Что в исламе говорится о коронавирусе
Божья кара и божья воля: что думают о коронавирусе исламские богословы
ДУШАНБЕ, 13 мая — Sputnik. В январе, когда коронавирус еще не приобрел размах пандемии, а на опасную инфекцию смотрели не более чем на сезонную вспышку где-то в Поднебесной, природу болезни живо принялись обсуждать не только СМИ, но и исламские богословы.
И здесь мнения разделились. Учитывая географию происхождения COVID-19, наиболее одиозные представители грозно заявляли – коронавирус является заслуженной карой Китаю за притеснения уйгуров и вообще всех мусульман.
Он добавил, что китайцы запрещали женщинам носить паранджу, закрывая лицо, а теперь Аллах сделал так, что лица масками закрывают сотни миллионов китайцев.
Не осталось в стороне и «Исламское государство»*, призвавшее Всевышнего усилить мучения неверных от коронавируса. Правда, проповедники террористов осторожно заметили, что подхватить заразу могут и «воины джихада», а потому призвали сторонников избегать поездок в районы, охваченные эпидемией.
К счастью, адекватных людей и среди простых верующих, и среди духовенства оказалось куда больше.
Уже в первый месяц распространения COVID-19 имамы и улемы взывали к голосу разума и напоминали, что, во-первых, даже если власти Китая и не правы, злорадствовать над чужой бедой недостойно мусульманина, а во-вторых, такими темпами болезнь рано или поздно доберется и до мусульман.
Так, шейх Ахмад ат-Тайиб, верховный имам авторитетного университета аль-Азхар объявил распространение непроверенных слухов о COVID-19 запретным деянием и призвал единоверцев неукоснительно соблюдать все ограничительные меры, в том числе временный запрет на пятничный намаз.
В любом случае, после того как коронавирус пришел в Иран, разговоры о каре Аллаха для «неверных» очень быстро сошли на нет. В начале марта наиболее рьяные верующие, решив продемонстрировать крепость своего имана и пренебрежение к коронавирусу, записывали на видео, как целуют и облизывают ограды мечетей.
Результат оказался предсказуем: в Иране произошла резкая вспышка заболеваемости. Власти религиозного пыла сограждан не оценили и начали задерживать авторов таких видео, видимо, решив, что если если разум – это дар Аллаха, то те, кто им не пользуются, переступают не только человеческие, но и Божьи законы.
Более того, к этому моменту эпидемия затронула высшие эшелоны власти. От коронавируса умер генерал Корпуса стражей исламской революции Насер Шаабани, болезнь также диагностировали у замглавы Министерства здравоохранения Ираджа Харирчи. Жертвой заразы стал и упомянутый аятолла Хади аль-Модаррези, как-то удивительно быстро оставивший проповеди о Божьей каре для китайцев.
Всемирный охват и стремительное распространение эпидемии существенно повлияли на жизнь исламского сообщества и напомнили миллионам верующих о том, что жизнь скоротечна и следует чаще задумываться о душе.
Более всего пандемия отразилась на исполнении религиозных обрядов. Так, Совет улемов ДУМ РФ принял фетву, согласно которой в виду исключительной ситуации разрешено хоронить умерших без омовения и в гробу, а не в саване.
В свою очередь Духовное управление мусульман Узбекистана приняло фетву Института Аль-Азхар, согласно которой мусульманин, умерший в результате заражения коронавирусной инфекцией, является мучеником-шахидом.
В любом случае имамы советуют воспринимать пандемию как предопределение свыше и относиться к ней соответствующе.
*Террористическая организация, запрещена в России и Таджикистане
Исламский взгляд на коронавирус
В конце второго десятилетия ХХI века мир столкнулся с очередным испытанием – стремительным распространением так называемого «нового коронавируса» (или, по-научному, 2019-nCoV). Очаг болезни появился в Китае в декабре 2019 года.
К настоящему времени число заразившихся COVID-19 в мире приблизилось к 113 млн человек (и это только выявленные случаи), из которых 28 млн приходится на США. Количество погибших достигло 2,5 млн., каждый пятый из которых – американец (данные на 25.02.2021), выздоровело 64 млн.
Благодаря стражейшему карантину в Китае удалось остановить распространение вируса (по крайней мере, об этом рапортовали их власти), но в большинстве других стран ситуация продолжает оставаться напряженной. Всемирная Организация Здравоохранения объявила пандемию.
На сегодняшний день значительное число заражений, наряду с США, зафиксировано в Индии, Бразилии, Великобритании, РФ, Франции, Испании, Италии, Турции, Германии, Колумбии, Аргентине, Мексике, Польше, в Иране и ЮАР (от 1,5 до 11 млн заболевших в каждой). Властям пришлось вводить жесткие противоэпидемиологические меры: перекрывались границы, строго ограничивалось передвижение в городах и между ними, закрывались образовательные и религиозные учреждения, торговые центры, запрещались массовые мероприятия.
Не обошла стороной новая напасть и страны исламского мира. В лидерах по общему числу инфицированных с момента начала пандемии – Турция (2,7 млн), Иран (1,6 млн по состоянию на 25 февраля), Индонезия (1,3 млн), Ирак (684 тыс.), Пакистан (576 тыс.), Бангладеш (545 тыс.), Марокко (483 тыс.), ОАЭ (382 тыс.), Иордания (380 тыс.), Саудовская Аравия (376 тыс.). Более сотни тысяч носителей вируса выявлено также в Малайзии, Казахстане, Азербайджане, Тунисе, Кувейте, Египте, Палестине, Катаре, Нигерии, Омане, Ливии, Бахрейне, Алжире, Албании и др. государствах.
В России к этому дню насчитывается 4 млн 165 тыс. инфицированных, зафиксировано 83,5 тыс. летальных исходов, в том числе и в мусульманских регионах (Ингушетии, Дагестане, Чечне, КБР, Адыгеи, КЧР, Башкортостане, Татарстане и др.). Продолжают действовать ограничения на посещение мечетей и исламских святынь, в острую фазу пандемии закрывались для иностранных паломников Мекка и Медина. Муфтияты отказались от проведения коллективных таравих-намазов и ифтаров в Рамазан из-за коронавируса, были изданы специальные фетвы по правилам захоронения умерших в период пандемии. Не во всех регионах верующие могли собраться на праздничные молитвы в Ураза- и Курбан-байрам.
Врачи и учёные всего мира взялись за поиск эффективных лекарств и разработку вакцин, способных остановить распространение болезни. В первые месяцы пандемии были определены характерные симптомы COVID-19: повышение температуры тела, утомляемость, боли в суставах и мышцах, сухой кашель. У ряда пациентов отмечается также заложенность носа, насморк, фарингит или диарея. При подобных симптомах следует незамедлительно обратиться к врачу, по возможности заранее сообщив о подозрении на коронавирус по телефону. Особенно, если вы были зарубежом в последние пару недель или имели контакт с зараженным. Инкубационный (бессимптомный) период, по последним данным, может длиться до 15 суток, однако, в этот период времени человек уже является источником вируса. По возвращении из путешествия настоятельно рекомендуется самоизолироваться дома на 2 недели.
Согласно статистике, риск развития осложнений растёт с увеличением возраста. Дети, подростки, люди младше 40 лет могут без серьезных последствий перенести заболевание. Большинство летальных исходов приходится на людей старше 60 лет. Особенно настороженными следует быть лицам, у которых наблюдаются сопутствующие недуги и снижен иммунитет.
Чтобы обезопасить себя, необходимо соблюдать правила гигиены (как можно чаще тщательно мыть руки с мылом минимум 20-30 секунд, не прикасаться к лицу грязными руками), по возможности избегать мест массового скопления людей, носить маску вне дома, воздержаться от поездок заграницу.
Эпидемии через призму ислама
Несмотря на то, что коронавирус – явление новое, некоторые рекомендации, как им не заразиться, можно найти в Пречистой сунне.
Одним из признаков Судного дня, по словам Посланника Аллаха (с.г.в.) станет болезнь, от которой погибнет большое количество людей. Во времена правления халифа Умара ибн Хаттаба (р.а.) эпидемия чумы постигла Арабский халифат. Эпицентром её распространения стало селение Амвас (нынешняя Палестина). Со временем болезнь охватила территории современных Сирии и Ирака. От страшного и неизлечимого недуга умер один из сахабов, обрадованных вестью о Рае при жизни, губернатор провинции Шам Абу Убайда ибн Джаррах (р.а.). Халиф Умар (р.а.) пытался вызволить его из заражённой местности, но Абу Убайда (р.а.) отказался покинуть своё войско и в итоге скончался. Всего же в результате эпидемии тогда погибло почти 70 тыс. человек.
Для того чтобы остановить распространение чумы Умар ибн Хаттаб (р.а.) принял решение ввести карантин и по возможности эвакуировать людей из местности, которая находилась неподалёку от очага инфекции, но ещё не была заражена. Тех же, кто был в зоне поражения, переселили на возвышенность, где, как правило, воздух чище.
Борьба с коронавирусом по сунне
В одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.) содержится такой совет: «Если вы узнали, что эпидемия началась в каком-то городе, то не посещайте его, а если вы живёте в этой (зараженной) местности, то не покидайте её» (Бухари). Поэтому первой рекомендацией, исходя из исламской практики прошлого, является карантин.
Во-вторых, не стоит пренебрегать правилами личной гигиены. Совершение малого омовения перед намазом и большого – после полового контакта или перед джума-намазом, мытьё рук перед едой и чистка зубов, очищение одежды от нечистот, подмывание после похода в туалет – все эти важные элементы повседневной жизни мусульман служат ещё и эффективным средством профилактики опасных инфекций и вирусов.
Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) сказал: «Аллах красив и любит красоту, Он щедр и любит щедрость, Он милосерден и любит милосердие, Он чист и любит чистоту» (Тирмизи).
В-третьих, как уже было сказано, велик риск подхватить коронавирус в странах с большим числом случаев заражения. Касается это и общественных мест, где могут оказаться граждане этих государств или лица, которые там побывали. С этой точки зрения мусульманам лучше придерживаться рекомендаций своих муфтиятов и мухтасибатов, если они призывают временно воздержаться от посещения коллективных намазов в мечетях. Ни в коем случае не стоит идти на молитву с джамаатом, если Вы ощущаете у себя какие-либо признаки заболевания (ведь даже «простой» грипп несёт в себе серьёзную угрозу для общества).
В-четвёртых, необходимо способствовать излечению недуга – даже если Вам поставят диагноз COVID-19, нельзя опускать руки с мыслью: «Ну что ж, такова Воля Аллаха»… Божий Посланник (с.г.в.) говорил: «Есть лекарство от любой болезни» (Муслим). К тому же ислам предписывает относиться к своему здоровью как к аманату и не терять надежды на помощь со стороны Творца.
Однажды Аиша (р.а.) спросила у Пророка (с.г.в.) о чуме. На что он ей ответил: «Кто заразится этим недугом и будет стойким, проявляя терпение и надеясь на Аллаха, оставаясь в своей местности, веря в предопределение Господа миров, получит саваб, подобный награде шахида» (Бухари).
Дуа от коронавируса
В случае инфицирования, наряду с лечением, следует также не забывать о дуа. Ниже приведены варианты такой мольбы:
Агузу билляхи уа кудратихи мин шарри мя аджиду уа ухазиру
Перевод: «Прибегаю к Всевышнему и Его мощи от всего, что чувствую и опасаюсь» (Муслим).
Бисмилляхи раки нафси мин кулли шайин йузини уа мин шарри кулли нафсин уа айнин хасидин Аллаху Йашфини
Перевод: «Именем Аллаха заклинаю себя от всего, что доставляет муки, от злобы людей и дурного завистника. Да дарует Аллах мне исцеление» (Муслим).
Аллахумма Раббин-нас азхибиль-бяс ишфихи уа анташ-шафи, ля шифаа илля шифаук, шифаа ля югадиру сакамя
Перевод: «О, Аллах! Господь людей! Удали от нас сложности и исцели больного, так как ты Исцеляющий. Нет лечения, кроме Твоего исцеления, которое не оставляет недугов» (Бухари).
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
SSR, есть немало хадисов относительно употребления лука и чеснока, где говорится не приближаться к мечетям после их приёма. Но это никоим образом не указывает на их запретность, в отличие от алкоголя и наркотиков. Это чисто этическая сторона вопроса. Нельзя доставлять неудобства молящимся в мечети. А ангелы восприимчивы на эти запахи, как и люди. Поэтому имеется ввиду, что не следует есть ни лук, ни чеснок, собираясь на коллективный намаз. Аллох1у Алим
Ислам глобал противоречите сами себе. В исламе нет случайностей, кто то чихнул другой заразился, если бы он не пошел туда он бы не заразился, «мусульманам лучше придерживаться рекомендаций своих муфтиятов и мухтасибатов» если мнение муфтията ошибочны, что все равно придерживаться их рекомендаций? Отменять намаз джамаат, что якобы люди могут заразить или заразится противоречит исламу. Как говорится натягивать сову на глобус не стоит так как придется отвечать перед Аллахом субханаху ва таъаля. Читая намаз джамаатом мусульманин не обрекает себя на погибель как некоторые уляма приводят аят из куръана.
COVID-19 в свете Писаний мусульман
Многие исследователи и просто люди, интересующиеся истоками важных событий, считают мысль о том, что причина возникновения этой пандемии – гнев Всевышнего за безнравственность людей, конспирологической теорией. То есть теорией, специально вымышленной заинтересованными организациями для каких-либо целей.
Однако, по нашему мнению, такое объяснение не затрагивает глубинные истоки этой мировой трагедии. Ибо, согласно диалектике, любое явление имеет противоположное объяснение. В данном случае речь идёт о противостоянии материального и идеального, то есть выдвинутая учёными история возникновения COVID-19 опровергается теорией трансцендентного (потустороннего) источника пандемии.
Импульсом для написания этой статьи для меня послужила история из жизни. Три года назад я заболел пневмонией, источником которой послужила гордыня. На приёме доктор указала на область лёгких и сказала, что болезнь исходит оттуда. В данном случае речь идёт о переводе понятия «лёгкое» с башкирского языка. Дело в том, слово «упкэ» переводится и как лёгкое, и как обида. То есть доктор указала на то, что моя пневмония исходит от обидчивости. Она была абсолютно права. В эзотерике и нетрадиционной медицине болезни области груди вызываются обидами людей. Современный исследователь проблем духовности С. Н. Лазарев в своей работе «Облики гордыни» пишет: «Кто страдает от болезней лёгких? Тот, кто не принимает Божественную волю, недоволен миром, свою волю ставит на первое место и пытается управлять судьбой».
Перечисленные источники пневмонии и COVID-19 являют собой ярчайшие проявления безбожия, ибо вера во Всевышнего выражается в признании Его абсолютного приоритета во всём. Это не означает безволия и пассивности личности. Люди приходят в этот мир, чтобы активно жить, творить и развиваться. Однако в душе должна быть уверенность в первичности воли Творца, нужно следовать по жизненному пути по Божественным ориентирам, верить в реальность ахирата (потустороннего мира) и иллюзорность дуньи (земного бытия). Отсюда и жизненная позиция личности – это подготовка своей бессмертной души к встрече со Всевышним, накопление небесных богатств, как говорил пророк Иса (мир ему).
Однако целенаправленная политика атеизма XX века даёт свои результаты. У подавляющего большинства людей полностью отсутствует мысль о реальности жизни после смерти. Научные работы Н. А. Бердяева, Р. Моуди, С. Грофа, С. Н. Лазарева и других исследователей, доказывающих бессмертие души, не пользуются спросом, ибо человек хочет быть счастливым «здесь и сейчас». Он стремится получить все радости этого иллюзорного мира. Смыслом его жизни становится накопление как можно большего количества денег, чтобы покупать престижные модели авто, просторные квартиры, модную одежду и ездить в путешествия. Всё это с точки зрения Ислама вполне нормально, ибо Аллах даёт мусульманину возможность получать радости этого мира и того.
Вся проблема в ненасытности и неудовлетворённости души человека. Атеист всё время недоволен, он всегда стремится получать всё больше и больше земных радостей, потому что у него нет надежды получить потустороннее счастье после смерти. Однако новая покупка тешит его душу, как указывают психологи, примерно два месяца. Далее «эффект новизны» исчезает. Душа требует всё новых радостей. Так как для простого человека это крайне трудно, формируется чувство постоянного недовольства и стресса, особенно если сосед купил авто более модной марки, кухонный гарнитур дороже и так далее.
У миллионов людей формируется чувство устойчивого недовольства этим миром, душа наполняется обидой. А она, как выше мы указали, есть главный источник лёгочных заболеваний. Если в 1950 году от таких болезней умирало 20 человек на 100 000 населения, то в 2005 году – уже 70 заболевших (сравнивать заболевших с умершими некорректно, все эти 70 заболевших могут выздороветь). Дальнейший прогресс массовой обиды людей на планетарном уровне и привёл к возникновению COVID-19. Причем в 2020 году от туберкулёза умирает 3014 человек за сутки, от пневмонии – 2216, от новой пандемии – 65 (Реальная статистика для Якупова: за 15 сентября число погибших от коронавируса в мире – 4162 человека. Пандемия длится около 10 месяцев, это примерно 300 дней, умножим на его цифру 65, по его данным выходит, что погибли всего 22 750 человек. По факту погибших в мире скоро будет миллион). Такова статистика, выводы делайте сами, уважаемые читатели.
Данная гипотеза основывается на положениях идеалистической философии, материалисты могут аргументировать свои возражения, это закономерно. Однако социальные явления в мире – крах традиционных семейных отношений, падение рождаемости в западных социумах, рост заболеваемости туберкулёзом, который долгое время считался болезнью прошлого, невероятный рост психических заболевании среди детей и другие факты – вызывают тревогу у мудрых людей. Мир переживает очередной период кризиса, причём имеющего стратегический характер.
Избавление мира от COVID-19 и решение перечисленных процессов возможно на основе законов диалектики. Это означает конструктивное развитие человечества при возрождении духовных традиции прошлого. Речь идёт об использовании положений монотеистических верований России: Христианства и Ислама, ибо они обеспечили стабильное развитие нашей страны в течение веков на основе трансцендентных норм и ценностей. Заповеди Всевышнего, которые проповедовали пророки Всевышнего Муса, Иса и Мухаммад (мир им и благословение) заложили культуру развития бессмертной души и условия гармоничной жизнедеятельности людей. Её главными составляющими являются вера в то, что всё сотворено Всевышним, и в душах людей должна жить бесконечная благодарность за земную жизнь.
В суре Ясин (33–35) Аллах спрашивает нас: «Доказательством служит для них мертвая земля. Мы оживили ее и вывели из нее зерна, которыми они питаются. И Мы создали на ней сады из пальмы и виноградников и пробили в них источники, чтобы они если из плодов, которые не создали своими руками. Почему же они не проявляют благодарность?».
К сожалению, современный человек неблагодарен. Вместо того чтобы славить Творца в душе своей, он день и ночь страдает от того, у него машина меньше, чем у соседа, спальный гарнитур устарел и так далее. К чему привело нарушение заповеди Всевышнего о необходимости благодарить, можно узнать от статистики заболеваемости лёгочными болезнями и COVID-19.
Особенно поразительными среди аятов Священного Корана являются 33-34 аяты суры Ар-Рум: «Но затем, когда Он дает им вкусить Свою милость, некоторые из них приобщают к Господу, они проявляют неблагодарность в ответ на все, что Мы им дали. Пользуйтесь благами, и со временем вы узнаете».
В этих аятах Всевышний в краткой форме рассказал то, что произошло во второй половине XX века. На основе теории «Общества всеобщего благополучия» граждане западных стран ощутили резкое улучшение своего материального положения. Вместо того чтобы благодарить Бога в великолепных храмах Европы, люди стали проявлять недовольство. Вместо Творца они стали поклоняться своим авто, счёту в банке, комфортным квартирам, то есть придали «…Господу сотоварищей…». Далее произошло то, что отмечено в аяте «…потом вы узнаете!». Знание это носит название COVID-19.
Повторяется история Атлантиды, изложенная великим Платоном. Достигшие высочайшего материального благополучия жители этого города-государства были уничтожены природным катаклизмом. Всевышний пока даёт человеку предупреждения о том, что он живёт не по нравственным законам, насылая стихии и болезни. От того, поймут люди это или нет, зависит наше будущее.
Пророк Иса (мир ему) также учил людей быть благодарными и жить душой. В своей заповеди он сказал: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство небесное». Нищими духом Посланник Всевышнего называет людей, которые живут душой, а не сознанием. Это означает не мучить себя лишними вопросами: «Почему у меня маленькая зарплата?», «Почему начальник плохой?», «Почему молодёжь непослушная?», и так до бесконечности. Верующий знает, что абсолютно всё – от Всевышнего, и доброе, и плохое. Каждый из нас получает только то, что заслуживает своими конкретными поступками, поэтому для обид и недовольства оснований нет.
Следующая заповедь Исы (мир ему): «Блаженные кроткие, ибо они наследуют землю». Кроткий – это человек, довольный тем, что он получает от Творца. Такие люди благодарны Всевышнему и за радость, и за горести, ибо всё от Него, а значит, нет поводов для обидных мыслей и злобных эмоций.
Я уверен, что выполнение этих простых заповедей обеспечит нам здоровье души и тела. А гармоничное бытие миллионов землян есть гарантия избавления от COVID-19 и других катаклизмов на Земле.
Что в исламе говорится о коронавирусе
Все еще обсуждается, что стало причиной появления вируса. Большинство исследователей полагает, что вирус передался от летучих мышей к другому животному: змее или панголину, — а от них передался людям. Вероятнее всего, переход случился на пищевом рынке в Ухани в Китае.
Коронавирус передается воздушно-капельным путем, так что его можно подхватить от человека, который чихнул или покашлял рядом с вами.
Мы верим, что любой вирус, любая эпидемия или болезнь творится лишь Аллахом. Эпидемия не возникает сама по себе. Это становится ясно из следующего хадиса:
От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) передается, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Нет никакой передаваемой болезни и нет никакого дурного предзнаменования…» («Сахих» Бухари, 5757).
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Нет никакой передаваемой болезни». Бедуин встал и сказал: «Ты не видел, как верблюды на песке как газели, а когда к ним приходит верблюд с чесоткой, они все заражаются чесоткой?» Тогда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) ответил: «А кто заразил первого верблюда?» («Сахих» Бухари, 5775)
Из вышеприведенных хадисов становится ясно, что эпидемии и вирусы не распространяются самостоятельно. Они сотворены Аллахом и распространяются по Воле Аллаха.
Мы живем в мире, где есть наглядные причины и следствия. Аллах сотворил явную причину распространения вируса.
Во время правления Умара (да будет доволен им Аллах) в Сирии (Шаме) разразилась эпидемия чумы, унесшая жизни тысяч людей. Если мусульманин умирает от чумы/эпидемии, он считается мучеником за веру.
Далее мы собрали несколько рекомендаций касательно того, что делать в связи с коронавирусом.
1. Исправьте ваши убеждения (акыду)
Мы верим в то, что все в этом мире сотворено Аллахом. Всевышний Аллах говорит: «Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом. Он — наш Покровитель (поддерживающий нас и дарующий победу). И пусть лишь на Аллаха полагаются верующие» (сура «Ат-Тауба», аят 51). «Любая беда обрушивается (на человека) лишь с дозволения Аллаха. Он ведет (по истинному пути) сердце того, кто верит в Аллаха. И Аллах знает обо всем» (сура «Ат-Тагабун», аят 11).
Это проверка нашей веры. Мы должны подчиниться Воле Аллаха. Всевышний Аллах говорит: «Мы обязательно испытаем вас небольшой опасностью, голодом, гибелью имущества, людей (ваших близких) и плодов (чтобы увидеть, будете ли вы проявлять терпение)» (сура «Аль-Бакара», аят 155).
2. Путешествия
Не следует ехать в страны, где существует высокий риск заразиться вирусом, а также больные не должны покидать местность, где есть вирус.
Это вытекает из следующего хадиса: Саад (да будет доволен им Аллах) передает от Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «Если вы услышите о чуме в некой земле, не входите в нее; и, если чума разразилась в местности, где вы находитесь, не покидайте ее» («Сахих» Бухари, 5728).
Если возможно, в качестве меры предосторожности отмените все поездки.
3. Очищение
Шариат уделяет особое внимание чистоте.
Абу Малик аль-Ашари (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Чистота — половина веры» («Сахих» Муслима, 223).
От Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) передается, что, когда Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) чихал, он закрывал рот рукой или куском ткани («Сунан» Тирмизи, 2745).
4. Дезинфекция — из Шариата
Коронавирус передается по воздуху. Один из возможных способов защититься от вируса — обеззараживать воздух ладаном (любан) и другими дезинфектантами.
Это становится ясно из следующего хадиса: Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)сказал: «Окуривайте дома ладаном (любан), миррой (мурр), тимьяном (приятно пахнущее растение)» («Аль-Маталиб аль-алия», 2448).
К Али (да будет доволен им Аллах) пришел человек и пожаловался на плохую память. Али (да будет доволен им Аллах) ответил: «Используй ладан (любан), ведь он укрепляет сердце и улучшает память» («Ат-Тыб ан-Набави», 647).
Яхья ибн Халид говорит, что две вещи укрепляют мозг: употребление в пищу сушеного инжира и дым от сжигаемого ладана («Аль-Муджаляш», 2348).
Любан (ладан) — это смола дерева под названием стиракс бензойный. Ее извлекают, делая надрез на дереве: вытекающую из надреза жидкость собирают, сушат и продают. Это источник бензойной кислоты. Когда ее сжигают, дым можно использовать как дезодорант и дезинфектант. Сжигание ладана отпугивает насекомых, работает как антисептик и помогает бороться с эпидемиями.
5. Обратитесь ко Всевышнему Аллаху с дуа, просите у Него прощения (истигфар) и раздавайте милостыню (садака)
Когда обрушивается бедствие, мы должны справляться с этим как практическими средствами, так и духовно. Пока организации здравоохранения по всему миру ищут лекарство от коронавируса, умма должна объединиться в дуа и просить прощения у Всевышнего Аллаха. Вирус может подхватить каждый. Истигфар — это обращение к Милости Аллаха, он помогает заменить дурное хорошим.
Об этом говорится в следующем аяте: «Просите прощения у вашего Господа, ведь Он — Всепрощающий. Он ниспошлет вам с неба обильные дожди,увеличит ваше имущество и потомство, предоставит вам сады и реки» (сура «Нух», аяты 10—12).
Мы советуем как можно чаще повторять это дуа:
اللهم إني أعوذ بك من البرص والجنون والجذام ومن سيئ الأسقام
«О Аллах, я прошу защиты у Тебя от проказы, безумия, лепры и дурных болезней» (Абу Дауд, 1554).
Также следует по возможности раздавать милостыню. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «[Он] сказал: «Спешите раздавать милостыню, ведь беда не пройдет через милостыню»» («Сунан аль—кубра», 7831).
6. Не дискриминируйте заболевших
Принимая меры предосторожности, чтобы не заболеть, не нужно делать из коронавируса стигму. Тщательно выбирайте слова, ведите себя с ними хорошо. Мы должны жалеть заболевших и делать за них дуа. Не ведите себя так, чтобы от вашего поведения китайцам или заболевшим других наций стало неприятно. Используйте эту ситуацию, чтобы показать красоту Ислама, — это форма призыва к Исламу.
Абдуллах ибн Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) никогда не говорил непристойностей и не сквернословил. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует)говорил: «Воистину, лучшие из вас — те, у кого наилучший нрав» («Сахих» Бухари, 3559).
Аиша (да будет доволен ей Аллах) передает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Воистину, верующий может достичь хорошим нравом уровня того, кто регулярно постится и выстаивает молитву ночами» («Сунан» Абу Дауда, 4798).
Мы делаем дуа от всего сердца, чтобы Всевышний Аллах смилостивился над нами и спас от бедствий, связанных с коронавирусом. Амин.
А теперь — время обратиться к Аллаху с дуа и зикром. Лишь у Него власть над всем.
Всевышний Аллах говорит: «Аллаху принадлежит власть над небесами, землей и всем, что между ними. Он создает, что пожелает. И Аллах — Всемогущий» (сура «Аль-Маида», аят 17).
Воистину, Аллах всем владеет и все контролирует.