Что включает в себя мероприятия
Методические рекомендации Алгоритм организации и проведения мероприятия. Виды мероприятий.
Алгоритм организации и проведения мероприятия.
Подготовила и составила
методист МБУ ДО ЦТДМ АР
I. Этапы подготовки мероприятия
II. Основные требования к проведению мероприятия.
III. Написание сценария мероприятия, подбор конкурсов и заданий.
IV. Виды и типы мероприятий.
I. Этапы подготовки мероприятия
Мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию иподготовку на трех основных этапах.
1. Подготовительный этап:
— Определение темы, постановка целей, уточнение аудитории.
— Составление плана работы. Определение хода и содержания мероприятия. Анализ и подбор литературы. Определение методов и приемов.
— Составление и оформление сценария.
— Подготовка атрибутов, реквизита. Изготовление наглядного материала.
— Определение участников (актеров, ведущих, жюри и т.д.).
— Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил, распределение ролей.
— Составление сметы проведения мероприятия. Приобретение призов, грамот.
— Определение места, времени, даты проведения.
— Согласование с администрацией. Решение организационных вопросов.
2. Коррекционный этап:
— Подготовка оформления. Подготовка и проверка оборудования и технических средств.
— Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.
— Объявление. Приглашение зрителей, гостей.
— Оформление зала. Установка оборудования, технических средств.
— Анализ проведенного мероприятия (самоанализ). Возможное обсуждение с коллегами, гостями.
— Описание опыта или разработка методических рекомендаций.
— Распространение опыта работы (проведение открытого мероприятия или семинара).
— Обобщение опыта работы в СМИ.
При подготовке и проведении мероприятий, нужно помнить, что существуют определенные требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей:
1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, оно должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных установок.
2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все присутствующие могут принять участие.
3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».
4. При проведении детских мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития детей. Необходимо предусматривать и перспективу развития. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние на эмоциональную атмосферу.
6. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности участников. Например, для детей до 12 лет характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются основы представлений о мире, жизни, формируются привычки. То, что ребенок недополучил в этом возрасте, не восполнится уже никогда.
Так же необходимо: Выбрать оптимальный материал с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия. Продумать все, что может обеспечить четкость проведения мероприятия. Выбрать оптимальные ритм и темп проведения в соответствии с настроением. Предусмотреть элементы неожиданности, «изюминки». Обеспечить разнообразие форм и творческий характер деятельности участников. Выстроить взаимосвязь этапов, связь данного мероприятия с предыдущими и последующими (если таковые предусмотрены). Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.
II. Основные требования к проведению мероприятия.
Мероприятие пройдет результативно, если соблюдать основные требования к нему:
1. Актуальность тематики.
2. Адекватность содержания (соответствие теме).
3. Ориентация на соответствующую аудиторию (темы, содержание, манеры подачи).
4. Доказательность позиции (подтверждение цифрами, фактами, примерами).
5. Лаконичность, ясность, доступность, четкость.
6. Тщательность подготовки.
7. Желательная системность мероприятий (по теме, контингенту).
Успех зависит и от ведущего. Слагаемыми успеха являются:
— Умение войти в контакт с участниками.
— Учет возрастных и индивидуальных особенностей аудитории.
— Осведомленность по теме и эрудиция.
— Культура речи и культура поведения.
— Способность творчески разрешать нестандартные ситуации.
— Очень важно учесть соответствие тематики и формы предстоящего мероприятия.
Выбор формы очень важен. Что вы хотите вложить в данное дело, как вы его назовёте? Иногда именно здесь случаются казусы (Литературный праздник «Детство, опалённое войной», поэтический аукцион «Читая пушкинские строки», посиделки «Общество. Проблемы. Современность», игровая программа «У самовара»).
Анализ мероприятия. Важным условием оттачивания профессионального мастерства является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведенного мероприятия. Его цель: способствовать повышению эффективности воспитательного мероприятия и воспитательного процесса в целом.
Анализ мероприятия (с подробными пояснениями) предлагается проводить последующей схеме:
3. Место проведения.
4. Участники (количество, состав и т.д.).
6. Форма (викторина, конкурс, игровая программа, посиделки и т.д.).
8. Качество подготовки и проведения: Наличие плана, тезисов, сценария. Использование информационного материала, пособий. Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий. Творческие идеи, находки. Владение материалом, методикой проведения мероприятия. Профессионализм и эрудиция ведущих доступность изложения материала. эмоциональная атмосфера. Соответствие содержания мероприятия выбранной форме, а также возрастуучастников и зрителей.
10. Оборудование, технические средства
11. Взаимосвязь цели, задач, содержания, формы, методов, приемов и результата.
12. Итоги. Достигнут ли результат (цель).
13. Самоанализ. Выявление результативности проведенного мероприятия (выявить удачные инеудачные моменты). Цель его – способствовать эффективности последующихмероприятий. Самоанализ можно сделать по схеме анализа мероприятия, но в оченьсокращенной форме.
III. Написание сценария мероприятия, подбор конкурсов и заданий
Немаловажным для каждого творческого работника является владение технологией написания сценариев. Почему возникает такая необходимость? Несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной местности. Владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: отчетов и др. аналитических материалов. Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания некоторых правил.
Требования к оформлению
1. Название учреждения
2. Тема сценария (центр листа, крупный шрифт), форма, применимая к данномусценарию: вечер, праздничный концерт и т. д. (ниже темы), выходные данные автора сценария: ФИО, должность (справа).
3. Год выпуска сценария (низ листа).
При разработке и составлении сценария мы рекомендуем использовать следующую схему:
1. Название. Эпиграф.
4.Контингент (кому адресовано).
5. Участники (кто проводит).
8. Оборудование и технические средства.
9. Декорации. Реквизит. Атрибуты.
Работа с материалом
1. При подготовке сценария по возможности не пользоваться одним источником, т. к.в этом случае не избежать поверхностности и субъективности. 2. Использованных источников должно быть не менее 5 (в том числе и периодических изданий).
3. При работе с источниками нужно уметь выбирать необходимое, то, что соответствует цели, идее мероприятия, авторскому взгляду на проблему.
4. Для эффективного ознакомления с источниками, нужно уметь делать пометки карандашом, пользоваться закладками, производить предварительные записи. При работе с источниками нужно умело обращаться с устаревшими по времени источниками (издания до 1985 г), т. к они могут быть идеологизированы.
5. Концептуальность После обработки материала следует приступить к собственно творческой части, первую ступень которой можно назвать – рождение концепции. Что такое концепция? Это ядро будущего текста, его идея. Концепцию можно сравнить со скелетом, вокруг которого впоследствии нарастут факты, доводы, иллюстрации. После определения концепции следует приступить к составлению рабочего плана.
6. Содержательная часть (должна быть письменно зафиксирована со 2 стр. сценария). Программа мероприятия. Основная содержательная часть. Список использованной литературы. Работа над содержательной структурой сценария Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и,пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: вступление, основная часть, заключение. При работе над сценарием важно помнить, что объем вступления по отношению к основной части приблизительно равен 5 %, заключение – 10-15%. Также важно помнить о «законе раскрытия темы»: тема оглашается во вступлении, получает доказательное раскрытие в основной части. Тем не менее, при составлении текста, дабы избежать клишированных выражений,нельзя забывать о литературной эмоциональности, возможно уместное применение ярких фразеологизмов, крылатых выражений, стилистической орнаментовки (поэтические сравнения, инверсия, необычные эпитеты, метафоры). Признак любого стилистически грамотного текста – наличие переходов или «смысловых мостиков», которые необходимы для логического построения текста, создания впечатления движения мысли. Как сделать переход? Самый распространенный способ – использование вводных слов, предложений, выражений (значит, следовательно, в конце концов, во-первых, с одной стороны). Теперь остановимся на некоторых содержательных требованиях к составлению текста. Лаконизм, временная регламентированность. При написании сценария нужно помнить, что невозможно объять необъятное. Время каждого мероприятия определено.Даже интересные и уместные факты, если их слишком много, перегружают восприятие,создают эмоционально негативную обстановку в аудитории. Логичность и аналитизм. Нельзя отходить от темы. Лирические отступления уместны лишь иногда. Факты нужно доказывать, а не просто перечислять. Даже в развлекательном мероприятии должен присутствовать анализ (объяснение фактов, подведение черты под вышесказанное). Необходимо избегать пересказа. Это касается не только мероприятий, посвященных художественным произведениям, но и случаев, когда автор сценария опирается на какую-то ключевую статью, книгу. Всегда нужно стремиться не к пересказу,а к анализу. Объективность. Личная точка зрения должна присутствовать, но не превалировать.
IV. Виды и типы мероприятий
Агитбригада — небольшой, обычно передвижной, самодеятельный или профессиональный концертный коллектив, репертуар которого строился на остросовременном, злободневном материале.
Академия читательская — цикл мероприятий (уроков), посвященных обучению пользователей основам информационной культуры.
Альманах — (от араб. Альманах — календарь), мероприятие о книгах (произведениях,авторах) объединённых по тематическому, жанровому или др. признаку.
Арт-встреча — встреча с искусством.
Арт-час — час искусства.
Ассамблея — разновидность литературного вечера, стилизованная под эпоху ХУIII века.В России ассамблею насаждал Петр I. На ассамблеях танцевали, играли в шахматы, пиликофе и, в отличие от салонов ХIХ века, практически не вели умных разговоров. Вбиблиотечных условиях возможны творческие выступления как читателей, так ибиблиотекарей.
Ассорти — мероприятие с набором разнообразных тем и форм работы.
Атака мозговая (мозговой штурм) — интеллектуальная игра, требующая от участников вминимальные сроки предложить идеи (варианты) решения определенной задачи. Осуществляется путем свободного выражения мнения участников. Структура: определение проблемы, высказывания идей, отбор идей, развитие решений. Подобные игры являются эффективным методом коллективного обсуждения.
Аукцион знаний — творческое мероприятие, разновидность викторины, способствующие привитию интереса к познанию, расширению кругозора, росту творческой активностиучастников, приобретению знаний всеми участниками. Интеллектуальное развлечение. На аукционе «продаётся» вопрос или приз и его можно «купить»: «покупка» совершается путём предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». По сути, это открытое соревнование на лучшее знание темы — приз получает тот, кто ответит последним. Сохраняется атрибутика аукциона: кафедра, молоток, колокольчик. Аукцион интеллектуальный — интеллектуальное состязание, где можно «продать» и«купить» материализованную в книге, репродукции, пластинке, фотографии, слайде духовную ценность. «Покупка» совершается путем предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом».
Бал — литературно-музыкальная композиция с повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором тем, следующих в заранее определённом порядке.
Бал-маскарад — костюмированный бал.
Балаганчик — маленькое, веселое, шутовское действие, явление подобное балаганному представлению, по духу передает атмосферу народного праздника.
Бенефис — мероприятие, устраиваемое в честь одного поэта, музыканта, автора и др.
Библиографический обзор — краткое изложение каких-либо документов, расположенныхв логической последовательности.
Библио-глобус — мероприятие, посвященное книгам об истории, культуре, традицияхразных стран, путешествиях и путешественниках.
Библио-кафе — форма мероприятия, построенного по типу кафе, где в меню вместо блюд подаются книги (авторы, мини-меропрития)
Библиокараван — цикл выездных мероприятий, выставок, обзоров, объединенных однойтемой, и представленных в разных организациях и учреждениях.
Библио-кросс — акция, направленная на привлечение к чтению книг по определеннойтеме или за определенное время, выигрывает тот читатель, который прочитаетнаибольшее количество книг.
Библио-шоу — библиотечное мероприятие яркое, показное, рассчитанное на шумный внешний эффект.
Блиц — какое-либо мероприятие, очень быстрое, проводимое за короткое время или содержащее список вопросов, ответ на которые дается за очень короткое время.
Бой — соревнование между группами с использованием, например, взаимообмена знаниями.
Бой интеллектуальный — соревнование знатоков чего-либо, интеллектуалов.
Бой ораторов — соревнование ораторов.
Брейн-ринг — игра между двумя (и более) командами в ответы на вопросы. Их преимущества в том, что они предполагают элемент соревновательности, проходят внеформальной обстановке, дают возможность проявить себя и свои знания.
Вернисаж — мероприятие, посвященное художественному творчеству, проводимое вторжественной обстановке, на котором присутствуют специально приглашённые лица.
Вернисаж литературный — мероприятие, посвященное иллюстраторам книг, проводимое в торжественной обстановке.
Вечер — вечернее собрание для дружеской встречи с целью развлечения; вечера могут быть литературными, музыкальными, песенными, танцевальными, поэтическими, т.д.;организуются, чаще всего, для старшеклассников. Цель: объединить участников, приобщить к искусству, литературе, чтению. Вечер библиотечный — комплексное мероприятие, сочетающее познавательные изанимательные элементы, межличностное общение участников, художественное (литературное, изобразительное, музыкальное) оформление. Может быть на любую тему:вечер исторический, вечер изящной словесности, вечер загадочный, вечер краеведческий, вечер критики и восхвалений, вечер отдыха, вечер памяти, вечер-фантазия, вечер семьи, вечер смеха/юмора, вечер-встреча, вечер-дискуссия, вечер-комплимент и др. Вечер вопросов и ответов — мероприятие, позволяющее участникам получить ответы на животрепещущие вопросы из «первых уст», из официальных источников (представителей органов местной власти, организаций, учреждений). Вечер-реквием —вечер памяти, посвященный печальным или трагическим датам истории. Вечер художественного чтения — специально организованная программа выступлений внеформальной камерной обстановке. Чтецы один на один со слушателями, без грима, декораций, бутафории, световых эффектов, исполняют композиции по известным произведениям, читают стихи или рассказы. Вечер-элегия — музыкальный или лирический вечер, посвященный поэтическим или музыкальным произведениям, проникнутым меланхоличным, печальным настроением. Комильфо-вечер (вечер хороших манер) — вечер, посвященный этикету. Вечеринка литературная — встреча друзей, знакомых (обычно вечером) для обсуждениялитературных произведений, посвященная литературным темам, проведенная внеринужденной, дружеской обстановке.
Видео—мероприятие или его часть, связанное с записью и воспроизведениемвидеоинформации, несущая информацию об изображении и демонстрирующее его.
Видеовикторина — викторина с использованием видеофрагментов.
Видеокруиз — мероприятие-путешествие (круиз) с использование видеоматериалов.
Видеолекторий — лекторий, использующий видеофрагменты.
Видеосалон — цикл мероприятий, где показываются видеоматериалы (фильмы, клипы ит.д.).
Видеоурок — урок, построенный с помощью видеоматериала
Видеоэкскурсия —экскурсия, записанная и воспроизводящаяся с помощью видеоаппаратуры
Видеоэнциклопедия — мероприятие, построенное по типу энциклопедии, с помощью видеоматериала,
Визит — официальное посещение, с деловой целью.
Викторина — познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы изразличных областей знаний с целью расширения образовательного кругозора присутствующих. Подбор вопросов осуществляется с учетом возраста присутствующих,уровня их знаний. При проведении викторин могут быть использованы наглядные средства: карточки, плакаты, предметы и т.д., которые могут служить как «вопросами»,так и «ответами».
Викторина-поиск — мероприятие с элементами поиска ответов на занимательныевопросы по содержанию художественного произведения, фактам
Викторина сюжетная — интеллектуальная игра, построенная на основе занимательного сюжета, в который вплетаются вопросы. Сюжет может быть любым: космическое путешествие, морская регата, сказочный, строительный, фантастический и т. д.
Шанс-викторина — викторина, в которой участвующему даются варианты ответов.
Экспресс-викторина — быстро (за короткое время) проведенная викторина.
Электронная викторина — викторина с применением компьютерных технологий.
Встреча — собрание, устраиваемое с целью знакомства с кем-нибудь, беседы, обсуждения, торжество по поводу прибытия кого-либо.
Встреча за самоваром — встреча в камерной обстановке с угощением.
Встреча тематическая — встреча, посвященная какой-либо теме.
Встреча-интервью — встреча, подготовленная и проведенная в форме интервью.
Встреча-презентация — официальное представление, открытие чего-либо созданного, организованного
Галерея — мероприятие, построенное по типу последовательного ряда, вереницы образов,типов, тем.
Гид литературный — мероприятие-путеводитель по литературным местам или книгам(произведениям).
Горница поэтическая — комплексное мероприятие, оформленное как поэтическая встреча в обстановке народного быта.
Гуляние народное — времяпрепровождение большого количества людей под открытым небом с развлечениями, танцами, обычно посвящено различным народным календарным праздникам (масленица, святки и т. д.), сопровождается рассказом и показом народных традиций.
Дебаты — публичные споры при обсуждении разнообразных тем, обмен мнениями.
Девичник — встреча, вечеринка, на которые собираются девушки, женщины или может быть мероприятие
Декада молодого специалиста — цикл мероприятий, проведенных в течение недели ипосвященных информированию специалистов.
День — комплексная форма мероприятий, включает в себя мероприятия, проводимые в один день, и объединенные какой-либо темой
День веселых затей — комплексное мероприятие, включающее ряд веселых, занятных, развлекательных мероприятий, проводимых в течение дня.
День открытых дверей— включает экскурсии, беседы, выставки, игровые программы, встречи с интересными людьми, концерты и т. д. Мероприятия проводятся в течение одного дня.
День профессии — это комплексное мероприятие для широкого информирования жителей о какой-либо профессии. Включает выставки, консультации со специалистами конкретных профессий; широкое обсуждение профессиональных проблем, диспуты; экскурсии; показы кинофильмов.
День специалиста — это комплексное мероприятие для широкого информирования пользователей о документах по конкретной специальности (медицинских работников,экономистов, учителей и др.) или по межотраслевой тематике, представляющей интерес для специалистов нескольких профессий.
День чтения (семейного) — комплексное мероприятие, посвященное семейному чтению, проводится в течение дня и включает в себя ряд мероприятий для всех членов семьи.
Десант (н-р, в школу, в детский сад) — выездное мероприятие с целью проведения мероприятия для специалистов данного учреждения.
Дефиле— торжественный, величавый проход по сцене участников в ярких, красивых костюмах, демонстрирующих костюм, украшения
Дилижанс — мероприятия в игровой форме, стилизация дороги или путешествия с обязательными остановками — станциями, опушками, островами, тропинками, домиками.
Диско-лекция — устный рассказ, сопровождаемый видеорядом (показ слайдов,фрагментов видеофильмов) и специально подобранной музыкой, сопровождаемыебеседой, диспутом, выставкой.
Дискотека — музыкальное мероприятие. Формы организации дискотек самыеразнообразные: тематические, танцевальные. Организация требует хорошо оснащенной фонотеки, необходимой аппаратуры, соответствующего оборудования и оформления зала.
Дискуссия — специально организованный обмен мнениями (спор единомышленников) покакому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в видерешений. Структура: определение темы, представление участников, объяснение условий дискуссии, выступление основных участников не более 20 минут, приглашение к обсуждению других людей, подведение итогов и краткий анализ высказываний. Необходимо соблюдение регламента и повестки дня, приличий во время дебатов. Целесообразно включать элементы дискуссии в групповые беседы, лекции, особенно адресуемые молодежи.
Диспут — публичный спор. Обычно диспут посвящается обсуждению политических или нравственных проблем. Главное при подготовке диспута: учесть интересы, особенности конкретной аудитории; правильно выбрать тему и четко сформулировать основные вопросы; организовать мероприятие по пропаганде чего-либо.
Завалинка – посиделки на народные фольклорные темы.З
Звездный час – мероприятие в игровой форме, проводится по определенной теме. Состоит из 3 туров, 1и 2 тур игроки получают вопросы по теме, игрок быстрее всех ответивший навопрос получает звезду, в следующий тур проходят игроки, получившие больше всех 20 звезд, в 3 тур проходят 2 участника, им дается задание составить как можно больше слов из слова, соответствующего заявленной теме.
Звездопад поэтический – мероприятие, посвященное шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов.
Защита проекта – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Защите проектов обязательно предшествует подготовка к представлению — придумывание, разработка и оформление проекта.
Игра – соревнование, состязание по заранее согласованным и определенным правилам. Демократический вид деятельности, имитирующий реальную жизнь с четкими правиламии ограниченной продолжительностью. Форма организации игр разнообразна: дидактическая, ролевая, деловая, имитационно-моделирующая, интеллектуальная, развлекательная и т.д.
Игра деловая – средство формирования целостной системы организационных, общественных знаний, умений и навыков на основе моделирования. В основе – модель общественно-полезной организационной деятельности.
Игра тематическая – массовое мероприятие насыщенное игровыми элементами ипосвященное какой-либо теме. Н-р, историческая, экологическая, экономическая, профориентационная, игра-загадка, игра-фантазия.
Игра ролевая – средство моделирования отношений и ситуаций. Посредством ее участники дела становятся героями ситуации (по выбору), моделируют ее, вынося на суд коллектива.
Игра семейная – игра, между двумя или несколькими семейными командами.
Игра-конкурс – мероприятие, совмещающее в себе игровые моменты с конкурсными заданиями.
Игра-представление – комплексное мероприятие, совмещающее в себе игру и театрализованное представление.
Игра-экскурсия – экскурсия с игровыми моментами.
Игротека – мероприятие с набором игр, на одну или разные темы.
Импровизация – создание художественного произведения непосредственно в процессе еговыполнения.
Инсценировка (Постановка театрализованная) – постановка инсценированного представления литературного произведения.
Инфомания – развлекательная новостная программа.
Информминутка – краткое информационное сообщение на какую-либо тему.
Калейдоскоп – мероприятие, построенное с быстрой сменой малых форм массовой работы (н-р, викторина, информинутка, блиц, минисценка, миниобзор и т.д).
Караван впечатлений – мероприятие по определенной теме, делающее акцент на смене впечатлений.
КВН – соревнование нескольких одновозрастных команд, как правило, веселое, юмористическое. Структура КВН: приветствие команд, разминка, конкурсы, конкурс капитанов, конкурс на лучшее домашнее задание.
Коллаж – мероприятие-смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.
Конкурс – личное или командное соревнование с целью выявления наилучших участников, исполнителей, лучшей работы, т.д. Конкурс может быть самостоятельной формой работы (музыкальный, фольклорный, танцевальный, поэтический) или составной частью любого мероприятия, праздника, игры.
Тематические конкурсы: краеведческий, профессиональный, конкурс-поиск, эрудитов и др.
Спринт-конкурс – конкурс, проведенный быстро, за короткое время, может быть частью большого мероприятия.
Конференция – проходит в виде собраний (научных, читательских, итоговых). Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы и сроков проведения,оповещение участников, разработка программы, списки литературы для подготовки, формулирование дискуссионно-проблемных вопросов и т.д.
Пресс-конференция – познавательное мероприятие, организуемое в форме ролевой игры: встреча членов определенной «делегации» с «представителями прессы», «корреспондентами» различных газет и журналов, «журналистами радиовещания, телевидения, кино- и фотокорреспондентами». Цель: обмен знаниями, выработка правильного отношения к историческим и текущим событиям общественной жизнистраны, города, школы.
Конфетти новогоднее – новогодний праздник, включающий в себя набор различных шуточных, театрализованных, игровых форм и подразумевающий участие всехприсутствующих.
Концерт сказочный – концерт, связанный по тематике со сказками или набор концертных номеров, исполняемый сказочными героями.
Лаборатория – мероприятие, носящее исследовательский характер, стилизация научно исследовательской деятельности.
Лабиринт – мероприятие, игра-поиск со сложными, запутанными ходами, заданиями.
Лекторий – цикл лекций, объединенных одной темой, проводящийся регулярно в течениекакого-либо времени.
Марафон — цикл массовых мероприятий, объединенных общей тематикой. Спортивное название оправдывает преодоление некоего маршрута от старта к финишу, наличие препятствий, состязательный характер. Интеллектуальные вопросы и творческие задания, разнообразные конкурсы составляют программу марафона, который может длиться несколько дней. См. также: Игра-путешествие.
Мастер-класс — одна из форм эффективного обучения, передача ученикам опыта, мастерства, искусства в точном смысле, чаще всего — путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Мастерилка — практическое занятие с детьми младшего возраста, посвященное рукоделию.
Микрофон свободный (открытая трибуна) — ценностно-ориентированная деятельность детей в ситуации диалога на заданную актуальную тему, основанная на принципах демократии и плюрализма мнений. Передавая друг другу импровизированный микрофон (выходя к трибуне), участники свободно высказывают свою точку зрения, задают острые вопросы.
Мини-студия — небольшое практическое занятие, обучающее каким-либо творческим приемам.
Миниатюры — ряд художественных постановок малых размеров, отличающихся точностью и лаконичностью.
Минута славы — мероприятие, где любой человек может показать свои уникальныеспособности
Митинг — собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов.
Мозаика — комплексное мероприятие, составленное из ряда малых мероприятий развлекательного характера, разнообразных по форме и тематике.
Мозговая атака — форма организации группы, когда в минимальные сроки каждый участник вносит устно свое предложение в общую копилку возможных форм и методов проведения дела, на основе которых возникает его окончательный вид.
Мозговой штурм — эффективный метод коллективного обсуждения, творческий поиск решения проблемы, который осуществляется путем свободного выражения мнения участников и позволяет использовать свои интеллектуальные способности. Структура: определение проблемы, высказывания идей, отбор идей, развитие решений.
Мюзикл — музыкально-сценическая постановка, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография.
Панорама – мероприятие, широко и обзорно охватывающее какую-либо тему.
Площадка – мероприятие на любую тему, проводящееся на улице на ограниченной территории.
Поединок фантазеров – соревнование между участниками, командами на лучшую фантазию на любую или определенную тему.
Посиделки – собрание для неспешной беседы, как правило, на фольклорные или исторические темы или знакомства с народными традициями, могут сопровождаться каким-либо рукоделием, чаепитием.
Праздник – массовое мероприятие, посвященное знаменательной дате или событию общенародного, традиционного, общешкольного или классного характера. Праздник, посвященной торжественной дате, включает в себя: торжественную часть (поздравление, приветствие, подведение итогов); концерт развлекательного характера, показ спектакля,сольные номера, игры, пародии, аттракционы.
Премьера – мероприятие, посвященное первому представлению чего-либо передзрителями. Соответствует информационному характеру мероприятия. Нечто строгое, торжественное.
Приключение – интересное мероприятие, сценарий которого составлен как захватывающее происшествие, цепь неожиданных событий для участников.
Пресс-конференция – мероприятие, стилизованное под собрание представителей средств массовой информации, проводимое официальными лицами с целью информирования по актуальным вопросам; для беседы и ответов на их вопросы.
Родословная книги – мероприятие, посвященное истории написания книги.
Сквер (бульвар) – мероприятие, проводимое на улице с целью рекламы чего-либо.
Скоморошинки – мероприятие, посвященное русскому народному юмору, комедийным и сатирическим рассказам, байкам, притчам.
Слайд-программа – программа, состоящая из просмотра слайдов, фотографий на какие-либо темы с комментариями.
Стол дискуссионный – круглый стол, носящий дискуссионный характер.
Творческая лаборатория – мероприятие по обмену опытом, знаниями и т.д. в интересной,творческой форме.
Ток-шоу. На обсуждение выносится какой-либо философский вопрос (например: что такое любовь?). Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами.
Турнир – состязание, соревнование на разные темы 2 или более участников (команд),которое проводится в виде серии боев.
Утренник – праздничное мероприятие, по определенной теме
Флэшмоб – в переводе с английского «быстрая толпа», «вспышка» толпы», «мгновеннаятолпа». Сбор людей с целью проведения одноразовой акции. Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия абсурдного содержания (по сценарию) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны, как ни в чем не бывало. Подготовка и координация акции происходит посредством общения в сети Интернет.
Хобби-клуб – клуб, объединяющий людей с определенным хобби (разновидность развлечения, некое занятие, увлечение, не несущее особой материальной выгоды).
Хоровод – мероприятие, состоящее из следующих друг за другом небольших шуточных вопросов, заданий (н-р, хоровод вопросов) или повествующее о малых фольклорных жанрах (н-р, хоровод сказок, хоровод загадок).
Хронограф – мероприятие–рассказ по годам о каких-либо исторических событиях, построенное по типу летописи.
Хроники литературной жизни – рассказ о каких-либо литературных событиях в хронологической последовательности.
Цикл встреч – несколько встреч, объединенных одной темой
Чародей-вечер (под Новый год) – новогоднее представление (вечер), используется создание атмосферы чуда, волшебства.
Час общения – мероприятие, посвященное развитию навыков культуры общения и корректному обращению друг с другом.
Чтения — комплекс форм и методов пропаганды литературы по определенной теме.
Шабаш (на ночь всех святых) – мероприятие, посвященное мистической или экзотерической литературе, стилизованное под разгул нечистой силы, используется для работы с молодежной аудиторией.
Школа – цикл обучающих мероприятий, по заранее разработанной программе.
Шоу интеллектуальное – яркая интеллектуальная развлекательная программа.
Шоу-программа – программа, состоящая из нескольких эффектных, ярких номеров.
Шутка-минутка – небольшое мероприятие, развлекательного и юмористическогохарактера.
Экскурсия – выход, поездка, коллективное посещение достопримечательных мест, как правило, культурно-просветительного или учебно-демонстрационного характера.
Экспозиция – выставка каких-либо предметов (экспонатов) размещенных для обозрения всоответствии с определенным порядком.
Экспресс-обзор (обсуждение) – обзор (обсуждение), подготовленный или проведенный закороткое время.
Экспромт – мероприятие-импровизация или различного рода выступления, исполнения без предварительной специальной подготовки.
Эрудит-шоу – игра, организованная в форме викторины (конкурса знатоков) поразличным предметам.
Эскизы – несколько небольших по размеру постановок, объединенных в одно мероприятие общей идеей или темой.
Эстафета – совместная деятельность группы участников, совершаемая впоследовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилами.
Ярмарка – мероприятие, посвященное народным обычаям, праздникам с играми, забавами, песнями. Обязательно сопровождается выставкой, где осуществляется продажа демонстрируемой продукции.
Ярмарка творческих идей – акция, которая направлена на выявление проектов, способных внести в культурную жизнь учреждения новизну, креативность, способных повысить интерес различных слоев населения и общественных групп к культурным формам проведения досуга и самостоятельному творчеству, проводится в форме устных выступлений или медиа-презентации, рассказывающих о проектах, идеях.