Что такое методическая работа учителя

Методическая работа

Ведущие аспекты методической работы:

– мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей;
– изучение и анализ состояния результатов методической работы, определение направлений её совершенствования;
– создание базы данных о педагогических работниках;
– выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;
– сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы школы;
– изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

– формирование банка педагогической информации;
– ознакомление педагогического коллектива с новинками методической литературы на бумажных и электронных носителях;
– ознакомление педагогических работников с опытом инновационной деятельности учителей города.

Организационно – методическая деятельность:

– изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи учителям в период подготовки к аттестации, в межаттестационные периоды;
– прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной подготовки учителей, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
– организация работы методических объединений школы;
– подготовка и проведение научно-практических конференций, конкурсов и фестивалей профессионального педагогического мастерства;

– участие в организации и проведении конференций исследовательских работ учащихся школы.

В связи с этим, методическая работа в 2020-2021учебном году будет направ­лена на дальнейшее развитие и совершенствование работы школьных методи­ческих объединений, внедрения педагогических технологий, формирующих компетентности обучающихся и ориентирующих на развитие творческой дея­тельности школьников, оказание методической помощи в подготовке к атте­стации педагогических кадров; изучение, обобщение и внедрение перспектив­ного опыта педагогов.

В 2020/2021 учебном году основные усилия методической работы школы будут направлены на достижение следующих целей и задач.

Цель: непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей в организации работы с учащимися; обеспечение роста профессиональной компетентности учителей школы как условие реализации целей развития личности учащихся.
Задачи:

1. Создавать условия для совершенствования профессиональной компетенции педагогов через личностное развитие, повышение квалификации, овладение обновленным содержанием образования, элементами современных педагогических технологий:

2. Продолжить работу по выявлению, обобщению и распространению положительного опыта творчески работающих учителей;

3. Способствовать формированию мотивации к непрерывному образованию, активизации процесса саморазвития и самообразования педагогов.

Работа над данной темой будет способствовать созданию условий для реализации доступности, качества и эффективности образования, способствующих развитию и саморазвитию нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Формы методической работы :

а) работа педсоветов;

б) участие в семинарах;

в) работа методических объединений;

г) работа педагогов над темами самообразования;

д) аттестация педагогических кадров, участие в конкурсах и конференциях;

ё) взаимопосещение уроков;

ж) обобщение передового педагогического опыта учителей;

з) внеклассная работа;

и) организация и контроль курсовой подготовки учителей.

Приоритетные направления методической работы на 2020/2021учебный год:

1. повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможности урока как основной формы организации образовательной деятельности, через проведение предметных недель, взаимопосещение уроков, активное участие в семинарах, конференциях, творческих мастерских;

2. организация деятельности методических формирований педагогов;

3. совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей школы.

1. внедрение в практику прогрессивных педагогических технологий, ориентированных на совершенствование уровня преподавания предметов, на формирование личности ребенка;

2. обеспечение обоснованности и эффективности планирования процесса обучения детей;

3. укрепление материально-технической базы методической службы школы.

1. обеспечение методическими и практическими материалами методической составляющей образовательной деятельности через использование Интернет, электронных баз данных и т.д.;

2. создание банка методических идей и наработок учителей школы;

3. разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов по приоритетным направлениям школы.

Создание условий для развития личности ребенка:

1) изучение особенностей индивидуального развития детей;

2. формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности;

3. создание условий для обеспечения профессионального самоопределения школьников;

4. психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы школы.

Создание условий для укрепления здоровья учащихся:

1. отслеживание динамики здоровья учащихся;

2. разработка методических рекомендаций педагогам школы по использованию здоровьесберегающих методик и преодолению учебных перегрузок школьников.

Диагностика и контроль результативности образовательной деятельности :

1. Мониторинг качества знаний учащихся;

2. формирование у обучающихся универсальных учебных действий;

3. диагностика деятельности педагогов по развитию у учащихся интереса к обучению.

Работа внутри школьных методических объединений:

· согласование календарно-тематических планов;

· преемственность в работе I и II ступеней;

· методы работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся;

· методы работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;

· формы и методы промежуточного и итогового контроля;

· отчеты учителей по темам самообразования;

· итоговая аттестация обучающихся.

В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п.Бабынино работает 4 школьных методических объединения:

МО учителей начальных классов

Малеева А.Г. – руководитель ШМО учителей начальных классов;

Усикова Н.Н., учитель начальных классов;

Миронова Н.А. учитель начальных классов;

Малеев Д.Н. учитель начальных классов;

Сугак Г.И. учитель начальных классов;

Андриянкина Н.А., учитель начальных классов;

Саунина Е.С., учитель начальных классов;

Кругликова О.В., учитель начальных классов;

Белова И.И. учитель начальных классов;

Лыгина С.В., учитель начальных классов;

МО учителей гуманитарного цикла

Костина Н.В., учитель русского языка; руководитель ШМО учителей гуманитарно-филологического цикла

Евстрашкина Н.А., учитель истории и обществознания;

Симаненкова Т.С., учитель истории и обществознания;

Яшкина Г.И., учитель истории и обществознания;

Борисова М.А., учитель английского языка;

Сураева Н.Г. – педагог-библиотекарь.

МО учителей естественно-математического цикла

Губко О.А. – руководитель ШМО естественно-математического цикла;

Роман Т.В., учитель географии ;

Исайкин А.М. учитель химии;

Шашкина Л.И. учитель биологии;

Клишина Л.Е. учитель информатики;

Ковалева Л.А. учитель физики и математики;

Кочанова Е.В. учитель математики и физики;

Курятникова Г.Н. учитель математики;

Калинина Т.Е. учитель математики;

Мирешко Н.Ф. учитель математики;

Губко О.А. учитель технологии;

Морозов А.П. учитель технологии

Усикова Н.Н., классный руководитель 1 «А» класса;

Миронова Н.А. классный руководитель 1 «Б»класса;

Малеева А.Г., классный руководитель 2 «А» класса;

Малеев Д.Н. классный руководитель 2 «В» класса;

Андриянкина Н.А., классный руководитель 3 «А»класса;

Саунина Е.С. классный руководитель 3 «Б» класса;

Кругликова О.В., классный руководитель 3 «В» класса;

Белова И.И. классный руководитель 4 «А» класса;

Лыгина С.В., классный руководитель 4 «Б» класса;

Кривцова Л.В. классный руководитель 5 «А» класса;

Недодирова З.В. классный руководитель 5 «Б» класса;

Кочанова Е.В. классный руководитель 6 «А» класса;

Губко О.А., классный руководитель 6 «Б» класса;

Крысанова А.Н., классный руководитель 6 «В» класса;

Яшкина Г.И., классный руководитель 7 «А» класса;

Клишина Л.Е., классный руководитель 7 «Б» класса;

Борисова М.А., классный руководитель 8 «А» класса;

Курятникова Г.Н., классный руководитель 8 «Б» класса;

Калинина Т.Е., классный руководитель 9 «А» класса;

Шашкина Л.И., классный руководитель 9 «Б» класса;

Исакова М.Г. классный руководитель 10 класса;

Костина Н.В., классный руководитель 11 класса;

Кривцов А.В., учитель черчения и ИЗО;

Маленков А.А., учитель физической культуры;

Фетисов Е.В., учитель физической культуры;

Формы методической работы:

— фестиваль педагогического творчества;

— участие в конкурсах профессионального мастерства;

— работа школы молодого специалиста;

— работа методического совета;

— работа учителей над темами по самообразованию;

— организация и контроль курсовой системы повышения квалификации;

— участие в фестивалях педагогических идей муниципального, республиканского и всероссийского уровней;

Источник

Организация методической работы в образовательном учреждении. Цели, задачи, содержание, направления деятельности методической службы образовательного учреждения. Виды и формы организации методической работы.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Что такое методическая работа учителя. 0dc7 000be11e 811d189c. Что такое методическая работа учителя фото. Что такое методическая работа учителя-0dc7 000be11e 811d189c. картинка Что такое методическая работа учителя. картинка 0dc7 000be11e 811d189c.

Организация методической работы в образовательном учреждении.

— Цели, задачи, содержание, направления деятельности методической службы образовательного учреждения.

— Виды и формы организации методической работы.

Председатель ЦМК общеобразовательных дисциплин

Афанасьева Анна Викторовна

Организация методической работы в образовательном учреждении

Методическая работа в ОУ является одной из важных составных частей образовательной деятельности и представляет собой совокупность мероприятий, организуемых руководящим и педагогическим составом с целью совершенствования методики, повышения качества проведения всех видов занятий, разработки и внедрения новых методов и средств обучения, базирующихся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя.

Цель методической работы – повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического мастерства, творчества для сохранения и развития положительных результатов в обучении и воспитании обучающихся.

Цели, задачи, содержание, направления деятельности методической службы образовательного учреждения

· Удовлетворение актуальных профессионально-образовательных потребностей педагогов и руководителей ОУ;

· Обеспечение условий для профессионального развития всех членов педагогического коллектива;

· Научно-методическое обеспечение реализации ФГОС;

· Методическое сопровождение аттестации педагогических работников;

· Создание в ОУ коллектива единомышленников.

Содержанием методической работы в общеобразовательном учреждении являются:

-совершенствование учебно-воспитательного процесса (контроль, диагностика, анализ, коррекция результатов учебно-воспитательной работы);

-повышение профессиональной подготовки учителей на основе

использования современных информационных технологий;

— разработка учебно-методической документации;

-организационно-методическое обеспечение научно-исследовательской работы, инновационных процессов;

— технологическое обеспечение образовательного процесса;

— организация работы учителей по самообразованию;

— выявление, обобщение и распространение положительного опыта работы учителей;

— проведение профессиональных смотров, конкурсов;

— аттестация педагогических кадров.

К основным направлениям деятельности методической службы относятся:

· мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогических работников;

· создание базы данных о педагогических работниках образовательного учреждения;

· изучение и анализ состояния и результатов методической работы в ОУ, определение направлений ее совершенствования;

· выявление затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе;

· сбор и обработка информации о результатах учебно-воспитательной работы ОУ;

· изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

· формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);

· ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;

· ознакомление педагогических и руководящих работников ОУ с опытом инновационной деятельности;

· информирование педагогических работников ОУ о новых направлениях в развитии образования, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;

· создание медиатеки современных учебно-методических материалов, осуществление информационно-библиографической деятельности.

· изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи: молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды;

· прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, оказание им информационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

· организация методических объединений педагогических работников ОУ;

· организация сети методических объединений педагогических работников образовательных учреждений;

· участие в разработке программ развития образовательных учреждений;

· организация методического сопровождения профильного обучения в общеобразовательных учреждениях;

· методическое сопровождение подготовки педагогических работников к проведению ЕГЭ;

· обеспечение комплектования фондов учебников, учебно-методической литературы ОУ;

· подготовка и проведение научно-практических конференций, педагогических чтений, конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических работников ОУ;

· организация и проведение конкурсов, предметных олимпиад, конференций обучающихся ОУ;

· взаимодействие и координация методической деятельности с соответствующими подразделениями органов управления образованием и учреждений дополнительного профессионального (педагогического) образования.

· организация консультационной работы для педагогических работников ОУ;

· популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований;

· консультирование педагогических работников ОУ и родителей по вопросам обучения и воспитания детей.

Современные направления деятельности методической службы

В области информатизации системы образования:

· создание системы дифференцированных сервисных услуг непрерывного образования педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, методическое сопровождение процесса непрерывного образования;

· организация сетевого информационно-коммуникационного обслуживания ОУ;

· анализ состояния подготовленности кадров в области владения компьютером, информационными технологиями;

· анализ состояния научного, учебно-методического, научно-технического обеспечения ОУ;

· участие в разработке курсовой системы подготовки педагогических и руководящих работников ОУ по проблемам информатизации системы образования;

· организация и проведение всеобуча по информационным технологиям для педагогических и руководящих работников ОУ.

Виды и формы организации методической работы

Различают следующие виды методической работы : работа с педагогическими кадрами по реализации задач школы; работа по организации методического обеспечения УВП; работа с молодыми специалистами, работа по внедрению педагогического опыта, работа по самообразованию; организация педагогического мониторинга.

Форма методической работы – это внешняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов, методического процесса, отражение системы его компонентов и условных связей.

Важным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода. В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные). Пассивные формы работы ориентированы в большой степени на репродуктивную мыслительную деятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Интерактивные формы предполагают создание нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.

Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Формы организации методической работы

Работа с педагогическими кадрами по реализации задач ОУ

Организационно-методическое обеспечение УВП

Источник

Выпускная работа методистаСистема методической работы с педагогическими работниками »

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Что такое методическая работа учителя. 0dc7 000be11e 811d189c. Что такое методическая работа учителя фото. Что такое методическая работа учителя-0dc7 000be11e 811d189c. картинка Что такое методическая работа учителя. картинка 0dc7 000be11e 811d189c.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ»

ИТОГОВАЯ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Тема: «Система методической работы с педагогическими работниками »

Муравьёва Татьяна Алексеевна

Кожевникова Ирина Ивановна

Раздел 1. Сущность и значение методической работы.

1.1 Понятие «методической работы» и ее задачи…………….5

1.2 Методы и формы методической работы…………………. 9

Раздел 2. Из опыта работы по организации методической работы.

2.1 Структура методической работы в

ГПОУ «Комсомольский индустриальный техникум………20

Список использованной литературы.

Эффективность работы всего коллектива педагогического учреждения зависит от правильного выбора и использования методистом разнообразных форм методической работы. Все направления методической работы способствуют выработке единой линии действий педагогического коллектива.

Поэтому необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательном учреждении. Мастерство педагога формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на местах, следовательно, методическая работа – важнейшее звено системы образования членов педагогического коллектива. Кроме того, повседневная деятельность по повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, и педагог имеет возможность в ходе своей работы каждодневно на практике закреплять свои теоретические познания.

Методологические и теоретические аспекты управления и организации методической работы обозначены в исследованиях Ю.К. Бабанского, Л.В. Поздняк, М.М. Поташника, П.В. Худоминского, Т.Н. Шамовой и др., Направления непрерывного повышения квалификации представлены в работах С.Г. Вершловского, Л.И. Луценко, Е.Е. Мамаевой, С.Г. Молчанова, Г.С. Сухобской, А.П. Шапошниковой, Т.Ю. Южаковой

Предметом – является система методической работы с педагогическими

— изучить педагогическую литературу по данной теме;

— исследовать организационно-теоретические основы работы методиста

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования : теоретический и эмпирические (личностно-ориентированный подход, при помощи которого создаётся основа для признания приоритета личности студента в образовательном процессе, и позволяет строить содержание образования с учётом его индивидуальных интересов и способностей; аналогия, моделирование).

Раздел 1. Сущность и значение методической работы.

1.1.Понятие «методической работы» и ее задачи.

В настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применения достижений науки и педагогического опыта.

В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя, модернизируются подходы к организации методической работы на всех уровнях.

Из этого определения методической работы в образовательном учреждении следует, что ее прямой, непосредственной целью является рост уровня педагогического мастерства педагога и всего коллектива образовательного учреждения.

Ю.К. Бабанский подчеркивает, что самым главным и существенным в методической работе в образовательном учреждении является оказание реальной, действенной помощи педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

Автор считает, что поскольку методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, вполне правомерно также рассматривать методическую работу как важный фактор управления учебно-воспитательным процессом.

Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Она осуществляется в течение учебного года и органично соединяется с повседневной практикой педагогов. Содействует развитию навыков педагогического анализа, теоретических и экспериментальных исследований.

Каковы же основные компоненты методической работы как системы? Ответ на этот вопрос можно получить, взяв за основу выявленные в дидактике основные компоненты системы обучения, ведь при всем своем своеобразии методическая работа в образовательном учреждении представляет собой особый, частный случай обучения. Сердцевиной этой системы, ее основой является взаимодействие людей-участников, методической работы. Сегодня в связи с расширением и усложнением задач образовательного учреждения, ее связей с окружающей социальной средой в роли объектов методической работы выступают не только педагоги, но и родители, органы ученического, самоуправления, сторонние заинтересованные организации.

В роли субъектов методической работы выступают, прежде всего, руководители образовательных учреждений, их заместители по учебно-воспитательной работе, призванные руководить методической деятельностью в соответствии с уставом, председатели методических объединений педагогов, специалистов, педагоги-наставники, руководители творческих групп. Таким образом, методическая работа по самой своей природе является очень демократичной, предусматривает роль каждого педагога не только как объекта управления, но и как активного участника повышения собственной квалификации и мастерства.

Наряду с людьми, в интересах обеспечения их продуктивного взаимодействия в системе методической работы существуют такие компоненты, как цель, задачи, содержание, организационные формы, методы и средства, условия повышения квалификации педагогов в образовательном учреждении, а также получаемые в ходе работы позитивные сдвиги-результаты. Единство и взаимосвязь всех компонентов системы методической работы ведут к повышению целостности, а значит и к росту результативности методической работы. Ослабление же внимания к любому из компонентов или к установлению связей между ними, их неподчинение главным целям неизбежно ведет к снижению качества, потере эффективности, перегрузке, отрицательному отношению части педагогов к самообразованию и повышению профессионального мастерства и другим нежелательным последствиям.

Методическая работа в образовательном учреждении занимает особое место в системе управления, тесно связана с его основными задачами и функциями.

Таким образом, методическая работа может существенно влиять на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы образовательного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать её как важный фактор управления.

Через методическую работу осуществляется подготовка педагогов к внедрению нового содержания образования, овладение инновациями и прогрессивными педагогическими технологиями.

Методическая работа представляет собой процесс совершенствования профессионального мастерства в межкурсовой период и развития личности педагогов путем самообразования и участия в коллективных формах обучения: методических объединениях, семинарах, проблемных группах, исследовательско-экспериментальной работе и др.

Основные задачи методической работы:

·обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику своей работы.

·систематическое, всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности на основе диагностики.

·стимулирование и развитие творческого исследовательского подхода к учебно-воспитательному процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность.

·выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта в учебном заведении.

·организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров

1.2 Методы и формы методической работы.

Эти же цели посвящены и вопросы, рассматриваемые на объединениях преподавателей и мастеров, которые традиционно называются, Цикловыми комиссиями. Занимаясь частными проблемами, связанными с разработкой конкретной деятельности мастеров и преподавателей, ЦК в основном охватывает все направления в своей работе:

-изучение и разработка учебно-методической документации;

— повышение качества учебно-воспитательной работы;

-повышение педагогической квалификации мастеров и преподавателей.

Первое направление охватывает:

·изучение новой учебно-программной документации и коррективы действующей рабочей программы (при необходимости);

·рассмотрение авторских программ обучения;

·обсуждение перечней учебно-производственных работ по специальностям;

·обсуждение перечней проверочных и квалификационных работ;

·обсуждение учебно-дидактического обеспечения и учебно-технологической документации, критериев оценок типичных работ, и др.;

·обсуждение детальных программ производственной практики и т.п.

Второе направление включает:

·проведение и анализ открытых уроков;

·организацию взаимопосещения занятий членами комиссии;

·обмен опытом (доклады опытных мастеров) учебно-воспитательной работы в группе;

·коллективное обсуждение отдельных направлений совершенствования процесса производственного обучения;

·обсуждение методических рекомендаций по различным вопросам учебной деятельности их внедрения в практику работы мастеров и преподавателей;

·рассмотрение паспортов комплексного методического оснащения специализированных и типовых учебных мастерских и кабинетов;

·анализ итогов производственного обучения и разработка мер по повышению его качества;

·обсуждение хода подготовки и проведения итоговых выпускных экзаменов и т.д.

Третье направление деятельности ЦК преследует организацию систематического повышения уровня квалификации ее членов. Это предполагает мероприятия такого рода:

·обзоры новых изданий педагогической и методической литературы;

·обсуждение конкретных публикаций по вопросам инновационных технологий, путей совершенствования производственного обучения, актуальных проблем взаимосвязи теории и практики и др.;

·организация смотров-конкурсов учебных мастерских, конкурсов профессионального мастерства, выставок рационализаторских предложений сотрудников и учащихся, смотров технического творчества в группах и т. п.;

·обсуждение рефератов и докладов, подготовленных на педагогические чтения, конференции инженерно-педагогических работников и т.п.

Даже далеко не полное перечисление вопросов, находящихся в компетенции методических комиссий, показывает широкие горизонты этой важнейшей коллективной деятельности в учебном заведении.

Методическая работа в образовательном учреждении представляет собой систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения, включая управление их самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием [4].

Участники проблемных групп, представляющих собой творческие лаборатории, решают конкретные проблемы, актуальные для отдельных педагогов, на основе анализа причин, приведших к появлению этих проблем, занимаются поиском путей их преодоления, исходя из собственного опыта, а также способов и методов, представленных в педагогической или методической литературе.

Школа молодого педагога оказывает методическую помощь начинающим педагогам, испытывающим затруднения в своей практической деятельности; пропагандирует достижения как педколлектива в целом, так и педагогической науки; занимается формированием нового педагогического мышления.

Временные творческие коллективы создаются только на период решения определенной проблемы, а затем самораспускаются. К их функциям относятся: экспертиза разработки учебно-планирующей документации; корректировка учебных программ по профессиям; обсуждение и утверждение текстов контрольных работ и экзаменационных билетов. Заседания там проходят в форме дискуссии, в процессе которой обсуждаются вопросы тестирования учащихся, тексты контрольных работ, авторские программы [4], отчеты о проведении предметных недель и творческие отчеты по профессиям.

Экспериментальной лабораторией могут воспользоваться как весь коллектив, так и отдельные педагоги, управленцы. Ее основные функции состоят в «запуске» и научно-методическом обеспечении эксперимента; консультировании педагогов и управленцев, испытывающих затруднения в опытно-экспериментальной деятельности; описании и оформлении результатов опытно-экспериментальной работы; разработке программы опытно-экспериментальной деятельности; диагностике хода эксперимента.

Работа методического кабинета осуществляется в форме индивидуальных и коллективных консультаций, курирования самостоятельной деятельности педагогов. Он также анализирует работу преподавателей и мастеров производственного обучения; систематизирует, оформляет и разрабатывает механизм трансляции педагогического опыта. Организует выставки лучших перспективно-тематических и поурочных планов, рефератов, методических разработок. Нетрадиционные формы работы с педагогическим коллективом разрабатываются с опорой на методическую и педагогическую литературу, при этом преследуются несколько целей: познакомить педагогов с инновационными подходами к обучению учащихся; дать возможность почувствовать свой потенциал и эффективность и побудить к использованию на своих занятиях.

Постоянный, взыскательный и самокритичный самоанализ собственной педагогической деятельности помогает выявить у себя слабые места в профессиональной подготовке.

Самообразование не исключает творческого общения и даже консультаций с более опытными и умудренными коллегами по работе. Но молодой педагог должен понимать, что заимствование чужого опыта, даже самого лучшего, не должно приводить к хроническому переносу его отдельных приемов или методов на свою работу. На вооружение надо брать идею, рациональную суть опыта, творчески интерпретируя его под свои условия работы, под индивидуальные особенности учащихся своей группы.

Повседневное повышение квалификации тесно связано с учебно-воспитательным процессом, и педагог имеет возможность в ходе своей работы ежедневно на практике закреплять теоретические познания.

К активным формам организации методической работы относятся [4]:

·Определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов.

·Определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия (случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся).

·Предварительное ознакомление педагогического коллектива с основными положениями обсуждаемой темы.

·Ознакомление слушателей с проблемой, ситуационной задачей. Вопросы слушателям предъявляются последовательно в соответствии с планом.

·Организация обсуждения различных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.

·Заключение по итогам обсуждения.

Методика организации и проведения: Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса.

Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

Методика организации и проведения:

Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется между руководителем и слушателями или между группами слушателей по определенной проблеме. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений.

Методика организации и проведения:

Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа.

. Конструирование игры: четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников; разработать общие правила игры.

. Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели: руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены; назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку; определяются время, условия и длительность игры.

. Подведение итогов, подробный ее анализ:

·общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;

·самооценка игроками исполнения порученных заданий, степень личной удовлетворенности;

·характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;

·анализ и оценка игры экспертами.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Методический мост является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются учителя разных колледжей города.

Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Решение педагогических задач

Мастерство педагога проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.

Педагогические задачи целесообразно брать из педагогической практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших преподавателей, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.

Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.

Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения учебной работы.

В системе профессионального образования сформирована сеть образовательных учреждений с высоким потенциалом педагогических коллективов для работы в инновационном режиме, ориентированных на реализацию новаторских методических идей, отработку нового содержания, активных методов обучения, разработку и апробирование новейших технологий.

В значительной мере преодолена некоторая замкнутость методической работы с педагогическими кадрами в пределах системы СПО. Отрабатываются механизмы взаимодействия научно-методических органов и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в решении актуальных научных и учебно-методических проблем, в обеспечении преемственности образовательных стандартов, содержания и форм обучения, разработки сопряженных учебных планов и учебных программ в рамках непрерывного профессионального образования.

Продолжается процесс обновления и усложнения содержания методической работы, ориентированной на создание новых учебных планов и программ с учетом требований международных образовательных стандартов, на комплексное методическое обеспечение образовательного процесса, внедрение прогрессивных педагогических технологий, обеспечивающих качество обучения, гармоничное развитие студентов.

В целях повышения эффективности методической работы широко практикуется метод диагностики, используемый также для выявления информационных потребностей педагогов, уровня их компетентности. Получило распространение планирование методической работы на диагностической, практикоориентированной основе, в большей мере учитывающей профессиональные интересы педагогов.

Характерным для последнего времени стало возросшее стремление руководителей образовательных учреждений и работников методических служб получать более объективные показатели эффективности методической работы. Когда учитываются не только и не столько количество проведенных методических мероприятий, а наиболее значимые результаты. В том числе:

реальное повышение уровня квалификации преподавателей, их методического мастерства, подтверждаемого при проведении учебных занятий, в процессе аттестации;

наличие у преподавателей современной учебнопрограммной документации, отвечающей требованиям образовательных стандартов, комплексного методического обеспечения каждого учебного занятия, всех тем и разделов учебной программы;

качество усвоения студентами учебного материала по всем дисциплинам, сформированность у них системы базовых знаний, умений и навыков, подтверждаемая входе зачетов и экзаменов, выполнения курсовых и дипломных проектов, государственной аттестации.

В то же время имеется ряд нерешенных проблем и недостатков в организации методической работы. Массовая практика еще недостаточно вооружена знанием радикальных путей повышения эффективности методической работы, одним из которых является системный подход.

Применительно к методической работе системный подход в самом общем виде представляет понимание методической работы (системой) и стремление к системному совершенствованию всех ее элементов: организации, содержания, форм проведения. При этом качественная реализация данного подхода предполагает разработку каждого из этих элементов.

Раздел 2. Из опыта работы по организации методической работы.

2.1 Структура методической работы в техникуме.

Методическая работа техникума направлена на повышение качества профессионального обучения в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Методическая работа регламентируется перспективным планом и на его основе – ежегодно утверждаемыми планом методической работы, планами работы цикловых комиссий; Положениями «Об учебно-методическом комплекте», «О школе молодого преподавателя».

Методическая работа осуществляется с целью развития творческого потенциала педагога, его профессионального мастерства, роста уровня образованности, развитости и воспитанности студентов, а также формирования профессионально-развитой личности, специалиста новой формации, имеющего духовно-нравственную подготовку.

Методическая работа направлена на обновление содержания обучения, повышение профессионального мастерства педагогов, оказание им методической помощи.

Приоритетными направлениями методической работы являются:

обновление учебно-программной документацией и обеспечение ею образовательного процесса;

оказание организационно-методической помощи педагогу в совершенствовании педагогической деятельности;

организация повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов;

развитие профессионального творчества педагогических работников;

комплексное методическое и дидактическое оснащение учебных дисциплин и каждой специальности в целом;

освоение эффективных технологий обучения, которые обеспечивают формирование у студентов системного мышления, готовности их к самостоятельному освоению новых знаний, приобретению профессиональных умений и навыков;

организация самостоятельной работы студентов по поиску знаний и умений.

Планируя свою работу, преподаватели учитывают:

знание и требования государственных образовательных стандартов СПО;

специфику содержания учебных дисциплин;

системный подход к обучению;

умение и готовность реализовать ту, или иную технологию обучения;

Реализуя основные функции методической работы такие, как информационная, аналитическая, содержательная, обучающая, преподаватели работают над развитием и внедрением в учебный процесс современных технологий обучения.

Создается и совершенствуется учебно-методическое обеспечение дисциплин. В учебно-методические комплекты включаются современные проблемы развития общества, различных отраслей деятельности, проблемы потребительской кооперации и т.д.

На педагогических советах рассматривались такие вопросы как:

задачи педагогического коллектива на текущий учебный год.

реализация Государственных образовательных стандартов нового поколения;

планы учебно-воспитательной и методической работы техникума в целом, а также по цикловым комиссиям;

применение инновационных технологий в процессе обучения;

проблема связи профессионального образования с производством;

новые формы обучения, направленные на практическую подготовку студентов;

специфика использования педагогических методов и приемов обучения при заочной форме обучения;

организация методического обеспечения дисциплин.

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям – это разработка и создание нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для качественной реализации образовательного процесса.

Основным направлением пополнения учебно-методического комплекта является работа по максимальному использованию материалов в изучении дисциплин, насыщении их материалами научно-практических конференций и практическим материалом предприятий города и района, справочно-информационными документами, которые определяют требования к профессиональным качествам специалистов конкретной специальности.

В методической работе уделяется большое внимание интеграции учебного процесса и производства, способствующей ускоренной адаптации выпускников на рынке труда, самостоятельной работе студентов, как условие обретения навыков поиска информации, ее анализа.

По дисциплинам разработаны задания для самостоятельной работы студентов, по приобретению знаний, развитию умений и навыков. В них содержатся материалы, задания, ориентирующие студентов самостоятельно мыслить, формировать новые идеи, грамотно работать с информацией.

Методическое обеспечение образовательного процесса носит комплексный характер. По всем дисциплинам имеются учебно-методические комплекты, представляющие собой систему нормативных документов и методических материалов, обеспечивающих различные виды деятельности преподавателя и студента на занятии и вне его.

Большое внимание уделяется подготовке преподавателей к разработке лекционного материала по отдельным дисциплинам.

С целью контроля и обобщения знаний студентов преподаватели разрабатывают и применяют карточки, вопросы для самоконтроля, тесты.

С целью охвата большего объема проверки усвоения знаний студентов применяются такие виды занятий как семинарское занятие.

Средствами, помогающими преподавателям эффективно организовывать работу студентов являются обращение к реальной жизни, дополнительная литература, наглядные пособия.

Поэтому в техникуме продолжается работа по созданию наглядных пособий.

С целью реализации требований учебного процесса большое внимание уделяется разработке и использованию заданий для практических занятий.

Разрабатываются письменные консультации по темам и в целом по дисциплинам, которые отражают методику их изучения с определением опорных вопросов, ключевых понятий, рекомендуемых приемов самостоятельной отработки вопросов, способов самоконтроля.

В соответствии с «Рекомендациями по планированию и организации самостоятельной работы студентов образовательных учреждений» самостоятельная работа студентов проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний, формирования умений использовать нормативную, правовую и справочную документацию.

Задания для самостоятельной аудиторной работы и внеаудиторной составлялись и применялись всеми преподавателями техникума. Задания составлялись в виде вопросов для самоконтроля, алгоритмов решения задач и заданий по темам, тестов, рефератов, таблиц, схем, вопросов к зачету.При выдаче заданий для самостоятельной работы у студентов формируется умение правильной постановки целей и хода выполнения работы, понимание необходимости выводов в процессе организации работы.

В ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы составляются сообщения, доклады, рефераты, выполняются различные упражнения, письменные работы.

Большое внимание уделяется работе с нормативной документацией.

Опираясь на внутридисциплинарные и междисциплинарные связи, при изложении учебного материала преподаватели используют знания студентов, полученные при изучении других дисциплин.

В своей работе преподаватели используют интеграцию образования с практической деятельностью организаций, которые обеспечивают установление тесных связей теории с практикой.

Для активизации познавательной деятельности студентов преподаватели используют в своей работе постановку вопроса (проблемное изложение материала), включение в него ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, создание опорных конспектов.

Преподаватели самостоятельно выбирают средства и методы обучения, которые стараются обеспечивать высокое качество образовательного процесса, исходя из традиционных методов обучения, используя рассказ, беседу, работу над источниками, упражнения, самостоятельную работу, обучающие ролевые игры, диспуты, развивая у студентов самостоятельность, инициативу, творческие способности, прививают интерес к учебе, обеспечивающих успешную профессиональную подготовку студентов.

Для организации контроля знаний и умений студентов преподавателями продумываются характер и объем контроля знаний в соответствии с изученным материалом, его особенностями, дидактическими целями занятия, подготовленностью студентов, их уровнем мышления. Учитывая все это, создаются и оформляются задания для входного контроля, текущего контроля, рубежного контроля знаний.

Реализуя компьютерные технологии, в учебном процессе проводятся занятия с применением компьютера как инструмента учебной деятельности, который дает возможность приблизить процесс обучения к реальному процессу познания, основанному на технологии моделирования, усилить экспериментальную и исследовательскую деятельность студентов.

Педагогический коллектив и администрация филиала постоянно работают над совершенствованием качества обучения, воспитательного уровня, координации деятельности цикловых комиссий.

С целью выявления, изучения и распространения передового педагогического опыта, оказания помощи начинающим преподавателям в подготовке и проведении занятий и внеаудиторных мероприятий, оказания помощи в подготовке и проведении открытых занятий и их обсуждении, организации взаимопосещения преподавателями техникума работает «Школа молодого преподавателя»(Приложение 1).

Информирование педагогического коллектива об эффективных формах и методах обучения и воспитания студентов осуществлялось путем ознакомления с информацией в комплектах «В помощь преподавателю». Формой повышения педагогического мастерства являются систематически проводимые открытые занятия.

Проведение открытых уроков является площадкой для обсуждений, обмена опытом по внедрению технологий обучения.

В техникуме разрабатывается и реализуется система проектов, направленных на модернизацию содержания образования, управление педагогическим процессом, планирование и развитие ОУ, повышение квалификации педагогов. Процесс реализации этих проектов позволяет решить несколько задач: реализовать стратегию инновационного развития колледжа, повысить проектную культуру педагогов, создать условия для использования метода проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе, организовать социальное партнерство между всеми участниками образовательного пространства.

Для улучшения методической работы следует шире применять меры, позволяющие добиваться ее планирования, в большей мере учитывать профессиональные интересы преподавателей, выявлять их информационные потребности, уровень их профессионально-педагогической компетенции и мотивов их педагогической компетенции.

Педагогический коллектив техникума продолжит внедрение в учебный процесс новых эффективных форм и методов обучения, способствующих активизации, познавательной и мыслительной деятельности студентов, повышению качества обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *