что такое bcm в машине
Замена блока управления бортовой сети (BCM)
Всем доброго времени суток!
Ну вот, наконец, и появилась возможность заменить блок управления бортовой сети (он же – 9-й блок, он же — центральный блок электроники, он же — Body Control Module — BCM).
Стоящий с завода блок средней версии 1K0 937 086C практически во всем устраивал. Он поддерживал большинство функций, в том числе и добавленный обогрев лобового стекла, который на Golf VI с завода не устанавливается.
Однако после установки камеры ассистентов не заработал ассистент дальнего света (FLA) – BCM-зависимая функция, в то время как гейтвей-зависимые функции (ассистент распознавания дорожных знаков и ассистент движения по полосе) заработали сразу.
На Volkswagen Club подтвердили, что причина – устаревший BCM и посоветовали ставить от …086M и выше.
Рекомендовали также ставить 1K0 937 087D, так как он устанавливался на Golf VI GTI и R с функцией FLA, камера которой располагается в зеркале заднего вида, и эту функцию точно поддерживает. Находил на Авито и ZZAP этот блок и близкий ему 1K0 937 087J. Однако блок управления бортовой сети должен быть только от машины с ключевым доступом, поскольку у меня такой. А точно выяснить, какой был доступ (ключевой или бесключевой) у перекупов было невозможно. 100%-ной информацией из тех предложений, что были, никто из них не владел. Опять задал вопрос на Volkswagen Club, как это можно выяснить, но там сообщили, что по маркировке это не определить, и если у машины-донора доступ был бесключевой, то прописать радиобрелки ключей в BCM, у машины-реципиента с ключевым доступом без прибора VVDI (спасибо за комментарий ниже Andrzey808), которым, например, Andrey-NA и drsedoy привязывают ключи к приборке и обновляют ее софт, не получится. Канал адаптации 1 в BCM, где прописываются ключи, будет недоступен (об этом ниже).
Тут произошел один случай, из-за которого я подумал, что для работы ассистента дальнего света нужен не только поддерживающий эту функцию BCM, но и левый подрулевой переключатель с кнопками круиз-контроля. После установки такого подрулевого переключателя, при включении дальнего, у меня появился заветный значок,
однако после выезда на ночную трассу стало понятно, что FLA не работает, а значок появляется лишь потому, что в BCM стоит галка напротив «Ассистент дальнего света установлен». Но Andrzej808 написал ниже, что без разницы, с кнопками круиза левый подрулевой переключатель, или без них, FLA будет работать, если его поддерживает BCM. Я предполагаю, что во время замены левого подрулевого произошел обрыв и последующее восстановление цепи, и это могло каким-то образом, пусть и не до конца, но активировать FLA.
Продолжив поиски BCM, наткнулся на такой: 1K0 937 087Q. Это тоже т. н. «высокая» версия, то есть блок с полным набором функций. Снят он был со Шкоды Октавии с ключевым доступом. То есть, мои ключи в нем однозначно прописались бы.
Начал выяснять, подойдет ли он для Golf VI? Опять задал вопрос на Volkswagen Club, но, увы, ответ никто не дал).
На Ebay находил блоки для Golf VI с маркировкой …087J, …087L и …087T, как, например, у этого продавца
То есть, блок более свежий, чем …087Q. Завязал с ним переписку, и он подтвердил, что блок подходит для Golf VI и именно для европейского рынка.
Взял в итоге уже упомянутый 1K0 937 087Q по очень выгодной цене – 3000 руб., и в один из выходных пошел ставить.
Шаги снятия/установки BCM следующие:
1. Подключаем Васю диагноста или другую похожую программу, копируем и сохраняем кодировку блока.
2. Выключаем зажигание и скидываем минусовую клемму с аккумулятора
3. Не обязательно, но это облегчит с/у блока реле и BCM, — снимаем переднюю накладку торпеды слева и блок предохранителей (подробно об этом – здесь. )
4. Снимаем подушку безопасности ног водителя. Отсоединяем сначала ее разъем, а потом откручиваем 4 гайки, которые ее фиксируют. Я сначала разъем не отсоединял, и просто приставил снятую подушку к стенке центральной консоли. Но провода подушки оказались натянутыми, и я решил отсоединить ее. Нужно потянуть за оранжевый фиксатор и вытянуть разъем.
5. Снимаем воздуховод пространства ног водителя, открутив фиксирующий его винт. Он сам после этого отвалится)
6. Откручиваем диагностический разъем OBD. В мануале написано, что нужно снять плафон освещения пространства ног. Но этого недостаточно для доступа к черному разъему A.
7. Отсоединяем 3 разъема (черный, белый и коричневый).
8. Снимаем блок реле, крепящийся книзу от BCM. Из-за не очень удобного расположения, снимков сделал мало. Блок реле крепится двумя защелками в боковых петлях корпуса BCM на нижней его поверхности.
Их нужно вдавить вверх тонкой отверткой или тонкой битой торкса и потянуть блок на себя назад (для этого и делаем п. 3). После чего спустить блок к педали сцепления, чтобы не мешал.
9. Нажимаем на защелки, фиксирующие BCM, как показано стрелками,
и вытаскиваем блок вниз и чуть назад. А потом аккуратно протаскиваем его в пространство ног водителя между кронштейном подушки ног водителя и педалями. Места там очень мало. Поэтому, чтобы не поцарапать блок, действовать надо аккуратно!
Небольшое лирическое отступление) Сравниваем старый и новый блоки.
В новом есть дополнительные пины 48 и 49 в разъеме С, отвечающие за движение шторок ксеноновых фар, если они установлены. Такую же распиновку имеют следующие блоки …087x и …087xx: 1K0 937 087D, 1K0 937 087J, 1K0 937 087L, соответственно, мой 1K0 937 087Q, 1K0 937 087AD, 1K0 937 087AK, 1K0 937 087AR.
Однако есть еще блоки …087x и …087xx, где присутствуют дополнительные 27 и 28 пины в разъеме B, а также 30 и 37-41 в разъеме А.
1K0 937 087R встречается в двух вариантах: с этими пинами и без. Для чего эти дополнительные пины, в элекросхемах Эльзы для Гольфа, Тигуана, Джетты и Октавии я не нашел. Там написано, что они не используются.
Мой же …Q идентичен по распиновке …D, который, как я уже писал, ставится на Гольфы с FLA.
Далее – устанавливаем новый блок на место, собираем все в обратной последовательности и приступаем к кодировке.
После включения зажигания на приборке ожидаемо появилась гирлянда ошибок) Блок распознался Васей.
Вставляем сохраненную кодировку. Блок принял ее.
Далее приступаем к прописыванию брелков ключей в блоке. Без этого они не работают: жмешь на кнопки открыть/закрыть, а замки не реагируют.
Чтобы привязать ключи, в канале адаптации 19 убираем заводской режим. Меняем цифру 1 на 0 и сохраняем. У меня, правда, заводской режим был отключен, и стоял 0.
Далее – в канале адаптации 1 вводим количество ключей. По умолчанию, почему-то, в новом блоке стояло 5. Меняем на 2. Нажимаем на тест и сохраняем. Без нажатия на кнопку Тест кнопка Сохранить не активна
Там же и всплывает окно с подсказкой. Пишут, что после этого у нас есть 15 сек, чтобы успеть сделать это.
Нажимаем на кнопку «Открыть» на первом ключе до моргания сигналов поворотников с обеих сторон, как при открытии замка. Занимает это около 1 сек. Я сначала привязал ключ, находившийся в замке зажигания. Оно, понятно, в этот момент включено. А потом такую же процедуру проделываем со вторым ключом. Оба ключа прописались без проблем. Удаляем ошибки.
У меня осталась одна нестираемая ошибка по ДХО (обрыв цепи), а сами они не работали. Об этом также сигнализировала пиктограмма горящей лампочки на приборке.
При этом, если ДХО запустить через ПТФ или лампы ближнего света – все работало. Лампы же ДХО активировать не удавалось. Ничего не помогало: ни повторное кодирование 15-го байта (ДХО через дополнительные лампы), ни сброс параметров освещения на приборке.
Подумав, решил пойти на риск и сделать полный сброс параметров. То есть, выставить в «неприкасаемом» 18-м байте кодировку C0 – сброс). Прочитав еще раз различные источники по «гибели» блоков после такого сброса или возникновении «синдрома новогодней елки», обратил внимание, что это касалось их старых ревизий: …084x, …085x и — реже — …086x. И я не нашел ни одного такого случая с высокими версиями: …087x или …087xx. Далее зашел на легендарный пост Ayoung по проблемам с 18-м байтом. Там он писал, что проблемы возникают, в основном, с Тигуаном, а не с Гольфом (у Тигуана блоки начинаются с 5K0…, а у Гольфа — с 1K0…, возможно, и в этом причина тоже).
В общем, меняем кодировку с 00 – стандартные значения на C0 – сброс.
Все внутреннее и наружное освещение погасло. Я подумал, какую кодировку ставить: 03 Golf (Северная Америка) или 04 Golf (остальной мир). Но сначала решил попробовать опять 00 – стандартные значения — и не ошибся).
Секунд 5 блок принимал новые параметры, и… все заработало: ДХО, Coming Home, Leaving Home и т. д. Вопрос – а почему с той же самой кодировкой до сброса не работали ДХО. Я предполагаю, что эти самые «стандартные значения» были для донора Октавии. Если посмотреть в программе VAG-Helper by skodapilot, то в ней показано, что пины ДХО в BCM у Гольфа 6 и у Октавии разные. Возможно, после сброса, во время установления новых «стандартных значений», блок опрашивает все подключенные к нему устройства и выставляет параметры в соответствии с введенным в него длинным кодированием. То есть, прошло, своего рода, «самообучение» блока.
Меня со сбросом, что называется, «пронесло»). Но, все-таки, рекомендую не забывать о рисках при выполнении этой процедуры!)
Все функции работают, как раньше. «Бонусом» стало такое сообщение на дисплее приборки после выключения зажигания).
Возможно, оно сигнализирует, что у меня при открытии машины идет разблокировка только водительской двери.
Важно! Я бы не рекомендовал ставить на Гольф 6 слишком свежие блоки с двухбуквенным обозначением на конце, вроде 1K0 937 087AA, 1K0 937 087AD и т. д., поскольку более свежие версии прошивок меняют назначение пинов. Они могут не соответствовать проводке, в итоге функции будут искажены. Например, 1K0 937 087AS (от свежей Yeti) на Гольф 6 не встал (уже приводил этот пост). Это как с новыми софтами приборок: заливаешь их, и пиктограммы могут сместиться (как омывайка, например и неисправность ламп меняются местами). После чего нужно править eeprom.
Огромное спасибо Диме Рябикову (Dryabikoff) и Алексею из компании РеtranVаg Tuneе за помощь при возникавших по ходу работ вопросов!
«А что с ассистентом дальнего света» – спросите вы?)) Пока еще не успел его опробовать. Будет возможность выехать на темную трассу и проверить – обязательно сделаю это и отпишусь.)
Все о BCM блоках, гейтвеях, FPA и DCC на платформе PQ26 (6C0937*)
Рад возможности в очередной раз всех приветствовать!
Сегодня мы поговорим о BCM (Board Control Module/блок управления бортовой электроникой/блок «комфорта») или иными словами блок 9, а также Gateway (гейтвей/шлюз) или иными словами блок 19, которые присутствуют в любом автомобиле VAG.
Почему очень важно понимать как они работают? Да потому, что драйв2 завален вопросами начинающих ретрофиттеров-автолюбителей — а будет этот датчик/зеркало/радар/»магнитола» (продолжите сами список дальше) работать у меня или нет?
И не смотря на то, что уже прошли года, в ответ до сих пор как правило звучат либо догадки, либо в лучшем случае кто-то делится своим опытом проб и ошибок и даже после того, как что-то получилось, в большинстве случаев мало понятна магия/детали происходящего, информация не упорядочена и часто каждый следующий случай несет в себе новые сюрпризы.
В данной статье речь пойдет о BCM для платформы PQ26, представителями которой являются VW Polo (6C), Skoda Fabia 3 (NJ), Seat Ibiza (6P) и конечно же Rapid (NH), произведенные в период с 25.05.2015 по 30.07.2018 г.
Концепт Basis, Medium, High
Он частично перекочевал с платформы PQ25 (спасибо SergiuVAG за обзор), на которой были построены VW Polo 6R, Rapid NH до 25.05.2015, Fabia2 и т.д.
Как и на PQ25, на PQ26, для автомобилей с комплектациями для разного ценового сегмента, решили применить соответствующие BCM модели блоков с разным количеством поддерживаемых функций:
6C0937085* Basis
6C0937087* Medium
6C0937089* и 6C0937090* High
Вместо * может присутствовать или отсутствовать буква A, B, C, D, E, по которой можно определить в каком модельном году был произведен блок. Эта же буква косвенно указывает на аппаратную версию и версию прошивки блока.
Физически, в автомобиле, блок расположен возле левой ноги водителя за торпедо, висит головой вниз и лицом смотрит в сторону двигателя 🙂
ВАЖНО! Все блоки BCM PQ26 это два устройства в одном корпусе. В сканах VCDS, этот блок отображается как блок 9 и как блок 19, но несмотря на это прошивка у них общая:
Address 09: Cent. Elect. (J519) Labels: 6C0-937-089-V1.clb
Part No SW: 6C0 937 089 C HW: 6C0 937 089
Component: BCM PQ26 Hi4R H08 0086
Address 19: CAN Gateway (J533) Labels: 6C0-909-901-V1.clb
Part No SW: 6C0 909 901 HW: 6C0 937 089
Component: GW MQB A0 H08 0086
Когда автомобили на платформе PQ26 только появились, многие автолюбители посмотрев на названия компонентов ломали голову — это автомобиль PQ26 или MQB-A0?
Тут все просто — инженера решили, зачем разрабатывать аналогичные по функциям блоки отдельно для PQ26 и отдельно для MQB платформ и сделали гейтвей, который позволил BCM общаться как с блоками/компонентами платформы MQB (представителем которой является например Skoda Octavia 3), так и блоками PQ26.
Таким образом, платформу PQ26 подружили с датчиком дождя, KESSY и некоторыми функциями, разработанными под более сложную платформу MQB.
Все BCM блоки для платформы PQ26 произведены американской корпорацией Lear.
Basis
Начнем обзор с самого простого блока 6С0937085D:
На этикетку блока нанесена маркировка, позволяющая определить заводскую версию прошивки (в данном случае S0094) и аппаратную версию блока (в данном случае HH10). По надписи BCM PQ26 Ba сразу понятно, что это самый базовый блок — в нем нет радио-модуля с антенной, он не умеет работать ключами-брелоками, к нему не выйдет подключить мульти-руль, датчик дождя, стеклоподъемник водителя, штатную сигнализацию (физически отсутствуют контакты T73c/13 (LIN1), T73c/14 (LIN3) и T73c/15 (LIN2). Нет шины CAN-E (отсутствуют контакты T73c/40 и T73c/41в разъеме C), нет поддержки круиз контроля (GRA) и ассистента усталости.
Если вам интересно какие еще контакты в нем отсутствуют, это можно посмотреть на электро-схеме Fabia 3 на странице 2561.
Medium
Рассмотрим например 6С0937087B, прошивка версии S0065, аппаратная ревизия HH07:
Этот блок уже умеет круиз контроль защищенный SWaP кодом. Шины СAN-E у него нет, но присутствует поддержка центрального замка управляемого с ключа-брелока и блок ставится в автомобили с кодами комплектации 4I2/4K3 Safelock.
Имеются контакты шин LIN2 и LIN3 к которым можно подключать датчик дождя, автономную сирену штатной сигнализации с блоком ультразвуковых датчиков мониторинга салона, стеклоподъемники всех дверей (на Polo), но нет LIN1 для мульти-руля.
Не смотря на то, что блок назвали Medium, комплектации в которые ставился этот блок, в простонародье называют «бомж».
High
Для примера блок 6C0937089, с прошивкой S0011 и аппаратной версией HH06:
Здесь уже в наличии полный набор шин LIN, благодаря чему есть поддержка мульти-руля. Главное при ретрофитах, не забывать включать все эти LIN шины в байте 20 кодировки блока 9 🙂
На борту появляется блок управления центральным замком, работающий на частоте 433МГц (начиная с прошивки A, такие блоки маркируют PQ26 Hi4R) и есть даже версии блока 6C0937189* для Северной Америки работающие на частоте 315МГц (начиная с прошивки A, такие блоки маркируют PQ26 Hi4N):
Примечание символы в маркировке означают: 4=for/для, N=NAR (North America Region/северо-американского региона), R=RoW (Rest of the World/остального мира).
Во всех блоках 089* присутствуют контакты шины CAN-E, по которой прошивка используя протокол BAP (Bus Access Protocol), общается с теми блоками которые это поддерживают. Например «магнитола» (блок 5F) и т.д.
К этой же шине подключен передний радар выполняющий функции Front Assist и ACC (блок 13), да! эти функции поддерживают любые блоки 089*.
Также блок 089 (как минимум с прошивки С) умеет определять усталость водителя при активации соответствующего SWaP кода. и даже управлять FPA и DCC (блок 14) и трейлером (блок 69).
Скорей всего при наличии правильной параметрии, также поддерживаются BSD+RTA (Blind Spot Detector+Rear Traffic Alert).
Конечно же вам интересно, а что внутри у блока 089С (спасибо за фото wirer):
А если контакты отсутствуют, как это выглядит?
А знали ли вы, что блоки 089*/090* можно обновить на прошивку 0094 и блок превратится в 089D/090D?
Прошивка FL_6C0937089___0094_S.frf, совместима с блоками всех аппаратных ревизий и находится в свободном доступе. Прошить ее можно так.
В случае если у вас BCM блок 6C0937090*, можно попробовать обновить его прошивку на D (0094), используя ODIS-S онлайн и SVM код 32С6 (обновление BCM для Rapid) или 32AF (обновление BCM для Fabia).
Также можно попробовать обновится используя SVM код 33D0 (обновление гейтвея).
Любой из SVM кодов (при условии, что онлайну понравится версия вашего BCM блока), прошьет в блок 9 прошивку 0094, что одновоременно обновит и гейтвей, так как прошивка у них одна на двоих.
ВАЖНО! Прошивку по SVM коду в ODIS-S необходимо вести через режим «Прошивка», а не «Диагностика».
Мне известен случай, когда по SVM коду обновления гейтвея пытались обновить блок 090С имеющий с завода прошивку C (0086) на прошивку D (0094).
При этом обновление прошивки не удалось, а идентификаторы версии новой прошивки прописались, при чем только для гейтвея. При этом, попытки обновить прошивку по SVM коду BCM, завершались ошибкой.
Блок при этом работал как ни в чем не бывало, хотя ассистент дальнего света (FLA)), ради которого и затевалось обновление, так и не заработал (пробовали два разных зеркала).
Ожидаемо, ведь для работоспособности FLA, BCM блок должен иметь прошивку не ниже D (0094).
Кроме поддержки FLA, в прошивке D доработали алгоритмы подогрева лобового стекла и охраны трейлера.
Из известных изменений в прошивке E (0101) — исправили баг с запоминанием режима FLA.
Поддержка профилей вождения (FPA) и динамического управления подвеской (DCC)
Из лога VCDS от VW Polo (6C) можно понять, как FPA (Fahrprofilauswahl или как ее еще называют выбор профиля вождения), кодируется в блоках 19 и 9:
Кроме кодировки, в параметрии блока 19 должен присутствовать датасет [LO]_data_set_fpa содержащий настройки профилей:
Кроме кодировки и датасета, понадобится активация SWaP отвечающих за профили FPA в 19 блоке. Пример как это выглядит на одном из российских Rapid:
Polo GTI и Ibiza Cupra с соответствующими кодировкой, датасетом FPA и инсталлированными FEC в 19 блоке, оснащались кнопкой Drive Mode (а некоторые даже блоком управления DCC):
При нажатии кнопки Drive Mode, на экран ГУ выводится экран с выбором профиля, выборе одного из которых, его название отображается на MaxiDOT и в соответствии с настройками датасета, BCM, посылая по шине CAN соответствующую команду блоку DCC (Dynamic Chassis Control), изменяет жесткость амортизаторов подвески. Например на Seat Ibiza Cupra установлен такой блок:
Address 14: Susp. Elect. (J250) Labels: 6C0-907-359.clb
Part No SW: 6C0 907 359 HW: 6C0 907 359
Component: DAEMPFUNGS-SG H04 0007
Coding: 80
Shop #: WSC 00049 770 00142
ASAM Dataset: EV_SwitcDampeContiTemic 001004
Что такое DCC, можно посмотреть в видео:
Вы видите в названии PQ26 HiKR букву K? Это ничто иное как KESSY. Только блоки 6C0937090* поддерживают KESSY Entry (начиная с прошивки B) и KESSY Full=KESSY Entry+KESSY Go (начиная с прошивки C):
Подогрев лобового стекла и управление задним стеклоочистителем
Для этого, блоки 6C0937090D аппаратной версии HH10 оснастили дополнительными контактами в разъемах:
A: 18 (кнопка подогрева лобового стекла), 32 (переключатель прерывистой работы заднего стеклоочистителя)
B: 4 и 41 (насос стеклоочистителей лобового и заднего стекол), 38 (реле подогрева лобового стекла)
C: 50 (подсветка кнопки подогрева лобового стекла)
Забавный факт: Только благодаря необходимости подогрева лобового стекла, блоки 090D, автоматически попадали в бюджетные комплектации в России 🙂
Нюансы прошивки C (0086)
В этой прошивке разработчики нашли ошибки в системе регулирования энергопотребления АКБ и через официальных дилеров в начале 2019 г. была развернута кампания по проведению сервисного мероприятия 97CU.
Простыми словами дилеры начали проводить бесплатное обновление BCM блоков на прошивку D (0094), иногда при этом убивая блок и меняя его по гарантии.
Позже, 27.11.2019 г. появился TPI П2 97CU под учётным №2050304/3 «Перепрограммирование БУ бортовой сети (BCM)» (спасибо Olejka2001 за информацию).
По удачному стечению обстоятельств, это сервисное мероприятие было проведено предыдущим владельцем моей Fabia3 которая благодаря KESSY Go имеет с завода на борту блок 6C0937090C аппаратной версии HH08.
В итоге, BCM и гейтвей получили свежую прошивку D:
Address 09: Cent. Elect. (J519) Labels:| 6C0-937-090-V1.clb
Part No SW: 6C0 937 090 D HW: 6C0 937 090
Component: BCM PQ26 HiKR H08 0094
Address 19: CAN Gateway (J533) Labels:| 6C0-909-901-V1.clb
Part No SW: 6C0 909 901 A HW: 6C0 937 090
Component: GW MQB A0 H08 0094
Именно из-за этого удачного стечения обстоятельств, мне и удалось с легкостью установить FLA зеркало на Fabia3. А ведь многие до сих пор ломают голову с какими же блоками совместим FLA и искренне верят в то, что нужен блок 090. Хотя на блоках 090C и младше ассистент не работает, так как поддержка добавлена в прошивке D (0094) 🙂
Вот вкратце и все, что я сегодня хотел рассказать о замечательных BCM блоках для платформы PQ26.
Всем только правильных прошивок, параметрий, датасетов, кодировок, адаптаций и конечно же самого наилучшего настроения!