Что включает в себя специальная физическая подготовка

Спортивная подготовка. Специальная физическая подготовка

Что включает в себя специальная физическая подготовка. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что включает в себя специальная физическая подготовка фото. Что включает в себя специальная физическая подготовка-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что включает в себя специальная физическая подготовка. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что включает в себя специальная физическая подготовка. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что включает в себя специальная физическая подготовка фото. Что включает в себя специальная физическая подготовка-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что включает в себя специальная физическая подготовка. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что включает в себя специальная физическая подготовка. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что включает в себя специальная физическая подготовка фото. Что включает в себя специальная физическая подготовка-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что включает в себя специальная физическая подготовка. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что включает в себя специальная физическая подготовка. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что включает в себя специальная физическая подготовка фото. Что включает в себя специальная физическая подготовка-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что включает в себя специальная физическая подготовка. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

Что включает в себя специальная физическая подготовка. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что включает в себя специальная физическая подготовка фото. Что включает в себя специальная физическая подготовка-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что включает в себя специальная физическая подготовка. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

Что включает в себя специальная физическая подготовка. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что включает в себя специальная физическая подготовка фото. Что включает в себя специальная физическая подготовка-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что включает в себя специальная физическая подготовка. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка – это процесс воспи­тания физических качеств, обеспечивающий преимущественное разви­тие тех двигательных способностей, которые необходимы для кон­кретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой де­ятельности.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

— профессионально-прикладная физическая подготовка.

Спортивная подготовка (тренировка) – это целесообраз­ное использование знаний, средств, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

В настоящее время спорт развивается по двум направлениям, имеющим различную целевую направленность, – массовый спорт и спорт высших достижений. Их цели и задачи отличаются друг от друга, однако четкой границы между ними не существует из-за естест­венного перехода части тренирующихся из массового спорта в «большой» и обратно.

Цель спортивной подготовки в сфере массового спорта – укрепить здоровье, улучшить физическое состояние и активный отдых.

Однако, что касается средств, методов, принципов спортивной подготовки (тренировки), то они аналогичны как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Принципиально общей является и структура подготовки спортсменов, тренирующихся и функционирующих в сфере массового спорта и спорта высших достижений.

Цель подготовки в сфере спорта высших достижений – добиться максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.

Под технической подготовленностью следует понимать степень ос­воения спортсменом техники системы движений конкретного вида спорта. Она тесно связана с физическими, психическими и тактичес­кими возможностями спортсмена, а также с условиями внешней среды.

В структуре технической подготовленности всегда присутствуют так называемые базовые и дополнительные движения.

К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта.

К дополнительным относятся второстепенные движения и дейст­вия, элементы отдельных движений, которые не нарушают его рацио­нальность и в то же время характерны для индивидуальных особен­ностей данного спортсмена.

Физическая подготовленность – это возможности функциональ­ных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта.

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, на­сколько он овладеет средствами спортивной тактики, ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной).

Тактические задачи могут носить перспективный характер (напри­мер, участие в серии соревнований, где одно из них главное в сезоне и локальный, т.е. связанные с участием в отдельном соревновании конкретном поединке, схватке, заезде, заплыве, игре. При разработке тактического плана учитываются не только собственные технико-тактические возможности, но и возможности партнеров по команде и соперников.

Эффективность тактической подготовленности при состязании равных соперников во многих видах спорта определяется способнос­тями спортсмена предвосхищать соревновательную ситуацию до ее развертывания. Способность к этому развивается на тренировочных занятиях, а также при постоянном анализе соревновательного опыта. Активность тактических действий во время соревнований является важным показателем спортивного мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязывать сопернику свою волю во время соревнования.

Среди равных бегунов победит тот, кто сможет навязать соперникам свою тактику преодоления дистанции.

Сложнее дело обстоит с тактической подготовкой в играх, едино­борствах. Сложность тактических действий спортсмена здесь опреде­ляется не только технической, функциональной подготовленностью, количеством заблаговременно отработанных тактических действий, но и быстротой принятия решений и их реализацией при частой смене со­ревновательных ситуаций. Умение принимать быстрые и действенные решения в условиях дефицита времени, ограниченности пространства, недостаточности информации из-за того, что соперник маскирует свои возможные действия, отличает мастера от новичка.

Что включает в себя специальная физическая подготовка. 640 1. Что включает в себя специальная физическая подготовка фото. Что включает в себя специальная физическая подготовка-640 1. картинка Что включает в себя специальная физическая подготовка. картинка 640 1.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновре­менно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психичес­кую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании с обдуманнос­тью решений), настойчивость и упорство (способность мобилизовать функциональные резервы, активность в достижении цели), выдержку и самообладание (способность управлять своими мыслями и дейст­виями в условиях эмоционального возбуждения), самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспиты­вается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировоч­ной работы и спортивных соревнований.

Основой методи­ки волевой подготовки служат следующие требования:

1. Регулярно и обязательно выполнять требования тренировочной программы и соревновательных установок.

Это требование связано с воспитанием спортивного трудолюбия, привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодоле­нии трудностей. На этой основе реализуется воспитание целеустремлен­ности, настойчивости и упорства в достижении цели, самодисциплина и стойкость.

2. Системно вводить дополнительные трудности.

Это значит постоянно включать дополнительные усложненные двигательные задания, проводить тренировочные занятия в усложнен­ных условиях, увеличивать степень риска, вводить сбивающие сенсорно-эмоциональные факторы, усложнять соревновательные програм­мы.

3. Использовать соревнования и соревновательный метод.

Сам дух соперничества в соревнованиях повышает степень психи­ческой напряженности спортсмена, а значит, к нему предъ­являются дополнительные требования: проявить активность, инициа­тивность, самообладание, решительность, стойкость и смелость.

В структуре специальной психической подготовленности спорт­смена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

— устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревно­вательной деятельности;

— кинестетические и визуальные восприятия двигательных дейст­вий и окружающей среды;

— способность к психическим регуляциям движений, обеспечение эффективной мышечной координации;

— способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

— способность к формированию в структурах головного мозга опе­режающих реакций, программ, предшествующих реальному дей­ствию.

Источник

Общая и специальная физическая подготовка

Содержание

Общая и специальная физическая подготовка [ править | править код ]

Сейчас затруднительно назвать автора, который первым разделил тренировочные упражнения на общие и специальные. Книга Котова (1916) содержала такую дифференциацию; давно увидевшие свет учебники для спортивных вузов по лыжному спорту и плаванию (Бергман, 1938; Шувалов, 1940) также включали соответствующие определения средств специальной и общей подготовки. Недавние источники информации по традиционной теории тренировки предлагают критерии, по которым упражнения можно распределить на категории специальных или общих. Таким образом, дифференциацию упражнений можно осуществить по «степени существенного сходства или различия используемых упражнений и целевой соревновательной активности» (Матвеев, 2010). Цитируемый источник предлагает схему классификации, представленную в собственной интерпретации автора этой книги (табл. 1).

Таблица 1. Классификация физических упражнений по их отношению к специальной и/или общей физической подготовке (по Матвееву, 2010; модификации автора)

1. Специальные упражнения

Упражнения, полностью соответствующие существенным характеристикам соревновательной деятельности

Эта группа включает упражнения, идентичные или очень схожие с целевым по схеме движений, проявлению двигательных и функциональных способностей

2. Специально-подготовительные упражнения Упражнения, требующие проявления специфических по виду спорта двигательных и/или функциональных способностей, но имеющие некоторые отличия в схеме движений и/или некоторых двигательных компонентах

В эту группу входят упражнения с изменённой структурой движений, такие как упражнения с дополнительным сопротивлением, облегчением скоростного режима за счёт помощи извне, упрощённым координационным рисунком и т.д.

3. Общие упражнения

Упражнения, которые стимулируют развитие соответствующих двигательных способностей и функций при отсутствии сходства двигательной схемы этого и целевого упражнения

Эта группа включает все упражнения, которые, как правило, называются общеподготовительными

Представленная выше классификация даёт достаточную свободу в отнесении имеющихся упражнений к определённой категории по их сходству с целевой схемой движения. Любопытно, что эта классификация предлагает дополнительную, промежуточную группу упражнений, называемых «специально-подготовительными», которые Матвеев характеризовал как «смешанные». Автор отметил, что эти упражнения могут быть квалифицированы в некоторых ситуациях как специальные, а в других случаях как общие. С теоретической точки зрения, такая двойственность несёт некоторые трудности для аналитиков, однако с практической позиции эти опасения кажутся излишними, и распределение упражнений по категориям специальной и/или общей подготовки, как правило, не связано с серьёзными трудностями. Профессиональная компетентность и здравый смысл тренеров позволяют им избежать противоречий и излишних сомнений.

Специализированные принципы спортивной тренировки [ править | править код ]

Таблица 2. Специализированные принципы спортивной подготовки и их характеристики (по Матвееву, 1972; в более позднем описании Zheliazkov, 1986)

Направленность к высшим достижениям

Этот принцип предполагает абсолютный приоритет достижения высокого спортивного результата как главной цели спортивной подготовки

Непрерывность тренировочного процесса

Это означает, что долгосрочная спортивная подготовка не должна прерываться

Постепенность и целенаправленность тренировочных нагрузок

Существует настоятельная необходимость целесообразных отклонений от уровня нагрузки после воздействия различных факторов, т.е. волнообразного изменения нагрузки

Единство общей и специальной подготовки

Этот принцип связан с достижением гармоничного развития двигательных способностей и особенностями переноса тренированности во время общей и специальной подготовки

Цикличность тренировочного процесса

Этот принцип обусловлен циклической природой сезонных климатических изменений, биологической адаптации, календаря соревнований и т.д.

Важно отметить, что в начале 1970-х годов эти принципы отражали реалии спорта. Теперь они представляются очевидными и довольно тривиальными. Первый принцип предполагал ориентацию тренировки на максимальные достижения; любые формы физической подготовки для поддержания общего уровня здоровья и приятного отдыха были просто проигнорированы. Такое отношение было весьма типичным вследствие идеологических детерминант, господствовавших в то время в социалистических странах. Принцип непрерывности был актуален, когда спортсмены теряли мотивацию в течение длительных периодов монотонного тренировочного процесса задолго до серьёзного соревнования. То есть, любые перерывы в тренировках априори квалифицировались как серьёзные нарушения дисциплины. Аналогичным образом принцип постепенности и целенаправленности тренировочных нагрузок усиливал ответственность тренеров за разумное планирование и необходимость избегать каких-либо вредных последствий чрезмерных нагрузок. А именно, принцип волнообразности тренировочных нагрузок принимался для краткосрочного и среднесрочного планирования в качестве инструмента для предотвращения перенапряжения и перетренированности во время длительных периодов тяжёлых тренировок, характерных для традиционной подготовки. Принцип единства общей и специальной подготовки в настоящее время кажется довольно тривиальным, но семь десятилетий назад разнообразные представления тренеров о сути тренировки были смесью как полной неосведомлённости о правилах общей подготовки, так и преувеличенной оценки её роли. Наконец, циклический характер тренировочного процесса казался очевидным в отношении недельных программ, однако такая циклическая структура стала очень важной при планировании мезо- и макроциклов.

Оптимальная комплексная батарея тестирования ОФП и СФП [ править | править код ]

Цель данной статьи заключается в оказании помощи специалистам в создании максимально информативной и при этом экономичной программы тестирования. Каждый тренер может выбрать наиболее понравившиеся и отвечающие сложившимся условиям методики.

Проведённый Занковцом В.Э. и Поповым В.П. анализ всех перечисленных на страницах данной книги тестов, позволил создать оптимальную, с точки зрения авторов, программу контроля уровня развития основных физических способностей.

Рекомендуемая программа тестирования ОФП

1. Удержание равновесия

на балансировочной доске

2. Челночный бег 4х9 метров

1. Отражает способность к поддержанию равновесия;

2. Отражает способность к быстрой смене направлений движений

Полидинамометрические исследования силы 21 группы мышц показали, что данный тест наиболее точно отражает суммарный силовой потенциал спортсмена (Попов В.П., 1976)

Использование тайминговой системы позволяет одновременно измерять стартовую скорость (0-5метров), а также дистанционную (20-30 метров) скорость

5. Прыжок в длину с места

Использование специальной формулы позволяет высчитывать мощность, не прибегая к дополнительному оборудованию

Аэробная (общая) выносливость

6. Бег 3 км при ЧСС 160 уд/мин

Дистанция 3 км используется в игровых видах спорта при оценке аэробных возможностей. Исследования показывают, что в среднем ПАНО находится в районе ЧСС 150-160 уд/мин. Бег на заданном пульсе позволяет исключить фактор мотивации, снизить нагрузку, объективно сравнивать спортсменов между собой, а также стандартизировать оценки

7. Челночный бег 4×50 метров

Тест сопровождается высокими значениями кислородного долга и лактата;

Позволяет оценить способность поддерживать максимальную мощность работы на более коротких отрезках, нежели стандартные тесты типа бег на коньках 5×54 метров — в хоккее крайне редко встречаются смены, где нужно бегать на максимуме своих возможностей все 45 секунд

Идея заключается в выборе одного, наиболее информативного и показательного теста для каждой способности. Исключением является лишь координация. Для каждого компонента координационных способностей необходим отдельный тест. Идти таким путём тоже неперспективно — тогда придётся тестировать одну только координацию целую неделю. Поэтому Занковец В.Э. и Попов В.П., исходя из специфики хоккея, выделили два наиболее важных компонента:

А) Способность к быстрой смене направлений движений. Как известно, хоккей — это одна из самых скоростных игр, и от того, насколько быстро игрок может реагировать на изменение ситуации и в соответствии с этим менять направление своего движения, зависит очень многое. В этой категории тестов наилучшим вариантом, по мнению авторов, является стандартный тест челночный бег 4×9 метров.

Рекомендуемая программа тестирования СФП

1. Бег на коньках 27,5 метров лицом вперёд

Отражает быстроту в целостных движениях при беге лицом вперёд и мощность анаэробно-алактатного механизма энергообеспечения

2. Бег на коньках 27,5 метров спиной вперёд

Отражает быстроту в целостных движениях при беге спиной вперёд и мощность анаэробно-алактатного механизма энергообеспечения

3. «Слаломный» бег 27,5 метров

Отражает способность к быстрой смене направлений движений, а также быстроту в целостных движениях

4. «Слаломный» бег 27,5 метров с шайбой

Отражает способность к быстрой смене направлений движений, технику владения клюшкой и шайбы, а также быстроту в целостных движениях

5. Переход с бега на коньках лицом вперёд на бег спиной вперёд влево

Отражает способность к быстрой смене направлений движений, технику владения приёмом перехода с бега на коньках лицом вперёд на бег спиной вперёд влево, а также быстроту в целостных движениях

6. Переход с бега на коньках лицом вперёд на бег спиной вперёд вправо

Отражает способность к быстрой смене направлений движений, технику владения приёмом перехода с бега на коньках лицом вперёд на бег спиной вперёд вправо, а также быстроту в целостных движениях

7. Бег на коньках скрестным шагом влево лицом вперёд

Отражает технику владения приёмом бег на коньках скрестным шагом влево лицом вперёд, а также быстроту в целостных движениях

8. Бег на коньках скрестным шагом вправо лицом вперёд

Отражает технику владения приёмом бег на коньках скрестным шагом вправо лицом вперёд, а также быстроту в целостных движениях

9. Бег на коньках скрестным шагом влево спиной вперёд

Отражает технику владения приёмом бег на коньках скрестным шагом влево спиной вперёд, а также быстроту в целостных движениях

10. Бег на коньках скрестным шагом вправо спиной вперёд

Отражает технику владения приёмом бег на коньках скрестным шагом вправо спиной вперёд, а также быстроту в целостных движениях

11. Челночный бег на коньках 5×54 метров

Время выполнения теста равняется продолжительности одной среднестатистической смены в хоккее;

Сопровождается высокими значениями кислородного долга и лактата; Наилучшим образом оценивает специальную анаэробно-гликолитическую (скоростную) выносливость

Преимуществом данной программы тестирования СФП является то, что она позволяет оценить скоростные способности, специальную выносливость, а также технику выполнения всех основных элементов катания хоккеиста.

Анализ данных [ править | править код ]

Не смотря на то, что многое зависит от информативности применяемых в ходе контроля методик, самое важное в тестировании — это анализ данных. Именно в данной области, по мнению автора, лежит нераскрытый потенциал современного хоккея и командных видов спорта в целом. Потратив некоторое время на проведение тестирования и на анализ его результатов, тренер получит огромную выгоду. К примеру, приведём здесь отчёт одной из команд чемпионата Республики Беларусь по хоккею, которая внедрила данный подход:

Тестирование СФП (лёд) и ОФП (земля) 15.12.2015;

Составлен план подготовки команды на земле в период с 15.12.2015 по 10.02.2016;

На основании анализа результатов тестирования 15.12.2016 произведена индивидуализация тренировочных нагрузок;

Повторное тестирование СФП (лёд) и ОФП (земля) 10.02.2016.

Источник

Что включает в себя специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка – это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.

СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.

Основными средствами СФП спортсмена являются специально-подготовительные и соревновательные упражнения.

Специально-подготовительные упражнения обязательно имеют сходство с соревновательными по структуре движения или его отдельных фаз, по зоне мощности и т. п. В этой группе упражнений выделяют подводящие упражнения, с помощью которых осваивается одна или несколько фаз соревновательного упражнения, а также развивающие, способствующие воспитанию физических способностей, которые требуются для обеспечения высокого результата в избранном виде спорта.

К соревновательным упражнениям относятся собственно соревнования, т. е. упражнения, по качеству выполнения которых в ходе состязаний определяется спортивный результат, а также такие соревновательные упражнения, когда спортсмены соревнуются, выполняя одно или несколько соревновательных двигательных действий, направленных на воспитание именно заданного специального физического качества.

Спортивная подготовка (тренировка) – это целесообразное использование знаний, методов и условий, позволяющее направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечивать необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

Спортивная подготовка включает в себя следующие основные разделы: теоретическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка, морально-волевая и психологическая подготовка, физическая подготовка.

Теоретическая подготовка. Теоретическая подготовка заключается в привитии студентам знаний по теории и методике спортивной тренировки в той области, с которыми спортсмен сталкивается каждодневно. Это прежде всего относится к режиму дня и питания, правилам личной гигиены и самоконтролю, в изучении механизмов воздействия на организм человека физических нагрузок, законов жизнедеятельности и развития человеческого организма под воздействием спортивной тренировки, постоянного изучения правил соревнований, особенно в тех видах спорта, где они весьма сложны (баскетбол, гимнастика и др.).

Основной формой теоретической подготовки спортсмена является активное и творческое участие в планировании и организации тренировочного процесса. При разрабатывании плана тренировки тренер должен стремиться к тому, чтобы спортсмен осмысливал и анализировал свои действия, а не был лишь механическим исполнителем воли тренера. Эффективной формой теоретической подготовки являются также специальные теоретические занятия, лекции, семинары, которые особенно целесообразны в период пребывания в спортивных лагерях и на тренировочных сборах.

Техническая подготовка. Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике системы движений и доведение их до совершенства.

Роль техники в различных видах спорта неодинакова. Выделим четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

Тактическая подготовка. Тактическая подготовка спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами (наступательной, оборонительной, контратакующей) и формами (индивидуальной, групповой, командной). Тактика может быть пассивной, активной и комбинированной (смешанной).

Пассивная тактика – это заранее предусмотренное предоставление инициативы противнику для того, чтобы в нужный момент предпринять активные действия, например, » финишный бросок » из – за спины в беге, лыжных гонках, велосипедном спорте и др.

Активная тактика – это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так называемый рваный бег, резкие переходы от активного боя в боксе к замедленному. Смена технических приемов и комбинаций в футболе, баскетболе, гандболе.

Комбинированная тактика включает в себя как активные, так и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.

Тактика спортсмена в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят перед ним, например, показать максимальный рекордный результат, выиграть соревнования, показать результат, достаточный для выхода в следующий тур соревнований – четвертьфинал. Полуфинал и финал.

Избираемая тактика должна соответствовать физическим возможностям спортсмена. Чем выше и разностороннее физическая подготовленность, тем большими потенциальными возможностями располагает он в области тактики, а односторонняя физическая подготовленность даже при высоком уровне развития того или иного качества неминуемо ведет к тактико-технической ограниченности.

Морально-волевая и психологическая подготовка. Морально-волевая и психологическая подготовка проводится в соответствии с общими принципами нравственного воспитания. Морально-волевая подготовка спортсменов является первой и главнейшей задачей любого тренера. Для того, чтобы добиться высокого уровня развития необходимых в спорте качеств и навыков, спортсмен должен долго, много и настойчиво тренироваться. Это под силу только трудолюбивому, целеустремленному, дисциплинированному человеку. Однако, только высокого уровня подготовленности еще недостаточно для победы. Для того, чтобы побеждать на соревнованиях, нужно уметь бороться за победу, быть собранным, обладать достаточной смелостью и решительностью.

Наиболее характерной чертой, свойственной каждому высококвалифицированному спортсмену, безусловно является исключительная сила воли. Свое высшее выражение воля находит в проявлении так называемых «бойцовских качеств», т.е. способности максимально сконцентрировать все физические и духовные усилия в момент ответственных соревнований, перетерпеть усталость, боль, сломить сопротивление противника и продемонстрировать максимальные возможности необходимые для достижения победы. Отличительным признаком высоких бойцовских качеств как раз и является достижение на соревнованиях более высоких результатов, чем на тренировках.

Волевые качества весьма многообразны. К ним относятся такое чисто специфическое для спортсменов качество, как «умение терпеть», а также упорство, настойчивость в преодолении трудностей, смелость, уверенность в своих силах, решительность, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.

Каждый человек в зависимости от типа высшей нервной деятельности по-разному переживает периоды высокого нервно-эмоционального напряжения, например, период экзаменов, выполнение ответственного задания на производстве, участие в спортивных соревнованиях и др. Одни, излишне волнуясь, «перегорают», другие впадают в апатию и не могут мобилизовать свои силы и возможности.

В задачи психологической подготовки входит изучение нервной деятельности занимающихся и на этой основе разработка и проведение мероприятий, которые позволят быть к началу спортивных соревнований в состоянии полной «боевой готовности» с высокой степенью психической устойчивости.

При рациональном управлении процессом спортивной подготовки у занимающихся обеспечивается формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти и т.п., их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно-эмоционального напряжения, стресса; достигается оптимизация работоспособности, обеспечивается профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления и повышение эффективности учебного труда студентов и в дальнейшем их профессионального труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *