Что включает в себя икт компетентность педагога

ИКТ-компетентность педагога

Что включает в себя икт компетентность педагога. 98515943861e8896aac1598136e2039f. Что включает в себя икт компетентность педагога фото. Что включает в себя икт компетентность педагога-98515943861e8896aac1598136e2039f. картинка Что включает в себя икт компетентность педагога. картинка 98515943861e8896aac1598136e2039f. Светлана Жидова
ИКТ-компетентность педагога

В научной литературе можно встретить достаточно много определений термина «информационная компетенция». В каждом из них, в зависимости от области научных знаний, ученые акцентировали тот или иной аспект данного вида компетенции.

Приобретение информационной компетентности открывает перед учителями и обучающимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать процесс преподавания-обучения более динамичным.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации

этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно- коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Одной из основных тенденций, определяющих требования к уровню ИКТ-компетентности современного учителя, является смещение акцентов с задач технологического уровня (относящихся к владению конкретными инструментами, конкретными программными продуктами) на педагогический.

Расширился круг умений, относимых к ключевой компетентности, поскольку соответствующие умения закреплены Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) на начальной ступени обучения в метапредметных результатах обучения школьников и в курсе «Математика и информатика», а также ФГОС основной школы в метапредметных результатах выпускника основной школы и в курсе информатики (V – IX или VII – IX кл., что должно обеспечивать формирование ИКТ-компетентности у всех школьников. Школьный стандарт нового поколения помимо основных ценностей и основных понятий определяет «системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования». К ним относятся и требования к уровню квалификации учителей, зафиксированные ФГОС. Образовательным организациям общего образования передана ответственность за выполнение указанных требований ФГОС по формированию информационной образовательной среды школы и организации обучения педагогов активному использованию ресурсов такой среды. Информационная образовательная среда должна включать электронные образовательные ресурсы, «электронный» дневник и журнал, школьный сайт, среду для электронного портфолио учеников и учителей и др.

Под ИКТ-компетентностью педагога понимается не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

При формировании ИКТ-компетентностиработников образования необходимо использовать следующие общие стратегии решения задач: 1) проблемный подход; 2) определение информационных нужд; 3) тактика сбора информации; 4) умение работать с источниками информации; 5) умение синтезировать информацию, получаемую из разных источников; 6) творческий подход к решению задач; 7) критичность мышления.

Для формирования базовой ИКТ-компетентности педагогу необходимо:

наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;

овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;

использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;

формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

И согласно новому положению об аттестации, если учитель не владеет компьютером, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию.

Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю необходимо:

участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;

участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;

использовать при подготовке к урокам, на факультативах,в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;

обеспечить использование ресурсов Интернет;

формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;

разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

Включение ИКТ в учебные классы заставляет учителей осваивать совершенно другой подход к обучению. Он требует изменения роли учителя от функции лектора к практике разработчика, поскольку педагог до начала курса должен разрабатывать новые цифровые материалы и занятия в Интернете и применять в классе совершенно новые способы преподавания и обучения. Чтобы изучить, как разработать и развить учебные среды, основанные на ИКТ, до их использования в классе, нужно намного больше времени, чем предоставляется на традиционных курсах повышения квалификации, и больше специализированной помощи.

Необходимо предоставить учителям значительное время на развитие своих идей, навыков и разработок.

Программу повышения уровня ИКТ компетентности необходимо строить с опорой на следующие дидактические принципы:

избегание рутинных задач;

логическое членение материала;

интеграция знаний, умений и навыков;

творческая роль учителя;

Использование ИКТ в школе призывает к командной работе, и учителя с различным уровнем подготовки должны работать вместе, образуя временные или постоянные команды, вкладывая в общее дело свои знания в различных предметных областях и свои личные качества. Равноправное взаимодействие и коллегиальность вносят значительный вклад, помогая педагогам работать в соответствии с новыми способами обучения.

Результаты проведенного исследованию профессиональной деятельности современного учителя в аспекте самооценки его ИКТ-компетентности позволяет заключить, что ИКТ-компетентность современного учителя является одним из важнейших показателей успешности его деятельности и одновременно – необходимой предпосылкой для дальнейшего повышения уровня его профессиональной компетентности, что определяет значимость разработки системы повышения квалификации современного педагога, ориентированной на системное использование ИКТ. Предлагаемые сегодня модели повышения квалификации позволяют решить некоторые задачи повышения уровня ИКТ-компетентности современного учителя, однако обладают рядом недостатков и не позволяют в полной мере решить проблемы активного использования учителем ИКТ в своей профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС В наше «стремительное» время к современному детскому саду предъявляются требования, при которых повышение уровня управления становится объективной.

Что включает в себя икт компетентность педагога. detsad 769110 1572881518. Что включает в себя икт компетентность педагога фото. Что включает в себя икт компетентность педагога-detsad 769110 1572881518. картинка Что включает в себя икт компетентность педагога. картинка detsad 769110 1572881518.Фотоотчет о республиканских педагогических чтениях «Профессиональная компетентность педагога ДОО» Фотоотчет о республиканских педагогических чтениях «Профессиональная компетентность педагога ДОО:ПРОЕКТИРУЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ Педагогические.

Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога Информационная компетентность как основа профессиональной компетентности современного педагога ДОО. Вы никогда не сумеете решить возникшую.

Информационная компетентность педагога библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности Информационная компетентность Информационная компетентность педагога-библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности.

Консультация «Компетентность педагога в общении с родителями» Ведущая роль в организации взаимодействия с родителями дошкольников принадлежит воспитателю. От него зависит установление партнерских отношений.

Консультация для воспитателей «Коммуникативная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения» На современном этапе, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, с разработкой на государственном уровне системы программных мероприятий,.

Профессиональная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Садыкова Таслима Нурисовна.

Речевая компетентность как основа коммуникативной культуры педагога Состояние дошкольного образования в нашей стране, перспективы его обновления делают настоятельной задачу повышения и развития языковой культуры.

Социально-коммуникативная компетентность педагога как условие социально-коммуникативного развития у детей В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками.

Консультация «ИКТ — компетентность педагогов ДОУ» Статья на тему: «ИКТ — компетентность педагогов ДОУ» Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы,.

Источник

Статья на тему : ИКТ-компетентность педагога: содержание, формирование, развитие.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 233

с углубленным изучением иностранных языков

содержание, формирование, развитие.

Подготовила: учитель начальных классов

Кудрявцева Ирина Георгиевна

ИКТ-компетентность педагога: содержание, формирование, развитие.

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с анализом понятия ИКТ-компетентности педагога и пути повышения уровня этой компетентности.

• новых целей образования;

• новых форм организации образовательного процесса;

• нового содержания образовательной деятельности.

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).

1.Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.

2.Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.

3.Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.

4.Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.

5.Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса (материалы для урока, тематическое планирование, мониторинги по своему предмету, различные отчеты по предмету, анализ процесса обучения, и т.д.).

6.Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.

7.Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).

8.Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.

9.Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы (школьная сеть, электронная почта, социальная сеть (Дневник.ру, …), сайт (раздел сайта), лист рассылки (список рассылки – используется для рассылок почты, предоставляет средства автоматического добавления и удаления адресов из списка), форум, Wiki-среда (Ви́ки (Wiki) — гипертекстовая среда для коллективного редактирования, накопления и структуризации письменной информации), блог (сетевой журнал или дневник событий) и др.

Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Для того, чтобы учитель мог выполнять все вышеперечисленное, необходима организация методической, организационной, технической и мотивационной поддержки.

Модель непрерывного формирования ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы представлена общедидактической целью, теоретическими основами, компонентами ИКТ-компетентности (мотивационным, информационным, технологическим, содержательно-методическим, сетевым), организационно-педагогическими условиями ее реализации, результатом.

Организационно-педагогические условия непрерывного формирования ИКТ-компетентности педагога включают:

— обучение педагогов по различным модулям программы повышения квалификации в области ИКТ;

— непрерывное методическое сопровождение формирования ИКТ-компетентности педагога;

— создание системы ресурсного обеспечения;

— разработку системы критериев оценки уровней сформированности ИКТ-компетентности педагогов: мотивационного, информационного, технологического, содержательно-методического, сетевого компонентов.

непрерывное формирование ИКТ-компетентности будет успешным, если:

— выделить составляющие ИКТ-компетентности педагога;

— разработать модель формирования ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы;

— реализовать организационно-педагогические условия формирования ИКТ компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы.

Не менее важной проблемой является обоснование методов развития ИКТ-компетентности педагога. Непрерывность этого процесса позволяет связать изменение компонентов ИКТ-компетентности с поэтапным развитием профессиональных качеств педагога :

1. Достижение элементарной и функциональной грамотности.

2. Достижение базового уровня, с наиболее общими способами деятельности.

3. Достижение профессиональной компетентности, которая позволяет использовать новые инструменты деятельности.

4. Овладение новой культурой, в нашем случае информационной.

5. Формирование индивидуального информационного менталитета личности.

Роль технологической, дидактической и личностной сферы взаимодействия

Таким образом формируются основные факторы поэтапного развития ИКТ-компетентности педагога в информационно-образовательной среде:

— включение педагога в программно-целевые мероприятия по развитию среды- формирование системы непрерывного образования педагога в ОУ;

— активизация инновационной деятельности педагога, направленной на эффективное использование ресурсов ИОС;

— обновление педагогической системы педагога;

— формирование и развитие педагогом локальных сред в единой ИОС.

Таким образом, развитие ИКТ-компетентности педагогов как компонента

профессиональной компетентности зависит от деятельности, направленной на преобразование актуальной информационно-образовательной среде.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Источник

Информационно-коммуникационные технологии в образовании: ИКТ – компетентность современного учителя

Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий.

Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями. Огромное количество всевозможных курсов по информационным технологиям предлагают свои услуги педагогам. В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски). Но, к сожалению, приходится признать, что не все учителя могут и работают на этом оборудовании.

Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника мы будем понимать не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Для формирования базовой ИКТ-компетентности необходимо:

И согласно новому положению об аттестации, если учитель не владеет компьютером, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию.

Для повышения уровня ИКТ-компетентности учителю можно

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать».

Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.

Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть, например, математикой «легко». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны изучаемого предмета.

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся.

Использование компьютера в преподавании математики, на мой взгляд, особенно перспективно. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Формируя последовательно «живое созерцание» учебной математической информации, мы не только используем природные свойства зрительного аппарата учащегося, но и формируем способность трансформировать визуальное мышление в продуктивное мышление.

Программы MS PowerPoint, MS Excel, Живая математика и использование возможностей интерактивной доски (ПО SMART Notebook 10) стали замечательным подспорьем в моей педагогической деятельности для изложения нового материала, уроков повторения, обобщения и контроля знаний.

Например, при изучении темы «Графики функций» в алгебре не надо рисовать заново для каждого задания систему координат. Это экономит время. Обеспечивается хороший темп урока. Появляется возможность решать графически большое количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения, делая его более наглядным для той или иной цели. Когда график функции учащиеся строят на бумаге, возникают существенные пространственные ограничения, ведь, как правило, график изображается лишь в окрестности начала системы координат и в область ближайшей бесконечности должен продолжаться учащимися мысленно. Поскольку далеко не все учащиеся обладают необходимым пространственным воображением, в результате формируются поверхностные знания по такой важной математической теме, как графики.

Для развития пространственного воображения и правильного формирования понятий, связанных с данной темой, компьютер становится хорошим помощником.

Программы, строящие графики на экране дисплея, позволяют рассмотреть чертеж для произвольных значений аргумента функции, масштабируя его различным образом, как уменьшая, так и увеличивая единицу измерения. Ученики могут видеть простейшие преобразования графиков функций в динамике.

Кроме того, на обычной классной доске графики получаются нечеткие, громоздкие, даже с использованием цветного мела трудно добиться желаемой четкости и наглядности. Интерактивная доска позволяет избежать этих неудобств. Хорошо просматривается весь процесс преобразования графика, его движение относительно осей координат, а не только начальный и конечный результат.

Можно быстро проводить проверку домашнего задания, например, демонстрируя отсканированное решение учащихся на интерактивной доске. В случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Последнее наиболее существенно, т.к. сохраненные решения всегда могут быть легко восстановлены как на уроке, так и после уроков, в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, кто пропустил, или не вполне хорошо освоил тему.

Проверку усвоения материала можно быстро проводить путем фронтального или индивидуального тестирования с последующим разбором, отражая результаты в электронном журнале на компьютере учителя. Такая форма работы позволяет иметь оперативную информацию о состоянии процесса усвоения знаний по данной теме каждым учеником. Возрастает интерес учащихся к изучаемому предмету. Повышается мотивация познавательной деятельности учеников за счет мультимедийных возможностей компьютера.

Цветовое и мультимедийное оформление – важное средство организации восприятия информационного материала. Учащиеся незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое (внешне непроизвольно) доходит до их сознания. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране.

В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых академических знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося с учётом его возможностей.

Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. Современные учебные пособия созданные на основе ИКТ обладают интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником) и позволяют в большей мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами, в электронном виде, у ребят формируется основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем. Уровень обученности слабых учеников при этом поднимается, не оказываются запущенными и сильные ученики.

Современные компьютерные технологии желательно использовать и во внеклассной работе. Например, мною проводятся различные викторины по предмету с применением презентаций, в которые включена и соответствующая музыка, и необходимые иллюстрации, вопросы викторины, задания для команд. Такие мероприятия интересны всем: и участникам, и болельщикам, и жюри.

Мониторинг среди моих учеников разных классов с целью выявления заинтересованности их в использовании ИКТ при обучении показал следующее: 87 % считают интересным, 5 % считают неинтересным и 8 % затруднились ответить.

Но обязательно нужно учитывать здоровьесберегающие условия обучения учащихся и рационально использовать компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения.

Следует отметить, что время на предварительную подготовку учителя при использовании ИКТ на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *