Что в здании адмиралтейства сегодня
Здание Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге
Главное адмиралтейство представляет собой комплекс построек, которые являются значимым памятником архитектуры русского ампира рубежа 18-19 веков.
Изначально задние адмиралтейства было возведено в качестве верфи (место постройки и ремонта судов) возле реки, по чертежам, подписанным Петром I.
Здание было заложено в ноябре 1704 года.
Поскольку в условиях Северной войны необходимо было защищать верфь, то в 1706 году постройки были ограждены земляным валом с земляными бастионами, по периметру были прорыты рвы, заполненные водой, и сделана насыпь гласиса. Таким образом, верфь стала представлять собой малое крепостное сооружение.
В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства.
В последующем здание адмиралтейства неоднократно подвергалось различным модернизациям, перестройкам и расширениям.
Свой нынешний вид адмиралтейство получило в 1806-1823 годах, когда архитектор Андреян Захаров почти полностью перестроил здание (оставив лишь изящную башню со шпилем), тем самым даровав строению новый облик, соответствующий центру Петербурга, тематики морской славы России и могущества русского флота. Все фортификационные сооружения были убраны, и на их месте был разбит бульвар (ныне это Александровский сад).
Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения флота. С 1709 по 1939 годы в помещениях размещался Военно-морской музей.
С 2012 года в стенах комплекса располагается Главное командование ВМФ России.
Сегодня здание адмиралтейства является достопримечательностью и одним из символов Санкт-Петербурга.
Главным является южный фасад адмиралтейства, который выходит на Александровский сад.
В центральной части главного фасада адмиралтейства выделяется стройная, но монументальная башня со шпилем, возведенная архитектором Иваном Коробовым в 1732-1738 годах.
Шпиль башни иногда называют «Адмиралтейская игла».
Башня адмиралтейства имеет три видимых яруса.
В основании первого яруса находится арка, которую с обеих сторон украшают стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы. Работы скульптора Феодосия Щедрина.
Над аркой находятся парящие Славы или «Гении Победы со знаменами в руках».
В верхней части первого яруса выделяется аллегорический фриз «Заведение флота в России», работы Ивана Теребенева.
На верхних же углах расположены скульптурные фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра.
Второй ярус башни имеет колоннаду, над которой, на крыше, находится ряд из 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырех времен года, четырех сторон света, музы астрономии Урании, египетской богини Изиды и т.д.
Третий ярус выполнен в форме полупокатой крыши и украшен башенными часами.
Башня адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга и её часто изображают на открытках и сувенирах.
Вид на башню адмиралтейства из Александровского сада
Помимо башни, южный фасад адмиралтейства также привлекает внимание колонными портиками с аллегорическими рельефами во фронтонах.
Рельефы изображают греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников.
Западный фасад адмиралтейства протянулся вдоль Дворцового проезда и сада Зимнего дворца.
Данный фасад украшен тремя колонными портиками, один из которых (центральный) имеет рельеф во фронтоне.
Восточный фасад здания повторяет архитектуру западного и тянется вдоль Адмиралтейского проезда (Сенатская площадь).
Части северного фасада адмиралтейства выходят непосредственно к реке Большая Нева (на Адмиралтейскую набережную).
Фасады имеют арочные проёмы (проходы), которые с обеих сторон украшают установленные на высоких постаментах якоря.
Также выделяются скульптурные украшения, в том числе «Гении Победы со знаменами в руках» и лавровые венки.
Практическая информация
Экскурсия
Адрес здания Главного адмиралтейства: Адмиралтейский проезд, 1.
Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и вблизи здания адмиралтейства, можно посмотреть и забронировать здесь
Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет по множеству систем бронирования Отели со скидками →
При организации поездок (путешествий) пользуемся «Планировщиком поездок», где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.
Мы некоммерческая организация, и у нас нет постоянного дохода. Мы зависим от заказов и пожертвований исключительно от читателей, то есть от Вас. Если у Вас есть желание сказать «Спасибо» и помочь нам, то Вы можете сделать это любым удобным для Вас способом.
Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге
Фотографии
Главное Адмиралтейство в городе на Неве является великим архитектурным наследием, памятным зданием, выполненным в стиле русского ампира и украшенным шпилем, остриё которого увенчано позолоченным кораблем, весом в 65 килограммов, на его позолоту ушло 2 килограмма чистого золота.
Корабль на шпиле – один из исторических символов города наряду с ангелом на шпиле Петропавловского собора Петропавловской крепости и памятником «Медный всадник», который стал особенно известным с легкой руки Пушкина, так же, как и Адмиралтейство, названное Александром Сергеевичем “Адмиралтейской иглой”.
Петра творение
Адмиралтейский дом заложили в 1704 году. Изначально его построили как верфь по чертежам, подписанным Петром Первым. Здание постоянно перестраивалось на протяжении XVIII—XIX веков.
Через пару лет оно выглядело П-образно и представляло собой одноэтажную мазанку. Здесь были мастерские, кузницы, склады, службы морского ведомства. С 1709 года – еще и склад чертежей и моделей кораблей, выстроенных на верфи. Приказ Петра Первого обязывал корабельных мастеров делать модели парусников с передачей их в модель-камеру. Позже эта коллекция стала основой Морского музея, устроенного в здании Адмиралтейства.
Петровские времена не отличались спокойствием, и “город мастеров” являл собой крепость. Был окружен земляными бастионами, рвами с водой и обширной пустошью. В 1711 году Адмиралтейство изменило вид. Над ним появился шпиль, на шпиле – металлический кораблик. По одной версии, это силуэт первого парусника, вошедшего в свежеотстроенный Петров порт. По другой – копия пионера русского флота фрегата “Орел”, появившегося в допетровские времена.
Три флага на кораблике были выполнены из червонного золота, в носовой части хранился личный компас Петра Великого. Это легенда. В 1815 году в результате ремонта здания Адмиралтейства кораблик исчез навсегда. Его место занял другой. Он хранится в Морском музее. А башню венчает его точная копия 1886 года изготовления.
Метаморфозы после Петра
Санкт-Петербург расстраивался, и к началу XIX века скромная Петровская верфь очутилась в центре столицы. К адмиралтейству сходились важнейшие магистрали. По соседству появились Зимний дворец и ряд пышных зданий. Стало слишком заметно, что детище Петра безвозвратно устарело.
Классика и ампир гармонично соединились и «прижились» в архитектуре Адмиралтейства. Строгую геометрию щедро облагородили скульптуры и барельефы. Бесхозные сооружения форта снесли. На месте народных гуляний разбили бульвар. Ныне это Александровский сад.
Революция в головах
В советское время в помещениях комплекса размещались ведомства, связанные с управлением флота. В 30-е годы на короткое время въехала лаборатория, где занимались разработкой ракетных двигателей. В войну шпиль зачехлили и здание уцелело. Из старинных интерьеров до нас дошли зал собраний, библиотека, парадная лестница и вестибюль.
Здание Главного Адмиралтейства вдохновляет на творчество и современников. В 2012 году помещения занял Главный штаб ВМФ России. В башне со шпилем устроили храм. Над ним водрузили Андреевский флаг. В конце 2014 года министр обороны РФ одобрил перестройку памятника старины под нужды военно-морских штабистов.
Внутренние дворы предлагается накрыть прозрачным куполом, между корпусами архитектурного ансамбля протянуть стеклянные переходы. Однако, смелые планы военных противоречат федеральному законодательству об охране объектов культурного наследия. Как решится эта проблема, покажет время.
Главное Адмиралтейство
Главное Адмиралтейство классицизм
Адмиралтейство сооружалось с 1806 по 1823 гг. арх. А. Д. Захаровым на месте Адмиралтейской верфи.
Верфь была заложена в 1704 г. по проекту самого Петра I как главная судостроительная верфь России на Балтийском море.
Первое Адмиралтейство.
Рис. Н. Челнокова. XVIII
в.
Адмиралтейство. Гравюра А.
Ф. Зубова. 1716 г.
Первоначальный план
Петербургского Адмиралтейства
1705 г. (добавил PavelT)
«План 2-го этажа
(по чертежу начала XIX века)
Проспект вниз по реке Неве между
Зимним Дворцом и Академией наук.
грав. Г.А.Качалова
с рис. М.И.Махаева. 1753.
Проспект Адмиралтейства и
окололежащих строений с частью
Невской перспективой дороги.
грав.раскраш. Г.А. Качалова
по рис. М.И. Махаева. 1753.
Чернецов Г.Г. Часть панорамы
Дворцовой площади, снятой с
лесов Александровской колонны.
Вид от Дворцовой площади на
Адмиралтейство.
Гуашь И.В.Г. Барт. 1810-е гг.
Вид на Адмиралтейство
со стороны Дворцовой площади.
Раскрашенная литография. 1820-е гг.
Спуск корабля на Неве.
Акварель Ф.Ф. Шенрока. 1819.
Анжело Тозелли.
Панорама СПб 1820 г.
Панорама СПб.
(добавил Mary)
Адмиралтейство. Гравюра на меди по рис.
Иванова на плане Петербурга 1844 г.
(Мейер И. Карманный географический атлас. Лейпциг)
Башня адмиралтейства
Архит. И. Коробов.
1730-е гг. Реконструкция
Народное гулянье на льду
Невы перед Адмиралтейством.
И.И. Шарлемань. 1860 г.
(добавил pasha_su)
1880 г. сайт pastvu.com
(добавил pasha_su)
Вид на Адмиралтейство от
Невского проспекта. [*]
Фотографии из
круговой панорамы
Петербурга. 1861 г.
Фото А.Ф. Лоренс.
1860-е гг.
Адмиралтейство.
«Фотохром». Лейпциг. 1896.
Старая открытка.
(добавил Mary)
Баррикада в Александровском саду,
напротив здания ПетроЧК, в дни
осеннего наступления войск Юденича.
Н.Г. Абутков. Зима.
Петербургский вид. 1859 г.
(добавил Mary)
Открытка 1929 г. изд.
Фото 1970-х гг.
Главный вестибюль
Адмиралтейства.
([**]. С.52, добавил nikspb)
Cнятие маскировки
в 1945 г.
статуй-акротериев и других со здания Адмиралтейства. ( Liz )
упоминание о его установке. Ограда была сделана из каких-то специальных сеток для ловли мин, изготовленных на Ижорском заводе ( Liz )
Адмиралтейство соединило в себе функции судостроения, обороны и управления флотом. Уже в то время появляется мазанковая с деревянным верхом башня с остроконечным шпилем.
В 1717 г. на запад от Главного Адмиралтейства прорыт канал, связавший верфь с Новой Голландией, где располагался канатный двор и склады.
В 1727-1732 гг. проводятся работы по возведению каменного здания, руководит строительством арх. И. К. Коробов. Адмиралтейская башня многократно переделывалась и была сооружена в 1734-1737 гг. Захаров при строительстве сохранил идеи Коробова.
На открытой террасе третьего яруса играли оркестры гвардейских полков.
28 статуй установлены
над колоннами.
Фигуры мифических и
легендарных героев на парапете.
«Нимфы, несущие
небесную сферу».
У восточной части фасада
по Адмиралтейскому проезду.
К началу XIX в. центр застройки города переместился с Васильевского острова и Петроградской стороны на Адмиралтейскую часть. Широкий, открытый в сторону Невы двор Главного Адмиралтейства препятствовал развитию транспортных коммуникаций по берегу Невы и формированию единого облика набережных.
В 30-х годах XIX в. арх. А. Д. Захаров создал проект перестройки Главного Адмиралтейства. Он сохранил сформировавшийся общий план в виде двух вложенных П-образных корпусов и вид башни.
По проекту Захарова в основание башни вместо многооконного центра с небольшим подъездом заложен мощный объем кубической формы. Снаружи свод оформлен двумя арками, нависающими одна над другой.
В нишах барабана размещены циферблаты часов.
На вершине шпиля расположен флюгер в виде почти плоского трехмачтового парусника из позолоченной листовой меди.
Из Черноморского пер. [*]
уже на закрытой территории), а прямо задний фасад западного крыла Адмиралтейства.
Скульптура Адмиралтейства отличается многообразием. Две монументальные группы, симметрично установленные по обе стороны от въездной арки центральной башни Адмиралтейства, называются «Нимфы, несущие небесную сферу». Эти группы созданы скульптором Ф. Ф. Щедриным. Скульптуры были вырублены из пудожского камня в 1812-1813 г.
На аттике первого яруса башни привлекает внимание горельеф «Заведение флота в России» (скульптор И. И. Теребенев). В центре композиции бог Нептун вручает
Новые постройки в главном адмиралтействе. В настоящее время во дворе главного адмиралтейства производится капитальная перестройка правого флигеля, над которым возводится третий этаж для помещения строительной части морского технического комитета, общих помещений комитета, главного медицинского инспектора флота и квартиры доктора. Тут же во дворе перестраивается и второй двухэтажный флигель, над которым также возводится третий этаж для увеличения помещений главного управления кораблестроения и снабжений. (Бирж. Вед).
(«Зодчий», 1903, Вып. 31, С. 373, добавил miraru1 )
Со стороны Невы здание фланкировано Западным и Восточным павильонами.
1926: «Морредиздат», Редакционно-издательский отдел военно-морских сил РККФ,
1927: «Морредиздат», Редакционно-издательский отдел военно-морских сил РККА,
В 1928 г. в справочнике это издательство отсутствует. ( v3p1s4)
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения (78100010000).
Не позднее 1913 г.
Историческая панорама Санкт-Петербурга
и его окрестностей. Ч.3. Петербург эпохи
Александра I и Николая I (1801-1855).
М.: Т-во «Образование», 1913.
Фасад по Адмиралтейскому
проезду, правая часть.
Фасад по Адмиралтейскому
проезду, центральные ворота.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Адмиралтейство в Санкт-Петербурге
Здания
История
По старинному преданию, место для главного адмиралтейства выбрал Петр I с Александром Меншиковым. Изучив окрестности Невы, недалеко от Заячьего острова, Петр выбрал подходящее место на левом берегу реки.
5 ноября 1704 года заложили верфь, вокруг нее выкопали каналы. Чертеж кораблестроительной верфи разработал Петр I. Адмиралтейство планировалось в форме П-образной постройки. Были предусмотрены канатный сарай, кузницы, мачтовые, парусные, конопатные мастерские. Ближе к Неве располагались эллинги, на которых строились парусные и гребные суда. Через год постройка двора завершилась.
Первый корабль
В апреле 1706 года со стапелей верфи сошел на воду 18-пушечный прам – плоскодонная плавучая батарея. Ему дали название «Arcanne», что значит «красный мел» — вещество, для разметки заготовок при постройке кораблей.
Строительством корабля заведовал голландский мастер Выбе Геренс. Петр познакомился с ним во время посольской миссии в Западной Европе. Затем были построены 18-пушечное судно Arcke des Verbonnes и три яхты.
Через три года стали строить линейные корабли, способные нести по 60-90 орудий
Крепость Адмиралтейство
Шла война со шведами, Адмиралтейство создавалось еще и как крепость. Вдоль корпусов спилили деревья. Эту местность назовут позже Адмиралтейским лугом. Вокруг зданий возвели земляные валы, построили пять бастионов. На воротах центрального бастиона возвели шпиль, покрытый кровельным железом. Зимой 1705 года на верфь пришли корабли Балтийского флота, с них сняли 100 пушек и установили на валу крепости.
Адмиралтейств-коллегия
В здании Адмиралтейства находилась также Адмиралтейств-коллегия. Круг решаемых ею задач составлял — руководство постройкой кораблей, портов, гаваней, каналов. Позже в 1722 году коллегия стала также отвечать за материально-техническое снабжение флота, комплектование экипажей личным составом и заведовать лоцманской службой. В 1815 году Адмиралтейств-коллегия была преобразована в Морское Министерство.
Храм во имя святителя Спиридона Тримифунтского
Храм, посвященный Святителю Спиридону Тримифунтскому, возвели в 1821 году по проекту архитекторов Гомзина и Монферрана, он стал главной церковью Русского флота. Вновь построенные корабли, освящались священниками храма. Ежегодно 17 ноября в соборе служили панихиду по морякам, погибшим при Синопе и Цусиме. Долгое время церковь была закрыта. В 2013 году храм вновь открыли. Сейчас в церкви проводятся молебны.
Музей
В 1805 году в здании Главного Адмиралтейства организовали Морской музей, в него передали все модели и чертежи кораблей. В 1924 году он стал называться Центральным военно-морским музеем. Сейчас он располагается по адресу площадь Труда дом 5 «Новая Голландия».
Архитектура
Поскольку фахверковые строения ветшали, то в 1727 году Адмиралтейств-коллегия назначила архитектора Ивана Кузьмича Коробова руководить строительством новых каменных зданий. Все работы проводились постепенно, в четыре этапа, в соответствии с выделяемым финансированием. Строительство двухэтажного каменного дома, повторяющего форму первоначального строения, было закончено в 1732 году.
В то же время началось возведение башни Адмиралтейства. По проекту Коробова основание башни имело форму большого куба. По центру башни был предусмотрен большой арочный проезд. В 1735 году постройка башни завершилась и началось строительство шпиля. Работы продолжались в течение трех лет.
Новый шпиль башни с корабликом на верху засиял позолотой, на что ушло 16 кг золота. Верхняя точка шпиля имеет высоту 72 метра.
Архитектор Андреян Захаров
К началу 19 века вид Адмиралтейства не сочетался с теми блистательными строительными комплексами, которые возводились в центре города. Более того, по требованиям фортификации, вокруг верфи-крепости на 300 саженей не допускалось какого-либо строительства, и все деревья были вырублены.
Перед академиком архитектуры Андреяном Дмитриевичем Захаровым, приступавшим к перестройке Главного Адмиралтейства, стояли весьма сложные ограничения планировочных решений:
Захаров в своем строении воплотил лучшие черты стиля классицизма
Главный фасад в длину 406 метров хорошо сочетается с высотой постройки 16,5 м, за счет деления фронтальной линии на пять частей. От башни отходят стены, подчеркивающие ее связь с выступающими частями фасада. Все выступы разбиты зрительно на пять частей. В центре выступа возведен двенадцатиколонный портик, через небольшие промежутки справа и слева от него — шестиколонные портики.
Фасады длиной 172 м, выходящие на Дворцовую и Сенатскую площади, имеют аналогичное архитектурное решение – разделение на пять частей. Это придает зданию вид целостности и законченности.
Башня и шпиль адмиралтейства
Захаров перестраивает старую башню, проведя перепланировку. Суть изменений том, что в фасаде башни отсутствует многооконный центр, а центральный проезд образован двумя арками, расположенными друг над другом. Для улучшения зрительного восприятия строение сужается в пределах колоннады.
Шпиль построен, как вытянутая вверх восьмигранная пирамида. Основание постройки – из сосновых бревен. Грани шпиля оббиты медными позолоченными листами.
Скульптура главной башни
Здание Адмиралтейства декорировано скульптурами работы русских мастеров
Кораблик адмиралтейства
Шпиль адмиралтейства имеет три украшения: яблоко-шар, корону и кораблик.
Сад адмиралтейства
В то время, когда адмиралтейство не утратило значение укрепления, пространство перед ним не имело строений и деревьев. Со временем местность получила название Адмиралтейского луга. В 1817-1820 годах по указу Александра I крепость была упразднена. Валы срыли, рвы засыпали землей, на месте площади разбили широкий бульвар.
Сад в его нынешнем виде создан при Александре II. В конце 20 века ему возвратили название Александровский. В центре сада построен фонтан, среди тенистых аллей, установлены памятники:
Площадь адмиралтейства
Площадь адмиралтейства существовала в Петербурге перед зданием Адмиралтейства с 1822 по 1874 годы. Впоследствии на большей ее части разбили Александровский сад.
Интересные факты
В 1928 году в золотом шаре обнаружили газеты 1886 года. Строители добавляли свежие газеты и в 1928, и в 1977 году. Кроме этого, в шаре хранится шкатулка, где записаны все мастера, ремонтировавшие шпиль со дня постройки до наших дней. По старинным преданиям, хранящийся в яблоке золотой ларец, набитый червонцами разных годов чеканки, так и не найден.