что такое force feedback на руле
Force Feedback: прошлое, настоящее, и немного о будущем
Force Feedback (далее в тексте — FF) в буквальном переводе на русский означает «отдача». Соответственно и устройства, реализующие эту технологию, я так и буду называть: «устройства с отдачей», или, на наукообразном языке — «устройства с обратной тактильной связью». Необходимость этой самой связи, я думаю, доказывать не надо: человек настойчиво стремится довести компьютер до состояния, при котором он сможет воздействовать на все 5 чувств пользователя. Зрение — это само собой разумеется, слух — у кого сегодня звуковой карты нет? С вкусовыми и запаховыми бластерами пока напряженка, а вот насчет осязания дело обстоит немного лучше.
Так сложилось, что наиболее успешные проекты в деле обучения компьютера общению наощупь, во второй половине 90 годов в основном реализовывала фирма Immersion. До PC’шек она, как и многие другие солидные фирмы «докатилась» со временем, а начинала она, работая над серьезными проектами в области создания виртуальной реальности. Причем, получалось это у нее довольно неплохо: так, в июле 1995 года фирма получила от Министерства энергетики США 2-летний грант на разработку устройств, с применением технологии обратной связи для медицинских нужд. Оно и правильно: на компьютере тренироваться в хирургии дешевле будет, чем на людях.
Но грант — грантом, а параллельно, а возможно, не параллельно, а во время работы над ним, Immersion разработала технологию, позволяющую видеоиграм командовать устройствами, подключенными к компьютеру, с целью ввода пользователя в заблуждение: где же он все таки находится — перед экраном, или за ним? Протокол, отвечающий за ее воплощение, получил название I-Force. И вот, в феврале 1996 года Immersion и один из ведущих в мире производителей джойстиков, CH Products, поделились с миром своими планами по выходу этой самой технологии на рынок компьютерной периферии. Назвали первенца (понятно, что первым таким устройством стал джойстик) Force-FX.
Уже через 2 месяца после анонсирования, CH показала пробные образцы продуктов, основанных на I-Force, на Конференции разработчиков компьютерных игр в Калифорнии. За месяц до этого Immersion объявила о начале лицензирования этой технологии. В пресс-релизе упоминались названия таких игр, использующих ее, как Descent II, Jet Fighter III и т.д. С целью стимуляции использования I-Force в программных продуктах Immersion бесплатно выложила его API на своем сайте. Не довольствуясь ролью создателя технологии, Immersion сама выпускает джойстик с ее использованием. Impulse Engine 2000 стоил «всего-навсего» 4995$. Несмотря на такие цены, компания предсказала, что в течение следующих 4 лет, 75% всей компьютерной игровой периферии будут, в той или иной степени, поддерживать force-feedback. Еще через месяц к веселой компании присоединилась Interactive I/O, объявившая о выпуске в конце 1996г. руля Virtual Vehiсle, должного придать больший натурализм автосимуляторам.
В мае Immersion объявила о присоединении Gravis’a и показала на E3 в Лос-Анджелесе предсерийные образцы Force-FX и Virtual Vehicle, а также игры, их поддерживающие: Need For Speed, Descent II, Jet Fighter III, Silent Thunder: В том же месяце компания объявляет о том, что количество разработчиков программ, использующих I-Force, превысило цифру 300. А на Impulse Engine 2000, несмотря на его несколько завышенную цену, покупатели все-таки нашлись: в июне Immersion получает еще один двухгодичный грант, на этот раз от людей, использующих джойстики чаще всех — от ВВС. Цель гранта — улучшение методик пилотажных тренировок летчиков.
Наконец, к рождеству 1996 года Force-FX от CH, стоимостью 169$, увидел свет, и сразу был оценен по достоинству. Computer Gaming World поставил его 2 в списке «10 продуктов Рождества 1996». Тем временем, список производителей, встраивающих в свои продукты технологию I-Force, потихоньку продолжал расти, в начале 1997 года к нему добавились Logitech и ACT Labs, а Immersion, тем временем, включила поддержку I-Force 2.0 в Microsoft’овский Direct-X 5.0. I-Force 2.0 довольно далеко ушел от своего предшественника, позволяя реализовывать в программах такие эффекты, как, например, перемещение в колеблющейся жидкости, используя обсчет в реальном времени. Плюс, был выпущен инструментарий, в виде графического редактора, который переводил созданные с его помощью эффекты, непосредственно в Direct-X код, что значительно упростило разработку программ с использованием отдачи.
Этим летом в стан производителей оборудования I-Force, одним из последних, перешел Trustmaster, сделав этот протокол поддерживаемым практически всеми крупными производителями игровой периферии для компьютеров. Тогда же, Intel, начавший продвигать свою шину для периферийных устройств — USB, также подписал соглашение с Immersion, о совместной раскрутке этих двух технологий. Immersion немедленно выдает на-гора Impulse Stick — force-feedback джойстик на этой шине.
В начале 1998 года Immersion наконец умудрилась запихнуть технологию force feedback на кусочек силикона — 48 МГц RISC процессор, что не может не радовать, т.к. должно повлечь за собой удешевление устройств, использующих ее, в том числе, я надеюсь, и FEELit Mouse. Чип включает в себя поддержку как стандартного последовательного порта, так и USB. Очень хотелось бы надеяться, что в этом году, по популярности он повторит судьбу другого чипа — 3Dfx.
Закончить хочется на оптимистической ноте: в феврале о поддержке этого стандарта объявил Primax, а Immersion и Microsoft продолжали работу над лучшей интеграцией I-Force в Direct-X 6.0 и 7.0.
Как выбрать игровой руль (2019)
Гоночные игры давно и прочно заняли свое место в игровой индустрии: ежегодно выходят десятки новых игр – от примитивных аркад до автосимуляторов со сложной физикой и поведением автомобилей, близким к реальному.
Однако не так-то просто погрузиться в игру и ощутить себя за рулем реального автомобиля, управляя им с помощью клавиш или кейпада. Для киберспортсменов же наличие игрового руля становится просто необходимостью – полностью использовать ресурсы виртуального «болида» можно только с помощью качественного рулевого комплекта. Понятно, что требования киберспортсменов заметно отличаются от тех, которые предъявляют рядовые поклонники гоночных аркад. Поэтому выбор игровых рулей довольно велик – от небольших «игрушек» без педалей и с минимумом функций, до полноразмерных рулей с полноценной обратной связью и возможностью подключения разнообразных коробок передач.
От набора характеристик зависит и цена устройства, поэтому перед покупкой следует определиться: какими опциями обладают игровые рули, как они влияют на процесс игры и готовы ли вы платить за их наличие? Также сразу решите: нужен ли вам только руль, или комплект из руля, педалей и коробки передач?
Характеристики игровых рулей
Совместимые платформы – для игровых приставок поколение так же важно, как и сама платформа – поддержка рулем PS4 не гарантирует возможности его подключения к PS3, как и наоборот. Если вашей платформы нет в списке поддерживаемых, вполне вероятны проблемы при подключении.
Диаметр руля сильно влияет на «правдоподобность» ощущений при вождении.
Минимальный диаметр игровых рулей – 19-20 см, в реальности рулевые колеса такого размера бывают разве только на болидах Формулы 1 (которые, в сущности, совсем не рулевые колеса, а скорее сложные электронные манипуляторы).
Большие игровые рули имеют размер до 33 см в диаметре.
При этом самые маленькие реальные раллийные рули имеют диаметр 32-33 см, на большинстве серийных спорткаров руль имеет размер 34-37 см, а на обычных легковых автомобилях устанавливаются рулевые колеса диаметром 37-39 см. Таким образом, чем больше диаметр игрового руля, тем он «ближе к реальности».
Рули Формулы 1 достойны отдельного упоминания – они слишком сильно отличаются от обычных автомобильных рулей. Во-первых, они не предназначены для перехвата руками, поэтому давно уже имеют не круглую, а прямоугольную форму с анатомическими ручками по бокам; максимальный угол поворота руля реального болида составляет 240°. Размер руля болида весьма невелик – это, во-вторых. Ну и, в-третьих, практически все управляющие элементы болида (за исключением педалей) вынесены именно на руль, превращая его в помесь штурвала с калькулятором.
Если вы поклонник игр, посвященных исключительно F1, обратите внимание на эти особенности при выборе руля.
Гонки – достаточно динамичный вид игр, требующий быстрых движений с большим ускорением. Если руль при этом не будет жестко закреплен, он будет «прыгать по столу», мешая управлению.
Недорогие модели крепятся к столу при помощи одних только присосок, и надежным такое креплениеназвать никак нельзя.
Чего уж говорить о рулях вообще без крепления – такие подойдут только для спокойных игр.
