Что включает в себя культура безопасного поведения на дороге
Культура поведения участников дорожного движения и Правила дорожного этикета
Когда новоиспеченный водитель попадает на дорогу, он впервые сталкивается с такими трудностями, как регулировщик, светофоры, множество разнообразных звуков и сигналов. Ему нужно много времени, чтобы адаптироваться к окружающей его среде, что в свою очередь может привести к авариям или заторам.
Опытные водители часто избегают всяческих проблем на дороге благодаря своему личному «языку и правилам хорошего тона водителей».
Приведём шокирующие данные статистики. Ежегодно в результате транспортных происшествий на планете гибнут до 400 тысяч человек в возрасте до 25 лет. Это означает, что каждый день на дорогах в результате ДТП погибают более тысячи молодых людей. В России статистика соответствует общемировой – более 40 % жертв дорожных аварий – молодежь.
В ряде стран благодаря принимаемым мерам наблюдается улучшение ситуации, однако в России обстановка по-прежнему остается напряженной. Причины, не только в неудовлетворительном состоянии дорог или переизбытке транспортных средств, но и в человеческом факторе, отсутствии культуры на дорогах.
Культура поведения на дороге должна прививаться с детства, и каждый участник дорожного движения должен осознавать меру своей ответственности. Должен понимать, что его недисциплинированность на дороге является, по сути, покушением на жизнь и здоровье других людей!
На дороге существует множество знаков, которыми водители обмениваются для сообщения друг другу различной информации. Это неформальные правила поведения на дороге, поскольку они не оговорены ни в одном из существующих учебников по обучению вождению, ни в Правилах дорожного движения. Азбука световой сигнализации существует уже достаточно давно и успешно используется автолюбителями.
Первыми специальные знаки общения стали применять водители-дальнобойщики. Можно сказать, что дальнобойщики и являются основными законодателями в области дорожного этикета. Общение с водителями с других стран делает такие негласные ПДД универсальными и понятными на дорогах всей Европы.
Правила «дорожного этикета»
Важно запомнить лишь некоторые общеизвестные среди водителей негласные правила «дорожного этикета».
Чтобы выразить благодарность, нужно включить аварийную сигнализацию или пару раз моргнуть светом. Как правило, это применяется в случаях, когда Вам дали обогнать впереди идущее авто, дали возможность выехать с обочины.
Чтобы сзади идущее авто не начало обгон, когда впереди Вас какая-либо опасность, еще не огражденная знаками, нужно включить аварийную сигнализацию или несколько раз нажать на педаль тормоза.
Когда в ночное время суток Вам на встречу едет автомобиль с включенным дальним светом и Вас начинает слепить, тогда нужно кратковременно включить дальний свет.
Если Вы не успеваете совершить уже начатый обгон, необходимо дать один или несколько длинных гудков. Водитель автомобиля, обгон которого Вы совершаете, должен сбить скорость и уступить Вам дорогу.
Если Вас пропустили, моргните «аварийкой», что в данном случае будет обозначать «спасибо».
Если Вы случайно кого-то «подрезали», моргните аварийной сигнализацией, что обозначает извинение.
Если на встречной полосе Вы заметили препятствие, которое может привести к дорожно-транспортному происшествию, переключая ближний свет на дальний, Вы предупредите водителей, движущихся Вам навстречу, о необходимости снизить скорость.
Если Вы заметили, что в соседней машине плохо закрыта дверь, приоткрыт багажник, спущено колесо или есть любые другие технические неисправности, поравняйтесь с автомобилем, посигнальте и укажите на поломку жестом руки.
Если Вы движетесь в крайнем левом ряду, и Вам моргают фарами сзади идущие автомобили, по возможности перестройтесь в правый ряд. В Европе в этом случае включают левый сигнал поворота и едут за Вами.
Если Вы увидели машину, едущую за Вами с включенный левым поворотником – пропустите, за Вами едет европеец или просто цивилизованный водитель.
Всегда включайте указатели поворота при совершении манёвра: обгон, перестроение в другой ряд, поворот и т.п., даже если Вам кажется, что на дороге позади Вас никого нет. Совершение манёвров без использования указателей поворота выражает неуважение к другим участникам дорожного движения и, кроме того, провоцирует ДТП. Например, Вы можете не заметить автомобиль, находящийся в «мёртвой зоне», и, «подрезав» его, создадите аварийную ситуацию.
Кроме того, не забывайте, что пешеходы и велосипедисты тоже ориентируются на дороге по Вашим «поворотникам»!
Подавайте звуковой сигнал только тогда, когда это помогает предотвратить аварийную ситуацию. Например:
Звуковой сигнал никогда не следует подавать, чтобы вызвать кого-то из дома; требовать, чтобы открыли ворота, или ускорить движение другого участника движения, если он задерживается при выполнении манёвра.
Зависимость от настроения
Безопасность человека во многом зависит от психоэмоциональных факторов, проще говоря, от Вашего настроения. Важно понять и оценить Ваше состояние, отношение к окружающим, то есть определить «врагов безопасности» и научиться с ними справляться.
У многих водителей малейшая некорректность соседа по дороге вызывает агрессию. Чем меньше у такого водителя времени, чтобы добраться в назначенный срок из пункта А в пункт Б, тем крепче его «эпитеты». В ход идут и красноречивые жесты, подкрепляемые мигающим светом фар и нетерпеливыми гудками клаксона. Парадокс заключается в том, что даже обычно спокойные и уравновешенные люди во время езды могут «заразиться» вирусом агрессии.
Одна женщина на тренинге у психолога призналась, что очень любит ездить на автомобиле, однако не в состоянии контролировать свою речь и поведение, замечая чужие ошибки в дорожном потоке. Для начала ей предложили воспользоваться психологическим приемом, связанным с подменой понятий. Каждый раз в критической ситуации вместо непристойности по адресу очередного объекта необходимо было произносить заранее выбранную фразу, несущую заряд положительных эмоций, например: «Я люблю тебя больше всех на свете!» Эффект превзошел все ожидания! Через несколько дней интонация стала доброжелательной, а через две недели было совершено удивительное открытие: оказывается, вежливость и тактичность не менее заразны, чем агрессия! Более того, эти прекрасные качества сводят агрессию на нет.
Ваше восприятие
Первое, что необходимо предпринять, — оптимизировать процесс восприятия. Известно, что около 90% информации среднестатистический человек получает с помощью зрения, 6% — с помощью слуха, а оставшиеся 4% — с помощью обоняния и осязания.
Откажитесь на первых порах от музыки и разговоров с пассажирами во время движения, а окно приоткройте, чтобы улавливать и распознавать шум проезжающих мимо машин, визг покрышек или сирены автомобилей спецслужб.
Учитесь интуитивно распознавать на дороге машины, требующие к себе повышенного внимания. Это совсем не трудно, все дело в правильном подходе и наблюдательности. Ведь каждый умеет с высокой степенью вероятности дать определенную характеристику любому встречному прохожему: по одежде, походке, выражению лица, поведению. Можно не только определить его социальный статус, но и спрогнозировать намерения относительно Вас.
Автомобиль — своего рода дополнительная внешняя оболочка водителя, его «верхняя одежда». Новые госномера, знак «туфелька» на заднем стекле, «шрамы» и вмятины на боках, броские, вызывающие наклейки, дерганая или неуверенная «походка» — все это исходные данные для Ваших наблюдений.
Ситуация на дорогах остается напряженной, без серьезных дорожно-транспортных происшествий не проходит ни одной недели.
Значительная часть из них происходит из-за несоблюдения скоростного режима. Обстановка с аварийностью, гибелью и травматизмом людей складывается критическая, потому что отдельные участники дорожного движения с упорством продолжают нарушать Правила.
Этот факт заставляет сотрудников ГИБДД увеличивать количество рейдовых мероприятий и принимать профилактические меры.
Основные причины ДТП:
Особую тревогу вызывают дорожно-транспортные происшествия с участием детей. Часто бывают случаи, когда родители при перевозке своих детей игнорируют требования законодательства об обязательной установке в салоне удерживающего кресла, а также использование ремней безопасности.
Примерно три четверти всех дорожно-транспортных происшествий с участием детей происходит в результате их непродуманных действий, среди них наиболее частыми являются:
Сотрудники ГИБДД принимают все меры, но без помощи граждан обстановка не улучшится.
Все мы в качестве водителей, пассажиров или пешеходов участники дорожного движения, поэтому призываем Вас оказать воздействие на родственников, близких, чтобы они соблюдали ПДД!
Хотим призвать всех участников дорожного движения к культуре поведения на дорогах, учитывая, что дорога всегда сопряжена с опасностью, где нет и не должно быть места самоуверенности, безразличию, неуважению других участников дорожного движения и полумерам.
Необходимо всегда и везде оставаться сознательным человеком, а не бездумным механизмом. Дорога не терпит нарушений и, как правило, отбирает жизнь наиболее трудоспособного поколения граждан!
Основные правила поведения на дороге для пешеходов
Наталья Галайда
Основные правила поведения на дороге для пешеходов
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ
2. Проезжую часть переходить только в установленных местах по пешеходным переходам убедившись в том, что приближающийся транспорт слева и справа пропускает вас.
3. Стоящие у тротуара машины закрывают вам обзор дороги. Поэтому сначала нужно выглянуть из-за стоящей машины, оценить обстановку и убедившись в безопасности переходить
4. Выйдя из автобуса или троллейбуса, не выбегайте из-за него на дорогу. Подождите, пока он отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.
5. При выходе из трамвая пройдите на тротуар, дойдите до ближайшего пешеходного перехода и перейдите проезжую часть.
6. Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода, в этом месте водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.
7. Нельзя выезжать на проезжую часть, на скейтах и роликовых коньках
8. Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.
ПРАВИЛА КОТОРЫЕ НУЖНО СОБЛЮДАТЬ!
1. переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
2. переходить улицу в соответствующих местах, давая понять водителям о своем намерении, чтобы не заставлять их резко тормозить;
3. передвигаться по тротуарам;
4. пользоваться подземным переходом, если он есть;
5. не ходить рядом с проезжей частью;
6. не скапливаться на автобусных остановках, вынуждая остальных пешеходов сходить с тротуара;
7. уступать дорогу родителям с детскими колясками;
8. не идти по узкому тротуару под руку или обнявшись, занимая его целиком.
9. Все эти правила должны диктоваться хорошим воспитанием и чувством уважения к другим.
10. Осознать, что «зебра» не гарантирует полной безопасности. Конечно, можно считая наоборот, перебегать дорогу. Вы, конечно, будете правы, но рискуете стать покалеченными или еще того хуже. Согласитесь, быть правым инвалидом, это не лучший вариант?
11. Подходя к дороге, смотреть на приближающийся автомобиль, показывая своё намерение выйти на «зебру».
12. Только убедившись в том, что водитель вас увидел и начал тормозить, и он от вас на достаточном расстоянии, пешеход можете начинать переходить дорогу.
13.Быть внимательным: то, что водитель начал останавливаться, не гарантирует, что он на вас не наедет. Дорога может быть скользкой, резина на колёсах «лысой», тормоза плохими. Лучше дождаться, пока автомобиль не остановится полностью.
14. Всегда предполагать, что по второй полосе вполне может ехать обгоняющая машина, а ее водитель может вас не видеть.
15. По переходу идти обычным шагом. Не стоит перебегать, но и «ползти» не надо.
16. В некоторых ситуациях не лишним будет кивнуть головой пропустившему водителю в знак благодарности.
Значит, пешеходами являются все люди, идущие по дороге пешком, и даже если они везут рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, они тоже пешеходы.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ
По загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Пешеходы, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, а также ведущие рядом с собой велосипед, мопед или мотоцикл, должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Когда на дороге стоит регулировщик, пешеходы должны руководствоваться его сигналами. Движение пешеходов может регулироваться также пешеходным светофором. При отсутствии регулировщика и пешеходного светофора необходимо руководствоваться сигналами транспортного светофора.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть дороги только после того, как они оценят расстояние до приближающихся транспортных средств и убедятся, что переход будет безопасен.
При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы должны быть особенно внимательны. Пешеход не должен выходить на проезжую часть из-за какого-нибудь препятствия (стоящий у тротуара автомобиль и др., мешающего обзору проезжей части, пока он не убедится в отсутствии приближающихся транспортных средств. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения.
Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «островке безопасности». Продолжать переход будет можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и если сигнал светофора (регулировщика) переход разрешает.
Рассмотрим общие меры безопасности, которые необходимо соблюдать при движении пешехода по дорогам.
При выходе из подъезда дома обратите внимание, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед.
При движении по тротуару всегда придерживайтесь правой стороны, чтобы не мешать встречному движению пешеходов и не создавать помехи для движения.
Проходя по тротуару мимо ворот или выезда из гаража, необходимо обратить внимание, не выезжает ли машина.
Готовясь перейти дорогу, необходимо осмотреть проезжую часть. Повторим, что проезжую часть дороги пешеходы переходят по пешеходным переходам или на перекрестках.
Конспект занятия «Правила поведения пешехода на дороге» Цель: Ознакомление детей с правилами дорожного движения, дорожными знаками и правилами безопасного поведения на дороге. Задачи: 1. Продолжать.
Консультация для родителей «Основные правила безопасного поведения на воде» Памятка «ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ» УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ! Водоемы являются опасными в любое время года. Летом они опасны.
Консультация для родителей «Основные правила безопасного поведения детей» Жизнь в современном мире не только интересна, полна всяческих благ цивилизаций, но и порой может быть опасной. Опасность может подстерегать.
Консультация для родителей «Велосипед — основные правила безопасности» С установлением теплых и солнечных дней увеличивается количество детей, подростков и взрослых, использующих двухколесные транспортные средства.
Консультация для родителей «Основные правила обучения самостоятельности» Основное правило обучения самостоятельности: не надо делать за ребенка то, что он способен сделать сам! Правило №1 Любое обучение не.
Памятка для воспитателя «Основные правила общения с коллегами» Памятка для воспитателя «Основные правила общения с коллегами» Уважайте людей. • Умейте говорить не только о том, что волнует.
Рекомендации для родителей в летний период «Техника безопасности детей летом. Основные правила поведения» Основные правила безопасности летом, которые должен усвоить ребенок: Всегда плавай в специально предназначенных для этого местах,.
Конспект занятия «Дорожные знаки для пешеходов. Безопасность на дороге» Цель: закрепить умение детей различать и понимать, что обозначают дорожные знаки, закрепить правила дорожного движения Задачи: 1. Закрепить.
Уголок безопасности «Правила поведения на дороге и в лесу» Уголок безопасности был создан в рамках летнего проекта во второй младшей группе. В уголке безопасности мы вместе с ребятами разместили.
Учебный проект «Культура безопасного поведения на дорогах» (5-11кл)
МОУ Корсукская СОШ
Проект: «Культура безопасного поведения на дороге»
Направление реализации проекта: социально-значимая и общественно-полезная деятельность
Хангуева Александра Аполлоновна, руководитель школьной пионерской организации «Новое поколение»
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
1. Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения
индивидуального целевого проекта.
2. Выявление проблемы
3. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач
достижения поставленных целей.
4. Этапы и методы реализации проекта.
5. Конкретные ожидаемые результаты.
7. Список используемых источников.
1.Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения
индивидуального целевого проекта.
Согласно Федеральному закону от 10.12.95 №196-фз «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
• приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
• приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
• соблюдение интересов граждан, общества и государства по обеспечению безопасности дорожного движения.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации городов и сел порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы».
В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.
Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся:
нарушение правил перехода проезжей части (61,9%);
неподчинение сигналам светофора (11,8%);
неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%);
игра на проезжей части (4,2%);
неумелое управление велосипедом (3,0%).
В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются летние месяцы. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего во вторник. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.
Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей
Проблема: У детей младшего школьного возраста не сформированы навыки безопасного поведения на дороге.
Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла одновременно с появлением первого автомобиля и обострилась в процессе интенсивной автомобилизации. Высокая скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения является задачей государственной важности.
Учитывая, что участниками дорожного движения становятся школьники необходимо целенаправленно организовать работу образовательных учреждений по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с первого класса.
Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что почти половина из них происходит из-за невнимательности детей, отсутствия у них наблюдательности. Поэтому педагогам школьных учреждений при обучении детей ПДД особое внимание необходимо уделять развитию у детей таких качеств, как внимание, наблюдательность, координация движений, гибкость мышления, что способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения.
Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в школе, прочно останется у него навсегда.
Как не допустить рост ДТП с участием школьников? Для этого обучение правилам дорожного движения необходимо рассматривать как часть учебно-воспитательной работы школы.
Основными целями подготовки школьников к безопасному поведению на дорогах являются снижение дорожно-транспортного травматизма среди школьников, формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Важнейшими задачами воспитания и обучения детей в школе является подготовка ребенка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечение личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах.
Именно такое обучение даст желаемый результат, если прочно будет связано со всеми разделами программы. И поэтому в непосредственно образовательной деятельности (Познание, Коммуникация, Художественное творчество), в повседневной жизни у детей сформируются культура поведения, выдержка, дисциплина.
Непрерывность процесса овладения культурой поведения на дорогах обеспечивается поэтапным и планомерным усвоением понятий и правил на специальных занятиях: во время бесед, игр, чтения книг, заучивания стихов, прогулок, экскурсий и в повседневных реальных жизненных ситуациях. В школе ребенок получает систематизированную информацию о безопасном поведении в быту, на улице, в общественном транспорте и приобретает навыки безопасного поведения в окружающей его действительности.
Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей.
Цель исследования : теоретически изучить и практически доказать эффективность специальных методов и форм работы в обучении школьников безопасному поведению на дорогах.
Объект исследования : процесс обучения школьников безопасному поведению на дорогах.
Предмет исследования : формы и методы обучения школьников безопасному поведению на дорогах.
Гипотеза исследования : обучение школьников безопасному поведению на дорогах будет более успешным, если:
1. Учитывать возрастные особенности детей;
2. В работе с детьми использовать игровые формы и методы обучения детей на занятиях и в повседневной деятельности;
3. Осуществлять сотрудничество с семьей школьника.
1. Теоретически изучить проблему обучения школьников безопасному поведению на дорогах;
2. Апробировать план работы по обучению безопасному поведению на дорогах школьников;
3. Разработать диагностический инструментарий по определению уровней званий и умений по безопасному поведению на дорогах;
4. Разработать методические рекомендации по осуществлению работы по ознакомлению с ПДД детей школьного возраста.
Решение поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась с помощью комплекса методов исследования: теоретический анализ, обобщение психолого-педагогической, методической литературы; изучение опыта работы МОУ Корсукская СОШ; анкетирование, эксперимент.
Научная новизна исследования свидетельствует о том, что в данной работе сформулированы и обоснованы задачи, формы и методы обучения школьников безопасному поведению на дорогах.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что выявлены формы и методы обучения детей школьного возраста безопасному поведению на дорогах.
Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть использованы в муниципальных общеобразовательных учреждениях для организации обучения детей безопасному поведению на дорогах.
Апробация и внедрение результатов исследования по результатам исследования, основные положения изложены на заседании педсовета, по материалам работы проведены консультации для родителей и классных руководителей МОУ Корсукская СОШ.
Этапы реализации проекта
В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма условно можно выделить следующие этапы и направления деятельности.
Этапы реализации проекта
Основные направления деятельности
I этап – подготовительный или мотивирующий
Разработка проекта, ознакомление с его основными идеями педагогов, классных руководителей, школьников, их родителей.
Разработка программы деятельности по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.
Реализация программы совместных действий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на профилактику ДДТТ.
Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов деятельности, способствующих формированию комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
Использование в образовательной практике настольных и компьютерных игр по ПДД.
Разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы.
Обновление нормативно-правовой базы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, школьников, их родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по профилактике ДДТТ.
Обобщение и презентация опыта работы по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.
Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.
Определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.
Основные методы реализации проекта:
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
1. Снижение уровня детских ДТП.
2. Наличие знаний и сформированность навыков поведения детей в различных ситуациях.
3. Повышение научно- методического обеспечения профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях образовательных учреждениях.
4. Обеспечение безопасности дорожного движения при организации перевозок школьников.
Проводимая работа по обучению школьников безопасному поведению на дорогах
Проанализировав годовой план, был сделан вывод, что безопасности жизнедеятельности детей уделяется большое внимание: стимуляции развития у школьников самостоятельности, ответственности за свое поведение. В том числе в МОУ Корсукская СОШ учат детей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных, ситуациях. Обучение основам безопасности в школе проводится по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы: Фролов М.П. и Литвинов Е.Н.).
Однако, исследуемой проблеме, а именно обучению школьников безопасному поведению на дорогах, достаточного внимания не уделяется.
Затем был проанализирован календарный план классных руководителей. Выявлено, что классные руководители, опираясь на годовой план школы, отражают в календарных планах задачи обучения детей основам безопасности на занятиях, прогулке, экскурсиях.
Изучив оснащение кабинета ОБЖ, следует отметить, что здесь имеется достаточное количество литературы по обучению детей правилам дорожного движения. Кабинет оснащен большим материалом для обучения детей правилам дорожного движения.
С целью определения отношения классных руководителей к обучению школьников безопасному поведению на дорогах, было проведено анкетирование учителей. В анкетировании участвовало 8 классных руководителей. Анкета состояла всего из трех вопросов.
1. Какие трудности возникают при организации занятий по обучению школьников безопасному поведению на дорогах?
Классные руководители назвали следующие трудности: недостаточно времени на занятии для организации работы с учениками.
2. Дает ли эффект работа по обучению детей безопасному поведению на дорогах на занятиях?
Все классные руководители дали положительный ответ.
3. Какие виды игры вы используете при обучении школьников безопасному поведению на дорогах.
Таким образом, можно сделать вывод, что классные руководители понимают, особо оценивают значение работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах, обладают достаточными знаниями для его осуществления, но работа малоэффективна, отсутствует система работы.
Затем было проведено анкетирование родителей. В анкетировании участвовало 20 родителей.
Им были заданы следующие вопросы:
2.Организуете ли вы сюжетно-ролевые игры на знание правил дорожного движения с ребенком?
З.Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать обучать ребенка безопасному поведению на дорогах?
4.Обращаете внимание на знание и умения вашего ребенка в сфере правил, дорожного движения?
Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость знаний и умений в соблюдении школьника осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на обучение ребенка безопасному поведению на дорогах.
Анализируя в целом понимание необходимости обучения детей школьного возраста правилам дорожного движения, классными руководителями и родителями можно сделать следующие выводы: в нашей школе уделяется внимание решению задач обучения безопасному поведению на дорогах детей, но работа осуществляется бессистемно и при этом используются однообразные методы и формы работы. Классными руководителями работа по данной проблеме ведется, но недостаточно; учителя и родители осознают необходимость обучения правилам дорожного движения с дошкольного возраста.
С целью выявления уровня обучения безопасному поведению на дорогах мы использовали тест «Проверь себя» (для детей от 6-7 лет).
Задача ребенка найти лишнее слово.
1.Знаки сервиса включают в себя … (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).
10.Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).
За правильный ответ присваивается:
Высокий уровень характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, имеет понятие о различных категориях транспорта, знает правила движения пешеходов, велосипедистов.
Средний уровень характеризуется тем, что ребенок знает знаки правил дорожного движения, но часто путается, не уверен в своих знаниях. Понятие о различных категориях транспорта нечеткое, допускает ошибки в правилах дорожного движения пешеходов, велосипедистов.
У них есть знания и умения соблюдения безопасного поведения на дорогах, но они нечеткие, дети часто путаются в ответах. Необходимо проводить работу по повышению уровня знаний и умений соблюдения правил дорожного движения с первого класса.
Таким образом, диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.
В нашей школе дружно работает «ЮИД». Юные инспектора принимают активное участие во всех делах школы, района, округа, а также региона.
Фото 3: Волонтеры с листовками о правилах дорожного движения.
Фото 4: Праздник «Посвящение в ЮИД»
Проводятся беседы классными руководителями:
Принимаем активное участие в муниципальных, окружных и региональных конкурсах по правилам дорожного движения. Это мы в Ангарске на областном конкурсе-фестивале «Безопасное колесо»
Ученица 4 класса Номогоева Ира на конкурсе « Правила дороги»
Найманов Стас на «Зеленой волне»
Проводим акции по безопасности: ЮИДовцы раздают листовки водителям.
Ежегодно в третье воскресенье ноября волонтеры школы уже второй год проводят акцию, посвященную дню памяти жертв на дорогах.
Что значит провести акцию?
В назначенный день и час волонтеры раздают водителям и пешеходам листовки-обращения о соблюдении правил дорожного движения.
Волонтеры обращаются ко всем водителям Корсука.
Акция проводится совместно с пионервожатой Хангуевой А.А.
В листовках можно использовать письмо-обращение от ребят. В данном случае был проведен творческий конкурс «Письмо водителю». Лучшая конкурсная работа восьмиклассников Михеевой Юли и Романова Васи стала обращением в листовках.
Волонтеры школы говорят: «Если наши «письма водителю» сохранят кому-то жизнь, значит все, что мы делаем — не напрасно! Проводя акции по безопасности на дорогах, мы хотим обратить внимание взрослых и детей на соблюдение правил дорожного движения»
На фото: листовки для родителей.
«Здравствуйте, уважаемый водитель! Обращаются к Вам ребята МОУ Корсукская СОШ. Пожалуйста, будьте внимательными на дорогах, соблюдайте правила дорожного движения, уважайте пешеходов, уступая им дорогу, а мы, в свою очередь будем уважать Вас.
Настоящий водитель — очень ответственный и отзывчивый человек. Он не проедет мимо того, кому нужна помощь, уважителен и терпелив со всеми. Мы верим, что Вы именно такой! Если мы все вместе: пешеходы и водители будем взаимовежливы, чуткими друг к другу, то не будет аварий, не пострадают люди. И ваш автомобиль дружелюбно подмигнет нам фарами, когда мы смело будем переходить дорогу по пешеходному переходу, а мы помашем в ответ рукой:
« Привет, добрый водитель!»
Уважаемые водители, мы желаем Вам счастливых, добрых дорог. Помните о близких людях, которые всегда ждут Вас. Не забывайте и о нас, юных пешеходах!»
Листовки для велосипедистов.
Вот такие мы – пионеры-волонтеры!
Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Пропаганда безопасности дорожного движения — это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательства, правовых норм, регламентирующих поведение участников дорожного движения, осуществляемая подразделениями Государственной автомобильной инспекции, муниципальными общеобразовательными учреждениями, общественными организациями, средствами массовой информации в целях предупреждения аварийности.
Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром в мегаполисах. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше дети усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и учителям.
Проведенная нами работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.
Содержание данной работы может быть использовано другими учителями в планировании и построении занятий по безопасному поведению на дорогах.
Список используемых источников.
1. Борисова Л.В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л.В Борисова..- Наб.Челны,2006.
2. Кириллов Г.Н., Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности // «Право и безопасность», N 1 (10) Март 2004 г.
5. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма./ О. Ю. Старцева– М.: ТЦ Сфера, 2008.-64 с.
7. Шорыгина Т.А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 7-8 лет. / Т.А. Шорыгина– М.: ТЦ Сфера, 2009.- 80с.