Что такое умение учиться и как оно формируется

Умение учиться

Что такое умение учиться и как оно формируется. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что такое умение учиться и как оно формируется фото. Что такое умение учиться и как оно формируется-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Что такое умение учиться и как оно формируется. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Что такое умение учиться и как оно формируется. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что такое умение учиться и как оно формируется фото. Что такое умение учиться и как оно формируется-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Что такое умение учиться и как оно формируется. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Что такое умение учиться и как оно формируется. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что такое умение учиться и как оно формируется фото. Что такое умение учиться и как оно формируется-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Что такое умение учиться и как оно формируется. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Что такое умение учиться и как оно формируется. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Что такое умение учиться и как оно формируется фото. Что такое умение учиться и как оно формируется-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Что такое умение учиться и как оно формируется. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

Что такое умение учиться и как оно формируется. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Что такое умение учиться и как оно формируется фото. Что такое умение учиться и как оно формируется-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Что такое умение учиться и как оно формируется. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

Что такое умение учиться и как оно формируется. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Что такое умение учиться и как оно формируется фото. Что такое умение учиться и как оно формируется-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Что такое умение учиться и как оно формируется. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Из чего же состоит это умение? Оно включает в себя действия всех трех видов, которые были рассмотрены нами выше. Эти действия вначале входят в деятельность учения как предмет усвоения, их ученик должен усвоить. После усвоения их, когда они уже войдут в состав познавательной деятельности учащегося, эти действия могут использоваться как средства усвоения новых действий, войти в состав умения учиться.

Что такое умение учиться и как оно формируется. image039. Что такое умение учиться и как оно формируется фото. Что такое умение учиться и как оно формируется-image039. картинка Что такое умение учиться и как оно формируется. картинка image039.

Если мы не обеспечили умения учиться, то процесс усвоения новых действий не будет протекать успешно, как бы мы ни старались его организовать. Это означает, что, прежде чем присту­пать к обучению новому действию, необходимо проверить, располагают ли учащиеся умением научиться этому действию. Другими словами, для успешного протекания процесса усвоения ученик должен иметь соответствующий исходный уровень своей познавательной деятельности. Этот исходный уровень должен проверяться: а) со стороны наличия дейст­вий, на которые опирается новое; б) со стороны умения учиться, т.е. наличия действий, которые необходимы для понимания нового, для того, чтобы перейти от внешней, материальной формы его выполнения к выполнению во внутренней, умственной форме.

Как же приобретаются действия, составляющие умение учиться? Они «поставляются» из первой группы действий, ко­торые были предметами усвоения. Другими словами, умение учиться состоит из познавательных действий, которые ранее необходимо было усвоить, приобрести. После этого они ис­пользуются как средства усвоения новых действий. Так, напри­мер, логические приемы мышления вначале должны быть ус­воены как специальные предметы усвоения, т.е. войти в состав первой группы действий учения. В дальнейшем логические приемы мышления выступают как познавательные средства, необходимые для успешного усвоения любых учебных предме­тов, любых умений. Разумеется, усвоенные познавательные действия используются не только в качестве средств усвоения. Они могут быть в дальнейшем средствами трудовой деятельно­сти, использоваться человеком при открытии новых явлений и т.д. Так, логические приемы мышления человек использует в течение всей жизни, при выполнении всех видов деятельности. Больше того, не все усвоенные действия становятся средствами усвоения, т.е. входят в состав деятельности учения. Некоторые из них усваиваются специально, например, для труда.

Из сказанного вытекают следующие положения:

1. Действия, составляющие умение учиться, необходимо усвоить так же, как любые другие действия. Это означает, что все действия, входящие в умение учиться (вторая группа дей­ствий), ранее были предметами усвоения (входили в первую группу действий).

2. Действия, составляющие умение учиться, не являются уникальными, пригодными только для учения. Они могут входить в состав других видов человеческой деятельности.

Что такое умение учиться и как оно формируется. 640 1. Что такое умение учиться и как оно формируется фото. Что такое умение учиться и как оно формируется-640 1. картинка Что такое умение учиться и как оно формируется. картинка 640 1.

Следовательно, умение учиться состоит из разного вида по­знавательных действий, направленных на получение новых знаний, новых операциональных систем. Эти действия объеди­няются в умение учиться по выполняемой ими функции: они являются познавательными средствами.

В умение учиться входят действия как общие, так и специ­фические. Ранее мы выделили в общих видах действий две группы: психологические и действия, составляющие приемы логического мышления.

В умение учиться обязательно входят знаково-символические действия: моделирование, кодирование, декодирование. Эта группа действий, с одной стороны, является общей, так как необходима при усвоении любого учебного предмета. Но в то же время каж­дый предмет имеет свою систему знаковых средств, которые уче­ник должен уметь использовать в процессе усвоения.

1. Почему действия, составляющие логические приемы мышления, счи­таются общими?

2 Каково содержание действия сравнения? Из каких компонентов оно состоит?

3. Можно ли начинать формирование логического мышления с любого приема?

4. Как определить порядок формирования логических приемов мышления?

5. Из каких действий состоит умение учиться? Можно ли его сформиро­вать в начальной школе? Почему вы так думаете?

6. Каково соотношение знаний и действий?

7. Чем определяется выбор действий, которые необходимо сформировать у школьников при изучении того или иного предмета?

8. Назовите несколько специфических действий, которые необходимы при изучении родного языка

Источник

Что такое умение учиться и как его развивать?

Что такое умение учиться и как оно формируется. Screenshot 1 kopiya kopiya kopiya kopiya 2. Что такое умение учиться и как оно формируется фото. Что такое умение учиться и как оно формируется-Screenshot 1 kopiya kopiya kopiya kopiya 2. картинка Что такое умение учиться и как оно формируется. картинка Screenshot 1 kopiya kopiya kopiya kopiya 2.

Елизавета Иванова

Как научиться учиться? И зачем? Ответ на эти вопросы очень важно знать и родителям, и ученикам. Ведь образование — это не подготовка к жизни, оно не «прибавляется» к ней, как многие думают. Известный финский психолог Тимо Ярвилехто очень точно сказал, что жизнь — это постоянное учение, и, напротив, без учения нет жизни.

Что такое умение учиться и как оно формируется. 335. Что такое умение учиться и как оно формируется фото. Что такое умение учиться и как оно формируется-335. картинка Что такое умение учиться и как оно формируется. картинка 335.

Времена, когда обучение было лишь детско-юношеским этапом в жизни человека, заканчиваются. Теперь, чтобы добиться успеха, каждому из нас нужно учиться на протяжении всей жизни. Каждому необходимо умение учиться самостоятельно.

Этот навык не преподают в школах и университетах, но в современном образовании его используют все чаще. Например, курсы MAXIMUM предполагают большое количество самостоятельной работы. Наши ученики получают не только знания, но и навыки освоения предмета. Сейчас мы подробнее расскажем, что это за навыки.

Умение учиться как активная жизненная позиция

Термин «умение учиться» родился в рамках так называемого деятельностного подхода в образовании. Возможно, вы слышали имена сторонников и основателей это научной школы: Выготский, Леонтьев, Эльконин, Давыдов.

В деятельностном подходе процесс учения – это деятельность ученика, направленная на становление его сознания и личности в целом. В этом учебном развитии главное место отводится активной, разносторонней и максимально самостоятельной познавательной работе ребенка.

Сравним с традиционным подходом. Родился он в советское время, когда перед государством стояла задача сделать школьное образование массовым. Обучение в школе стало обязательным и доступным для всех детей. В 1920-х годах решения власти достигли небывалых результатов: повысился уровень грамотности в стране, в школу смогли ходить дети даже из бедных рабочих семей.

На дворе 2020 год! Но принципы традиционного обучения до сих пор остаются в большинстве школ России, правда с небольшими модификациями. В традиционной школе дети получают знания, но так и не узнают, как научиться учиться. Вспомните свою школу: сидим ровно, внимаем словам учителя, делаем однотипные упражнения. Учитель — источник информации и контроля. Без его постоянных действий традиционное обучение не происходит.

Чем деятельностный подход отличается от традиционного?

Приведем примеры — сравним школьные методы с деятельностным подходом.

Традиционная система образованияДеятельностный подход
Ребенок получает знания в готовом виде — например, заучивает правило о том, что такое причастие.Принцип деятельности: ученик добывает знания сам. Он самостоятельно выводит определение к термину. Чтобы научиться учиться по этому принципу необходима работа — найти причастия в тексте, выявить и идентифицировать их по общим признакам, сформулировать вопросы.
Дети изучают школьные предметы, не видя их системной стройности. Они уверены, что «математика в жизни не пригодится», и не понимают взаимосвязи точных и гуманитарных наук.Принцип целостности —формирование учащимися системного представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук. Каждый ребенок точно знает, для чего ему в жизни пригодятся уроки обществознания, как связаны изучение истории и литературы.
Школьники изучают предметы и готовятся к экзаменам в атмосфере стресса и напряжения. Это обусловлено рамками системы образования. Школе и преподавателям нужны хорошие результаты для рейтинга, отсюда стресс и давление на детей.Принцип психологической комфортности — нет стресса и давления ни перед экзаменами, ни в другое время. Как научиться учиться? Только в доброжелательной атмосфере на уроках, с помощью диалоговых форм общения вместо преподавательских монологов.

Цель деятельностного подхода — не передать ученику все необходимые знания, а научить его самостоятельно их добывать. Такой подход выигрывает в быстро меняющемся мире.

Умеет ли ваш ребенок учиться?

Чтобы вы смогли понять, умеет ли ребенок учиться, оцените его учебную деятельность:

Как научиться учиться?

Вот три базовых навыка. Они помогают организовать учебную деятельность.

Что такое умение учиться и как оно формируется. Screenshot 4. Что такое умение учиться и как оно формируется фото. Что такое умение учиться и как оно формируется-Screenshot 4. картинка Что такое умение учиться и как оно формируется. картинка Screenshot 4.

Если ваш ребенок не умеет сам добывать знания, пора развивать навыки обучения. Над этим умением можно и нужно работать в любом возрасте. Вот наши советы, как научиться учиться:

Меняйте режимы работы мозга

Сфокусированный режим — это выполнение привычных и понятных алгоритмов (найти дом на карте, вычислить квадратный корень). Даже если задача сложная, мозг сфокусирован, потому что знает, как это делать. Мысль идет по проторенной дорожке.

Рассеянный режим подходит для поиска новых решений и размышления о новых идеях. Это идеально, чтобы научиться учиться — мысль идет куда-то сама. В голове нет шаблона, как думать о неизвестном. Привычные схемы в голове только мешают думать о чем-то новом. Поэтому многие художники и ученые намеренно входят в рассеянный режим, чтобы мозг подсказал им решение. Например, Дали брал ключ и садился в кресло. Начинал дремать и мышление рассеивалось. Как только ключ выпадал из руки, он просыпался и записывал все, что пришло в голову.

В рассеянном режиме нельзя найти ответ в привычном понимании. Но ты можешь найти какую-то важную мысль или ее направление. Это станет отправной точкой, чтобы решить задачу в сфокусированном режиме.

Вспоминайте правильно

Практики вспоминания – основа обучения. Чем больше раз мы вспомним информацию, тем дольше она будет храниться в нашей памяти. Научиться учиться помогут две эффективные техники припоминания.

Первая — это отложенное вспоминание. На карточке с одной стороны напишите вопрос, с другой — ответ на него. Вначале надо изучить содержание карточки, затем, через день, попытаться вспомнить его. Если вы верно вспомнили ответ, указанный на обороте карточки, ее можно отложить на неделю до следующего повторения. Есть еще правило 30 секунд: после прочитанного текста или полезного разговора за 30 секунд записать самую суть.

Вторая чрезвычайно эффективная техника вспоминания – перемешивание тем и типов заданий. Если вы изучаете английский, не стоит искусственно разделять свое обучение на изучение грамматики, лексики и навыков говорения. Лучше изучать их одновременно, чередуя один вид занятий с другим.

Решайте проблему до того, как вас этому научат

Чтобы научиться учиться, не спешите читать правила. Попробуйте вывести их самостоятельно. Или представьте, как и где вы сможете применить эту теорию.

Не важно, получится найти правильный ответ или нет. Вы прилагаете усилие, сами «изобретаете велосипед» до того, как получите готовый ответ. Это поможет быстрее и глубже разобраться в новой идее или способе решения проблемы.

Идите от простого к сложному, от общего к частному

Новые знания всегда привязываются к информации, которая уже хранится в памяти. Новые идеи могут быть поняты только с помощью уже знакомых. Чтобы научиться учиться, объясняйте самому себе новое и сложное через старое и простое.

Столкнувшись со сложной и непонятной идеей, попробуйте найти для нее простую аналогию или метафору. Она поможет вам запомнить суть новой информации.

Не забывайте о практике

Чтобы научиться учиться, важно практиковаться во время обучения. Размышляя о чем-то новом, мы создаем новые нейронные связи. И чем больше мы используем эти теории на практике, чем больше о них думаем, тем сильнее становятся связи. Получается шаблон, дорога, по которой мысль идет очень быстро.

