что такое soh на ниссан лиф
Деградация батареи 24кВтч и 30кВтч. Как бороться с падением SOH?
Мое предыдущее видео про раскачку батареи вызвало немало вопросов. Поэтому сегодня я постарался выбрать наиболее интересное именно про деградацию батареи. Сейчас мы это обсудим, как положено с пруфами и пояснениями.
Да, кто-то скажет, что о деградации и так все всем уже ясно, но стоит задать этим всезнайкам пару тройку неудобных вопросов и они тут же сливаются из обсуждения. А мне действительно есть о чем спросить.
Тот эффект, с восстановлением SOH в процессе раскачки батареи, вероятно, намного глубже, чем изначально многие подумали. Мы к нему ещё вернёмся, а пока предлагаю глянуть на то, что говорил Nissan по поводу ожидаемой деградации батареи. Ну и чтобы было еще интереснее — для примера возьём батарейку на 30кВтч.
График потери ёмкости батареи (именно ёмкости, обратите внимание, это в данном случае важно) нам демонстрирует, что за первый год при среднем пробеге в 20.000км батарея может терять 8% своей ёмкости. За второй год, еще 7%, а к 5 годам скорость деградации должна снизиться до пары процентов в год. Но все было бы слишком идеально, если бы у всех так было на самом деле.
На то с какой скоростью будет деградировать батарея, сильно влияют условия, в которых она будет эксплуатироваться. И забегая вперед, скажу, что медленные зарядки до 80% и очень аккуратное вождение могут прикончить батарейку Лифа быстрее, чем постоянные короткие подзарядки от Chademo на 30кВт и полная зарядка на 100% каждую ночь. То есть высокая интенсивность эксплуатации может быть полезнее для здоровья батареи. Но да ладно, сначала немного теории и статистики.
Как видим в этой таблице указано, что первая палка будет потеряна на 85%. Это вовсе не означает, что вы её потеряете именно на этом значении, но это случится где-то около того. А вторая палка уйдет уже на 78%. Третья на 72%…
Ага, вы тоже это заметили? Первая палка оказывается толще, чем вторая и третья вместе взятые? Погодите, это еще цветочки, ягодки пойдут дальше…
Итак, какие выводы я делаю из представленной информации? Пока можно лишь сказать, что Ниссан ожидает, что большинство выпущенных автомобилей к 8 годам или 160.000 пробега будут обладать запасом хода не менее, чем 2/3 от нового и гарантирует всем, кто окажется в более худших условиях заменить батарею. Естественно на тех рынках, где присутствует официально.
Но не всё так просто. Пробег и SOH, вероятно, не свзяаны напрямую. SOH и палки — это нечто вроде здоровья батареи, то есть способности отдавать и принимать большие количества энергии за небольшое время. Ёмкость же определяется другим параметром и измеряется вполне понятными для электриков величинами в Ампер-часах или в менее понятных GIDs ах. Но об этом поговорим как-нибудь в другой раз, если будет интересно. Просто пока предположим, что это совсем не одно и тоже.
А теперь давайте рассмотрим интересную ситуацию, которая произошла весной прошлого года. Уже порядком поезженные 30кВт Лифы оттаяли, параметр SOH пересчитался (а как мы знаем он пересчитывается только если батарея теплее +10 градусов) и владельцы этих чудо-автомобилей вдруг массово потеряли свои 12-е палки. А некоторые даже стали наблюдать всего 10 палок на своей почти новой машине. Вот тут у них подгорело не по-детски. А у кого бы не подгорело?
24кВт Лиф терял здоровье куда медленнее. По этому поводу группа исследователей собрала статистику и выяснила, что в реальной жизни всё происходит не так, как в ожиданиях. К 80% SOH многие 30кВтч Лифы пришли уже к 2м годам, а не к 3м, как было запланировано гарантией. Но даже не это самое важное. Важно то, что форма усреднённых кривых не совпадала с ожидаемой — деградация и не планировала замедляться со временм. А возможно даже ускорялась! И вот тут уже неподецки подгорело почти у всех Лифоводов.
Таким образом по данным этого исследования получилось, что средняя температура по больнице куда менее оптимистична — у первых 30квтч лифов уже в среднем 85% и ожидается потеря SOH до 2/3 не к 8 годам, а где-то к четырём. И для обладателей 24квт батареек тоже исследование не показало на самом деле ничего хорошего — со временем падение SOH немного ускоряется, а не замедляется, как ожидалось.
И вот на этом момете происходит самое интересное. Спустя некоторое время после публикации этой статистики Ниссан признаёт, что немного накосячил с РАССЧЕТОМ здоровья батареи. Чувствуете к чему я веду? Это просто программная величина, которая может расходиться с реальным запасом хода. Баг пофиксили перепрошивкой, многим полегчало. Но лишь у некоторых появились неудобные вопросы относительно реальной химии батарей и причин, по которым они деградируют объёктивно быстрее, чем у Tesla. А ведь был человек, который еще в 2013 году всё это предсказал и объяснил почему так будет — профессор Jeff Dahn…
Но на сегодня наверное хватит, и так слишком много инфы вывалил для одного поста. Если будет интересно, продолжу делиться с читателями тем, что мне стало известно. Всем пока, до новых встреч!
Поляков Артем. Главный редактор Electric Drive.
21.03.2021. О «здоровье» ВВБ. SOH, Hx, AHr
Вот сохранился скрин из объявления о продаже:
Вот мой первый скрин 22 декабря:
SOH поднялся с 84,85% до 85,04%
Видимо это произошло из-за интенсивной зарядки при буксировке
Потом в феврале SOH упал с 85,04% до 84,87%
17 февраля ездил в соседний Новокузнецк и заряжался на Чадемо 2 раза. Первый раз до 50%, второй — на час, до 93%. Батарея при этом прогрелась до 15-20 гр.
SOH поднялся с 84,87% до 86,23%
Вчера опять заряжался на Чадемо в Новокузнецке
и SOH ещё немного поднялся до 86,30%
12-ая палка конечно же не показалась, но в душе всё равно приятно, что 11-ая подольше продержится! Надеюсь…
Пока ещё не наигрался с лифспаем, поэтому смотрю показания каждый день, ну и записываю…
Ну, что можно сказать…
После зимы замороженный SOH пересчитывается не только на понижение.
ps Езжу крайне неэкономно! Поездки — ежедневные. На зарядку ставлю по приезде с работы и до утра. До 100%.
На расход и прогноз на приборке смотрю, но не более. Враньё! Это как на бензинке — по приборке и по чекам расход разный, причём в худшую сторону!
Буду ждать тепла и продолжать наблюдать, пока не надоест!
Nissan Leaf 2014, двигатель электрический, 109 л. с., передний привод — наблюдение
Машины в продаже
Комментарии 7
У вас ВВБ с подогревом? Или как вы иначе смотрите SOH зимой?
Без подогрева.
SOH можно смотреть хоть когда, просто при холодной ВВБ он тоже «замерзает».
В тексте я так и написал: «Батарея при этом прогрелась до 15-20 гр.»
Вот он и пересчитался.
Истинный СОХ будет в июле. Ставлю на 81
Истинный СОХ будет в июле. Ставлю на 81
Сейчас «болтается» в районе 80-85. «Истина где-то рядом»
www.drive2.ru/l/591770078404452209/
Прочитал Ваш последний пост и вот что я вам скажу… Вы ошибаетесь, поверьте мне, я три года на Лифе, все перепробовал. Тошнить — вообще не зло! Наваливать не надо — это БЕСПОЛЕЗНО! Хотите, что бы медленнее деградировала ВВБ, откажитесь полностью от Чадемо и не допускайте длительных простоев! ВСЕ! если будете соблюдать эти два момента, падение будет 0,5% в год!
Будет время, проведу эксперимент, попробую ездить максимально экономно.
Хотя и так экономия по сравнению с бензинкой!
И Лифа я брал не для того, чтобы тошнить, мне нравится получать удовольствие от вождения. Это раз.
Второе: мне фиолетово как «деградирует» ВВБ — быстро или медленно. Я пишу лишь свои наблюдения. На сегодня мне хватает пробегов с большим запасом. Когда не будет хватать — поставлю допку или поменяю машину.
Третье: простоев не бывает. За полгода — ни одного дня! Зарядки на Чадэмо — 10%. Отказаться от них не могу. Эти все зарядки происходят в соседнем городе Новокузнецке. Съездить туда-обратно на одной зарядке наверное возможно если «тошнить», а ЗАЧЕМ?
Ну можно ещё четвертое отметить: дома заряжаю без таймера до 100% ночью. Хотя тоже пишут про 80%. Для Чадэмо — да, до 80%, дальше только время тратить.
На Токе заряженный портал
Диагностика Nissan Leaf посредством Leaf Spy — На токе
Диагностика Nissan Leaf посредством Leaf Spy
Все мы хотим контролировать всё, что имеем в своём распоряжении и на сегодняшний день, «хитроумные» электрифицированные средства передвижения, являющиеся одними из самых приоритетных в масштабе мирового автопрома, естественно нуждаются в тщательнейшем контроле. Конечно, электромобили не являются традиционными средствами передвижения, тем не менее, они успели заслужить популярность у современных, продвинутых людей. Одной из самых востребованных моделей электрокаров является Ниссан Лиф, о диагностике которого мы и будем говорить в теме.
Начну с того, что вам сильно повезло, если в вашем распоряжении имеется такой дилерский прибор как Nissan Consult 3+. А вот что делать, если такового не имеется в наличии? Софт под названием Leaf Spy — вот с чего можно начинать свои диагностические мероприятия, не затрачивая при этом на процесс грандиозные суммы. Данное ПО разработано гражданином Америки, Джимом Поллаком. Программа особо приглянулась многочисленным владельцам Ниссан Лиф и в странах СНГ, она пользуется повышенной популярностью. Автолюбители используют упрощённую вариацию не прибегая к хитромудрому сервисному функционалу. Есть у этого софта и минусы, однако для среднестатистического «лифовода» Leaf Spy вполне пригодна.
Устанавливается Лиф Спай на операционные системы Android и iOS. Для первой, разработчики подготовили три версии своего продукта. Для обыкновенного юзера сгодится Light, которая является абсолютно бесплатной. От вариации Pro она отличается количеством информации отображаемой на экране, а кроме того, арсеналом сервисных функций. Что касается «яблочных» операционок, то для них специалисты приспособили только одну разновидность — Pro. Для начала осуществления диагностических процедур, пользователю ещё потребуется OBD адаптер ELM327 и здесь имеет место важный нюанс. Перед тем как отдать деньги продавцу, адаптер нужно проверять, по той причине, что не все прошивки являются подходящими для Лиф Спай.
Зарядить прогу можно в гаджеты с Андроид или iOS, оснащённые Bluetooth либо Wi-Fi. Такую роль может сыграть смартфон, планшет, а также ноутбук. Чтобы поставить free исполнение, потребуется зайти в маркет Google Play и закачать его оттуда. Для подсоединения к электромобилю, вам нужно воткнуть OBD-адаптер в разъём для диагностики транспортного средства, находящийся под рулём машины. Далее стыкуем адаптер с нашим гаджетом. Девайс может запросить у пользователя пароль, как правило, это 1 2 3 4 либо 4 0. После того как подключили аппаратуру, заводим авто и контролируем, дабы иконка оранжевого цвета в нижней правой части дисплея поменяла свой цвет на зелёный.
Когда вы задействуете Leaf Spy в первый раз, будете наблюдать четыре экрана. Но есть ещё и пятый, для включения которого понадобится выбрать в меню настройки и выставить опцию Enable относящуюся к Service Screen.
После этого манёвра, юзеру станет доступно меню сервиса.
Что можно посмотреть посредством Leaf Spy?
Рассмотрим версию Pro. Первым делом заходим в меню настроек и выставляем привычные для наших стран единицы измерения, по умолчанию там стоят американские. Не стоит забывать и про задействование пятого монитора, для чего нужно активировать сервис Screen. Теперь можно стартовать и на приборной панели высветится 12-е деление.
Первый экран
Он предоставляет юзеру больше всего информации, поэтому и считается самым полезным. На нём можно наблюдать основные параметры аккумуляторной батареи, результаты её проверки и диагностику ячеек.
Когда в дальнейшем состояние накопителя пойдёт на спад, на приборке будут исчезать «палочки».
В распоряжении батареи всенародно любимого электромобиля девяносто шесть ячеек, по паре в каждом из сорока восьми модулей. В верхней области экрана отображается остаточная ёмкость высоковольтного аккумулятора. Этот показатель вычисляется посредством контроллера АКБ и измеряется в Ah (Ампер-часах).
Данный параметр специалисты именуют остаточной ёмкостью. Если вы попытаетесь вычислить остаточную ёмкость в % — не надейтесь на успех. Японский производитель очень надёжно оберегает данные своего программного обеспечения. Поэтому с уверенностью можно констатировать только тот факт, что чем больше остаточная ёмкость аккумуляторной батареи обозначаемая аббревиатурой SOH, тем живее считается АКБ.
Hx обозначается % внутреннего сопротивления по сравнению с новым накопителем. Отображается, сколько аккумулятор вмещает электроэнергии, при 100-процентном заряде. Новая 24-киловаттная аккумуляторная батарея обладает показателем 66 Ah, а для 30-киловаттного агрегата этот показатель равняется 82 Ah. Чем больше SOH соответствует приведённым цифрам, тем «здоровее» считается такая батарея.
State of Health (SOH) — состояние «здоровья» АКБ
Этот показатель, о котором я уже говорил выше, демонстрирует способность батареи накапливать и удерживать электроэнергию. Измеряется в процентном отношении от новой аккумуляторной батареи.
Работа АКБ сопровождается повышением внутреннего сопротивления и завязано это на химические процессы протекающие внутри накопителя. Некоторая доля энергии электробатареи начинает тратиться на её нагрев, а если выражаться простыми словами — аккумулятор начинает стареть. Именно по состоянию «здоровья» источника электроэнергии можно выяснить насколько сильно девайс утратил в своих кондициях. Очевидно, чем ближе SOH к 100%, тем лучше для обладателя Ниссан Лиф.
Если какой-либо из приведённых выше параметров отклонён от идеального более чем на пятнадцать процентов, можно смело полагать, что срок электробатарее уже подошёл и её нужно подвергнуть замене.
Когда речь заходит о состоянии АКБ, нельзя не обратить внимание на тот факт, что при перевозке электромобиля из Америки либо ином продолжительном хранении, SOH утратит приблизительно 4-5%. В то же время, это не означает, что накопитель стал хуже работать и пришёл в негодность. Здесь объяснение простое: контроллер от недостатка функционирования начинает выдавать немножечко фальшивые показания. Что можно предпринять в этой ситуации? В принципе, всё то же самое что и в случае с транспортным средством оборудованным классическим ДВС — машину нужно погонять! То есть, просто покататься на электрокаре в агрессивном режиме. Второе: нужно зарядить электрический автомобиль несколько раз на 100% и обеспечить ему разрядку, хотя бы до минимального количества полосочек в меню остатка процентов энергии аккумулятора.
Можно также воспользоваться сбросом показаний накопителя на уровне ПО. Если осуществить подобный манёвр в летний период, то аккумулятор в ускоренном режиме начнёт выдавать свои реальные показатели. А вот если автолюбитель вздумает осуществить такое мероприятие в холодное время года, то придётся ожидать, когда температура окружающей среды превысит отметку в +10 градусов. Только в этом случае, вашему взору предстанут реальные показатели самого дорого компонента любого современного электромобиля.
На дисплее отображается ещё несколько параметров, одним из них является общее напряжение на выходе АКБ.
Можно увидеть и число «ускоренных» подзарядок за всё время езды на Ниссан Лиф.
Число зарядок посредством порта G 1772
Это один из показателей, который также может кое-что сказать о реальном пробеге популярного электромобиля.
В нижней области первого монитора отображаются такие сведения:
SOC обозначается % заряда аккумулятора, реальный уровень энергии, который никогда не бывает 0% либо сто. На приборной панели постоянно отображается полезный заряд. Он всегда скромнее реальных цифр, по той причине, что система не просчитывает подстраховочный запас.
Под графиком разработчики разместили показатели минимального, усреднённого и максимального напряжения одной из девяносто шести ячеек, отображённых на графике.
Это показатель того, что ячейки пребывают в работоспособном состоянии. Если имеют место проблемы, то взору пользователя предстанет другая надпись, отображающая номера давших сбой ячеек.
Самую большую область экрана заняла диаграмма со значениями, показывающая напряжение каждой ячейки. Красный цвет в свою очередь говорит о том, что эта ячейка подвергается балансированию. Посредством шунта из неё выходят излишки энергии, с целью достижения идентичного уровня заряда всех ячеек.
В верху, с правой стороны, показывается разница между минимальной и максимальной цифрой напряжения выдаваемого ячейками. Чем большее разряжается АКБ, тем выше это значение. Показатель в 200 мВ будет говорить о том неприятном обстоятельстве, что образовались вышедшие из строя ячейки, которые необходимо заменить.
В скобках приведена разница между минимальным и предельным показателем, а также отображены данные 3-х температурных датчиков, дислоцирующихся внутри аккумуляторной батареи.
На нижнем поле в центральной области показа программы отображается версия ПО. Справа расположилась кнопка запускающая софт, а её цвет указывает на состояние подключения.
В верхнем правом углу присутствует снежинка, дотронувшись до которой, вы организуете подсказки.
Заключение
Безусловно, автопроизводители делают всё возможное, дабы предоставить среднестатистическому обладателю своей экологически чистой техники безоблачное существование. Ниссан сослужил добрую службу владельцам свой популярной модели. Пользоваться Leaf Spy может любой автолюбитель, ну а польза от этого программного обеспечения просто огромнейшая!
Как «раскачать» ВВБ Лифа. Или почему растет Hх, SOH, AHr. Личный опыт.
Все боятся весеннего падения показателей Высоковольтной батареи. На моей машине показатели упали осенью. Покупка с Японии (длительность стоянки в Японии не известна), таможня, доставка — все это более трех месяцев.
Главный параметр Hх будет расти при следующих условиях:
1. Батарея из тепла в мороз. Т.е. идеальные условия — имеется подогрев батареи, либо теплый гараж. Температура ВВБ при выезде от 15 градусов Цельсия. На улице что-то около 0 градусов. Батарея не остывает при таких условиях, либо остывает медленно.
2. Скоростное, но плавное движение на значительное расстояние при одной поездке и хорошая рекуперации (на азео это режим B). Режим Eco можно отключить, с ним пересчет идет, но субъективно медленее.
Скорость от 40 км/час и выше (разряд 30-40 кВт). Разовый пробег от 20 км, чем дальше, тем больше пересчитает Hх. На остатке емкости батареи, в процентах от 100 до 90 параметр Hх возможно будет падать, лучше поэтому и включать печку (приблизить 90 процентов остатка заряда). Где-то от 90 процентов остатка начнется пересчет основного параметра, у меня в плюс.
3. Дополнительно. Идеален проезд по холмистой местности. Чем длиннее маршрут тем точнее изменения показателей. Т.е. в гору разряжаемся, с горы заряжаемся. Видимо аналогичный вариант от быстрой зарядки 20-30 кВт. Батарея после зимы нуждается в бодрости.
Резкие ускорения, т.е. глубокий разряд во время движения, на мой взгляд может иметь худшие последствия — кратковременное падение показателей, которые при остановке могут зафиксироваться и испугать «упавшими» значениями.
Для статистики. Зиму проездил B+Eco. Ежедневный пробег не менее 50 км. На зарядку старался заезжать не менее 30-40 процентов SOC. Заряжался по возможности и днем. Пробег за пять месяцев около 9000 км. Зарядки по скринам «сдвоенные», так как стоял таймер подогрева. Сейчас он отключен, хорошо прогревается на ходу, без особо сильных трат электричества от ВВБ.