что считается харамом в исламе
Между дозволенным и запретным: что такое халяль, харам и макрух?
В Исламе существует баланс между дозволенным и запретным. Пищевые запреты, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и те, кто исповедует другие религии, связаны с тем, чтобы показать людям, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться.
В арабском языке существуют термины, определяющие, что является дозволенным, а что — запрещенным: халяль (араб. حالل ) — «дозволенное, разрешенное», харам (араб. حارم ) — «запретное, запрещенное». Для мусульман это не просто термины, но четкие правила, определенные Кораном (Священной книгой мусульман), которым безоговорочно следуют верующие. Эти правила касаются действий, предметов, продуктов питания, а также отношений между людьми.
В данной статье мы хотели бы раскрыть тему продуктов питания, определяемых как дозволенные, запретные и сомнительные с точки зрения Ислама, а также более детально рассмотреть значение каждого из этих терминов.
Халяль — дозволенные вещи и действия в Исламе. Что касается продуктов питания, то определение халяль — это в первую очередь подтверждение соответствия нормам Ислама. Халяльный продукт не должен содержать запрещенных компонентов: свинины, крови, алкоголя, мертвечины и того, что было забито не с именем Аллаха.
Некоторые категории продуктов питания априори являются дозволенными к употреблению мусульманами: это овощи, фрукты, ягоды, орехи, мед, злаковые, рыба, а также молоко и кисломолочные продукты в чистом виде. Для остальных продуктов важно, чтобы в их составе не было запрещенных компонентов.
Особые требования предъявляются к мясу и мясным продуктам, например, колбасным изделиям, чтобы такая продукция считалась халялем.
Продукты, запрещенные для мусульман, подпадают под определение харам, что в переводе с арабского означает «запретное». Есть продукты питания, которые при любых обстоятельствах остаются харамом. Как мы отметили выше, это — свинина, алкоголь, мертвечина, кровь и то, что было забито не с именем Аллаха. Также в данную категорию входят хищные животные (волк, лиса, собака, кошка, медведь) и хищные птицы (сокол, ястреб), как сказано в Коране.
Бывает так, что в процессе производства халяльный продукт приобретает статус харам. Скажем, если его производят совместно с запрещенными продуктами — например, используются ножи и другие предметы, соприкасавшиеся с харамом и после этого тщательно не вымытые, — в этом случае изначально дозволенный продукт приобретает статус запрещенного. Тем не менее в Исламе перечень запрещенного весьма невелик, в то время как разрешенное — практически безгранично.
Макрух (араб. مكروه ) — «сомнительное», требующее дополнительного исследования. Это «переходная зона» между запрещенными и дозволенными действиями, по определению исламской этики. Понятие макрух относится и к продуктам питания. В эту категорию попадают такие продукты, как желатин и кармин (краситель Е120), а также пищевые добавки, происхождение которых неизвестно. Например, пищевые добавки могут быть как животного, так и растительного происхождения — в таком случае требуется дополнительное исследование данного продукта.
Кроме того, в этом вопросе выбор зависит от того, какого мазхаба придерживается мусульманин. Например, если это маликитский мазхаб, то кармин и желатин (свиной) для его последователей будут разрешены, поскольку считается, что произошел процесс истихаля: превращение одного вещества в другое в результате процесса, при котором происходит необратимое изменение свойств исходного вещества и таким образом превращение запретного/нечистого в чистое и дозволенное. Если же мусульманин следует нормам ханафитского, шафиитского или ханбалитского мазхабов, то кармин и желатин будут запрещены к употреблению. Более подробно об этом можно узнать, дополнительно прочитав о процессе истихаля.
Также есть мнение, что под категорию макрух подпадает всё, что человеку неприятно. То есть если какой-то продукт, например, морепродукты, человеку неприятно употреблять в пищу, значит данный продукт является сомнительным.
Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют».
Что касается сомнительного, то речь идет о дозволенных и запретных вещах и действиях, которые не очевидны, о которых люди не имеют представления. Ученые рассуждают о действиях и вещах подобного рода, исходя из определенных аятов Корана или на основании хадисов Пророка (мир ему и благословение). Поэтому для человека лучше следовать мнению ученых и придерживаться одного мазхаба, поскольку ни в Коране, ни в Сунне Пророка (мир ему и благословение) нет конкретных указаний относительно того, что подпадает под категорию макрух.
«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (Коран 2:172)
Халяль и харам в исламе
Одними из основополагающих понятий в исламском вероучении являются «халяль» и «харам».
Понятие «халяль» в переводе с арабского означает «дозволенное», «разрешённое». Зачастую его применяют к продуктам питания, в особенности – к мясу и мясным продуктам, однако данное понятие затрагивает все сферы человеческой жизни. Халяль включает в себя всю совокупность того, что признано дозволенным для мусульман: начиная с продуктов питания и предметов одежды, заканчивая общественными отношениями.
Противоположным понятию «халяль» является «харам», которое переводится как «запретное», «греховное». Оно так же охватывает различные грани нашей жизни и подразумевает определённые греховные деяния: например, употребление алкогольных напитков, азартные игры, прелюбодеяние и так далее.
Исламское право подразделяет все действия верующих на 6 основных категорий, 5 из которых относятся к категории халяль, а одно – к хараму:
1. Обязательные (фард)
Первая категория объединяет те деяния, совершение которых является прямой обязанностью мусульман. За них человеку полагается большая награда, а за оставление ему записывается большой грех. Примерами могут служить совершение пятикратного намаза, выплата закята, совершение хаджа.
2. Необходимые (ваджиб)
Это действия, необходимые для совершения. За них верующего ожидает награда, а за невыполнение засчитывается грех (но не такой большой, как за оставление фарда). Следует отметить, что подходы различных правовых школ в исламе к отнесению определенных деяний к категории ваджиб несколько различаются. Например, в ханафитском мазхабе сюда относится витр-намаз, в то время как остальные суннитские правовые школы причисляют данную молитву к категории суннат.
3. Желательные (суннат)
За их совершение верующие получают награду, но оставление не является греховным, а лишь порицаемым в некоторых случаях. Примерами таких действий могут служить обряд имянаречения для новорождённого, а также таравих-намазы в Рамазан.
4. Дозволенные (мубах)
Четвёртая категория включает в себя поступки и действия, рассматриваемые шариатом как нейтральные, то есть за совершение человек не получает награду, а за оставление ему не записывается грех. В их числе: приём пищи, прогулки по улице, сон, интимная близость с супругом, с которым заключен никах (кроме определённых случаев) и так далее.
5. Нежелательные (макрух)
Такие деяния являются нежелательными, но в то же время они не запрещены. За их совершение верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания. А за отказ от этих действий верующий может рассчитывать на награду от своего Создателя. Примером может служить расходование большого количества воды во время омовения.
6. Запретные (харам)
К заключительной группе относится всё, что запрещено делать исламским вероучением. Совершение таких действий влечёт для человека наказание как за большой грех, а за их оставление записывается награда. Примерами могут служить прелюбодеяние, расточительство, употребление спиртного.
Но, несмотря на, казалось бы, очевидность разграничения между дозволенным и запретным, в мусульманском богословском сообществе имеются некоторые разногласия относительно дозволенности совершения тех или иных деяний. Мусульманская умма подразделяется на множество течений и правовых школ, каждая из которых имеет собственный взгляд на те или иные вопросы исламского вероучения и права. Ссылаясь на собственные источники и руководствуясь своими знаниями, богословы выносят решения по тем или иным вопросам, и поэтому их мнения могут расходиться. В связи с этим вырисовывается ещё одна категория действий, которые одни мусульманские учёные относят к дозволенным, а другие полагают, что они запретные, а именно, сомнительные действия.
Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) по этому поводу отмечал: «Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между тем и другим находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь, а тот, кто занимается сомнительным, подобен пастуху, который пасёт своё стадо около заповедного места и вот-вот окажется там. Поистине, у каждого владыки есть своё заповедное место, и, поистине, заповедным местом Всевышнего на земле Его является то, что запрещено Им. Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а когда приходит в негодность, то портит и всё тело, и, поистине, это − сердце» (хадис приводят Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи).
Достоинства соблюдения халяля
Так называемые «халяльный» образ жизни, будучи одним из установлений Господа миров, несёт в себе немало благ для верующего как в мире земном, так и в мире вечном. Первое обусловлено тем, что ислам запрещает те деяния, которые способны нанести вред самому человеку, а также его окружению, например, употребление наркотиков или злоупотребление азартными играми. А второе подразумевает, что за воздержание от совершения грехов человеку уготована награда от Всевышнего.
Коранический аят гласит:
«О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас – явный враг» (2:168)
«О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (2:172)
Таким образом, Создатель призывает нас совершать и вкушать лишь дозволенное Им. При этом мусульманам также следует остерегаться и греховных дел, за совершение которых верующего может постичь кара Аллаха. Особое внимание в этой связи следует уделить великим грехам, которые способны ввести человека в Ад.
Исходя из различных хадисов Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), к таковым можно отнести несколько десятков грехов, наиболее крупными из которых являются:
1) ширк (многобожие) – придание Всевышнему сотоварищей, т.е. поклонение кому-либо наряду с Аллахом (идолопоклонничество);
2) риба (ростовщичество) – заработок денежных средств посредством процента (кредит, дача в долг под процент);
3) зина (прелюбодеяние) – вступление в интимную связь с кем-либо, кроме супруга /супруги (проституция);
4) употребление в пищу мяса некоторых животных (свинья, осёл, собака);
5) убийство – лишение жизни невинного человека;
7) употребление спиртных напитков, наркотиков;
8) колдовство, чёрная магия;
9) посягательство на чужое имущество;
10) высокомерие, гордыня (такаббур);
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассалому алейкум. Пищевые добавки Е харам или халял?
Уа алейкум салям! Это зависит от типа добавки, некоторые из них запрещены мусульманам.
А икра халяль или харам?
Наркотики и их употребление харам. А больному с онкологическим заболеванием, с очень сильными болями, допускается употребление наркотиков, как средство от боли?
Харам
Харам – под этим понятием шариат подразумевает определенные деяния, которые ислам считает греховными и запрещает. Все греховное или то, что ведет к греховному и запрещенному в исламе является харамным. Антонимом является халяль, то есть дозволенное.
По своей этимологии, слово «харам» имеет арабские корни и в переводе на русский язык означает «священный» или «запретный», и также имеет однокоренное слово, которое переводится как «запретное место». Поэтому неправомерным было бы отождествлять понятия «харам» и «грех», поскольку слово «харам» является составной частью некоторых слов и понятий, которые никак не могут быть соотнесены со словом грех. Такими примером может служить название Мечети Аль Харам, что переводится, как Священная Мечеть или Запретная мечеть (для совершения грехов). Также в других семитских языках можно встретить слово «херем», которое является родственным арабскому «харам» и означает в переводе «позор, исключение».
Термин харам также может быть использован применимо к месту, доступ в которое запрещен для какой-то категории людей: женская половина жилища – запретен для посторонних лиц мужского пола.
Что подпадает в понятие харамного или греховного
Любые скверные деяния являются запрещенными в исламе, как то употребление мяса свиньи или алкоголя, так и распространение или помощь в совершении подобных грехов.
В число действий, запрещенных в Коране, то есть входящих в понятие «харам», входят такие действия, как:
Убийство
В число деяний, которые являются харамом, входит и убийство, не считая тех случаев, когда:
Убийство животных без определенной цели со злым намерением также относится к категории харам, но не запрещено убийство животных, если это сделано с целью приготовления пищи, и мясо данного животного разрешено к употреблению, а также не относится к запрещенному убийство животного, который наносит вред человеку.
Харам в пище
Не дозволено в исламе употреблять в пищу продукты такие как: мертвичина, кровь, мясо диких животных, свинина и те продукты, которые из нее производят путем переработки. Один из таких продуктов, желатин, является спорным – ряд исламских богословов считает, что желатин – это харам, а их оппоненты придерживаются мнения, что желатин относится к халяльной категории продуктов.
Также к харамным продуктам относятся такие пищевые красители, как кармин, который получают из кошенили, то есть червя. Более подробно о запрещенной пище в исламе можно читать в данном разделе.
Харам и макрух: в чем разница?
В переводе с арабского языка слово «макрух» обозначает антоним таких понятий, как «любимый» или «желаемый».
Этот термин в шариате объединяет те вещи, которые Всевышний Аллах категорично не запрещал, но повелел не совершать таких деяний. Тот, кто совершит поступки, подпадающие под понятие «макрух» наказан не будет, но тот, кто не станет совершать подобного, получит вознаграждение от Всевышнего Аллаха.
Мусульманин, который не станет делать то, что подпадает под понятие «харам», получит вознаграждение от Аллаха, но тот мусульманин, который не совершает харамных деяний потому, что испытывает стыд, страх или не имеет возможности совершать этих деяний, награды от Всевышнего Аллаха он не получит.
Все те запреты, которые входят в круг слова харам, основываются на доказательствах, которые указаны в исламских первоисточниках. Это аяты Священной Книги Аллаха Корана, хадисы Пророка Мухаммада ﷺ – ахад или мутаватир.
Хадисы-ахад – это не бесспорные доказательства в вопросах вероучения, но в правовых вопросах их могут рассматривать как доказательные источники.
По ханафитскому мазхабу, тахриман макрух – это понятие, противоположное по смыслу ваджибу, и к такой категории относится ношение украшений или одежды из шелка мужчинами. Если же рассматривать понятие танзихан макрух, то в нем запрет слабее выражен, чем в тахриман макрухе. Противоположным танзихан макруху является понятие мандуб.
Такие ученые ханафитского мазхаба, которые признаны классиками мусульманской науки, Мухаммад аш-Шейбани, Абу Йусуф и Абу Ханифа считали, что те запреты, которые выводятся в единичных достоверных хадисах, следует отнести к категории макрух-тахриман.
Концепция харама была детально разработана поздними мусульманскими богословами, выделив его в два вида:
По канонам ислама, тот, кто совершит харам зульми и поклянется, что не будет совершать такого впредь, получит прощение Всевышнего Аллаха, если у него будет прощение человека, которому он причинил вред. А тот, кто совершил харам гайри-зульми, должен покаяться и заречься не совершать такого впредь, и тогда есть надежда для него на прощение Всевышнего Аллаха.
Также харам может подразделяться на следующие виды:
Формы выражения запрета
Харам в исламе или запрет имеет следующие формы или способы выражения:
Аяты Корана о действиях, подпадающий под харам
Приводится ряд аятов Корана, в тексте которых перечислены деяния харам:
По исламу, если действие или вещь подпадают под понятие харам, то разрешенным или халяль его считать нельзя, иначе это будет расценено как неверие и выведет мусульманина из ислама и отдалит его от Аллаха. Если человек совершает запретное деяние, то он приобретет грех перед Аллахом, а если человек будет избегать то, что запретно, и этим совершит угодное Аллаху деяние, то он получит прибыль и вознаграждение от Аллаха.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Харам
Хаpам, хара́мный (араб. حرام , однокоренное слово — гарем) — в шариате запретные действия. Противоположностью харамного является халяльное. Например, свинина является харамной, а баранина, заколотая с призыванием имени Аллаха, халяльной.
Содержание
Этимология
Иногда харам считают исламским аналогом слова грех, но это не совсем верно, ибо существует такое понятие как Мечеть Аль-Харам, которую можно перевести как запретная, но никак не греховная мечеть. Родственными словами в других языках семитской семьи являются еврейское слово херем, означающее «исключение, позор», и эфиопское `irm, означающее «проклятый».
Примеры харама
Наиболее очевидные примеры харама для мусульман — это действия, запрещённые Кораном, такие как:
Запрет поклонения кому-либо, кроме Аллаха. (Коран, 17:23)
Запрет непочтительности к родителям. (Коран, 29:8, 17:23)
Запрет неправового убийства. (Коран, 6:151)
Запрет прелюбодеяния. (Коран, 17:32)
Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем. |
Запрет воровства. (Коран, 5:38)
Вору и воровке отсекайте руки в воздаяние за то, что они совершили. Таково наказание от Аллаха, ведь Аллах – Могущественный, Мудрый. |
Запрет лжесвидетельства. (Коран, 24:4-5)