что такое vref в авиации
Скорость
Содержание
Воздушная скорость
Скорость ЛА относительно воздуха. Различают два вида воздушной скорости:
истинная воздушная скорость (TAS)
Действительная скорость, с которой ЛА движется относительно окружающего воздуха за счёт силы тяги двигателя(ей). Вектор скорости в общем случае не совпадает с продольной осью ЛА. На его отклонение влияют угол атаки и скольжение ЛА;
скорость по прибору (IAS)
Скорость, которую показывает прибор, измеряющий воздушную скорость. На любой высоте эта величина однозначно характеризует несущие свойства планера в данный момент. Значение приборной скорости используется при пилотировании ЛА;
Путевая скорость (GS)
Скорость ЛА относительно земли. Зависит от воздушной скорости, скорости и направления ветра. Значение рассчитывается или измеряется при помощи технических средств самолётовождения. Используется при решении навигационных задач.
Крейсерская скорость
Число М (число Маха)
Число́ Ма́ха — в механике сплошных сред — отношение локальной скорости потока к местной скорости звука. Зачастую используется упрощённое определение числа Маха как отношения скорости тела, движущегося в газовой среде, к скорости звука в данной среде. Такое определение не вполне корректно, так как скорости потоков в окрестностях движущегося тела зависят от его формы.
Чаще всего такое определение используется в оценочных характеристиках ЛА: их скорость задаётся безразмерным числом в формате «M n «, где «n «-десятичное число. Например, «скорость M 2 » — обозначает что скорость летательного аппарата в 2 раза превышает скорость звука. Пересчёт такой скорости в линейную скорость затруднён, так как скорость звука в воздухе зависит от его плотности (и, соответственно, высоты полёта) и температуры. Вместе с тем шкала скоростей Маха широко применяется в авиации, так как аэродинамические свойства и условия обтекания летательных аппаратов при близких значениях числа Маха также близки.
VMO/MMO
Максимальная эксплуатационная (допустимая) скорость. Скорость, которую нельзя превышать ни при каких условиях. Для выражения служит приборная воздушная скорость в узлах или число М.
Минимальная приборная скорость (с внесенными аэродинамической и инструментальной поправками), при которой самолет управляем в заданных условиях.
Скорость сваливания в посадочной конфигурации.(минимальная скорость в посадочной конфигурации)
V1 зависит от многих факторов, таких, как: метеоусловия (ветер, температура), состояние покрытия ВПП, взлетный вес самолёта и другие. В случае, если отказ произошёл на скорости, большей V1, единственным решением будет продолжить взлёт и, затем произвести посадку. Большинство типов самолётов ГА сконструированы так, что, даже если на взлёте откажет один из двигателей, остальных двигателей хватит, чтобы, разогнав машину до безопасной скорости, подняться на минимальную высоту, с которой можно зайти на глиссаду и посадить самолёт.
Расчетная маневренная скорость. Максимальная скорость, при которой можно производить полное отклонение управляющих поверхностей, не перенагружая конструкцию самолёта.
Скорость начала подъёма передней опоры шасси.
Безопасная скорость для взлёта.
Расчетная скорость посадки.
Заданная скорость пересечения входной кромки ВПП.
Максимально допустимая скорость с выпущенными закрылками.
Максимально допустимая скорость с выпущенными шасси.
Максимальная скорость выпуска/уборки шасси.
Непревышаемая скорость. Скорость отмеченная красной чертой на индикаторе воздушной скорости.
Скорость оптимального набора высоты. Скорость, при которой самолет наберёт максимальную высоту за кратчайшее время.
Скорость оптимального угла набора высоты. Скорость, при которой самолёт наберёт максимальную высоту при минимальном горизонтальном перемещении.
Вертикальная скорость
Изменение высоты полёта за единицу времени. Равна вертикальной составляющей скорости ЛА.
Скорость ветра
Скорость горизонтального перемещения воздуха относительно земной поверхности. Скорость ветра обычно определяется в метрах в секунду, узлах и километрах в час.
Единицы измерения
В авиации чаще всего применяются:
Скорости летящего самолета
Приборная скорость отображается в левой колонке на главном пилотажном дисплее (PFD), здесь же индицируются взлётные скорости V1, Vr и V2. На навигационном дисплее отображаются скорости TAS (истинная скорость) и GS. Давайте разберём каждую скорость по отдельности.
Каким же образом определяется приборная скорость? На самолетах установлены приемники воздушного давления (ПВД) они же трубки Пито (Pitot tubes). Исходя из динамического давления, замеренного с их помощью, и рассчитывается приборная скорость.
Важный момент, в формуле расчёта приборной скорости используется константа, стандартное давление на уровне моря. А вы же помните, что с увеличением высоты, давление изменяется? Соответственно, приборная скорость совпадает со скоростью относительно земли только у поверхности.
Ещё один интересный факт: какой образ вам приходит в голову, когда вы слышите о пионерах авиации? Кожаная коричневая куртка, шлем с очками и длинный белый шелковый развивающийся шарф. Согласно некоторым легендам, шарф и был первым примитивным индикатором приборной скорости!
Теперь рассмотрим верхний левый угол навигационного дисплея. Здесь отображается наша скорость относительно земли GS (Ground Speed). Это та самая скорость, которую докладывают пассажирам во время полёта. Она определяется, в первую очередь, по данным от спутниковых систем, таких, как GPS. Также её используют для контроля при рулении, так как при малых скоростях на трубки Пито не создаётся достаточный динамический напор для определения IAS.
Чуть правее TAS (True Air Speed) — истинная воздушная скорость, скорость относительно окружающей самолет воздушной среды. Все фотографии сделаны примерно в один момент времени. Как видите, скорости значительно различаются между собой.
Приборная скорость IAS составляет чуть менее 340 узлов. Истинная скорость относительно воздуха TAS — 405 узлов. Скорость относительно поверхности GS — 389. Теперь-то, я думаю, вы понимаете, почему они отличаются.
Также хочу ещё отметить число Маха. Немного упрощая, это скорость тела относительно скорости звука в данной среде. Она отображается под колонкой приборной скорости и составляет в нашей ситуации 0,637.
Теперь обсудим взлётные скорости. Три основных взлётных скорости V1, Vr и V2, обозначения стандартны для всех самолетов, которые имеют больше одного двигателя, начиная с малютки Beechcraft 76 и заканчивая гигантом Airbus A380, они всегда располагаются именно в такой последовательности. Давайте представим, что наш A320 стоит на полосе, чеклист выполнен, разрешение диспетчера получено, мы полностью готовы к взлёту.
Вы перемещаете рычаги управления двигателями на 40%, убеждаетесь в стабилизации оборотов и устанавливаете взлетный режим. Первой будет достигнута скорость V1 (148 узлов в наших условиях). Это скорость принятия решения, проще говоря, после достижения V1, взлёт уже не может быть прерван, в том числе, в случае серьезного отказа. Даже если у вас отказал двигатель, а V1 уже достигнута, вы должны продолжать взлёт. До V1 в этой ситуации вы инициируете процедуру прерванного взлёта, включаете реверс, срабатывает автоматическое торможение, выпускаются спойлеры, и вы успеваете остановиться до конца полосы.
Но у нас всё хорошо, двигатели работают штатно и, после V1, пилотирующий пилот убирает руку с рычагов управления двигателями. Приближается скорость Vr (rotate speed, 149 узлов). На этой скорости пилотирующий пилот тянет штурвал (в нашем случае sidestick) на себя и поднимает носовую стойку шасси в воздух.
Итак, вы узнали, что же такое взлетные скорости и с чем их едят, а теперь давайте узнаем, как их готовить, и от чего же они всё-таки зависят. Сейчас мы уже подняли наш прекрасный A320 в воздух, но давайте отмотаем время немного вспять.
Настаёт момент истинны. Вносим нашу взлетную массу и центровку. Решаем, можем ли мы вообще взлететь с этой полосы, или придётся оставить пару сотен бутылок из дьюти фри и четырёх самых тучных пассажиров на земле 🙂
Окей, мы обсудили расчёт скоростей с использованием электронного лётного портфеля, но если вы перед рейсом слишком много кидались злыми птичками или, что совсем для пилота зазорно, в танки играли и разрядили свой чудо-девайс? А если вы представитель школы обскурантизма и отрицаете прогресс? Вам предстоит увлекательнейший квест в мир документов с пугающими названиями и содержащимися в них таблицами и графиками.
Для начала проверяем, взлетим ли мы с выбранной полосы: открываем график, в котором по осям разложены необходимые переменные. Ведём пальчиком до пересечения, и, если искомое значение внутри графика, попытка обещает быть удачной.
Далее берём следующий документ и начинаем вычислять V1 Vr и V2. Исходя из веса и выборной конфигурации, получаем значения скоростей. Перемещаясь от таблички к табличке, вносим коррективы, в зависимости от ячейки прибавляем или отнимаем несколько узлов.
Но что-то мы опять замечтались. А тем временем мы оторвались от земли, удерживаем скорость V2+10 узлов и даже успели убрать шасси, чтобы они не мёрзли. На верху ведь холодно, помните? Набирать высоту мы будем без применения процедур по уменьшению шума, пусть все знают, что мы взлетели! Снова старушки на верхних этажах начнут энергично креститься, а дети радостно указывать пальцем в небо на наш блестящий в лучах солнца лайнер.
Top of climb, достигнут заданный эшелон полёта, самолет выравнивается, идём с крейсерской скоростью. Самое время пополнить запас калорий!
Настало время переходить в фазу подхода (approach phase). При помощи магии аэрбаса (который сам посчитал все скорости) замедляемся до Green dot speed (скорость чистого крыла). Лететь на этой скорости для нас максимально экономично, но вы же помните, что всё хорошее имеет свойство.
1000 футов, проверяем соблюдение критериев стабилизированного захода, и, если все в норме, продолжаем снижение. Перед касанием самолет продемонстрирует своё отношение к вам, провозгласив «Retard! Retard! Retard!»» (если вы не сильны в англоязычных обзывательствах, можете воспользоваться интернет-словарём urbandictionary). Устанавливаем малый газ (Idle) и через мгновение мягко касаемся полосы.
V1 (TAKEOFF DECISION SPEED)
V1 (СКОРОСТЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПРИ ВЗЛЕТЕ), скорость, при которой допускается отказ двигателя и при этом взлет может быть безопасно продолжен или самолет может быть приведен до полной остановки.
V2 (TAKEOFF SAFETY SPEED),
V2 (БЕЗОПАСНАЯ СКОРОСТЬ ПРИ ВЗЛЕТЕ), скорость полета после взлета во время маневра набора высоты с одним отказавшим двигателем, гарантирующая адекватный градиент мощности и запас устойчивости.
ВАКУУМ, отрицательное давление или давление ниже атмосферного, измеренное в дюймах или милиметрах ртутного столба.
ИСПАРЕНИЕ, процесс превращения жидкости в пар.
ВЕНТИЛЯЦИОННОЕ ОТВЕРСТИЕ, малое мерное отверстие или ограничитель в компоненте для допускания выравнивания давления в компоненте с окружающим давлением.
ВОЗДУХОЗАБОРНИК СОВКОВОГО ТИПА, вход/выход воздуха в нижней части обшивки крыла для вентиляции топливного бака и подачи избыточного давления воздуха внутрь топливного бака.
ВЕНТУРИ (ТРУБКА), часть пневматического патрубка с пониженным потоком для измерения воздушного потока. (Принцип: при увеличении скорости воздуха давление уменьшается).
ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОСЬ, вертикальная ось, проходящая через верхнюю часть самолета к нижней части. Движение самолета влево и вправо управляется с помощью руля направления.
ВЕРТИКАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ, функции, которые обеспечивают руководство сигналов для управления самолетом во время набора высоты или снижения.
ВЕРТИКАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ, скорость изменения высоты.
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ СТАБИЛИЗАТОР, вертикальная поверхность на хвосте для стабилизации/управления вокруг вертикальной оси.
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КУРС, профиль при наборе высоты или снижении.
VERY HIGH FREQUENCY
ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ ЧАСТОТА, диапозон частоты между 30 и 300 МГц.
VHF OMNI-DIRECTIONAL RANGE
ВСЕНАПРАВЛЕННЫЙ РАДИОМАЯК ОЧЕНЬ ВЫСОКОЙ ЧАСТОТЫ, навигационная система, которая сообщает направление самолета от наземной станции V0R и его отклонение от заданного курса к/от станции.
VMO, максимальная воздушная скорость для данной конструкции, при которой самолет может управляться.
ВЯЗКОСТЬ, в жидкостях-оказание сопротивления взаимному перемещению соседних слоев.
НЕПОСТОЯННАЯ ПАМЯТЬ, в компьютере память, которая содержится, теряется, когда отключается электрическая мощность.
ВОЛЬТ, единица измерения электродвижущей силы.
VNAV, см.-VERTICAL NAVIGATION.
VORTAC, A combined VOR and TACAN station.
VORTAC, комбинированная станция VOR и TACAN.
VORTEX CONTROL DEVICE
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗАВИХРЕНИЕМ, малая аэродинамическая поверхность на гондоле для улучшения воздушного потока между гондолой и передней кромкой крыла.
VR (СКОРОСТЬ ОТРЫВА НОСОВОЙ СТОЙКИ ШАССИ), скорость, при которой начинается отрвыв носового колеса для того, чтобы достичь скорость V2 на 35 футах высоты над поверхностью ВПП.
ГЕНЕРАТОР ЗАВИХРЕНИЯ, малые металлические аэродинамические поверхности, расположенные на крыльях и фюзеляже для препятствования разделения потока, проходящего через поверхность, созданием местной турбулизации (завихрения).
VREV, расчетная скорость на 50 футах высоты при нормальных условиях приземления. Эта скорость обычно равна 1,3 скорости сваливания в конфигурации для приземления.
Что такое vref в авиации
Основы пилотирования реактивного самолета
Чтобы лучше понять принципы пилотирования самолета «Боинг-737-800» в игре Flight Simulator, изучим подробнее этот самолет и его режимы полета. Нужная нам информация охватывает различные параметры воздушной скорости, режимы полета и приборы. Ниже находятся упорядоченные описания общих этапов полета. Упрощенное описание полета см. в разделе Быстрый старт.
Что такое летный профиль?
Взлет
Крейсерский полет
Снижение (за подробностями обращайтесь к занятию 2)
Заход на посадку
Посадка
Прежде всего необходимо знать взлетную массу и посадочную массу самолета. Оба этих параметра в сочетании с температурой наружного воздуха и высотой по плотности используются для определения взлетной и посадочной скоростей. Слишком сложно? Может, и так, но мы упростим все, используя определенные допущения и настройки для «Боинга-737-800», установленные в игре Flight Simulator по умолчанию.
«Боинг-737-800» имеет следующие ограничения по F335массе
Максимальная рулежная масса | 174700 фнт. (79243 кг) |
Максимальная взлетная масса | 174200 фнт. (79016 кг) |
Максимальная посадочная масса | 146300 фнт. (66361 кг) |
Максимальная масса без топлива | 138300 фнт. (62732 кг) |
Эксплуатационные ограничения, используемые в игре Flight Simulator по умолчанию
Максимальная взлетная масса | 174200 фнт. (79016 кг) |
Максимальная масса топлива | 46 063 фнт. (20 894 кг) |
Максимальная масса без топлива | 138300 фнт. (62732 кг) |
Возможно, вы обратили внимание на то, что максимальная рулежная масса превышает максимальную взлетную. Такое расхождение принято с учетом топлива, которое вы сожжете при рулении по аэродрому и в ожидании своей очереди на взлет.
В игре Flight Simulator можно легко изменять уровень загрузки топлива. У самолета «Боинг-737-800» три топливных бака: левый, правый и центральный.
Уровень загрузки топливом самолета «Боинг-737-800», используемый в игре Flight Simulator по умолчанию
Правый бак | 8630 фнт. | 4876 кг | (1288 галл.) |
Центральный бак | 28803 фнт. | 16273 кг | (4299 галл.) |
Левый бак | 8630 фнт. | 4876 кг | (1288 галл.) |
Итого | 46063 фнт. | 26025 кг | (6875 галл.) |
Рис. 1-1. Сразу после подъема передней стойки |
Если при взлете вы слушали инструктора, то слышали, как он докладывает ситуацию:
«80 узлов» | (Проводим сверку показаний приборов, убеждаемся, что все в норме) |
«Рубеж» | (Прошли точку невозвращения, продолжаем взлет) |
«Подъем» | (Пора отрываться от полосы) |
«Параметры в норме» | (Показания вариометра и индикатора воздушной скорости в норме) |
«Шасси убрать» | (Командир приказывает второму пилоту убрать шасси) |
«1000 футов» | (Высота уборки закрылков) |
Теперь мы знаем, как взлетная скорость зависит от массы самолета и внешних условий. Но как установить мощность двигателей таким образом, чтобы самолет двигался с заданной скоростью?
Рис. 1-2. Моторные индикаторы |
Величина N1 измеряется в %% от максимального числа оборотов вала турбины низкого давления. Лучше всего мощность двигателя описывает именно это значение. Изменяется оно перемещением РУД, что и позволяет устанавливать заданную воздушную скорость.
Величина N2 измеряется в %% от максимального числа оборотов вала турбины высокого давления и показывает скорость вращения лопаток компрессора. Эта скорость не должна превышать максимально допустимую проектную скорость вращения. Отображение величины N2 на индикаторе позволяет следить за соблюдением ограничения.
В этом учебном полете мы сосредоточимся на управлении величиной N1.
Теперь, когда мы знаем достаточно о массе, отклонении закрылков и заданных воздушных скоростях, можно занимать ВПП и взлетать. Вы можете начать учебный полет сразу с осевой линии ВПП аэродрома вылета или с места загрузки, но перед этим следует настроить радионавигационные приборы и автопилот, пробежать глазами контрольную карту проверки, установить закрылки на 5 градусов, и лишь потом запрашивать у службы УВД разрешение на руление и взлет.
Параметры учебного полета при настройках игры по умолчанию
Взлетная масса | 174200 фнт. (79016 кг) | |||
Закрылки | на 5 градусов | |||
Взлетная мощность | 95% от N1 | |||
Скорости | V1 | Vr | V2 | V2+15 |
150 узлов | 154 узла | 162 узла | 177 узлов | |
Мощность при наборе высоты | 90% от N1 |
Вне зависимости от того, как вы оказались на ВПП, стоит проверить и настроить все оборудование, а также составить план действий при взлете. Обычно для получения разрешения на полеты по приборам экипажи действуют по стандартной схеме вылета. Игра же упрощает процесс дачи оборотов и разбега по ВПП. Вылету всегда соответствует определенная схема, среди пунктов которой есть ограничение воздушной скорости до 200 узлов на высоте ниже 3000 футов и до 250 узлов на высоте между 3000 и 10000 футов.
Можно также изучить (и даже распечатать) справочные таблицы по заходу на посадку и посадке: Взлет
Ограничение воздушной скорости
Разрешение на взлет
Рис. 1-4. Вид на приборную доску вскоре после подъема |
Рис. 1-5. Вид на самолет вскоре после подъема |
Набрав тангаж в 20 градусов и выровняв самолет по крену, проверьте вариометр и высотомер. Если их параметры в норме, значит, скорость набора высоты выдерживается и можно убирать шасси. Без должной скорости подъема этого делать не стоит, поскольку самолет находится слишком близко к земле и может опять коснуться полосы из-за сдвига ветра, подъема передней стойки на слишком малой скорости, чрезмерно большого угла тангажа, силового поля инопланетян (шучу, шучу) и других причин. Уборка шасси производится клавишей G или соответствующей кнопкой на джойстике.
Набрав высоту в 1000 футов над уровнем земной поверхности, убирайте закрылки согласно взлетному профилю. К этому моменту вы должны лететь со скоростью V2+15 (162+15), набирая при этом высоту. Теперь можно начинать уборку закрылков. Уменьшите угол выпуска закрылков с 5 до 1 градуса, дважды нажав клавишу F6. Установите мощность двигателей на 90% от номинальной, уменьшите угол тангажа до 15 градусов и набирайте скорость. Поднявшись выше 2500 футов над уровнем земной поверхности, уменьшите тангаж до 10-12 градусов и наберите скорость в 250 узлов. Когда скорость превысит 200 узлов, завершайте уборку закрылков. Не помешает также выполнить пункты контрольной карты проверки «После взлета».
Рис. 1-6. Вид на приборную доску после уборки закрылков и набора угла тангажа в 12 градусов |
Набор крейсерской высоты
Удерживайте тангаж в 10-12 градусов и скорость в 250 узлов на 90% от N1 до тех пор, пока не подниметесь выше 10000 футов. Затем уменьшите тангаж до 6 градусов и увеличьте скорость до 280-300 узлов. Чем выше вы поднимаетесь, тем разреженнее становится воздух, что сказывается на производительности двигателей. Корректируйте тягу так, чтобы она удерживалась на отметке в 90%. По мере набора высоты вам, возможно, придется уменьшить тангаж до 5-6 градусов, чтобы выдерживать скорость в 280 узлов.
Преодолев высоту 18000 футов, самолет осуществляет полет по т. н. «эшелонам». Эшелоны обозначаются буквами «FL», за которыми следует высота в футах без двух последних нулей. Так, например, эшелон FL180 соответствует высоте 18000 футов. Преодолев этот эшелон, не забудьте установить высотомер на давление в 29,92 дюйма ртутного столба. В учебном полете высотомер по умолчанию устанавливается на стандартное давление, а в службе УВД считают, что вы произвели его донастройку, так что, не переустановив высотомер, вы не получите точной информации о высоте. Установка высотомера производится вращением задатчика его давления с помощью мыши.
Мы рассмотрели основные этапы взлета, набора крейсерской высоты и выравнивания. Теперь следует озаботиться снижением и тем, как нам оказаться в нужном месте с нужной скоростью и высотой. Снижению полностью посвящено занятие 2, а здесь мы вкратце рассмотрим ваши действия в этом учебном полете.
Когда настанет пора снижаться, вам, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте, необходимо выполнить несколько важных действий. Вот что должен сделать экипаж воздушного судна до начала снижения.
Когда стоит притормозить?
Выдерживание скорости очень важно для пилотирования. Оно играет роль в двух моментах: при снижении, на входе в более плотные слои атмосферы, и в точке выравнивания, где для соблюдения скоростного режима (например, ограничения в 250 узлов) может потребоваться уменьшение скорости.
По мере снижения в более плотные слои атмосферы единицей измерения приборной скорости вместо процентов от скорости звука (число Маха) опять станут морские мили в час (узлы). Определить порог перехода можно по красно-белому полосатому столбику или стрелке. Эта стрелка показывает максимально допустимую скорость самолета. На снижении полосатая стрелка приближается к стрелке воздушной скорости и, если оставить этот факт без внимания, может пересечь ее. Это значит, что самолет превысил допустимую скорость, о чем возвестят щелчки звуковой сигнализации (и странные звуки, издаваемые вторым пилотом). Чтобы не допустить превышения скорости, уменьшите тягу до 45% и все оставшееся снижение выдерживайте скорость в 310-320 узлов.
Рис. 1-7. Индикатор превышения допустимой скорости |
Не забудьте установить высотомер
Спустившись ниже эшелона FL180 (18000 футов), нужно установить высотомер на давление аэродрома прибытия.
В качестве последней меры всегда можно использовать интерцепторы, выпуская и убирая их клавишей /. Точное планирование действий хорошо подготовит вас к заходу на посадку и посадке.
Планирование захода на посадку
Из сведений, сообщаемых автоматической службой информации (ATIS), особый интерес представляют: местные метеоусловия, давление аэродрома (на которое вы будете устанавливать высотомер, спустившись с эшелона FL180), рабочая ВПП, ограничения по приему самолетов, занятые ВПП и РД. Эта информация поможет вам подготовиться к заходу на посадку.
Расчет снижения обычно производится за 100-120 миль (примерно за 20-25 минут) до приземления. Чтобы рассчитать посадочную массу, нажмите ALT+A+F и узнайте ваш текущий запас топлива. Если вы находитесь выше 25000 футов, то можно достаточно уверенно утверждать, что за время снижения, захода на посадку и посадки вы сожжете 1700 фунтов топлива. Вычтите из величины текущего запаса топлива 1700 фунтов, а затем прибавьте к результату 100000 фунтов и получите приблизительную посадочную массу.
Положение закрылков при посадке
Положение закрылков при посадке зависит от многих факторов, таких как длина ВПП, параметры захода на посадку, состояние ВПП, метеоусловия и топливная эффективность. Чтобы не сходить с легкого пути, мы в этих учебных полетах на всех посадках будем выпускать закрылки на 30 градусов.
Скорость захода на посадку
Для большей безопасности и лучших летных качеств к этой скорости добавляются еще 5 узлов. Поэтому, если скорость, определенная для данной посадочной массы самолета и отклонения закрылков равна Vref, фактическая скорость захода на посадку будет составлять Vref+5 узлов. При сильном боковом ветре или сдвиге ветра к этой величине можно добавить еще 10 узлов. Вы сейчас, наверное, с нежностью вспоминаете полеты на «Скайхоке SP»? Я вас понимаю. Все это непросто, но такова уж реактивная авиация.
А когда проводятся все эти вычисления? На этапе планирования снижения экипаж рассчитывает посадочную массу и выбирает нужный угол отклонения закрылков. Зная массу самолета и отклонение закрылков, можно рассчитать скорость Vref.
Советы
Инструктаж по заходу на посадку
Теперь, когда вам известны метеоусловия аэродрома, давление на нем и рабочая ВПП прибытия, можно готовиться к заходу на посадку. Пора просмотреть схему захода.
Мы рассмотрели принципы планирования снижения и выдерживания скорости, теперь пора узнать побольше об аэродроме прибытия. Заходу на посадку по системе ИЛС посвящено занятие 3, а здесь изложены основы приземления на ВПП. Если вы включили в игре УВД, то вас «наведут» (зададут курс полета) на траекторию захода. Если же вы летите «сами по себе», вам придется рассчитать полет так, чтобы лечь на посадочный курс с определенной высотой и скоростью.
Можно также изучить (и даже распечатать) справочные таблицы по заходу на посадку и посадке: Визуальный заход на посадку с прямой.
Рис. 1-8. Заход на посадку, вид из кабины |
Рис. 1-9. Заход на посадку, вид на самолет |
Выравнивание при посадке и посадка
Рис. 1-10. Выравнивание при посадке, вид из кабины |
Рис. 1-10. Выравнивание при посадке, вид на самолет |
Можно также изучить (и даже распечатать) справочные таблицы по заходу на посадку и посадке: Заход на посадку по кругу и Как заходить на посадку по системе ИЛС.
Полезные советы для пилота транспортных авиалиний
Вот и все, увидимся в кабине. Чтобы применить полученные знания на практике, выберите ссылку Начать учебный полет.