Что включает в себя уход за больными тест младшей медицинской сестры
Что включает в себя уход за больными тест младшей медицинской сестры
Проверьте свой интеллект
Сможете ли вы пройти этот IQ тест без единой ошибки?
Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?
Сможете ли вы узнать 20 людей, определивших ход истории?
А насколько вы умны?
Тест о животных: Угадай зверя по его носу
Цветовой тест: попробуем отгадать ваш возраст всего за 9 вопросов
Тест на широкий кругозор: сможете ли вы ответить хотя бы на половину вопросов?
Тест на кругозор. Хватит ли вам эрудиции, чтобы пройти его 10/10?
Какое имя подходит вам по знаку зодиака
Насколько уникальна ваша личность?
На какое животное вы похожи, когда злитесь?
Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?
Тест: Узнайте в каком году вы должны были родиться на самом деле?
Пройдете ли вы тест на психопата?
Насколько вы привлекательны?
Тест на знание всего на свете: Осилите его на все 100%?
У вас блестящая эрудиция, если сумеете дать 14 верных ответов из 14
Тест, который осилят лишь настоящие профи в мировой географии
Если в этом тесте вы наберете 13/13, то вам пора поступать в Гарвард
Подписывайтесь на наши странички! Обязательно делитесь с друзьями! Впереди много новых интересных тестов! Ежедневные добавления! Страницы: Яндекс Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook
Популярные тесты
Проверьте свой интеллект
Сможете ли вы пройти этот IQ тест без единой ошибки?
Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?
Сможете ли вы узнать 20 людей, определивших ход истории?
А насколько вы умны?
Тест о животных: Угадай зверя по его носу
Цветовой тест: попробуем отгадать ваш возраст всего за 9 вопросов
Тест на широкий кругозор: сможете ли вы ответить хотя бы на половину вопросов?
Тест на кругозор. Хватит ли вам эрудиции, чтобы пройти его 10/10?
Какое имя подходит вам по знаку зодиака
Насколько уникальна ваша личность?
На какое животное вы похожи, когда злитесь?
Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?
Тест: Узнайте в каком году вы должны были родиться на самом деле?
Пройдете ли вы тест на психопата?
Насколько вы привлекательны?
Тест на знание всего на свете: Осилите его на все 100%?
У вас блестящая эрудиция, если сумеете дать 14 верных ответов из 14
Тест, который осилят лишь настоящие профи в мировой географии
Если в этом тесте вы наберете 13/13, то вам пора поступать в Гарвард
Преимущества
Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный («вирусный») трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!
Пользователям
Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?
Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Сестринский процесс
1. Цель сестринского процесса
а) диагностика и лечение заболевания
б) обеспечение приемлемого качества жизни в период болезни
в) решение вопроса об очередности мероприятий ухода
г) активное сотрудничество с пациентом
2. Предмет изучения биоэтики
а) моральные и нравственные аспекты взаимоотношения между людьми
б) профессиональный долг медицинской сестры
в) история сестринского дела
г) профессиональные знания и умения медицинской сестры
3. К физиологической потребности, согласно иерархии А.Маслоу, относится
4. Цели сестринского ухода бывают
5. Второй этап сестринского процесса включает
а) планирование объема сестринских вмешательств
б) выявление проблем пациента
в) сбор информации о пациенте
г) определение целей сестринского ухода
6. Пример независимого сестринского вмешательства
а) использование газоотводной трубки
б) организация взаимопомощи в семье пациента
в) назначение горчичников
г) назначение лечебного стола и режима двигательной активности
7. Сестринский диагноз
а) может изменяться в течение суток
б) не отличается от врачебного
в) определяет болезнь
г) имеет цель вылечить
8.Правильно сформулированная цель сестринского вмешательства
а) у пациента не будет одышки
б) пациент получит достаточно жидкости
в) пациент бросит курить после беседы с сестрой
г) пациент будет уметь одеваться самостоятельно к концу недели
9. На первом этапе сестринского процесса требуется
а) умение проводить беседу с пациентом и его родственниками
б) согласие лечащего врача
в) согласие старшей медсестры
г) согласие заведующего отделение
Эталоны ответов
1 б, 2 а, 3 в, 4 а, 5 б, 6 б, 7 а, 8 г, 9 а.
Инфекционная безопасность, инфекционный контроль
1. Полное уничтожение микроорганизмов, их споровых форм называется
2. Уничтожение в окружающей среде патогенных микроорганизмов называется
3. После использования резиновые перчатки подвергаются
а) дезинфекции, утилизации
б) промыванию под проточной водой, стерилизации
в) дезинфекции, стерилизации
г) предстерилизационной очистке, стерилизации
4. Спецодежду, обильно загрязненную кровью, необходимо
а) снять и замочить в дезинфицирующем растворе
б) отправить в прачечную
в) обработать место загрязнения тампоном, смоченным в дез. растворе
г) снять и место загрязнения застирать с мылом
5. Недостаточно обработанные руки медперсонала являются
а) источником инфекции
б) фактором передачи инфекции
в) источником и фактором передачи инфекции
6. К термическому методу дезинфекции относится
б) ультрафиолетовое облучение
в) двукратное протирание дезинфицирующим раствором
г) погружение в моющий раствор
7. Максимальная концентрация ВИЧ определяется в
8. Режим стерилизации мединструментария многоразового использования в автоклаве
а) Т=100° С, давление 1,1 атм., время 120 мин.
б) Т=180° С, давление 2 атм., время 60 мин.
в) Т=140° С, давление 1 атм., время 45 мин.
г) Т=132° С, давление 2 атм., время 20 мин.
9. Кушетку, которую используют для осмотра пациента, необходимо дезинфицировать
а) после каждого пациента
г) во время генеральной уборки
10. Метод дезинфекции мягкого инвентаря после выписки пациента
а) замачивание в 3% растворе хлорамина
в) обеззараживание в дезинфекционной камере
а) центральное специализированное отделение
б) централизованное стерилизационное отделение
в) централизованное специализированное отделение
г) централизованное стерильное отделение
12. Режим кварцевания процедурного кабинета
а) через каждые 60 мин. на 15 мин.
г) через 2 часа по 30 мин.
13. Срок использования маски процедурной медсестры (в часах)
Эталоны ответов
Манипуляционная техника
1. Способ транспортировки пациента из приемного покоя в отделение определяет
а) младшая медицинская сестра
б) старшая медицинская сестра приемного отделения
г) медицинская сестра приемного отделения
2. Вопрос объема санитарной обработки пациента решает
в) старшая медсестра
г) процедурная медсестра
3. Срок повторного осмотра пациента после обнаружения педикулеза и обработки волосистой части головы (в днях)
а) промежуточное между положением лежа на боку и лежа на животе
г) полулежа и полусидя
5. Для профилактики пролежней необходимо менять положение пациента каждые (в часах)
6. С целью удаления корочек из носовой полости используется
а) 70 этиловый спирт
б) вазелиновое масло
в) 10% раствор камфорного спирта
г) 3% раствор перекиси водорода
7. Наиболее частая область образования пролежней у тяжелобольного пациента при положении на спине
б) подколенная ямка
8. Для диеты № 10 характерно
а) ограничение углеводов
б) ограничение животных жиров, соли, продуктов, богатых холестерином
в) физиологически полноценная пища
г) ограничение белков, жидкости
9. Высококалорийную пищу, усиленное питание назначают при заболевании
10. Количество слоев у согревающего компресса
11. Температура воды в горячей ванне составляет (в С)
12. Вещество, выделяемое медицинской пиявкой при укусе
13. Для ускорения присасывания пиявок участок кожи пациента следует протереть раствором
б) 10% натрия хлорида
в) 6% столового уксуса
г) 3% перекиси водорода
14. Температура воды, используемая для смачивания горчичников (в С)
15. Показанием к применению кислорода является
б) боли в области сердца
г) нарушение зрения
16. Одним из показаний для применения согревающего компресса является
а) острый аппендицит
в) ушибы в первые часы
г) инфильтрат на месте инъекций
17. Одним из противопоказаний для применения грелки является
а) острый аппендицит
б) не осложненная язвенная болезнь желудка
18. Пузырь со льдом местно следует применять при
а) приступе почечной колики
19. При кровохаркании и легочном кровотечении противопоказано
а) ставить горчичники на грудную клетку
б) усадить и успокоить пациента
в) положить пузырь со льдом на грудную клетку
г) приподнять головной конец туловища
20. Противопоказания к постановке горчичников
в) воспалительное заболевание дыхательных путей
г) легочное кровотечение
21. Холодный компресс меняют через каждые (в мин.)
22. Максимальная температура воды в грелке (в С)
23. При проведении оксигенотерапии кислород увлажняют с целью
а) предотвращения сухости слизистых оболочек дыхательных путей
б) пеногашения слизистой мокроты
в) предотвращения переувлажнения слизистых оболочек дыхательных путей
г) понижения давления
24. Подача кислорода не осуществляется через
б) воронку кислородной подушки
г) дуоденальный зонд
25. Гиперпиретическая лихорадка – это температура тела (в С)
26.Тип лихорадки с правильной сменой нормальной и высокой температуры в течение 1-2 дней
27. Тип лихорадки, при которой утренняя температура выше вечерней
28 В III периоде лихорадки (кризис) возможно применение
б) прохладного витаминизированного питья
в) обильного питья крепкого, сладкого чая
г) влажного обертывания
29. Субфебрильная температура тела (в С)
30. Продолжительность измерения температуры тела в подмышечной области не менее (в мин.)
31. Правило хранения термометров
а) после дезинфекции в сухом виде
б) в 3% растворе перекиси водорода
в) в 3% растворе хлорамина
г) в дистиллированной воде
32. Сублингвальный путь введения лекарственных веществ — это введение
б) в дыхательные пути
33. Энтеральным следует назвать способ введения лекарств
в) интраспинальный (в спинномозговой канал)
г) пероральный (через рот)
34. Ферментные препараты, улучшающие пищеварение, следует принимать
в) после еды, запивая молоком или водой
г) между приемами пищи
35. К списку «Б» относятся лекарственные вещества
36. Место хранения наркотических веществ
в) процедурный кабинет
37. Глубина введения иглы при проведении внутрикожной инъекции
а) только срез иглы
в) в зависимости от расположения сосуда
г) на всю длину иглы
38. Место введения внутрикожной инъекции
б) передняя брюшная стенка
в) наружная поверхность плеча
г) внутренняя поверхность предплечья
39. Глубина введения иглы при проведении подкожной инъекции
а) только срез иглы
в) в зависимости от расположения сосуда
г) на всю длину иглы
40. Возможное осложнение при внутримышечной инъекции
б) воздушная эмболия
41. Глубина введения иглы при проведении внутримышечной инъекции
42. Тяжелая форма аллергической реакции пациента на введение лекарственного вещества
б) анафилактический шок
43. В 1 мл раствора бензилпенициллина, разведенного 1:1, содержится лечебных ЕД
44. В 1 мл простого инсулина содержится (в ЕД)
45. Основным преимуществом внутривенного введения лекарственных веществ является
а) возможность введения различных препаратов
б) эффективность при оказании экстренной помощи
в) избежание барьерной роли печени
г) возможность введения различных препаратов
46. При кровопускании жгут отпускают
а) после того как ввели иглу в вену
б) после того как собрали нужное количество крови и вынули иглу из вены
в) после того как собрали кровь, но до вынимания иглы из вены
г) в любой момент процедуры
47. Осложнение внутривенной инъекции, приводящее к моментальной смерти
а) воздушная эмболия
48. Задержка мочи называется
49. При катетеризации у мужчин катетер вводят на глубину (в см)
50. При катетеризации у женщин катетер вводят на глубину (в см)
51. Кровь на биохимические анализы берется
в) в любое время суток
52. Количество мочи для общего клинического анализа (в мл)
53. Соотношение количества выпитой и выделенной жидкости называется
а) суточным диурезом
г) дневным диурезом
54. Для исследования мочи на сахар ее собирают в течение (в часах)
55. Пробой Зимницкого определяется в моче
а) количество сахара, ацетона
б) количество форменных элементов, бактерий
в) наличие уробилина, желчных пигментов
г) плотность и диурез
56. Кал для исследования на простейшие доставляется в лабораторию
г) немедленно, теплым
57. Подготовка больного к ректороманоскопии
б) измерение температуры в прямой кишке
в) прием перорально контрастного вещества
г) очистительная клизма утром и вечером
58. Для исследования мочи по методу Нечипоренко ее
а) собирают за 24 часа
б) собирают за 10 часов
в) собирают за 3 часа
г) берут среднюю порцию мочи
59. Перед УЗИ брюшной полости необходимо исключить продукты
а) гречневую кашу, помидоры, гранаты
б) молоко, овощи, фрукты, черный хлеб
в) яйца, белый хлеб, сладости
г) мясо, рыбу, консервы
60. Подготовка пациента к фиброгастроскопии
а) очистительная клизма утром и вечером
б) применение газоотводной трубки
в) промывание желудка перед исследованием
г) исследование натощак
61. Моча для общего клинического анализа должна быть доставлена в лабораторию в течение (в часах)
в) не более чем через час
62. Преобладание ночного диуреза над дневным называется
63. Увеличение суточного диуреза свыше 3000 мл называется
64. Подготовка пациента к сбору мокроты на исследование предусматривает
а) полоскание рта спиртом
б) полоскание рта кипяченой водой
в) полоскание рта раствором фурацилина
г) полоскание рта раствором гидрокарбоната натрия
65. Элементом ухода за трахеостомической трубкой не является
а) смена наружной трубки
б) санация внутренней трубки
в) уход за кожей вокруг трубки
г) закапывание стерильного щелочного раствора внутрь трубки
66. Продолжительность сбора анализа мочи по Зимницкому (в часах)
67. При подготовке пациента к исследованию кала на скрытую кровь необходимо исключить продукты
а) содержащие клетчатку
б) содержащие железо
в) содержащие белки
г) содержащие углеводы
68. Только для желудочного кровотечения характерны
а) слабость, головокружение, обморок
б) нитевидный пульс, слабость
в) понижение давления, головокружение
г) рвота «кофейной гущей», дегтеобразный стул
69. До прихода врача пациенту с желудочно-кишечным кровотечением медсестра может
а) поставить очистительную клизму
б) положить на живот горячую грелку
в) положить на живот пузырь со льдом
г) дать выпить 50 мл раствора хлорида натрия
70. Формула определения глубины введения желудочного зонда при промывании желудка (в см)
71. Для промывания желудка взрослому следует приготовить чистую воду в количестве (в л)
72. Для промывания желудка при пищевом отравлении применяется зонд
а) тонкий резиновый
б) толстый резиновый
73. Эндоскопический осмотр слизистой толстого кишечника — это
74. Главным условием эффективности проведения ИВЛ является
а) свободная проходимость дыхательных путей
б) проведение ИВЛ с помощью технических средств
в) вдувание в легкие пациента около 0,5 л воздуха
г) число вдуваний в дыхательные пути пациента должно равняться 5-6 в мин.
75. Обязательным условием эффективности сердечно-сосудистой реанимации является проведение
а) непрямого массажа совместно с ИВЛ
б) реанимационных мероприятий
в) реанимационных мероприятий в условиях стационара
г) сердечно-легочной реанимации в течение двух часов
76. Критерием эффективности проводимой искусственной вентиляции легких является
а) появление пульса на сонной артерии
б) вздутие эпигастральной области
в) экскурсия грудной клетки
г) бледность кожных покровов
77. Достоверным признаком клинической смерти является
а) отсутствие пульса на сонной артерии
в) бледность кожных покровов
г) появление трупных пятен
78. Для клинической смерти характерно
а) отсутствие сознания, пульс и АД не определяются, дыхание редкое, аритмичное
б) отсутствие сознания, пульс и АД не определяются, дыхание отсутствует, зрачок широкий
в) сознание ясное, пульс нитевидный, АД падает, дыхание редкое
г) сознание отсутствует, пульс нитевидный, АД падает, дыхание частое
Эталоны ответов
1 в, 2 б, 3 б, 4 а, 5 г, 6 б, 7 а, 8 б, 9 б, 10 б, 11 б, 12 а, 13 а, 14 б, 15 а, 16 г, 17 а, 18 г, 19 а, 20 г, 21 г, 22 а, 23 а, 24 а, 25 б, 26 в, 27 г, 28 в, 29 г, 30 а, 31 а, 32 в, 33 г, 34 б, 35 в, 36 б, 37 а, 38 г, 39 б, 40 а, 41 г, 42 б, 43 г 44 б, 45 б, 46 в, 47 а, 48 г, 49 а, 50 в, 51 а, 52 в, 53 б, 54 а, 55 г, 56 г, 57 г, 58 г, 59 б, 60 г, 61 в, 62б, 63 г, 64 б, 65 а, 66 а, 67 б, 68 г, 69 в, 70 а, 71 а, 72 б, 73 в, 74 а, 75 а, 76 в, 77 а, 78 б,
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1234920
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что включает в себя уход за больными тест младшей медицинской сестры
В оказании медицинской помощи пациентам отделений реанимации участвуют не только врачи и медицинские сестры, но и младший медицинский персонал, который в англоязычной литературе определяется как «unlicensed assistive personnel» [1]. В Классификации, принятой во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) данная категория медработников определена как «personal care workers in health services» [2]. Трудно представить себе работу медицинской организации без младшего медицинского персонала. Однако данная категория работников занята наиболее физически тяжелым трудом. При этом ряд трудовых функций младшей медсестры возможно без ущерба передать уборщикам, в том числе привлекаемым в учреждение по аутсорсингу, напротив, такие функции, как уход за больным требуют участия работника, имеющего определённую практическую подготовку. В научной печати роль младшего медицинского персонала в современной системе здравоохранения, а тем более в области интенсивной терапии критических состояний, освящена недостаточно, что показало необходимость проведения настоящего исследования.
Цель исследования: сделать аналитический обзор имеющейся нормативной базы, регламентирующей виды трудовой деятельности младшего медицинского персонала по уходу за больными в отделении анестезиологии и реанимации.
Материалы и методы исследования
Для обзора нормативных документов использовались информационно-правовые системы Гарант и Консультант в базовых версиях. Систематизированный обзор отечественных литературных источников проводили с использованием возможностей поискового сервиса научной электронной библиотеки «eLIBRARY.RU» (режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp). Кроме того, проводили изучение состояния вопроса в зарубежной научной печати с использованием электронной библиотеки PubMed. Сбор информации не затрагивал персональные данные и другие законные интересы больных и их близких. Авторы настоящей работы не имели конфликта интересов по поводу и в связи с проведенным исследованием. Исследование не требовало финансовой поддержки третьих лиц и организаций.
Результаты исследования и их обсуждение
Статус младшего медицинского работника, исходя из смысла действующих нормативно-правовых документов, остается не вполне определенным [3, 4]. Так, в пункте 13 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинский работник – «физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность». При этом, неясным насколько соответствует термину «медицинский работник» младший медицинский персонал: младшие медицинские сестры по уходу за больными и санитары (санитарки) [3, 5]. Поскольку в соответствии ст. 69 Федерального закона № 323-ФЗ право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Необходимо отметить, что, по нашему мнению, наиболее важными являются следующие два признака – наличие определённого уровня образования и осуществление работником медицинской деятельности.
Несмотря на то, что среди большого количества младших медицинских работников есть лица со среднем и даже высшим образованием, приведенные дефиниции определенности не добавляют. Вступивший в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ликвидировал понятие начального профессионального образования, которое существовало в предыдущем законе «Об образовании» 1992 года. Именно в рамках начального образования существовали учебные программы подготовки младших медицинских специалистов, но на практике лишь незначительно количество младших медицинских сестер получало данный уровень подготовки. Трудовые функции младших медицинских работников требуют наличия определенного уровня теоретической и практической подготовки, поскольку их деятельность включает осуществление ухода за больными: смену нательного и постельного белья, транспортировку больных [5]. Уход за больным является необходимым условием для реализации лечебного эффекта всех других медицинских вмешательств, то есть неразрывно связан со всеми этапами оказания медицинской помощи.
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1183-н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» предусмотрены две интересующие нас категории младшего медицинского персонала – санитарки и младшие медицинские сестры по уходу за больными. Характерно, что за последние 5 лет нормативный документ, предусматривающий утверждение номенклатуры медицинских и фармацевтических работников уже подвергался изменениям: ранее эта сфера регулировалась приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 июля 2011 г. № 801-н «Об утверждении номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения».
Учитывая недостаточную освещенность труда младшего медицинского персонала в научной и учебной литературе для специалистов сестринского дела, интерпретация видов трудовой деятельности может вызвать значительный разброс мнений и определенные затруднения.
Согласно «Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541-н младшая медицинская сестра должна выполнять функциональные обязанности, приведенные в таблице. Кроме того, имеется проект профессионального стандарта «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» Общероссийской общественной организации «Ассоциация медицинских сестер России» (РАМС), который включает в себя следующие виды профессиональной деятельности данных работников, приведенные в таблице.
Виды профессиональной деятельности младших медицинских работников
Профессиональный стандарт РАМС
Приказ Минздравсоцразвития от 23 июля 2010 г. N 541-н
Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и персонала
Осуществляет мероприятия по соблюдению правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции
Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов
Обеспечивает содержание в чистоте больных, помещения
Следит за соблюдением больными и посетителями правил внутреннего распорядка медицинской организации
Проведение оценки общего состояния пациента и наблюдение за больным в динамике
Оказывает помощь по уходу за больными под руководством медицинской сестры
Осуществление общего ухода за лихорадящими больными и при нарушениях физиологических функций организма
Осуществление общего медицинского ухода за тяжелобольным и «лежачим» больным
Осуществление общего медицинского ухода за умирающим
Производит смену постельного и нательного белья.
Участвует в транспортировке тяжелобольных
Выполнение простейших физиотерапевтических процедур в процессе общего медицинского ухода
Проводит несложные медицинские манипуляции (постановка банок, горчичников, компрессов)
Организация лечебного питания больных в палате и кормление тяжелобольных пациентов
Обеспечивает правильное использование и хранение предметов ухода за больными
Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях
Проведение медико-санитарного просвещения и обучения пациентов в процессе профессиональной деятельности
Представленные нами должностные обязанности, приведенные в проекте РАМС и приказе Минздравсоцразвития № 541, дополняют друг друга: в ряде случаев определения в одних источниках слишком общие, а в других доведены избыточной конкретики. Мы представили обе интерпретации обязанностей младшей медицинской сестры для сравнения в таблице, где выделили наиболее важные на наш взгляд суждения о содержании профессиональной деятельности. Следует обратить внимание на некоторые из представленных положений.
Так, существенное значение имеет пункт «Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и персонала», содержание которого дополняется пунктами приказа № 541 (см. таблицу). Примечательно, что среди обязанностей, перечисленных в приказе Минздравсоцразвития отсутствует пункт «Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях», который мы считаем существенным для работника медицинского учреждения. Проведение медико-санитарного просвещения и обучения пациентов, на которое обращает внимание проект профессионального стандарта РАМС, вряд ли можно считать принципиальным и обязательным требованием: в реальной жизни для этого у большинства младших медицинских работников недостаточно знаний для обучения пациента. Пункты «Выполнение простейших физиотерапевтических процедур в процессе общего медицинского ухода» и «Проводит несложные медицинские манипуляции (постановка банок, горчичников, компрессов)», на наш взгляд, лишние и вряд ли широко представлены в деятельности младшего медицинского персонала.
По нашему мнению, в будущих нормативных документах следует придерживаться более точных определений вида деятельности с расшифровкой содержания. В качестве образца мы можем предложить следующие пункты:
1. Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и персонала;
2. Осуществление мероприятий по уходу за больными совместно и под руководством медицинской сестры;
3. Бережное использование и правильное хранение предметов ухода за больными и других медицинских и немедицинских изделий, используемых в профессиональной деятельности;
4. Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Заключение
Приведенный обзор нормативно-правовых источников и доступной литературы показывает недостаточность нормативной и методологической базы для регулирования деятельности младшего медицинского персонала. Рассматривая проблему труда младших медицинских работников, на наш взгляд, основной упор необходимо сделать на следующие моменты:
1) правовой статус младшего медицинского работника;
2) определение перечня их должностных обязанностей;
3) расчет реальной потребности в данных специалистах и разработка штатных нормативов;
4) определение вклада этой категории работников в лечебный процесс;
5) поиск путей оптимизации труда младшего медицинского персонала путем изменения содержания должностных обязанностей и механизации труда.