Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины

Прожиточный минимум будут считать по-другому. Чем наполнят потребительскую корзину

Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины. 75894ecdd00dabb7281d4e6ea80233ba compressed v1. Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины фото. Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины-75894ecdd00dabb7281d4e6ea80233ba compressed v1. картинка Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины. картинка 75894ecdd00dabb7281d4e6ea80233ba compressed v1.

Глава Минтруда утвердил план работы по подготовке предложений по совершенствованию методологии определения потребительской корзины и прожиточного минимума. Новая потребительская корзина должна быть разработана к 2021 году.

Кроме того, в ряде регионов стартует пилотный проект, направленный на снижение уровня бедности в 2 раза.

ПМ и корзина

Потребительская корзина — необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги.

Состав корзины регламентирован Федеральным законом № 227-ФЗ от 03.12.2012.

В состав корзины входят следующие продукты питания:

Наименование

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые), кг

огурцы и помидоры свежие и соленые

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар, кг

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко, кг

Масло растительное, маргарин и другие жиры, кг

Прочие продукты (соль, чай, специи), кг

Помимо потребительской корзины при расчете ПМ также учитываются расходы на обязательные платежи и сборы (НДФЛ). Причем такие платежи определяются только для трудоспособного населения.

Новый подход к корзине

«К 2021 году нам нужно будет выработать конкретные предложения по потребительской корзине, эту работу мы начали. Есть разные подходы, разные предложения, но ни у кого нет сомнения, что стандарты отнесения к малообеспеченности мы должны менять. Страна развивается — потребление должно тоже увеличиваться. Оценки должны тоже меняться», — заявил глава Минтруда Максим Топилин.

Участники заседания рассмотрели вопрос анализа потребления продуктов питания в домашних хозяйствах с разным уровнем доходов. Так, представители ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи» рассказали о минимальных наборах пищевых продуктов и здоровом питании, представители Института социальной политики НИУ ВШЭ — об эффекте от изменения минимальной продуктовой потребительской корзины с учетом рекомендаций Минздрава по рациональным нормам питания.

Следующее заседание рабочей группы состоится в I квартале 2019 года.

План Минтруда

Для начала в феврале 2018 создали рабочую группу, которая будет заниматься этим вопросом. В состав рабочей группы входят представители Совета Федерации, Госдумы, федеральных органов исполнительной власти, объединений профсоюзов, объединений работодателей, научных организаций, других заинтересованных структур.

В ноябре 2018 рабочей группой рассмотрен вопрос «Анализ потребления продуктов питания в домашних хозяйствах с разным уровнем доходов. Пищевая и энергетическая ценность рациона питания домашних хозяйств и рациональные нормы здорового питания».

В феврале 2019 рабочая группа рассмотрит подготовленные Росстатом данные о потреблении продуктов питания и потребительских расходах в домашних хозяйствах с разным уровнем материальной обеспеченности.

Минздрав к этому времени подготовит предложения по формированию минимального набора продуктов питания потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ и в субъектах РФ.

В марте 2019 в Госдуме пройдет «круглый стол» на тему: «Минимальный набор продуктов питания потребительской корзины и рациональные нормы здорового питания» с участием членов рабочей группы.

В апреле 2019 рабочая группа рассмотрит предложения по определению размеров соотношения стоимости непродовольственных товаров и стоимости услуг со стоимостью продуктов питания в потребительской корзине. Напомним, сейчас это 50 % 50 %.

Также будут рассмотрены предложения по совершенствованию правил исчисления величины прожиточного минимума, включая учет обязательных платежей и сборов при исчислении величины ПМ и уточнение перечня продуктов питания для определения уровня потребительских цен при исчислении величины ПМ.

В мае 2019 будет рассмотрен вопроса: «Финансово-экономическая оценка подходов к совершенствованию потребительской корзины».

К июню 2019 подготовят проект нормативного правового акта по установлению потребительской корзины в целом по РФ и связанные с ним проекты НПА по утверждению методических рекомендаций по определению потребительской корзины и Правил исчисления величины ПМ на душу населения.

До декабря 2019 эти проекты будут рассматривать, обсуждать и согласовывать.

К марту 2020 подготовят предложения по величине ПМ, рассчитываемой на основе новой потребительской корзины, в рамках подготовки материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Что еще поменяется

В п.4 этих рекомендаций оговаривается порядок отнесения граждан к социально-демографическим группам:

К социально-демографической группе «трудоспособное население» предлагается относить лиц от 16 лет и старше, не достигших предусмотренного законом возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, к социально-демографической группе «пенсионеры» — лиц, достигших данного возраста. При этом сохраняются положения, касающиеся отнесения к социально-демографическим группам населения неработающих инвалидов I и II групп трудоспособного возраста, а также лиц, получающих пенсию по инвалидности.

Пилотный проект

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Источник

Как изменят потребительскую корзину и кому она вообще нужна

Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины. 683a1896d5bd8a9d4fa449a32abb9834 compressed v1. Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины фото. Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины-683a1896d5bd8a9d4fa449a32abb9834 compressed v1. картинка Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины. картинка 683a1896d5bd8a9d4fa449a32abb9834 compressed v1.

Корзина станет «полноценной»

«Сейчас в потребительской корзине очень много мучных изделий — порядка 126,5 килограмма в год на человека, тогда как норма Минздрава — всего 96 килограммов, а свежих фруктов всего 60 килограммов, тогда как должно быть 100 килограммов, — перечисляет начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. — Иными словами, нынешняя потребительская корзина россиянина — это корзина нездорового человека».

Но все же надо отдать должное: с 1990-х корзина россиянина значительно улучшилась и уже давно перестала быть «корзиной военного времени», как ее еще лет 10—15 назад называли врачи. Еще немного, и у нее есть шанс догнать по составу продуктовый набор поздней советской эпохи.

Раньше было лучше

Любопытно, что продуктовые нормы в 1970—1980-е годы больше соответствовали критериям здорового питания. «Выше были нормативы потребления мяса, рыбы, фруктов и овощей, ниже — хлебобулочных изделий», — продолжает Богданов.

Потом, в начале 1990-х, привычный уклад жизни стал рушиться. Первая потребительская корзина как критерий измерения бедности возникает в 1993 году. Но в ее составе — всего лишь 19 наименований, причем как продуктов питания, так и непродовольственных товаров. Через два года, в 1995 году, этот список состоял уже из 25 пунктов. Именно тогда врачи-диетологи заговорили о том, что представленный рацион, почти полностью состоявший из дешевых картошки и макарон, вполне вписывается в стандарты питания военного времени, когда ставится минимальная задача выжить здесь и сейчас, без учета разрушительных для здоровья долгосрочных последствий такой диеты. Например, в корзине 1995 года по сравнению с корзиной 1993-го стало меньше мяса и мясных изделий — 26,7 кг в год вместо 45,3 кг, но сократилось даже количество хлеба и круп — с 560 г до 464,8 г в сутки.

В 1999 году в России был впервые принят закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», согласно которому содержимое корзины должно пересматриваться каждые пять лет. Последняя версия закона датируется, кстати, 2012 годом, то есть она уже два года как «просрочена». При этом в 2016 году Минздрав выпустил нормы питания, которые не совпадали с этой корзиной. «В действующей корзине перебор хлебных продуктов и картофеля и, наоборот, маловато мясных и рыбных продуктов, овощей и фруктов, — сказал в начале 2018 года министр труда и социальной защиты России Максим Топилин в интервью «Российской газете». — Приблизить набор продуктов питания к оптимальному — главная задача новой потребительской корзины».

Почему же новая корзина, которая должна была быть принята еще в 2017 году, не утверждена до сих пор? Видимо, в тот момент власти не были готовы к росту издержек. Поскольку улучшение корзины автоматически повышает прожиточный минимум, то есть уровень бедности в стране, оно ведет к дополнительным расходам бюджета.

Потребительская корзина трудоспособного населения в СССР и Российской Федерации

Нормы потребления, кг/год

Нормы потребления, кг/годСССР (1981 год)

Россия (2012 год)

Хлеб и макаронные изделия (в пересчете на муку)

Мясо и мясопродукты

Рыба и рыбопродукты

Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко

Масло растительное и другие жиры

Теперь же, когда решение об усовершенствовании корзины практически принято, возникает вопрос, насколько достаточны будущие изменения. Первое, за что критикуют существующую корзину и что, судя по заявлениям Медведева, сохранится и в новой, — это отсутствие списка промтоваров и услуг.

Ведь по факту представленная в потребительской корзине сумма не имеет никакого отношения к реальным тратам, даже самым необходимым, таким как оплата услуг ЖКХ, покупка самых примитивных лекарств или пары сапог на любое количество лет.

«Нужно включать в состав потребительской корзины и непродовольственные товары, а также услуги, без которых сегодня невозможно представить современную жизнь, например услуги тех же такси, транспорта, связи и так далее, — уверен Нарек Авакян. — Для пенсионеров отдельно нужно включать и стоимость жизненно важных лекарств. Такая корзина позволит значительно поднять стандарты нормальной жизни россиян и выяснить, сколько людей в России действительно можно отнести к среднему классу».

И вот тут мы подходим к очень интересной теме. «На Западе нашу продуктовую корзину называют корзиной для бедных, — сетует Павел Сигал. — Для сравнения: стоимость корзины во Франции составляет 650 евро, и в ее набор входит вино». Во многих странах в стоимость корзины может входить оплата детского сада, алкоголь, бензин, оплата Интернета и проч.

Не удивительно, что экономисты и журналисты, сравнивая российскую и западную корзины, говорят о разных подходах к их формированию. Дескать, наша потребительская корзина — чтобы выжить физически, а западная — чтобы чувствовать себя нормальным членом общества. На самом деле это не совсем так. Хотя подходы к формированию корзин, действительно, принципиально разные.

Вино и такси — это не для бедных

«В Штатах стремятся охватить весь спектр потребления, поэтому состав потребкорзины расписан детально, — рассказывает Богданов. — В законодательстве нашей страны у корзины есть две основные функции — сохранять здоровье и обеспечивать жизнедеятельность. Логично, что в российской потребительской корзине не прописаны траты на приглашение няни, покупку многочисленных косметических средств, питание для домашних питомцев и аренду автомобилей, как, например, во французской. Да, термин один, но юридическое наполнение разное — отсюда разные цели, задачи и содержание. Думаю, исходя из этого, некорректно сравнивать потребительские корзины разных стран».

То есть западная корзина — это пример среднестатистических трат гражданина, с помощью которого можно отслеживать рост цен. В России для этого используется список из примерно 500 наименований, в который входят как экзотические товары вроде пальто на вате или каменной соли, так и товары и услуги, пользоваться которыми вряд ли приходится так часто, чтобы замечать колебания цен, — например, обручальные кольца.

Чем измерить бедность?

Отсюда вытекает ответ на главный вопрос: будет ли в России кардинально улучшена потребительская корзина? Скорее всего, нет. Ведь на ее основании исчисляется прожиточный минимум, то есть уровень бедности. Любое улучшение потребительской корзины автоматически приводит к росту бедности в стране — не в реальности, а в статистике. Одновременно возрастут и государственные расходы на то, чтобы компенсировать разницу, например, между реально назначенным размером пенсии и прожиточным минимумом в регионе. Кроме того, придется поднимать до новой высоты прожиточного минимума и заработные платы бюджетным работникам. С этим, видимо, связана и оговорка Дмитрия Медведева о «постепенном переходе» к новому составу.

Проблема шире: измерять бедность потребительской корзиной — это в целом устаревший подход, считает директор института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. По ее словам, потребление услуг растет опережающими темпами по сравнению с товарным, поэтому установление минимального потребительского стандарта соответствует индустриальному обществу, но не соответствует постиндустриальному, в котором уже живут развитые и большинство развивающихся стран. По мнению Малевой, России также следует определять черту бедности как 60% медианного дохода.

Любопытно, что два года назад Максим Топилин в интервью «Российской газете» упомянул о такой возможности. «В большинстве стран перешли на другой порядок определения прожиточного минимума. Он устанавливается в процентах от медианного среднедушевого дохода. Цифры берут разные — от 40 до 60 процентов медианного дохода в зависимости от экономических возможностей страны». Более того, он не исключил, что в будущем и российское правительство обсудит переход на эту систему. «Многое зависит от того, насколько точно и полно мы сможем замерять денежные доходы населения», — уточнил министр.

Бедности — бой!

Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины. Picture1666. Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины фото. Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины-Picture1666. картинка Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины. картинка Picture1666.

Однако даже такое, казалось бы, незначительное повышение резко увеличит число бедных в стране. Последние опубликованные Росстатом данные по доле населения с различным уровнем дохода относятся к 2018 году. По этим данным, доход, не превышающий прожиточный минимум, имели 12,6% россиян, доход в размере от 1 до 1,5 прожиточного минимума — еще 14,3% населения. Получается, что если поднять уровень бедности до 40% медианной зарплаты, по ту сторону этого порога окажется уже четверть сограждан.

А вот 60% от медианного дохода (граница бедности в странах ЕС) — это уже 20 601 рубль. Это почти в два раза выше прожиточного минимума. Согласно Росстату, 13,7% россиян имеют доход в пределах 1,5—2 прожиточных минимумов. Сложим с более бедными категориями и увидим, что за чертой бедности окажутся уже 40,6% населения. Очевидно, что переход на такой критерий измерения бедности невозможен.

Тем не менее само повышение уровня бедности через изменение состава потребкорзины, пусть и в меньших размерах, принесло бы не только расходы для бюджета, но и определенную пользу экономике, считает Павел Сигал. «Рост доходов приведет к увеличению потребления, повышению доходности бизнеса и хорошему пополнению госбюджета за счет уплаты НДС и налогов на прибыль, — говорит Сигал. — Изменение потребкорзины — эффективный способ стимулировать экономику, хотя очень затратный и рискованный, так как это может привести к резкому скачку инфляции».

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

Источник

Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»

О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЕ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 ноября 2012 года

28 ноября 2012 года

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации устанавливается не реже одного раза в пять лет.

1. Продукты питания, включаемые в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, устанавливаются в следующих составе и объемах (в натуральных показателях):

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко

Масло растительное, маргарин и другие жиры

Прочие продукты (соль, чай, специи)

2. Устанавливаются следующие соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (в процентах):

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 14, ст. 1457);

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года и действует до 31 декабря 2020 года включительно.

3 декабря 2012 года

Судебная практика и законодательство — 227-ФЗ О потребительской корзине в целом по Российской Федерации

При отсутствии измерительной информации о содержании природных радионуклидов в пищевых продуктах в графу 25 вносят значение годовой эффективной дозы облучения за счет поступления природных радионуклидов уранового и ториевого рядов с пищевыми продуктами, равное 0,120 мЗв/год. Указанной дозе облучения соответствуют среднемировые значения содержания природных радионуклидов в основных компонентах рациона питания по данным НКДАР ООН, приведенные выше в табл. 1, при годовом потреблении пищевых продуктов в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Во исполнение указанного Закона приняты Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», а также постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 г. N 54 «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации» и от 29 января 2013 г. N 56 «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации».

Источник

Минтруд предупредил об отказе от расчета потребительской корзины

Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины. 756025234772821. Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины фото. Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины-756025234772821. картинка Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины. картинка 756025234772821.

Следствием перехода к новой методике установления прожиточного минимума в России станет отказ от расчета стоимости потребительской корзины, сообщила РБК пресс-служба Минтруда. Уже со следующего года, если соответствующие поправки в законодательство будут приняты, министерство перестанет рассчитывать стоимость минимального набора продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Никаких иных целей, кроме установления прожиточного минимума, у расчета стоимости потребительской корзины не было, пояснили в Минтруде. «С учетом этого в дальнейшем Минтруд не планирует подсчитывать потребительскую корзину, поскольку методика установления прожиточного минимума изменилась», — указали в ведомстве.

Зачем в России оценивают потребительскую корзину

Само понятие потребительской корзины как минимального набора продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг было введено для установления прожиточного минимума, подчеркнули в Минтруде, пояснив, что расчет стоимости потребительской корзины не является статистическим наблюдением.

С 1997 года прожиточный минимум на душу населения и прожиточный минимум для всех основных социально-демографических групп — трудоспособное население, пенсионеры и дети — устанавливается каждый квартал на основе потребительской корзины.

В состав потребительской корзины входят продукты питания, непродовольственные товары и услуги. Для трудоспособного населения учитываются также обязательные платежи и сборы. Действующая корзина (не пересматривалась с 2012 года) включает в среднем на одного взрослого человека в год 126,5 кг хлебобулочных изделий, 290 кг молока и молочных продуктов, 100,4 кг картофеля, 114,6 кг овощей, 60 кг фруктов, 58,6 кг мяса, 18,5 кг рыбы, а также 23,8 кг сахара и кондитерских изделий. Стоимость непродовольственных товаров и услуг для РФ в целом привязана к цене продовольственной корзины: 50% от ее цены составляют непродовольственные товары и еще 50% — услуги. Данные по ценам на продукты питания и непродовольственные товары Минтруду для расчетов предоставляет Росстат.

Состав продуктов питания в действующей потребительской корзине не соответствует рекомендациям Всемирной организации здравоохранения в части нормативов здорового питания и требует существенного пересмотра, признавали в Минтруде. В 2020 году в соответствии с требованиями законодательства состав потребительской корзины должен быть пересмотрен. Но Минтруд предложил перейти на новую методику расчета прожиточного минимума.

Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины. 756009406052030. Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины фото. Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины-756009406052030. картинка Что не учитывается субъектами рф при определении потребительской корзины. картинка 756009406052030.

В чем суть новой методики для прожиточного минимума

В сентябре правительство одобрило проект нового подхода к определению прожиточного минимума в России: с 2021 года его планируется зафиксировать на уровне 44,2% медианного среднедушевого дохода россиян за предыдущий год. Медианный среднедушевой доход — это уровень, доходы выше которого у 50% населения, а у второй половины, наоборот, ниже. Соответствующие проекты поправок в законы «О прожиточном минимуме в РФ» и «О минимальном размере оплаты труда» внесены в Госдуму.

Новая методика установления прожиточного минимума в проектах поправок прописана не совсем детально, но в обозначенных контурах действительно нет места потребительской корзине, отметила ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина. Поскольку прожиточный минимум предлагается рассчитывать как долю от медианного среднедушевого дохода, потребительская корзина становится «ненужным инструментом», заметила она.

Значение прожиточного минимума на душу населения в 2021 году при расчете по новой методике составит 11 653 руб., поясняли в Минтруде. Это 44,2% от медианного среднедушевого дохода за 2019 год (по данным Росстата, 26 365 руб.). Согласно предложенному правительством подходу, прожиточный минимум будет устанавливаться ежегодно.

Соотношение между прожиточным минимумом и медианным доходом планируется пересматривать не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития России. Вместе с тем вводится дополнительная защитная норма: прожиточный минимум не может опуститься ниже уровня предыдущего года.

Согласно новому подходу минимальный размер оплаты труда (МРОТ) будет также привязан к размеру медианной зарплаты и устанавливаться на уровне 42% от ее размера за предыдущий год. Он не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения (этот показатель превышает минимумы для пенсионеров и детей). В 2021 году величина федерального МРОТ составит 12 792 руб., сообщили в Минтруде. Для сравнения: в 2020 году МРОТ составлял 12 130 руб.

Региональные прожиточные минимумы будут устанавливаться на очередной год субъектами РФ в соотношении с федеральным прожиточным минимумом на душу населения, но с учетом специально разработанных для каждого региона коэффициентов. В 61 регионе России прожиточные минимумы занижены на 5–36%, говорил глава Минтруда Антон Котяков. Но к 2025 году они должны поэтапно увеличиваться, поясняли в Минтруде.

Все будет зависеть от того, как новый подход к установлению прожиточного минимума будет осуществляться на уровне регионов, из проекта поправок это не очень понятно, констатировала Гришина. По ее словам, предлагается конструкция различных коэффициентов, которые будут применяться к федеральному прожиточному минимуму для того, чтобы получить региональные прожиточные минимумы, — реализация этого подхода на местах как раз и будет задавать тон всему переходу, и по этому критерию можно будет оценивать его целесообразность, считает эксперт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *