Что говорить на родительском собрании учителю русского языка в 5 классе

Родительское собрание в 5 классе

/Сценарий будет интересен классным руководителям, педагогам школы, работающим в среднем звене. Игровая форма привлечет внимание родителей к проблеме выполнения домашнего задания учащимися. Поможет родителям правильно организовать деятельность ребенка. При необходимости можно включить в сценарий предварительное тестирование учащихся по трудностям выполнения домашнего задания./

Цель: формирование у родителей правильного понимания значения домашнего задания.
Задачи: обсудить проблемы подготовки домашнего задания учащимися класса, определить возможные пути решения, дать рекомендации по организации самообразования школьников.

Ход собрания.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости и участники сегодняшнего процесса. Наша встреча сегодня посвящается очень важному событию в жизни каждого школьника – это домашнее задание. Мы все на себе испытали что такое домашнее задание, вырабатывали свои способы выполнения этой очень важной работы, прислушивались к советам психологов. Кому-то домашнее задание в радость и, как правило, эти люди неплохо учатся в школе, а кому-то это труднейшая обязанность. Сегодня я одеваю мантию судьи и хочу выслушать все речи, реплики в адрес домашнего задания. Мы начинаем. Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Прокурор: Это несносное домашнее задание отравляет детям жизнь, мешает расслабиться после школы, как заноза сидит в мозгу, оно преследует детей ежедневно. Омрачает жизнь, не дает вольно вздохнуть бедному ребенку, становиться непосильной ноше для родителей. Несчастные школьники пытаются избежать этой страшной участи, но педагоги настаивают на ежедневном выполнении домашнего задания, поэтому жизнь молодого поколения с первого сентября по двадцать пятое мая похожа на невыносимые испытания. Домашнее задание обвиняется в непонимании, в нежелании облегчить участь школьников.

Судья: Спасибо прокурору, суд учтет все ваши доводы при вынесении решения. Складывается впечатление, что ничего положительное домашнее задание не дарит нашим детям. Послушаем по этому поводу мнение адвоката.

Адвокат: Домашнее задание намного полезнее и необходимее, чем вы представили. Задача педагогов и родителей научить учащихся правильно трудиться после школы, чтобы домашнее задание не было неприятным испытанием. Оно играет огромную и важную роль в развитии самостоятельных учебных умений.
С помощью домашнего задания развивается самостоятельность ученика, воспитывается ответственность за выполнение работы, развивается усидчивость, что благоприятно сказывается на отметках в школе. Ведь все любят получать отличные оценки, а домашнее задание первый помощник в этом. Необходимо правильно распределять время после школы и для работы, и для отдыха. Если ребенок долго болел и много пропустил, домашнее задание помогает выровнять знания и умения. Как правильно готовить домашнее задание, чтобы оно не стало непосильной обузой для ученика, вы узнаете в течение нашего процесса.

Судья: Спасибо, адвокат представил нам совершенно другую точку зрения о полезности домашнего задания. Посмотрим, что скажут наши многоуважаемые свидетели. Приглашаем в качестве свидетеля психолога школы.

Психолог: Домашнее задание – отличная зарядка для ума. Скажите: проверяете ли вы выученные уроки у своего ребенка, как часто вы помогаете детям в выполнении домашней работы или вообще сами делаете уроки, а ребенок успешно их переписывает?
Очень часто родители, чтобы помочь своему ребенку быстрее и качественнее выполнить домашнее задание, сами их выполняют: пишут сочинения, исправляют ошибки, тем саамы лишают ученика самому насладиться своими достижениями. Такая помощь не помогает ребенку, не формирует самостоятельность мышления, а разрушает мозг, отбивает желание к самостоятельной учебе.

(каждый родитель выбирает листочек и прицепляет к самодельному деревцу)

Уважаемые родители! Вы видите наше дерево пестрит от листочков. Радует, что желтых листочков совсем мало. Зато остальных в достаточном количестве. Отсюда и все проблемы с домашним заданием. Вы совместно с педагогом должны научить ребенка распределять время, силы для выполнения домашнего задания, правильно организовать труд ребенка, чтобы он успел и уроки выполнить, и отдохнуть, только тогда выполнение домашнего задания не будет в тягость, а наоборот поможет в учебе.

Уважаемые родители! Производя контроль домашнего задания, проявляйте терпимость, спокойствие и уважение к личности вашего ученика:
— не кричите, лучше помочь ребенку разобраться в том, что он не понял.

— поощряйте стремление и упорство в самостоятельном выполнении задания.
— учите детально изучать заданный материал.
— не выполняйте за ребенка домашнее задание
— хвалите за малейшие успехи в самостоятельном выполнении задания.
— формируйте привычку доводить начатое дело до конца.
— отвечайте на вопросы ребенка, не ссылаясь на усталость.
Успех обязательно придет к вашему ребенку.

Судья: Спасибо за советы психологу. А у нас следующий свидетель – учитель предметник по математике.

Учитель математики: Правильно ли ваш ребенок готовит домашнее задание? Задумывались ли вы над этим? А ведь от этого тоже зависит качество выполнения и успешность ребенка. Вот несколько советов.
Письменные работы следует начинать
1. С работы над ошибками, с повторения правил, которые забылись.
2. Выучить новое правило, сопровождая его примерами.
3. Внимательно прочитать задание упражнения.
4. Выполнять желательно на черновик.
5. Внимательно проверить, применяя изученные правила.
6. Аккуратно, не торопясь переписать в тетрадь.

Помните! Правильное распределение времени, умение правильно организовать свой труд поможет ребенку не перегружать себя, а эффективно справить со всеми уроками.

Судья: Слово имеет следующий свидетель – школьный врач.

Школьный врач: Домашнее задание – это большая нагрузка на ребенка после школы. Чтобы ребенок безболезненно проходил этот нужный для обучения этап необходимо соблюдать простые правила:
1. Перед выполнением домашней работы необходима прогулка на свежем воздухе
2. Правильное питание способствует эффективной работе мозга. Злаки, рыба должны быть в рационе ребенка.
3. Обязателен полноценный сон.
4. У ребенка должно быть постоянное рабочее место, где все необходимое у него под рукой.
5. Включенный телевизор отвлекает внимание человека.
6. Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, это вызывает утомление.
С первых дней учебы необходимо у ребенка воспитывать привычку к систематическому выполнению уроков. Ничто не должно помешать этому. Чтобы не случилось: хорошая погода, гости – не оправдание не выученным урокам. Если ребенок с первого сентября привыкнет к этой мысли, он будет нести ответственность за свой труд.
По санитарным нормам ученик 5 класса на выполнение домашнего задания должен тратить примерно два с половиной часа.
На русский язык – 25 минут
На литературу – 25 минут
На иностранный язык – 35 минут
На математику – 40 минут
На историю – 30 минут
На обществознание – 30 минут
На природоведение – 25 минут
На информатику – 30 минут

Судья: Я приглашаю последнего свидетеля – классный руководитель.

Уважаемые, родители! От вашего внимания и поведения зависит, как ученик будет относиться к домашнему труду. Не превращайте выполнение домашнего задания в орудие пыток. Помогите ребенку сформировать положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнейшую перспективу. Хвалите ребенка, радуйтесь вместе его успехам. И, конечно, не выполняйте за него его обязанности. И успех обязательно будет.

Судья: Уважаемые, родители! Как видите не так страшно и жестоко это домашнее задание. И вы должны быть активными участниками это процесса. К сожалению, многие родители самоустраняются и не хотят помочь ребенку. Давайте будем сотрудничать, и результат не заставит себя ждать.

Прокурор: Хорошо, мы согласны на эксперимент. Ведь каждый родитель желает только добра своему ребенку. Каждый примет к сведению услышанное. Предлагаю следующее решение родительского собрания:
1. Научит ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание, правильно оценивая свой результат деятельности.
2. Правильно помочь ребенку при возникновении серьезных затруднений в выполнении задания.
3. Поддерживать хорошим словом успехи учащихся, совместно выбирать реальные достижимые учебные цели.

Родитель: Спасибо за содержательную беседу. Ваши советы и предложения мы обязательно учтем. Мы уверены, что сотрудничество педагогов и родителей будет эффективным.

Судья: Спасибо всем за внимание. Судебное заседание считается закрытым.

Источник

Родительское собрание в 5 классе «Роль домашнего задания»

В разработке представлен план родительского собрания в 5 классе, посвященного роли домашенго задания, формы анкет для учащихся, родителей и учителей-предметников, примерное содержание беседы, памятки для родителей и учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 5 классе «Роль домашнего задания»»

Родительское собрание в 5 классе «Значение учебной домашней работы»

Специальные исследования показывают, что проблема эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Обсудить проблемы организации такой работы можно в ходе родительского собрания на тему «Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника».

Эпиграфом собрания на тему «Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника» может быть высказывание известного философа Иммануила Канта, который говорил, что занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.

Показать родителям значение учебной домашней работы школьника.

Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.

Вопросы для обсуждения:

Домашнее задание и его значение в умственном развитии школьника.

Роль домашнего задания в самостоятельной работе школьника.

Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

Подготовительная работа к собранию:

диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания;

подготовка памяток для учащихся по выполнению домашних заданий по разным предметам;

выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий;

Анкета для учащихся

Уважаемый пятиклассник! Подумай и ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Сколько времени в день ты тратишь на приготовление домашних заданий?

2. На подготовку каких домашних заданий тебе приходится тратить больше времени, чем на все остальные?_____________________________________

3. Тебе всегда понятно задание, которое ты выполняешь дома, или ты уточняешь его у кого-нибудь?

4. Ты делаешь домашнее задание самостоятельно или с помощью взрослых?

5. Проверяют ли взрослые выполнение тобой домашних заданий? _________

6. Всегда ли ты доволен отметкой за домашнее задание? _______________

7. С каким настроением ты выполняешь домашние задания?_____________

8. Всегда ли ты успеваешь записывать домашнее задание на уроке? ______

9. Если ты не выполнил домашнее задание потому, что не понял его, как поступит учитель, если ты ему это объяснишь? ____________________________________________

10. Бывают ли случаи, когда ты просто списываешь задание перед уроком

у своих товарищей? _________________________________________________

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к выполнению домашних заданий в пятом классе по сравнению с начальной школой? ___________________________________

2. Сколько времени в день тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий?

3. Какие предметы требуют больших затрат времени? _________________

4. Всегда ли ваш ребенок понимает, что он должен сделать, выполняя домашнее задание?

5. Приходится ли вам помогать ребенку выполнять домашнее задание? ____

6. По каким предметам вы помогаете ребенку выполнять домашнее задание?

7. Всегда ли вашему ребенку объективно выставляется оценка за выполненную домашнюю работу?

8. Всегда ли ваш ребенок знает, что задано по тому или иному предмету? __

9. Чем объясняет ваш ребенок, что задание в дневнике не записано? ______

10. Всегда ли, по мнению ребенка, учитель аргументирует оценку за домашнее задание?

Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги! Подумайте и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Всегда ли вы задаете по своему предмету домашнее задание? _________

2. Учитываете ли вы возраст учащихся, возможности класса при дозировании домашнего задания?

3. Предлагаете ли вы своим ученикам альтернативные задания, разноуровневые, творческие (по желанию), задания на выбор учеником? ______________________________

4. Всегда ли вы даете домашнее задание на уроке? ____________________

5. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют домашнее задание по вашему предмету всегда хорошо? ___________________________________________

6. Можете ли вы назвать учеников класса, которые выполняют задание плохо или вовсе не выполняют?

7. Как вы поступаете, если ученик по какой-то причине не выполнил домашнее задание?

8. Всегда ли вы аргументируете выставление оценки за домашнее задание? _

9. Какие методы стимулирования учащихся за выполнение домашних заданий вы используете?

10. Какие рекомендации родителям вы хотели бы предложить по теме родительского собрания?

Памятка для родителей пятиклассника

Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.

Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.

Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. При подготовке домашнего задания ученику помогут специальные памятки.

Памятка для пятиклассника «Как выполнять домашние задания»

Активно работай на уроке: внимательно слушай и отвечай на вопросы.

Если что-то непонятно, не стесняйся задать вопрос.

Внимательно и подробно записывай задания по каждому предмету.

Учись пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений.

Научись находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера.

Трудный материал урока повтори в тот же день дома, чтобы сразу закрепить его и запомнить.

Не стесняйся обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

Перед выполнением домашней работы убедись, что в дневнике записаны все задания.

Реши для себя, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.

На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения убери со стола уже использованные материалы и выложи те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

В процессе приготовления домашнего задания делай небольшие перерывы.

Изучая заданный материал, сначала его надо понять, а уже потом – запомнить.

Перед выполнением письменной работы выучи все правила, которые тебе могут пригодиться.

Читая учебник, задавай себе вопросы по тексту.

Узнавая новые понятия и явления, связывай их по смыслу с уже известными ранее.

Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.

Готовиться к сочинениям и докладам следует заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставляя такую ответственную работу на последний день.

Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.

Составляй план устного ответа и проверяй себя.

Метод ключевых слов (для изучения большого по объему текста)

Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.

При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных) слова. После этого выбранные слова записываются в нужной последовательности, и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее необходимо записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.

Метод «5П» (для подготовки устных ответов)

Этот метод был разработан американскими психологами. По их мнению, он позволяет сосредоточиться на самом основном в изучаемом тексте и помогает лучше его запомнить.

1П – просмотри текст (бегло);

2П – придумай к нему вопросы;

3П – пометь карандашом самые важные места;

4П – перескажи текст (используя ключевые слова);

5П – просмотри текст повторно.

Вступительное слово классного руководителя.

Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих. Причины плохой учебы могут быть связаны:

во-первых, со слабой учебной подготовкой в начальных классах;

во-вторых, с неумением анализировать, плохой речью, слабой память и вниманием;

в-третьих, с нежеланием заставить себя заниматься, неразвитой волей.

Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.

Сегодняшняя наша встреча посвящена – домашнему заданию.

Почему так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. При изучении каждого предмета есть свои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, то столкнется с большими трудностями, которые скажутся не только на его учебных результатах, но и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя. Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает и результаты учебной деятельности ухудшаются.

В-третьих, изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке – неблагодарное и нереальное занятие. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.

Выполнение домашнего задания должно обучать ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против».

Самое элементарное в домашнем задании – это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Какой выход из этой ситуации? Как правильно организовать этот процесс, мы и должны сегодня с вами рассмотреть.

Учитывать возрастные и психологические особенности.

Институтом физиологии детей и подростков разработана схема возрастной периодизации, в которой выделены 7 основных периодов жизненного цикла человека до достижения зрелого возраста. Период 8-12 лет(мальчики), 8-11 лет (девочки) выделен как период второе детство.

Интенсивность роста (за год длина тела увеличивается на 7-8 и даже 10 см.) Самый интенсивный продольный рост происходит весной – с марта по май. За этот период скорость роста в два раза большая, чем за сентябрь-октябрь.

За интенсивным ростом костного скелета и мышечной системы не всегда поспевает развитие внутренних органов – сердца, легких, желудочно – кишечного тракта. Отсюда и головные боли, и быстрая утомляемость, и периодические приступы вялости; нередко наблюдается обморочное состояние.

2. Научить ребенка правилам, которые помогают эффективно использовать время на приготовление уроков.

Правило первое: не садиться за уроки сразу после прихода из школы. После обеда нужно час-полтора отдохнуть и только тогда приступать к занятиям.

Правило второе: Подготовку уроков рекомендуется начинать с заданий средней трудности, затем переходить к наиболее сложным и трудным и заканчивать самоподготовку выполнением самых легких заданий.

Правило третье: работать с перерывами. Если после 20-30 минут интенсивной работы младшеклассник начинает отвлекаться (он устал), нужно сделать 10-минутный перерыв. Можно включить музыку и подвигаться, съесть половинку яблока или выпить сока. Старшеклассники же должны делать перерыв через 40-45 минут. Попытка выполнить все задание через силу не дает эффекта.

Правило пятое: у ребенка должно быть свое место для уроков, если не комната, то выгороженный угол со столом и стулом по росту. Он не должен сидеть на кухне, где мама жарит котлеты. Плохо, если рядом грохочет телевизор, а вокруг бегает младший братик или скулит собачка. Это отвлекает.

Наибольшая эффективная продолжительность приготовления уроков учащимися 5-6 кл. составляет 1,5 часа. Существенное снижение работоспособности наступает через 2 ч.

В понедельник у учащихся регистрируются низкие показатели умственной работоспособности, со вторника по четверг учащиеся работают с полной отдачей, в пятницу происходит резкий спад работоспособности; суббота является наиболее неблагоприятным рабочим днем, однако часто в субботу наблюдается повышение положительной эмоциональной настроенности в связи с предстоящим днем отдыха.

Ознакомление всех присутствующих с результатами исследований, проведенных при подготовке к собранию, и обсуждение их вместе с родителями.

Выступления и комментарии родителей по поводу требований педагогов к выполнению домашних заданий.

На заметку родителям (рекомендации психолога)

Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.

Обеспечьте соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.

Никогда не обсуждайте с ребенком учителей, формируйте положительное отношение ребенка к школе, положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.

Научите ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).

Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий

Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.

Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы. Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.

Создайте необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (прогулки на свежем воздухе, спорт, активные игры и т. д.).

Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Верьте в своего ребенка, опирайтесь на его реальные возможности, обеспечьте ему эмоциональный комфорт дома.

На заметку учителю

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:

ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;

домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;

вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;

выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

Заключение. Подводя итог собрания, педагог может рассказать об успеваемости учащихся и провести индивидуальные беседы с родителями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *