Что включает в себя понятие управление транспортным процессом
Что включает в себя понятие управление транспортным процессом
Содержание публикации:
«Управление» припаркованным транспортным средством. В судебной практике возможно все!
В судебной практике можно встреть самые невероятные трактовки понятия «управление транспортным средством». Такая ситуация вызвана отсутствием закрепления данного термина в законодательстве РФ, о чем речь пойдет ниже. Последствием отсутствия указанного понятия в законодательстве нередко является необоснованное привлечение лица к административной ответственности по соответствующей статье КоАП РФ. Если же речь идет о вменении лицу правонарушения, предусмотренного статьей 12.8 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения…», то, кроме того, что лицу грозит наказание в виде лишения прав, так еще и фактически действует презумпция виновности такого «нарушителя». Другими словами, аргументы привлекаемого к административной ответственности лица о том, что он никуда не ездил и находился в салоне автомобиля без намерения куда-либо ехать, суд отвергнет как несостоятельные и сочтет, что поскольку «сидел в салоне, то имел намерение начать движение».
Или другой пример: к моменту приезда сотрудников ДПС гражданин находился в состоянии алкогольного опьянения в салоне своего автомобиля. Алкоголь он принял уже после того, как припарковал свой автомобиль на парковке во дворе дома, что подтверждают и свидетели. Такие объяснения суд отвергает как несостоятельные, несмотря на то, что в деле отсутствуют доказательства того, что данный гражданин именно управлял автомобилем уже будучи в состоянии опъянения.
Рекомендуем определения понятий по теме:
Термин «управление транспортным средством» в законодательстве РФ
Легальное определение понятие «управления транспортным средством» в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует.
При этом, глава 12 КоАП РФ, посвященная административным правонарушениям в области дорожного движения, включает целый ряд составов правонарушений, содержащих термин «управление транспортным средством», например:
Термин «управление транспортным средством» используется также в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Правилах дорожного движения, Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 N 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» и прочих нормативных актах.
Однако ни один из указанных актов не содержит определение понятия «управление транспортным средством», соответственно, на законодательном уровне не определены признаки данного понятия, что дает возможность для его широкого (произвольного) толкования судами и должностными лицами правоохранительных органов. Это, в свою очередь, приводит к нарушению законности при рассмотрении соответствующих дел в порядке административного производства.
В каком случае можно считать, что лицо управляет транспортным средством?
В каком случае и с какого момента (из приведенных ниже действий) можно считать, что лицо приступило к управлению транспортным средством? Варианты:
Правильный ответ: ни в каком из приведенных случаев лицо не управляет транспортным средством, соответственно, не может быть привлечено к административной ответственности по любой статье КоАП РФ за «управление транспортным средством…»
Дело в том, что термин «управлять» не тождественен термину «использовать» (извлекать иные полезные свойства). Не управляя автомобилем, можно его использовать в иных целях, например, слушать в салоне музыку, пользоваться системой обогрева, кондиционирования и т.д.). Такого рода использование транспортного средства не запрещено законодательством РФ, более того, для этого не требуется получения специального права (право на управление ТС).
Определение понятия «управлять» в словарях
Как видим, термин «управление», прежде всего, означает приведение в движение, начало движения.
Определение понятия «управление транспортным средством»
Таким образом, следует согласиться с авторами, предлагающими следующие варианты определения понятия «управление транспортным средством»:
«Управление транспортным средством» в разъяснениях Верховного Суда РФ
В июне 2019 года Верховный Суд сделал попытку дать определение понятию «управление транспортным средством», указав на ключевой момент о необходимости такого признака как перемещение в пространстве. При этом, факт запуска двигателя, как указал ВС РФ не имеет значения. Так, в п. 2 упомянутого Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 указано следующее:
«При рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо учитывать, что управление транспортным средством представляет собой целенаправленное воздействие на него лица, в результате которого транспортное средство перемещается в пространстве (вне зависимости от запуска двигателя). Действия лица, приравненного к пешеходу (пункт 1.2 ПДД РФ), например, ведущего мопед, мотоцикл, не могут расцениваться в качестве управления транспортным средством».
Основные понятия о транспорте и транспортном процессе.
Введение.
Сущность и социальная значимость дисциплины.
Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Транспорт связывает все экономические и административные районы РФ в единое целое, удовлетворяет потребности населения в передвижении, обеспечивает неуклонный рост товарооборота, расширение и усиление связей между всеми отраслями народного хозяйства.
Основными задачами в области транспорта являются:
1.расширение транспортно-дорожного строительства.
2.полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения во всех видах перевозок
3.дальнейшее техническое перевооружение всех видов транспорта.
Транспорт представляет собой единую транспортную систему, в которую входят:
3)водный (речной и морской)
Все виды транспорта развиваются планомерно и осуществляют перевозки во взаимодействии друг с другом.
Дальнейшее развитие и совершенствование автомобильного транспорта требует подготовки квалифицированных кадров, владеющих современными технологиями и видами организации учета и выполнения перевозочного процесса.
Предмет «Автомобильные перевозки» является профилирующим при подготовке техников по специальности 190631 «Техническое обслуживаниеи ремонт автомобильного транспорта» и является базой для изучения дисциплины «Экономика отрасли».
Предмет «Автомобильные перевозки» тесно связан с предметом «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей».
Раздел 1. Грузовые перевозки.
Тема 1. Основные понятия о транспорте и транспортном процессе.
1.Основные понятия о транспорте и транспортном процессе.
2.Значение и роль транспорта в экономике страны.
3.Характеристика всех видов транспорта.
4.Сущность и задачи транспортной логистики.
5.Автомобильный транспорт, его преимущества и недостатки.
Основные понятия о транспорте и транспортном процессе.
Автомобильный транспорт представляет собой совокупность средств сообщения и технических устройств и сооружений.
Средствами сообщения автомобильного транспорта являются:
3. автомобильные прицепы и полуприцепы транспортного назначения, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров.
Средства сообщения называются подвижным составом автомобильного транспорта.
К техническим устройствам и сооружениям автомобильного транспорта относятся
— станции технического обслуживания
— средства связи и сигнализации
Производственный процесс автомобильного транспорта заключается в перемещении грузов и пассажиров подвижным составом и называется автомобильными перевозками.
Транспортный процесс состоит из трех элементов:
1. Погрузка включает в себя подачу транспортных средств к нужному месту.
— организацию фронта работ
— формирование и сортировку груза
— оформление документов, сопровождающих перевозку
Перевозчик не является владельцем груза, но на период перевозки отвечает за него материально.
Главным документом при перевозках является товарно-транспортная накладная на основании которой грузоотправитель списывает со счетов своего предприятия материальные ценности, передавая их на период перевозки работником транспорта.
2.Движение является основной функцией транспорта.
Усложнившееся движение транспортного потока требует большого внимания и от составителей маршрутов и исполнителей (водителей) для сокращения времени в пути и гарантированной безопасности перевозки грузов и пассажиров.
Погрузочно-разгрузочные работы могут осуществляться грузовладельцами или работниками транспорта. Погрузочно-разгрузочная операция наиболее сложная и трудоемкая и влияет на время задержки транспортного средства и на уменьшение его производительности.
3. Разгрузка – это подача транспортного средства в зону работ, это:
— расформирование и сортировка груза
— оформление документов на прибывший груз
По товарно-транспортной накладной груз передается грузополучателю, который принимает на себя материальную ответственность.
Все риски за груз переходят от перевозчика на грузополучателя.
Процесс производства продукции считается завершенным лишь тогда, когда продукция доставлена в сферу потребления, т.е. тогда когда груз доставлен в нужное место.
Для эффективного осуществления транспортного процесса (погрузки, движения и разгрузки) необходимо четкое разграничение функций всех участников перевозки (транспортного предприятия и клиента) и строгое согласование их действий при выполнении различных работ и операций транспортного процесса.
Понятие и структура транспортного процесса
Транспортный(перевозочный) процесс-это совокупность организационных и технологических взаимосвязанных действий и операций, выполняющие АТО и их подразделениями самостоятельно или согласованно с другими организациями при подготовке, осуществлении и завершении перевозок грузов.
Транспортный процесс состоит из 3-х основных элементов:
Погрузка включает в себя подачу ТС к нужному месту, организацию фронта работ, накопления, комплектование и сортировку груза, оформление документов сопровождающих перевозку.
Движение является основной функцией транспорта.
Разгрузка- это подача ТС в зону работ, расформирование и сортировка груза, оформление документов не прибывающий груз.
Структура транспортного процесса включает:
-разработка на основе материалов обследования грузопотоков рациональных маршрутных схем
-выбор типа и опр.необходимого количества ПС
-опр.сферы целесообразного использования ПС в зависимости от конкретных условий
-нормирование скоростей движения ПС
-выбор схем орг.движения автотранспорта с использованием рациональных режимов труда и отдыха водителей
-координацию работы автотранспорта с другими видами транспорта
-анализ дорожных условий, в целях разработки эффективных и безопасных маршрутов движения ПС
-обеспечение эффективных и безопасных перевозок грузов
-применение экономико-математических методов и расчетов для повышения эффективности использования ПС и снижения затрат на перевозках
-управление движением ПС
-оперативный контроль за работой Пс и его использования
Особое внимание в транспортном процессе уделяется использованию различных методов, обеспечивающих своевременность доставки грузов, сохранность качества и количество перевозимого груза, выполнение требований техники безопасности и БДД, экономии топлива, охрану окружающей среды и выполнения требований трудового законодательства.
ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Транспортный процесс — это процесс перемещения грузов (или пассажиров) включающий: подготовку грузов к перевозке, подачу подвижного состава, погрузку грузов, оформление перевозочных документов, перемещение, выгрузку и сдачу груза грузополучателю.
Маршрутом движения называется путь следования ПС при выполнении перевозок. На всех маршрутах транспортный процесс перевозки грузов складывается из последовательно повторяющихся элементов: подача ПС к месту погрузки; погрузка ПС; перемещение груза; разгрузка ПС. Совокупность этих элементов, образующих законченную операцию, называется циклом перевозки или ездкой.
При перевозке груза автотранспортом в качестве цикла транспортного процесса берут ездку, а при перевозках пассажиров на автобусах в качестве законченного цикла транспортного процесса берут рейс. Рейс включает весь комплекс транспортных операций, происходящих за пробег автобуса от начального до конечного пункта маршрута.
Важную роль при выполнении автомобильных перевозок занимает организация движения подвижного состава (ПС), так как от правильного выбора маршрута движения зависит доля порожнего пробега ПС в общем пробеге.
Подача ПС от места стоянки и возврат после последнего пункта разгрузки относится не к отдельному циклу перевозок, а к работе ПС за день в целом и называется нулевым пробегом.
При выполнении перевозок можно выделить несколько типичных вариантов организации транспортного процесса.
1. ( микросистема ) – это однократная или многократная перевозка груза одним автомобилем от одного и того же отправителя к одному и тому же потребителю, представляет собой простейший вариант организации транспортного процесса. При этом варианте обратный пробег от потребителя к отправителю автомобиль выполняет без груза. На различных комбинациях микросистем основаны все остальные варианты организации транспортного процесса.
2. ( особо малая система ) – это однократная или многократная перевозка груза одним автомобилем от одного и того же отправителя к одному и тому же потребителю с доставкой груза в обратном направлении до отправителя или до любого промежуточного пункта. В этом случае вид и количество груза, перевозимого в прямом и обратном направлениях, как правило, различны.
3. ( малая система с челночным движением ) – это организация транспортного процесса в первом и во втором вариантах с использованием нескольких единиц ПС, обслуживающих одного отправителя или потребителя грузов. Для этого варианта потребуется увязка работы нескольких автомобилей, составление графиков загрузки погрузочно-разгрузочных пунктов и т.д.
Во всех трех рассмотренных вариантах автомобиль перемещается от одного пункта к другому по одному и тому же маршруту в прямом и обратном направлениях (рис.1).
Рис.1. Челночное движение подвижного состава в простейших вариантах организации транспортного процесса.
Рис.2. Кольцевое движение подвижного состава
5. ( малая система с развозом или сбором груза ) – это развоз или сбор груза от одного отправителя или к одному потребителю. Схема перемещения автомобиля аналогична схеме малой системы с кольцевым движением ПС, но за оборот происходит только одна загрузка автомобиля и постепенная его разгрузка в нескольких пунктах при развозе груза постепенная многократная загрузка и однократная загрузка при сборе груза. Схема этого варианта- на рис.3.
Рис.3. Развоз или сбор груза.
6. ( средняя система ) – это обслуживание определенной производственной структуры (предприятие, склад, терминал и т.д.) требует использования нескольких малых систем, работа которых будет подчинена одной цели. Пример данного варинта организации транспортного процесса- на рис.4.
Рис.4. Транспортный процесс обслуживания производственной структуры.
7. ( большая система )
– это интегрированная транспортная система может обслуживать несколько производственных структур или определенный географический регион. В данном случае процессы перемещения грузов будут происходить между несколькими производственными предприятиями, складами или терминалами со сбором или развозкой груза отправителям или потребителям, иными словами объединяет в себе несколько средних систем. Пример данного варианта- на рис.5.
Рис.5. Транспортный процесс обслуживания нескольких производственный структур.
Понятие о транспортном процессе и его составных частях.
Продукция транспорта — процесс перемещения пассажиров или грузов между определенными пунктами — и есть тот полезный эффект, который создается транспортным производством и потребляется во время его. Полезный эффект (продукция) транспорта не существует как отдельная потребительная вещь. Следовательно, в отличие от других отраслей материального производства, в транспортной отрасли производство и потребление продукции совпадают, выражаясь в последовательном перемещении предмета труда во времени и пространстве.
Таким образом, транспортный процесс — это перемещение товара (груза) от места его производства к месту потребления, а для пассажирского транспорта — перемещение людей между какими-либо пунктами, которое может быть связано с их производственной деятельностью, культурными и бытовыми потребностями.
Транспортный процесс, как всякий производственный процесс, состоит из отдельных последовательно выполняющихся частей (элементов): погрузки грузов в подвижной состав (посадки пассажиров) в пунктах отправления; перемещения грузов и пассажиров между пунктами отправления и назначения; выгрузки грузов из подвижного состава (высадки пассажиров) в пункте назначения. Каждый из указанных трех элементов в свою очередь слагается из ряда операций и работ, осуществляемых в ходе подготовки, организации и выполнения перевозок.
Так, при перевозке грузов первый элемент транспортного процесса (погрузка груза) включает работы по подготовке груза к отправлению, сортировке его по получателям и направлениям, погрузке в автомобиль, закреплению, увязке в кузове автомобиля, взвешиванию или определению объема погруженного на автомобиль груза (для штучных грузов определяется количество штук груза), оформлению транспортной документации на получение и вывоз груза.
Перемещение груза происходит на основе выбора типа подвижного состава, определения маршрута движения, обеспечения безопасности движения и сохранности груза при перевозке, собственно перемещения груза, обеспечения устранения могущих возникнуть во время движения технических неисправностей подвижного состава, организации заправки его горюче-смазочными материалами в пути, организации контроля за движением подвижного состава с целью выполнения графика движения и своевременности доставки грузов.
Выгрузка груза слагается из таких операций, как ознакомление грузополучателя с товарно-транспортными документами и соответствием им груза, взвешивание или определение объема прибывшего груза грузополучателем (для штучных грузов определяют количество штук), выявление возможной порчи или потерь груза, подготовка груза к выгрузке (освобождение от креплений, укрытия, открытие бортов и т. п.), выгрузка груза, оформление товарно-транспортной документации по приему груза грузополучателем.
Так как все элементы осуществляются в различных местах и в разное время, эффективность транспортного процесса, его непрерывность во многом зависят от согласованности продолжительности выполнения каждого элемента во времени. При перевозках элементы транспортного процесса для каждой единицы ПС (автомобиля, автопоезда) постоянно повторяются. Это обстоятельство определяет цикличный характер транспортного процесса. Циклом транспортного процесса является ездка, представляющая собой комплекс элементов транспортного процесса от одной погрузки груза на каждую единицу подвижного состава до следующей погрузки. За цикл каждый автомобиль простаивает под одной погрузкой, одной разгрузкой, совершает пробег с грузом и пробег без пего к месту следующей погрузки. Продолжительность цикла (время ездки) складывается из времени, затрачиваемого па выполнение всех элементов транспортного процесса.
Ездки осуществляются на разные расстояния и с разными скоростями, с различным количеством и характером груза, различным клиентам. Вследствие этого время, затрачиваемое на их выполнение, а также объем работы, выполняемый за каждую ездку, будут различными. Поэтому при планировании и организации транспортного процесса пользуются средними значениями продолжительности ездки и времени выполнения отдельных элементов.
Транспортный процесс организуется и осуществляется транспортными предприятиями совместно с их клиентурой (отправителями и получателями груза). Транспортные предприятия несут ответственность за организацию и осуществление перемещения груза. Клиенты транспортных предприятий, как правило, организуют и производят погрузку и разгрузку груза за свой счет и своими средствами. Если клиенты не могут выполнять эти работы, осуществление их может взять на себя транспортное предприятие или организация, специализирующаяся на производстве погрузочно-разгрузочных работ. Такими организациями являются базы механизации.
Для эффективного осуществления транспортного процесса необходимо четкое разграничение функции всех участников перевозки и строгое согласование их действий при выполнении работ и операций транспортного процесса.