что случилось с натальей бессмертновой
Танец длиною в тридцать лет
Самая романтическая балерина ХХ века скончалась в феврале прошлого года. Фамилия Бессмертновой не смогла продлить ей жизнь, но свое бессмертие Наталия Игоревна, думается, обеспечила. Ее по-прежнему помнят и любят. На вечер памяти танцовщицы Государственный театрал ьный музей им. Бахрушина и общество «Друзья Большого балета» пригласили ее близких и устроили столичную презентацию книги-альбома «Незабываемая: Памяти русской балерины Наталии Бессмертновой (1941-2008)».
Михаил Барышников: «Я танцевал с ней мой последний спектакль в Ленинграде»
До того как мне довелось лично познакомиться с Наталией Бессмертновой и танцевать с ней, я восхищался ее талантом со стороны, в качестве зрителя. Неизменно поражали ее идеальные пропорции и красота линий, экзотичность, некая скрытая тайна, точеная голова на изящно выгнутой шее. При строгой приверженности к классическим балетным традициям она никогда не была закована в рамки классической условности, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, оставаясь живой, современной и естественной. При едва-едва заметной обаятельной угловатости Наталия Бессмертнова всегда была изящной, грациозной и легкой.
Утонченная внешность и внутренний лиризм в сочетании с предельной естественностью сделали неповторимой ее Жизель. И, конечно, мне очень хотелось танцевать Альберта в «Жизели» с Бессмертновой. Мне тогда не удалось добиться ее приглашения на эту роль в Кировский театр. Но зимой 1972 года, когда ленинградское телевидение предложило мне сняться в дуэте из второго акта, я, не задумываясь, пригласил Наталию Бессмертнову принять в этом участие.
Нашим репетитором на Ленинградском телевидении была Татьяна Вечеслова, с которой Наталия и я дружили. Несколько дней репетиций и съемок превратились в сплошной праздник. Жаль, что не сохранилась запись того дуэта.
Когда Ирина Колпакова и я танцевали в «Жизели» на гастролях в Большом театре, Бессмертнова пришла на наш спектакль. Царила она на сцене, а в жизни была предельно скромной, неизменно доброжелательной.
Прошел еще год, и мне все же посчастливилось танцевать с ней в «Жизели» на сцене Кировского театра. Этот последний для меня спектакль в Ленинграде, 30 апреля 1974 года, накрепко связан в моей памяти с воспоминаниями об уникальной балерине Наталье Бессмертновой.
Анастасия Волочкова: «Все плохое обо мне Бессмертнова оставляла за порогом»
. Отношение ко мне в Большом было к тому времени неоднозначным, уже шли мои сольные программы, я много появлялась на телевидении, руководство балета и дирекция насторожились, не все педагоги осмеливались со мной заниматься, держались на всякий случай в стороне. Я начинала жить в окружении негатива и зависти. Но все куда-то девалось, когда Наталия Игоревна появлялась в классе. Все плохое, что, возможно, долетало до нее обо мне, она оставляла за порогом, с той стороны двери. Ее увлекал процесс передачи балетных знаний и умений, ее не пугала черная работа, да еще осложненная привходящими обстоятельствами. Это какое-то мудрое подвижничество Наталии Игоревны, оно обеспечило мне творческую защиту в дальнейшем. И я жила за счет той силы внушения все годы потом, в какой бы труппе ни оказывалась.
Наталья Бессмертнова
Наталья Бессмертнова родилась 19 июля 1941 года в Москве.
Имела младшую сестру Татьяну.
Обе дочери с ранних лет поступили в Московское хореографическое училище, однако Наталья добилась на этом поприще значительно больших успехов, чем сестра. Первым педагогом Бессмертновой была Мария Кожухова. Наталья была ее любимицей. В 1959 году Кожухова умерла, далее она попала в класс к Софье Николаевне Головкиной. Также ее педагогом была Л. К. Черкасова.
В 1961 году окончила Московское хореографическое училище. На выпускном экзамене Бессмертнова блестяще выполнила 48 фуэте, и получила высшую оценку по классическому танцу.
В том же 1961 году была принята в труппу Большого театра. Тоненькая, хрупкая и воздушная Бессмертнова возродила на современной хореографической сцене дух подлинно романтического балета, представ ирреальным, фантастическим существом, пришедшим из старинных сказок и легенд: сильфидой, виллисой, нереидой. Балерина обладала удлиненными, «плакучими» линиями танца, невесомым, парящим прыжком, изысканно-ломкой грацией движений.
Наталья Бессмертнова в молодости
Прима-балерина Большого театра, она станцевала все ведущие партии классического и современного репертуара. Была первой исполнительницей многих партий в балетах своего мужа, главного балетмейстера Большого театра Юрия Григоровича. В балетах Григоровича она воплотила многие лирические образы, вошедшие в классику отечественной хореографии.
Репертуар Натальи Бессмертновой в Большом театре:
Знаменитый артист балета Михаил Барышников вспоминал: «Я танцевал с ней мой последний спектакль в Ленинграде. До того, как мне довелось лично познакомиться с Наталией Бессмертновой и танцевать с ней, я восхищался её талантом со стороны, в качестве зрителя. Неизменно поражали её идеальные пропорции и красота линий, экзотичность, некая скрытая тайна, точёная голова на изящно выгнутой шее. При строгой приверженности к классическим балетным традициям она никогда не была закована в рамки классической условности, сохраняя свою неповторимую индивидуальность, оставаясь живой, современной и естественной. При едва-едва заметной обаятельной угловатости Наталия Бессмертнова всегда была изящной, грациозной и лёгкой. Утончённая внешность и внутренний лиризм в сочетании с предельной естественностью сделали неповторимой её Жизель. И, конечно, мне очень хотелось танцевать Альберта в «Жизели» с Бессмертновой. Мне тогда не удалось добиться её приглашения на эту роль в Кировский театр. Но зимой 1972 года, когда ленинградское телевидение предложило мне сняться в дуэте из второго акта, я, не задумываясь, пригласил Наталию Бессмертнову принять в этом участие. Нашим репетитором на Ленинградском телевидении была Татьяна Вечеслова, с которой Наталия и я дружили. Несколько дней репетиций и съёмок превратились в сплошной праздник. Жаль, что не сохранилась запись того дуэта. Когда Ирина Колпакова и я танцевали в «Жизели» на гастролях в Большом театре, Бессмертнова пришла на наш спектакль. Царила она на сцене, а в жизни была предельно скромной, неизменно доброжелательной. Прошёл ещё год, и мне всё же посчастливилось танцевать с ней в «Жизели» на сцене Кировского театра. Этот последний для меня спектакль в Ленинграде, 30 апреля 1974 года, накрепко связан в моей памяти с воспоминаниями об уникальной балерине Наталии Бессмертновой».
Кроме Большого театра, она выступала как приглашенная балерина в спектаклях балета Финской национальной оперы в Хельсинки (Жизель, 1966), Белградского национального театра (Одетта-Одиллия, Жизель, 1970-1971), театра «Ла Скала» в Милане (Одетта-Одиллия, Жизель, 1970, 1977), балета Римской оперы (Жизель, Одетта-Одиллия, 1970, 1980), Варшавского национального театра (Жизель, 1971), Норвежской королевской оперы в Осло (Одетта-Одиллия, 1972), балета Софийской народной оперы (Жизель, 1972), балета Венской государственной оперы (Маша, «Щелкунчик», 1973), Парижской национальной оперы (Анастасия, «Иван Грозный», (1976), Жизель (1977), Джульетта, 1978), Королевского Шведского балета в Стокгольме (Одетта-Одиллия, 1979), а также в балетных труппах Висбадена, Базеля, Турина, Тулона, Ниццы, Любляны, Нови-Сада, Загреба, Токио. Участвовала в гала-концерте в театре «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, посвященном 85-летию импресарио С. Юрока (1973).
В 1988 году вышла на творческую пенсию, но продолжала периодически выступать по контракту до 1993 года.
C 1995 до 2007 года была ассистентом балетмейстера в спектаклях, которые Юрий Григорович ставил в театре «Кремлёвский балет» («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1999), «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева (2001), в Большом театре («Лебединое озеро» П. Чайковского (2001), «Легенда о любви» А. Меликова (2002), «Раймонда» А. Глазунова (2003), «Золотой век» Д. Шостаковича (2006). Как педагог-репетитор также работала вместе с Юрием Григоровичем над постановками: «Раймонда» А. К. Глазунова (Национальная опера Белоруссии, Минск, (1997), Пражский национальный театр, 2001), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (Молдавская национальная опера, (1998), Пражский национальный театр, (1998), Стамбульский театр оперы и балета, 2001), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (Варшавский национальный театр, совместно с Театром Карло Феличе, Генуя, 1996-1997), «Легенда о любви» А. Меликова (Стамбульский театр оперы и балета, 2000), «Спартак» А. Хачатуряна (Национальный балет Кореи, Сеул, 2001), «Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева (Парижская опера, 2003).
Депутат Верховного Совета СССР 10 созыва (1979-1984).
К концу жизни балерина сильно заболела. Врачи долгое время не могли поставить диагноз. Как оказалось, у нее были больны почки. От болезни, и без того довольно стройная, она очень сильно похудела. У нее были ужасные боли. Как вспоминал Виталий Вульф, страдания балерины были столь ужасными, что сильная от природы Бессмертнова даже желала собственной смерти. Но и тогда она не переставала думать о муже и его делах.
Наталья Бессмертнова скончалась в ночь с 18 на 19 февраля 2008 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Личная жизнь Натальи Бессмертновой:
Наталья Бессмертнова и Юрий Григорович
Фильмография Натальи Бессмертновой:
Награды и звания Натальи Бессмертновой:
последнее обновление информации: 23.04.2020
Наталия Бессмертнова
Биография
Российский балет по праву считается одним из чудес света. На постановках Большого театра стремится побывать каждый, кто хотя бы немного интересуется искусством и желает прикоснуться к прекрасному. Примы-балерины вызывают восторженную любовь в мире. В числе легенд балета присутствует имя Наталии Игоревны Бессмертновой.
Детство и юность
Будущая прима-балерина Большого театра появилась на свет в начале Великой Отечественной – 19 июля 1941 года – в Москве. Семья девочки далека от творчества. Отец – врач, ушел на фронт, а мама – домохозяйка, воспитывала дочь и вела домашнее хозяйство. Женщина с Наталией провели военное время в эвакуации.
Наталия Бессмертнова в детстве
К счастью, семье удалось пережить тяжелые годы и по окончании войны воссоединиться. Спустя два года у Наташи появилась младшая сестра Татьяна. Мама девочек уделяла внимание развитию творческих талантов детей.
Поскольку обе дочери Бессмертновых любили танцевать, женщина решила отдать девочек в Московское хореографическое училище. Кстати говоря, младшая сестра Наталии добилась успехов в творчестве, солировала в партиях Большого театра, но оставалась в тени звездной примы.
Наталия Бессмертнова в молодости
Начало учебы балету проходило у студентки в классе легендарной наставницы М. А. Кожуховой. Девушка была ее любимицей. В 1959 году, за пару лет до выпуска группы, преподаватель ушла из жизни. Окончание училища прошло для Наталии под руководством С. Н. Головкиной. Блестяще сдав экзамен, выполнив 48 фуэте, Бессмертнова получила высшую оценку преподавателей. Биография юной красавицы с бездонными глазами оказалась навсегда связанной с русским балетом.
Балет
Сразу после выпуска из училища в 1961 году Наталия Игоревна получила приглашение в труппу Большого театра. Леонид Лавровский, будучи главным балетмейстером, обожал юную балерину и видел в девушке идеальную партнершу на сцене для сына Михаила Лавровского. Именно с ним Наталия танцевала большую часть партий в театре.
Балерина Наталия Бессмертнова
Изначально наставником и помощником для новоявленной звезды была назначена Галина Уланова. К сожалению, женщины не нашли общий язык, и Лавровский самостоятельно работал с любимицей.
Вчерашние выпускники Бессмертнова и Лавровский дебютировали в профессиональном балете, исполнив на сцене ведущие партии в «Шопениане». Изящество, утонченность, гибкость и пластичность балерины, легкость рук определили роль романтической героини как амплуа Бессмертновой.
Наталия Бессмертнова в роли Жизель
В 1963 году Наталия Игоревна впервые выходит на сцену театра в роли Жизель в одноименном балете. Эта партия стала самой яркой для Бессмертновой. За всю жизнь балерина исполнила ее около 200 раз. Она же стала последней в карьере танцовщицы.
Покорив сердца зрителей, Наталия Бессмертнова становится примой-балериной главного театра страны. За десятилетия работы на сцене балерина станцевала полностью классический репертуар театра, гастролировала по миру и блистала в амплуа лирических героинь. Критики мира восхищаются тем, как независимо, естественно девушка держится на сцене. Наталия Игоревна не просто исполняла партию, девушка жила в танце.
Наталия Бессмертнова на сцене Большого театра
В 1988 году балерина уволена из труппы театра. Главный балетмейстер, Юрий Григорович, супруг великой артистки балета, вынужден обновить коллектив. Труппа нуждалась в молодых талантах, а предыдущий состав отправлен на творческую пенсию.
К слову сказать, прима не огорчилась уходу из ведущего состава. На тот момент творческие амбиции балерины уже реализовались, Наталия Бессмертнова успела станцевать все возможные основные партии.
Наталия Бессмертнова
Взаимоотношения балерины с театром на этом не прекратились. В Большом Бессмертнова остается в должности преподавателя, а в спектаклях и гастролях участвует по контракту. После того как в 1995 году супруг уволен из коллектива в результате травли и скандалов с руководством, Наталия Игоревна помогает мужу в постановке спектаклей. Пара сотрудничает с российскими и зарубежными коллективами.
Педагог Наталия Бессмертнова
Фото, сохранившиеся после легендарных блестящих постановок, в которых участвовала звездная прима, концертные фильмы-спектакли с ее участием – сейчас это наследие и золотой фонд российского балета. Записи выхода на сцену стали наглядными уроками для сегодняшних студентов хореографических училищ. Воспоминания искусствоведов, критиков, коллег балерины собраны в иллюстрированном издании книги «Незабываемая. Наталия Бессмертнова», опубликованной в 2008 году.
Личная жизнь
С Большим театром оказалась связанной не только карьера балерины, но и личная жизнь. В 1968 году девушка выходит замуж за Юрия Григоровича, главного балетмейстера театра (с 1964 года). Несмотря на скептицизм завистников и окружения, пара прожила в любви и согласии более 40 лет. Только уход из жизни Наталии Игоревны разлучил супругов.
Наталия Бессмертнова и Юрий Григорович
Григорович боготворил Наталию за талант, жизненную мудрость, изящество. Для мужа супруга оставалась другом, любимой, музой и соратником. Балетмейстер признавался, что ставит спектакли не для жены, а для великой балерины Бессмертновой.
После скандальной травли Григоровича в театре Наталия Игоревна лично привезла заявление мужа об увольнении руководству. Уход балетмейстера из коллектива вызвал забастовку сторонников среди коллег, отказавшихся выходить на сцену. Организатором посчитали Бессмертнову. Звезду театра уволили, но Наталия Игоревна с успехом оспорила решение в судебном порядке.
Наталия Бессмертнова с мужем
Решение о восстановлении прав артистка привезла в театр вместе с собственным заявлением об уходе. Бессмертнова покинула Большой, которому подарила больше 30 лет творческой биографии, с гордо поднятой головой.
До конца жизни женщина поддерживала творческие карьерные идеи любимого мужа, помогала в постановке и реализации спектаклей на сцене.
Наталия Бессмертнова
К сожалению, детей у супругов не появилось. Наталия Игоревна делилась, что не противилась полноценной семье, но сначала на рождение ребенка не оставалось времени, а потом не сложилось само собой. Заменил родного сына для четы племянник Михаил.
Современники вспоминали, что Бессмертнова не отличалась общительностью, а характер примы не называли легким. Однако коллеги уважали и ценили талант и трудолюбие звезды сцены. В обычной жизни Наталия Игоревна любила чтение книг, прогулки, обожала музыку и путешествия.
Смерть
Последние годы жизни оказались для танцовщицы наполненными болью. Долгое время врачи не могли поставить диагноз, а Бессмертнова в это время мучилась невыносимыми страданиями.
Наталия Бессмертнова в последние годы жизни
Виталий Вульф, будучи близким другом семьи, вспоминал: боль становилась настолько сильной, что жизнь казалась невыносимой даже для стойкой духом балерины. В больничную палату позволено было входить только племяннику Михаилу, сестре Татьяне и любимому мужу.
Несмотря на болезнь, звезда балетной сцены продолжала заботиться о делах и счастье супруга. Когда Григоровичу предложили рабочую командировку в Сеул, Бессмертнова настояла на необходимости поездки.
Могила Наталии Бессмертновой до и после установки памятника
Как только супруг покинул страну, балерине стремительно стало хуже, 19 февраля 2008 года Наталия Игоревна скончалась. Официальной причиной смерти медики назвали рак, тяжелое заболевание почек. Супруг вылетел на родину первым же рейсом, узнав об ухудшении здоровья жены, но увидеть Наталию живой так и не успел.
Уже после похорон балерины, на церемонии поминания, генеральный директор театра зачитал приказ о восстановлении в должности Юрия Николаевича штатным хореографом.
Что случилось с натальей бессмертновой
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Последнее фуэте. Судьба балерины Наталии Бессмертновой
Наталья Бессмертнова в роли Жизель. 1966 г
19 июля 1941 года родилась известная танцовщица и муза Юрия Григоровича
— Наталия Бессмертнова. Выдающаяся балерина русского театра осталась в
памяти зрителей как идеал романтической героини. Она прожила насыщенную
творческую жизнь, смогла реализоваться как педагог и женщина.
Как же складывался ее жизненный путь?
Первым педагогом Бессмертновой стала петербурженка Мария Кожухова.
Строгая, дисциплинированная, она еще помнила легендарную Спесивцеву.
Наташа была ее любимицей. Однако в 1959 году на 62-ом году жизни Мария
Алексеевна умерла, и начинающая танцовщица попала в класс к Софье Николаевне
Головкиной. На выпускном экзамене ученица блестяще выполнила 48 фуэте, и
получила высшую оценку по классическому танцу.
Жизель. Наталья Бессмертнова и Михаил Лавровский
Новый этап в жизни балерины начался после ее знакомства с Юрием Григоровичем.
Бессмертнова стала не только супругой главного балетмейстера Большого театра,
но и его музой. Она, как никто другой, могла воплотить все задумки Юрия
Николаевича, будь то Анастасия в «Иване Грозном», Ширин в «Легенде о любви»,
Валентина в «Ангаре», Рита в «Золотом веке» и др.
Балерина Наталья Бессмертнова и балетмейстер Юрий Григорович
При этом сам хореограф любил повторять, что ставит балеты не для жены,
а для выдающейся балерины Бессмертновой. Он искренне гордился супругой:
ее талантом, умом и самостоятельностью.
На сцене Большого театра балерина танцует до 1988 года, пока Григорович не
уволил ее вместе с другими звездами: Плисецкой, Максимовой, Тимофеевой,
Лавровским и Васильевым. Это был невероятный скандал. Уже тогда атмосфера
в главном театре страны для балерины и ее супруга начала накаляться.
К слову, легендарной Майе Михайловне к тому времени исполнилось 63 года!
Для 47-летней Натальи Игоревны это не стало сильным ударом, так как она
смогла полностью реализовать себя в творчестве, у нее не было сожаления
о несложившихся партиях, она смогла перетанцевать весь репертуар
классической балерины.
После увольнения Наталия Игоревна стала педагогом-репетитором в ГАБТ.
Так же артистка разово принимала участие в отдельных спектаклях, ездила на
гастроли. Но безумный успех, который в свое время буквально обрушился на
чету Григоровича и Бессмертновой, сменился такой же безумной травлей.
7 марта 1995 года, после череды скандалов и противостояний художественный
руководитель балетной труппы Большого написал заявление об уходе. Наталия
Игоревна лично отвезла бумагу в Министерство культуры. Спустя всего
несколько дней, 12 марта, сторонники Григоровича решили объявить забастовку
и не выходить на сцену. Организатором протеста назвали Бессмертнову,
что послужило поводом для ее увольнения.
Наталия Бессмертнова в роли Анастасии в сцене из балета С.С.Прокофьева «Иван Грозный».
Однако узнав об этом, балерина решила не сдаваться без боя. Она обратилась
в суд, и тот восстановил ее права. Документ об этом Наталия Игоревна принесла
в театр. Но не для того, чтобы вернуться.
Вместе с постановлением суда Бессмертнова положила на стол руководства
заявление об уходе. Так артистка поставила жирную точку в отношениях с
Большим театром, которые в общей сложности длились больше 30 лет.
Долгое время врачи не могли поставить артистке диагноз. От болезни почек
и без того довольно стройная Наталия Игоревна, очень сильно похудела.
А вскоре у нее начались ужасные боли.
По признаниям Виталия Вульфа, который был хорошо знаком с семьей балерины,
боль была настолько пронзительной, что сильная от природы Бессмертнова
начала хотеть собственной смерти. Но и в этом жутком состоянии она не
переставала думать о муже, жить его делами и заботами.
Близкие и сама Наталия Игоревна понимали, что ее дни сочтены. Но когда
Григоровичу понадобилось уехать в Сеул, супруга не стала отговаривать его
от командировки, наоборот сказала, что он не должен забывать о делах.
К сожалению, это был последний раз, когда хореограф видел свою музу живой.
Бессмертновой стало плохо, практически сразу, после отъезда супруга.
Когда Юрий Николаевич узнал об этом, он вылетел первым же рейсом.
Но было поздно. 19 февраля 2008 артистки не стало.
Уже после похорон, на поминках балерины генеральный директор Большого
театра Анатолий Иксанов зачитал приказ, который вернул Григоровича в ГАБТ.
Он стал штатным хореографом балетной труппы. Это событие, наверняка,
очень бы порадовало Наталию Игоревну.
Она всегда близко к сердцу воспринимала все взлеты и падения своего
супруга. Сам Юрий Николаевич в тот день никак не отреагировал на свое
назначение, ведь он потерял единственную и любимую женщину, ради
которой творил не один десяток лет.