что случилось с иерусалимским храмом

Иерусалимский храм

что случилось с иерусалимским храмом. 266244.p. что случилось с иерусалимским храмом фото. что случилось с иерусалимским храмом-266244.p. картинка что случилось с иерусалимским храмом. картинка 266244.p.

Самым великим делом Соломона было строительство Иерусалимского храма. Храм был начат в четвертый год его царствования. Это был четыреста восьмидесятый (по греческому переводу — четыреста сороковой) год по исходе евреев из Египта. Он был воздвигнут на горе Мориа на месте жертвенника, сооруженного царем Давидом после прекращения моровой язвы. На этом месте Давид увидел Ангела Господня, который поражал народ.

Фундамент потребовал гигантских работ. Достаточно сказать, что гора Мориа была поднята искусственным образом более чем на семьсот футов (около двухсот тридцати метров). Как и скинию, евреи называли храм Домом (Байт). Храм не был местом собрания верующего народа: он был исключительно жилищем Господа, недоступным для непосвященных. Простой израильтянин не мог в него войти. Этим символизировалось то, что Царство Небесное до искупительной Христовой жертвы было затворено для Израиля.

Храм, построенный Соломоном, не отличался большими размерами: шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину, тридцать локтей в высоту (в метрической системе — 31,5 м, 10,5 м, 15,75 м). Он был только в два раза больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед храмом был притвор: 10,5 м в ширину и 5 м в глубину.

Стены — из камня, но внутри обложены кедром, а пол устлан досками из кипариса. Иерусалимский храм имел три части: притвор, святое и святое святых. В святое вела двухстворчатая кипарисовая дверь. Святое и святое святых разделяла стена из кедровых досок, в которой была дверь из масличного дерева. Здесь была завеса. Стены, двери и ворота храма были украшены резными изображениями Херувимов, пальм, цветов, а также драгоценными камнями и отделаны золотом. Пол был покрыт золотыми листами (см.: 3 Цар 6, 21, 30). В своем великолепии храм должен был быть видимым изображением славы невидимого Бога.

Перед храмом было два двора, обнесенных стенами. Внутренний двор предназначался для священников (см.: 2 Пар 4, 9), другой двор — для народа. Во внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения.

Существенной принадлежностью двора было Медное море и десять передвижных подстав с умывальницами. Справа и слева вход украшали два медных столпа по восемь локтей высоты, которые в 3-й книге Царств и 2-й Паралипоменон названы Воаз и Иахин. Возможно, это были гигантские светильники, увенчанные чашечками для елея.

В святом стоял жертвенник, на котором возжигался фимиам, десять золотых семисвечников и десять столов. На одном из них находилось двенадцать хлебов предложения. В святое святых первосвященник мог входить только раз в год в день очищения. Здесь находился ковчег завета. О размахе строительных работ можно судить по тому, что восемьдесят тысяч хананеев были бессменно заняты высеканием и обтесыванием камней в горах, а семьдесят тысяч человек — доставкой.

Освящение храма состоялось в седьмой месяц (афаним) еврейского календаря. Как и при освящении скинии, явилось облако — зримый образ славы Господней. Царь Соломон обратился ко Господу с молитвой стоя лицом к храму (это вошло в обычай: где бы ни был израильтянин, он обращался при молитве лицом к храму). Во время освящения храма Соломон молился на медном амвоне высотой в три локтя, поставленном среди двора, воздев руки к небу и преклонив колени. Молитва царя была исполнена высоких чувств и твердого упования на Бога: Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя (3 Цар 8, 23, 52).

По словам преподобного Ефрема Сирина, многочисленные жертвы (двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого), которые принес царь Соломон в день освящения храма, указывают на всемирную жертву Спасителя, которою Он освятил Свою Святую Церковь.

О мудрости Соломона стало известно далеко за пределами Израиля. Его посетила царица Савская. Иисус Христос указывает на это событие: Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Мф 12, 42).

Слава Соломона стала для него великим нравственным испытанием, которое он не смог выдержать. Постепенно Соломон становится обладателем колоссальных богатств. Все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме, построенном из ливанского дерева, были также из золота. Самое печальное было в том, что Соломон стал делать то, что запретил Господь через пророка Моисея, говоря о будущем царе: чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно (Втор 17, 17). У Соломона было тысяча четыреста колесниц. Но самое неугодное Богу было в другом. У него было множество жен и наложниц, которые развратили его сердце. Господь определяет ему наказание — разделение царства.

Гнев Божий на Соломона был тем сильнее, чем больше были прежние милости Господа к нему, выразившиеся в двукратном явлении Божьем ему (см.: 3 Цар 3, 5; 9, 2–3).

Источник

Этот день в истории: 1009 год — в Иерусалиме разрушен храм Гроба Господня

что случилось с иерусалимским храмом. cd927e04fb603c29e28ba18b9b65e. что случилось с иерусалимским храмом фото. что случилось с иерусалимским храмом-cd927e04fb603c29e28ba18b9b65e. картинка что случилось с иерусалимским храмом. картинка cd927e04fb603c29e28ba18b9b65e.

18 октября 1009 года в Иерусалиме был осквернен и разрушен храм Гроба Господня — была повреждена базилика и уничтожена гробница Иисуса Христа. Это было сделано по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима Биамриллаха, который отдал его под влиянием наветов против христиан.

Храм Гроба Господня считается главной христианской святыней, а с IV века местом паломничества всех верующих в Единого Бога. Место распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа почиталось ранними христианами даже тогда, когда Иерусалим подвергся полному разрушению римлянами в 70 году.

Во времена императора Константина Великого и его матери св. Елены христианство стало государственной религией. В этот период в Святой земле были проведены раскопки и обнаружена пещера, в которой, по преданию, был погребён Иисус Христос. Тогда же были обретены Животворящий Крест, четыре гвоздя и табличка, прикрепленная к распятию.

На месте этих находок св. Елена заложила первый храм Гроба Господня. Монументальный комплекс включал ротонду, называемую Анастасис (Воскресение), с Гробом Господним, базилику (мартириум), обращенную алтарем в сторону Анастасиса, и сад Иосифа Аримафейского, где находилась Голгофа.

Храм Гроба Господня был торжественно освящен 13 сентября 335 года в присутствии императора Константина Великого и представителей духовенства из разных стран.

Первый раз храм серьезно пострадал в 614 году, когда часть его строений была повреждена огнем во время штурма Иерусалима войсками персидского царя Хосрова. Однако значительная часть святилища уцелела, хотя персы и захватили город.

В 629 году византийский император Ираклий отвоевал Иерусалим и восстановил Св. Крест на собственные средства. При этом значительную финансовую помощь ему оказала жена персидского царя Мария, которая была христианкой.

После этого храм почти четыре столетия оставался невредимым, несмотря на то, что в VII веке Иерусалим был захвачен Арабским халифатом. Богослужения в главной христианской святыне продолжались, что разрешалось грамотой, выданной халифом Умаром ибн Хаттабом Иерусалимскому патриарху.

18 октября 1009 года храм Гроба Господня был разрушен по приказу правителя Фатимидского (египетского) халифата Аль-Хакима Биамриллаха. Вместе с храмом подверглись уничтожению и все остальные иерусалимские строения христиан. Уцелели лишь отдельные фрагменты здания, погребенные под неподъемными каменными обломками.

Мотивы, которыми руководствовался Аль-Хаким (получивший от современников нелестное прозвище Безумный), не вполне ясны. Наиболее распространенная версия гласит, что он поддался на уговоры радикальных исмаилитских проповедников. Также известно, что при этом халифе религиозным гонениям подвергались не только христиане и иудеи, но и мусульмане-сунниты.

Свое прозвище Аль-Хаким оправдал не только религиозными преследованиями. В последние годы своего правления он все более склонялся к аскетизму и очень часто ночью удалялся медитировать, практикуя странные ритуалы на каирских холмах.

В ночь с 12 на 13 февраля 1021 года, в возрасте 36 лет, Хаким отправился на холмы аль-Мукаттам неподалёку от Каира и не вернулся. В ходе поиска был обнаружен его осёл и окровавленная одежда. Его исчезновение по сей день остаётся загадкой.

Что же касается храма Гроба Господня, то в 1048 году он был вновь отстроен императором Константином Мономахом, который ненадолго вернул Византии контроль над Иерусалимом. Однако по своему масштабу и великолепию новая постройка не шла ни в какое сравнение с предшествующим храмовым комплексом.

Между тем слухи о разрушении храма к середине XI века достигли Европы, что послужило поводом для католического духовенства начать активную агитацию к началу Крестовых походов. В итоге, как известно, Иерусалим был захвачен крестоносцами в 1099 году.

К концу XII века новые завоеватели перестроили храм в романском стиле и объединили под одной кровлей все святые места. Были восстановлены опоры ротонды, которые по местной традиции и сейчас называются «столпами Елены».

Сегодня храм Гроба Господня расположен в Христианском квартале Старого города Иерусалима. Храм служит штаб-квартирой Иерусалимской православной церкви, хотя в храмовом комплексе служат различные христианские конфессии в соответствии со сложной процедурой, остающейся неизменной в течение веков.

Источник

Пространная история Иерусалимской Церкви. Период I. Часть 1 (33-326)

что случилось с иерусалимским храмом. lj share. что случилось с иерусалимским храмом фото. что случилось с иерусалимским храмом-lj share. картинка что случилось с иерусалимским храмом. картинка lj share.

что случилось с иерусалимским храмом. . что случилось с иерусалимским храмом фото. что случилось с иерусалимским храмом-. картинка что случилось с иерусалимским храмом. картинка .

что случилось с иерусалимским храмом. 92238.p. что случилось с иерусалимским храмом фото. что случилось с иерусалимским храмом-92238.p. картинка что случилось с иерусалимским храмом. картинка 92238.p.
Разрушение иерусалимского Храма

Начало Иерусалимской Церкви является началом Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Господа нашего Иисуса Христа. И это не только потому, что в Иерусалиме свершилось таинство спасения рода человеческого. После вознесения Спасителя в Иерусалиме осталась тесно сплоченная, пребывающая единодушно «в молитве и молении» (Деян. 1,14) первая христианская община, которая, по свидетельству апостола Луки, насчитывала тогда около ста двадцати человек (Деян. 1,16).

Это было необычайное время для иерусалимской общины. Пребывая под непосредственным руководством святых апостолов и согреваемая духом братской любви во Христе, община процветала и возрастала с каждым днем. В ней каждый был равноправным членом единой семьи. Вот как свидетельствует о тех днях святой евангелист Лука: «Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прелагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2,43-47).

Гонение со стороны иудеев

Добившись распятия Иисуса Христа, иерусалимские правители, главным же образом предводители священства, верили, что после Его смерти ученики рассеются, а «новая ересь» исчезнет бесследно. Нам неизвестно, каким было настроение неправедного священства спустя пятьдесят дней после воскресения Христа, но скорее всего власть имущие града Иерусалима находились в неведении относительно деятельности апостолов. Они, очевидно, даже не подозревали, что ученики распятого Иисуса пребывают в единодушном собрании. Неизвестными, возможно, остались и происшедшие на глазах у не одной тысячи человек события Пятидесятницы. Лишь совершение апостолом Петром чуда при дверях храма пробуждает дремавшую до сих пор злобу иудеев.

Исполнившись ужаса и изумления, пораженный чудесным исцелением всем хорошо известного сорокалетнего хромого, народ собрался вокруг апостолов, предоставляя Петру возможность произнести вторую, еще более горячую проповедь. Заявив, что чудо совершилось силой имени Сына Божия Иисуса Христа, апостол напоминает людям горькую правду, что они распяли Начальника жизни и призывает народ к покаянию, подтверждая свои слова пророческими предсказаниями. Множество людей в тот день обратилось в христианство, увеличив, согласно евангелисту Луке, иерусалимскую общину на пять тысяч человек.

Однако, невзирая на запрет, апостолы продолжали благовествовать об имени распятого и воскресшего Иисуса, совершая при этом множество чудес. Слово Божие очень быстро распространялось среди людей, и число учеников в Иерусалиме весьма умножалось, и даже из священников многие покорились христианской вере (Деян. 6,7).

После смерти архидиакона Стефана на Церковь в Иерусалиме обрушивается великое гонение. Евангелист Лука свидетельствует, что все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии (Деян. 8,1). К гонению в Иерусалиме был причастен и принадлежавший к фарисейской секте яростный ненавистник христиан тарсянин Савл, будущий страдалец за Христа и известный всем апостол Павел, который «терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8,3).

Между тем, рассеявшиеся ходили по городам и благовествовали слово Божие. Евангелие проповедуется в многих селениях Самарийских, в Газе, Азоте, Кесарии, Дамаске и, несмотря на свирепствовавшие в Иерусалиме гонение, христианская община возрастала, соединяя в себе доселе ненавидевших друг друга иудеев и самарян. Таким образом, гонение способствовало выходу христианской общины за рамки одного города и более широкому распространению новой религии.

Со смертью Калигулы (37-41) императором провозглашается Клавдий (41-54), который по неизвестным причинам своим восхождением на римский престол в большой мере считал себя обязанным Ироду Агриппе. В благодарение за это Клавдий не только подтвердил полученный к тому временем Иродом от Калигулы титул царя Иудейского, но соединил под его скипетром власть над Самарией и Галилеей.

Таким образом, в 42 году иудеи с огромным восторгом встречали нового царя, радуясь восстановлению древнего величия единой Иудеи. У иудеев действительно было много причин любить своего нового царя. В его лице они видели освободителя страны и грядущую славу. Подобно своему деду, Ирод Агриппа принялся украшать город, возводя дворцы, арки, амфитеатры и даже присоединил новый район под названием «Vezetha». Заметно разросшийся город был окружен новыми стенами. Ирод постоянно посещал храм, совершая помпезные жертвоприношения и почти всегда проживал в Иерусалиме. Однако, самое примечательное, что будучи иудеем только по своей бабушке Мариамни, Ирод Агриппа никогда не упускал возможности показать себя истинным иудеем, укрепляя эту идею посредством ревностной защиты Моисеева Закона и иудейской религии.

В 44 году, желая угодить своему народу, Ирод начинает преследовать христиан. О масштабах гонения Ирода Агриппы, как и о его протяженности, к сожалению, нет свидетельств ни у иудейского историка Иосифа, ни у Евсевия Кесарийского. По его приказу арестовывают и казнят апостола Иакова Зеведеева, брата апостола Иоанна. Исходя из слов евангелиста Луки, что Ирод, «видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра» (Деян. 12,3), можно заключить, что в эпицентре преследования в тот период оказались апостолы, предводители иерусалимской общины, что также не исключает возможности более широкого гонения. Поскольку арест апостола произошел в дни празднования Пасхи, казнь Петра была отложена, и его бросили в темницу, сковав двумя цепями и приказав стеречь его «четырем четверицам». Однако, несмотря на все предпринятые меры, в ночь перед казнью Ангел Господень освобождает Петра, который, попросив уведомить об этом Иакова и остальных братьев, покинул Иерусалим.

Иаков брат Господень. Апостольский Собор 49 года

Просьба апостола Петра уведомить Иакова о своем освобождении и удалении из Иерусалима фактически свидетельствует о превосходстве авторитета святого Иакова среди бывших в Иерусалиме апостолов, а следовательно, о занимании им уже к 44 году места епископа Иерусалимской Церкви.

В своем единственном послании святой Иаков именует себя «рабом Бога и Господа нашего Иисуса Христа». Апостол Павел называет его «братом Господа». В святоотеческой литературе Иакову приписываются такие имена, как «брат Иисусов» или «племянник Господний». Начиная же с четвертого века, в церковной литературе святой Иаков именуется исключительно «братом Господним».

Ошибочно мнение тех, кто утверждает, что святой Иаков был апостолом из двенадцати. В Священном Писании братья Христа по плоти (Иаков, Иосий, Симон и Иуда – дети Иосифа от предыдущего брака) четко обособляются от апостолов и остальных учеников Христа (Ин. 1,12). Не двусмысленно в Писании говорится и о том, что братья Христа не уверовали в Него при жизни (Ин. 7,5), но лишь после Его воскресения, где они вновь отмежевываются от двенадцати апостолов (Деян. 1,13-14; 1Кор. 9,5). Согласно древнему церковному преданию, святой Иаков был апостолом из семидесяти и первым епископом Иерусалимской Церкви (Евсевий, Церк. История 1,12; 11,1 и проч.)

Рассеянные гонением по всей Палестине апостолы неустанно исполняли принятую ими от Христа заповедь: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. » (Мф. 28,19-20), благовествуя людям распятого Христа и основывая новые общины, новые Церкви.

С возрастанием Церкви возрастала и необходимость окончательного решения вопроса о необходимости обрезания прозелитов и об отношении христиан к ветхозаветному закону. Ради этого в 49 году в Иерусалиме собирается первый в истории христианской Церкви Собор, известный как Апостольский. Собор состоял из апостолов и пресвитеров (Деян. 15, 6-29), а его председателем, согласно древнему церковному преданию, был святой Иаков брат Господень. На соборе выступили апостолы Петр, Павел и Варнава, поведавшие собранию о множестве чудес, совершенных Богом среди очищенных благодатью язычников. Апостолы единогласно заявили о нецелесообразности наложения на них бесплодной теперь тяжести соблюдения ветхозаветного закона. Заканчивается собрание выступлением святого Иакова, который и принимает окончательное решение: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15,19-20).

Святой Иаков брат Господень является автором соборного послания (58г.), обращенного к христианам из иудеев всей Палестины и Сирии. В своем послании иерусалимский епископ излагает христианское учение с позиций практики и этики. Он говорит о постигающих христиан искушениях (1,2-18), о вере и делании (1,19-2,26), об учении (3,1-18), об истинных отношениях между Богом и миром (4,1-17) и, наконец, о бедных и богатых (5,1-20).

Евсевий Кесарийский свидетельствует, что «посредством Иакова многие приняли веру и среди начальников. И было возмущение среди иудеев, книжников и фарисеев, утверждавших, что весь народ находится в опасности ожидая Иисуса Христа». Это и была причина мученической кончины Иерусалимского Первоиерарха.

Видя все возрастающий успех христианской проповеди, иудеи вновь решили поразить пастыря, дабы стадо рассеялось, так и не осознавая, что истинный Пастырь христиан находится на небесах и недосягаем для их кровавых рук. Воспользовавшись отсутствием в городе римского прокуратора Альбина, иудеи в 62 году схватили святого Иакова брата Господня и, обвинив его в богохульстве, приговорили к смерти через побиение камнями.

Спустя почти четыре года после мученической кончины святого Иакова брата Господня, преемником Альбина на должности прокуратура Иудеи стал Флор, во много раз превосходивший своих предшественников грубостью, жестокостью и бесчинствами.

Вспыхнувший в ночь с 16 на 17 мая 66 года народный бунт вынудил проконсула Фрола в спешке покинуть Иерусалим, что послужило мотивом к широкому восстанию по всему городу. Восстание безрезультатно попытались успокоить мирным путем прибывшие тогда в Иерусалим Агриппа II и его сестра Вероника. Напротив, народ предал огню царские палаты и безжалостно расправился с охранявшими город римскими воинами. Выхлестнувшее за пределы Иерусалима восстание переросло в настоящую иудейскую революцию, и теперь уже разрушались различные стратегические объекты Палестины. Революция захлестнула всю страну. Во многих городах последовали неописуемой жестокости столкновения между иудеями и язычниками.

Разумеется, что мирно существовавшая до этих пор христианская община Иерусалима помимо своей воли была вовлечена во всеобщий раздор. Как и следовало было ожидать, римляне приняли решение подавить вспыхнувшее в Иудее восстание с помощью огня и меча. Христиане, воспринимаемые римлянами как некое ответвление иудаизма, уничтожались наравне с взбунтовавшимися иудеями.

24 октября 66 года эпарх Сирии Кестий Галл, завоевав расположенные по соседству города и селения, прибыл в близ лежащий от Иерусалима Гаваон. Несмотря на причиненные от столкновений с бунтовщиками потери, 30 октября Кестий осадил Иерусалим, предав огню недавно отстроенный Иродом Агриппой I новый район города под названием Vezetha. Однако, по неизвестной причине он вынужден был оставить осажденный город и отступить. Преследуемый воспрянувшими духом мятежниками, Кестий Галл в одном из столкновений потерпел полное поражение и едва спасся, скрывшись в Антипатриде с тысячей пятьсот солдат.

Находившийся в то время в Греции римский император Нерон, узнав об постигшем римскую армию в Палестине несчастии, поручил известному уже тогда полководцу Веспасиану подавить иудейское восстание. Ему действительно удалось в очень короткое время подчинить Галилею и многие селения Иудеи, однако на Иерусалим полководец выступать не спешил, предвидя внутренний переворот в самой Римской Империи. Избранный в 69 году Римским Императором Веспасиан поручил подавить очаг иудейской революции Иерусалим своему старшему сыну Титу.

Разумеется, что под давлением подобных условий Иерусалимская Церковь переживала ужасные дни. В этот период, согласно свидетельству Егезипа (IV,22), епископом иерусалимской общины был избран святой Симеон. Видя непрекращающееся кровопролитие и ожесточение возбужденных иудеев, а также возвращающиеся к стенам Иерусалима римские легионы, иерусалимская община покидает город и перемещается в Пеллу (Евсевий, Церк. История III, 5).

Это был город, построенный в эллинистическую эпоху, размещавшийся на левом берегу реки Иордан. По большей части его населяли миролюбивые греки. Он был одним из немногих городов, которые оставались верными римским властям на протяжении всего иудейского восстания. Как позже подтвердилось, такое решение оказалось весьма мудрым. Осадивший в начале 70 года столицу Иудеи Тит очень быстро перешел в наступление и вскоре разрушил до основания стены города и Храм, а весь Иерусалим сжег дотла. Повстанцев распинали тысячами, не щадили ни женщин, ни детей. Тысячи иудеев были уведены в плен, тогда как Божий Град был превращен в груды дымящихся развалин.

Этим событием был запечатан Ветхий Завет. Разрушение Храма, осязаемого символа Моисеева закона – единственной основы иудейской религии – в свою очередь как бы уничтожило и саму цель ее существования. Место иудаизма в истории должна была занять единственно истинная религия – основанная на жертве Богочеловека Христа.

Иерусалимская Церковь в Пелле

С этого момента первенство более не принадлежало Иерусалиму. Разрушение Святого Града в совокупности с плодотворной проповедью апостолов давали повод для появления и развития в Палестине новых христианских центров.

На обосновавшуюся в Пелле иерусалимскую общину очень быстро обрушилось двойное гонение: со стороны римлян и непримиримых иудействующих христиан.

Однако наиболее печальным было то, что большинство из принявших христианство иудеев пребывало жестоковыйным даже после Апостольского собора 49 года, оставаясь верным своим идеям, то есть необходимости исполнения Моисеева закона. Поскольку усилиями и старанием святого Симеона ряды Иерусалимской Церкви в Пелле все больше приумножались населявшими город язычниками, то очень скоро, по причине настойчивости и упрямства иудействующих, в христианской общине произошел неизбежный конфликт.

Предводителем иудействующей части христиан был Февуд, человек с амбициями, притязавший на епископский престол. Отделившись от иерусалимской общины, Февуд образовал ряд «иудейских» ересей. И вот, даже не иудеи, а именно эти еретики при каждой возможности доносили римлянам на христиан. Святой Евсевий Кесарийский свидетельствует, что именно по их доносу в 107 году Иудейским прокуратором Аттиком (Tiberius Claudius Atticus) в возрасте 120 лет был арестован святой епископ Иерусалимский Симеон, который после долгих истязаний был распят (Евсевий, Церк. история III,32). Мученической кровью святого Симеона была запечатана история Иерусалимской Церкви в период апостольского века, и предначертан мученический характер ее дальнейшего развития.

По причине гонений восходившие после него на иерусалимский престол епископы не управляли Церковью подолгу. Несмотря на то, что центр иерусалимской общины пребывал в Пелле, ее епископы не перестали именоваться иерусалимскими. Согласно свидетельству Евсевия Кесарийского, после святого Симеона Иерусалимским епископом стал Иуст I (или Иуда), пробывший на престоле до 111 года. От 111 и до 134 гг. епископами Святого Града Иерусалима были Закхей, Товия, Вениамин, Иоанн I, Матфей, Филипп, Сенека, Иуст II, Левий, Ефрем (или Ефрис), Иосиф I и Иуда.

О том, что христианская община в Пелле не была бездейственной, свидетельствует дошедшая до нас апология христианства, изложенная Аристом Пеллейским в его труде «Спор или диалог Паписка и Ясона». В нем один из спорящих является александрийским иудеем, а другой – крещенным евреем. В процессе диалога христианин, основывая свою апологию на высказываниях Пророков, убеждает Паписка креститься.

Окончательное разрушение Иерусалима. Расцвет других Палестинских городов

Ко времени написания Аристом Пелльским апологии на едва начавший восстанавливаться Иерусалим обрушилось новое несчастье. В 130 году по воле посетившего Палестину и Сирию римского императора Адриана (117-138) Святой Град Иерусалим был обращен в римскую колонию и переименован в “Colonia Aelia Capitolina”.

Едва император, направлявшийся в Афины, покинул город, в нем вспыхнуло новое восстание иудеев под предводительством Бар-Кохабы (или Бар-Козибы), почитаемого среди восставших как пришедший Мессия.

Поначалу восставшим сопутствовала удача, и им даже удалось одержать победу в нескольких столкновениях с римлянами. Однако после убийства Бар-Кохабы их дух сломался, и восстание было полностью подавлено. В наказание иудеи были изгнаны из Иерусалима полностью и навсегда, а разрушенный до основания город римляне вспахали плугом, стирая его, таким образом, с лица земли. Рим еще раз переживал триумф, устроенный на телах пятидесяти тысяч евреев и на развалинах Иудеи, которой уже больше никогда не будет суждено увидеть прежнего расцвета.

К северу от старого города был заложен новый римский город Aelia Capitolina, в который иудеям вход был воспрещен под страхом смерти. Новая колония, испещренная театрами и языческими храмами, во всем походила на остальные римские города.

Как следствие разрушения Иерусалима, религиозного центра евреев, и наступившего в Иудеи мира, начинается подъем и расцвет других палестинских городов. Особенно быстро возрастали города, населенные греками и лежавшие рядом с торговыми путями. В этом проявлялась благосклонность императора Адриана к грекам, известного своей любовью к античной культуре и ко всему, что имело хоть какую-то связь с Грецией.

Среди таких городов были греческий город Иоппи (в нем проповедовал сам апостол Петр), древний, основанный филистимлянами город Аскалон. Крупными языческими центрами были Газа, Скифополь, Диосполь, Пелла, Филадельфия, Востры и проч.

С этого времени наступает расцвет Кесарии, крупного административного и торгового центра Палестины. В Кесарии довольно рано появилась христианская община, которая с церковной точки зрения раньше была незначительной. После падения Иерусалима Кесария приобрела большее значение, чем некогда сам Иерусалим.

Возвращение Церкви из Пеллы

Результатом расцвета языческих городов было быстрое увеличение числа христиан «из язычников» в Иерусалимской Церкви.

Так, в Пелле произошло полное очищение Церкви от элементов иудейства и ее окончательное разрешение от ветхозаветных уз. Древний историк Сульпиций Севир пишет: «до этого времени почти все находившиеся в Иудее христиане соблюдали Закон и одновременно поклонялись Христу, как Богу, но божественному домостроительству было угодно освободить Церковь от этого рабства» (Historia sacra II,31). Причиной этому послужил не только раскол и выход из общины ереси иудействующих, но и быстро возрастающее число христиан из язычников. Непосредственным результатом этого стало наполнение Иерусалимской Церкви пелльскими и другими греками. Евсевий пишет: «. и вот в этой, состоящей из язычников, Церкви, вкупе с другими епископами из обрезанных служение воспринял Марк» (Евсевий, Церк. история IV,6; V,12). Это произошло в 134 году, когда христианам не иудейского происхождения, но родом из Иерусалима, был разрешен вход и поселение в городе.

Однако христианские святыни очень быстро подверглись поруганию со стороны язычников. Благосклонность императора Адриана к обосновавшимся в Элии христианам совпала с его принятием в Афинах «Апологии» выступивших в защиту христианства Кодрата и Аристида. Однако, возвратившись в Рим, Адриан снова начал преследовать не только иудеев, но и христиан. Он приказал, чтобы посредством язычества и идолов в Иерусалиме и Вифлееме, насколько это возможно, было уничтожено и стерто все связанное с воспоминаниями об иудаизме и христианстве. На месте храма Соломона был возведен храм Зевса Капитолийского. Статуи Афродиты покрыли Голгофу и Святой Гроб Господень. Возле Вифлеемской пещеры возвышался храм Адониса.

Под таким гнетом после Марка I епископами Иерусалимской Церкви были Кассиан, Пуплий, Максимиан, Юлиан, Гай I, Симмах, Капитон, Максим I, Антонин или Антоний, Уалис и Долихиан, после которых, в 185 году, епископом Иерусалимской Церкви стал Нарцисс I.

С восхождением на епископский престол Нарцисса в Иерусалимской Церкви наступает новый период развития: она начинает общаться и участвовать в жизни всего христианского мира. При Нарциссе I в Иерусалиме был созван первый Поместный Собор (190 г.), на котором решался вопрос о праздновании Пасхи. Однако живший святой жизнью и чудотворивший еще при жизни святой Нарцисс был оклеветан завистниками, после чего, покинув Иерусалим, удалился в пустыню.

Преемником удалившегося от дел Нарцисса собравшиеся в 211 году епископы соседних епархий избрали Элиоса (или Зевса). В этом же году на Иерусалимский престол взошел Германион, которого вскоре сменил Гордей. В 213 году, после смерти Гордея и очередного отказа святого Нарцисса возвратиться из пустыни на Иерусалимский престол, епископом Святого Града Иерусалима избирается Александр.

Святой Александр. Последнее гонение

С восхождением на престол Иерусалимской Церкви епископа Александра (213-251), соученика великого Оригена по Александрийской школе, в Иерусалимской Церкви начинается период духовного образования и общего подъема.

Личными стараниями святого Александра в Элие (Иерусалиме) была основана библиотека, в которой, по свидетельству Евсевия Кесарийского, хранилось большое количество трудов и различных посланий «сиявших тогда на церковном небосводе мыслителей и мужей церковных» (Евсевий, Церк. история VI,20). Однако иерусалимская библиотека просуществовала недолго и, к сожалению, была сожжена при Диоклетиане.

Помимо этого, епископ Александр был основателем иерусалимской богословской школы, основной задачей которой, разумеется, была катехизация. Школа была создана по образу существовавшей уже около двух веков Александрийской (основателем которой, согласно преданию, был евангелист Марк), где вместе со знаменитым Оригеном у святого Климента Александрийского обучался и сам Александр. В Иерусалимской школе христианскую веру преподавал и прибывший в 215 году в Палестину Ориген.

Однако церковный мир был недолгим, ибо в 250 году в попытке поднять престиж императорской власти и укрепить единство государства римский император Деций (249-251) объявил обязательным для всех участие в культе Гения императора (божества, которое покровительствует императору). На непокорившихся христиан во всех концах империи началось новое гонение, при котором в 251 году, после горячей речи в защиту христианства, в иерусалимской тюрьме скончался священномученик епископ Александр.

Гонения продлились и в период правления императора Валериана, когда восприемником святого Александра на Иерусалимском престоле был епископ Мазаван (251-260). Евсевий Кесарийский свидетельствует, что «в те дни в Кесарии пострадали три христианина: Приск, Малхос и Александр, а также некая женщина, принадлежавшая к Маркионовой ереси» (Евсевий, Церк. история VII,12).

Сила Децио-Валерианового гонения состояла в том, что оно было неожиданным для Церкви. Привыкшие к мирной жизни и расслабленные затянувшимся покоем христиане оказались неготовыми к испытаниям. По этой причине, в это гонение было очень много «падших» (lapsi), которые из страха перед смертью, утратой имения или выгодного положения отказывались от Христа. По причине большого количества отпавших от христианства, впервые возник вопрос о возможности и мерах их принятия в лоно Христовой Церкви. Этот вопрос был решен на собравшемся в 252 году в Антиохии Поместном соборе, на котором, среди многих других, присутствовали и палестинские епископы.

Стоит отметить, что в послание 256 года Дионисия Александрийского (246-265) римскому папе Стефану (253-257) первым поминается Феоктист Кесарийский, а за ним Мазаван Элийский (Евсевий, Церк. история VII,45). Однако спустя десять лет на Антиохийских соборах 264 и 268 г.г. (созванных для рассмотрения тринитарной ереси епископа Антиохийского Павла Самосатского) в деяниях соборов первой следует подпись епископа Тарского Элена, второй Иерусалимского Именэя (260-298) и третьей Кесарийского Феоктиста.

В 296 году Палестину посетил римский император Диоклетиан (284-305), сопровождаемый будущим первым христианским императором Константином. В 298 году в мире почившего Именэя на Иерусалимском престоле сменил епископ Замвд (298-300), а спустя два года – Ермон (300-314), при котором на всю христианскую Церковь обрушилось Диоклитианово гонение.

В первый год (303) этого гонения в Палестине пострадало очень много христиан, особенно епископов и клириков. Самыми известными среди них являются Скифопольский Прокопий, замученный в июне 303 года при правителе Кесарийском Флавиане, а также диаконы Алфей и Закхей (17 ноября 303 года). В 304 году гонение усилилось. В Газе заживо на медленном огне был сожжен христианин Тимофей, а Агапий и Фекла были брошены на съедение зверям.

После отречения императора Диоклетиана в 305 году Августом становится его зять Галерий (305-311), который отдает Палестину, Сирию и Египет в правление своему племяннику Максимину (305-313), вошедшему в историю под именем Максимина Дазы.

В начале своего правления Даза внешне снисходительно относился к христианам. Многие из них были освобождены из тюрем, возвращены из рудников. Христианам даже было разрешено собираться. Главными качествами еще недавно бывшего пастухом Дазы были жестокость и суеверие. Он был окружен магами и философами, которые постепенно внушили ему антипатию к христианам, в следствие чего последовало новое, сопровождаемое бесчеловечной жестокостью гонение.

В начале 308 года в Аскалоне были обезглавлены Провол и Илия, а христианин по имени Афис сожжен заживо.

В Газе во время чтения Священного Писания было арестовано целое собрание христиан. Многих из них после телесных истязаний отправили на рудники; двух женщин сожгли, а христианину по имени Павел отрубили голову.

Старавшийся угодить Максимину новый правитель Кесарии Фирмилиан запретил погребать тела мертвых христиан, и много дней плотоядные животные растаскивали останки мучеников по улицам города и за окраины Кесарии. 13 ноября 308 года среди многих других пострадали Антоний, Герман и Зевинас из Элевферуполя. После долгого бичевания была сожжена Еннафа из Скифуполя.

Особенным был день 16 февраля 308 года, когда в Кесарии Палестинской было казнено сразу двенадцать человек. Вместе с христианским проповедником Памфилом были казнены пятеро сосланных из Египта христиан: Илия, Иеремия, Исаия, Самуил и Даниил. Мученический венец в этот день также приняли иерусалимский диакон Валент, зилот из Ямнии Павел, Порфирий, старый воин Селевкий, едва прибывший в Кесарию Юлиан, а также состоявший в свите Фирмилиана Феодул. По приказу Фирмилиана их тела пролежали на улицах города четыре дня, однако ни дикий зверь, ни птица, ни собака не прикоснулись к мощам святых мучеников, которые спустя четыре дня были погребены благочестивыми христианами.

В гонении на христиан в309 году в Палестине был замучен и некий маркионский епископ Асклипий.

5 марта 310 года на съедение львам был брошен не отрекшийся от Христа Адриан, а 7 марта Еввул. Смертью Еввула была запечатана кровавая история гонения на христиан Палестины первого периода.

Гонение на Христову Церковь продолжалось еще несколько лет, пока христианство окончательно не восторжествовало с восхождением на престол Империи первого христианского императора – Константина Великого. Этот триумф пережил и последний этого затянувшегося периода гонений Иерусалимский епископ Ермон, непрестанно руководивший жившей в муках Церковью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *