Что включает в себя понятие физическое совершенствование
Урок 8. Физическое совершенствование
Урок 8. Физическое совершенствование
- что включает в себя понятие «физическое совершенствование»; какие способности необходимо развивать юношам и девушкам вашего возраста.
Физические способности, развитие, силовые способности, скоростно-силовые способности.
Какие качества необходимо развивать для физического совершенствования?
- развитие силы развитие выносливости развитие быстроты развитие гибкости развитие координации
Основное содержание урока
О человеке, занимающемся физкультурой или спортом, говорят, что он в хорошей физической форме. Но достигнуть хорошей физической формы недостаточно – ее надо поддерживать и даже совершенствовать. Поговорим подробнее, как это правильно делать.
Физическое совершенствование иначе можно назвать физической подготовкой.
Чтобы физическая подготовка была эффективной и не принесла вреда организму, необходимо соблюдать ряд правил.
Развитие тех или иных способностей не происходит равномерно и зависит от физиологических особенностей развития человека.
Как у юношей, так и у девушек между тринадцатью – пятнадцатью годами улучшаются силовые и скоростно-силовые способности, а значит, при занятиях физической подготовкой в первую очередь следует совершенствовать именно их.
Согласно общепринятому определению, сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Сила бывает абсолютная и относительная.
Абсолютная сила – способность человека преодолеть внешнее отягощение независимо от массы своего тела.
Относительная сила – способность человека преодолеть то же отягощение, но в расчете на 1 кг массы собственного тела.
То есть если каждый из двух мальчиков поднял гирю весом 20 кг, то, независимо от своего веса, они равны по абсолютной силе, а вот по относительной силе сильнее тот, кто весит меньше.
Любые способности, в том числе силовые, необходимо развивать правильно, дозируя нагрузку и занимаясь регулярно.
При повышении силовых способностей следует руководствоваться таким принципом: определить 3-4 группы мышц и в течение нескольких недель работать над ними, затем такое же количество времени прорабатывать другие мышцы и т. д.
Для развития силовых способностей можно выполнять такие упражнения: отжимание в упоре лежа, подтягивание на перекладине, приседания, растягивание резинового бинта из положения руки вперед, руки вверх.
Поговорим теперь о развитии скоростно-силовых способностей.
Быстрота – это возможность выполнить определенное двигательное действие в минимально возможный для этого промежуток времени.
Скоростно-силовые способности человека подразумевают сочетание быстроты движений и силы мышц.
Наиболее эффективно скоростно-силовые способности развиваются при выполнении упражнений с максимально возможными скоростью и темпом. Продолжительность одного упражнения при этом в среднем должна составлять 8–10 секунд.
Заботясь о темпе выполнения упражнений, не следует забывать и о правильной технике, а также чередовании нагрузки и отдыха.
Очень хорошо скоростно-силовые способности развиваются во время бега с максимальной скоростью на 40–60 м или бега на простых коньках на 100–300 м.
Для развития скоростно-силовых способностей можно выполнять такие упражнения: челночный бег, прыжки с места в длину, прыжки со скакалкой, броски и ловля набивного мяча
Выполни тренировочные задания.
1. Заполни пропуски.
Скоростно-силовые способности человека подразумевают сочетание ___________________ движений и ________________ мышц.
2. Заполни пропуски.
Развитие тех или иных физических способностей происходит ____________________ и зависит от ______________________ человека.
4) физиологических особенностей
3. Соотнесите понятия и их определения:
2) относительная сила
а) способность человека преодолеть внешнее отягощение в расчете на 1 кг массы своего тела
б) способность человека преодолеть внешнее отягощение независимо от массы своего тела
4. Заполни пропуски.
4) максимально возможном
5. Выбери верный ответ.
Оптимальный возраст для развития силовых и скоростно-силовых способностей:
6. Установите соответствие между способностями и упражнениями, направленными на их развитие.
1) силовые способности
2) скоростно-силовые способности
а) челночный бег, прыжки в длину, броски и ловля мяча
б) отжимания, подтягивания, приседания
7. Выбери верные ответы.
При развитии силовых способностей нагрузка должна быть:
4) максимально возможной
При развитии силовых способностей _________________ давать организму предельные нагрузки.
Выполни контрольные задания.
1. Выбери верные ответы.
Для развития силовых способностей применяются следующие упражнения:
1) растягивание резинового бинта
3) прыжки со скакалкой
2. Заполни пропуски.
Физическое совершенствование подразумевает развитие ____________________, __________________________ и ряда других способностей.
3. Определите, какими принципами следует руководствоваться для развития тех или иных способностей.
1) силовые способности
2) скоростно-силовые способности
а) правильная техника при максимально возможном темпе
б) дозированная нагрузка при регулярном выполнении упражнений
1. Выбери верные ответы.
Для развития скоростно-силовых способностей применяются следующие упражнения:
Чтобы физическая подготовка была эффективной и не принесла вреда организму, необходимо действовать, руководствуясь ___________________________.
3. Определите, какими принципами следует руководствоваться для развития тех или иных способностей.
1) силовые способности
2) скоростно-силовые способности
а) пробегать с максимальной скоростью 40–60 м
б) прорабатывать в течение нескольких недель 3–4 группы мышц
Физическое совершенствование
Приобщившись к регулярным занятиям физкультурой, каждый человек почувствует себя бодрее, ощутит прилив сил и энергии, а значит, почувствует естественную потребность в совершенствовании своего организма.
Ведь в процессе физической тренировки мышечная ткань активизирует деятельность внутренних органов, при этом совершенствуется кровообращение, дыхание, обмен веществ, увеличивается энергетический потенциал на клеточном уровне.
Мышечная активность оказывает влияние также на психику и способствует развитию умственных способностей.
Систематические физические тренировки воздействуют на развитие силы, гибкости, ловкости, выносливости и других физических качеств, благоприятствуют исправлению физических недостатков (нарушение осанки, тучность и др.).
Они должны быть достаточными, но при этом не чрезмерными. Вот почему упражнения следует подбирать так, чтобы они были не только посильными, но и давались бы с некоторым трудом. В целях совершенствования физической подготовки упражнения нужно постепенно усложнять.
Выполнять движения следует правильно, легко, непринужденно, без лишнего напряжения (напрягаться должны только мышцы, непосредственно участвующие в работе). Особое внимание надо обращать на сочетание движения с дыханием и расслаблением.
Во время тренировки целесообразно пользоваться простейшим спортивным инвентарем (гантели, гимнастические палки, мячи, скакалки) и по возможности спортивными устройствами (перекладина, шведская стенка, гимнастическая скамейка) или любыми доступными предметами, способными их заменить (садовые скамейки, деревья, палки, камни).
На тренировках, преследующих общеоздоровительные цели, выполняются преимущественно общеразвивающие упражнения. Они наиболее просты в исполнении, требуют умеренного мышечного напряжения и оказывают достаточно эффективное воздействие.
Такие упражнения могут выполняться с предметами и без них, одиночно, в парах (с партнером) или в группах. При их подборе следует прежде всего обратить внимание на то, чтобы они соответствовали возрасту, полу, физической подготовленности и состоянию здоровья.
В занятиях с целью оздоровления следует много внимания уделить развитию мышечной силы. Выполняя любую работу, мышцы постоянно взаимодействуют с внутренними органами и системами организма, оказывая на них стимулирующее и массирующее воздействие.
Для развития силы применяются упражнения с отягощениями (например, преодоление собственного веса, поднимание тяжестей, работа на перекладине, с амортизаторами, гантелями). При этом следует предусмотреть умеренные и малые отягощения, разнообразить темп и интенсивность выполнения упражнений, приспосабливая их к состоянию здоровья и физическому развитию занимающихся.
Силовые упражнения дают высокую результативность только при условии их многократного повторения, как говорят, «до отказа». При этом нельзя допускать перенапряжения. По мере роста силы увеличивается количество повторений и берется большее отягощение, пока не будет достигнут стабильный результат, служащий показателем хорошего физического развития, который нужно стремиться поддерживать на одном уровне.
Важным показателем надежного здоровья является гибкость.
Упражнения на гибкость помогают поддерживать эластичность связок и мышц, способствуют развитию двигательных возможностей суставов и межпозвонковых сочленений.
При снижении гибкости страдают суставы, в т.ч. и суставы позвоночника. Постепенная тренировка гибкости помогает сохранять ее на протяжении долгих лет жизни. Лучше, конечно, поддерживать хорошую гибкость смолоду, но можно восстановить ее в любом возрасте.
На достижение развития гибкости направлены маховые движения, пружинистые, постепенно увеличивающиеся сгибания и разгибания, а также непродолжительные статические напряжения с сохранением неподвижного положения тела или конечностей в положении стоя, сидя и лежа, в позе глубокого наклона, прогиба, выпада и др.
Упражнениям на гибкость должна предшествовать хорошая разминка, особенно в условиях низкой температуры.
Тренировать гибкость рекомендуется систематически, не реже трех раз в неделю, так как длительные перерывы (свыше трех-четырех месяцев) приводят к утрате ранее приобретенных возможностей.
В статьях приводятся некоторые упражнения, направленные преимущественно на развитие силы и гибкости, которые целесообразно выборочно включать в основную часть занятия по общефизической подготовке.
В повседневной жизни любому человеку нужна ловкость, координированность движений, способность выполнять движения легко и точно, что обеспечивается с напряжением только тех мышц, которые участвуют в полезной работе, оставляя при этом остальные мышцы в расслабленном состоянии.
У человека с неразвитой координацией много нерациональных движений, обременяющих его, создающих впечатление «мешковатости», требующих затраты лишних сил и энергии, что вызывает быстрое утомление, создает ощущение неудобства.
Ловкость тренируется в процессе освоения действий (движений) в переменных условиях. Выполнение упражнений на ловкость требует повышенного внимания к точности движений. Практически почти каждое физическое упражнение, если в него вносить некоторые изменения, хотя бы новые условия выполнения, будет направлено на воспитание ловкости.
Развитие общей выносливости достигается тренировочной нагрузкой наиболее длительного, но допустимого воздействия различной интенсивности. Вот почему приступать к занятиям на выносливость, чтобы не повредить здоровью, нужно постепенно, предварительно научившись экономно дышать и хорошо натренировав сердечно-сосудистую систему к восприятию высоких нагрузок.
Тренировать общую выносливость лучше всего быстрой ходьбой, путем бега, ходьбы на лыжах, посредством спортивных игр и плавания. Начинать тренировки, особенно пожилым и болезненным людям, нужно с ходьбы.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО»
Часть 1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Физическая культура– составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.
Спорт является частью ФК.
Физическое воспитание– педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека.
Составные части физического воспитания:
· Физическая подготовка (подчёркивает прикладную направленность ФВ);
· Физическое совершенство (идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни).
Физическое воспитание как педагогический процесс состоит из:
1. Образования в области ФК;
2. Развития физических (двигательных) качеств.
Образование в области ФК − процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, передачи специальных знаний по физической культуре.
Образование в области ФК состоит из:
· Формирование жизненно важных (в том числе и естественных) двигательных умений и навыков;
· Формирование спортивных двигательных умений и навыков;
· Передача специальных знаний в области ФК.
Развитие физических (двигательных) качеств – целенаправленное развитие физических (двигательных) качеств человека, посредством нормированных функциональных нагрузок.
К развитию физических качеств относится:
Развитие координационных способностей (развитие ловкости и других координационных способностей).
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ»
Вфизическую культуру личностивходят три основных компонента:
Операциональный компонент подразумевает формирование здоровья и его составляющих у личности (двигательных умений и навыков, физическое развитие, физическую подготовленность, физическое совершенство).
Мотивационно-ценностный компонент состоит из следующих взаимосвязанных категорий: знания, убеждения, мотивы, потребности, интересы – мотивационный блок и отношения, ценностные ориентации, волевые усилия, эмоции, составляющие ценностный блок (хотя, такое разделение достаточно условно!)
Деятельностный компонент ФК включает следующие виды деятельности:
— по самовоспитанию и саморазвитию;
— по соблюдению принципов здорового образа жизни;
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Цель физической подготовки – достижение высокого уровня физической подготовленности, работоспособности при выполнении известных (на уровне умений и навыков) двигательных действий, способствующих эффективной деятельности в избранном направлении.
Физическая подготовка подразделяется на два вида: общую (ОФП) и специальную (СФП).
ОФПпредполагает:
1. повышение уровня физического развития.
2. разностороннюю двигательную подготовку.
Это способствует достижению цели ОФП – формирование предпосылок для успешного решения двигательных задач в различных видах деятельности.
СФП − это специализированный процесс, содействующий успеху в конкретном виде деятельности: а) в профессиональной деятельности (профессионально-прикладная ФП), б) в спортивной деятельности (физическая подготовка в конкретном виде спорта).
Цель СФП – формирование предпосылок для успешного решения двигательных задач в различных видах профессиональной или спортивной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Физическое развитие– процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них двигательных качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменением следующих показателей:
· Биологической формы или морфологии (длина и масса тела, осанка, объёмы и формы частей тела, величина жироотложения и др.)
· Физиологических систем (параметры деятельности ССС, дыхательной и ЦНС, органов пищеварения и выделения, терморегуляция и др.)
· Развития кондиционных двигательных качеств (силы, выносливости, быстроты, гибкости).
Физическое развитие определяется следующими законами:
· Единства организма и среды
· Единства форм и функций
· Гетеротропности развития ( разные темпы развития в частях тела)
· Гетерохронности развития (разные системы и органы развиваются в разное время)
· Упражняемости форм и функций.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО»
Физическое совершенствов бытийном плане понимается как крепкое физическое и психологическое здоровье, мотивированная и сознательная деятельность по его укреплению и сохранению, осознанное принятие ЗОЖ.
Физическое совершенство подразумевает:
· Пропорционально развитое телосложение.
· Гармоническое развитие физических качеств.
· Высокий уровень физической работоспособности.
· Высокий уровень адаптации к неблагоприятным условиям жизни, труда и быта.
· Владение рациональной техникой жизненно важных движений и способность к овладению новыми двигательными действиями.
· Образованность в области физической культуры.
Физическое совершенство оценивается по следующим критериям:
1.Нормы и требования государственных программ;
2.Нормативы единой спортивной классификации;
3.Нормы всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье».
Физическое совершенствование
Просмотр содержимого документа
«Физическое совершенствование»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Западный филиал РАНХиГС
1-2…………………………………. ……Оглавление и титульный лист
5-7. ………………. Глава 3. Составляющие физического воспитания
8-10…………………….Глава 4. Физическое воспитание как работа над собой
18………………………………..…………Список использованной литературы
1.2. Вернёмся в современное время: физическое совершенствование является неотъемлемой частью совершенствования современного человека так же, как и духовное. В настоящее время физическому укреплению организму отводится минимум времени из-за большой умственной загруженности или нехватки времени. Данную проблему можно исправить: это отведение времени на занятия спортом: например, в учебных заведениях или спортзале, если занятия в учебном заведении не отведены. Также во многих ВУЗах и ССУЗах существуют спортивные секции: например, в ЗФ РАНХиГС существует секция по баскетболу.
Объект исследования: основные понятия теории физической культуры
Цель работы: исследовать сущность понятия «физическое совершенствование ».
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
-путем изучения и анализа научно-методической литературы выявить основные теории и методики физического совершенствования
— формирование осознанного понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности
-овладение целостной системой знаний научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни
-овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие.
-развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РЕФЕРАТЕ
Изучение любой дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата, т. е. со специфических профессиональных терминов и понятий.
Понятия — это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определенного объекта (явления).
Физическая культура — это часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физических способностей и использование их в общественной практике и повседневной жизни.
Физическое воспитание — это педагогический процесс, вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями, формирование осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями.
Физическое совершенствование — процесс изменения и совершенствования естественных морфологических и функциональных свойств организма человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др.) в течение его жизни. Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении различные показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Кроме того, физическое развитие в некоторой мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека.
Физическое совершенствование невозможно без регулярных тренировок и упражнений:
Физические упражнения — это движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Рассмотрим подробнее сущность понятия «физические качества».
3.2. Физические качества и двигательные навыки.
Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда, быта, что очень важно в современных жизненных условиях.
Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь.
В результате регулярных тренировок повышается прочность суставов, связок, а под влиянием специальных упражнений – и их эластичность и гибкость.
В результате тренировок в мышцах увеличивается число мышечных волокон, причем каждое волокно становится толще. Это и обеспечивает прирост мышечной силы. Под влиянием физических упражнений в мышцах повышается содержание миоглобина, способного легко соединяться с кислородом крови и отдавать его тканям мышц во время работы. В результате тренировок в мышцах возрастает количество капилляров и улучшается их снабжение питательными веществами и кислородом.
Физические упражнения совершенствуют осанку человека, она характеризует не только форму тела, но и функции состояния двигательного аппарата. Формирование полноценной осанки связано с увеличением подвижности суставов.
В процессе физических упражнений сила мышц увеличивается, физические упражнения содействуют лучшему формированию нижних конечностей.
Под влиянием физических упражнений у человека в состоянии покоя дыхательные движения становятся более редкими и более глубокими, тем самым облегчается обновление воздуха в легких.
Также под влиянием упражнений в тесной связи с функцией дыхания меняется и функция кровообращения. Усиленная мышечная работа приводит к увеличению массы сердечной мышцы, утолщению мышечных волокон, а также функциональным изменениям. Под влиянием рационального двигательного напряжения возникает ряд прогрессивных изменений в костно-скелетной опоре. Отчетливый эффект тренировки выражается в увеличении силы мышц. Мышцы тренированного человека обладают способностью к выполнению не только большего однократного усилия, но и длительной работе. Под влиянием упражнений улучшается способность мышц к расслаблению, одновременно увеличивается возможность мышц к напряжению и возрастает разница между производимым напряжением и расслаблением.
Совершенствование функций мышц тесно связано с совершенствованием нервной регуляции двигательной деятельности. Возбуждение мышц, о которых судят по их электрической активности, происходит в результате центробежных импульсов из центральной нервной системы, вызывающих сокращение и напряжение мышц. В то же время, работа мышц является раздражителем для рецепторов, от которых в центральную нервную систему проходят центростремительные импульсы, несущие текущую информацию по ходу самого движения. Важнейшим эффектом совершенствования мышечной системы под влиянием физических упражнений является повышение остроты мышечного чувства. Красиво двигается лишь тот, кто хорошо чувствует движение.
В процессе упражнений увеличивается сила, уравновешенность и подвижность основных нервных процессов. Благодаря этому быстрее и успешнее устанавливаются условные рефлексы. Большинство тренированных людей относится к сильному и подвижному типу нервной системы. Под влиянием физических упражнений совершенствуются нервные процессы, которые помогают человеку успешнее настроиться на предстоящую деятельность. Мобилизация всех сил и возможностей особенно удается квалифицированным спортсменам.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАК РАБОТА НАД СОБОЙ.
Физическое самосовершенствование представляет собой сочетание определенных методов и приемов, которые постепенно сформируют из человека гармонически развитую личность. Самовоспитание неразрывно связано с укреплением силы воли, хотя специально что-либо делать для этого не обязательно. В результате работы над собой по физическому самосовершенствованию сила воли выработается сама. Однако для этого обязательно следует подходить к работе над собой осознанно.
Физическое совершенствование неотделимо и прямо зависит от определенных особенной человека: сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость. Физические качества и двигательные навыки, полученные в результате физических занятий, могут быть легко перенесены человеком в другие области его деятельности, и способствовать быстрому приспособлению человека к изменяющимся условиям труда, быта, что очень важно в современных жизненных условиях. Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь.
Вначале работы над собой по физическому самосовершенствованию важно изучить себя, а также критически проанализировать свои характеристики, рассматривая себя со стороны. Сюда входят следующие этапы:
Трезвая оценка собственных возможностей и себя, как личности.
Определение положительных и отрицательных сторон и качеств собственной натуры.
Поиск негативных сторон, которые вы должны будете преодолеть.
Кроме того, занимаясь физическим самосовершенствованием, можно вести дневник своих достижений. Он поможет более эффективно прорабатывать проблемные места в своем физическом состоянии, а также вдохновлять на новые достижения, ведь сюда мы будем записывать свои успехи на поприще борьбы за здоровье.
Для ведения такого дневника необходимо остановиться на наиболее простых и информативных показателях: