Началось после поражения русских войска под командованием киевского князя Изяслава Ярославича, черниговского князя Святослава Ярославича и переяславского князя Всеволода Ярославича в сражении с половцами на реке Альта.
Отказ князя стал поводом к Киевскому восстанию. Прямо с веча толпа киевлян в поисках воеводы Коснячка (очевидно, для расправы с ним) двинулась на Старокиевскую гору (политический центр Киева) и, не найдя его, остановилась у двора некоего Брячислава (некоторые исследователи полагают, что это был двор бывшего полоцкого князя Брячислава Изяславича). Там толпа разделилась на две части: одна отправилась на княжеский двор, вторая двинулась к тюрьме («погребу»), чтобы освободить заточённую там «дружину» (очевидно, каких-то киевлян, посаженных туда Изяславом Ярославичем).
В 1069 году, при возвращении на киевский стол Изяслава Ярославича, вошедший в Киев во главе передового отряда его сын Мстислав Изяславич учинил жестокую бессудную расправу над участниками восстания: 70 человек были казнены, другие подверглись суровым наказаниям (в частности, ослеплению). Вероятно, именно в это время произошёл пожар на киевском Подоле. 02.05.1069 года Изяслав Ярославич вновь вокняжился в Киеве и вскоре перенёс торг с Подола на Старокиевскую гору (видимо, для уничтожения неподконтрольной князю вечевой площади) и изгнал из Полоцка Всеслава Брячиславича (вместо которого посадил на княжение своего сына Мстислава Изяславича).
Сведения о Киевском восстании содержатся в начальном летописании, отразившемся в Новгородской 1-й летописи младшего извода, «Повести временных лет», а также Новгородской 1-й летописи старшего извода, «Слове о полку Игореве» и хронике Галла Анонима.
1068. Набег половцев на Русь. Поражение русских на реке Альта. Восстание в Киеве. Бегство Изяслава в Польшу и его возвращение в Киев
В 1068 году состоялось крупнейшее вторжение половцев на русские земли. Их войско возглавил хан Шарукан. Кочевники пришли на Русь по левобережью реки Днепр. Им навстречу вывели свои дружины сыновья Ярослава Мудрого, князья Всеволод, Святослав и Изяслав, которые в то время контролировали все русские земли. Половцы разгромили их на берегу реки Альта.
Восстание в Киеве
Всеслав Полоцкий был освобожден киевлянами из темницы. Местные жители сделали его великим князем. Они надеялись, что Всеслав соберет войско и расправится с половцами. Всеволоду и Изяславу пришлось бежать из Киева, после чего горожане разграбили княжеский дворец, вынеся оттуда серебряные и золотые слитки и монеты.
Историк Игорь Фроянов утверждает, что у киевской общины было достаточно оснований для того, чтобы прогнать Изяслава, так как он потерпел поражение в битве с половцами и не захотел организовать новый поход на врага. Кроме того, князь не сумел защитить своих подданных. Замена такого плохого правителя считалась логичной. Неудачливый князь в древности признавался народом греховным человеком, действия которого могли привести к другим бедам и напастям.
Разгром половцев и предательство Всеслава
Когда Изяслав сбежал из Киева, трехтысячное войско его брата Святослава одержало победу над двенадцатитысячной армией половцев на берегу Снова. В Новгородской первой летописи говорится, что хан Шарукан был пленен, а половцы на четверть века прекратили разорять русские земли, но участвовали, как наемники, в междоусобицах.
Бежавшего из Киева Изяслава принял у себя польский король Болеслав II, который дал ему войско. Эта весть дошла до князя Всеслава. Он вывел свою дружину навстречу Изяславу, но сам ночью скрытно покинул лагерь и укрылся в Полоцке. Поутру киевские воины узнали о предательстве Всеслава и вернулись домой.
Возвращение Изяслава в Киев
На вече в Киеве было решено, что послы отправятся на переговоры с Всеволодом и Святославом, чтобы убедить князей защитить город от Изяслава. Киевляне пригрозили, что если их требование не будет выполнено, то они сожгут столицу и уйдут к грекам. Жители города думали, что Изяслав им жестоко отомстит за свое изгнание из Киева.
Всеволоду и Святославу пришлось выступить посредниками. Князья встретились со своим братом и предложили ему не вести польское войско в русскую столицу, так как в ней уже нет Всеслава, а киевляне согласятся, чтобы он снова занял великокняжеский престол. В случае отказа Изяслава его братья обещали защитить «отцовский стольный град» от поляков.
Вначале выгнанный из Киева князь согласился на условия Всеволода и Святослава, но в его голове вызрел коварный план. Сын Изяслава Мстислав прибыл в столицу и расправился с бунтовщиками, благодаря которым Всеслав вышел из темницы. Многие киевляне были убиты, а другие – ослеплены. Рыночную площадь, где собиралось вече, перенесли в другое место. Изяслав получил поддержку от местных бояр. В 1069 году он снова правил в Киеве, а затем организовал поход на полоцкие земли, чтобы отомстить Всеславу.
Половецкие набеги на Русь начались тотчас по смерти Ярослава Мудрого в 1054 году. В 1061 году трое Ярославичей вместе с Всеславом Полоцким разгромили в степях торков, после чего половцы стали полновластными хозяевами южнорусских степей. В 1067 году трое Ярославичей после победы над Всеславом в битве на Немиге заточили его в поруб в Киеве.
В 1068 году половцы крупными силами во главе с ханом Шаруканом вторглись на Русь по левобережью Днепра и одержали победу над тремя Ярославичами в битве на Альте. Изяслав и Всеволод бежали в Киев, Святослав в Чернигов. После победы половцы рассыпались по южнорусским землям и занялись грабежом.
Восстание
Освобожденный Всеслав стал киевским князем по воле веча, Изяслав бежал в Польшу, где надеялся найти помощь (польский король приходился ему племянником). Надежды Изяслава оправдались: с польской помощью ему удалось вернуться в Киев. Посаженный народом князь Всеслав, пользуясь ночной темнотой, тайно бросил выступившее с ним против Изяслава войско и бежал в свой Полоцк. Утром войско узнало, что осталось без вождя и отступило к Киеву.
Последствия
От Изяслава киевские городские люди, очевидно, ждали жестокой расправы. Святослав и Всеволод взяли на себя роль посредников. Они обратились к своему брату с предложением не водить поляков на Киев, потому что в этом нет никакой нужды: Всеслав бежал, а киевское вече сопротивляться Изяславу не будет. «Если же ты, — передали ему братья, — хочешь мстить и погубить город, то знай, что нам жаль отцовского стольного города, и мы за него вступимся».
Изяслав сделал вид, что готов исполнить предложение братьев, но в конечном счёте обманул их. Он послал вперёд своего сына Мстислава, который произвёл расправу: 70 человек из тех, кто освобождал из тюрьмы Всеслава, Мстислав казнил, многих ослепил, часть уничтожил без суда. Изяслав велел перенести торг, где народ обычно собирался на вече, на гору, где жили бояре, готовые выступить на стороне князя.
Это — первое ясное упоминание вечевого выступления в Киеве. Оно говорит нам о росте политического значения вечевых собраний.
Вскоре Изяслав вновь установил контроль над Полоцком, где княжил сначала его сын Мстислав, затем Святополк, но Всеславу удалось вернуть свою отчину, и уже в 1073 году Изяслав вновь был изгнан из Киева, на этот раз своими братьями.
1068 г. был годом первого большого половецкого нашествия на Русь. Все трое Ярославичей, вышедшие навстречу степнякам на реку Альту, были разбиты и с остатками своих дружин бежали: Изяслав со Всеволодом в Киев, Святослав к себе в Чернигов.
Угроза уйти в греческую землю не случайна. В. Г. Васильевский и М. Д. Приселков достаточно убедительно показывают, что половецкий вопрос касался отнюдь не только русских интересов, но в той же мере имел отношение к Византии и Болгарии, на земли которых половцы также предпринимали походы. Эти государства принимали против половцев общие меры. Связанность международной политики здесь сказывается очень сильно.1
Изяслав сделал вид, что готов исполнить предложение братьев, но в конечном счете обманул их. Он послал вперед своего сына Мстислава, который произвел расправу: 70 человек из тех, кто освобождал из тюрьмы Всеслава, Мстислав казнил, многих ослепил, часть уничтожил без суда. По трупам вошел он в Киев и продолжал расправу. Между прочим, он велел перенести торг, где народ обычно собирался на вече и откуда грозил самому князю Изяславу, в другое место, на гору, где жили бояре и дружинники, всегда готовые выступить против революционной массы в случае, нового возмущения. Восстание было подавлено, но сила сопротивления угнетенной массы не сломлена. Через три года массовое движение проявилось с новой силой.
Это — первое ясное упоминание выступления вечевого собрания в Киеве (см. стр. 204). Оно говорит нам о росте политического зна-чения городской массы, подготовлявшем расцвет деятельности вече-вых собраний.
1 В. Г. Васильевский, Византия и печенеги, «Труды», т. I.