что такое zine у художников
Furfur
Культура
Кто делает современные фанзины и зачем это нужно
Станислав Мытаров 3 февраля 2014 в 16:43
В эпоху интернета такое понятие, как любительский журнал, или попросту зин, казалось бы, должно быть давно забыто. Тем не менее самодельные журналы продолжают активно существовать. Преподаватель Британской высшей школы дизайна и создатель собственной школы Данила Шорох рассказывает, кто делает современные зины и зачем они нужны.
Какие бывают зины
Зины можно поделить на три типа. Первые — иллюстраторские, самые распространённые. Некоторые создаются одним человеком: он и арт-директор, и иллюстратор, и дизайнер, и ко всему инвестор. Второй вид — это плеяда фэшн-зинов. Их делают люди, одержимые стилем, модой или определённым направлением в моде. Третья группа субкультурная и объединяет аудиторию по интересам. Если люди обожают жёлтые передники — они и занимаются журналом обо всех достоинствах и недостатках жёлтых передников. Это типичная для фанзина редакционная модель.
Как создаются зины
Все кустарные вещи были ещё в XVIII веке. Кто-то издавал маленькие книжечки со стихами, кто-то политические памфлеты, стоящие королевской головы. Сейчас процесс коммуникации, конечно, упростился. Какое-нибудь контркультурное онлайн-издание так вообще требует минимум вложений — не нужны услуги типографий и распространителей. Но все равно есть ребята, обладающие обострённым чувством тактильности, они любят и умеют делать уникальные штуки: находить приятную бумагу, прострачивать два листочка на швейной машинке.
Разномастные красивые зины можно подцепить на развалах всяких музыкальных и немузыкальных фестивалей, где грудятся по 50–60 небольших издательств, всегда готовых чем-то удивить. Есть визуальные или чисто шрифтовые издания, есть независимые марки и лейблы, которые сотрудничают с графдизайнерами. Фанзины красиво раскладываются, имеют свои особенности и ноу-хау.
Например, листы могут никак не скрепляться между собой — стильное и экономное решение. Зины производятся ручным трудом, а не полиграфическим машинным, и часто оказывается, что они задействуют качественные технологии, недоступные мейджорам. The New Yorker не может выйти даже с одной полосой, сделанной руками, в типографии попросту нет специалиста, который вытянул бы тираж. А зины — вещь штучная. Один из моих любимых проектов, Shadows, использует специальные «сетки», которые надо накладывать на статичную картинку и, двигая, придавать иллюстрации динамику. По сути, это интерактивный синемоушн-журнал, где читатель выступает «режиссёром картинки».
Shadows, безусловно, сделан фанатами своего дела. Зины используют и массу других красивых бонусов — всякие марочки, наклеечки, открытки. А ещё они сотрудничают с большим количеством независимых иллюстраторов, которые нередко оказываются друзьями создателей, они помогают наполнять зин в обход дорогостоящих фотосъёмок. Да и вообще зины создаются энергичными командами дизайнеров-иллюстраторов-фотографов, с чьей подачи продукт рано или поздно начинает развиваться.
Зины против журналов
Есть грань между фанзином и фанзином, ставшим журналом. К промежуточной стадии «фанзин-журнал» можно отнести Kings. Это альтернативный зин, печатающийся в две краски, чёрную и флуоресцентно-оранжевую, и при этом собирающий какую-никакую рекламу. Но красивый качественный зин не может держать марку, существуя всё время без денег. Если появляется редакционная команда, то зин начинает жить, и рано или поздно приходят серьёзные рекламодатели.
Так зин мутирует в журнал, то есть бизнес, а энтузиасты — в дельцов. 032с образца 2000 года превращается в 032с сегодняшний. Многие зины — если не вымирают — проходят этот путь. Кто-то, конечно, «стареет», становясь истеблишментом, но многие не теряют лица, оставаясь бодрыми, интересными и аутентичными.