Чтобы руль крепко стоял на месте при любых маневрах, выбирайте модели со струбциной. Как правило, она представляет собой скобу, упирающуюся в нижнюю поверхность столешницы и притягиваемую к рулю винтом. Особенно важно надежное крепление для больших рулей – чем больше диаметр рулевого колеса, тем большее усилие передается на его корпус при повороте руля и – особенно – при повороте до крайнего положения.
Угол поворота руля также важен для «правдоподобности» ощущений. Кроме того, малый угол поворота может ограничить управляемость вашего «автомобиля» в некоторых играх и на некоторых платформах.
Если же говорить о правдоподобности, то максимальный угол поворота в 180° (по 90° в обе стороны) даст реальные ощущения только в скоростных играх типа той же формулы 1 – на реальных болидах этой гонки руль редко поворачивается более чем на 90° от среднего положения.
В раллийных симуляторах желательно, чтобы руль мог поворачиваться как минимум до крайнего положения без перехвата – это примерно 240-270°.
Возможность перехвата руля пригодится в реалистичных симуляторах для прохождения крутых поворотов, в дрифт-симуляторах для движения в управляемом заносе, и для этого желательно, чтобы руль мог совершить более одного полного оборота в каждую сторону, т.е. угол поворота должен быть более 720°.
На реалистичность процесса управления машиной влияет также и комплектация игрового руля: наличие блока педалей, коробки передач и ручника. Самые простые рули вообще не имеют, ни педалей, ни возможности их подключения. У рулей посложнее количество педалей может отличаться. Некоторые топовые рули также не комплектуются педалями – их придется докупать отдельно.
Обратите внимание, что не все игровые рули с тремя педалями имеют рычаг коробки передач, и, чтобы задействовать сцепление (третью педаль), коробку передач придется покупать отдельно. С одной стороны, это заметно увеличивает цену комплекта, с другой стороны, дает возможности по его конфигурированию: в продаже имеются коробки передач самого различного вида: секвентальная, шестиступенчатая, восьмиступенчатая и т.д.
Впрочем, отсутствие КПП вовсе не означает, что передачи придется переключать на клавиатуре – в большинстве рулей для этого можно использовать подрулевые лепестки.
Ручник (ручной тормоз) в комплекте игрового руля встречается довольно редко. В то же время, некоторые трюки в дрифт-симуляторах возможны только при использовании ручника. Конечно, можно оставить эту функцию назначенной на какую-нибудь кнопку на клавиатуре или на самом руле, но, если вы хотите достигнуть полного реализма, ручник вам придется покупать отдельно.
Если вы планируете приобрести пока только руль, а педали и коробку передач докупить позже, то имейте в виду, что не всегда можно собрать комплект из элементов разных производителей. Обладателям PC об этом беспокоиться не надо – педали и коробка передач обычно могут быть подключены как отдельные устройства и так же использованы. А вот на многих приставках такой «фокус» не пройдет, и, к примеру, коробку передач Thrustmaster можно будет использовать только в связке с игровым рулем того же производителя.
Ну и, разумеется, ничто так не способствует погружению в игру, как наличие обратной связи (force feedback) и виброотдачи. Виброотдача вызывает вибрацию рулевого колеса, а обратная связь создает на руле определенное усилие, меняющееся в зависимости от условий езды.
У недорогих моделей обратная связь зачастую вообще отсутствует, а вибрация включается по любому поводу – в поворотах, при заносе, при выезде на обочину и т.д.
В моделях подороже частота и амплитуда колебаний виброотдачи может меняться в зависимости от текущего дорожного покрытия, а обратная связь сигнализирует о сцеплении колес машины с дорогой и вызывает рывки руля в момент наезда на препятствия и неровности.
Материал оплетки руля влияет на надежность и удобство хвата в любых условиях, на тактильные ощущения.
Пластиковые рули без оплетки – дешевый, но наименее практичный вариант. Самые дешевые рули вообще не имеют оплетки – это наихудший вариант. Ощущения от «голого» пластика некомфортные и, стоит ладоням вспотеть, руль начнет проскальзывать.
Резина – наиболее распространенный материал оплетки, отличающийся оптимальными эксплуатационным характеристиками – она приятна на ощупь и не скользит в руке. Из недостатков можно отметить низкую износостойкость, вследствие чего при активной эксплуатации резиновые вставки довольно быстро теряют внешний вид.
Кожа и замша (алькантара) – удел топовых моделей. Эти материалы обладают великолепными эксплуатационными характеристиками, но довольно дороги и на моделях среднего класса их не встретишь.
По типу подключения рули могут быть проводными, подключаемыми по интерфейсу USB и беспроводными. Впрочем, рули чаще всего устанавливаются стационарно, особого смысла в беспроводном подключении для них нет, поэтому большого распространения беспроводные рули не получили и в продаже их почти нет.
Варианты выбора игровых рулей
Бюджетные игровые рули сегодня доступны практически каждому и предоставляют игроку неплохой набор опций – пара педалей и виброотдача встречаются сегодня даже в самых недорогих моделях.
Если уровня реализма, предоставляемого вам рулями начального уровня, недостаточно, выбирайте среди более «продвинутых» гаджетов с большим углом поворота.
Ручная коробка передач добавит реализма в вашу игру
Чтобы полностью ощутить себя за рулем гоночного болида, выбирайте среди рулей с обратной связью и большим углом поворота.
Максимум достоверности, «реальные» размеры и материалы, передаваемые на руль ощущения от каждого виртуального камушка под колесом вашего игрового болида – это все игровые рули топового уровня.
Как выбрать лучшие девайсы для гоночных симуляторов
Кирилл «gr1nder» Русаков
Играть в гоночные симуляторы без руля — затея сомнительная. Только с таким контроллером можно получить тот игровой опыт, который задумали разработчики. А использование геймпада (а то и клавиатуры) может не просто испортить вам впечатления от игры, но и навсегда отбить желание вовлечься в симрейсинг. Cybersport.ru расскажет, как правильно подойти к выбору контроллера для гоночных симуляторов.
Какие параметры есть у рулей
При покупке важно уточнить, какой именно тип обратной связи используется в руле. Зачастую производители не уточняют этот момент в описании и таким образом вводят пользователя в заблуждение. Пассивная система реализована с помощью пружины, которая возвращает руль в исходное положение при повороте. Она не имеет никакого смысла с точки зрения информативности. Нам же нужна обратная связь по усилию (Force Feedback) — руль также будет возвращаться в исходное положение, однако крутящий момент будет регулироваться системой электродвигателей, шестерёнок и ремней, имитируя реальное его поведение.
Помимо самого рулевого колеса и базы, в набор обычно входит педальный блок и другие дополнительные девайсы : блок переключения передач, ручник и так далее. Здесь уже тонкостей слишком много, чтобы описать их все в одном-двух абзацах, так что выделим только главные нюансы. Например, в педальном блоке может не быть педали сцепления. В принципе, она нужна далеко не всем, так как многие гоночные автомобили оснащены автоматическим сцеплением, но если вы фанат «механики», дрифта и так далее, то без сцепления просто не обойтись. Что же касается блока переключения передач, то в продаже есть варианты и под секвентальные коробки, и под механические, при этом может различаться и количество позиций (передач).
В симрейсинге нет понятия «бюджетный»
Открывая любой интернет-магазин в поисках игрового руля и сортируя по цене от дешёвых к дорогим, можно найти сотни вариантов стоимостью от ₽ 2 тыс. от десятка разных производителей. Но не стоит даже думать, что среди бюджетных вариантов есть подходящие для симрейсинга модели. В реальности нам понадобится бюджет раз в 7–10 больше. Дешёвые рули лишены обратной связи по усилию, имеют маленький угол поворота и для наших запросов абсолютно бесполезны. Максимум, на что они годятся, — поразвлекаться в аркадах. Да и развлечением это будет разве что только для детей или людей, никогда не управлявших реальным автомобилем.
Logitech G29 — от ₽20 тыс.
В комплекте мы получаем диапазон угла поворота от 270 до 900 градусов (можно хоть в Euro Truck Simulator c ним играть при желании), информативную обратную связь и педальный узел со сцеплением. Обратная связь работает не идеально, но новички вряд ли это почувствуют, а значит, для начального освоения симрейсинга она подойдёт. На руле есть множество кнопок и переключателей, на которые можно назначить все необходимые органы управления, чтобы не нужно было постоянно брать геймпад или мышку.
Thrustmaster T150 PRO Force Feedback — от ₽21 тыс.
Эта модель менее надёжная, чем Logitech G29, иногда перегревается при активной рулёжке и выключается. У T150 PRO меньше кнопок, что может доставить проблем в симуляторах вроде F1, где очень много органов управления вынесено на руль. Но зато у него есть два ключевых преимущества — более совершенный и точный механизм обратной связи и максимальный угол поворота в 1 080 градусов.
В остальном же он мало чем отличается от G29 и G920: педальный узел со сцеплением в комплекте, рулевое колесо с резиновыми вставками, разве что поддержки Xbox One нет. При желании можно сэкономить тысячу рублей и купить версию без приписки PRO, получив педальный узел без сцепления. Так что если вы управляете гоночным автомобилем достаточно аккуратно и не любите заезды по несколько часов, а качество обратной связи для вас важнее, то T150 PRO вам подойдёт больше, чем G29.
Thrustmaster T300 RS — от ₽32 тыс.
Thrustmaster T300 RS стоит значительно дороже T150, однако он лишён всех недостатков своего более дешёвого собрата вроде перегрева и не лучшей надёжности. Из минусов — в стандартном комплекте идут две педали. Можно купить более дорогие аналоги — T300 RS GT Edition или T300 Ferrari Integral Alcantara Edition, там на педальном узле будет ещё и сцепление. Однако они дороже на ₽3 тыс. и ₽8 тыс. соответственно, а помимо педалей вы получаете только логотип Gran Turismo на GT Edition и значок Ferrari и обшивку из алькантары на Ferrari Integral Alcantara Edition. Так что, если бюджет позволяет, при выборе между G29, T150 и T300 стоит обратить внимание именно на последнюю модель.
Когда деньги не проблема
В мире существует множество производителей топовых решений для гоночных симуляторов. Не каждый тайтл сможет реализовать все их возможности, при этом цена девайсов может доходить до нескольких тысяч долларов. Но именно они способны дать виртуальным гонщикам лучший игровой опыт.
К таким производителям относятся SimXperience, SIMUCUBE, SIM-PLICITY, Fanatec, SIMAGIC и другие. В них обратная связь реализована не с помощью шестерёнок и ремней, а прямым соединением между рулём и электродвигателем, который и создаёт усилие. Это позволяет получить самую точную передачу любых неровностей дорожного полотна, смещений машины, заносов, износа шин, потери сцепления, повреждений и столкновений.
Минус этой системы только один — цена. Производители предлагают не полноценные изделия, как Thrustmaster и Logitech, а комплекты из отдельных составляющих — базы, съёмного рулевого колеса, педального узла и так далее. И самый дешёвый и минимальный набор обойдётся примерно в тысячу долларов, то есть больше ₽70 тыс. Но взамен вы получите надёжный продукт из лучших материалов и комплектующих, а также возможность без особых сложностей менять рулевые колёса любого дизайна на штурвалы, в том числе и те, которые будут точными копиями реальных аналогов.
Если денег нет, а гонять хочется
Существует достаточно старых, но качественных моделей, уже снятых с производства, поэтому найти их в магазинах будет практически невозможно. Зато на «Авито», «Юле» и других подобных площадках можно по хорошей цене приобрести б/у варианты. Единственная проблема — к PS4, Xbox One и консолям нового поколения подключить их без танцев с бубном и дополнительных адаптеров не получится.
Logitech MOMO Racing (₽1,5–4 тыс.) — самый доступный и простой вариант, с которого можно начать знакомство с миром симрейсинга. В нём присутствует обратная связь по усилию, есть даже простейший секвентальный переключатель передач.
Из минусов — максимальный угол поворота в 240 градусов, то есть полноценного опыта управления дорожными автомобилями вы не получите. Но для гоночных болидов этого вполне достаточно. На том же «Авито» можно найти уже модифицированные под 600 и 900 градусов варианты или же комплекты для модификации. Но такие решения создают новую проблему: обратная связь будет работать не так точно, как при 240 градусах.
Thrustmaster Ferrari F430 Force Feedback (₽4,5–8 тыс.) — руль с максимальным углом поворота в 270 градусов. У него нет рычага переключения передач, но зато обратная связь по усилию реализована намного лучше, чем в Logitech MOMO Racing. При этом он намного надёжнее, чем более новый T150 — не стоит беспокоиться о том, что подержанный руль долго не проживёт.
Logitech Driving Force GT (₽5–8 тыс.) — в своё время настоящий «народный» руль с 900 градусами поворота и обратной связью по усилию. Одно из лучших решений по соотношению цены и качества.
В комплекте идёт педальный узел без сцепления и рычаг переключения передач. Driving Force GT — самый универсальный вариант из того, что можно купить на вторичке дешевле ₽10 тыс. И несмотря на обратную связь, которая по качеству хуже, чем у Thrustmaster, он вполне подойдёт новичкам и не самым придирчивым пользователям.