Что в образе ариона особенно привлекает кратко
Чем привлекает образ Ариона?
Чем привлекает образ Ариона.
Пожалуйста помогите, спасибо.
Арион – талантливый человек, несравненный кифаред, основоположник жанра дифирамба.
Он передавал свои знания другим, создал хор для выступления в Коринфе.
Он был человеком предусмотрительным : для продолжения путешествия нанял земляков.
Перед лицом смерти он ведет себя достойно : он поёт свою последнюю песню и храбро бросается в море.
Чем привлекает читателя образ Айвенго?
Чем привлекает читателя образ Айвенго?
Помогите?
Срочно нужно Словесная иллюстрация легенда об Арионе.
Стих Пушкина про Ариона подскажите пожалуйста?
Стих Пушкина про Ариона подскажите пожалуйста.
Легенда об Арионе изложение?
Легенда об Арионе изложение.
Кто такой арион помогите пожалуйста?
Кто такой арион помогите пожалуйста.
Краткий пересказ легенда об Арионе?
Краткий пересказ легенда об Арионе.
Как Ариону удалось избежать гибели?
Как Ариону удалось избежать гибели?
Кто помог ему спастись?
Пожалуйста очень надо!
Чему научила нас легенда об арионе?
Чему научила нас легенда об арионе?
Идея стихотворения Арион?
Идея стихотворения Арион!
Это немного грустный рассказ о жизни трущобной кошки, которая потеряла своих родных, но осуществила свою честолюбивую мечту.
Сильным мужественным и таму подобие 2 не поняла какого свиста.
Я горжусь своей Родиной. Это многонациональное государство Казахстан. Оно входит в десятку самых больших стран мира! Большую часть территории нашей страны составляют степи, полупустыни и пустыни. Казахстан обрел независимость после распада Советс..
Йеллоустон ұлттық саябағы.
Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея. Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он рано распрос..
Народная песня —это как исвество все началось с истории древних людей с народного фолклора наиболее распространённый народная музыка, устное творчество сказки легенды Народная песня отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события.
Что привлекает меня в образе Ариона? пожалуйста помогите
Сегодня в спорткомплексе «Олимпия» начались соревнования по плаванию между командами школ и лицеев города. Мероприятие проходит в рамках государственной программы «Физическое совершенство» под патронажем спортивного комитета города, городского комитета образования и администрации.
В спорте каждое соревнование — праздник. Здесь все: и зрелищность, и эмоциональность, и драматичность спортивной борьбы. А первенство города по плаванию — значительное спортивное событие. Такие соревнования стали уже традиционными, они проходят ежегодно в несколько этапов и привлекают большое количество участников. Это не удивительно, ведь многие ребята, участвуя в первенстве, получают памятные призы и грамоты, а победители I этапа получают путевку на областные соревнования, которые проходят в конце лета и посвящены Дню физкультурника. Также по результатам, которые показали пловцы, им могут быть присвоены соответствующие спортивные разряды.
Но до финала еще далеко. Пока начинается только I этап первенства.
У этих соревнований уже сложились свои замечательные традиции. Одна из них — торжественное открытие праздника, в котором вместе с победителями прошлогоднего первенства участвуют известные спортсмены города. Перед началом соревнований выступил председатель спорткомитета города Буслаев В. Ю., пожелал участникам успехов и новых побед. Затем слово взял директор дворца спорта Онофренко М. П., он также пожелал успехов и выразил надежду на новые спортивные достижения.
Такие мероприятия традиционно привлекают множество болельщиков, и это, несомненно, поддерживает дух соперничества и
воодушевляет участников соревнования. На трибунах царило радостное оживление. Участники, совершив круг почета, удалились на жеребьевку. А на голубую воду вышла команда девушек по синхронному плаванию. Зрители получили огромное удовольствие, наблюдая, как слаженно, четко выполняли воспитанницы «Олимпии» различные акробатические фигуры на воде и под водой.
Но вот торжественное открытие завершилось и на старт вышли юные пловцы. Первый этап соревнования — плавание кролем на дистанцию 100 м. Кроль (или вольный стиль) — самый быстрый способ плавания. Он напоминает плавание саженками, которым так охотно пользуются многие подростки. Свисток судьи — и через мгновение участники были в воде. Не прошло и минуты, как уже определился первый победитель. На старт вышла следующая шестерка, затем еще и еще.
Второй этап — плавание брассом. Этот стиль напоминает движения лягушки. Брасс не очень быстр, но благодаря простоте и экономичности движений им можно проплыть большое расстояние. Очередной свисток — ив воде замелькали разноцветные шапочки пловцов, а воздух наполнился подбадривающими возгласами болельщиков.
К концу первого дня соревнований определились победители и в группе юношей, и в группе девушек. 18 человек будут представлять наш город на областных соревнованиях.
Я думаю, сегодняшние соревнования произвели незабываемое впечатление не только на меня, но и на многих болельщиков, и, наверное, многие из них в недалеком будущем пополнят ряды юных спортсменов-пловцов.
Конспект урока по русской литературе на тему «Миф об Орфее и Арионе»
Тема: Мифы об Орфее и Арионе. А.С. Пушкин «Арион».
А. Родосский «Аргонавтика»
— продолжить знакомство учащихся с произведениями писателей разных эпох, отражающими мифы и легенды древней Греции, показать новые грани раскрытия образов античной литературы в произведениях этих писателей;
— развивать мышление и речь учащихся, аналитические способности и ассоциативное мышление;
— воспитывать эстетическое чувство, бережное отношение к литературному наследию.
I . Организационный этап
— Народ Древней Греции оставил всему миру множество легенд и мифов, с некоторыми из которых мы уже познакомились. Давайте вспомним, чем легенда отличается от мифа? Что между ними общего?
Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности, когда рассказы о наиболее важных событиях передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Со временем эти рассказы приобретали фантастические подробности.
Легенда – произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.
Миф – объяснение сложных явлений природы, происхождения мира и человека с помощью художественной фантазии.
— В легендах и мифах Древней Греции особое место занимает тема искусства. Вспомним миф об Орфее, великом певце, сыне музы Каллиопы. Своим искусством Орфей зачаровывал не только людей, но и зверей, и деревья, и реки, и самих богов. Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой смиряя волны, помогая гребцам и прекращая споры между воинами.
Легенда об Арионе записана древнегреческим историком Геродотом. Арион, в отличие от Орфея, исторически реальное лицо. Он жил в 7 веке до н.э. Сохранился даже фрагмент одного из произведений Ариона – «Гимна к Посейдону».
— Когда и где происходит действие легенды об Арионе?
— Почему Арион оказался именно на этом корабле, плывущем в Коринф?
Он никому не доверял больше коринфян, поэтому, возвращаясь из Италии в Коринф, нанял корабль именно у коринфских мореходов.
Корысть, алчность, желание легкой наживы определили поведение коварных мореходов. Они знали, что Арион – великий певец, но знали и то, что он везет великое богатство, нажитое им в Италии и Сикелии. Однако убивать Ариона своими руками они не решились и заставили его самого лишить себя жизни.
— Что в образе Ариона вас особенно привлекает?
Арион талантливый человек, непревзойденный кифарет, который щедро делится своим талантом. Он достойно ведет себя перед лицом смерти, поет свою последнюю песнь, облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару. Он поет для преступников и храбро бросается в море в одеянии кифареда и с лирой в руках. Но он был подхвачен дельфинами, привлечёнными его дивным пением, и высажен у мыса Тенарон, откуда благополучно добрался до Коринфа.
— Какова главная мысль этой легенды?
В этой легенде говорится о спасительной силе искусства, об обаянии и красоте творца, о ценности искусства.
III . Формирование новых понятий и способов действия.
1. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Арион».
Учитель читает стихотворение.
2. Словарная работа.
Тиран – (от «господин») – так называли насильственно захватившего власть в полисе и установившего единоличное правление.
Кифаред – тот, кто играет на кифаре.
Кифара – распространённый щипковый музыкальный инструмент античной Греции. На кифаре играли стоя, держа её перед грудью. Она считалась инструментом Аполлона.
— Что означает выражение «парус напрягали»?
Напрягать – 1) сделать упругим, натянуть; 2) приложить усилия, повысить степень проявления, действия чего-либо – натягивали, прикладывая усилия.
— Как вы объясните выражение «правил грузный челн»?
Управлял судном, лодкой, челном.
— Что такое риза? Элементом чьей одежды она является? Меняет ли пушкинский текст исконное значение этого слова или возвращает к нему?
Риза – обязательный элемент верхней церковной одежды священнослужителей. В стихотворении Пушкина это слово выражает авторское представление о священном, высоком предназначении искусства и его творца.
— Как сюжет легенды переосмыслен Пушкиным?
Корабельщики у Пушкина изображены соратниками, единомышленниками Ариона; Арион не бросается в море, он вместе с другими пловцами становится жертвой «вихря»: погибают все, кроме него, выброшенного на землю грозой. Главное в истории об Арионе для Пушкина – возможность сопоставить свое творчество с творчеством древнего кифареда, выразить горе по поводу гибели друзей, заявить о своей неизменной позиции: «Я гимны прежние пою».
— Стихотворение написано в несомненной связи с восстанием декабристов. Поэт воспользовался этим преданием для иносказательного изображения своих связей с декабристами.
— Вам может показаться, что только поэты XIX-XX веков обращались к античным сюжетам, переосмысливали и перерабатывали их, но это не так. В третьем веке до нашей эры древнегреческий поэт Аполлоний тоже позволил себе (вопреки традиции) переосмыслить миф об аргонавтах, из-за чего его эпическая поэма не сразу была понята и принята современниками.
Произведение «Аргонавтика», написанное в духе, совершенно противоположном тому, в котором писались обыкновенно поэтические произведения александрийской школы, сначала не имело никакого успеха, что повлекло за собой ссору его с учителем Каллимахом. Каллимах полагал, что к некоторым уже доведенным до совершенства жанрам, прежде всего к гомеровскому эпосу, обращаться более не следует, а использовать следует меньшие, более отточенные литературные формы.
После ссоры с Каллимахом Аполлоний оставил Александрию и отправился в Родос. Тут он переработал «Аргонавтику» и приобрёл себе вскоре как учитель и писатель такую славу, что родосцы даровали ему гражданство. Здесь же он получил свое прозвище – Родосский. Позже он вернулся в Александрию и стал после Эратосфена начальником знаменитой Александрийской библиотеки.
Его грамматические сочинения, точно так же как и некоторые стихотворения, пропали, за исключением нескольких отрывков; сохранилась только эпическая поэма «Аргонавтика», в которой более выразилась учёность и прилежание, чем поэтический талант, хотя некоторым местам нельзя отказать в поэтической красоте. Римляне очень высоко ценили это произведение; Публий Теренций Варрон перевёл его, Вергилий, в особенности же Валерий Флакк подражали ему; множество комментариев на эту поэму доказывают, как усердно ею занимались.
5. Чтение отрывков из поэмы «Аргонавтика». Беседа.
Учитель или ученики читают отрывки из поэмы (стр. 79-80 учебника).
— Каким предстает в поэме искусство Орфея?
— Какое впечатление произвело пение Орфея на слушателей?
— Что помогает певцам Орфею и Ориону избежать участи других смертных?
IV . Применение. Формирование умений и навыков.
— Попробуйте, опираясь на ритмическую схему, написать гекзаметром небольшое стихотворение об Орфее или Орионе.
(Ритмическую схему гекзаметра учитель изображает на доске и несколько раз озвучивает ее вместе с учащимися.)
V . Этап информации о домашнем задании
1. Прочитать миф о подвигах Геракла и отрывок из произведения Д. Апдайка «Кентавр».
Мифы об Орфее и Арионе. Подвиг служения искусству. Образы певцов в древней мифологии и их преломление в литературе
Мифы об Орфее и Арионе. Подвиг служения искусству. Образы певцов в древней мифологии и их преломление в литературе: Аполлоний Родосский. «Аргонавтика» (фрагмент); А.С. Пушкин. «Арион».
Просмотр содержимого документа
«Мифы об Орфее и Арионе. Подвиг служения искусству. Образы певцов в древней мифологии и их преломление в литературе»
Предмет Русская словесность
Мифы об Орфее и Арионе. Подвиг служения искусству. Образы певцов в древней мифологии и их преломление в литературе: Аполлоний Родосский. «Аргонавтика» (фрагмент); А.С. Пушкин. «Арион».
— продолжить знакомство учащихся с произведениями писателей разных эпох, отражающими мифы и легенды древней Греции, показать новые грани раскрытия образов античной литературы в произведениях этих писателей;
I. Организационный этап
— Народ Древней Греции оставил всему миру множество легенд и мифов, с некоторыми из которых мы уже познакомились. Давайте вспомним, чем легенда отличается от мифа? Что между ними общего?
Легенда, как и миф, появилась в глубокой древности, когда рассказы о наиболее важных событиях передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Со временем эти рассказы приобретали фантастические подробности.
Легенда – произведение, созданное на основе устного предания, в котором рассказ о реальных людях и подлинных событиях сочетается с элементами фантастики.
Миф – объяснение сложных явлений природы, происхождения мира и человека с помощью художественной фантазии.
— В легендах и мифах Древней Греции особое место занимает тема искусства. Вспомним миф об Орфее, великом певце, сыне музы Каллиопы. Своим искусством Орфей зачаровывал не только людей, но и зверей, и деревья, и реки, и самих богов. Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой смиряя волны, помогая гребцам и прекращая споры между воинами.
Легенда об Арионе записана древнегреческим историком Геродотом. Арион, в отличие от Орфея, исторически реальное лицо. Он жил в 7 веке до н.э. Сохранился даже фрагмент одного из произведений Ариона – «Гимна к Посейдону».
— Когда и где происходит действие легенды об Арионе?
— Почему Арион оказался именно на этом корабле, плывущем в Коринф?
Он никому не доверял больше коринфян, поэтому, возвращаясь из Италии в Коринф, нанял корабль именно у коринфских мореходов.
Корысть, алчность, желание легкой наживы определили поведение коварных мореходов. Они знали, что Арион – великий певец, но знали и то, что он везет великое богатство, нажитое им в Италии и Сикелии. Однако убивать Ариона своими руками они не решились и заставили его самого лишить себя жизни.
— Что в образе Ариона вас особенно привлекает?
Арион талантливый человек, непревзойденный кифарет, который щедро делится своим талантом. Он достойно ведет себя перед лицом смерти, поет свою последнюю песнь, облачась в полный наряд певца, взяв в руки кифару. Он поет для преступников и храбро бросается в море в одеянии кифареда и с лирой в руках. Но он был подхвачен дельфинами, привлечёнными его дивным пением, и высажен у мыса Тенарон, откуда благополучно добрался до Коринфа.
— Какова главная мысль этой легенды?
В этой легенде говорится о спасительной силе искусства, об обаянии и красоте творца, о ценности искусства.
III. Формирование новых понятий и способов действия.
1. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Арион».
Учитель читает стихотворение.
2. Словарная работа.
Тиран – (от «господин») – так называли насильственно захватившего власть в полисе и установившего единоличное правление.
Кифаред – тот, кто играет на кифаре.
Кифара – распространённый щипковый музыкальный инструмент античной Греции. На кифаре играли стоя, держа её перед грудью. Она считалась инструментом Аполлона.
— Что означает выражение «парус напрягали»?
Напрягать – 1) сделать упругим, натянуть; 2) приложить усилия, повысить степень проявления, действия чего-либо – натягивали, прикладывая усилия.
— Как вы объясните выражение «правил грузный челн»?
Управлял судном, лодкой, челном.
— Что такое риза? Элементом чьей одежды она является? Меняет ли пушкинский текст исконное значение этого слова или возвращает к нему?
Риза – обязательный элемент верхней церковной одежды священнослужителей. В стихотворении Пушкина это слово выражает авторское представление о священном, высоком предназначении искусства и его творца.
— Как сюжет легенды переосмыслен Пушкиным?
Корабельщики у Пушкина изображены соратниками, единомышленниками Ариона; Арион не бросается в море, он вместе с другими пловцами становится жертвой «вихря»: погибают все, кроме него, выброшенного на землю грозой. Главное в истории об Арионе для Пушкина – возможность сопоставить свое творчество с творчеством древнего кифареда, выразить горе по поводу гибели друзей, заявить о своей неизменной позиции: «Я гимны прежние пою».
— Стихотворение написано в несомненной связи с восстанием декабристов. Поэт воспользовался этим преданием для иносказательного изображения своих связей с декабристами.
— Вам может показаться, что только поэты XIX-XX веков обращались к античным сюжетам, переосмысливали и перерабатывали их, но это не так. В третьем веке до нашей эры древнегреческий поэт Аполлоний тоже позволил себе (вопреки традиции) переосмыслить миф об аргонавтах, из-за чего его эпическая поэма не сразу была понята и принята современниками.
Произведение «Аргонавтика», написанное в духе, совершенно противоположном тому, в котором писались обыкновенно поэтические произведения александрийской школы, сначала не имело никакого успеха, что повлекло за собой ссору его с учителем Каллимахом. Каллимах полагал, что к некоторым уже доведенным до совершенства жанрам, прежде всего к гомеровскому эпосу, обращаться более не следует, а использовать следует меньшие, более отточенные литературные формы.
После ссоры с Каллимахом Аполлоний оставил Александрию и отправился в Родос. Тут он переработал «Аргонавтику» и приобрёл себе вскоре как учитель и писатель такую славу, что родосцы даровали ему гражданство. Здесь же он получил свое прозвище – Родосский. Позже он вернулся в Александрию и стал после Эратосфена начальником знаменитой Александрийской библиотеки.
Его грамматические сочинения, точно так же как и некоторые стихотворения, пропали, за исключением нескольких отрывков; сохранилась только эпическая поэма «Аргонавтика», в которой более выразилась учёность и прилежание, чем поэтический талант, хотя некоторым местам нельзя отказать в поэтической красоте. Римляне очень высоко ценили это произведение; Публий Теренций Варрон перевёл его, Вергилий, в особенности же Валерий Флакк подражали ему; множество комментариев на эту поэму доказывают, как усердно ею занимались.
5. Чтение отрывков из поэмы «Аргонавтика». Беседа.
Учитель или ученики читают отрывки из поэмы (стр. 79-80 учебника).
— Каким предстает в поэме искусство Орфея?
— Какое впечатление произвело пение Орфея на слушателей?
— Что помогает певцам Орфею и Ориону избежать участи других смертных?
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
— Попробуйте, опираясь на ритмическую схему, написать гекзаметром небольшое стихотворение об Орфее или Орионе.
(Ритмическую схему гекзаметра учитель изображает на доске и несколько раз озвучивает ее вместе с учащимися.)
V. Этап информации о домашнем задании
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Статистика
Арион у А.С. Пушкина и в мифах.
Арион у А.С. Пушкина и в мифах. (В помощь учителю)
АРИОН
Когда корабль, на котором плыл Арион, причалил к берегу, Периандр послал за капитаном и командой, а когда те явились, спросил их с притворной тревогой об Арионе.
— Его задержало в Тенаре чрезмерное гостеприимство жителей, — ответил капитан. Периандр заставил их всех поклясться на могиле дельфина в том, что слова капитана — правда, а когда те поклялись, явил их глазам Ариона. Поскольку вину свою они отрицать не могли, их тут же предали казни. Позднее Аполлон поместил образ Ариона и его лиры среди звезд
3. Имя Икадий, означающее «двадцатый», возможно, связано с днем в месяце, когда праздновалось его пришествие.
Творчество А.С.Пушкина, как и вся его жизнь, является ценным нравственным уроком для нашего поколения. Вчитываясь в его насыщенные широчайшей гаммой чувств строки, знакомясь с воспоминаниями о нём современников, родственников, потомков, мы полнее постигаем тайные пружины человеческих взаимоотношений, которые отразились в его произведениях. Одним из таких произведений является стихотворение “Арион”. Б.С.Дыханова включила его в программу не случайно: здесь тесная связь с мифологией.
Геродот – знаменитейший греческий историк, живший в 484-425 гг. до н.э., в своё время удостоенный почётного имени Отца истории.
Словарная работа, которую предлагает автор программы, подразумевает знакомство с малоизвестными или неизвестными словами и выражениями из легенды, а также постижение их смысла. Словарную работу необходимо проводить при изучении каждого произведения. Времени на неё обычно уходит много, однако, по мнению Б.С.Дыхановой, это
Такая постоянная, обязательная работа рождает творческое и любовное отношение к русскому языку. Обогащающая активный словарь школьника словарная работа спонтанно сопрягается с формированием представлений об исторической эпохе, которой принадлежит или с которой перекликается художественное произведение, о её бытовых реалиях. Ознакомление с ушедшей культурой происходит без пространных вступлений, натуженного зазубривания – благодаря каждодневному вниманию к семантике художественных деталей, воплощённых в словесной структуре текста. Выяснение предметных значений слов способствует тому, что из совокупности наименований складывается живая, и динамичная картина того или иного времени, его культурный облик.
При изучении мифа словарная работа займёт немного времени. Учащиеся выяснят, что значит слово “тиран”; как возникло определение “несравненный кифаред” и означает ли этот эпитет запрет на какие бы то ни было сравнения с другими музыкантами; познакомятся со словом “кифара”; определят, к какому из слов “кров” или “кровь” восходит по значению корень в слове “сокровище”; установят в прямом или переносном значении употреблено понятие “смягчить” (“не удалось смягчить корабельщиков”) и какое современное слово восходит к понятию “погребенный” (“…быть погребенном в земле”).
В тетрадях появятся записи:
Тиран – (от господин) – так называли насильственно захватившего власть в полисе и установившего единоличное правление ( что такое полис, учащиеся знают из учебника “История древнего мира”)
Кифаред – тот, кто играет на кифаре.
Кифара – распространённый щипковый музыкальный инструмент античной Греции. На кифаре играли стоя, держа её перед грудью. Она считалась инструментом Аполлона.
Сокровище – собственно-русское. Возникло лексико-семантическим путём на базе сокровище – “кладовая, хранилище, сокровенное место”, “кров”.
Не удалось смягчить корабельщиков – употреблено в значении “сделать менее суровыми и строгими, но более мягкими и уступчивыми”.
Быть погребённом в земле – похороненным.
После понимания первого слоя прочитанного текста, который помогла сделать словарная работа, необходимо переходить к поэтапному постижению смысла произведения. Это помогут сделать эвристические вопросы.
Они обращены к самому тексту и к личному опыту школьника и организуют интеллектуальную деятельность учащихся и учителя, обеспечивают их сотворчество. Такой способ активизирует деятельность учащихся, способствует более глубокому пониманию текста, развивает наблюдательность, тренирует внимание и память, формирует коммуникативную компетентность Темп эвристической беседы зависит от общего уровня и умственного развития классного коллектива. К тексту легенды об Арионе можно задать следующие вопросы:
1.Почему, согласно записи, “величайшее диво” приключилось не в судьбе кифареда Ариона, а в жизни тирана Коринфа?
2.Действен ли способ защиты от злого умысла, избранный Арионом? В чём сила искусства?
3.Как жертвенный дар характеризует личность самого певца?
4.В чём чудо спасения Ариона?
5. Почему Периандр заключил под стражу не корабельщиков, а их жертву? Логично ли это?
6.Какие представления древних о законах, управляющих жизнью людей, выражает эта легенда? В чём её нравственный смысл?
А затем читается стихотворение А.С.Пушкина “Арион” (можно послушать чтение наизусть заранее подготовленного ученика).
Для понимания прочитанного проводим словарную работу. В зависимости от времени её можно увеличить или уменьшить.
В ходе этой работы у учащихся появляется запись в тетради:
парус напрягали – 1) сделать упругим, натянуть; 2) приложить усилия, повысить степень проявления, действия чего-либо – натягивали, прикладывая усилия;
Следующие задания для компенсации недостатка времени лучше выполнить группами.
Первая группа определяет, в каком значении употреблены в контексте стихотворения слова мощны (мощны вёсла), грузный (грузный чёлн), беспечный (беспечной веры полн), шумный (вихорь шумный), таинственный (таинственный певец). Находит обособленные определения и приложения, объясняет знаки препинания при них, односоставные предложения, указывает вид и способ выражения главного члена (те, кто обучается по технологии Ю.А.Поташкиной, могут определить ситуативные типы простых предложений).
Вторая группа разбирает по составу и делает словообразовательный анализ слов кормщик, пловец, певец; производит морфологический разбор всех имён прилагательных из текста (мощны, умный, грузный, беспечной, шумный, таинственный, прежние, влажную).
Третья группа определяет все части речи в предложении “Другие дружно упирали в глубь мощны вёслы”, приводит грамматический омоним к сочетанию в глубь, составляет с омонимом предложение. Производит морфологический разбор наречий и объясняет их правописание (много, дружно, вдруг, с налёту).
Такая работа необходима не только для понимания стиля текста, но и для компенсации знаний по языку в целом.
Далее при помощи эвристических вопросов проводим сравнительный анализ древнегреческой легенды и одноимённого пушкинского стихотворения. Итоги размышлений отражаем в опорной схеме.
1. В чём сходство двух текстов? (рассматривается сходство и различие в названиях, в сюжете, в деталях, в составе участников событий, итог этих событий). Здесь учащиеся могут не только высказывать свою точку зрения, но и опираться на мнения различных критиков по поводу данного стихотворения, например, Д.Благова, который утверждает, что “в пушкинском “Арионе” отсутствует какой-либо мифологический элемент”. Приводя пример из литературоведческого произведения, они учатся отстаивать свою точку зрения, соглашаясь или не соглашаясь с авторами.
2.Совмещается ли в пушкинском тесте образ, заданный названием, и “я” лирического героя? Почему имя древнегреческого певца употреблено лишь в названии стихотворения?
Арион – древнегреческий поэт и музыкант VII – VI вв. до нашей эры. Образ, заданный в названии и “я” лирического героя совмещаются. Чудом спасшийся Арион – это Пушкин.
3.В каких отношениях были мифологические Арион и корабельщики – в дружеских или враждебных?
В мифе корабельщики враждебно относились к Ариону. Они “задумали злое дело: в открытом море выбросить Ариона в море и завладеть его сокровищами”.
4.А что у Пушкина – противостояние или союз певца и пловцов?
У Пушкина – союз певца и пловцов. Он среди тех, кто находится на челне (“нас было много на челне”). У каждого было своё дело, “а я – беспечной веры полн, Пловцам я пел”. В следующих строках эпитет “таинственный певец” напоминает о том, что многие, а особенно вольнолюбивые стихи Пушкина тайно распространялись среди читателей.
5. Какова мотивация пения в легенде об Арионе и в пушкинском тексте?
Особой значимости нет. Корабль, конечно, более устойчив, но открытое море для него также опасно, как и челну.
7. Случайно ли, что в пушкинской стихотворной интерпретации нет дельфина, с которым в мифе связано чудо спасения Ариона?
Не случайно. В “Арионе” герой на берег выброшен грозою. У Пушкина образы “непогоды”, “грозы”, “волн”, “ветра”, “бури” употребляются в качестве политических метафор. Это спасение в сознании Пушкина являлось счастливой случайностью и подтверждением его поэтического дара, благодаря которому ему удалось укротить свирепость бури.
8.Давайте переместимся в пушкинскую эпоху. Мог ли автор в этом стихотворении отождествлять собственную судьбу с судьбой мифического героя. Что означает апелляция к древнегреческому мифу? Чем отличается от мифологических у Пушкина картина бури, чудесное спасение? Просматривается ли здесь связь с историческими событиями пушкинской эпохи и его авторской биографией?
9.Что могло означать в таком историческом контексте заявление “Я гимны прежние пою”? Что такое гимн? Чем он отличается от песни?
10. Что же такое “Арион” Пушкина – всего лишь стихотворный перевод древнегреческого мифа или самостоятельное художественное произведение, в котором автор, используя мифологическую символику, преследует собственные художественные цели? Каковы эти цели?
По ходу ответов учащиеся составляют таблицу, которая будет являться для них опорой в подготовке домашнего задания. Дома они пишут сочинение по теме урока или готовят устный ответ.