Что делать если не хочешь учить пересказ
Как научить ребёнка пересказывать текст: 8 простых шагов
Обычная строчка в домашнем задании — «Пересказать текст». К сожалению, сейчас дети часто с этим не справляются в силу того, как работают с читательской грамотностью в школе. Но все можно исправить. Наш блогер, создатель онлайн-школы русского языка Екатерина Бунеева, предлагает очень простой алгоритм.
Умение пересказывать, то есть передавать содержание близко к тексту, очень важное и востребованное. В жизни, в повседневном общении нам довольно часто приходится передавать содержание разговоров, просмотренных фильмов и передач, прочитанных текстов.
В школьной практике пересказ — это и специальное упражнение, которое учит понимать текст, развивает память и речь, и форма контроля: пересказ показывает, насколько понят текст, как ребёнок владеет устной речью. Пересказ может быть подробным, сжатым, выборочным.
Расскажу о том, как можно помочь ребёнку овладеть этим важным умением. Только заниматься нужно регулярно: пересказывать небольшие тексты, которые ребёнок читает сам или вместе с родителями. При этом лучше, чтобы пересказ был мотивирован: например, подготовившись с мамой, ребёнок потом рассказывает содержание прочитанного текста кому-то из домашних. Вот алгоритм подготовки подробного пересказа.
Шаг 1. Ребёнок читает текст или отрывок, который требуется пересказать, сначала про себя, а затем отвечает на вопросы по содержанию текста, которые ему задаёт взрослый. Вы должны убедиться, что ребёнок понял текст, иначе он не сможет его пересказать. Конечно, для этого взрослому тоже придётся прочитать и понять его, чтобы сформулировать вопросы.
Шаг 2. Если текст поделён на абзацы, устанавливаем, сколько в нём абзацев, то есть сколько смысловых частей будет в нашем пересказе. Если текст маленький и абзацев нет, стараемся всё равно разделить его на смысловые части.
Шаг 3. Определяем вместе с ребёнком, о чём говорится в первой части текста, и озаглавливаем её. Находим и подчёркиваем (выделяем) в этой части текста ключевые слова, то есть слова, которые передают основную информацию, с их помощью легче воспроизвести содержание.
«Навык чтения и умение читать — не одно и то же». Что такое функциональная грамотность и зачем она школьникам
Шаг 4. Так же действуем дальше, читая 2-ю часть, и т. д. В результате у нас получается план текста (его надо обязательно записать) и группы ключевых слов каждой части (их тоже лучше записать). Это зрительная опора для пересказа.
Шаг 5. Ребёнок пересказывает 1-ю часть, опираясь на первый пункт плана и ключевые слова. Затем очень полезно вновь открыть текст. Пусть ребёнок перечитает первую часть и проверит себя.
Шаг 6. Так же поочерёдно пересказываем остальные части и проводим самопроверку по тексту.
Шаг 7. Ещё раз перечитываем текст целиком (может читать вслух ребёнок или взрослый).
Шаг 8. Ребёнок пересказывает уже весь текст целиком с опорой на план и ключевые слова.
Для пересказа можно использовать короткие тексты или отрывки из учебника по литературному чтению или по литературе за прошедший год. Для учеников 3 — 5 классов подойдут короткие тексты про ёжика Васю из электронного учебного пособия «Учимся писать без ошибок», 5 класс. Ссылка на него будет в первом комментарии.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Важность изложения
Пересказ текста заключается в изложении прочитанного материала своими словами. Сегодня пересказыванию различных произведений учат в первых классах. Но лучших результатов в учёбе добиваются ребята, которых родители решают подготовить ещё до школы. Нередко дети пытаются заучивать параграфы и небольшие рассказы наизусть, но в их памяти ничего не остаётся. Они должны понимать смысл прочитанного, чтобы усвоить новую информацию и суметь воспроизвести её письменно или вслух.
Изложение материала помогает тренировать память, анализировать разные темы и пополнять словарный запас. Родители не должны заставлять своё чадо заучивать фразы и тексты. Им необходимо объяснить, как надо правильно усваивать материал. Чтобы школьник мог качественно пересказать прочитанное, ему следует выделять в тексте важные факты, искать причинно-следственные связи и улавливать логику изложения. Лучше усвоить материал поможет конспект.
Возможные проблемы
Когда взрослые учат своих детей пересказывать различные тексты, они сталкиваются с трудностями. Некоторым малышам сложно передать прочитанную информацию своими словами. Это может быть вызвано несколькими причинами:
Во время пересказа нередко возникают и другие проблемы. Дети часто нарушают порядок повествования. Иногда они придумывают события или персонажей, которых не было в тексте. Часто дошкольники неправильно употребляют падежи или повторяют одни и те же слова. Также бывает, что одну часть материала дети описывают слишком кратко, а другую — подробно.
Только регулярные тренировки помогут малышам правильно пересказывать текст и выстраивать грамотную речь.
Разновидности пересказа
Существует несколько разновидностей изложения текстов. В каждом случае ребёнок может совершать разные ошибки из-за особенностей изложения.
Основные виды пересказа:
Также есть творческий тип изложения, при котором можно изменять план повествования, дополнять пересказ новыми идеями, инсценировать его или передавать информацию с помощью рисования. Такой вид подачи прочитанного текста даёт возможность рассмотреть его с разных сторон, а также поработать с языковыми средствами.
Основные правила
Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.
План изложения материала:
Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.
В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.
Многие дети любят рисовать. Ребята могут изобразить на бумаге последовательность событий прочитанного произведения в виде людей и предметов. Если они не умеют рисовать, тогда подойдёт и схема из стрелок, которые станут логическими переходами от одной мысли к другой.
Работа с детьми старшего возраста
Многие учащиеся начальной или старшей школы тоже не всегда могут качественно пересказать материал научной или художественной литературы. При работе со школьниками изложение текстов необходимо разбить на несколько этапов:
Пересказ следует делать на основе конспекта. Если ребёнку сложно даётся изложение материала, тогда в первый раз он может подглядывать в книгу или учебник.
Ассоциации помогут начать пересказ. Учащимся следует мысленно вспомнить обстановку, которая была при прочтении рассказа или параграфа. Картинки, фотографии и другие изображения на странице с текстом тоже станут опорой для вступления изложения. Если дети работают с художественной литературой, тогда они вспоминают, какие ассоциации у них вызывали герои и события в прочитанном произведении.
Ошибки родителей
Детям интересно познавать что-то новое с родителями. Однако некоторые взрослые не всегда ведут себя правильно по отношению к ребёнку, который только осваивает очередные навыки.
Типичные ошибки родителей:
Дети часто делают ошибки, поэтому важно правильно отнестись к этому и помочь им в развитии нового навыка. Научиться излагать мысли и пересказывать прочитанное довольно сложно для любого ребёнка. После первых попыток пересказа детей надо хвалить и спокойно объяснять, где следует исправиться.
Полезные советы
Существуют различные методы, которые позволяют овладеть навыком пересказа. Быстро выучить нужный материал помогут следующие рекомендации:
Научиться пересказывать тексты нельзя за несколько дней. Только постоянные тренировки позволят обрести новый навык и повысить успеваемость в учёбе. Кроме того, умение излагать мысли грамотным языком поможет развить коммуникабельность. Родителям нужно быть терпеливыми и сделать работу для ребёнка максимально интересной, чтобы добиться быстрых результатов.
2 метода Как запомнить текст по-простому. Мнемотехнические лайфхаки
Умение быстро запоминать тексты помогает не только в школьные времена, когда на следующий день нужно пересказать сочинение. Оно помогает тем, кому нужно часто выступать перед аудиторией, в ситуациях, когда нужно ознакомиться с новой информацией за короткие сроки.
Ситуаций где пригодится запоминать – как минимум, много. Хотя на практике ты не будешь как Шелдон Купер запоминать страницы одним взглядом, но ряд инструментов поможет тебе получить от человеческой памяти чуточку больше.
Ниже приведены рабочие способы и методики, которые смогут оказать тебе помощь при запоминании. Инструменты заточены под свободный рассказ и пересказ материала, для стихов и запоминания с точностью 1 в 1 – хуже.
Отказ от зубрения — точно, говорим нет сразу
Сразу разграничим для себя, зубрение и усвоение – вещи разные, часто несовместимые.
Зубрение
Зубрение подразумевает дословное запоминание фраз в определенной последовательности. Губительность этого подхода в том, что он займет много времени, а отдачи практически не принесет.
У меня в школе именно так и было.
Усвоение и пересказ
Для пересказа необязательно говорить то, как было дословно написано. Не нужна 100% точность, подстраивай фразы под свой стиль речи, упускай незначительности. Но не нарушай изначально заложенного смысла.
Если мы говорим про формулы, даты, точные данные, то здесь нужно применять уже другие правила.
Следовательно, достаточно попросту прочитать несколько раз материал и максимально вникнуть в его суть. Далее достаточно составить примерный план и во время доклада просто говорить об этом со знанием дела.
Если будешь пытаться запомнить набор слов, без привязки к смыслу, то количество усилий приложенных для запоминания единицы информации кратно возрастет.
Другое дело, что с текстом следует сначала детально разобраться и в этом тебе помогут нижеприведенные рекомендации.
Разбивай материал на части, учи текст маленькими порциями
Психологами давно установлен факт, что при наличии большого текста его лучше поделить не несколько частей. Другими словами, много небольших отрывков легче запомнить, чем один огромный. Достаточно поделить материал максимально на 7 частей, если у него одна общая мысль. Такой метод получил название структуризация информации.
Обрати внимание, лучше всего концентрировать усилия на запоминание середины текста. В начале практически отсутствует нужная информация, водичка, а концовка врезается в память механически, что для этого не нужно прилагать столько же усилий.
Рукотворно создавай ситуации в жизни для беспрерывного запоминания
Если у тебя еще есть в запасе 2-3 дня до нужного события, можешь обмануть себя и создать условия для легкого запоминания.
Способ I
Распечатай небольшие отрывки материала и развесь по квартире, там где часто проходишь, каждый раз читай и повторяй. Это может быть в туалете, в ванной, на кухне, на холодильнике.
Способ II
Создай закрытый канал в телеграмме, или закрытый паблик ВК, опубликуй части и поставь 10-12 будильников в течение дня, в отведенное время читаешь рандомную порцию текста и пытаешься запомнить.
Если особо ленивый – отправь куски в 2 частым собеседникам и добавь в закрепленные сообщения, полез общаться: прогнал материал еще раз. Но возможно тебя сочтут немного е#4утым 😀
Суть метода заключается в том, что тебе эти бумаги примелькаются перед глазами и ты в любом случае что-то запомнишь в пассивном. Причем будешь запоминать/повторять регулярно.
Даже если прочитать текст мимоходом, слова будут откладываться в памяти. Особенно “сочно” такой прием работает во время выучивания материалов на иностранном языке, если около него расположен перевод.
Подключай к запоминанию текста образное мышление
Зачастую бывает трудно в короткие сроки разобраться с новыми понятиями. Ведь трудно позже будет рассказывать о том, что неясно самому, не так ли? Следовательно, можно выработать навык перевода слов в зрительный образ. Это умение окажется тебе ценным при выучивании иностранных языков или тяжелых научных текстов.
Подойди к запоминанию текста творчески, используй систему микро-наград и поощрений
Поскольку ты, как и большинство, скорее всего не из тех кому удается в короткие сроки вбить в голову объемный скучный текст, не лишним будет внести в изучение толику разнообразия.
Если ты уже разбил его на несколько частей, можешь после каждой освоенной части устраивать себе небольшой приз. Это может быть отвлечение на паблики, просмотр Ютуба, съедение плитки шоколада, перекур (для курильщиков) или чаепитие.
Все что угодно, главное не более 5 минут – это будет круче работать, по сравнению с монотонным заучиванием. Засекай таймер на 5 минут и отдыхай.
Можно подключить аудио-читку для прослушивания в транспорте
Прочитай текст на диктофон, сохрани аудиозапись на мобильнике или плеере, и слушай по пути в наушниках. Или просто как можно чаще.
Поскольку для мозга постоянно нужна «подпитка», он будет стараться автоматически запоминать поступившую информацию и сделает это с усиленным интересом. Особенно удобно запоминать текст через аудио во время поездки в транспорте.
Занимайся запоминанием текста с утра
Жаворонок или сова – разницы нет. Человеческий мозг настроен таким образом, что поступающая к нему информация лучше всего воспринимается именно с утра или после подъема.
Существуют исключения из правил, когда биоритмы проявляются большую активность в ночное время, однако это скорее уникумы.
В любом случае, если хочешь спать – не мучай себя и прекращай заниматься. Тем более, отдых также необходим, особенно для мозга.
И напоследок – несколько полезных рекомендаций по легкому запоминанию текста
Легче всего будет запоминаться то, что было прочитано прямо перед сном. На следующий день сразу после подъема стоит еще раз повторить полученную информацию.
Примени 2-3 из предложенных выше советов и ты прокачаешь навык запоминания информации, будь уверен!
Единственное – не пытайся сделать все в один заход, а выдели на это дело хотя бы 1 день. Со временем ты не заметишь, как следующие материалы будут даваться все легче.
Как быстро выучить текст наизусть
Навык, который пригодится в учёбе и в подготовке к экзаменам
Скоро экзамен по литературе, а с поэзией, пересказами и цитатами — завал? Как быстро и легко выучить текст наизусть, чтобы без проблем использовать в сочинениях и аргументациях дословное цитирование? Есть несколько действенных техник, с которыми будет намного проще!
Методы запоминания текста
Выбрать наиболее эффективный лично для вас метод запоминания информации — первый шаг к успеху. На этом этапе нужно знать базовую классификацию приёмов: механические, рациональные и ассоциативные (или мнемонические). Самый выигрышный для вас вариант зависит от вашего типа восприятия информации.
Вы визуал и хорошо запоминаете образы? Попробуйте выстраивать ассоциации. Вам удобнее и проще воспринимать тексты вслух? Тогда используйте аудиозаписи во время учёбы. Для тех, кому важна тактильность, подойдёт механический метод — переписывание, а тем, кто любит схемы, блоки, таблички и упорядоченную информацию, лучше обратить внимание на рациональный метод составления плана.
Топ-5 способов быстро выучить текст
✍️ Переписывание
Метод запоминания, задействующий зрительную и моторную память. Используйте его, если вы проще и быстрее усваиваете информацию через визуальный канал восприятия.
🗓️ Составление плана
Этот метод удобен, когда текст нужно не воспроизвести дословно, а пересказать без потери смысла, сохраняя структуру и логические связки внутри него. Так вы не просто запомните текст, но научитесь быстро понимать смысл написанного, выделять главные мысли.
💿 Использование аудиозаписи
В этой технике запоминания совмещаются два метода — прослушивание и чтение текста. Её удобно использовать, если вы лучше запоминаете информацию на слух. Техника эффективна для заучивания наизусть текстов на иностранном языке. Она не только помогает запомнить информацию, но способствует улучшению произношения и развивает навык понимания иностранных слов на слух.
✏️ Метод пиктограмм
Эта техника задействует ассоциативную и зрительную память. Подойдёт людям с хорошим воображением и развитым визуальным каналом восприятия.
Похожий метод — интеллектуальная карта с использованием рисунков или изображений. Разница в том, что при создании интеллект-карты рисунки располагаются не один за другим, как предложения в тексте, а группируются вокруг центрального изображения, отражающего главную мысль текста.
Шуточный способ запоминания — с помощью эмодзи. Попробуйте пересказать написанное с помощью набора эмодзи в смартфоне, а потом воспроизведите текст, глядя на получившийся «рассказ в картинках».
📝 Комплексный метод
Основан на сочетании разных техник. Метод активизирует разные виды памяти: зрительную, слуховую и моторную. Используйте его, если вам не подошли предыдущие техники или нравится творческий подход и чередование разных приёмов.
Что запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Статьи для р о дителей
Виды памяти
Начнем с того, что запоминание бывает произвольным и непроизвольным, хотя это и не единственная классификация.
Произвольная память включается, если есть процесс заучивания, то есть когда мы запоминаем что-то специально. Например, номер телефона или стихи.
Непроизвольная память подключается сама собой, без волевых усилий. Например, после разговора со знакомым мы помним, во что он был одет. Это происходит потому, что в памяти остаются не только факты, но и сопутствующие обстоятельства.
Если вы хотите научиться быстро запоминать тексты, нужно тренировать произвольную память. Но можно подключить к делу и непроизвольную, если связать нужную информацию с каким-то делом, со своим опытом или с эмоциями.
По времени сохранения информации бывает:
Как все происходит: мы стараемся быстро выучить текст или отдельные факты, и они вначале попадают в кратковременную память, а потом могут перейти или не перейти в долговременную. Срок хранения информации зависит от того, насколько она связана с нашим опытом — с тем, что мы уже знаем.
Кроме того, выделяют разные виды памяти по типу восприятия: зрительную, слуховую, обонятельную. Каждый человек периодически использует все эти разновидности памяти, но одна из них обычно развита лучше остальных.
Методы быстрого запоминания текста
Вопрос, как выучить большой текст за 5 минут, волновал студентов и школьников во все времена, поэтому скопилось много приемов и техник запоминания.
При выборе своего фирменного метода ориентируйтесь на то, какой тип сенсорной памяти развит у вас сильнее других: зрительная или слуховая. Если определиться сложно — возможно, вы один из тех людей, которые усваивают информацию с помощью логики.
Если у вас хорошая зрительная память:
Если вы запоминаете информацию на слух:
Если у вас преобладает логическое мышление:
Вместе с тем любые методы будут слабо эффективны, если пытаться вызубрить всё за одну ночь. Быстро заученная информация так же быстро испаряется из памяти, а для долговременного эффекта нужно повторение.
Хорошая память не всем дается от рождения, но ее можно развить и сделать своим главным преимуществом. В бесплатной рассылке от Skysmart «Учеба без слез» психолог Екатерина Мурашова делится с родителями лайфхаками: как влюбить ребенка в учебу, меньше контролировать и не так переживать за него. Присоединяйтесь!
Кривая Эббингауза
Немецкий психолог Герман Эббингауз занимался исследованиями памяти и выявил закономерности, по которым мы забываем материал. Согласно его данным, зачастую человек уже спустя полчаса после заучивания помнит лишь 60% информации. Через час эта доля падает до 40%, но дальше забывание идет медленнее.
По этой кривой психологи определили, как быстро учить новую информацию — нужно разбить запоминание на несколько этапов. Если времени мало, достаточно четырех повторений:
Если необходимо выучить большое количество сведений и запомнить их надолго, нужно добавить еще повторения через 2–3 недели и через 2–3 месяца. Но намного важнее в этом случае связать новую информацию со своими знаниями, чтобы она стала частью опыта.
Топ-5 способов быстро выучить текст
Мы выделили самые популярные методы быстрого запоминания, чтобы разобрать их подробнее. Каждый из них по-своему раскрывает вопрос, как учить текст, но все они могут пригодиться для подготовки к экзаменам по разным предметам.
Переписываем текст вручную
Переписать текст от руки — отличный способ подключить сразу два канала восприятия информации: зрительный и двигательный. Этим методом иногда пользуются актеры, чтобы выучить свои реплики. Ничуть не хуже он подойдет в случаях, когда нужно к экзамену быстро запомнить текст наизусть — например, сложное определение научного термина.
Для начала разбейте текст на несколько частей по смыслу, выделите ключевые слова. Затем перепишите каждую часть на бумагу 2–3 раза, обращая внимание на важные предложения. Постарайтесь воспроизвести эти предложения по памяти. И в итоге, опираясь на ключевые слова и фразы, расскажите все, что запомнили.
Структурируем текст
Это оптимальный метод, если нужно быстро и легко запомнить текст для пересказа. Он тренирует умение отделять главное от второстепенного и правильно обрабатывать большой массив информации.
Как структурировать материал:
Таким способом можно легко выучить целый параграф из учебника, подготовиться к сочинению по «Войне и миру» или другому литературному произведению такого же масштаба.
Слушаем аудиозапись
Метод создан для тех, у кого хорошо развита слуховая память, но по большому счету он будет полезен всем. Если нужный текст уже есть в аудиозаписи, его можно слушать в дороге или во время повседневных дел. Если же аудиозаписи нет, создайте ее сами, прочитав текст медленно и с выражением на диктофон.
Полезно слушать материал по частям, одновременно отслеживая глазами слова на бумаге, чтобы подключить и зрительную память. После можно пересказать каждую часть в отдельности и, наконец, весь текст целиком.
Прослушивание аудиозаписей подойдет для запоминания любой информации. Его можно использовать вместо обычного чтения учебников, чтобы ознакомиться с литературным произведением или изучить текст на иностранном языке.
Рисуем пиктограммы
Эта ассоциативная техника поможет быстро выучить большой текст наизусть или сделать очень точный пересказ. Она задействует воображение, зрительную и двигательную память, а еще подключает эмоции.
Суть в том, чтобы передать информацию небольшими рисунками — пиктограммами. Каждая из них может стать смысловой единицей и обозначать как отдельное слово, так и целое предложение.
Как использовать метод пиктограмм:
Метод пиктограмм перекликается с другим способом запоминания — интеллектуальной картой. Но при использовании такой карты зашифровать рисунками нужно не все слова и предложения, а лишь главные из них. И рисунки будут располагаться не в порядке очередности событий, а группами. Вот так:
Пример записи текста с помощью пиктограмм
Комплексный метод
Эта методика совмещает несколько эффективных способов быстро выучить текст. Она задействует разные виды памяти, что повышает шансы на успех, а также позволяет включить воображение. Такой метод стоит попробовать тем, кому не подошли другие методы.
Как работать с текстом:
Эта техника требует чуть больше усилий, но зато помогает быстро выучить рассказ или параграф из учебника — за счет того, что здесь одновременно подключается зрительная, слуховая и моторная память.
Секрет запоминания текстов от профессионального актера
Как быстро выучить стихотворение
Если хотите быстро запомнить стихотворение:
Пытаясь быстро выучить что-либо перед экзаменом, тестированием или важной контрольной работой, не занимайтесь зубрежкой до глубокой ночи. Усталость и дефицит сна плохо сказываются на памяти, снижают способность сосредоточиться и сделать все на отлично.
Кроме того, во время сна наш мозг занят работой — он систематизирует информацию и связывает ее с уже имеющимся багажом. Даже если вечером вы думаете, что ничего не запомнили, утром может оказаться, что в памяти осталось намного больше. Все дело в том, что за ночь информация улеглась и стала частью актуальных знаний.