Все тот же 032с стал известным журналом с мощными рекламными объёмами и бизнес-планами, но по-прежнему создаётся независимыми дизайнерами и авторами. Хорош и совершенно фантастический с точки зрения полиграфии журнал Paper Planes. Он немассовый и выпускается на дорогой толстой бумаге, с несколькими слоями вкладок, красивой оберткой и светской хроникой, вынесенной в отдельное нечто.
Есть и журналы, удачно маскирующиеся под зины. Их мимикрия решает такую задачу бизнеса, как привлечение целевой аудитории. Журнал House издаётся сетью лондонских пабов, отелей и ресторанов, но выглядит, как зин, по стилю и деталям, с рекламой, собранной в отдельную книжицу.
Зины против интернета
Почему в нашу сверхинтернетизированную эпоху люди начинают заниматься штучными полиграфическими проектами? Потому что только за счёт подобных визуальных и тактильных историй можно зацепиться за читательский интерес, зацепиться на рынке. И я считаю, что в нашу эпоху повсеместного интернета есть место всему сразу.
Почему надо выбирать только целлюлозу или только цифру? К бумаге попросту добавился ряд медиа — интернет, телевидение, соцсети, — и она от этого не перестала существовать. Она существует вместе с остальными. Причём бумага — самый привлекательный для бизнеса носитель. Технология «сделать контент — опубликовать — продать рекламу» работает гораздо лучше в принте, чем в интернете.
Да и люди относятся к журналам с пиететом: ими можно владеть, любоваться и украшать книжный шкаф, и это никуда не денется, несмотря на все возможности сети. Хорошую цитату выдал арт-директор Esquire Джордж Льюис, когда его спросили, так ли велика разница между журналом и его айпэд-ипостасью. «Это всё равно что смотреть на женщину и заниматься с ней сексом», — сказал он.
В эпоху интернета зины находятся в тонусе, адаптируются к повестке дня, обзаводясь цифровыми расширениями и ничем не противоречат принт-версии. Мультимедийность приносит больше дохода, да и аудитория живёт не вчерашним днём.
О русских зинах
Мне нравится следить, как на Западе люди оканчивают престижные графические училища и основывают успешные фанзины космической крутости. Многие же российские студенты, сдав диплом, могут сесть печально ждать, когда же их позовут на работу. Не пытаются сделать ничего сами. То есть в европейской и американской реальности молодые специалисты заточены на работу и создание отличных проектов.
У нас творческие натуры почему-то устроены иначе. Но есть и редкие заряжающие оптимизмом исключения. Например, Большаков, нашедший в себе силы самостоятельно сделать и напечатать отличный фанзин «Москвич». Мои ученики делают журнал фестиваля анимации под названием Mult Kult, журналы эзотерических сообществ, лепят издание для ценителей искусства, чьи страницы разрезаются, как книга из прошлого века, ножом для бумаги. Есть фанзин про архитектуру и урбанистику с буквально «построенной» обложкой, есть хобби-зин по вязанию с отличными обложками и слоганом «Отвязный журнал», есть кейсы про восточные единоборства, стрит-арт, издания для гиков с мозгами Шелдона Купера и фанатов fixed gear. Всё — с отличными макетами, достойным дизайном и выдумкой.
Совсем недавно крутой проект сделал юноша, увлекающийся чикагской мафией и околокультурой — комиксами, играми, фильмами и тому подобным. Помимо пятёрочного макета, у парня была фирменная фишка: в лесу при помощи товарища он каждый журнал простреливал из пистолета.
Но есть ещё один момент, досадно отличающий нашу реальность от западной. Это распространение. Российский читатель отдаёт дистрибьютору 90% стоимости журнала только за то, что его любимое издание лежит на прилавке. Всё остальное — качество печати, стиль колумнистов, уровень съёмки — дельцов не интересует, хотя это основные расходные статьи редакций. Вот эта ситуация с посредниками и мешает интересным нишевым проектам развиваться на территории России.
А если я приду в берлинский магазин, продающий, к примеру, новые марки одежды, то диалог будет примерно следующий: «Ребят, я фанатею от ваших дизайнеров. Кстати, я делаю фанзин и готов выпустить про вас фичу, если мои журнальчики полежат здесь на кассе». — «Чувак, мы тебе только рады».
Такова местная культура, в магазин здесь ходят не только отовариться, но и послушать музыку, почитать качественные журналы, пообщаться (вспомните Urban Outfitters, разросшийся по миру сетью магазинов-клубов). Журналы — неотъемлемая часть этого клубного мира, где коллаборации рождаются без всяких препон.
У парня была фирменная фишка: в лесу при помощи товарища он каждый журнал простреливал из пистолета.
Текст: Анисия Куницына. Фотографии: Настя Пожидаева.
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ + ПРОЕКТ НАШЕГО ЗИНА
В нашей статье мы собрали для Вас ответы на самые часто задаваемые вопросы относительно зинов в целом, и нашего зина в частности.
С данной статьей будет полезно ознакомиться как нашим рядовым подписчикам, так и непосредственно тем, кто хочет подать заявку на участие.
Что такое ЗИН?
«Это ваши ближайшие 1-1,5 месяца жизни, ваш любимый питомец и ваша любимая женщина.» (с) Киля
С англ. fanzine, от fan magazine «фанатский журнал». На данный момент это вид фанатского творчества, в который входят разнообразные авторские арты, созданные специально для проекта.
В зависимости от требований организаторов, наполняемость может варьироваться от требований либо к общей стилистике, либо к разнообразию контента. Т.е. в зине могут быть как работы разные по рисовке, так и схоже выполненные.
В нашем зине мы хотим придерживаться максимального разнообразия, как по персонажам, так и по стилю исполнения. Стало быть, художники в зин будут отбираться в соответствии с этими (и не только) требованиями.
Чем Зин отличается от Артбука?
Во-первых, формат которого придерживается большая часть организаторов зинов — А5.
Во-вторых, в Артбуке всегда больше иллюстраций и художников, чем могут вместить зины (максимальное количество страниц с иллюстрациями лучше делать не больше 60).
Бывают исключения, когда зины содержат в себе помимо артов еще и тематические статьи ознакомительного характера.
В нашем зине мы хотим сделать комбо. Внутри зина будет деление на блоки (разделы).
После информации и зарисовок, в блоках будут размещаться рисунки художников (по теме самого блока), в порядке увеличения детальности прорисовки и формата работы.
После артов идет следующий блок, скомпонованный таким же образом. И так далее.
Блоки будут разнообразные. Наши художники будут рисовать что хотят (мы не будем заставлять кого-то рисовать для информационного разворота, или же скетчи, если человек не хочет этого, но мы предоставим художникам возможность выбрать самим, какой именно формат работы они могут себе позволить).
За счет разнообразия блоков, для любого из нарисованных артов найдется свое подходящее место. Администраторы же, в свою очередь, будут опрашивать художников, прошедших отбор в зин, по поводу их конкретных идей на рисунки, для того что бы знать, какое именно разделение сделать внутри зина (по блокам), и грамотно скоординировать работу участников, как в плане самой работы, так и в плане ее содержания.
«Камон, никто не хочет рисовать (а уж тем более наблюдать) миллион одинаковых картинок. Мы исключим возможность явных повторов идей, скоординируем наших художников, и поможем определиться в случае большого количества идей/хотелок.»
Таким образом, наш зин будет смотреться достаточно разнообразно и целостно.
Взносы.
Тема очень животрепещущая, для тех, кто хочет подать заявку на участие в зине. Во всех зинах дела с этим обстоят по-разному, все зависит от организации.
В нашем зине участники не платят взносы. Мы не будем собирать с вас дань, даже на печать. И каждый из наших художников получит бесплатный экземпляр зина (за сам зин вы не платите, оплачиваете только доставку почтой, при отсутствии возможности забрать свой экземпляр самовывозом в Москве).
Дедлайны.
В нашем зине художникам на работу дается больше месяца. Это время будет поделено на три дедлайна: два промежуточных (скетчи, прорисовка), и итоговый.
Промежуточные дедлайны будут плавающими, а итоговый фиксированным. Т.е., если вы не успеваете закрыть один из своих дедлайнов, по объективным причинам (к коим простая лень никак не относится), вы всегда можете написать об этом админам, и мы решим с вами этот вопрос индивидуально, можем сдвинуть ваш дедлайн на несколько дней.
Не бойтесь писать нам, все вполне обсуждаемо и реально.
Стоимость зинов и предзаказы.
Никогда нельзя знать цену Зина до момента, когда все работы художников будут сданы.
Соответственно, тираж может варьироваться от 50 до 100 копий и цена каждого экземпляра будет иметь разницу в
100-150р. Таким образом, средняя цена экземпляра обычно составляет 500р. + доставка почтой.
Так что, на данный момент цену нашего зина мы озвучить вам не можем, но так как наш проект не коммерческий (создан не с целью получения прибыли), и мы не делаем своей наценки к стоимости печати, зины будут стоить не дорого. Мы будем продавать их по цене печати + стоимость отправки почтой (при необходимости).
К моменту открытия предзаказов цена уже будет известна. О предзаказах и расценках будет сообщено в информационном посте в паблике зина.
Искусство зинов
Zine (англ. zine, от magazine) – общее название для разного вида независимых изданий авторских работ, некий «самиздат». Особенность формата подразумевает полное отсутствие рамок и границ для самовыражения. Содержание зина целиком зависит от фантазии автора, тираж выпускается самостоятельно и не подвержен влиянию редакторов или издательств.
На мой взгляд, zine – это сочетание искусства, идеи и личности. Каждый zine уникален и обладает своим характером. Открывая издание, ты погружаешься в определенный мир, который может оттолкнуть, а может привлечь и заинтересовать.
Зины всегда распространялись свободно и небольшими тиражами, пользуясь особой популярностью среди художников, дизайнеров и иллюстраторов США и Европы прошлого века. И сейчас, перед интернет-блогами, где так же легко можно самовыразиться или создать что-то личное, уникальное, у зина есть свое преимущество: автор может зарекомендовать себя не только, как блоггер или фотограф, но и как художник. Художественное оформление издания так же важно, как и его содержание. Зин может быть рукотворным и абсолютно уникальным, а затраты на выпуск тиража порой сравнимы с оплатой счета за интернет.
Искусство zine было и остается простым и изящным способом поделиться своим креативным взглядом на мир, и я хочу рассказать вам о нем подробнее.
История самиздата началась с самого возникновения печати: еще в 18 веке общественные активисты пробовали распространять свою точку зрения при помощи листовок. Позже, малотиражные издания получили свое развитие в 1920-х годах, их выпускали авангардисты: футуристы и дадаисты.
Сам термин “zine” появился в среде поклонников научной фантастики в 1940-е, затем в 1970-е термин в панк-среде начал развиваться в формате fan-zine. Многие зины, выпускавшиеся панками, верстались нарочито небрежно с нарушением всех правил “глянца”. Сейчас понятие вышло за пределы субкультур и применяется к самым разным малотиражным изданиям. Однако, современная культура зинов часто подразумевает провокацию – авторы стремятся привлечь общественное внимание к важным проблемам: вопросам политики и экономики, дискриминации и расизму.
В искусстве zine можно выделить два наиболее распространенных направления: art- и photo-zine.
В некоторых раскрывается какое-либо повествование, а некоторые абстрактны, и созданы, чтобы наслаждаться красотой графики и печати.
Comic book by ESHPRINT
В Москве в галерее “Граунд” регулярно проводятся Граунд зин-фесты. Это масштабное мероприятие, посвященное малым издательствам и личным печатным инициативам. Зины становятся площадкой, на которой пробуют свои силы молодые художники, фотографы, дизайнеры и литераторы.
Воркшоп по созданию мини-журнала о Японии. Участники мероприятия создали двухцветные коллажи с применением чёрно-белых распечаток японских гравюр укиё-э и красной бумаги.
Фото-зины так же многогранны как и арт-зины.
Например, в мини-издании Evan Jenkins можно увидеть насколько интересными и визуально богатыми могут быть поверхности старых машин.
Фото-зин может содержать исторические кадры, репортажную съемку. Так, Café Royal Books в Англии создают потрясающие зины с послевоенной британской документальной фотографией, выступая наравне с известными музеями и выставками и распространяя знания более широко и доступно.
В виде zine можно оформить фотографии из путешествия. Каждое издание уникально и передает авторское видение той или иной страны или местности.
Искусство zines существует давно, и сегодня, несмотря на популярность интернет-изданий, блогов, продолжает развиваться и быть актуальным.
Множество примеров, с которыми мы успели познакомиться, вдохновили нас на создание первого собственного zine агентства WeaversBrandConsutancy. В издание вошли наши авторские работы, объединенные тематикой астрологических предсказаний. Zine стал креативной альтернативой традиционной новогодней открытки для наших друзей и партнеров.
Julia Prohotskaya
Художник-иллюстратор
Художник-иллюстратор
Зин на заказ 2
Рекомендую взять чашечку горячего напитка, сесть в удобное кресло и приготовиться к чтению. Пост будет объемный. Речь пойдет о том, что такое зин, с чем его едят, как сделать зин самостоятельно, и, вообще, для чего он нужен.
Что такое зин?
С тех пор, как я начала рассказывать о последнем заказе — зине — меня стали спрашивать, что же это за зверь такой. Слово зин произошло от английского слова magaZINE. Зин — это любительское малотиражное независимое издание. Он бывает периодическим и непереодическим, может печататься в виде иллюстрированной книжечки, фотоальбома, альманаха и даже журнала. Проще говоря, зин может быть совершенно любого формата и жанра, и выпускаться не издательством или зарегистрированным сми, а обычными людьми. В нем могут быть иллюстрации, текст, комиксы, фотографии (фотозины нынче популярны среди фотографов). Кроме прочего это может быть фанзин, оммаж вашим любимым мультфильмам, комиксам или музыкальным группам, это может быть детская иллюстрированная книга, выпущенная тиражом десять штук. Зин может быть разных форматов — от А7 до А1. Ваша фантазия ограничивается исключительно возможностями типографии и бюджетом. Но зин можно сделать своими руками, напечатать на домашнем принтере или склеить из обрывков газет. Переплет может быть на скобе, пружине, сшитый нитками, склеенный клеем или слюной единорога. В нем могут быть приклеенные фотографии, клапаны или поделки из оригами. Думаю, я ясно дала понять, что зин — это способ реализовать любые ваши фантазии и идеи.
Для чего нужен зин?
В первую очередь для реализации вас как художника, писателя, фотографа, поэта, футуриста или атеиста. Кроме того, зин — это возможность выпускать периодическое издание о том, что вас волнует. Его можно распространять среди близких друзей и знакомых, а потом авось, зин заметит издатель, поэт или потенциальный заказчик. На зине вы можете проверить свои гипотезы: нравятся ли людям ваши работы настолько, чтобы его захотели купить, способны ли вы сделать такой объемный продукт от и до.
Зин может стать классным подарком. Свадьба друзей, день рождение, 8 марта, новая работа, именины — это повод сделать родным и близким классный подарок про них, их питомцев или детей. Если ваш друг поэт, вы можете напечатать зин с его стихами и заказать у художника иллюстрации. Или сделать их самим.
В России культура малотиражных изданий развита плохо, что нельзя сказать о Европе. Например, в книжных магазинах Амстердама я видела полки с зинами, а в Берлине (куда я планирую попасть этой весной) есть целые магазины. В Москве я встречала зины в книжном «Ходасевич». Ну а для любителей печатной графики раз в несколько месяцев проходит фестиваль «Вкус бумаги».
Мои зины
Теперь немного о том, что делала я. За свою недолгую карьеру иллюстратора я напечатала два зина. На создание первого зина меня вдохновила Патти Смит и ее книга «Поезд М». В этом зине нет сюжета. История складывается только тогда, когда вы читаете книгу или прочитали ее ранее. В какой-то степени такой подход передает суть книги Патти — разрозненные воспоминания о былом, фотокарточки об утерянном, забытом и прекрасном. Целиком зин можно посмотреть здесь.
К сожалению, я выбрала неподходящую типографию и заплатила за тираж втридорога. Цену за зин пришлось увеличить, из-за чего я потеряла огромное количество покупателей. А их было предостаточно; мой зин попал в десятки пабликов в ВК, мне писали поклонники Патти и коллекционеры зинов, говорили слова благодарности меломаны и художники. Но покупать зин отказывались — цена была завышена. Впредь я буду чуточку умнее. Не поленитесь обзвонить несколько типографий прежде, чем выбрать ту самую.
Зато благодаря зину я получила заказ на создание книжки про девочку и ее любимую игрушку. Когда одному из покупателей зина потребовались иллюстрации, он обратился ко мне.
Второй и последний зин — не моя инициатива, а заказ. Молодой человек заказал подруге зин о ее преданном четвероногом друге Чарли. Она любит своего пса и с радостью делится историями о нем. Эти истории я и получила, как базовый материал для зина.
С заказчиком мы сразу сошлись на том, что это будет зин, что не потребует от нас строгой сюжетной линии — завязки, кульминации и развязки.
После того, как все материалы были на руках, я приступила к созданию поразворотного плана. Помню, я сидела в кафе, пила харио и думала, где и как разметить разрозненные истории о песике. На этом этапе важно продумать общую логику произведения, разработать сюжет и развороты, сочинить текст. Обычно я не занимаюсь текстом, но в этот раз пришлось. Хотя в итоге он рождался совместным трудом. Я предложила свой вариант, а заказчик добавил ему литературности. Литературность — не моя сильная сторона.
Картинки рождались долго, мучительно и временами не рождались вовсе. Так сложилось, что этот этап совпал с обучением на курсе по иллюстрации. В этот момент мозг перестраивался с одной системы ценности на другую. Балансируя между склонностью с акварели, прорисовыванию деталей, ярким цветам и новой тягой к коллажу, дерзости и экспериментам, я пыталась работать. То есть старый визуальный язык в чистом виде меня не устраивал, а новый я не выработала. Но в итоге, поразворотный план был сделан. При чем в виде небольшой книжечки-гармошки, которую можно сделать своими руками из листа бумаги и клея. В английском языке для этого есть термин dummy book. Такой формат помогает оценить цельность произведения на этапе проработки! Эти скетчи я отправила на утверждение заказчику.
После того, как скетчи были доработаны и утверждены, я приступила к прорисовыванию финальных иллюстраций или хайрезов. В качестве новой методики я выбрала следующий путь. Я рисовала в привычной для себя манере, наполняла предметы цветом, деталями, прорисовывала объемы, а после этого начиналось самое интересное: я сканировала еловые ветки, нитки, вырезала из бумаги предметы, рисовала примитивные рисунки карандашом и соединяла все в фотошопе. На заре своей иллюстраторской карьеры я страдала из-за своего нежелания и неумения рисовать диджитал иллюстрации. Все в один голос твердили, что это незаменимый инструмент в работе на заказ. Благодаря нему можно быстро исправить фрагмент работы, не перерисовывая всю иллюстрацию. Я же была неумолимым сторонником аналоговой иллюстрации и не знала, куда и как мне применить графические редакторы. Но, наконец, спустя полтора года, я нашла, что искала. Я рисую картинку по частям, а потом соединяю эти части в фотошопе. По сути это напоминает коллаж. Благодаря такому подходу я легко могу внести изменения, разделить предметы на слои, но минусом является отсутствие оригинала. Его просто нет. В наличии только фрагменты иллюстрации на разных листах бумаги, вырезанные фигуры и небольшая горка мусора. Но есть художники, которые проводят все манипуляции на листе бумагу и вносят изменения тоже там. Иногда для этого приходится переделать всю работу. К таким художникам относится Беатрис Алеман. Зато можно только догадываться, сколько стоят ее оригиналы.
Чтобы не быть голословной, покажу картинку до доработки в фотошопе и после. Часть предметов были взяты с отдельного листа, а часть поменяли свое место.