Повторяйте с интервалами

Это лучший способ запомнить новое. Мозгу нужны перерывы, чтобы нейронные связи зажили, цемент застыл. Лучше повторить стихотворение 10 раз сегодня и 10 раз завтра, чем 20 раз сегодня. Еще лучше — каждый день по 2-3 раза в течение нескольких дней.

Примеры — сила

Когда мозг узнает новый прием или новую теорию, ему сложно ее использовать сразу. Еще не сложились нужные нейронные связи. Пример — это образец мышления. Он ускоряет формирование новых связей. После приведенных примеров проще применить теорию на практике, потому что в голове есть нужный образец для этого действия.

Меняйте обстановку

Мы привыкаем обстановке: дома, в классе. В другой обстановке будет сложнее сдать тест. Чтобы лучше усвоить информацию и научиться обращаться к ней в любой ситуации, надо припоминать ее в разной обстановке: в парке, на улице, на пробежке.

Закрепляйте материал

Тест — это не форма проверки, а прием обучения. Например, сначала прочитали главу о законах Ньютона, а потом сразу припомнили прочитанное и применили на практике. Это формирует мощный фрагмент, хорошо отпечатанный шаблон. За полчаса тестирования вы поймете гораздо больше, чем за полчаса зубрежки. Тест придает смысл информации, вы учитесь сразу применять ее на практике.

Боритесь с прокрастинацией

Прокрастинация — это вредная привычка, за которую мы сразу же получаем вознаграждение. Чтобы научиться учиться, нужно преодолеть прокрастинацию. Сосредоточьтесь на процессе, а не продукте. Финальный продукт вызывает страх, а процесс — это простое, рутинное действие. Вы настроились, что будете работать следующие 20 минут. Думаете о процессе, а не о результате.

Все эти навыки, умения и элементы учебного процесса помогут и детям, и взрослым развивать и совершенствовать навыки обучения. Если хотите подготовиться к ЕГЭ или ОГЭ, используя новейшие образовательные технологии, обратите внимание на курсы MAXIMUM.

Источник

Формирование у школьников умения учиться

В последнее десятилетие изменились приоритетные ценности школьного образования: от ценности формирования знаний и умений школа переориентируется на ценности развития способностей.

Развитое умение учиться есть характеристика субъекта учения, способного к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска способов действия в новых ситуациях.

Когда заходит речь о человеке, умеющем учиться, возникает образ книжника, одержимого познавательной страстью. Однако умение учиться обнаруживает себя не только в сфере познания и не совпадает с умением пользоваться справочной литературой и добывать нужную информацию из книг.

Рефлексивные действия необходимы для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться?

В начальной школе должна быть заложена основа не только предметного знания, но и знания о собственном незнании.

Если ученики на протяжении всего начального обучения будут предъявлять учителю только свои знания и всячески ограждаться от встречи с ситуациями, где их знания вступают в противоречие с новыми фактами, то в основной школе умение учиться станет достоянием немногих избранных.

Поисковые действия, необходимы для приобретения недостающих умений, знаний, способностей, для ответа на второй вопрос самообучения: как научиться.

Разница между учителем и умельцем, мастером, состоит в следующем.

1. Умелец погружает ребенка в совместное действие и учит собственным примером.

3. Сотрудничество с умельцем формирует в ребенке такого же умельца, в конце совместной работы умелый взрослый и ребенок (в идеале) станут равны в своей умелости.

Социокультурная позиция учителя необходима там, где обучение делу должно быть отделено от самого деланья, где нельзя выучиться, «заражаясь» деланьем (как малыши учатся говорить, одеваться, играть). Учитель и нужен ученику для того, чтобы, стоя на границе обучения и дела, ориентировки и исполнения, удерживать ученика в состоянии ориентировки, не давать ему в погоне за результатом терять из внимания способы действия.

К исполнению учитель побуждает ученика лишь с одной целью: чтобы ребенок выяснил, владеет ли он способом действия или надо продолжить учение.

Иными словами, предметом совместных действий ученика и учителя является граница компетентности ученика и способы перехода этой границы.

Узнаваемыми приметами умения младшего школьника учиться, то есть искать способы расширения собственной компетентности, являются прежде всего вопросы, обращенные к учителю.

Эти вопросы содержат: указание на существенное отличие новой задачи от уже освоенных; гипотезу о способе ее решения, к совместной проверке которой ученик приглашает учителя.

Пример:

Ребенок: В слове УЧЕНИК корень УЧ. Орфограмма за корнем. Я не знаю, как ее проверять.

Учитель: Ты хочешь, чтобы я тебе подсказала, какую букву писать?

Ребенок: Я знаю, что пишется Е, но я не пойму, почему: ведь можно проверить и словом УЧЕБНИК, и словом УЧИТЬСЯ.

С чем не надо путать умение учиться?

Умение учиться в качестве ценности и цели образовательного процесса вошло в обиход массового педагогического сознания как бытовой термин задолго до его понятийного анализа в теориях обучения.

Не случайно в школьных программах умение учиться просто через запятую было добавлено к списку более классических школьных умений: школьники должны уметь считать, читать, писать, учиться. Произошло это в конце 70-х годов под влиянием информационной революции, предъявившей производителям новое требование пожизненной переквалификации. Что же стало пониматься под термином «умение учиться»? Для ответа на данный вопрос выделим основные представления о школьнике, не обладающем таким умением.

Обучение навыкам самоорганизации и умственного труда существенно повышает эффективность обучения школьников. Однако понятия «обучаемость» и «умение учиться» не совпадают. Они различаются по чрезвычайно существенному параметру: по способу передачи знаний, умений, способностей от учителя к ученику.

Хорошо обучаемыми называют тех учеников, которых легко учить, то есть удобных объектов обучения.

Кроме того, умение учиться нередко отождествляется с умением выполнять задания индивидуально, не обращаясь ни к кому за помощью. Обычно такая работа называется самостоятельной, однако это неверно. Само значение слова «самостоятельность» как «свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки и помощи. способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность» (Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова) указывает на резкое сужение понятия при рассмотрении самостоятельности лишь как умения обходиться без помощи. Природа независимости, инициативности, решительности явно не сводится к предметным умениям. На ранних этапах обучения, когда ребенок еще не в состоянии справиться с новой задачей без всякой помощи, умение учиться обнаруживается в способности ребенка инициировать учебное взаимодействие со взрослым, высказывая предположения о неизвестном, предлагая способы проверки своих гипотез. Точками рождения учебных инициатив младших школьников являются встречи с противоречиями.

Источник

Формирование умения учиться, как условие успешности обучения и раз-вития младших школьников.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Проблемы современного педагогического образования.

Сер.: Педагогика и психология.

Захарова Наталья Павловна.

Учитель начальных классов.

Формирование умения учиться, как условие успешности обучения и развития младших школьников.

Аннотация. Сформированность умений учиться в начальной школе является необходимым условием для успешности и развития младших школьников. В данной статье нашли отражение результаты психолого-педагогических исследований отдельных ученых и опыт практической деятельности учителя начальных классов. Представлены типы заданий, специально рекомендованные для упражнений детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем.

Введение. На современном этапе развития системы образования изменились приоритетные ценности школьного образования: от ценности формирования знаний и умений школа переориентируется на ценности развития способностей.

Достижение качественного образования младшими школьниками предполагает ориентацию учителя начальных классов на целый ряд задач, решение которых будет способствовать не только повышению уровня обученности и прочности практических умений и навыков, но и сформированости познавательных интересов, личностных качеств, основ гражданской идентичности и мировоззренческой позиции. На это ориентирует сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который представляет собой “совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию”

[ 5,с.1]. Именно в нём раскрыты основные требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования к структуре и соотношению обязательной её части и части формируемой участниками образовательного процесса, а также к условиям освоения программы.

Достижение качественного образования в начальном звене предполагает включение в образовательный процесс целого ряда критериев. Среди них необходимо выделить:

сформировать ценностное отношение к самому себе, к образованию, к окружающему миру;

помочь в освоении норм поведения и форм общения;

подготовить к переходу в основную школу и в последующем – в систему профессионального образования.

И это не является случайностью, так как само понятие «образование» осмысливается в рамках модернизации системы образования, как способ решения значимых личностных проблем на основе освоения социального опыта.

Анализ научных исследований. “Идеи обучения Л. С. Выгодского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности” [3, с.180].

Возможность реализовать эти идеи на практике были предприняты Л. В. Занковым, который в 50-х – 60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития. В шестидесятых годах Д. Б. Элькониным и В.В. Давыдовым было разработано и воплощено в практике работы эксперементальных школ несколько иного направления развивающего обучения. Особый акцент был сделан на развитие интелектуальных способностей ребёнка.

В рамках концепции развивающего обучения был разработан ряд технологий, которые отличаются целевыми ориентациями и особенностями содержания и методики.

Н. А. Менчинская, Д.Б. Богоявленский, Е. Н. Кабанова – Меллер, З.И. Калмыкова, А.А. Люблинская, И.Я. Якиманская и др. исследовали проблему приёмов усвоения знаний и учебной работы. Они определили, что основным путём развития школьника в рамках развивающего обучения является усовершенствование технологических подходов в обучении и создание условий которые будут способствовать развитию способностей у учащихся к обучению.

Ю.К. Бабанский, В.Ф. Паламарчук, Н.И. Запорожец, Н. Ф. Талызина и др. предложили создать целостную программу развития общеучебных умений для всех классов. Под руководством А.Я. Савченко была разработана такая программа для начальных классов общеобразовательных школ. Предложена она была с целью ориентации учителя начальных классов на поэтапное формирование у младших школьников общеучебных умений (организационных, общеречевых, общепознавательных и контрольно-оценочных). Как показали результаты практики, без сформированности данных умений у учащихся, невозможно говорить о сформированности умений учиться.

Таким образом, результаты психолого-педагогических исследований многих учёных и практической деятельности подтвердили, что важно сделать учебный процесс развивающим, содействующим умственному развитию ребёнка и способствующим стимулированию и ускорению развития его наследственных данных.

Формулировка цели статьи. Раскрыть основные методические подходы к формированию умения учиться учащихся начальной школы. Рассмотреть особенности организации учебной деятельности младших школьников на начальном этапе обучения, направленной на формирование умения учиться и на развитие самоорганизации, самосовершенствования, самообучения.

Изложение основного материала. Экспериментальные исследования учебной деятельности велись в научных школах, базирующихся на общепсихологической теории деятельности Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем и др., а также в научной школе П.Я. Гальперина.

Анализ существующих подходов к оптимизации системы начального образования позволяет заключить, что при значительном разнообразии подходов к решению проблемы, существует признание необходимости построения систем общего образования в единстве функций обучения и воспитания, познавательного и личностного развития учащихся, на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.

Обучение, соответствующее теории учебной деятельности, приводит в результате не к простому накоплению знаний и умений, а к умению мыслить с помощью знаний, т.е. дает развитие интеллектуальных способностей. Для достижения такого результата и необходимы учителю хорошее знание психологической теории учебной деятельности и методики формирования этой деятельности у школьников.

Таким образом, основным отличительным особенностью нового Стандарта можно назвать реализацию системно-деятельностного подхода (научная психолого-педагогическая школа Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др.).

Условиями для этого должны стать: отказ от репродуктивных методов и способов обучения, задачный принцип построения предметного содержания; организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе; широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач; ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и во внеучебной деятельности.

Деятельностный подход предполагает учебную деятельность, как деятельность особую «отдельную», имеющую свою специфику, отличающую ее от труда и игры. Главная ее особенность заключается в том, что она выступает основой для овладения любой другой деятельностью.

В процессе учебной деятельности, согласно В.В. Давыдову, младшие поколения осваивают культурно-исторический опыт, созданный предшествующими поколениями. Этот опыт не может быть механически присвоен или перенесен в их сознание. Необходима специальная организация работы по его «присвоению». Учебная деятельность учащихся воспроизводит работу тех, кто впервые создавал исследуемый продукт. Поэтому типичной для учения является «задачная ситуация».

Специфика учебной задачи состоит как раз в том, что, решая ее, человек одновременно научается решению всех однотипных с нею задач (как бы разнообразны они ни казались), и способ решения становится обобщенным (пригодным для всех однотипных задач). Учащийся должен освоить наиболее общий способ решения относительно широкого круга частных практических задач, а учитель должен ввести ученика в ситуацию, которая сориентирует на этот общий способ решения во всевозможных частных и конкретных условиях.

Из вышесказанного следует, что понятие «универсальные учебные действия» является основным средством формирования умения учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» является существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и сформированности различных компетенций, самостоятельности в осуществлении деятельности.

Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся. Деятельностный подход – одно из условий развивающей функции обучения.

Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить их в продуктивную деятельность, которая ориентирована на интеллектуальное развитие, эмоциональное, волевое, духовное.

В системно – деятельностном подходе меняется позиция учителя. Она ориентирована на следующее:

создание развивающей среды;

умение организовать самостоятельную деятельность учащихся;

внутренюю мотивацию ребёнка, его инициативу, активность;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *