3 не понимают прочитанное.

Среди учащихся 4 классов только 26 % читают группами слов, 39 % читают целыми словами, остальные 35 % учащихся читают по буквам; 10 % учащихся не понимают прочитанное, 28 % понимают прочитанный текст фрагментарно, 42 % понимают частично, и только20%учащихсяполностьюпонимаютпрочитанное.

Программы 5 класса по всем предметам подразумевают свободное владение навыками осознанного беглого чтения.

Естественно, что при таком уровне сформированности навыков осознанного беглого чтения многие учащиеся испытывают те или иные затруднения в обучении.

Каждый ребенок индивидуален! Один готов был освоить необходимые навыки до начала школьного обучения, а другому требуется по тем или иным причинам больше времени. Важно, чтобы обучение чтению велось правильно, в противном случае трудности в чтении сохраняются на многие годы.

Беглость — это оптимальный темп чтения, приближенный к среднему темпу устной речи, который обеспечивает понимание читаемого. Такой скоростью чтения является 75-90 слов в минуту: это достаточно быстрое чтение целыми словами, удобное для восприятия другими. Значительное увеличение этой скорости приводит к нарушению механизмов восприятия на слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов. Информация может полностью не усвоиться, так как не успевает включаться механизм репродуктивного воображения.

Для формирования беглости чтения важно соблюдение следующих методических условий:

1) Применение при чтении художественных и информационных текстов принципа продуктивного многочтения, предложенного М. И. Омороковой.

2) Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствование зрительного восприятия (поля чтения), оперативного поля чтения, памяти и других процессов.

3) Развитие механизма антиципации, смысловой догадки (текстуального угадывания).

4) Создание ситуации успеха для поддержки даже малого продвижения ребенка в скорости чтения.

Беглость чтения зависит от так называемого поля чтения (зрения, узнавания), длительности остановок (фиксаций) в процессе чтения, количества регрессий. Поле чтения — это такой отрезок текста, который взгляд чтеца охватывает за один прием, после чего следует фиксация, в которой и происходит осознание прочитанного. Опытный чтец делает на одной строке от 3 до 5 фиксаций через равномерные отрезки; у ребенка количество фиксаций больше и отрезки воспринимаемого текста не одинаковы. Количество регрессий составляет в среднем 10-15 на каждые 100 слов текста.

Приемы выработки беглости чтения:

а) упражнения на развитие оперативного поля чтения и памяти, например, игра “Фотоглаз”: показывается слово (группа слов), а дети воспринимают и запоминают их за короткое время; игра “Угадай”: на доске напечатано к.р.д.р.; В нашей квартире узкий к…Дети угадывают слово (в первом случае с опорой на согласные буквы, которые несут основную смысловую нагрузку, во втором случае – с учетом смысла всей фразы). Упражнение «Пирамида» (ее можно составить из слов текста, который будет читаться на уроке): дети читают пирамиду, скользя взглядом сверху вниз по первым буквам слов:

б) зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко: тексты составляют 18 наборов, в каждом по 6 предложений; от набора к набору постепенно, по 1-2 букве, происходит наращивание длины предложений (от 8 букв в первом до 46 букв в последнем наборе);

в) прием многократного чтения: в течение 1 минуты все дети читают один и тот же текст и замечают, до какого слова дочитали; затем следует повторное чтение этого же отрывка, в результате чего ученики прочитают на несколько слов больше (читать не больше 3-х раз);

г) ежеурочные пятиминутки чтения: урок по любому предмету начинается с того, что дети 5 минут читают свои книги;

д) “жужжащее чтение”, когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью;

е) продуктивное многочтение, т.е. чтение текста с разными целевыми установками (учебными заданиями);

ж) игра “в прятки”: ведущий начинает читать текст с любого места, называя только страницу, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего;

з) игра “Догоняшки” (выполняется в паре): вверху над текстом кладется листок бумаги, который передвигается вниз по странице. Ученик должен успеть охватить глазом всю строку (пока лист ее не закрыл) и прочитать.

Скорость, осознанность, выразительность зависят от методов и приёмов работы на уроках, способствующих развитию навыка чтения.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке « Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно» на первое место ставятся «умение ровно и глубоко дышать – владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика». Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

В цветочном магазине.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке Стоят 33 Егорки (глубокий вдох) Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха). Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м:

— Мам, меду б нам, Мам, молока б нам.

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый.

1. Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.

2. Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).

3. Ставить логическое ударение в предложении.

Умение ставить логическое ударение, выделяя голосом слово, словосочетание, определяющее смысл всего предложения, можно отрабатывать практически на любом из стихотворных текстов, предложив ребятам выделить голосом сначала первое слово в строчках, затем второе, третье, четвертое. Когда дети научатся уверенно ставить логическое ударение по заданию учителя, можно переходить к самостоятельному поиску логически ударного слова.

По методике И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко

Все названные упражнения проводятся не индивидуально, а коллективно, т.е. читают одновременно все ученики (каждый в своём темпе), но вполголоса, чтобы не мешать товарищам. При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Проводится это таким образом:

1. После того как начало рассказа прочитано учителем и осознанно осмысленно учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников отмечает, до какого слова он успел дочитать.

2. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова отмечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатом первого чтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке текста артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующее упражнение системы Федоренко-Пальченко (чтение в темпе скороговорки). При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

3. Дети прочитывают знакомую часть текста до конца медленно, осознанно, выразительно. Учитель не останавливает их. Так ученики переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребёнок несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста в повышенном темпе чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжают читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребёнка заметно улучшится.

Бесспорно, на непосредственное чтение учащимся должно уходить на уроке 30 –35 минут. Об этом нельзя забывать. Иначе, о какой беглости чтения можно говорить.

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует, процессы мышления и являются одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения.

Когда дети стали с интересом читать, появилась беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость и по русскому языку и по математике. Это можно увидеть по результатам проверке чтения и во внеклассных мероприятиях, в которых с удовольствием принимают участие и родители.

Следует отметить, что одним из важнейших аспектов воспитания активного читателя, формирования интереса к чтению у детей является домашнее чтение.

Общеизвестно, что ведущая роль в формировании читательских интересов ребенка, в потребности к чтению вообще, принадлежит родителям.

Ребенок с первых дней своей жизни должен слышать спокойную обращенную к нему речь, слушать рассказы и сказки. Необходимо ежедневно читать ребенку, приучая его к общению с книгой, развивая умение рассматривать иллюстрации, слушать чтение взрослого.

Не стоит думать, что как только ребенок научился читать сам, можно больше взрослым не читать ему. Родители должны понимать, что школа дает возможность ребенку получить необходимые навыки по чтению, а развиваться эти навыки должны в домашних условиях.

Не стоит забывать в повседневной суете и о ведущей роли взрослого в формировании навыков чтения. Необходимо показывать ребенку образцы выразительного чтения. Хорошо, если родители продолжают читать вслух ребенку литературу, которая ему интересна, но пока уровень сложности текста не позволяет ребенку читать его свободно.

Чтение дома необходимо организовать так, чтобы сам процесс был не утомительным для ребенка, а увлекательным, приносящим удовлетворение, радость. Такое возможно в том случае, если родители не заставляют ребенка читать, вставая по разные стороны баррикады, а читают вместе с ним, помогая осваивать новое для него умение, показывая, как необходимо оно в жизни каждому человеку.

Что влияет на беглость чтения как ее формировать. hello html m25929464. Что влияет на беглость чтения как ее формировать фото. Что влияет на беглость чтения как ее формировать-hello html m25929464. картинка Что влияет на беглость чтения как ее формировать. картинка hello html m25929464.

2. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997, Гл.5 « Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения»

4. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.

7. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1975.

8. Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Книга для учителя. – М., «Педагогика»,1990.

9. Нечаева Н. В. Организация литературного творчества. Методические рекомендации. – М., МП «Начальная школа»,1992.

11. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.

12. Романовская З. И. Чтение (2класс): Методические рекомендации. – М., Мп «Новая школа», 1992.

Источник

Формирование навыка беглого осознанного чтения

Формирование навыка беглого осознанного чтения

Важнейшим фактором, влияющим на успеваемость школьников, является темп чтения: чем он выше, тем лучше успехи. Беглость чтения влияет на качество запоминания материала: чем быстрее ребенок читает, тем легче воспринимает прочитанное. Чтобы перейти к такому чтению необходимо, чтобы ребенок начал видеть текст в виде слов, а не отдельных букв. Постоянная работа на уроке с многочисленными упражнениями приводит к тому, что ребенок перестает читать по слогам, начинает образно воспринимать прочитанное. Но прежде чем осуществлять контроль за уровнем сформированности навыка чтения, важно наладить всю предшествующую работу так, чтобы каждый ученик смог справиться с предложенным текстом. Ведь при методически верно построенной работе ученик не только может достигнуть нужных показателей скорости, но и превзойти их.

Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи:

Развитию навыка чтения способствуют письменные работы учащихся:

Особенно нужно учителю обращать внимание на письменные домашние задания.
При выполнении упражнений по списыванию ученики должны сначала несколько раз прочитать текст, а затем стараться, как можно реже заглядывать в него. Если в тексте много трудных слов, терминов, то рекомендуется несколько раз прочитать, потом пересказать дословно, с заглядыванием в текст, только после этого писать прочитанное по памяти, открывая книгу только в случае крайней необходимости. Но ставим черту перед тем, как заглянул в текст. Благодаря этому, можно следить, как увеличивается объем зрительного восприятия.

На уроке литературного чтения полезно работать над скороговорками. Это упражнение помогает развивать артикуляционный аппарат, улучшает дикцию и тембр голоса.

Примеры скороговорок, используемых на уроках:

Чтобы не допустить повторов при чтении применяют упражнение «чтение с убыстрением». Ребенок многократно читает за учителем или хорошо читающим учеником текст, при этом увеличивая темп (текст состоит из 3-5 строк). После этого можно попросить учащихся пересказать текст дословно с заглядыванием в текст или прочитать его с отрывом взгляда от текста.

Для повышения темпа чтения можно использовать упражнение «постукивание». При проведении этого упражнения детям рекомендуют постукивать карандашом по столу, в темпе читаемого текста, при этом рука не должна лежать на парте.

Полезны упражнения на развитие памяти, устойчивого внимания, расширение оперативного поля чтения, развитие логического мышления:

Что влияет на беглость чтения как ее формировать. 1. Что влияет на беглость чтения как ее формировать фото. Что влияет на беглость чтения как ее формировать-1. картинка Что влияет на беглость чтения как ее формировать. картинка 1.
13.Использование на уроке таблиц Шульте способствует формированию устойчивости и концентрации внимания:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *