что такое sidechain в музыке
Сайдчейн
Содержание
Устройство [ править ]
Сайдчейн широко применяется в устройствах динамической обработки сигнала: компрессорах, экспандерах, гейтах.
Хотя под сайдченом понимается любое управление параметром с помощью боковой цепи, в настоящее время термин сайдчейн используется для обозначения сайдчейн компрессии.
Сайдчейн компрессия [ править ]
Сайдчейн может использоваться для управления уровнем сигнала таким образом, что, когда внешний сигнал усиливается, компрессор также сильнее начинает сжимать сигнал, проходящий через него, уменьшая его громкость. Это очень часто используется диджеями для автоматического подавления громкости музыки при разговоре. Сигнал с микрофона диджея направляется на боковую цепь (сайдчейн) компрессора, чтобы всякий раз, когда диджей начинает говорить, компрессор снижал громкость музыки, проходящей через него. В данном случае голос диджея будет управляющим сигналом.
Стерео компрессоры без sidechain входа могут быть использованы в качестве моно компрессора с sidechain входом. Управляющий сигнал, или sidechain сигнал, подаётся на левый вход стерео-компрессора, а сигнал, который должен быть сжат, проходит через правый канал. Этот метод не следует путать с параллельной компрессией.
Использование [ править ]
Кроме вышеописанного использования диджеями, сайдчейн компрессоры также очень часто используют для решения конфликтов, особенно в низкочастотном спектре. Как правило, управляющим сигналом является бочка, а обрабатываемым (подавляемым) — бас. В момент звучания бочки звук баса приглушается, тем самым бас не мешает бочке. Следовательно, бочка звучит чётче. Таким образом, получается своеобразный качающий (pumping) эффект, пример которого можно услышать в композициях Benny Benassi.
Боковая цепь эквалайзера может быть использована для уменьшения в определенном частотном диапазоне уровня сигнала, который является слишком громким: такой эквалайзер может выступать в качестве деэссера, сокращая уровень вокального шипения в диапазоне 6-9 кГц. Деэссер помогает снизить уровень высоких частот речи, которые, как правило, нежелательны (например, на грампластинках и FM радио).
Sidechain: принцип и реализация
Что такое сайдчейн и для чего используется в саундпродакшнe
Метод, который мы сейчас знаем как sidechain, перекочевал в электронную музыку из студий, где записывалась рок-музыка ещё во второй половине XX века. Но экскурса в историю не будет, мы рассмотрим подробнее что это за приём, для чего используется продюсерами и как реализуется современными средствами работы со звуком. Итак,
Что такое сайдчейн и для чего используется
Sidechain — это решение частотных конфликтов средствами, отвечающими за динамику. Говоря простым языком, при одновременном воспроизведении двух схожих по частотным характеристикам инструментов, амплитуда одного из них уменьшается. Автоматически или в ручном режиме.
Ручной режим означает, что в нём мы понижаем в нужных местах громкость одного из инструментов с помощью LFO или автоматизации. Ты вряд ли будешь использовать данный способ, поэтому подробно на нём останавливаться не вижу смысла
Самый распространённый в современной танцевальной музыке случай применения классического сайдчейна — связка пары «бочка-бас». Поэтому реализацию данного приёма подробно разберём именно для данной ситуации.
Реализуем sidechain-эффект на примере Ableton Live
Допустим, мы нарулили офигительные бочку и бас, которые в сумме дают кашу на низких частотах, а попытки эквализации убивают тембры и общую энергию нашей пары.
Первое что необходимо сделать — понять какой инструмент будет подавляться, а какой подавлять. В нашем случае логично подавлять бас ударами бочки. Поэтому добавляем (если его не было) на канал с басом компрессор, раскрываем у него блок sidechain и выбираем в качестве управляющего сигнала канал бочки:
Слушаем как теперь звучит наша пара вместе и при необходимости проводим более тонкую настройку компрессора до максимально классного звучания.
Это хрестоматийный, но далеко не единственный пример использования сайдчейна в современной музыке.
«Не баг, а фича»
Решение частотных конфликтов не единственная область применения sidechain. Управление динамикой одного инструмента другим открывает необъятное поле для экспериментов. Так, например, часто можно услышать как бочкой продюсеры придавливают хвосты реверберации, синтезаторные подклады или просто белый шум. Этот ход создаёт интересный накачивающий эффект, при котором возникает ощущение общего движения в миксе.
Ну вот теперь, похоже, ты знаешь всё о принципах и целях использования сайдчейна.
Немного о Sidechain-компрессии в FL Studio с примером
Пост о принципе работы сайдчейн компрессии. В будущем, возможно, буду ссылаться на него.
В комментах будет на архив с проектом. Бонусом закинул набор плагинов Fabfilter.
В примере будет стандартная FL’овская бочка, бас-луп в 1 такт и компрессор. Но для начала.
Я чаще всего использую сайдчейн для контроля уровня баса при ударе бочки, но также можно использовать для контроля любых инструментов. Например, можно распределить приоритет инструментов, уменьшив комплексный пик; сделать потише гитары или часть микса во время пения. Также этот способ незаменим в электронной музыке, т.к. создаёт пампинг, эффект кача и грува. На примере пампинг-эффекта и будет идти речь.
Подключение дорожек к компрессору.
Вешаем бочку и бас на разные каналы в микшер, грузим компрессор на свободный канал, в моём случае это Send 1.
Далее отправляем сайдчейном бочку на канал с компрессором, это наш Управляющий сигнал и звучать на Send 1 он не будет, в отличии от баса, который также отправляем в Send 1, но снимаем с Мастер канала.
Далее открываем наш плагин. Обычный компрессор со стандартными для него регуляторами. Для работы с сайдчейном жмём кнопку Expert. Если всё распределено правильно, то при запуске бочки в соло, звучать будет только Мастер-канал, а на компрессоре будет работать только осциллограф.
Далее идёт работа как с обычным компрессором.
Громкость баса уменьшается на величину, заданную значениями Ratio и Threshold. Ставьте любые значения, посмотрите как работает.
Кнопка Audition позволяет прослушать наш управляющий сигнал. Фильтр чуть выше обрезает сигнал по определённым частотам.
На этом всё. Надеюсь, что донёс принцип работы сайдчейна до тех, кто этого, возможно, не знал.
Лига музыкантов
1.5K постов 4K подписчиков
Правила сообщества
Пользую «родной» Fruity Limiter, его быстрее настраивать.
Спасибо. Было интересно.
«Кровь» из ушей. Звукореж.
С наступающим новым годом товарищи Звукорежиссеры.
Шумим в коммерческой недвижимости, ч.2
Если кратко: я владелец студии звукозаписи/репбазы в коммерческом здании, я такой не один а нас трое на этаже, принадлежащем полностью одному владельцу, этаж над нами принадлежит другому человеку и его арендовали под хостел и пошло-поехало. Разгорается скандал и мы даже получаем угрозы от местного депутата=)) Более подробно ниже)
Проходит где-то недели полторы и вернувшись из полудневной поездки по делам в Москву, я решаю заскочить на студию днем, немножко поиграть на барабанах (не умею, но нравится)).
Буквально через час на этаж приехал представитель В., которому мы передали всю информацию о сложившейся ситуации. В тот же день он позвонил и сказал, что с у В. и Д. давняя вражда, и мы с хостелом находимся в равных правах и мы можем работать как и ранее, а хостел должен сам решать свои проблемы с шумностью, так как в законе ограничений нет.
Получилось длинно, но без картинки было бы скучно, потому прикрепляю старое фото репетиционной комнаты.
Блог аранжировщика
Sidechain compressor — управляемый компрессор, который работает по команде извне.
Остальное время в байпасе. Очень интересный прибор.
Для меня существует несколько причин, из-за которых я использую сайдчейн компрессор.
Кроме всего прочего, сайдчейн компрессор позволяет уменьшить комплексные пики в миксе, путём разнесения
приоритета амплитуды на сильные доли. По вертикали аранжировки, на сильные доли, обязательно хочет сыграть одновременно много инструментов. От этого в миксе — пик.
При помощи сайдчейна, можно распределить приоритет инструментов, уменьшив комплексный пик.
Как вариант, я прописываю спец-сайдчейн-трек. Чтобы работой сайдчейна управляла не партия бочки,
а специальная партия, созданная именно для управления сайдчейн-компрессором.
Скажем, самым лёгким инструментом пишу бочку. Плагсаундом, например. На каждую четверть.
А громкость на канале этого плагсаунда — на «0» (т. е. имеется ввиду не 0 db, а минус бесконечность, чтоб не было слышно).
Именно VST — аудиовыход, не MIDI.
Т. е. инструмент, который даёт управляющий сигнал, посылает свой звук не в микс,
а в управляющую цепь компрессора, (в режиме LEVEL) который раздаёт «тики управления».
А второй прибор в режиме компрессора — его слышит.
На сегодня (2018) на ютубе много видосов, как получить сайдчейн в разных DAW
— здесь очень хорошо слышно в припеве на пэде.
Это мой первый практический опыт применения сайдчейна.
Опыт не пошёл на пользу миксу) но, зато его слышно очень хорошо)
— а вот тут уже я пограмотнее его юзаю.
Его и не слышно особо. Но сводить было одно удовольствие.
Раньше у меня была основная проблема — то бас бочку закрывает/маскирует в миксе, то бочка торчит.
Теперь бочка является просто началом атаки баса.
При использовании сайдчейна, также изчезает проблема:
нет перегруза по амплитуде по вертикали аранжировки на главные доли.
Должен добавить, что всё выше изложеное — лично моё видение этого явления.
Если есть вопросы или коментарии — пишите бочками.
2011
Динамическая обработка звука. Сайдчейн (Side-chain). Часть 2.
Технология Side-chain широко применяется в современной индустрии музыки, поэтому знать основы её реализации просто необходимо.
Реализация технологии Side-chain
Практика
Вначале создадим два трека. Можно 2 аудио-трека или 2 миди, или один аудио, другой миди. В одном из них будет звук бочки, во втором бас ( скачать готовые аудиофайлы ). Приблизительно это будет выглядеть вот так (на рис. программа Cubase):
Нажимаем на значок (обведён) и включаем функцию сайдчейн.
Затем в канал посыла (Send) бочки подключаем наш плагин и устанавливаем регулятор на 0 dB. В дальнейшем можно будет подобрать оптимальный уровень этого параметра.
После переходим в канал баса. Нажимаем воспроизвести проект и регулируем настройки плагина. В нашем случае этот плагин Gate (подробнее о параметрах гейта можно прочитать вот здесь ).
В итоге вот что получилось:
В первом треке бочка звучит неразборчиво, а во втором каждый инструмент становиться слышно. В третьем примере бас создает эффект качания. Кстати если посмотреть на форму волны микса без сайдчейна и с ним, то можно увидеть, что мы ещё и убрали ненужные пики. Что позволит (если необходимо) намного больше усилить громкость трека при мастеринге.
Вот как можно решить проблему разборчивости бочки и баса между собой. Но есть и другой способ.
VolumeShaper
Это довольно интересный плагин, который позволяет рисовать кривые уровня сигнала.
Его можно поставить на один трек или на группу инструментов и они будут звучать в соответствии с нарисованной огибающей сигнала. Аналог ADSR-огибающей.
В чём удобство? Можно нарисовать абсолютно любую форму огибающей, которая вам нужна. Настроить различные виды синхронизации (огибающая работает только на одну долю, на четыре и т. п.). Можно добавлять различные интересные эффекты.
Кроме этого плагина, есть его аналоги. Они могут быть встроены уже в программу DAW, в которой вы работаете. Например, в Cubase подобный плагин называется EnvelopeShaper. Или можно найти внешний плагин. Например, Kickstart VST Plugin – Nicky Romero
Как видите, он тоже довольно понятный интуитивно и проблем с его использованием в проектах возникнуть не должно. Естественно, кроме перечисленных двух есть ещё множество различных подобных устройств.
Различные варианты использования Side-chain
А какие ещё интересные методы применения сайдчейна вы используете?