что такое сампо в военном училище
Тайна «Калевальского Сампо»
«Фольклор – это закодированная в устойчивых художественных образах и символах родовая коллективная память народа»
В. Демин. Доктор философских наук, профессор.
Высшим благом финны и родственные им древние корелы считали мудрость, которая заключалась в знании сокровенных сил природы. Эти знания являлись основой их колдовства, состоявшего, главным образом, в исцелении болезней или в нанесении врагу вреда посредством заклятий.
Традиции передачи знаний практически всех народов тех отдаленных эпох, в том числе финнов и корел, поддерживались, передавались из поколения в поколение благодаря отдельным одаренным, а иногда специально обученным, личностям: сказителям-рунопевцам. Они воспринимали от старших поколений сказания и песни (руны), хранили их в своей памяти и передавали их новым поколениям. Они были носителями древнейшего знания, полученного от богов и зашифрованного от «непосвященных» в сказаниях и мифах. Они являлись хранителями родовой коллективной памяти народа и всегда почитались соплеменниками.
Это относится и к закодированным в мифологических сюжетах и образах «Калевалы» сведениям о событиях далёкого прошлого, общественных отношениях и нормах поведения, о происхождении и устройстве мироздания, о великих катастрофах стародавних времен.
Древние герои «Калевалы» были героями песни и мудрости. Первые между ними – отец рун Вяйнямейнен и кузнец Ильмаринен. Вяйнямейнен был сильнейшим из героев, так как он был мудрейший из людей. В этом-то именно и лежит основная черта, отличающая карело-финское миросозерцание, в частности, от скандинавского, геройство которого всегда заключалось в воинских подвигах. У финнов и корел геройская сила духовного свойства: дух владычествует над миром, сила есть только следствие мудрости, и сила без мудрости становится или смешной, или злополучной.
Суть содержания эпоса «Калевала» заключается в описании взаимоотношений, иногда враждебных, между двумя народами, один из которых живет в стране Калевы, а другой — в Похьёле.
Яблоком раздора между ними является какое-то сокровище под названием Сампо. Что такое Сампо неясно до сих пор. Известно только то, что оно наделено огромной благодетельной силой, ибо с его помощью можно получать хлеб; вот почему оба народа оспаривают друг у друга эту «драгоценность».
Известные карельские исследователи эпоса Э. Киуру и А. Мишин отмечали: «В «Калевалу» Э. Лённрот постарался включить все разнообразнейшие признаки и черты Сампо, известные ему по имевшимся в то время полевым записям. Основным признаком Сампо в «Калевале» является то, что это мельница, которую можно изготовить и которая может быть как трудным заданием при сватовстве, так и выкупом за оказавшегося в чужом краю Вяйнямейнена».
Попытки вразумительного объяснения, что же такое «Сампо», предпринимались неоднократно. Его толковали и как музыкальный инструмент, и как талисман, и как торговый корабль, и, даже, как все земли Карелии и Финляндии. Академик Б. А. Рыбаков высказал оригинальную идею, что Сампо – «древняя каменная зернотерка, символически олицетворяющая счастье и благоденствие».
Однако, все эти трактовки образа Сампо свидетельствуют только об одном: скудости нашего понимания великой книги, исходящей из нашего невежества в понимании великой древней мудрости, заложенной в ней, мудрости, не объясняемой нашим рационализмом, а основанной на многовековой интуитивной традиции понимания Природы и Мира.
Хотя, таинственность, окружающая образ Сампо, довела самого Э. Лённрота до весьма оригинального предположения, о чем он писал в письме петербургскому академику Гроту. Э. Лённрот предполагал, что имя Похьёлы означает не Лапландию, а Биармию и что Сампо есть «истукан» верховного бога биармийцев Юмаллы (в «Калевале» он известен под именем Укко), наделенного большой магической силой. Биармийцы называли «истукан» Сампо, от русских слов: сам бог.
По мнению В. Дёмина, в памяти северных народов остались смутные воспоминания о «Золотом веке». У карело-финских народов, например, оно запечатлелось в виде образа-символа волшебной мельницы Сампо. У древних саамов она называлась Сайво и представляла собой страну изобилия, существующую в потустороннем мире.
Ясно одно. За образом Сампо скрывается некое легендарное знание, по мнению наших далёких предков настолько важное, что память о нём свято ими оберегалась. Интересно, что не только нашими предками, но и предками практически всех народов Земли. Образ мельницы является неким обобщённым символом, известным многим культурам.
Американский исследователь Г. Хэнкок, изучив все известные фольклорные источники, в которых присутствует образ «мельницы», пришел к удивительному выводу, что за этим образом скрывается знание, описывающее некое глобальное событие космического масштаба и известное многочисленным культурам древности. Он пришёл к выводу, что образ «мельницы» — символическое изображение разрушительных космических процессов, свидетелями которых являлись древние народы.
Кстати, некоторые исследователи выдвигают весьма экстравагантную гипотезу, согласно которой слово «сампо» происходит от санскритского «скамбха», что означает «каркас вселенной».
Познакомившись с комплексом идей, которые связывались с образом «мельницы», уже не считаешь древнеиндийское значение этого слова особенно странным. В этом образе символически обозначен некий космический механизм, влияющий на земную жизнь и сменяющий земные эпохи.
Именно поэтому «мельница» всегда ломается. Это символическое изображение смены эпох, глобальных космических изменений, отражающихся на Земле в виде потопов и оледенений. Именно поэтому, наряду с «мельницей», множество мифов со всех концов древнего мира живописует геологические катастрофы с яркими подробностями. Реальные события, происходившие на Земле, стали источником нескончаемых преданий о наводнениях и оледенениях, вулканических извержениях и опустошительных землетрясениях. Поэтому неудивительно, что все наши ранние цивилизации сохранили живейшие воспоминания о грандиозных катаклизмах, которые пережили их предшественники.
Более того, подобные глобальные катастрофы могут произойти и в будущем. Сколько еще раз «мельница» будет «разрушаться» и человечеству вновь придется отстраивать свою жизнь? А разве сейчас мы не стоим на грани ядерной или экологической катастроф, напитывая Космос и Землю своей агрессией? Мы настойчиво пытаемся привести в движение «жернова» «космической мельницы», которая, в конце концов, перемелет нас в «муку» и в прах.
Мы ставим себя в опасное положение, не прислушиваясь к голосам наших предков, которые доносятся до нас в виде мифов.
А сказать они пытались следующее: периодическое, почти полное уничтожение человечества, является неотъемлемой частью жизни на нашей планете.
То же самое было, как гласит Библия, в мире перед Потопом: «Ибо, как во дни перед Потопом, ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл Потоп и не истребил всех».
Как я поступил в военное училище
Сам по себе я был середнячком, легко овладевал историей, литературой, химией и прочими предметами, испытывая сложности только с математикой. В те годы страна стала катиться в пропасть, что и сказывалось на нашей общественной жизни. Молодёжные группировки, наркомания и всеобщий алкоголизм захлёстывали многих. От передозировки умерло двое из параллельного класса. Постоянные драки прямо на уроках, гнобление слабых и групповые избиения практиковались постоянно. В более общих масштабах это сказывалось в драках армян с русскими и тем, что в соседний город приехать можно было одному, но вернуться не побитым – было уже трудно. Но это так, лирика.
Абитуриент
Из-за ранней смерти отца, я был вынужден искать себе институт в собственном городе. Очень хотелось поехать в Ростов-на-Дону и поступить в тамошний медицинский на факультет генной инженерии, но на что там жить – было непонятно. Всё и так было ясно.
Денег нет, бывало, что и продуктов не на что было купить, и мать таскала с завода, где работала инженером-конструктором, выдаваемую ей авансом куриную тушёнку и прочее, тем и питались. Поэтому другие города отметались напрочь. В самом городе было всего два института, один иняз, а другой – фарм.
Где я и где – иняз, было понятно даже моей матери, и выбор пал на фармацевтический институт. Готовился я тщательно, выписывал формулы, окислительно-восстановительные реакции и читал учебники по химии и биологии. Но, будучи от природы изрядным пофигистом, многое упускал. Пнуть меня было некому, так же как и подстраховать. Мать постоянно на заводе, отец умер. А сам я был ещё чересчур наивным и глупо уверенным в себе.
Наступил день первого экзамена, в приподнятом настроении и с ветром в голове вместо твёрдых знаний, я отправился покорять химический олимп. Ведь первый экзамен был химия, в той группе, в которую я попал. Должен сказать, что моя покойная матушка приложила все силы, чтобы я поступил, и даже смогла заплатить за подготовительные курсы при институте, куда я ходил готовиться.
Но не в коня был корм, а ослом я был тогда ещё большим. Всё, что я оттуда вынес, это то, что в институте полно было девушек, как учащихся, так и поступающих. Достаточно сказать, что в группах по 16–20 человек парней было от силы два или три, не больше, что изрядно меня обрадовало.
И, скажем так, обнадёжило моё мужское либидо. Я ещё не знал, какой страшный облом ждал это самое либидо впоследствии.
Так вот, я на экзамен я прибыл уверенным в себе, с пожеланиями матери и насморком, который подхватил накануне и, блин, забыл платок, чтобы высмаркиваться в него там.
Всех прибывших рассадили в огромной аудитории, в которой рядами стояли столы на расстоянии между собой метра в два и метра три между рядами. Получив билет, я вчитался в него. Азот, свойства и применение. Задача. Окислительно-восстановительная реакция и второй вопрос, который я забыл уже.
Оглянувшись, я впал в прострацию: мало того, что мне мешали сопли, которые было некуда высмаркивать, и пустая голова, так буквально через ряд какая-то деваха задрала юбку и стала списывать со своих белых ляжек формулы. Но она была не одна такая. Ещё несколько таких же хитроумных девиц, заголялись и, сосредоточенно вчитываясь, списывали с ляжек, весьма привлекательных, формулы.
Дёвчонки, что сидели сзади и спереди, тоже постоянно оборачивались и задали вопросы: «А ты не знаешь?»
Не помню, я вроде смог подсказать и одной, и другой, и даже тоже у них что-то спросить, получив записку с формулами для решения задачи, но время было безнадёжно потеряно.
Написав какую-то чепуху в экзаменационном листе и будучи полностью уверенным, что я молодец и всё написал и посчитал правильно, я под конец экзамена сдал своё творение и отчалил с него, посматривая на симпатичных девчонок.
Три дня до результатов прошли в полной уверенности, что я сдал. На вопросы матери и знакомых отвечал, что всё написал, а там – посмотрим.
Провал
В субботу вместе с матерью мы пошли в институт, чтобы узнать мой результат. За столами с результатами сидели приветливые студентки и искали наши зачётные книжки, чтобы сказать нам оценки.
Подойдя к одному такому столу, где была табличка с номером моей группы, я спросил свой результат. Глядя на меня, девушка взяла одну пачку книжек и пролистала её. Не обнаружив моей фамилии, она взяла следующую пачку, потом следующую, а потом как-то с жалостью глянула на меня и взяла отдельно лежащую тонкую стопку, в которой и обнаружилась книжка с моей фамилией.
Два – крупно было написано в ней красными чернилами.
Сразу я не осознал того, что это означало. В осознание этого меня привели тихие слова матери: «Ну что ж ты, сынок, на два сдал? Теперь ты не поступишь и пойдёшь в армию». Груз своей вины и допущенной глупости рухнул на мою голову и плечи. В глазах потемнело и, молча развернувшись и не пытаясь подавать на апелляцию, я пошёл назад.
Всё и так было ясно, я резко вспомнил все свои ошибки и ту глупость, что я написал в экзаменационном листе, апеллировать было ни к чему. По пути назад мы встретили двух девчонок из параллельного класса, которые тоже спешили узнать свой результат.
– Ну что, ты поступил, сдал?
– Нет, – с растерянностью ответил я, и даже вид красивых девушек (а они были очень симпатичными и стройными) нисколько не улучшил моё настроение. Мать ещё пыталась мне что-то сказать, но, увидев, в каком я состоянии, оставила свои попытки, больше не трогая меня.
А мне хотелось выть, как волку, задрав к солнцу голову и жалуясь на собственную глупость и безвольность, затем наступило чувство, когда хочется бросаться на стены и рвать зубами всё подряд, но и оно схлынуло, оставив после себя только моральную опустошённость.
– Не расстраивайся сынок, пойдёшь на завод до армии (меня забирали в мае следующего года.)
– Хорошо, мама! – и вопрос был закрыт.
Не поступив в фармацевтический институт, я пошёл работать на завод учеником электромеханика. Отец умер от инфаркта, мать работала постоянно на заводе, лихие девяностые были в самом разгаре. Дома иногда и поесть особо было нечего. Я помню, как мы стояли с матерью четыре часа в очереди, чтобы купить двадцать плавленых сырков. У меня были одни джинсы и одни брюки, ну и так далее.
Весною меня забирали в армию, честно говоря, идти туда я не горел желанием, но второй попытки поступить в институт месяц рождения мне не давал.
Чтобы получить отсрочку
Был у меня друг, который не поступил в лётное училище, но поступил в фармацевтический институт, в который не поступил уже я. Он же меня и надоумил подать документы в военное училище, чтобы получить отсрочку.
Дальше схема была проста, как пять копеек.
Документы в военное училище подавали в июне, экзамены длились до десятого июля, а в институт можно было подавать до двадцатого июля. В общем, я успевал. По характеру в юности я был очень спокойным и скромным. Приехав поступать в училище, я попал в буквальном смысле в лес, где мы же устанавливали сами палатки, причём делая это в первый раз.
Нас кормили, как и солдат учебного батальона, на территории которого мы и жили, но не в казармах, а за пределами территории, как я и сказал, в лесу. Кормили нас плохо, есть можно было только консервы и хлеб с чаем.
По ночам к нам приходили в гости солдаты, прося кроссовки для самоволки или не прося, а отбирая их. Ночные драки, постоянные разборки, непонятно с кем.
Отсутствие элементарных удобств, вроде обычного туалета и душа (был туалет на улице с дырками в полу, а вместо душа – умывальники с холодной водой, тоже на улице).
Местные жили дома, а из соседних городов – в палатках. Это было училище не ВДВ, это связь, подчёркиваю. За две недели я основательно оброс грязью, а густые волосы не очень хорошо можно было промыть обычным мылом и холодной водой, полностью помыться вообще было тяжело, но всем было на это наплевать.
Поступать и так не хотелось, а тут и вообще. Физику у нас принимали тут же в открытых павильонах, это было очень необычно и довольно убого, но изложение и математику мы сдавали в самом училище. А потом была сдача физо. Как сейчас помню, я подтянулся один раз, пробежал стометровку на два балла, а три километра пробежал тогда, когда комиссия уже перестала считать результаты.
Три тройки и двойка по физподготовке украсили мою зачётку. Казалось, всё, надо отчаливать и домой, но оставалась ещё мандатная комиссия, на которой окончательно решалась судьба абитуриента. Конкурс был в те годы просто смешным. Армия была никому не интересна, и потому конкурс был 0,8 человека на место. Принимали даже с двойками.
Правда, почти все из этих пацанов были отчислены впоследствии. Но это уже естественный отбор, в военно-техническом вузе мозги всё же были главнее физподготовки.
Мне же предстоял нелегкий выбор.
Выбор
Сдав все предметы на тройки, я знал, что я поступил, несмотря даже на двойку по физо.
Но я же не хотел этого?
Сев на бревно, я стал думать.
Ехать домой, значит – постоянно висеть на шее у матери. Самому зарабатывать деньги было нереально, грузчики были не нужны, интернета и прочего тогда не было, перспектив с работой тоже.
Висеть на шее я не хотел, не мог я смотреть, как она выбивалась из сил, чтобы найти деньги на еду. А бедный студент – это сами понимаете.
Армия же предоставляла тебе заботу в какой-то мере: ты был одет, обут, накормлен и абсолютно изолирован от семьи. Не знаю, но я отказался ехать домой и остался в военном училище.
Здесь были хоть какие-то перспективы. Техническое образование, закалка и прочее. Это всё впоследствии я и испытал на своей шкуре.
Но, если честно, своему другу я завидовал только из-за того, что он крутился среди девушек.
Больше, как показала жизнь, завидовать там было нечему, особенно, когда у тебя за спиной никого нет.
Так я и прослужил в армии тридцать лет, никогда не мечтая о ней и даже не думая об этом.
Вот и думай потом, есть ли у человека судьба?
Физо через полгода, кстати, я уже сдавал на твёрдую тройку, до кровавых мозолей подтягиваясь на турнике. Сначала больно, а потом – уже всё равно (очень уж хотелось домой приехать на каникулы). В общем, как-то так.
АРМЕЙСКИЕ МАРАЗМЫ И АНЕКДОТЫ
ПОСЕТИТЕЛИ
СТРАНИЦЫ БЛОГА
КОММЕНТАРИИ
Метки
Рубрики блога
СЛОВАРЬ
КПП – место встречи изменить нельзя.
ПУТЬ В СТОЛОВУЮ – дорога жизни
ВЕЧЕРНЯЯ ПОВЕРКА– их знали только в лицо
ТУМБОЧКА ДНЕВАЛЬНОГО – угол падения
КОМАНДИР РОТЫ – хозяин тайги
Армейский принцип!
Пусть безобразно, но однообразно.
ТРЕВОГА – приключения на пол ночи.
УЧЕБКА – как закалялась сталь
СЕРЖАНТ – укротитель зверей
ДНЕВАЛЬНЫЙ – деревья умирают стоя
МЛ. СЕРЖАНТ – слуга дьявола
ДЕВУШКА В АРМИИ — живая мишень
ОФИЦЕР – жизнь прошла мимо
ДУХ НА ТУМБОЧКЕ – бюро добрых услуг.
САМОВОЛКА – по тонкому льду или тени исчезают в полночь.
ПОСУДОМОЙКА — человек амфибия;
ПОСЫЛЬНЫЙ — безвести пропавший;
ПРОТИВОГАЗ — взгляд на мир большими глазами;
САМОВОЛКА — неуловимые мстители;
САПОГИ — зимой и летом одним цветом;
СОЛДАТ — человек без паспорта;
УЖИН — ждать больше нечего;
УТРЕННИЙ ОСМОТР — следствие ведут знатоки
НОСКИ — топоры
МОКРЫЕ НОСКИ- сырки
ПАТРУЛЬ — слуги дьявола
НАРЯД ПО РОТЕ — три мушкетера
ПХД — день нептуна
УБОРКА — равномерное распределение грязи.
Гора Сампо и мельница Сампо из «Калевалы»
Гора Сампо приобрела популярность сравнительно недавно. В 60-х годах XX века в этих местах снимали советско-финский фильм «Сампо» по мотивам карело-финского эпоса «Калевала». Название «Сампо» прочно закрепилось за горой, и вскоре сюда потянулись туристы, путешественники и искатели тайн. Так она обрела новую жизнь в качестве интересной природной достопримечательности в окрестностях Петрозаводска.
Мельница Сампо
Чудесная мельница Сампо — один из центральных предметов, вокруг которого разворачивается действие карело-финского эпоса «Калевала». В кратком изложении сюжетная линия о Сампо звучит следующим образом.
В стране под названием Калевала живут главные герои: мудрец Вяйнямёйнен, кузнец Ильмаринен и удалой охотник, весельчак Лемминкяйнен.
Вяйнямёйнен по совету своей матери Илматар отправляется в страну Севера Похъёлу свататься к красавице Деве Севера, дочери хозяйки Похъёлы — злобной старухи Лоухи. Лоухи согласилась на брак, но при условии, что Вяйнямёйнен выкует для неё волшебную мельницу Сампо. Вяйнямёйнен отказался, сказав, что пошлет вместо себя кузнеца Ильмаринена.
Сампо — это чудесный предмет, подобный мельнице, источник счастья и изобилия. Она намалывает сколь угодно много хлеба, соли и денег. «В «Калевалу» Элиас Лённрот (собиратель и составитель «Калевалы», — М.А.) постарался включить все разнообразнейшие признаки и черты Сампо, известные ему по имевшимся в то время полевым записям. Основным признаком Сампо в «Калевале» является то, что это мельница, которую можно изготовить и которая может быть как трудным заданием при сватовстве, так и выкупом за оказавшегося в чужом краю Вяйнямёйнена» (Э. Киуру, А. Мишин. Фольклорные истоки «Калевалы», Петрозаводск, 2001)
Ильмаринен не захотел ехать в Похъёлу, и тогда Вяйнямёйнен перенес его туда силой волшебства. Увидев Деву Севера, Ильмаринен за три дня построил кузницу и начал ковать Сампо. Однако в первые четыре дня у него ничего не выходило: получились бивший всех без разбора золотой лук, топившая все челноки лодка, никого к себе не подпускавшая золоторогая корова и норовивший пахать не свою, а чужую землю плуг. Ильмаринен уничтожил их.
Тогда на помощь Ильмаринену пришли ветры, которые за три дня раздули в кузне большой огонь. И на седьмые сутки Ильмаринен выковал Сампо. Старуха Лоухи схватила Сампо и спрятала в медной горе, в глубокой пещере за девятью замками. От Сампо проросли три корня: один ушёл от мельницы в землю на девять саженей, другой зацепился за морской берег, а третий врос в каменную скалу. Однако не отдала Лоухи свою дочь за Ильмаринена, отправила кузнеца обратно в Калевалу.
«Создание Сампо». Художник Маргарита Колобова. Холст, темпера, 80х110см, 2013
Вяйнямёйнен и Ильмаринен снова отправились в Похъёлу свататься к Деве Севера. Красавица предпочла кузнеца. Они устроили свадебный пир, после которого Ильмаринен увез молодую жену в Калевалу. Однако в Калевале она вскоре погибла: её растерзали волки и медведи, которых обратил в коров богатырь Куллерво, решивший таким образом отомстить за обиду, нанесенную ему супругой Ильмаринена.
Тем временем, благодаря мельнице Сампо народ Похъёлы разбогател. Вайнямёйнен, Ильмаринен и примкнувший к ним Лемминкяйнен решили отнять её у коварной Лоухи. Из костей громадной щуки Вяйнямёйнен сделал кантеле (гусли) и с помощью волшебной музыки усыпил жителей Похъёлы. Открыв двери медной горы, где была спрятана Сампо, они похитили мельницу и перенесли её на свой корабль.
Разбуженные криком журавля жители Похъёлы бросились за похитителями. Лоухи, обратившись в птицу, выхватила Сампо, но не удержав в когтях, уронила в воду. Мельница разлетелась на осколки, которые породили все богатства моря. Вяйнямёйнен собрал мелкие осколки Сампо и привез их в Калевалу. Жители Калевалы разбогатели, а Похъёла погрузилась в бедность.
Но на этом история Калевалы не заканчивается.
Природа горы Сампо
Взглянув на карты и спутниковые снимки Карелии и Финляндии, можно заметить характерную особенность рельефа: озера, часто с длинными узкими островами, вытянуты почти точно в направлении с северо-запада на юго-восток. Между ними расположены такие же узкие длинные возвышенности, которые называются сельги.
Сельги (от финского Selkä — каменистая гряда) — грядообразные формы ледникового рельефа. Они могут быть сложены как кристаллическими породами, так и рыхлыми отложениями. Длина сельг составляет от нескольких десятков метров до десятков километров, ширина — от нескольких метров до 2-3 км. Высота сельг может достигать 40-50 метров. Понижения между сельгами часто заняты болотами или озерами.
Такой рельеф сформировался на территории Карелии в далеком прошлом, в докембрии, когда эта территория была зоной активного вулканизма и горообразования. Возраст отдельных горных пород в Карелии достигает 2,5-3,5 млрд. лет. Поднятия и опускания земной коры разбили горные породы на отдельные блоки.
Ледник, который покинул территорию Обонежья совсем недавно — около 12-10 тыс. лет назад, соскреб позднейшие рыхлые напластования, отполировал и подчеркнул изначальную структуру, вскрыв глубокие части гранито-гнейсового слоя земной коры.
Гора Сампо (сельга Сампо) лежит между двумя озерами — Кончезером и Укшозером, и как и они, вытянута с северо-запада на юго-восток. Её высота — не более 40 метров. Склон, обращенный в сторону Укшозера — пологий и порос лесом. Другой же склон, в сторону Кончезера — обрывист, здесь можно увидеть огромные блоки, сложенные древними кристаллическими породами.
Наше посещение горы Сампо
В нашу небольшую поездку по Карелии мы не планировали заезжать в Сампо. Но заметив указатель на коричневом фоне, решили свернуть с трассы Р-21 «Кола» и сделать крюк к Сампо. И не пожалели.
Оставив машину, мы поднялись по весьма пологому склону, поросшему лесом. Почти сразу нам встретился еще один указатель на Сампо.
Дорога на гору Сампо
Указатель на вершину Сампо
Впереди показались сглаженные ледником скалы, по которым проложены деревянные лестницы. В дождливую погоду на них, как и на скалах, может быть очень скользко.
Смотровая площадка на вершине Сампо
Подобные сглаженные ледником скалы — характерная черта карельского пейзажа
Лестницы, ведущие на вершину Сампо, не очень надежные
И вот, мы наконец на вершине горы Сампо. Ощущение, что под ногами асфальт. На самом деле, это поднятый на поверхность древний кристаллический щит, отполированный и сглаженный ледником. На нескольких соснах повязаны ленточки на память и в знак исполнения желаний.
Вершина горы Сампо
С вершины горы Сампо открывается красивый вид на Кончезеро. Кончезеро, как и другие карельские озера, богато рыбой. Здесь обитают сиг, корюшка, щука, плотва, уклея, окунь, ёрш, налим, встречаются лещ, хариус, форель (ручьевая и озёрная), язь, краснопёрка. Вдалеке можно заметить чадящие трубы Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината, до сих пор отравляющего воды Онежского озера.
Кончезеро
Кончезеро
Острова на Кончезере
Острова на Кончезере
Смотровая площадка на вершине горы Сампо со стороны крутого обрыва огорожена деревянными поручнями, но опираться на них не стоит.
Огороженная с краю обрыва площадка на вершине Сампо
Вид с вершины Сампо в сторону Кончезера
Смотровая площадка на вершине Сампо
В обе стороны от смотровой площадки по гребню сельги Сампо уходят тропинки. Камни облюбовали разнообразные лишайники и мхи. В небольших ложбинках разрослись вереск, черника, брусника, разнообразные цветы. Выше них — небольшие сосны, благодаря которым лес на вершине кажется прозрачным, почти парковым. Местами встречается можжевельник, рябина, береза, осина.
Вершина горы Сампо
Бараний лоб на вершине Сампо
Как я уже писала чуть выше, сторона сельги Сампо, обращенная в сторону Кончезера, крутая. Вниз спускаются несколько деревянных лестниц, но настолько шатких, что я рискнула спуститься лишь на несколько пролетов по одной из них. Если верить карте, между горой Сампо и Кончезером лежит заболоченная местность.
Склон горы Сампо, обращенный в сторону Кончезера
Крутой склон горы Сампо, обращенная в сторону Кончезера
В некоторых местах сплошной каменный покров гребня Сампо прерывается неглубокими расщелинами, заполненных каменными блоками.
Скалы на вершине Сампо
Большинство сосен, выросших на камнях, проживет недолго. Но некоторым повезет, и они со временем превратятся в «природные бонсаи», сохранив небольшие размеры и приобретя форму взрослого дерева.
Молодые сосны
На плоских каменных плитах можно бесконечно рассматривать замысловатый узор, сделанный самой природой. В некоторых местах, можно заметить многочисленные «ледниковые шрамы» («ледниковые борозды», «ледниковая штриховка») — борозды, штрихи и царапины, оставленные острыми углами камней, вмерзших в тело движущегося ледника.
Поверхность скалы
Поверхность скалы
«Бараний лоб»
Каменные блоки на вершине Сампо
Вершина горы Сампо
Вершина Сампо
Вершина Сампо
Наконец, приходит время спускаться с горы Сампо.
Каменные блоки на вершине Сампо
Склон горы Сампо
Старый ствол
История о волшебной мельнице Сампо удивительным образом перекликается с обликом горы Сампо. Гора Сампо — своеобразная квинтэссенция карельского пейзажа: высокая сельга, отполированные ледником скалы, небольшие сосны, вереск, рядом — озеро с длинными узкими островами, на горизонте — волнистая линия невысоких сельг.
Как добраться до горы Сампо, координаты, карта
По трассе Р-21 «Кола» доехать до Старомурманской развязки, на ней повернуть в сторону Шуйской Чупы. Проехать деревни Царевичи и Косалма. Вскоре по правой стороне заметите небольшой синий указатель. Рядом с ним в небольшом «кармане» можно припарковать машину.
Указатель на гору Сампо
Если проехать по этой дороге дальше, то можно добраться до Марциальных вод и Гирваса.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Проглотила глазами легенду — очень интересно! Спасибо! И фотографии очень хороши. Потихоньку зарождается мечта побывать в Карелии и мужу показать, я была всего один раз, по верхам….
Светлана, спасибо за комментарий! Карелия очень красива. Я там, фактически, выросла, на Онежском озере.
Подскажите, кто знает, а как дороги в сентябре к Кивачю, Сампо, Марциальным? Солярис проедет?
Дороги там асфальтовые, так что Солярис легко проедет.