что считается ямой на дороге
Какой ГОСТ регулирует размеры ям на дорогах?
ГОСТ на ямы на дорогах
На сегодняшний день, 30 Ноября 2021 года, по законодательному регулированию размеров ям и выбоин на дорогах актуален ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения«. Данный ГОСТ заменил собой устаревший аналогичный документ 1993 года и актуален на сегодня.
Какие размеры ям должны быть по ГОСТу?
Максимальные размеры ям и выбоин на дорогах предусмотрены в ГОСТе в его разделе 5.2 требований к состоянию покрытия дорог и их эксплуатационным характеристикам. Всё, что Вам нужно знать об этом, прописано в таблице 5.3 этого правового акта. Но понять простому автолюбителю этот пункт ой как непросто!
Вот так выглядит только одна её часть, касающаяся обычной ямы:
Ранее существовало простое ограничение для всех ям:
Если хотя бы по одному из параметров яма больше, то она не соответствовала старому ГОСТу. Новый же разделяет все недочёты дорог на следующие:
Но главное, всё это в разрезе различных типов дорог, которые рядовой автолюбитель на месте определить будет не в состоянии.
Как и с кого взыскать ущерб в 2021 году, если Вы попали в яму не по ГОСТу?
Если Вы пробили колесо, подвеску или повредили другие компоненты кузова и агрегатов автомобиля, а яма не соответствует ГОСТу, то Вы можете взыскать возмещение ущерба с дорожных служб, ответственных за данный участок дороги. Как это делается?
Всё довольно просто!
1. Перво-наперво, не забудьте выставить знак аварийной остановки, включить знак аварийной сигнализации. Это является ДТП, согласно пункту 1.2 ПДД (определение ДТП), поэтому здесь Вы обязаны следовать всем указаниям Правил при наступлении ДТП.
2. Замерьте размеры ямы чем-либо, чтобы убедиться, что она не соответствует ГОСТу. Если у Вас с собой нет ни рулетки, ни линейки, ни других измерительных инструментов, то можно использовать любой лист формата A4 — подойдёт и полис ОСАГО, который Вы обязаны всегда возить с собой. Его размеры составляют 29,7×21 см. Но на месте нельзя будет точно установить, соответствует ли яма ГОСТу, не зная типа дороги. Поэтому переходим к следующему пункту.
3. Далее следует вызвать сотрудников полиции для оформления ДТП. Причём, последние могут и имеют право потребовать сфотографировать место ДТП, составить схему и приехать для оформления ДТП в отделение полиции. В этом случае сфотографируйте яму самостоятельно так, чтобы потом можно было точно определить её размеры. Например, положите несколько листов A4 по одной из сторон ямы, чтобы было видно, что она длиннее/шире/выше размеров, ограничения по которым вы выясните позднее. Также укажите в схеме результаты измерения ямы.
Тем не менее, лучше настоять на приезде сотрудников полиции на место ДТП. Для этого укажите, например, что у Вас нет ничего с собой, чтобы сфотографировать место ДТП, нет ручки и бумаги для составления схемы и измерительных приборов. Это нужно для того, чтобы сотрудники ГИБДД сами замерили яму. Замеры сотрудников ГИБДД могут иметь в дальнейшем при доказательстве вины дорожников больший вес.
И здесь по результату приезда сотрудников ГИБДД дальнейшая перспектива взыскать ущерб видится в соотношении 50/50. Очень важно в объяснениях о ДТП написать, что Вы управляли автомобилем без превышения скорости с учётом характера дорожного покрытия и ПДД не нарушали.
Дело в том, что инспекторы очень любят в таких случаях возлагать вину за ДТП на Вас, вписывая в постановлении нарушенный пункт 10.1 ПДД, который предписывает водителю вести транспортно средство со скоростью, не превышающей установленного значения, но также с учётом погодных условий и состояния дорожного покрытия. Это пункт прецедентен — это значит, что если Вы попали в яму, значит попросту не выбрали нужную скорость, согласно 10.1 ПДД. И логика сотрудников ГИБДД здесь вполне очевидна. Но выписывают нарушение водителю они далеко не всегда.
Однако, Вы можете сослаться на тот же ГОСТ по размеру ям, только на несколько иной его пункт — 5.2.4, который говорит нам следующее:
5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведённые в таблице 5.3.
То есть при движении с разрешённой скоростью (имеется в виду именно скорость, разрешённая знаком или Правилами дорожного движения) ничего не должно препятствовать такому движению, вопреки пункту 10.1 ПДД, а это значит, что вина лежит именно на яме, которая воспрепятствовала движению с разрешённой скоростью, а не Ваша.
Также проследите, чтобы в справке о ДТП были указаны все видимые повреждения, а, если повреждения серьёзные, чтобы была отметка о том, что возможно наличие скрытых повреждений.
4. Ответственность за ущерб возлагается на того, кто обязан поддерживать эксплуатационное состояние этих дорог. Это нам говорит Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»:
Статья 12. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
.
2. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
После оформления ДТП Вам необходимо выяснить, какой дорожной службе принадлежит дорога с ямой, в которую Вы попали и которая, возможно, не соответствует ГОСТу. Сделать это могут сами сотрудники ГИБДД. Но и Вам нужно для этого приложить усилия. Просто напишите в объяснительной об обстоятельствах ДТП дополнительно ходатайство о проведении административного расследования с целью установить тип дороги (чтобы точно определить, что яма не соответствует ГОСТу) и обслуживающую данный участок дороги службу.
Можно прямо так и написать дословно: «Ходатайствую о проведении административного расследования с целью установления подответственной за данный участок дороги дорожной организации, установления типа дороги в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 и сообщить о результатах расследования мне по указанным контактам«. И указать контакты.
5. После этого, пока готовятся документы о ДТП, необходимо провести независимую техническую экспертизу повреждений. Такие организации есть в любом — даже небольшом городе. По результатам экспертизы Вы получите документы, подтверждающие сумму ущерба от экспертной организации. Стоить это будет Вам от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от ценообразования самой такой экспертной организации.
6. Когда документы из ГАИ будут готовы, а расследование проведено и дорожная служба выявлена, нужно сделать копии справки о ДТП и независимой технической экспертизы и написать досудебную претензию о добровольной выплате Вам ущерба в течение разумного срока (5-20 дней), согласно оценке, приложив также реквизиты счёта. Отправить письмо нужно по юридическому адресу дорожной службы заказным письмом с уведомлением о вручении.
7. Если досудебная претензия в срок не была удовлетворена, то нужно подавать в суд.
Можно ли получить возмещение за яму не по ГОСТу по ОСАГО?
Нет. По ОСАГО страхуется не Ваш автомобиль и не Вы от ущерба. ОСАГО страхует Вашу автогражданскую ответственность, то есть Вашу вину в ДТП. Поэтому обращаться в свою страховую при попадании в яму не по ГОСТу бессмысленно, а дорожные организации, конечно же, по ОСАГО не страхуются.
По каким причинам может не получится возместить ущерб за яму не ГОСТу?
Список таких причин, к сожалению, достаточно широк, и часть из них перечислены в инструкции выше. Чаще всего на 2021 год попавшие в яму, размеры, которой не соответствуют ГОСТу, терпят неудачу из-за того, что ГИБДД устанавливает их виновными в этом ДТП, приписывая нарушение пресловутого пункта 10.1 ПДД.
Но есть ещё одна тонкость автозакона. Сам ГОСТ Р 50597-2017 появился не так давно, и свежих решений в судебной практике пока нет. Но, как оказывается, старый ГОСТ вовсе не имел юридической силы, просто пока не все суды об этом знают.
В частности, Верховный суд РФ постановил отмену искового заявления одного из адвокатов из города Казани на основании того, что ГОСТ Р 50597-93, регулирующий допустимые размеры ям, не был опубликован ни в официальных изданиях, ни в ведомостях нормативных актов, нигде более, а без этого по закону он сам не является законодательным актом и, соответственно, не имеет юридической силы. Между тем, суды более низких инстанций обязаны руководствоваться решениями Верховного суда (но не обязаны выносить точно такие же решения).
Кроме того, есть ещё такой законодательный акт, как Федеральный закон №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ«, который в своей статье 28 предписывает, что пользователи дорог имеют право взыскивать с дорожных служб компенсацию ущерба:
Пользователи автомобильными дорогами имеют право:
.
2) получать компенсацию вреда, причинённого их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством;
Что считается ямой на дороге
ГОСТ 50597-2017
По состоянию на текущий год, выбоина на дороге признается не соответствующей установленному стандарту, если она имеет следующие параметры:
— ее длина превышает 15 см.;
— ее глубина превышает 5 см;
Согласно российскому законодательству, автодороги могут находиться в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальной собственности или собственности лиц, построивших их за счет собственных средств.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установил, что ремонт и содержание автодорог на территории РФ должны обеспечить безопасное дорожное движение. Обязанности по обеспечению соответствия автомобильных дорог установленным нормам возлагаются на субъектов, осуществляющих содержание дорог.
Если дорога относится к федеральной или региональной собственности, то ответственными лицами будут выступать органы государственной власти РФ или субъектов РФ. Если автодорога находится в собственности поселения, района или округа, то ответственными за ее содержание будут органы местной администрации.
Государственный контроль и надзор за содержанием автодорог в надлежащем состоянии осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Ространснадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ. Надзор за обеспечением надлежащего состояния дорог осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления. Также весьма широкий набор надзорных функций и инструментов в сфере безопасности дорожного движения имеют органы ГИБДД и прокуратура.
Как компенсировать вред, причиненный в результате нарушения ГОСТа на ямы на дорогах?
Если вы повредили свой автомобиль из-за неровностей на дороге, то необходимо предпринять действия для возмещения ущерба с ответственных лиц
Если в аварии нет пострадавших, то вам необходимо будет собрать доказательства вины дорожных служб. Здесь весьма кстати будет помощь очевидцев, которые смогут подтвердить все обстоятельства происшествия. При обращении в суд показаний даже одного свидетеля о повреждении автомобиля вследствие попадания в яму может оказаться вполне достаточно.
Фиксация места ДТП
Обязательно нужно зафиксировать место происшествия. Съёмка ДТП и дорожных условий на видеокамеру или фотоаппарат многократно повышает шансы на благоприятный исход дела в суде. Повреждённая машина должна быть запечатлена с разных ракурсов и расстояний. С помощью фото- и видеоматериалов можно определить длину тормозного пути, уровень опасности, наличие поблизости дорожных знаков и других предметов. В обязательном порядке снимите общее состояние дороги и ту яму (несколько ямы), которая стала непосредственной причиной аварии. Если под рукой есть рулетка (линейка), не поленитесь замерить параметры ямы и сфотографировать ее, приложив рулетку для понимания масштаба.
Вызов сотрудников автоинспекции
Сотрудники ГИБДД нередко отказываются выезжать на такого рода ДТП, в случае, если в результате аварии никто не пострадал. Они могут попросить вас составить схему происшествия самостоятельно, запечатлеть место ДТП и приехать для документального оформления в отдел полиции. В этом случае крайне важно настоять на их приезде, акцентировав внимание на том, что ямы и выбоины продолжают угрожать безопасности движения и создают угрозу аварии с участием других автомобилей. По приезду инспекторы должны:
— самостоятельно замерить выбоину;
— убедиться, что она не соответствует (или соответствует) ГОСТу;
— зафиксировать факт ДТП;
Эти материалы в дальнейшем послужат вам весомым доказательством при возможных разбирательствах в суде. Также очень важно указать, что при управлении автомобилем вы не превышали скорость и не нарушали правила дорожного движения.
Определение ответственной дорожной организации
После документального оформления происшествия нужно выяснить, какая дорожная служба отвечает за данный участок дороги. Эту информацию можно получить в местом отделе ГИБДД.
Экспертиза полученных повреждений
Для оценки ущерба вы можете обратиться к независимому эксперту. Как правило, такие специалисты и организации есть почти в каждом районе. По результатам оценки повреждений водитель получает заключение, подтверждающее сумму ущерба. В зависимости от региона и организации стоимость этой услуги варьируется от 5000 до 15000 рублей. Впрочем, провести экспертизу можно непосредственно в рамках судебного разбирательства.
Досудебное решение вопроса
После того как проведено административное расследование и выявлена ответственная дорожная организация, следует написать претензию ответчику о компенсации ущерба. Затягивать с этим не стоит. К претензии нужно приложить справку о ДТП, результаты экспертизы, реквизиты для перечисления средств. Заказное письмо обязательно отправляется дорожной организации с уведомлением о вручении.
Если вы затрудняетесь с составлением досудебной претензии, можете обратиться за помощью к онлайн-консультантам нашего сайта.
Обращение в суд
Если претензия не была удовлетворена в обозначенный срок, следует готовиться к подаче иска в суд.
Это весьма ответственный момент, поскольку, при составлении иска желательно сделать это грамотно и правильно, в соответствии с действующим законодательством РФ. При отсутствии у вас опыта в подобного рода делах, мы рекомендуем вам обратиться за помощью к юристам-профессионалам. Они помогут на любом этапе дела и повысят шансы на его положительный исход.
Первичную юридическую помощь по вопросам обращения в суд с иском о взыскании ущерба, причиненного в результате ДТП, вы можете получить прямо на нашем сайте, воспользовавшись формой внизу.
еперь вы знаете что делать, если попали в яму на дороге. Не бойтесь отстаивать свои права и наказывать виновных. Если вы всё сделано правильно, то суд обязательно будет на вашей стороне!
Ямы и выбоины на дорогах. Как с ними бороться?
Ямы на дорогах это головная боль любого автомобилиста. Транспортные налоги повышают, а качество дорог – нет. Что делать и как бороться с администрацией и коммунальными службами?
Для начала приготовьтесь, легко не будет. Для того чтобы добиться результата, потребуется запастись терпением, стальными нервами и настойчивостью.
Законодательное регулирование
ГОСТ Р 50597-2017 устанавливает требования к качеству дорог, велодорожек, обочин и других объектов дорожной инфраструктуры. В частности, установлены характеристики ям и выбоин на дорогах, которые должны незамедлительно устраняться в установленный срок:
Это самые часто встречающиеся на практике нарушения, с которыми можно и нужно бороться. По закону они должны устраняться в течение 14 дней в зависимости от загруженности дороги.
Довольно часто, однако, ямы, выбоины, колеи, открытые люки месяцами присутствуют на дорогах, пока какой-то автомобилист не пробьет себе колесо или не случится ДТП по причине таких дорожных дефектов.
С чего начать?
Первым делом разберитесь, в чьем ведении находится тот участок дороги, который следует отремонтировать, найдите адреса, контакты ответственных лиц, и дополнительные сервисы в сети Интернет, где можно оставить жалобу.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ответственность за состояние конкретного участка, лежит именно на них.
Сотрудники ГИБДД, в свою очередь, проводят осмотры и обследование дорог, в том числе по жалобам и заявкам, составляя по итогам акты соответствия и несоответствия техническим регламентам.
Если речь о дворовой территории – то это придомовая либо муниципальная собственность, то есть тут обращаемся в ТСЖ, управляющую компанию либо в местную администрацию.
Если это покрытие вокруг торгового центра – то тут зона ответственности собственника данного ТЦ.
Если же это обычная дорога в городе, то за ее состояние отвечают городские власти.
Вторым шагом составьте и направьте обращение или жалобу лично, по почте или онлайн. Вне зависимости от того, куда именно будет отправлено обращение, есть базовые и важные рекомендации, которые нужно учесть при составлении.
Оформите подробную жалобу, укажите характеристики дорожного дефекта, его точные координаты, приложите фотографии, сделайте ссылки на технические регламенты, ГОСТы и нормативно-правовую базу. По возможности, привлеките других людей к решению проблемы: чем больше жалоб на одну и ту же дорогу будет, тем выше шансы на хоть какой-то положительный эффект. Готовьтесь заранее к отказу, не падайте духом и не бросайте дело на полпути.
Куда обращаться?
Обращаться в ТСЖ имеет смысл, если вы хотите пожаловаться на крайне плачевное состояние дороги или тротуара, расположенных во дворе вашего многоквартирного дома, это непосредственно их зона ответственности.
Но, как показывает практика, ТСЖ отказывает жильцам из-за того, что в договоре не прописаны расходы на ремонт дорожного покрытия.
Обращение в администрацию города не самый действенный приём. Во-первых, чиновники привыкли бездействовать, они понимают, что за это им ничего не грозит, тем более, что у них готовы стандартные отписки, которые прикроют в случае чего.
Во-вторых, им дан 30-дневный срок на ответ и поверьте, спешить они не будут, но попытаться все же стоит.
Обращение в региональное управление ГИБДД, пожалуй, один из самых эффективных способов решения проблемы. Подать жалобу на проблемную дорогу можно в электронном виде, но будьте готовы к тому, что придется подождать какое-то время.
Чаще всего, в связи с бездействием остальных инстанций, автомобилисты обращаются именно в ГИБДД. Рано или поздно ваше обращение будет рассмотрено и передано в организацию, отвечающую за дороги на данном участке.
Третий шаг
Изучите сервисы активистов по теме и оформите туда обращение.
«РосЯма» самый популярный и эффективный сайт по теме, довольно простой в обращении. От вас потребуется просто заполнить заявку по форме, указать точное положение дорожных дефектов, приложив подтверждающие фотографии, и сервис в автоматическом режиме направит обращение во все необходимые инстанции.
РосЯма это не волшебная таблетка, не думайте, что оставить заявку там будет достаточно. Это лишь один из удобных инструментов, который в комплексе с другими вашими действиями может дать накопительный положительный эффект.
Несмотря на активное развитие автомобильного сообщения, проблема плохого состояния дорог и трасс остается. И, к сожалению, при обращении с жалобой в исполнительные и контролирующие органы на аварийное состояние дорог, граждане зачастую остаются без ответа.
Жалоба начинает гулять по разным инстанциям, власти занимаются перекладываем ответственность и бездействуют, но это совершенно не повод оставить всё как есть. Чем больше автомобилистов будут обращаться в различные госорганы и общественные организации, тем быстрее ситуация сдвинется с мертвой точки.
Вот такой ширины, вот такой глубины… О ямах на дорогах
На различных сайтах в сети «Интернет» полно информации о якобы новых нормативах, которые прежние ямы и за ямы-то не считают. На самом деле эта информация не верная.
В настоящее время продолжает действовать ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утвержденный Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221). Этим ГОСТом руководствуются суды. И даже Верховный суд РФ при вынесении решений указывает, что такие нормативы действуют, отмечая, что они являются обязательными и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно ГОСТУ Р 50597-93 выбоины в дорожном полотне, просадки и т.п. по-прежнему должны вписывать в следующие границы:
Обратите внимание на значения показателей длины и ширины. Именно так, но не наоборот. Длина – это значение вдоль дорожного полотна, ширина – поперек.
Кроме того, крышки люков колодцев не должны выступать относительно уровня покрытия более чем на 2 см.
Если вдруг причиной ДТП стало плохое состояние дороги, то владелец автомобиля или любого другого транспортного средства вправе возместить причиненный ему ущерб. Более того, из-за ямы могут не только машины ломаться, бывает, что яма становится причиной травмы человека – шёл, споткнулся, упал, сломал руку или ногу – кто будет отвечать?
А ответ на вопрос, кто будет отвечать, только один: тот, кто по закону обязан содержать дороге в надлежащем состоянии. Изначально вся ответственность лежит на администрации города. Но, как правило, администрация передает обязанность содержать дороги муниципальным учреждениям, заключает контракты на выполнение работ по ремонту дорожного полотна.
Что делать, если именно из-за ямы на дороге произошло ДТП?
Действовать, но с учетом некоторых нюансов:
1. Вызовите ГИБДД. В схеме ДТП надо обязательно точно отразить не только расположение автомобиля и полученные повреждения, но и размеры ямы, отсутствие дорожных знаков и ограждений. Кроме того, обязательно потребуйте от прибывшего на место ДТП инспектора составить акт выявленных недостатков в содержании дорог. В этом акте он должен указать все выявленные нарушения, в т.ч. размеры ям. В своем объяснении опишите, как произошло ДТП. Перед подписанием любых документов обязательно внимательно читайте их. Если что-то отражено не полностью – требуйте дополнения или вписывайте дополнения сами, но не отказывайтесь от подписи!
2. Не надо перемещать автомобиль, пока все обстоятельства ДТП не зафиксированы. Сфотографируйте обстановку вокруг: нужны доказательства, по которым понятно, где произошло ДТП. Сделайте фотографию своего автомобиля в привязке к яме, из-за которой произошло ДТП. После этого в разных ракурсах сделайте фотографии ямы в масштабе её размеров (ширина, длина и глубина) с помощью линейки. Если линейки нет, то с помощью предметов, по размеру которых можно будет сделать вывод о размерах ямы и установить эти обстоятельства в суде. И, конечно, не забудьте сфотографировать повреждения собственного автомобиля.
3. Если явных повреждений нет, то Вам кажется, что «что-то не так», то срочно отправляйтесь на станцию техобслуживания (желательно в авторизованную), где зафиксируйте все скрытые повреждения.
4. Найдите свидетелей ДТП и обязательно запищите их данные! Показания свидетелей могут помочь в суде. Если есть возможность, позвоните своим близким, чтобы они приехали на место ДТП и своими глазами увидели произошедшее – впоследствии они показания могут оказаться полезными в суде.
И помните, даже если из-за ямы на дороге повредился только Ваш автомобиль, т.е. нет никаких других участников ДТП – это, по сути, всё-таки считается ДТП. Поэтому указанная выше схема действий относится ко всем.
У кого авто застраховано по КАСКО, то за получением страхового возмещения надо обратиться в страховую компанию. Тем, у кого страховки КАСКО нет, скорее всего, придется отстаивать свои интересы в суде – случаи добровольного возмещения ущерба виновными в ужасном состоянии дорог организациями весьма редки.
Чтобы попробовать обойтись без суда, обратитесь к независимому эксперту для оценки причиненного ущерба. Пригласите на экспертизу представителя виновной организации, направив посредством направления телеграммы. В телеграмме надо указать место и время проведения экспертизы. Копию телеграммы и квитанцию о её оплате сохраните (пригодится в суде). После получения отчета эксперта направьте претензию в адрес виновника с требованием возместить причинённый ущерб. К претензии приложите копии всех документов (протокол, справки, отчёт независимого эксперта и т.д.). Если в течение месяца с момента получения адресатов Вашей претензии Вы так и не получили ответа, либо если Вы получили отказ в возмещении ущерба в добровольном порядке, можно обращаться в суд.
Вручить адресату претензию необходимо либо лично его представителю под роспись на Вашем (втором) экземпляре претензии, либо направить весь пакет – претензию с приложениями – по почте ценным письмом с описью вложения.
На самом деле судебная практика по таким вопросам имеется немаленькая – суд занимает сторону пострадавшего в ДТП из-за дорожных ям владельца автомобиля. Но суд выносит решение только на основании представленных доказательств. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы доказательств было достаточно!
Рекомендуем подробнее ознакомиться с нормативами ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Прочитав этот документ, Вы получите более полное представление о том, какие в России должны быть дороги, какие допускаются дефекты на них.
В помощь Вам и Постановление Верховного суда № 306-АД14-7341 от 30 марта 2015 года, в котором суд указывает, какими нормами он руководствуется при вынесении решения.
И последнее – удачи Вам и терпения в деле борьбы за свои права и законные интересы!