Что включает в себя организация воздушного движения
Что включает в себя организация воздушного движения
V. Организация воздушного движения
128. Организация воздушного движения включает в себя:
а) обслуживание (управление) воздушного движения;
б) организацию потоков воздушного движения;
в) организацию воздушного пространства.
129. Обслуживание (управление) воздушного движения осуществляется органами обслуживания воздушного движения (управления полетами).
130. Обслуживание (управление) воздушного движения включает в себя:
а) диспетчерское обслуживание воздушного движения;
б) полетно-информационное обслуживание воздушного движения;
в) аварийное оповещение.
131. Диспетчерское обслуживание воздушного движения включает в себя:
а) районное диспетчерское обслуживание;
б) диспетчерское обслуживание подхода;
в) аэродромное диспетчерское обслуживание.
132. Организация потоков воздушного движения осуществляется центрами Единой системы для регулирования превышения потребностей воздушного движения над пропускной способностью органов обслуживания воздушного движения (управления полетами).
Организация потоков воздушного движения обеспечивается на этапах стратегического, предтактического и тактического планирования использования воздушного пространства.
133. Организация воздушного пространства осуществляется центрами обслуживания воздушного движения в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения.
134. Организация воздушного движения осуществляется в соответствии с федеральными авиационными правилами, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации.
Что включает в себя организация воздушного движения
от 25 ноября 2011 года N 293
(с изменениями на 14 февраля 2017 года)
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 26 апреля 2012 года N 119 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 43, 22.10.2012);
приказом Минтранса России от 21 июля 2016 года N 203 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.08.2016, N 0001201608190025);
приказом Минтранса России от 14 февраля 2017 года N 49 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.03.2017, N 0001201703140005).
— Примечание изготовителя базы данных.
3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 60 дней со дня официального опубликования.
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 декабря 2011 года,
регистрационный N 22874
Приложение
Федеральные авиационные правила «Организация воздушного движения в Российской Федерации»
(с изменениями на 14 февраля 2017 года)
1.3. В воздушном пространстве за пределами территории Российской Федерации, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, организация воздушного движения осуществляется в соответствии со Стандартами, установленными Конвенцией о Международной гражданской авиации.
1.4. Организация воздушного движения при полетах гражданских воздушных судов на аэродромах совместного базирования и аэродромах совместного использования осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
1.5. В настоящих Правилах используются термины и определения, которые приведены в приложении к настоящим Правилам.
II. Основы организации воздушного движения
2.1. Организация воздушного движения представляет собой динамичный и комплексный процесс обслуживания воздушного движения, организации потоков воздушного движения и воздушного пространства, осуществляемый безопасным, экономичным и эффективным образом путем предоставления средств и непрерывного обслуживания в сотрудничестве и взаимодействии всех заинтересованных сторон и с использованием бортовых и наземных функций.
2.2. Задачей организации воздушного пространства, осуществляемой органами ОВД в соответствующих зонах и районах, является определение либо согласование границ элементов структуры воздушного пространства и классификации воздушного пространства, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года N 138.
2.2.1. При определении границ элементов структуры органы ОВД учитывают:
государственные приоритеты в использовании воздушного пространства;
возможности органа ОВД по обеспечению приемлемого уровня безопасности полетов и безопасности использования воздушного пространства при обслуживании воздушного движения;
интересы пользователей воздушного пространства.
2.2.2. Элементы структуры воздушного пространства, предусматривающие запрещение или ограничение движения потока воздушных судов, а также период их действия учитываются органом ОВД при его организации и обслуживании воздушного движения.
2.3. Организация потоков воздушного движения представляет собой деятельность по организации безопасных, упорядоченных и ускоренных потоков воздушного движения для обеспечения максимально возможного использования пропускной способности органов ОВД и соответствия объемов воздушного движения пропускной способности, заявленной соответствующим органом ОВД.
2.3.1. Основными задачами организации потоков воздушного движения являются:
максимальное удовлетворение запросов пользователей воздушного пространства на использование воздушного пространства;
защита органов ОВД от превышений пропускной способности;
обеспечение необходимого уровня безопасности полетов при обслуживании воздушного движения.
2.3.2. Меры по регулированию организации потоков воздушного движения не применяются:
к воздушным судам, подвергшимся незаконному вмешательству;
к воздушным судам, выполняющим поисково-спасательные полеты, полеты с целью оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в медицинских и других гуманитарных целях;
к полетам воздушных судов под литерами «А» и «К»;
к воздушным судам, выполняющим специально заявленные государственными органами полеты.
2.3.3. Пропускная способность для диспетчерских пунктов (секторов) выражается количеством воздушных судов в час, которые обслуживаются в данном воздушном пространстве.
2.3.4. При оценке (расчете) пропускной способности учитываются следующие факторы:
а) вид предоставляемого обслуживания воздушного движения;
б) сложность структуры диспетчерского района, диспетчерского пункта (сектора);
в) рабочая нагрузка на диспетчера, включая выполняемые задачи по обслуживанию воздушного движения и координации;
г) типы используемых систем связи, навигации и наблюдения, степень их технической надежности и готовности, а также готовности резервных систем;
д) наличие автоматизированных систем и комплексов обслуживания воздушного движения, а также функций предупреждения;
е) любой другой фактор или элемент, обуславливающий рабочую нагрузку на диспетчера.
2.3.5. Количество воздушных судов, обслуживаемых органом ОВД, не должно превышать числа воздушных судов, управление полетом которых может безопасно обеспечиваться органом ОВД в превалирующих условиях.
С тем чтобы определить максимальное количество воздушных судов, которое может безопасно обслуживаться, соответствующему поставщику аэронавигационного обслуживания следует оценить (рассчитать) и заявить пропускную способность для диспетчерских районов, диспетчерских пунктов (секторов).
2.3.6. Пропускная способность выражается соответствующими нормативами пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов), которые рассчитываются по методике определения нормативов пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов), утверждаемой руководящим органом Единой системы.
2.3.7. Поставщики аэронавигационного обслуживания периодически проводят оценку пропускной способности диспетчерских пунктов (секторов). Нормативы пропускной способности рассчитываются с целью регулирования нагрузки и недопущения случаев систематических перегрузок персонала обслуживания воздушного движения. Нормативы пропускной способности используются на этапах стратегического, предтактического и тактического планирования, а также при обслуживании воздушного движения для принятия оперативных решений по устранению возможных перегрузок органов ОВД.
2.3.8. В том случае, когда потребности воздушного движения регулярно превышают пропускную способность органов ОВД, вызывая продолжительные и частые задержки, поставщик аэронавигационного обслуживания:
а) применяет меры, нацеленные на максимальное использование пропускной способности;
б) разрабатывает планы по повышению пропускной способности, рассчитанные на фактические или прогнозируемые потребности.
2.3.9. Орган ОВД при фактическом превышении пропускной способности имеет право ограничить вход в конкретный объем (сектор) воздушного пространства, за исключением случаев, указанных в пункте 2.3.2 настоящих Правил.
2.3.10. В целях обеспечения безопасности полетов при ОВД не допускается планирование использования воздушного пространства с превышением заявленной органом ОВД пропускной способности.
2.4. Задачами обслуживания воздушного движения в зависимости от вида обслуживания являются:
а) предотвращение столкновений между воздушными судами;
б) предотвращение столкновений воздушных судов, находящихся на площади маневрирования, с препятствиями на этой площади;
в) ускорение и поддержание упорядоченного потока воздушного движения;
г) предоставление консультаций и информации, необходимых для обеспечения безопасного и эффективного производства полетов;
д) уведомление соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказание таким организациям необходимого содействия.
III. Обслуживание воздушного движения
3.1. Обслуживание воздушного движения представляет собой общий термин и состоит из следующих трех видов обслуживания:
3.1.1. Диспетчерское обслуживание предназначено для решения задач, указанных в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 2.4 настоящих Правил, и подразделяется в зависимости от этапа полета на:
а) районное диспетчерское обслуживание: обеспечение диспетчерского обслуживания контролируемых полетов, кроме тех этапов каждого из таких полетов, которые указаны в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта, для решения задач «а» и «в» пункта 2.4 настоящих Правил;
б) диспетчерское обслуживание подхода: обеспечение диспетчерского обслуживания этапов контролируемых полетов, которые связаны с прибытием и вылетом, для решения задач «а» и «в» пункта 2.4 настоящих Правил;
в) аэродромное диспетчерское обслуживание: обеспечение диспетчерского обслуживания аэродромного движения, кроме этапов полетов, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, для решения задач «а», «б» и «в» пункта 2.4 настоящих Правил.
3.1.2. Полетно-информационное обслуживание предназначено для решения задачи, указанной в подпункте «г» пункта 2.4 настоящих Правил.
3.1.3. Аварийное оповещение, которое предназначено для решения задачи, указанной в подпункте «д» пункта 2.4 настоящих Правил.
3.1.4. Потребность в обслуживании воздушного движения определяется с учетом:
а) типов соответствующего воздушного движения;
б) плотности воздушного движения;
в) метеорологических условий;
г) других факторов, которые могут иметь к этому отношение.
3.1.5. В случае принятия решения о введении обслуживания воздушного движения в конкретных частях воздушного пространства или на конкретных аэродромах эти части воздушного пространства или эти аэродромы определяются исходя из вида обслуживания воздушного движения, которое должно обеспечиваться следующим образом:
а) части воздушного пространства, в которых принято решение обеспечивать полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение, определяются как районы полетной информации;
Что включает в себя организация воздушного движения
О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
2. Единая система предназначена для организации использования воздушного пространства Российской Федерации и организации воздушного движения над находящимися за пределами территории Российской Федерации районами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию.
3. Единая система имеет стратегическое значение для безопасности государства и обеспечения безопасности использования воздушного пространства.
Деятельность Единой системы не подлежит ограничению или прекращению.
4. Организационная структура Единой системы включает в себя руководящий орган Единой системы и оперативные органы Единой системы.
5. Руководящим органом Единой системы является Федеральное агентство воздушного транспорта, которое в целях обеспечения устойчивой и непрерывной работы Единой системы осуществляет руководство ее функционированием, в том числе:
а) утверждает положение об оперативных органах Единой системы и перечень оперативных органов Единой системы;
б) осуществляет аттестацию руководителей оперативных органов Единой системы;
в) координирует деятельность оперативных органов Единой системы и взаимодействующих с ними подразделений единой системы авиационно-космического поиска и спасания, органов (служб) аэронавигационной информации и органов (подразделений) метеорологического обеспечения аэронавигации;
г) координирует взаимодействие оперативных органов Единой системы с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства;
д) координирует взаимодействие оперативных органов Единой системы с органами противовоздушной обороны по вопросам контроля за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства;
е) устанавливает типовые структурные схемы оперативных органов Единой системы;
ж) устанавливает порядок функционирования наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, включая авиационную наземную сеть передачи данных и телеграфных сообщений, а также порядок использования этих систем и средств оперативными органами Единой системы;
з) устанавливает порядок проведения подготовки и допуска к работе персонала оперативных органов Единой системы;
и) координирует взаимодействие оперативных органов Единой системы с органами систем организации воздушного движения сопредельных государств.
6. К оперативным органам Единой системы относятся органы обслуживания воздушного движения, являющиеся структурными подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», находящегося в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, в том числе:
а) главный центр Единой системы;
б) зональные центры Единой системы;
в) региональные центры Единой системы;
г) районные центры Единой системы;
д) вспомогательные районные центры Единой системы.
7. Оперативные органы Единой системы в установленных для них зонах и районах осуществляют:
а) планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 13 Воздушного кодекса Российской Федерации;
б) обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства;
в) организацию воздушного движения, в том числе:
обслуживание воздушного движения;
организацию потоков воздушного движения;
организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания воздушного движения и организации потоков воздушного движения;
г) контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства.
8. Объектами Единой системы являются комплексы зданий, сооружений и коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения.
9. Перечень объектов Единой системы устанавливается федеральными авиационными правилами.
10. Обеспечение деятельности оперативных органов Единой системы, в том числе закупка, техническое обслуживание и содержание объектов Единой системы, а также финансовое обеспечение развития Единой системы осуществляется за счет средств, получаемых в качестве платы за предоставленные услуги по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов.
Финансовое обеспечение мероприятий по развитию Единой системы может осуществляться в том числе за счет средств федерального бюджета.
11. Финансирование мобилизационной подготовки Единой системы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Порядок функционирования Единой системы в военное время осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Что включает в себя организация воздушного движения
ВЗК РФ Статья 14. Организация использования воздушного пространства
1. Организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства включает в себя:
1) установление структуры и классификации воздушного пространства;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 13 настоящего Кодекса;
3) обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) организацию воздушного движения, представляющую собой:
обслуживание (управление) воздушного движения;
организацию потоков воздушного движения;
организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания (управления) воздушного движения и организации потоков воздушного движения;
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 04.12.2007 N 332-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положение о единой системе организации воздушного движения утверждается Правительством Российской Федерации.
Ст. 14 ВЗК РФ. Организация использования воздушного пространства
Приказ Минтранса РФ от 18 апреля 2005 г. N 31 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Объекты единой системы организации воздушного движения» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Минтранса РФ от 18 апреля 2005 г. N 31
«Об утверждении Федеральных авиационных правил «Объекты единой системы организации воздушного движения»
С изменениями и дополнениями от:
ГАРАНТ:
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; Российская газета, 2005, N 58) приказываю:
Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила «Объекты единой системы организации воздушного движения».
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 мая 2005 г.
Регистрационный N 6585
Федеральные авиационные правила
«Объекты единой системы организации воздушного движения»
(утв. приказом Минтранса РФ от 18 апреля 2005 г. N 31)
С изменениями и дополнениями от:
2. Правила устанавливают перечень объектов единой системы организации воздушного движения.
II. Перечень объектов единой системы организации воздушного движения
4. По имущественному составу объекты единой системы организации воздушного движения состоят:
из специальных средств;
из объектообразующих элементов.
Информация об изменениях:
5. Специальные средства объектов единой системы организации воздушного движения включают системы и средства организации воздушного движения, средства наблюдения, средства радионавигации и посадки, средства авиационной электросвязи.
6. К объектообразующим элементам объектов единой системы организации воздушного движения относятся здания, сооружения, машины, оборудование, коммуникации, системы электроснабжения, линейно-кабельные сооружения, инвентарь и иное имущество, предназначенные для размещения специальных средств и персонала, жизнеобеспечения объектов, проведения профилактических, ремонтно-восстановительных и иных видов работ, предусмотренных федеральными авиационными правилами, руководствами и иными документами, регламентирующими вопросы организации и обеспечения технической эксплуатации этих объектов.
Информация об изменениях:
7. К объектам единой системы организации воздушного движения относятся:
а) комплексы зданий, сооружений с расположенными в них коммуникациями, системами и средствами организации воздушного движения, предназначенными для функционирования оперативных органов ЕС ОрВД, в том числе:
главного центра ЕС ОрВД;
зональных центров ЕС ОрВД;
региональных центров ЕС ОрВД;
районных центров ЕС ОрВД;
вспомогательных районных центров ЕС ОрВД;
аэроузловых диспетчерских центров ЕС ОрВД;
аэродромных диспетчерских центров ЕС ОрВД;
б) наземные объекты средств и систем наблюдения, радионавигации, посадки и авиационной электросвязи:
трассовый радиолокационный комплекс;
обзорный радиолокатор трассовый;
аэродромный радиолокационный комплекс;
обзорный радиолокатор аэродромный;
радиолокационная станция обзора летного поля;
многопозиционная система наблюдения;
станция автоматического зависимого наблюдения;
всенаправленный ОВЧ-радиомаяк азимутальный;
всенаправленный УВЧ-радиомаяк дальномерный;
радиотехническая система ближней навигации;
комплекс радиомаячной системы инструментального захода воздушного судна на посадку;
локальная контрольно-корректирующая станция;
отдельная приводная радиостанция, в том числе с маркерным радиомаяком;
ближняя приводная радиостанция с маркерным радиомаяком;
дальняя приводная радиостанция с маркерным радиомаяком;
наземная станция спутниковой связи;
главный центр коммутации сообщений;
центры коммутации сообщений федерального, регионального и оконечного уровня.
Информация об изменениях:
8. Объекты единой системы организации воздушного движения, расположенные на одной позиции или в одном здании (сооружении) и имеющие общие систему электроснабжения, линии связи и управления, образуют совмещенный объект ЕС ОрВД.
Информация об изменениях:
9. Элементы, входящие в состав одной наземной системы наблюдения, радионавигации, посадки или авиационной электросвязи, расположенные на разных позициях или в разных зданиях (сооружениях) и имеющие общую систему управления, образуют распределенный объект ЕС ОрВД.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральные авиационные правила «Объекты единой системы организации воздушного движения» устанавливают перечень объектов единой системы организации воздушного движения.
Правила применяются в отношении объектов, находящихся в федеральной собственности и переданных в хозяйственное ведение организациям гражданской авиации, обеспечивающим деятельность оперативных органов Единой системы организации воздушного движения РФ.
По имущественному составу объекты единой системы организации воздушного движения состоят из специальных средств и из объектообразующих элементов.
Определяются виды объектов обслуживания воздушного движения с учетом их стратегического значения, виды объектов, предназначенных для обеспечения деятельности оперативных органов ЕС ОрВД по организации воздушного движения, вспомогательных объектов обеспечения ЕС ОрВД.
Приказ Минтранса РФ от 18 апреля 2005 г. N 31 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Объекты единой системы организации воздушного движения»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 мая 2005 г.
Регистрационный N 6585
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 23 мая 2005 г. N 21, в «Российской газете» от 14 июня 2005 г. N 125 (без Правил)
Настоящий документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 1 января 2021 г., установленное Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в настоящем документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Минтранса России от 5 июня 2017 г. N 211
Изменения вступают в силу с 16 июля 2017 г.