что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе

Кузнецова Т. «Маленькие хитрости и хорошие привычки» для начинающих пианистов

(для тех, кто преодолел азы начального обучения)

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. notki kartinka0059 scaled e1610774729970. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-notki kartinka0059 scaled e1610774729970. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка notki kartinka0059 scaled e1610774729970.

нередко звучит с назойливым акцентом на первой ноте группы, «не гладко». Мысленно измени группировку, начиная играть с i предшествующей ноты

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. notki kartinka0060 1 scaled e1610774903843. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-notki kartinka0060 1 scaled e1610774903843. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка notki kartinka0060 1 scaled e1610774903843.

например, в сонате №9, 1 часть Л. Бетховена или в этюде № 6 А. Шитте из «25 маленьких этюдов», К. Черни опус 299, этюд № 7.

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. notki kartinka0060 2 scaled e1610774986312. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-notki kartinka0060 2 scaled e1610774986312. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка notki kartinka0060 2 scaled e1610774986312.

например, первое предложение «Француз­ской песенки» П. Чайковского. Смена пальцев на одной ноте в медленном темпе — «след в след» — придаст окон­чанию большую выразительность.

и других вариан­тах альбертиевых басов учитывай то, что на сильную долю (если аккомпанемент в левой руке) попадает слабый (пока) 5-й палец, а на слабую — тяжелый 1-й палец. Не­устанно работай над мерностью звучания, без провалов и выкриков, умей снимать зажимы, напряжения, дели руку на две части: помогай 5-му пальцу всей ладошкой, а остальные ноты играй легкими пальцевыми движени­ями. Добиться звучания и удобства можно многими спо­собами, например, с остановками 5-го пальца на сильной доле. Ищи другие, свои способы!

Источник

Работа над постановкой рук в классе фортепиано.

Работа над постановкой рук в классе фортепиано.

Одним из самых важных этапов в профессиональном обучении музыканта является начальный период, когда происходит первое знакомство ученика с инструментом, закладываются базовые слуховые и физические ощущения. От того, каким образом была проведена эта работа, зависит многое, и недостатки в ней могут сказаться даже через годы. Начальный этап обучения наиболее сложный и ответственный. Он основа всего дальнейшего отношения ученика к музыке, инструменту, занятиям. Это база для всего последующего музыкального обучения.

Некоторые способы закрепить навыки правильной посадки и постановки рук.

«Лепку» игрового аппарата ребенка необходимо начинать с первой минуты занятий. При этом следует добиться полной свободы тела и мягкости рук. Показывать приемы следует в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях.

Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от «зажатости», надо научить его, во-первых, воспринимать разницу в ощущении напряженной и свободной руки, а, во-вторых, услышать зависимость качества звука от изменения состояния руки. Для этого педагогу полезно сыграть простенькую мелодию тремя способами:
а) напряженной рукой с жесткими пальцами;
б) преувеличенно расслабленной рукой;
в) свободной, но организованной рукой, и предложить ученику внимательно послушать, в каком случае мелодия звучит лучше.
Обычно дети правильно выбирают (в данном случае) третий вариант.
При повторном проигрывании этими тремя способами, ученик может придерживать руку педагога, чтобы почувствовать, что перемена качества звучания зависит от изменения состояния руки.

Основную нагрузку при игре несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди и плечевого пояса. Очень часто зажатость этих мышц мешает работе пианиста. Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее изменить. Поэтому нежелательны такие встречающиеся крайности, как прижатые, опущенные или неестественно раздвинутые локти, затрудняющие игру и вызывающие напряжение.

Несколько типичных двигательных дефектов и возможные способы их устранения:

Гимнастика на занятиях музыки
(рекомендует автор уникальной методики музыкального развития детей Т.Б.Юдовина-Гальперина)

«В своей педагогической практике я неизменно использую различные гимнастические упражнения, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе. Приведу ряд упражнений, позволяющих решать стоящие перед нами задачи. В зависимости от индивидуальности ребенка педагог может варьировать, изменять эти упражнения, придумывать новые и т.п.

Пальцевые игры. Готовим руки к игре.

1. «Балерина»
Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).

Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.

2. «Палочка»
Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны, не напрягая при этом рук.
Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.

3. «Пальчики — очки»
Наши пальцы — не крючки, — Сделай круглые очки!
что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m1b6749fd. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m1b6749fd. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m1b6749fd.Попробуйте сделать колечко, соединив палец правой и левой руки с остальными, — получатся очки, в которые можно посмотреть! Это упражнение полезно для постановки рук на фортепиано.
Прочтите стихи, потренируйтесь изображать пальцами очки, затем распойте стихи песенкой (каждый ребенок сочиняет по очереди) и поиграйте в очки, разглядывая друг друга!

4. «Пальцы – гчто ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m17ccc07d. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m17ccc07d. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m17ccc07d.рабли»
Переплетите пальцы ладонями к себе и прочтите:
Что за пальцы: «Ну!» и «Ну!»
Как граблями я гребу!

Распойте слова песенкой и потренируйте пальчики. Это упражнение способствует хорошей растяжке между пальцами, которая необходима для игры на фортепиано.

5. «Пачто ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html 19917f1d. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html 19917f1d. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html 19917f1d.льцы – колечки»
В кольцо колечко пропусти
Цепочку встретишь на пути.

Соедините в кольцо большой и указательный пальцы левой руки. Через него попеременно пропускайте колечки из пальчиков правой руки: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец, — участвуют все пальцы. Упражнение полезно для правильной постановки рук и развития пальцевой техники в игре на фортепиано.

6. «Пальцы – что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html 4456e2af. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html 4456e2af. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html 4456e2af.домик»
игра-загадка

Построим дом.
Кто в нем живет
И песню такую звонкую поет?
(скворечник, скворец)

Сделайте ладошками домик, поставьте их друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты внутрь. Полюбуйтесь домиком и распойте слова песенкой. Похвалите лучшего исполнителя.

7. «Пальцы как жук»
Покажи, как жук летит и усами шевелит.
что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html 1f1eb8f4. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html 1f1eb8f4. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html 1f1eb8f4.Сложите пальцы в кулачок, а указательный и мизинец разведите в стороны и пошевелите ими. Распойте слова песенкой, изображая пальцами полет жука.

Все пальцевые игры подготавливают детскую ручку к игре на фортепиано.

Источник

Методическая рекомендация «Постановка руки начинающего пианиста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ им. ДАМБА ХУРЕШ-ООЛА

«Постановка руки начинающего пианиста»

Выполнила: Ооржак С.Э.

Преподаватель по классу

Одним из самых распространенных видов музыкальной деятельности является фортепианная игра. Этот вид искусства в течение веков привлекает детей и их родителей своей зрелищностью и яркой художественно-эстетической направленностью и можно сказать, что фортепиано давно стало традиционным инструментом в системе дополнительного музыкального образования детей.

Начиная занятия с маленькими детьми, в особенности, при постановке руки, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им утомительным или скучным. Интерес и желание в большей мере, чем все остальное, служат залогом успеха в обучении.

Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков. И переходя к профессиональному обучению, следует в первую очередь стараться как можно легче и понятнее преподносить ребенку необходимые знания.

Предлагаемые упражнения нужно превратить в увлекательную игру. Для каждого упражнения можно придумать название в зависимости от характера, возраста ученика.

Вот несколько упражнений на чередование моментов напряжения и расслабления.

Упражнение 1 состоит из двух частей «Новая кукла» и «Сломанная кукла». Ребёнок сидит как кукла на витрине (до 20 секунд), а затем расслабляется (5-10 секунд). Для мальчиков можно предложить другие названия — «Солдатик и Медвежонок».

У всех людей природа рук разная. Несмотря на то, что одни педагоги требуют от детей держать кисть высоко, другие низко, все равно у каждого есть свой индивидуальный способ ведения кисти. Это подсказано природой и индивидуальными особенностями строения ладоней и пальцев. В монографии В. Николаева “Шопен-педагог”, описано как великий Шопен относился к этой проблеме. Исходя из различий строения пальцев, Шопен предлагал не портить их индивидуальность, а старался развивать естественные качества. Среднему “третьему” пальцу он отводит наряду с крайними пальцами роль опоры свода руки. Четвертый палец им образно назван “сиамским близнецом” третьего. Проставленное многоточие после слова “второй” объясняется тем, что Шопен не нашел определение. которое бы соответствовало назначению указательного пальца, своего рода “лоцмана”, направляющего движение руки.

А. Шмидт-Шкловская писала: “Большую роль в работе пианиста играют крупные части руки…. Наиболее удобны и естественны движения, совершаемые всей рукой в плечевом суставе – так называемая игра всей рукой от плеча”. Когда малыш начинает играть, я стараюсь, прежде всего, научить его использовать крупные мышцы спины, чтобы его внимание не сосредотачивалось лишь на мелких движениях пальцев. Очень интересную рекомендацию дает Т. Юдовина-Гальперина, она подкладывает ладонь, под ягодицы ребенка проверяя, опирается ли его тело на ноги. Если ноги не несут опорной функции, она говорит: “Ох, как ты на ладонь давишь. Как ей больно!” ребенок тут же подтягивается, выпрямляет мышцы спины, переносит упор в ноги и ладонные мышцы – т.е. приходит к правильной посадке.

Многие великие музыканты рекомендуют начинать игру на фортепиано с легато. Более того рекомендуется высокое поднятие пальцев. А. Б. Гольденвейзер называет “трижды ересью” педагогический метод, который использует нон легато для первоначального обучения. Он считает, что с этим методом нужно всеми силами бороться. Ф. Шопен советовал начинать упражнения с приема легкого стаккато, оберегающего все части рук, и прежде всего, запястья от зажатости. Я предпочитаю начинать обучение с трех штрихов – нон легато портаменто (не полное легато), стаккато. Малыш начинает играть штрихи стаккато и нон легато только третьим пальцем. Игра всех трех штрихов с дугообразными переносами рук на разные расстояния, в разные стороны очень нравится ребятам и дает неплохие результаты.

У малыша не развита в достаточной мере двигательная ориентация, и для того чтобы от него не ускользнула эмоциональная сторона музыки, стоит как можно чаще привлекать его к совместной игре с педагогом. Постепенно переходим к игре легато. Всякая торопливость в этом переходе может перечеркнуть все достигнутое ранее. Чтобы добиться независимости пальцев друг от друга, необходимо не только участие крупных мышц, но и готовность ладонных мышц к плавному переходу от пальца к пальцу при игре легато. Сначала в игру легато вводятся наиболее сильные пальцы. Например “Осенняя песенка” Ю. Абелева в которой используется легато для 2.3 пальцев, где в левой руке квинта, а в правой легато.

При переходе к пятипальцевому легато используют “формулу” Ф. Шопена (по верхнему тетрахорду си-мажорной гаммы). Освоив пятипальцевое легато, начинаем играть множество произведений, в которых отсутствует подкладывание первого пальца. Малышу легче играть на одном движении мелодические отрезки, если не спешить с подкладыванием первого пальца. И ни в коем случае этому не будет способствовать игра гамм. Напротив она лишь создаст проблему первого пальца. Учитывая особенности первого пальца лучше использовать подкладывание на элементах хроматической гаммы. Таким образом, разрабатывается подвижность первого пальца.

Любая методика является результатом длительной работы каждого педагога. Многое в педагогических приемах почти непередаваемо, многое держится на интуиции. Но каждый педагог может на основании собственного выбора сочетать те или иные методы в самых различных комбинациях. Увлеченность своей профессией, желание приобщить детей к миру музыки подскажут ему собственный путь.

Список используемой литературы:

1.Москаленко Л.А Методика организации пианистического аппарата в первый год обучения. Новосибирск, 1989.

Источник

Методическая разработка на тему «Работа с начинающими в классе фортепиано»

Муниципальное бюджетное детское учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №11 города Челябинска»

« Работа с начинающими в классе фортепиано »

Преподаватель фортепианного отделения МБДУ ДО

«ДШИ№11 г.Челябинска» Зирник Е.А.

2.2 Знакомство с фортепиано………………………………. ………. 7

2.3. Организация пианистического аппарата …………………………7

2.5 Знакомство и топографией клавиатуры……………………………9

2.6 Работа над качеством звукоизвлечения и фразировкой…………10

2.7 Работа над штрихами…………………………………………. 11

2.8 Немного о подтекстовке …………………. ……….……………..12

4. Список использованных источников……………………………….16

Что же должны сделать мы, преподаватели, для того, чтобы нашим ученикам было на уроках комфортно и интересно; чтобы вместе с нами они с радостью и удовольствием достигали высоких результатов в обучении игре на фортепиано; чтобы после окончания школы инструмент звучал в их доме не потому, что нужно готовиться к академическому концерту, а потому, что это интересно. За вторым роялем в фортепианном классе сидит, как известно, педагог, и дистанция, разделяющая учителя и ученика, получает зримое выражение. Но едва начинается работа над музыкальным произведением, эта дистанция резко сокращается. В совместных поисках и размышлениях постигается нотный текст, открывается смысл гармонизации, формируется

фраза. Педагог и ученик вместе опробуют тончайшие оттенки звуковой палитры, колдуют над педалью, ищут подходящую аппликатуру, решают технические задачи. Педагог сидит за вторым роялем, а за первым, сменяя друг друга, ученики, каждый из которых представляет для преподавателя свою, особую проблему. Что должен уметь преподаватель? Каким ему следует быть? По словам Г. Нейгауза, он должен быть учителем музыки, то есть «разъяснителем и толкователем», и учителем игры на фортепиано, способным обучить непростому пианистическому «ремеслу». А ещё, по выражению А. Казеллы, – «учителем жизни», которому доверено воспитание формирующейся личности. Только в триединстве этих ипостасей деятельность педагога-музыканта бывает по-настоящему плодотворной.

Центр образовательного процесса – ребёнок, и задача педагога специального фортепиано – предоставить ему самые широкие возможности для успешного освоения музыкального инструмента.

Педагог призван решать следующие задачи:

-обеспечивать условия для сохранения и совершенствования традиций отечественной фортепианной педагогической школы;

-использовать вариативный подход в целях адаптации учебных программ к способностям и возможностям каждого учащегося;

-создать условия для обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся в рамках образовательного процесса обучения игре на фортепиано.

Подавляющее большинство детей занимаются музыкой в плане общего музыкального образования, и лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные колледжи. Учитывая это, обучение надо направить так, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными, занимаясь по индивидуальным планам, приобщаться к музыкальной культуре.

Форма индивидуальных занятий в классе фортепиано создает педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего обучения и воспитания каждого ребёнка, объективной оценки его возможностей (с учётом эмоционального, общего и физического развития, строения рук и приспособляемости к инструменту, музыкальной памяти и т.д.)

За время обучения преподаватель должен сформировать удобный исполнительский игровой аппарат, развить навыки чтения с листа, дать знания по элементарной теории музыки, научить самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара школ искусств, также развить навыки подбора по слуху, транспонирования и игры в ансамбле.

Одной из важнейших задач педагогов по классу фортепиано является ранняя профессиональная ориентация учащихся. Создание реальных условий эффективного развития и обучения детей, обладающих способностями для дальнейшего получения профессионального образования в области музыкального искусства.

Неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды, перегрузки в общеобразовательной школе усиливают неоднородность контингента учащихся школ искусств по уровню способностей, сформированных вкусов и потребностей, усложняют процесс освоения учебной программы. В связи со сложным экономическим положением, с низким уровнем зарплаты родителей учащихся, многие из них не имеют дома музыкального инструмента фортепиано, что также очень усложняет учебный процесс, не позволяет осваивать учебный музыкальный материал в должном объёме.

Обучение игре на фортепиано-процесс творческий. Успешный результат занятий во многом зависит не только от желания и интереса ребёнка, но и от умения педагога найти правильный подход. Часто приходиться слышать от родителей: «А есть ли у моего ребенка слух?», «Каковы музыкальные способности у ребёнка, и может ли он заниматься на фортепиано?»

Обучение игре на фортепиано возможно для каждого ребенка, но пытаться «вырастить» профессионального музыканта из каждого ребёнка не нужно. А увидеть есть ли у ребёнка музыкальные способности можно лишь в процессе обучения, более того, именно в процессе обучения происходит и развитие музыкальных способностей. Занятия музыкой необходимы каждому ребёнку, они помогают его общему развитию, помогают развить чувство прекрасного. Обучение музыке улучшает характер детей и благотворно воздействует на их психологическое состояние.

Изучая нотную грамоту, можно играть в игру «Угадай ноту»: ученик с помощью карточек с нотами (рис 1.), называет и играет звуки на инструменте в разных октавах. Эта игра подходит самым маленьким ученикам 4-6 лет. Она способствует развитию координации, музыкального слуха, зрительной памяти.

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m7196ea0a. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m7196ea0a. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m7196ea0a.

Рисунок 1. Музыкальные карточки.

С более взрослыми ребятами подойдет игра «Узнай ноту по цвету» (рис.2), которая впоследствии усложняется и приобретает уже более теоретический и непосредственно исполнительский характер(рис.3). Эта игра подготовит детей к свободному чтению нот, умению их находить на клавиатуре и в нотном тексте.

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html da6ffa. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html da6ffa. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html da6ffa.что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m45c9d50f. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m45c9d50f. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m45c9d50f.

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html mbf504ed. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html mbf504ed. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html mbf504ed.что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html 5a6958e9. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html 5a6958e9. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html 5a6958e9.

Как определить момент, когда ребёнок может перейти к игре на фортепиано? Это когда ребёнок:

-свободно ориентируется на клавиатуре;

-нотный текст, который ребёнок читает глазами, озвучен внутренним слухом;

-слух его развит, натренирован;

-освоил ряд двигательных и дыхательных упражнений, необходимых для того, чтобы привести в нужный тонус мышцы пианистического аппарата, снять «зажимы» и спазмы, которые могут помешать игре.

А так же одним из немаловажных пунктов в освоении нотной грамоты является правильное и красивое написание нот и других музыкальных знаков, с помощью которых композиторы записывают свою музыку. В этом педагогам помогает пособия Г.Ф. Калинина «Музыкальные прописи» (рис.4) или обыкновенные нотные тетради.

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html 628461e0. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html 628461e0. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html 628461e0. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m2c127018. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m2c127018. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m2c127018.

Рисунок 4. Г.Ф. Калинина «Музыкальные прописи»

2.2 Знакомство с фортепиано

Перед прикосновением к клавишам, ребёнок знакомится с инструментом. Мы поднимаем крышку у фортепиано, заглядываем внутрь. Видим толстые и тонкие струны, молоточки.

«Мы сегодня увидали городок внутри рояля.

Блещут струны жаром солнца. Всюду мягкие суконца.

В этот период очень важно «влюбить» ребенка в инструмент, не погасить его желание научится играть на нем. Для этого педагогу стоит напрячь всю свою творческую фантазию и придумать немало интересных историй и сказок. Проигрывать ребенку на уроке множество музыкальных зарисовок. Такими музыкальными иллюстрациями могут стать «Детский альбом» П.И.Чайковского, «Альбом для юношества» Р.Шумана, «Пьесы для детей» С.Прокофьева и масса другой интересной и образной музыки. При этом

«Нужно заставить забыть, что у рояля есть молоточки» (Клод Дебюсси).

2.3. Организация пианистического аппарата

В игре детей часто чувствуется скованность, внутреннее напряжение, многие поднимают плечи, напрягают мышцы лица, если вовремя не обратить внимания – это станет основой неправильной игры. Многие дети любят играть по краю клавиш, обычно это недостаток низкой посадки дома. Преодолеть эти трудности помогают упражнения, индивидуальный подход, контроль педагога, самоконтроль. Можно привлечь родителей, бабушек….

Детским пальцам тоже нужно дать время, чтобы они научились играть, а вначале им требуется всего лишь помощь.

После того, как ребенок уже имеет представление о том, что такое правильная посадка за инструментом и объяснения как он должен держать свои руки на клавиатуре можно приступить к разбору самых простых песенок и упражнений для пальцев. Я, чаще всего, начинаю работу с 3-го пальца как самого устойчивого и наименее проблемного. В этой работе помогут множество современных пособий, например, И.Королькова «Крохе-музыканту» 1 выпуск, 2 выпуск, «Я буду пианистом» И.Корольковой, «Малышу –пианисту» О.Геталовой и прочие, но нельзя обходить стороной известные классические пособия- А.Артоболевской, А.Николаева, Л.баренбойма и др.(рис 5)

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html 4dc126b2. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html 4dc126b2. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html 4dc126b2. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html b478349. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html b478349. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html b478349. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m5846b079. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m5846b079. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m5846b079. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m3d1997ab. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m3d1997ab. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m3d1997ab.что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html 11539771. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html 11539771. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html 11539771.

Рисунок 5. А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой», А.Николаев «Фортепианная игра», И.Королькова «Крохе-музыканту»(части 1 и 2), И.Королькова «Я буду пианистом»

2.4 Работа над ритмом

Начиная работу над изучением звуковысотности нот нельзя позабыть о таком важном понятии как ритм. В этих же сборниках очень просто и в доступной форме объясняется ученику понятие ритмического рисунка, системы длительностей нот и метро-ритма в целом. Делается это весьма понятно и постепенно: от самых простых примеров, до усложненных ритмических рисунков, ноты с точкой и понятий синкопы и затакта(рис.6)

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html 35298688. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html 35298688. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html 35298688.что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m47682779. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m47682779. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m47682779.

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m359a5283. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m359a5283. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m359a5283.что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m7da36db9. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m7da36db9. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m7da36db9.

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html 5fd31811. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html 5fd31811. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html 5fd31811.что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m4d7ecc79. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m4d7ecc79. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m4d7ecc79.

Чтобы закрепить навыки ритмических рисунков в качестве домашнего задания можно давать ребятам задание «Ритмические задачки», где в заданном размере они должны будут заполнить пустые такты(рис.7)

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m4b694696. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m4b694696. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m4b694696.

2.5 Знакомство с топографией клавиатуры

Когда ребенок уже знает ноты первой и малой октавы и умеет их распознавать на клавиатуре следует в работу вводить пьесы, написанные в скрипичном и басовом ключе одновременно. В этом Вам помогут все те же вышеперечисленные сборники (рис.8).

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html 69b43d19. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html 69b43d19. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html 69b43d19.что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html 8246362. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html 8246362. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html 8246362.

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m57b52557. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m57b52557. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m57b52557.

Рисунок 8. И Королькова «Крохе-музыканту»(часть 1,2)

2.6 Работа над качеством звукоизвлечения и фразировкой

Основа начального обучения игре на фортепиано – это воспитание у учащегося любви к музыке, внимательного отношения к звукам и линии развития мелодии, отзывчивости на музыкальные впечатления. С первых уроков необходимо развивать в учениках способность понимать выразительность музыки с постепенным, все более тонким «дифференцированным» слуховым восприятием музыкальной ткани (умение вслушиваться в звучание и добиваться правильной фразировки мелодии, каждого голоса в отдельности и в их сочетании, нужной звучности при исполнении мелодии с аккомпанементом и т.п.)

По этому поводу стоит напомнить слова Г.Г. Нейгауза: «Работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и с усвоением музыкальной грамоты. Я этим хочу сказать, что если ребенок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиваться, чтобы это первичное «исполнение» было выразительно, то есть чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру(содержанию) данной мелодии»(Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» М., 1982г,с.15)

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html 608b0fe8. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html 608b0fe8. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html 608b0fe8.что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m15d45fa8. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m15d45fa8. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m15d45fa8.

Рисунок 9. И.Королькова «Крохе-музыканту», часть 2

2.7 Работа над штрихами

Многие великие музыканты рекомендуют начинать игру на фортепиано с легато, потому что фортепиано – легатный инструмент, рекомендуется высокое поднятие пальцев.

Можно начинать обучение с трёх штрихов – стаккато, нон легато и портаменто. Прикосновение к клавишам при том или ином виде игры абсолютно разное! Малыш начинает играть штрихи стаккато и нон легато только третьим пальцем. В моем классе ребята начинают знакомство с инструментом со штриха «нон легато» как самого нетрудного и понятного в исполнении для начинающих. Очень важно следить за тем, чтобы соприкосновение «подушечки» пальца с клавишей произошло ещё до выполнения стаккато. Не менее важно следить за осанкой, за качеством звука и за тем, чтобы незанятые пальцы не напрягались. Желательно играть отдельными руками сначала третьим пальцем правой, потом – левой руки. Лучше исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между обеими руками и охватывает оба нотных стана (пьесы из сборника И.Корольковой) (Рис.10). Либо играть третьими пальцами обеих рук одновременно на нотах – близнецах (в унисон). Игра двумя руками только третьими пальцами занимает довольно продолжительный период. Ребёнок учится согласованности движений рук. Чем прочнее закрепится навык согласованной игры двумя руками, тем проще и легче будет впоследствии овладеть игрой другими пальцами и решать все последующие задачи.

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m7eeee230. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m7eeee230. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m7eeee230.что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m40892d61. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m40892d61. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m40892d61.

Рисунок 10. И.Королькова «Крохе-музыканту», часть2

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html 7a0ea8c0. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html 7a0ea8c0. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html 7a0ea8c0.что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html 3307093c. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html 3307093c. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html 3307093c.

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m3e48e817. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m3e48e817. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m3e48e817.

Рисунок 11. А. Руббах «Воробей», Г.Голынин «Медведь», Г.Голынин «Зайчик»

2.8 Немного о подтекстовке

В моей повседневной работе в классе над штрихами, артикуляцией, над ритмом, фразировкой и даже над образной сферой произведения очень помогает так называемая, подтекстовка. Это может быть простая фраза или даже одно меткое слово, которое точно характеризует пьесу, либо своим метро-ритмическим рисунком объясняет предлагаемые композитором штрихи или заданный ритм. Например, на первых же уроках с помощью детских стишков легко объяснить систему длительностей, сильных долей, затактов и акцентов. Не зря многие педагоги (А.Артоболевская, А.Николаев, Г.Нейгауз, Е.Гнесина) использовали детские стихотворения на начальном этапе обучения своих подопечных. В современных пособиях для начинающих ( авторы И.Королькова, Н.Смирнова, О.Геталова) практически к каждой пьеске есть небольшое четверостишье, которое поможет и с ритмом разобраться, и настроиться на соответствующее настроение произведения. Иногда приходится придумывать подтекстовку самому педагогу, чтобы объяснить ту или иную сложность ученику. Например, любую триоль проще ровно сыграть под слово «троечка» или «кошечка» ( либо любое другое слово с тремя слогами и ударным первым из них). А гамма в две октавы играется более ровно и без навязчивых остановок если параллельно произносить: «Вот идет одна слониха, а за ней идет сынок»- «спускается слониха и спускается сынок». Впоследствии, ученик так привыкает к подтекстовкам или своеобразным словам-фразам-помощникам, что сам начинает их придумывать или придумывать истории или сказки к данному произведению. Это будоражит их творческую фантазию, обостряет внешний и внутренний слух, ускоряет процесс выучивания текста и образно-эмоционального исполнения.

В своем классе мы начинаем читать с листа еще не зная нотной грамоты по так называемым «бусам» и «мелодическим картинкам». Это помогает ребенку понять направление мелодии, ее скачки, развивает гармонический и ритмический слух. Некоторое время спустя ученик сам пишет для себя «бусы» и исполняет их от любой клавиши – довольно интересное и захватывающее занятие как для домашнего препровождения, так и для работы в классе.

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m179d1280. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m179d1280. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m179d1280. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html 2b768c. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html 2b768c. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html 2b768c. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html 6477a6c1. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html 6477a6c1. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html 6477a6c1.

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m1665c804. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m1665c804. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m1665c804.что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m2127672f. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m2127672f. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m2127672f.

что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html m50ec5107. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html m50ec5107. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html m50ec5107.что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. hello html f5ad3af. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе фото. что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе-hello html f5ad3af. картинка что ставят начинающему пианисту в музыкальной школе. картинка hello html f5ad3af.

Рисунок 12. «Бусы» и «Мелодические картинки»

Когда ученик усвоит все принципы этой работы и выучит ноты можно постепенно усложнять и углублять начатый процесс: начинать игру простейших песенок двумя руками, подбирать вначале бас, затем и гармонизовать мелодию. Так незаметно осваиваются несколько видов работы: чтение с листа, транспонирование, подбор аккомпанемента, что несомненно, очень помогает в разборе новых произведений и развивает ученика многогранно и творчески.

Свои первые выступления на концертах малышу всегда легче даются, если с ним рядом его педагог, поэтому хорошо включать в репертуар ансамбли. Это ещё важно и потому, что ученик начинает слушать совместную игру, пытаясь подстроиться или взять инициативу, охватывая больший звуковой объём, в нотном тексте следит за своей партией и партией партнёра. С учащимися младших классов нужно стараться проходить большое количество произведений и не требовать добиваться всего сразу. Накопление репертуара – центральная задача педагога.

Конечно, огромную роль в успешных занятиях музыкой играет и созданная на уроке атмосфера. Традиции авторитарной педагогики у нас в стране очень сильны – и в семье, и в детском саду, и в школе это пока самый распространённый стиль воспитания и взаимоотношений. А ведь воспитывать – значит создавать, и только создавать.

Каждым шагом, каждым словом создавать представление ребёнка о себе самом как о достойном человеке.

Поэтому на каждом уроке должно найтись место похвале. И хвалить всегда есть за что! «Это лучше, чем в прошлый раз!» «Вот это место мне очень понравилось – сам то заметил, как хорошо получилось?» Хвалить надо, конечно, не вообще («умница»), а за конкретно сделанное, понятое, прозвучавшее.

Такое найдётся всегда: верно взятый темп, хорошая педаль, удачный эпизод, стройный аккорд, естественное ritenuto. Любую хорошую мелочь в море недостатков обязательно заметить и сказать! Критика же должна быть конструктивной. Строго говоря, даже не критика, а предложение сыграть иначе, усовершенствовать исполнение.

Этот опыт повторяли много раз с одним и тем же результатом: случайно отобранные ребята действительно показывали рост умственных способностей!

Немало важно, чтобы ученик развивался свободно. Свободному развитию, безусловно, вредит чрезмерная озабоченность успехами ребёнка со стороны педагога и родителей.

В результате первого года обучения ученик должен научиться выразительно, осмысленно, певучим звуком, пользуясь динамическими красками, играть мелодию с несложным сопровождением и простейшими приемами подголосочной полифонии, уметь передавать образ и характер исполняемых пьес.

4. Список использованных источников

Королькова И. С. Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Часть I / И. С. Королькова. – Изд. 15-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 56 с. – (Мои первые ноты)

Королькова И. С. Крохе-музыканту: нотная азбука для самых маленьких. Часть II / И. С. Королькова. – Изд. 13-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 58 с. – (Мои первые ноты)

Королькова И. С.Я буду пианистом: методическое пособие для обучения нгтной грамоте и игре на фортепиано. Часть II / И. С. Королькова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 58 с. – (Мои первые ноты)

Милич Б. Е. Фортепиано маленькому пианисту/ Б.Е. Милич. – Изд. Москва «Кифара», 2008. – 92 с.

Геталова О., И. Визная. В музыку с радостью. / О. Геталова, И. Визная. – Изд. 2-е. – «Композитор. Санкт-Петербург», 2011. – 176 с.

Новая школа на фортепиано / авт.-сост. Г. Г. Цыганова, И.С. Королькова. – Изд. 18-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. 206 с. (Хрестоматия педагогического репертуара).

Юному музыканту-пианисту : хрестоматия для учащихся детской музыкальной школы : 1 класс : учебно-методическое пособие / сост. Г.Г. Цыганова, И. С. Королькова. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 80 с. – (Хрестоматия педагогического репертуара).

Нотки клавиши. Альбом для начинающих пианистов песенки, упражнения и ансамбли / сост. Т. А. Балабичева. – Окарина, 2014. – 48 с.

Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ, учебно-методическое пособие, издание 15-е, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011г, 129с.

Елена и Евгений Левины. Волшебный зоопарк для маленьких пианистов, издание 2-е, дополнительное. Учебно-методическое пособие, Ростов-на –Дону, «Феникс», 2013г, 56с.

Фортепианная игра. 1-2 классы ДМШ. Под общей редакцией А.Николаева. «Музыка», Москва, 1990г, 190с

Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры» М., 1982г, с.15

А Артоболевская. Первая встреча с музыкой, учебное пособие, издание 4-е. Из опыта работы педагога-пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Москва. «Советский композитор», 1989г.,106 с.

Л.Баренбойм, Н.Перунова. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. Ленинград. «Советский композитор», 1989г, 169с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *