что стало причиной крушения титаника
Почему ушел под воду Титаник: Преступная халатность, человеческая гордыня или провидение
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Самое большое и богатое судно XX века
В начале 1900-х годов трансатлантическая пассажирская торговля была крайне прибыльной и конкурентоспособной отраслью.Двумя главными линиями были «Уайт Стар» и «Кьюнард Лайн».
В условиях растущей конкуренции директор «Уайт Стар» Дж. Брюс Исмей вместе с Уильямом Пирри, председателем белфастской судостроительной верфи «Харленд энд Вулф», разработали план создания класса лайнеров, главным преимуществом которых был бы комфорт, а не скорость. В итоге, было решено сконструировать три лайнера: «Олимпик», «Титаник» и «Британник».
31 марта 1909 года был заложен киль для «Титаника». Помимо богатой отделки первого класса, на корабле были установлены четыре лифта и бассейн. Инженеры утверждали, что четыре отсека можно было наполнить водой без угрозы для плавучести лайнера. Эта система и корпус из стали позволили многим утверждать, что «Титаник» непотопляем.
«Титаник» был спущен на воду 31 мая 1911 года. Затем началась фаза оснащения, когда на пароход загрузили оборудование и начали внутренние работы. В начале апреля 1912 года «Титаник» прошел ходовые испытания, а затем был признан годным к плаванию.
На момент первого плавания, «Титаник» был одним из самых больших и роскошных кораблей в мире. Его грузоподъемность составляла 46 328 тонн, а при полной загрузке судно водоизмещало более 52000 тонн. Параметры «Титаника» действительно поражают: 269 м в длину и около 28,2 м в ширину в самой широкой точке.
Трагедия, которая унесла сотни жизней
10 апреля 1912 года «Титаник» отправился в свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк.
Путешествие едва не началось со столкновения «Титаника» с пришвартованным «Нью-Йорком» прямо в порте.
Утром 11 апреля лайнер сделал последнюю запланированную остановку в Европе в Квинстауне, Ирландия. Примерно в 13:30 корабль взял курс на Нью-Йорк. На борту находилось около 2200 человек, примерно 1300 из которых были пассажирами.
На протяжении всего плавания радиооператоры «Титаника» Джек Филлипс и Гарольд Брайд принимали на «мостик» предупреждения об айсбергах. Вечером 14 апреля «Титаник» начал приближаться к зоне, известной своими айсбергами. Капитан Смит немного изменил курс корабля на юг, однако скорость корабля так и составляла около 22 узла. Примерно в 9:40 вечера «Месаба» передала предупреждение о ледяном поле. Это сообщение экипаж «Титаника» не получил.
Примерно в 23:40, приблизительно в 400 морских милях (740 км) к югу от Ньюфаундленда прямо по курсу был замечен айсберг, о чем было сообщено на мостик. Задача двух дозорных, Фредерика Флита и Реджинальда Ли, осложнялась необычайным штилем, что затрудняло возможность определить айсберг заранее.
Уильям Мердок приказал «резко сдать на правый борт» и дать задний ход. «Титаник» начал разворачиваться, но находился слишком близко, чтобы избежать столкновения. Смит приказал Филлипсу послать сигналы бедствия, один из таких достиг «Карпатии» примерно в 00:20 ночи 15 апреля. На момент получения сигнала «Карпатия» находилась на расстоянии около 58 морских миль (107 км), и чтобы добраться до «Титаника», потребовалось бы более трех часов.
По мере того, как предпринимались попытки связаться с близлежащими судами, на воду начали спускать спасательные шлюпки.
К часу ночи уровень воды достиг основания (палуба E). Носовая часть Титаника продолжала тонуть, корма начала подниматься, создавая невероятную нагрузку на среднюю часть судна. Примерно в 2:18 ночи «Титаник» погрузился в кромешную темноту. Затем корабль раскололся надвое, и его нос ушел под воду. Корма опустилась обратно на воду, а затем снова поднялась, приняв вертикальное положение, прежде чем окончательно погрузиться под воду. В 2:20 ночи судно полностью скрылось в глубине Атлантики.
Кто виноват в гибели «Титаника»?
В мае 1912 года началось британское расследование. Оно проводилось под надзором Британского торгового совета.
Председательствующим судьей был сэр Джон Чарльз Бигхэм, лорд Мерси. В окончательном отчете говорилось, что «потеря указанного корабля произошла из-за столкновения с айсбергом, вызванного чрезмерной скоростью, с которой судно двигалось».
В 1913 году в Лондоне была созвана первая Международная конференция по охране человеческой жизни на море. На ней были разработаны правила, согласно которым на каждом судне должно быть предусмотрено место для спасательной шлюпки на каждого человека, находящегося на борту.Также был создан Международный ледовый патруль для предупреждения судов об айсбергах в судоходных путях Северной Атлантики.
Запросы США и Великобритании мало что сделали для прекращения спекуляций и споров по поводу затопления Титаника. Через несколько дней после трагедии начались разговоры о поиске затонувшего судна. Однако, учитывая ограниченность технологий, серьезные попытки были предприняты лишь во второй половине 20 века.
В августе 1985 года Роберт Баллард возглавил американо-французскую экспедицию с борта научно-исследовательского судна ВМС США «Кнорр». Подводный аппарат был отправлен на глубину около 13 000 футов (4 000 метров) на дно Атлантического океана, передавая видеоизображение наверх. 1 сентября 1985 года были сделаны первые подводные снимки «Титаника».
Вместо этого ученые обнаружили, что в результате столкновения образовалась череда мелких пробоин, а также хрупкое разрушение и разделение швов в соседних плитах корпуса, что позволило воде затопить шлюзы.
Бесчисленные версии, интерпретации и анализы катастрофы «Титаника» превратили корабль в культурную икону.
Какие грубые ошибки были допущены экипажем
Согласно некоторым гипотезам, «Титаник» был обречен с самого начала из-за конструкции, которую многие хвалили как передовую.
Суда класса «Олимпик» имели двойное дно и 15 переборочных отсеков, оборудованных электрическими водонепроницаемыми дверями, которые могли управляться по отдельности или одновременно с помощью переключателя на мостике.
Однако конструкция водонепроницаемых отсеков имела недостаток, который стал решающим фактором в гибели «Титаника»: хотя отдельные переборки действительно были водонепроницаемыми, стенки, разделяющие их, возвышались над ватерлинией всего на несколько футов, поэтому вода могла попасть из одного отсека в другой.
Вторым критическим упущением, которое привело к гибели стольких людей, было недостаточное количество спасательных шлюпок. Всего 16 шлюпок, плюс четыре «разборных» Энгельгардта, могли вместить всего 1 178 человек из 2200 на борту. В результате, даже если бы спасательные шлюпки были загружены полностью, свободных мест хватило бы только для трети пассажиров, включая обслуживающий персонал.
Спустя чуть более часа после столкновения с айсбергом со спуском первой шлюпки началась неорганизованная и бессистемная эвакуация. В то время как шлюпка была рассчитана на 65 человек, ее заполняли только на половину, в лучшем случае.
В драгоценные часы перед тем, как «Титаник» ушел под воду, почти все спасательные шлюпки были спущены на воду недоукомплектованными, некоторые из них имели всего несколько пассажиров.
В соответствии с морским правом, первыми в шлюпки садились женщины и дети; только когда поблизости не оставалось ни женщин, ни детей, мужчинам разрешалось подняться на борт. В итоге, сумели спастись всего 706 человек.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Эксперты объяснили, что спровоцировало гибель «Титаника»: Почему судьба так коварно поступила с людьми
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как затонул «Титаник» и сколько погибло пассажиров
Строительство «Титаника» возглавил конструктор Томас Эндрюс. А причиной его создания послужила жесткая конкуренция между двумя британскими кораблестроительными компаниями. Одна из них – «Уайт Стар Лайн» – хотела занять лидирующие позиции и создать корабль, который бы был вне конкуренции.
Строительство длилось целых 3 года. Было задействовано около 15 тыс. людей и огромные вложения. Здесь сделали разделение на классы. Для богатых людей были каюты I класса, сделанные с особым шиком. Судно должно было плыть из британского порта Саутгемптона до Нью-Йорка.
Как ни странно, но капитаном взяли Эдварда Джона Смита. Он был опытен и пользовался большим уважением, но на всех его кораблях часто случались какие-то неприятности. Он собирался завершать свою карьеру и согласился на последний рейс. В свой первый и последний путь «Титаник» отправился в середине апреля 1912 года. На борту было 2 210 человек. Корабль, находясь в водах Северной Атлантики, неожиданно столкнулся с огромным айсбергом и получил серьезные повреждения. Катастрофы было не избежать. Корабль затонул очень быстро, а прибывшая чуть позже помощь была нужна только тем людям, которые чудом спаслись. Большая часть их находилась в шлюпках.
Эта трагическая новость была освещена газетчиками, но сразу никто не хотел верить в то, что произошло. Осознание пришло, когда пароход «Карпатия» привез спасенных с «Титаника». Расследование проводили не один год. Тогда подозрение пало на Стэнли Лорда, капитана парохода «Калифорниэн», за то, что он не помог вовремя «Титанику». Однако ему не предъявили официальных обвинений.
Какие существуют версии гибели корабля «Титаник»
Повреждения корабль получил не от айсберга, а от торпеды. Вероятно, она была выпущена немецкой подводной лодкой по договоренности с руководством британской строительной компании «Уайт Стар Лайн». Так бы удалось получить крупную страховку.
Наконец-то одной из версий может быть просто роковое стечение обстоятельств и человеческая ошибка. В пользу этой гипотезы выступает некое письмо одной из выживших пассажирок «Титаника». Оно было выставлено на аукцион. Она пишет, что накануне катастрофы капитан был сильно пьян, поэтому передал управление кораблем кому-то из команды.
Удалось ли докопаться до правды о гибели «Титаника»
Действительно, эта трагедия повергла многих в шок. Никто не понимал, как такой роскошный и безопасный, как уверяла компания, корабль мог затонуть. После гибели «Титаника» проводилось много расследований и исследований в надежде восстановить то, что на самом деле произошло и кто виноват в этой страшной катастрофе века.
К гибели «Титаника» и людей привела не одна причина, а целая цепочка совпадений и случайностей:
• отплывая от причала, судно чуть не столкнулось с лайнером «Нью-Йорк» из-за сильной близости друг к другу;
• погода была ясная и спокойная, что усыпило бдительность команды;
• капитан не принял во внимание предупреждение об опасных дрейфующих айсбергах;
• превышение допустимой скорости судна в опасной зоне;
• впередсмотрящий заметил айсберг не сразу, поскольку не имел даже бинокля;
• роковая ошибка помощника капитана, когда тот пытался уйти от столкновения.
Все это привело к гибели людей и непотопляемого корабля «Титаник».
Можно ли было избежать трагедии века
Странно, что находившийся на борту создатель корабля конструктор Томас Эндрюс не предложил технические способы спасения его детища. А они были, и можно было бы попробовать. Например, если затопить кормовые отсеки корабля, то корабль станет в ровный киль, а давление судна на нос снизится. Если бы не закрывали водонепроницаемые двери, то удалось бы выиграть время и наладить равномерность затопления отсеков. До прибытия «Карпатии» можно было бы продержаться.
Команда корабля «Титаник» и сам капитан свято верили в непотопляемость судна. Поэтому техника безопасности не до конца была продумана, да и плана при возникновении чрезвычайной ситуации попросту не было. Возможно, это был злой Рок Судьбы, от которой никуда не убежишь. Не менее интересно узнать, какие крупные кораблекрушения известны истории и почему они произошли.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему затонул «Титаник»? 5 самых интересных теорий
В середине 1912 года произошла одна из самых ужасных катастроф в истории. В ночь с 14 на 15 апреля, в водах северной Атлантики, потерпел крушение британский пароход «Титаник». На его борту находилось 2208 человек, но выжить удалось только 704 людям. Сомнений в том, что огромный корабль затонул из-за столкновения с айсбергом, нет. Только вот почему он не сменил курс и не избежал катастрофы, на данный момент никому точно неизвестно. В Интернете можно найти огромное количество теорий на эту тему и их количество постоянно растет. Недавно новое предположение было выдвинуто климатологом Милой Зиньковой (Mila Zinkova). Изучив рассказы выживших после крушения людей, она объявила, что причиной крушения могло стать возникшее на небе северное сияние. Но как природное явление могло повлиять на маршрут огромного корабля? В рамках этого материала предлагаю рассмотреть самые популярные теории о крушении «Титаника» — их несколько.
Крушение «Титаника» в представлении художника
Крушение «Титаника»
О произошедшей более 100 лет назад катастрофе написано множество книг и сняты десятки документальных фильмов. В ходе бесед с выжившими пассажирами, исследователям удалось узнать множество подробностей о крушении огромного корабля. Его длина составляла целых 269 метров и судоходная компания «White Star Line» уверяла, что он непотопляем. Только вот 14 апреля 1912 года, в 23 часа 40 минут, он по неизвестным причинам сбился с курса и затонул. Более 1500 человек погибли, а остальные люди были спасены приплывшим на сигнал о бедствии пароходом «Карпатия».
«Карпатия» — корабль, который спас часть пассажиров «Титаника»
Факт: «Титаник» плыл из английского города Саутгемптон в американский Нью-Йорк.
Жертвы «Титаника»
Все выжившие люди подтвердили, что корабль столкнулся с огромным айсбергом. Но никто не мог объяснить, почему он сбился с курса. И это неудивительно, потому что большинство спасенных были обыкновенными пассажирами. На борту корабля было много известных людей. Одним из них был бизнесмен Джон Джекоб Астор (John Jacob Astor), который слыл неплохим изобретателем и автором фантастических историй. В путешествие он отправился со своей беременной женой. Они хотели, чтобы их ребенок родился не в английском Саутгемптоне, а в американском Нью-Йорке. Джон Джекоб Астор, бесспорно, был самым богатым пассажиром «Титаника».
Джон Джекоб Астор — самый богатый человек, находившийся на «Титанике»
Возможно, о причине крушения корабля мог бы рассказать его капитан — Эдвард Джон Смит (Edward John Smith). В ходе своей карьеры капитана, ему выдалась возможность управлять кораблями «Адриатик», «Маджестик», «Коптик» и «Олимпик». Знавшие его люди говорили, что он пользовался большим уважением, но практически на всех кораблях под его руководством возникали неприятные ситуации. Например, в 1906 году на управляемом им корабле «Балтик» произошел пожар. Другие корабли под его командованием часто садились на мель. Но, несмотря на все эти инциденты, все ему доверяли. Путешествие на «Титанике» должно было стать последним в его карьере — после него он хотел уйти на пенсию. К сожалению, на пенсию он так и не смог выйти, потому что во время крушения корабля спасти его не удалось. Исследователи даже не смогли найти его тело.
Эдвард Джон Смит — капитан «Титаника»
Причины крушения Титаника
Ученые регулярно пытаются разгадать тайну «Титаника». В ходе научных работ выдвигаются самые разные гипотезы. Некоторые из них звучат очень убедительно и основаны на рассказах выживших пассажиров. Но среди них есть и предположения, выдвинутые сторонниками теорий заговора. Дальше мы рассмотрим самые интересные теории на тему крушения «Титаника». Разумеется, поговорим и о самой свежей из них, которая была выдвинута вышеупомянутой Милой Зиньковой.
Ошибка компаса
О новой теории на тему причины крушения «Титаника» было рассказано на страницах научного журнала Science Times. Мила Зинькова обратила внимание, что выживший в крушении корабля писатель Лоуренс Бизли (Lawrence Beesley) рассказывал, что в ту ночь на небе можно было заметить северное сияние. Так называется атмосферное явление, которое возникает при взаимодействии выбрасываемых Солнцем электронов с магнитным полем нашей планеты. Подробнее об этом недавно писала моя коллега Любовь Соковикова — в этой статье все подробно объяснено. Возможно, именно северное сияние и стало причиной столкновения корабля с айсбергом.
Писатель Лоуренс Бизли на борту корабля
Северное сияние также видели как минимум трое выживших пассажиров «Титаника». А помощник капитана спасительного корабля «Карпатия» рассказывал, что в трагическую ночь море было спокойным. Северное сияние могло быть спровоцировано сильной вспышкой на Солнце, которая вызвала сильный всплеск электромагнитного излучения. А такие вспышки, между прочим, могут сильно повлиять на находящуюся на Земле технику. Например, во время так называемой геомагнитной бури 1859 года, произошел отказ телеграфных систем по всей территории Европы и Северной Америки. А возникшее северное сияние было настолько ярким, что жители карибских островов проснулись, думая что наступило утро.
Причиной крушения «Титаника» могло быть северное сияние
Солнечная активность в ту роковую ночь могла изменить показания компаса «Титаника». Корабль вполне мог свернуть в неправильную сторону, где ее поджидал огромный айсберг. Эта теория очень правдоподобна, потому что в ту ночь техническое оборудование действительно работало очень плохо. Тонущий «Титаник» посылал ближайшим кораблям сигнал SOS, но они их не приняли. Это удалось только кораблю «Карпатия», но даже он поплыл совершенно не туда, где тонул «Титаник». Но именно эта ошибка и спасла людей, потому что корабль приплыл именно в то место, где очутились выжившие люди после катастрофы.
Сигнал SOS передается при помощи азбуки Морзе и расшифровывается как «Save Our Souls» или «Спасите наши души»
Пожар на корабле
Считается, что пожар возник в этом отсеке корабля
Другие корабли сообщали, что в водах Атлантики плавает большое количество айсбергов. Но из-за высокой вероятности мощного взрыва, капитан вряд ли мог сбросить скорость. Корабль «Титаник» мог разгоняться до 42 километров в час, а при таком быстром движении увернуться от глыб льда очень затруднительно. Так что, есть вероятность, что даже после обнаружения айсберга капитану было трудно свернуть в другую сторону. Как и итог, корабль на большой скорости врезался в айсберг. К сожалению, убедительных доказательств у Рэя Бостона нет, но его теория все равно звучит очень правдоподобно.
Теория заговора
Любители теорий заговора придерживаются версии, опубликованной в книге «Загадка Титаника». В ней написано, что на самом деле в 1912 году затонул не «Титаник», а очень похожий на него корабль «Олимпик». Если верить историческим документам, 20 сентября 1911 года он столкнулся с одним из крейсеров Британского флота. Оба корабля были серьезно повреждены, однако страховая компания не посчитала нанесенный «Олимпику» ущерб значительным. Владельцы корабля решили пойти на мошенничество и намеренно отправили его в район с большим количеством глыб льда, чтобы повреждения стали более серьезными. «Олимпик» двигался очень быстро и столкновение привело к смерти тысяч людей.
Корабль «Олимпик» действительно был очень похож на «Титаник»
Эта теория сначала казалась очень правдоподобной. Дело в том, что после обнаружения останков затонувшего корабля, на нем не было никаких упоминаний названия «Титаник». Однако, впоследствии на затонувшем корабле обнаружили строительный номер «Титаника» — 401. А у «Олимпика» был номер 400. Несмотря на то, что теория была разрушена, некоторые люди до сих пор продолжают в нее верить.
Попадание торпеды
Еще одна теория гласит, что «Титаник» получил повреждения не из-за столкновения с айсбергом. Некоторые люди считают, что корпус корабля был поврежден торпедой, пущенной немецкой подводной лодкой. И этот выстрел якобы тоже был согласован с владельцами «Титаника». Считается, что нанесенный ущерб должен был решить некоторые проблемы со страховыми компаниями.
«Титаник» мог быть поврежден попаданием торпеды
Проклятие фараонов
Одним из пассажиров печально известного корабля был историк лорд Кэнтервиль. Есть информация, что он перевозил на «Титанике» мумию жительницы Древнего Египта. Так как она представляла большую историческую ценность, ящик с ней был помещен не в трюм, а возле капитанского мостика. Некоторые люди считают, что дух этой мумии овладел разумом капитана Эдварда Джона Смита. Несмотря на предупреждения о глыбах льда, он не сбавил скорость, что и стало причиной катастрофы. Десятки лет назад в эту теорию верили многие люди, потому что проклятия фараонов казались им реальными. Стоит только вспомнить печальную судьбу исследователей, которые нашли гробницу Тутанхамона, о которых я рассказывал в этой статье. После обнаружения гробницы они начали друг за другом умирать, но недавно мы с вами уже выяснили, что египетских проклятий не существует.
Гибель «Титаника» могла произойти из-за египетского проклятия
На тему одного из самых крупных катастроф в истории человечества рекомендую посмотреть документальный фильм «Призраки бездны: Титаник». А если вы знаете другие теории, пишите о них в комментариях или в нашем Telegram-чате.
Почему крушение «Титаника» стало культовой катастрофой?
Легендарный лайнер затонул в ночь с 14 на 15 апреля 1912-го. Почему «Титаник» считался непотопляемым? Что стало причиной его гибели? Какой след катастрофа оставила в культуре?
История «Титаника» знакома многим по одноименному фильму Джеймса Кэмерона. Но что на самом деле произошло в холодную ночь с 14 на 15 апреля 1912-го? Почему крушение именно этого лайнера, в котором погибло около полутора тысячи, оставило огромный след в истории? О катастрофе «Титаника», выживших и следе лайнера в культуре, рассказывает 5-tv.ru.
Почему «Титаник» считали супер-лайнером?
Пароход «Титаник» строили около трех лет на верфи Harland and Wolff в ирландском Белфасте. Он был одним из серии трех трансатлантических пароходов класса «Олимпик», которые производили по заказу британской компании White Star Line. Кстати, младший брат «Титаника» «Британник» также затонул, подорвавшись на мине в 1916-м. Удачная судьба сложилась только у старшего «Олимпика» — его спустили на воду в 1910-м, в течение 25 лет он успешно совершал регулярные рейсы между Саутгемптоном и Нью-Йорком. В 1935-м снят с эксплуатации и отправлен на лом.
«Титаник» во время строительства на верфи Harland and Wolff в Белфасте. Фото: Globallookpress.com
До того, как «Титаник» коснулся воды в 1911-м, самыми большими лайнерами в мире были британские «Мавритания» (240 метров) и «Лузитания» (239 метров). Серия «Олимпик» задумывалась как прямой конкурент судам Curand Line. Длина палубы «Титаника» достигала 269 метров. Он был настоящим гигантом того времени, а доплыть на нем до Нью-Йорка мечтал каждый. В наше время его можно сравнить с двумя пассажирскими лайнерами класса «Оазис» Allure of the Seas и Oasis of the Seas.
Рабочие осматривают винты «Титаника» на верфи в Белфасте. Фото: Globallookpres.com
Кроме внушительных размеров, «Титаник» называли «непотопляемым» из-за особенностей строения: он мог оставаться на плаву с четырьмя затопленными отсеками. Также судно славилось роскошными интерьерами и апартаментами в первом классе. Мебель и стены были выполнены из дорогостоящих материалов в разных стилях: начиная от викторианской классики и заканчивая модерном. Самые дорогие номера-люксы в первом классе стоили по 100 тысяч долларов.
Кафе «Паризьен» на палубе первого класса было выполнено в стиле французских уличных кафетериев начала XX века. Фото: Globallookpress.com
К услугам пассажиров первого класса предлагались кафе, ресторан, тренажерный зал, бассейн, курительный салон, хамам, библиотека и другие места досуга.
Кто плыл на «Титанике»?
В свой первый и последний рейс лайнер мечты отправился с 2208 пассажирами на борту. В первом классе «Титаника» плыло много знаменитых и богатых людей того времени. Из-за этого начали ходить слухи, что пароход постигла кара божья, так как на нем было много грешников. Например, миллиардер Бенджамин Гуггенхайм и совладелец американской торговой сети Исидор Штраус погибли во время крушения. В списке погибших представителей элиты числится и мультимиллионер Джон Джейкоб Астор IV. А вот его жена Мадлен спаслась.
Но самым главным грешников окрестили главу White Star Line Джорджа Исмея, который тоже плыл на «Титанике» в тех самых апартаментах за 100 тысяч долларов. Он поступил подло и прыгнул в спасательную шлюпку, чтобы спасти свою жизнь. Хотя в тот момент проходила эвакуация только женщин и детей. Исмей поплатился за свой поступок: его прозвали самым главным трусом, а репутация была испорчена на всю оставшуюся жизнь.
Пассажиры поднимаются на борт «Титаника» в 1912 году. Фото: Globallookpress.com
Удалось выжить светской львице Маргарет Браун, после чего она получила прозвище «Непотопляемая Молли». Спаслась и знаменитая феминистка Хелен Черчилль Кэнди, дизайнер нижнего белья Люси Дафф Гордон, актриса немого кино Дороти Гибсон и другие.
Больше всего погибших было среди пассажиров третьего класса, которым в основном путешествовали бедные иммигранты. На борту «Титаника» их было 706 человек, из которых погибло 528. Большая часть умерла от обморожения, оказавшись в ледяной воде Атлантического океана.
Пассажиров первого класса спасали в первую очередь, шлюпки для 70 человек спускались на воду наполовину пустые — это стало одной из основных причин такого большого количества жертв. В итоге из 325 привилегированных пассажиров «Титаника» выжило 202 человека. Был и второй класс, в котором путешествовали люди среднего достатка. Из 285 человек спастись удалось 118-ти.
Стоит заметить, что это неточные данные, потому что точное число погибших известно. Были и такие пассажиры, которые попали на борт лайнера случайно или нелегально.
«Титаник» в культуре
Люксовые интерьеры лайнера, статус «непотопляемого» и список пассажиров первого класса сделал историю его крушения самой катастрофой века. «Титаник» проник не только в кино, но и в литературу. Поэты первой половины XX века посвящали трагедии стихи и элегии. Судьбы пассажиров из первого класса стали ниточками к сюжетам многих фильмов и сериалов.
Барбара Стэнвик и Роберт Вагнер в к/ф «Титаник», 1953 год. Фото: Kinoteatr.ru
Первый фильм, основанный на событиях крушения «Титаника», вышел еще в 1953-м. Его снял режиссер и лауреат премии «Оскар» Жан Негулеско, который показал жизнь среди пассажиров третьего класса. В фильме было множество неточностей, на достоверность он событий не претендовал.
Более удачная и самая кассовая попытка взять за основу сюжета крушение «Титаника» была у Джеймса Кэмерона в 1997-м. Он не только снял фильм, который стал культовым, но организовал дорогостоящую экспедицию на место, где сейчас покоится лайнер, чтобы придать будущей картине как можно больше достоверности. У Кэмерона это получилось, ведь за время проката его «Титаник» собрал более двух миллиардов долларов.
Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо в к/ф «Титаник», 1997 год. Фото: Kinopoisk.ru
История Розы и Джека вымышлена, но в ходе сюжета появляются реальные персонажи, которые плыли на «Титанике» в 1912-м. Например, активное участие в развитии событий принимала «Непотопляемая Молли», которую сыграла Кэти Бэйтс. Также в одной сцене появляется чета Астор, Люси Дафф Гордон, Джордж Исмей, главный конструктор «Титаника» Томас Эндрюс и капитан Эдвард Джон Смит и другие реальные пассажиры лайнера.
Слева направо: Актриса Кэти Бэйтс в роли «Непотопляемой Молли» в к/ф «Титаник», 1997 год. Реальное фото Маргарет Браун. Фото: Kinopoisk.ru, Globallookpress.com / Rr Auction Whitehotpix
С крушения «Титаника» начинаются события популярного сериала «Аббатство Даунтон». По сюжету, на корабле находился наследник графского титула, он погибает в катастрофе, а семейству теперь предстоит найти человека на замену. И хотя в сериале нам не показывают само крушение «Титаника», но оно становится важным толчком для развития дальнейших шести сезонов проекта.
Кадр из сериала «Аббатство Даунтон». Дворецкий Карсон читает о крушении «Титаника» в газете. Пресса в 1912 году была одним из самых быстрых источников информации. Фото: Kinopoisk.ru
Интересно, как герои «Аббатство Даунтон» реагировали на катастрофу — это шок и недоверие. В реальности так и было: никто не верил, что «Титаник» мог утонуть, ведь его называли «непотопляемым». Крушение от айсберга казалось неправдоподобным роком.