что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников

3.1. Задачи и содержание работы по предматематическому развитию детей раннего и дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«3.1. Задачи и содержание работы по предматематическому развитию детей раннего и дошкольного возраста»

Задачи и содержание работы по предматематическому развитию детей дошкольного возраста

Проблема обучению математике в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний.

Обучение в дошкольном учреждении направлено, прежде всего, на воспитание у де­тей привычки полноценной логической аргументации окру­жающего. Опыт обучения свидетельствует о том, что разви­тию логического мышления дошкольников в наибольшей мере способствует изучение начальной математики.

Для ма­тематического стиля мышления характерны четкость, крат­кость, расчлененность, точность и логичность мысли, уме­ние пользоваться символикой. Поэтому формирование начальных математических представлений и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, что­бы обучение давало не только непосредственный практиче­ский результат (навыки счета, выполнение элементарных ма­тематических операций), но и широкий развивающий эф­фект.

Что мы понимаем под математическим развитием детей дошкольного возраста? (качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций)

Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком представлений и умений в повседневной жизни (прежде всего, в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обу­чения на занятиях по формированию элементарных матема­тических представлений. Именно элементарные математические представления и умения детей следует рассматривать как главное средство математического развития.

В процессе систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией — названиями чи­сел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), элементов фигур (сторона, вершина, основание) и т. п. Занятия по математике приобретают особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, уме­ний проявлять волевые усилия в процессе решения матема­тических задач.

Образовательные и развивающие задачи на занятиях решаются в со­четании с воспитательными. Та­ким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает их всестороннее развитие.

Основные задачи формирования элементарных математических представлений и умений у детей:

формирование элементарных математических представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;

формирование умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

овладение математической терминологией;

развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка;

формирование умения пользоваться элементарными математическими представлениями и умениями в различных видах деятельности.

Решаются эти задачи комплексно на занятиях и в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятель­ности.

Под содержанием обучения понимается объем и характер представлений, умений и навыков, которыми должны овладеть дети в процессе организации разных видов деятельности.

Содержание математического развития ребенка отражено в про­граммах дошкольного образования, и условно его можно разделить на три направления:

представления и понятия;

зависимости и отношения;

Содержание и его структура являются гарантами математического разви­тия ребенка.

Первое направление – формирование представлений и понятий. Анализ различных (вариативных) программ по формированию элементарных математических представлений в дошкольном учреждении позволяет заключить, что основном в их содержании является достаточно разнообразный круг пред­ставлений и понятий: «количество», «число», «множество», «величина», «мера», «форма предмета» и «геометрические фигуры»; представления и понятия о про­странстве (направления, расстояния, взаимное расположе­ние предметов в пространстве) и времени (единицы измере­ния времени, некоторые его особенности).

При этом каждое математическое понятие формируется постепенно, поэтапно, по линейно-концентрическому принципу. (Например, дети учатся сравнивать «контрастные» и «смежные» множества (много и один; больше (меньше) на один). В дальнейшем, в группах пятого, шесто­го, седьмого годов жизни, знания о множестве углубляются, поскольку дети сравнивают множество элементов по коли­честву составляющих, делят множество на подмножества, устанавливая зависимости между целым и его частями и т. п. Далее на основе представлений о множестве у детей формиру­ются представления и понятия о числах и величинах и т. д.) Каждое понятие вводится наглядно, путем созерцания кон­кретных предметов или практического оперирования ими.

Вторым направлением в формировании элементарных математических представлений дошкольников является ознакомление детей с рядом математиче­ских зависимостей и отношений. Так, дети осознают некото­рые отношения между предметными множествами (равночисленность — неравночисленность), отношение порядка в натуральном ряду, временные отношения; зависимости между свойствами геометрических фигур, между величиной, мерой и результатом измерения и др.

Особо следует выделить требования к формированию у детей определенных математических действий: накладыва­ния, прикладывания, пересчитывания, отсчитывания, изме­рения и т. д. Именно овладение действиями оказывает наи­большее влияние на развитие.

В методике выделяются две группы математических дей­ствий:

основные (счет, измерение, вычисления);

дополнительные (практическое сравнение, наложе­ние, приложение (А. М. Леушина); уравнивание и комп­лектование (В. В. Давыдов); сопоставление (Н. И. Непом­нящая)).

Содержание формирования элементарных математических представлений в дошкольном учреждении имеет свои особенности, который объясняются:

спецификой математических понятий;

традициями в обучении дошкольников;

требованиями современной школы к математическому развитию детей.

Содержание формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста опирается на дидактические принципы:

научности и доступности означает, что у детей дошкольного возраста формируются элементар­ные, но по сути научные, достоверные математические зна­ния. Представления о количестве, размере, форме, про­странстве и времени даются детям в таком объеме и на та­ком уровне конкретности и обобщенности, чтобы это было им доступно и чтобы эти знания не искажали содержания. При этом учитывается возраст детей (младший, средний, старший дошкольный), особенности их восприятия, памя­ти, внимания, мышления.

систематичности и последовательности предпо­лагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные;

наглядности. Я. А. Коменский называл «золотым правилом дидактики». Познание всегда начинается с ощущений, ибо ничего нет в сознании, чего ранее не было в ощущениях.

индивидуального подхода к ребенку предусматри­вает организацию обучения на основе глубокого знания его индивидуальных способностей, создание условий для актив­ной познавательной деятельности всех детей группы и каж­дого ребенка в отдельности.

принцип развивающего обучения. Суть его заключается в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развива­ются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а также волевые и эмоциональные процессы, т. е. развивается личность ребенка в целом.

принцип воспитывающего обучения отражает необходи­мость обеспечения в образовательном процессе благоприятных усло­вий воспитания ребенка, его отношение к жизни, к знаниям, к самому себе. Воспитание и обучение — две стороны едино­го процесса формирования личности.

Житко, И.В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 4 до 5 лет: учеб.-метод. Пособие для педагогов дошк. образования. Минск: Экоперспектива, 2016. – 200с

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988

Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. М., Изд. Центр «Академия», 1998 – 272с

Учебная программа дошкольного образования (для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания). – Минск: НИО; 2019.-479 с.

Источник

Предматематическая подготовка в ДОУ

что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников. 4b135bde91b247ef8fc716b6896d1a5c. что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников фото. что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников-4b135bde91b247ef8fc716b6896d1a5c. картинка что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников. картинка 4b135bde91b247ef8fc716b6896d1a5c. Наталья Фролова
Предматематическая подготовка в ДОУ

«Пред математическая подготовка в ДОУ»

Пред математическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен прежде всего на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

При постановке и реализации задач пред математической подготовкидошкольников учитывают:

— закономерности становления и развития познавательной деятельности, умственных процессов и способностей, личности ребенка в целом;

— возрастные возможности дошкольников в усвоении знаний и связанных с ними навыков и умений;

— принцип преемственности в работе детского сада и школы.

В процессе пред математической, подготовки обучающие, воспитательные и развивающие задачи решаются в тесном единстве и взаимосвязи друг с другом.

Приобретая математические представления, ребенок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты. Остановимся далее на основных задачах пред математической подготовки детей в детском саду.

1. Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. С содержательной стороны наиболее важными в смысле формирования первичных простейших представлений являются такие фундаментальные математические понятия, как «множество», «отношение», «число», «величина». Эти понятия широко представлены в первоначальном обучении, но не в прямом смысл а с точки зрения пропедевтики формирования лишь представлении о них. Образно говоря, ребенок в детском саду постигает «наук до науки», и естественно это связано с тем, что по своей психологической структуре элементарные математические представления имею образную природу. Постепенное усложнение знаний, осваиваемых детьми, заключается в увеличении как объема количественных пространственных и временных представлений, так и степени и обобщения.

Система знаний и первоначальных представлений о множествах, отношениях, числах и величинах, хотя и весьма ограничен, рамками возможностей обучения дошкольников, является значимой для дальнейшего овладения понятиями школьной математики.

Элементарные математические представления формируются н; базе освоения детьми в определенной последовательности способов действий (например, предлагается разложить столько предметов на свободной полоске, сколько их нарисовано на образце наложить полоски разной длины друг на друга, подобрать картинки с предметами к соответствующей геометрической фигуре и т. д.) Способы действий постепенно усложняются; к концу обучения в детском саду вырабатываются простейшие навыки счета предметов, измерения расстояний, объемов жидкостей и сыпучих веществ условной меркой, умения выполнять вычисления при решении арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание.

Элементарные математические представления и соответствующие им способы действий являются основными составными частями системы знаний для дошкольников.

Усвоение различных понятий, относящихся к наиболее сложным отраслям человеческого знания, должно опираться на чувственный опыт и житейские представления, которые складываются уже в дошкольном возрасте.

Основное отличие понятия от представления состоит прежде всего в том, что в понятии отражаются существенные признаки объекта, абстрагированные от его прочих, несущественных свойств. В представлении же отражаются как существенные, так и несущественные свойства объекта в его непосредственном восприятии.

В экспериментальных исследованиях (П. Я. Гальперин, Л. Ф. Обухова и др.) показана возможность формирования у дошкольников отдельных полноценных математических понятий, но для этого требуются особые условия. Рассмотрим некоторые условия, при которых возможно усвоение понятий и развитие понятийного мышления.

Понятийный способ распознавания объектов возможен на основе метода поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин). Этот метод представляет собой определеннуюпоследовательность действий: зная существенный признак поня-104 м1я, ребенок выделяет свойства рассматриваемого предмета и сопоставляет их с существенным признаком понятия, а затем делает вывод о том, относится анализируемый предмет к данному понятию или нет. Сначала сопоставление признаков происходит мод руководством педагога. Затем ребенок сам, сопоставляя признаки, рассуждает вслух. На следующем этапе, сопоставляя эти признаки, он рассуждает мысленно, «про себя», по той же схеме, которая служит основой и для речи. Так, постепенно, усваивая последовательность действий, отражаемых во внешней, а затем внутренней речи, ребенок овладевает способом подведения под изучаемое понятие любого предмета, свойства или явления. Развернутое суждение по схеме производимых действий постепенно переходит сначала в план краткой речи «про себя», а затем в план умственного действия. Теперь, овладев способом действия и рассуждениями, ребенок сможет решить любую новую задачу самостоятельно.

Обучение, построенное по методу поэтапного развития умственных действий, позволяет приблизиться к формированию понятия числа, основанного на понимании принципа сохранения объема, массы и количества, создать основы для возникновения элементов теоретического мышления (Л. Ф. Обухова).

Повышению уровня в обобщении математических представлений, формированию математических понятий способствует не только особая организация умственной деятельности,но и применение в процессе обучения специальных познавательных средств: моде лей, графиков, схем и т. д. Например, «лесенка», составленная из кругов, моделирует количественные и порядковые отношения натуральных чисел, четыре круга — розового, белого, голубого и черного цвета — модель частей суток и т. д.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников может осуществляться по-разному. Поскольку опыт и знания у детей невелики, обучение в основном.идет так: сначала с помощью взрослого накапливаются конкретные знания, а затем они обобщаются до простейших правил и закономерностей.Однако этот необходимый и важный для умственного развития маленьких детей путь имеет и свои недостатки: дети не могут выйти за пределы тех единичных фактов и случаев, на основании которых были подведены к обобщениям; не в состоянии подвергнуть анализу более широкий круг знаний, что ограничивает развитие их самостоятельной мысли и поиска. Поэтому в обучении необходимо использовать и другой путь, когда мысль и усвоение знаний идут от общего к частному. Усвоенное правило дети должны научиться применять в конкретных условиях.

Рациональное сочетание указанных методов способствует наиболее высокому умственному и математическому развитию детей. Не всегда следует ставить ребенка в позицию «первооткрывателя», вести его от единичных конкретных знаний к выводам и обобщениям. Ребенок должен научиться овладевать и готовыми знаниями, накопленными человечеством, ценить их, уметь пользоваться ими для анализа как своего опыта, так и фактов и явлений окружающей жизни. Например, на определенном этапе дошкольников знакомят с четырехугольниками. Обращаясь к детскому опыту, можно, во-первых, предложить найти и назвать те знакомые фигуры, которые имеют четыре стороны и четыре угла и могут быть отнесены к четырехугольникам, а во-вторых, отыскать предметы или части предметов четырехугольной формы (подобная конкретизация углубляет знания детей об этой геометрической фигуре).

Аналогично детей знакомят и с многоугольниками. Конкретизируя свои знания, дошкольники показывают и называют треугольники, квадраты, прямоугольники разных размеров, относя все эти фигуры к многоугольникам. Представление о многоугольнике как бы надстраивается над всем разнообразием фигур, ограниченных замкнутыми ломаными линиями, правильных и неправильных, больших и малых.

Следовательно, для развития мыслительных способностей детей необходимо пользоваться разными путями, подводить их к пониманию единства общего и единичного, абстрактного и конкретного. Обучение в детском саду — это не только сообщение знаний, но и развитие у детей умственных способностей, механизмов умственной деятельности, что облегчает переход от эмпирических знании к понятийным.

2. Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития. Усвоение первоначальных математических представлений способствует совершенствованию познавательной деятельности ребенка в целом и отдельных ее сторон, процессов, операций, действий. Становление логических структур мышления — классификации, упорядочивания, понимание сохранения количества, массы объема и т. д. выступает как важная самостоятельная особенность общего умственного и математического развития ребенка-дошкольника.

. Формирование начальных форм учебной деятельности. Важную роль играет пред математическая подготовка и для становления начальных форм учебной деятельности. У детей вырабатываются умения слушать и слышать, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, понимать и решать учебно-познавательные задачи определенными способами, использовать по назначению дидактический материал, выражать в словесной форме способы и результаты собственных действий и действий своих товарищей, контролировать и оценивать их, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность и другие навыки и умения учебной деятельности. Ребенок овладевает математическими представлениями в основном на занятиях, находясь в коллективе сверстников, тем самым расширяется сфера и опыт коллективных взаимоотношений между детьми. В процессе формирования математических представлений у дошкольников развиваются организованность, дисциплинированность, произвольность психических процессов и поведения, возникают активность и интерес к решению задач.

Отмеченные задачи пред математической подготовки дошкольников имеют место в каждой группе детского сада, но конкретизируются с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Для правильной ее постановки и реализации необходимо знание педагогом программы развития элементарных математических представлений не только той группы, с которой он работает; использование средств, методов, форм и способов организации работы, адекватных задачам и уровню развития детей; систематическая работа по реализации задач как на занятиях по формированию математических представлений, так и в повседневной жизни.

Математическая игра «Что? Где? Когда?» НЕПОСРЕДСТВЕНН ООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (для детей подготовительной группы) ИГРА «ЧТО,ГДЕ,КОГДА» Цель: Обобщить, закрепить, систематизировать.

что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников. detsad 248958 1464352686. что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников фото. что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников-detsad 248958 1464352686. картинка что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников. картинка detsad 248958 1464352686.Математическая игра «Курочка Ряба» Помните, как закончилась сказка «Курочка Ряба»? Мышка разбила яичко, и курочка Ряба, пообещала дедушке и бабушке снести новое. Но не только.

что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников. detsad 248958 1463260248. что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников фото. что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников-detsad 248958 1463260248. картинка что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников. картинка detsad 248958 1463260248.Математическая игра «Три поросенка» Помните, как закончилась сказка «Три поросенка»? Поросята проучили волка, и некоторое время жили спокойно. Но с каждым днем становилось.

Математическая сказка Жила была девочка. Совсем обычная девочка: слушала маму, всегда выглядела опрятно и почти не шалила. Поэтому мама верила ей и иногда отпускала.

Математическая сказка про ноль Ноль гулял по городу цифр и грустил, все ни как не мог понять что он означает, не бывает же так что он ни кому не нужен и ни чего не значит.

Математическая викторина «Что? Где? Когда?» Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение гимназия Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной.

Математическая олимпиада для дошкольников 6–7 лет Сценарий проведения математической мини-олимпиады для дошкольников Под музыку дети входят в зал. (садятся) Входит ведущий (муз. фанфары).

что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников. detsad 167880 1465139541. что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников фото. что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников-detsad 167880 1465139541. картинка что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников. картинка detsad 167880 1465139541.Математическая игра «Познавай-ка!» Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка. В этом нам помогают интересные и увлекательные.

Источник

Статья. Подготовка детей к школе (развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста )

«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников. 07ae 000b2b3d 83f0b304. что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников фото. что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников-07ae 000b2b3d 83f0b304. картинка что учитывается при постановке задач предматематической подготовки дошкольников. картинка 07ae 000b2b3d 83f0b304.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

(РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению окружающей действительности; в активности дошкольника – обследовательской, предметно – манипулятивной, познавательной.

Особое значение имеют накопление и обогащение чувственного опыта, который становится первой ступенькой в дальнейшем познании многих сторон математической действительности.

Изучая математику, дети знакомятся с великими открытиями и изобретениями. Их интересует, как люди научились считать, кто придумал цифры, кто изобрёл часы, счёты, калькуляторы, компьютер, как составили календарь, кто изобрёл приборы для измерения тканей, площадей, жидкостей, сыпучих веществ, какие задачи решали в старину…

Каждый из этих вопросов начинает «цепочку» рассуждений, бесед, наблюдений. Например, поиск ответа на вопрос, почему текут минуты и куда они текут? Позволяет пронаблюдать развитие идеи: отсеет времени по биологическим (биение сердца, частота дыхания) и астрономическим (смена дня и ночи, времён года) показателям и природным объектам (цветы, растения, животные).

Какие это мыслительные умения? С помощью каких дидактических средств их следует формировать? Как осуществлять руководство этим сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка вперед? На эти вопросы необходимо отвечать при подготовке детей к школе.

Предматематическая подготовка, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы нашего дошкольного учреждения и направлен, прежде всего на решение задач интеллектуального воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

Виды деятельности, относящиеся ко второй группе, опираются на конкретную, предметно-чувственную основу. Поэтому они доступны младшим дошкольникам. Первая группа, является более сложной, так как способы действий здесь требуют опосредованного подхода и оценки количественных, пространственных и временных отношений. Виды деятельности, относящиеся к этой группе, становятся доступными в старшем дошкольном возрасте.

Среди всех видов деятельности традиционным является счет, связанный с возникновением представлений о числах натурального ряда. Определение места и значения счетной деятельности связано с совершенствованием процесса формирования математических представлений и понятий в детском саду и начальной школе. В последнее время критической оценке подверглось развивающее влияние этого вида деятельности, который длительный период был основным и чуть ли не единственным в предматематической подготовке детей.

Умение считать не всегда является показателем математического развития и не гарантирует успешность овладения математикой в школе.

Дети могут механически запоминать последовательность чисел натурального ряда не только до 10, но и даже до 100. Хорошо известно также, что представления о числах у дошкольников не возникают первыми, а базируются на других, исходных представлениях: о множестве (А. М. Леушина), величине (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов).

Обучение счету в детском саду является необходимым компонентом в подготовке к школе. Однако счет не может быть единственным содержанием обучения в детском саду и полностью обеспечивать математическое развитие ребенка. Преждевременное обучение счетной деятельности неизбежно приводит к тому, что представление о числе и счете приобретает формальный характер. Поэтому обучение счету начинается не сразу. Ему предшествует подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с множествами предметов, в которых дети, применяя приемы приложения и наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно», не пользуясь при этом числом и счетом. Важно показать независимость числа от пространственно-качественных особенностей предметов. В процессе выполнения упражнений, которые постепенно усложняют на протяжении обучения в дошкольном возрасте, неявно используются основные теоретико-множественные понятия: «множество и его элемент», «подмножество», «взаимно однозначное соответствие», «эквивалентность множеств», «операции над множествами» и др.

Применяются логические игры и упражнения, в том числе на классификацию и сериацию с разнообразными дидактическими средствами, которые способствуют формированию полноценных представлений о числе и общему умственному развитию детей.

Лишь после выполнения различных практических действий с множествами ребенок может быть подготовлен к пониманию смысла чисел и счета. Все это происходит в практической деятельности, руководимой взрослыми и имеющей своеобразный учебно-игровой характер.

Со счетной деятельностью тесно связана измерительная, основная цель которой — формирование представлений о величинах. Большая подготовительная работа предшествует простейшим измерениям, которыми дети овладевают в детском саду. Она включает обучение измерению размера, объема, массы путем непосредственного сравнения предметов по данным признакам. Чувственно-практическая деятельность, позволяющая определить, какой из нескольких сравниваемых предметов больше (меньше), шире (уже), выше (ниже), толще (тоньше), глубже (мельче), тяжелее (легче) и т. д., является первоосновой для введения измерения условными, а затем и общепринятыми мерами. Измерительная деятельность обладает достаточно высоким развивающим эффектом. Она открывает широкие возможности для формирования целого ряда математических представлений: углубляются и обобщаются представления о числе; более гибким становится навык счета, применяемый в другой ситуации; развиваются представления о части и целом, дошкольники знакомятся с простейшими видами функциональной зависимости и т. д.

Формирование представлений о величине происходит в тесной взаимосвязи с развитием представлений о числе. Число получается и в результате счета, и в результате измерения. Счет и измерение существенно дополняют друг друга, способствуя математическому развитию ребенка.

Формирование пространственно-временных представлений во всех возрастных группах происходит на базе практических ориентировок. Познание пространства и времени дошкольниками осуществляется через их чувственное отражение, осмысление в речи и использование в деятельности (различение и называние геометрических фигур, основных пространственных направлений, отдельных временных отрезков; определение предметов круглой, квадратной, треугольной формы, изменение направления в ходе движения, умение учитывать время в своей деятельности и т. д.).

При постановке и реализации задач предматематической подготовки дошкольников надо учитывать:

— закономерности становления и развития познавательной деятельности, умственных процессов и способностей, личности ребенка в целом;

— возрастные возможности дошкольников в усвоении знаний и связанных с ними навыков и умений;

— принцип преемственности в работе детского сада и школы.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников использутся разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. Обычно они применяются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом, важно чтобы они позволяли достигать наилучших результатов при обучении детей.

В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.), на базе которых возникают элементарные математические представления.

Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений являются:

— выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для интеллектуальной деятельности;

— широкое использование дидактического материала;

— возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;

— выработка навыков счёта, измерения, вычисления и рассуждения в самой элементарной форме;

— широкое использование элементарных математических представлений в практической деятельности, быта, игре, труде, т. е. в других видах деятельности.

Модель помогает раскрыть смысл вводимых математических понятий посредством их образной подачи, а подключение резервов образного мышления к усвоению абстрактных математических зависимостей существенно облегчает усвоение и запоминание учебного материала, разгружает память детей, поскольку образ является более компактной единицей, чем цепочка знаковых преобразований или вербальных рассуждений. Психологические исследования показывают, что использование моделирования как способа и модели как средства обучения математике способствует не только формированию математических понятий у ребёнка, но и развитию важных психических функций: внимание, памяти, восприятия, мышления.

Моделирование в процессе обучения создаёт благоприятные условия для формирования таких умственных действий, как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков ребенка. Для ребёнка дошкольного возраста оптимальными являются вещественное моделирование (конструирование) и графическое моделирование (рисунок, схема). При этом, чем младше ребёнок, тем значимее первый вид моделирования. Эта моделирующая конструктивная деятельность позволяет построить наглядную, сенсорно воспринимаемую модель изучаемого понятия или отношения, что чрезвычайно важно как с точки зрения психологических особенностей детей младшего возраста, так и с точки зрения процесса усвоения понятий.

Широко используются модели при формировании: временных представлений (например, модель частей суток, недели, года, календарь); количественных представлений (например, числовая фигура и т. д.); пространственных представлений (например, модели геометрических фигур и т. д.).

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

В настоящее время разработана система так называемых обучающих игр. В отличие от существующих они позволяют формировать у детей принципиально новые знания, которые нельзя получить непосредственно из окружающей действительности, так как их содержанием являются абстрактные понятия математики. Основной их целью является подготовка мышления дошкольника к восприятию фундаментальных математических понятий: «множество и операции над множествами», «функция», «алгоритм» и т. д. В этих играх используется специфический дидактический материал, подобранный по определённым признакам. Моделируя математические понятия, он позволяет выполнять логические операции: разбиение множества на классы, отыскание объектов по необходимым и достаточным критериям и т. д.

Научить ребёнка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – главная цель математического образования при подготовке к школе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *