Что было уникальным у рахманинова

Жизненный и творческий путь С.В. Рахманинова

Что было уникальным у рахманинова. %D1%80%D0%B0%D1%850. Что было уникальным у рахманинова фото. Что было уникальным у рахманинова-%D1%80%D0%B0%D1%850. картинка Что было уникальным у рахманинова. картинка %D1%80%D0%B0%D1%850.Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своем гениальном творчестве.

Следует также отметить, что в своём творчестве Сергей Васильевич Рахманинов синтезирует принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создает свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

Несколько лет провел Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также Александр Николаевич Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты (Александр Ильич Зилоти, Константин Николаевич Игумнов, Арсений Николаевич Корещенко, Матвей Леонтьевич Пресман и др). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Петру Ильичу Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории в классе двоюродного брата А.И. Зилоти, а спустя год под руководством С.И. Танеева и А.С. Аренского начал заниматься композицией.

В возрасте 20 лет, из-за нехватки Денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года _ дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.

Вскоре после революции 1917 года воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить B концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной И дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом До конца сезона он выступил B одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

«От одного из русских посильная помощь русскому народу B его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак лёгких). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность,прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти.

Особенности творчества

Что было уникальным у рахманинова. %D1%80%D0%B0%D1%858. Что было уникальным у рахманинова фото. Что было уникальным у рахманинова-%D1%80%D0%B0%D1%858. картинка Что было уникальным у рахманинова. картинка %D1%80%D0%B0%D1%858.Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 И ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки.

Творчество Рахманинова стоит особняком в эволюции мировой музыки ХХ века. Впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и зпигонов).

Центральное произведение этого периода грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку ХХ века.

В заключение хотелось бы так же отметить, что исполнительского творчество Рахманинова не менее велико.

Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы‚ отличительными чертами которой являются:

Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

Что было уникальным у рахманинова. %D1%80%D0%B0%D1%857. Что было уникальным у рахманинова фото. Что было уникальным у рахманинова-%D1%80%D0%B0%D1%857. картинка Что было уникальным у рахманинова. картинка %D1%80%D0%B0%D1%857.Несмотря на эмиграцию, Рахманинов всегда думал о своей родной земле и глубоко переживал начало военных действий. Была у великого музыканта мечта, с которой он не расставался ни на миг. Рахманинов очень хотел еще раз оказаться на родной земле, однако, этому не суждено было осуществиться. Во время Первого Международного конкурса пианистов им. Чайковского, проходившего в 1958 году, один из лауреатов по имени Ван Клиберн отвез небольшую горсть русской земли в Америку, чтобы высыпать на могилу С. Рахманинова, великого «РУССКОГО ГЕНИЯ».

Источник

Что было уникальным у рахманинова. jpg. Что было уникальным у рахманинова фото. Что было уникальным у рахманинова-jpg. картинка Что было уникальным у рахманинова. картинка jpg.

Имя этого великого музыканта известно во всем мире, и его смело можно назвать «русским гением». Сергей Васильевич Рахманинов был великолепным пианистом, который не имел себе равных, блестящим дирижером и композитором, оставившим после себя огромное культурное наследие. Он создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своём гениальном творчестве. Его произведения отличаются глубокой философией, не у каждого получится понять их с первого раза. В них заложен гораздо больший смысл, чем иногда кажется вначале.

Но обо всем по порядку.

Сергей Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии, провел свое детство в усадьбе среди лесов, пения птиц, бегущих ручьев и великих колокольных звонов.Согласно преданию, передаваемому из поколения в поколение, род происходил от «молдавского государя Стефана Великого» Василя, которого прозвали Рахманиновым. Любовь Петровна — дочь генерала П.И. Бутакова директора Аракчеевского кадетского корпуса.

Что было уникальным у рахманинова. jpg. Что было уникальным у рахманинова фото. Что было уникальным у рахманинова-jpg. картинка Что было уникальным у рахманинова. картинка jpg.Дед учился у известного в России педагога и композитора Джона Фильда, и сохранилось несколько романсов и фортепианных пьес его сочинения, изданных в XVIII веке. Отец — потомственный тамбовский дворянин — тоже увлекался музыкой, но профессионально не играл.

Когда Сергею Васильевичу исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги.Отец музыканта Василий Рахманинов, промотав в карточных играх приданое своей жены, оставил свою семью в бедности и сбежал из дому. Поддержку, тепло и домашний уют, молодой Сергей Васильевич обрел в доме своей тетки Варвары Сатиной. Семья его тетки, спасла Рахманинова от нищенской жизни. Двоюродная сестра Наталья, обожала Рахманинова, считая его богом отмеченным человеком, и терпела его шутливые насмешки : «Черная как галка, тощая как палка, мне тебя жалко, девка Наталка».

Оставшись без мужа мать принимает решение дать Сергею именно музыкальное образование и становится его первой учительницей музыки, затем пригласили преподавателя музыки, пианистку А.Д. Орнатскую. В 1882 г. девятилетний мальчик поступает в консерваторию на младший курс.

Но учеба не нравилась резвому мальчугану, выросшему на деревенских просторах, он частенько пропускал занятия.

Позже по воле судьбы Сергей встретился со своим двоюродным братом — молодым, но уже известным московским пианистом Александром Зилоти. Зилоти послушал игру мальчика и убедил его мать отправить Рахманинова в Москву, в ученики к Николаю Звереву и двенадцатилетнего подростка перевели в Москву и определили в частный пансион профессора Н.С. Зверева. Здесь была строжайшая дисциплина, учащиеся ежедневно занимались не менее шести часов и часто посещали оперные спектакли. Этот педагог давно славился своей особой системой воспитания одаренных учеников. Он выбирал из класса двух-трех талантливых детей и забирал на полный пансион к себе домой. Юноша провел в этом пансионе несколько лет, где познакомился с Петром Ильичом Чайковским в возрасте тринадцати лет.В 1887 году Рахманинов начинает сочинять и записывать первые произведения. В то время его преподавателем по контрапункту становится С.И. Танеев.

Что было уникальным у рахманинова. jpg. Что было уникальным у рахманинова фото. Что было уникальным у рахманинова-jpg. картинка Что было уникальным у рахманинова. картинка jpg.

Сергей Васильевич окончил консерваторию по двум классам – фортепиано (1891 г.) и композиции (1892 г.). В 1892 году Сергей Васильевич впервые выступил перед публикой как пианист, со своей известнейшей Прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества.Молодой Рахманинов быстро стал любимцем московской публики: его знали как талантливого пианиста, композитора и дирижера.

Несмотря на жизнь в большом городе, перед его глазами все также стояли картины русской природы. Именно их композитор описывал в своих произведениях.

Красивая природа русского северо-запада навсегда запала в душу будущего композитора, и ее образы не раз будут встречаться в его произведениях.

В дальшем юноша ссорится с профессором Зверевым и съезжает из пансиона.Он остается в Москве, где находит гостеприимный кров у родственников — Сатиных. Наталья Сатина (из рода князей Рюриковичей) спустя несколько лет станет его женой и самым близким другом.

Еще будучи студентом, он пишет «Первый фортепианный концерт». Дипломной работой стала опера «Алеко» (по мотивам произведения А.С.Пушкина «Цыганы») созданная им всего за семнадцать дней.За свое сочинение он получил высочайшую отметку «5+». Эта опера была замечена Петром Ильичом Чайковским и поставлена в Большом театре вместе с оперой Чайковского «Иоланта».Закончив весь курс консерватории в девятнадцать лет с золотой медалью, юный музыкант быстро добился признания, в качестве композитора и дирижера.


Что было уникальным у рахманинова. jpg. Что было уникальным у рахманинова фото. Что было уникальным у рахманинова-jpg. картинка Что было уникальным у рахманинова. картинка jpg.

В 1897 году состоялась долгожданная премьера Первой симфонии, над которой Рахманинов долго работал.Премьера оказалась провальной. Пьяный дирижер Александр Глазунов абсолютно не понял произведение и дирижировал соответствующе. После этого концерта, который был крайне неудачным для композитора, он впал в депрессию и на протяжении почти четырех лет ничего не сочинял и практически не выходил из дома.Публика и безжалостные критики отрицательно встретили симфонию, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. В итоге партитуру он уничтожил, запретив когда-либо исполнять ее. Особенно его огорчила критика Римского-Корсакова, после чего композитор долгое время находился в глубочайшей депрессии.Оставив на время композицию, Сергей Васильевич вплотную занялся исполнительской деятельностью.Пройдя курс лечения у известного психотерапевта Даля.В период депрессии он был влюблен в Лану, дочь психотерапевта Даля(в последний час жизни Рахманинова у его изголовья стояли две женщины: Наталья и Лана.)

Его романтическая натура приводила к частой влюбчивости. И каждой своей возлюбленной он посвящал песни и романсы. Ряд произведений композитор посвятил российской и американской оперной певице Нине Кошиц.

Сергей познакомился с сестрами Скалон.Особенно он выделил одну из них, Веру, которую называл либо Верочка, либо «Моя Психопатушка». Романтическое чувство Рахманинова оказалось взаимным, но при этом чисто платоническим.

Вере Скалон молодой человек посвятил песню «В молчанье ночи тайной», романс для виолончели и фортепьяно, а также вторую часть своего Первого фортепьянного концерта.

Сергей пишет девушке огромное количество любовных писем, из которых сохранилось около сотни. Но одновременно пылкий юноша влюбляется в Анну Лодыженскую, супругу своего приятеля.

Для нее он сочиняет романс «О нет, молю, не уходи!», ставший классическим.В 1893 году Рахманинов понимает, что влюблен, и дарит возлюбленной новый романс «Не пой, красавица, при мне». Личная жизнь Сергея Рахманинова меняется спустя девять лет – Наталья становится официальной супругой молодого композитора

Новый этап в его жизни и карьере наступил в 1901 году он вновь вернулся к любимому занятию и принялся за написание Второго фортепианного концерта, который посвящает Далю. В 1902 году Сергей Рахманинов обвенчался со своей двоюродной сестрой, дочерью статского советника Натальей Сатиной. У них родились две дочери — Татьяна и Ирина.

Сочинение вернуло Рахманинову статус известного российского музыканта: он много писал, дирижировал, ездил с концертами в Европу, Америку и Канаду.Вслед за фортепьянным концертом выходят другие популярные сочинения композитора. В 1906 году Рахманинов решает уйти с постоянной работы в Мариинском женском училище, где он преподавал теорию музыки, чтобы заняться творчеством.

Второй концерт моментально обрел большую популярность и стал неотъемлемой частью репертуара лучших пианистов мира. Позднее фрагменты произведения будут неоднократно звучать в различных кинофильмах. Этот опус до сих пор считается одним из величайших произведений классической музыки. Даже современные музыканты отмечают влияние этого творения.Например, на его основе Мэттью Беллами, фронтмен группы «Muse», создал такие композиции, как «Space Dementia», «Megalomania» и «Ruled by Secrecy».



Чувствуется мелодика русского композитора и в песнях «The Fallen Priest» Фредди Меркьюри, «All by Myself» Селин Дион и «I Think of You» Фрэнка Синатры.



Сразу после этого Рахманинов пишет Сонату для виолончели и фортепиано, которая оказалась наполнена поэтически-взволнованным тоном.Распевные темы произведения поражают эмоциональной насыщенностью и необыкновенной полнотой звучания.Совершенно потрясающей получилась симфоническая поэма «Остров мёртвых», «Симфония № 2», которая в отличие от первой имела грандиозный успех у публики, а также очень сложная по своей структуре «Соната для фортепиано № 2». В ней Рахманинов широко использовал эффект диссонанса и развил его применение до максимального уровня.

«Говоря о творчестве русского композитора нельзя не назвать и волшебный по красоте «Вокализ». Это произведение было опубликовано как часть сборника «Четырнадцати песен», но обычно исполняется отдельно и является показателем исполнительского мастерства.»

Сегодня существуют версии «Вокализа» не только для голоса, но и для фортепиано, скрипки и других инструментов, в том числе и с оркестром.

Меценат того времени, Савва Мамонтов, предложил Рахманинову, стать вторым дирижером в его частной опере. Сергей Васильевич согласившись, незаметно влился в компанию мецената, там же он очень сдружился с Федором Шаляпиным.

Совсем юный Рахманинов как то оказался вместе с Федором Ивановичем в гостях у Льва Толстого. Известный тенор спел «Судьбу», после чего, сам юный музыкант исполнил несколько собственных сочинений.

Все гости были в полном восторге, громко аплодировали, однако знаменитый писатель сидел мрачный и непоколебимый. После он подошел к Рахманинову и сказал: — Я все- таки должен вам сказать, как мне все это не нравится.

На что великий композитор ответил со вздохом : — Как я могу обижаться за себя, когда не обиделся за Бетховена? После этого ноги его не было в доме у автора.

Всеобщее признание композиторского гения Рахманинова привело его на сцену Большого театра он занял место дирижёра в московском Большом театре и руководил оркестром, когда ставили спектакли из русского репертуара. За иностранные постановки отвечал другой дирижер, итальянец И. К. Альтани.

Вскоре после революции 1917 года композитора пригласили выступить на концерте в Стокгольме, предполагалось, что вернутся они через два месяца. Однако, как оказалось, с родными краями они простились уже навсегда. Рахманинов покинул Россию — вместе с семьей, практически без средств к существованию. Революция, гибель имперской России, разрушение устоев стали для него настоящей трагедией.

Однако Рахманинов должен был обеспечивать семью и расплачиваться с долгами, поэтому вновь стал играть на фортепиано и выступать с концертами. Пианист покорил европейскую публику, а в 1918 году уехал в Америку, где продолжал давать концерты. Ему приходилось много и напряженно работать, подготавливая концертные программы, иногда из-за чего сильно болели руки.Критики и слушатели признавали его одним из величайших пианистов и дирижеров эпохи.

Что было уникальным у рахманинова. jpg. Что было уникальным у рахманинова фото. Что было уникальным у рахманинова-jpg. картинка Что было уникальным у рахманинова. картинка jpg.

В этот период Рахманинов снова делает большой перерыв и ничего не сочиняет практически восемь лет. В эмиграции Рахманинов не мог писать: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…». Первое сочинение — Четвертый концерт и русские песни — он создал только в 1926–1927.

В 1931 году семья Рахманиновых покупает участок на берегу озера в Швейцарии, и вскоре там появляется раскошная вилла «Сенар»с которой открывается изумительный вид на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Название виллы является аббревиатурой имен ее владельцев – Сергея и Натальи Рахманиновых. В этом доме мужчина полностью реализовал свое давнее увлечение техникой. Там можно было найти и лифт, и игрушечную железную дорогу, и одну из новинок того времени – пылесос. Был композитор и обладателем патента за изобретение: он создал специальную муфту с присоединенной к ней грелкой, в которой пианисты могут согревать руки перед концертом. Также в гараже звезды всегда стоял новенький «Кадиллак» или «Континенталь», которые он менял ежегодно. Именно тут он и создает свои знаковые сочинения – Рапсодию на тему Паганини и Третью симфонию. Симфонические танцы композитор написал в 1940 году и это стало его последним произведением.

Что было уникальным у рахманинова. jpg. Что было уникальным у рахманинова фото. Что было уникальным у рахманинова-jpg. картинка Что было уникальным у рахманинова. картинка jpg.

Рахманинов был нетерпим к советской власти, однако не был равнодушен к своим бывшим соотечественникам. В годы Второй мировой войны он перечислял сборы от концертов, так свой гонорар от дного концерта в 40.00 долларов перечислил в фонд Красной армии и в фонд обороны СССР — на эти деньги в России построили военный самолет. «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу», — писал музыкант.

В последние годы жизни Рахманинова (1940г.) создал «Симфонические танцы», которые исследователи музыки считают одним из его лучших произведений.

За последние годы жизни Рахманинов создал всего три музыкальных произведения – «Симфонию № 3», «Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром» и «Симфонические танцы».



Но примечательно, что все три принадлежат к вершинам мировой классической музыки.

Биография Рахманинова Сергея Васильевича была бы неполной, если не сказать о его любви к России. Всю жизнь композитор оставался патриотом, окружил себя в эмиграции русскими друзьями, русской прислугой, русскими книгами.

Всю жизнь Сергей Васильевич очень много курил, почти не расставаясь с сигаретами. Скорее всего, именно эта пагубная привычка вызвала у композитора на склоне лет меланому. Правда, сам Рахманинов об онкологическом заболевании не подозревал, работал до последних дней и всего за полтора месяца до смерти дал грандиозный концерт в США, который стал для него последним.Композитора на стало в 1943 году, он всего несколько дней не дожил до 70-летнего юбилея.

Интересные факты из жизни Рахманинова

Необычные привычки и высказывания истинного музыканта

Что было уникальным у рахманинова. jpg. Что было уникальным у рахманинова фото. Что было уникальным у рахманинова-jpg. картинка Что было уникальным у рахманинова. картинка jpg.

Фильмы, в которых звучит музыка Рахманинова

Существует огромное количество кинолент, в которых можно услышать прекрасные образцы творчества Сергея Рахманинова, и с каждым годом их количество неизменно пополняется. Мы приведем лишь некоторый список самых популярных фильмов, в которых встречается музыка композитора.

Что было уникальным у рахманинова. png. Что было уникальным у рахманинова фото. Что было уникальным у рахманинова-png. картинка Что было уникальным у рахманинова. картинка png.

Что было уникальным у рахманинова. jpg. Что было уникальным у рахманинова фото. Что было уникальным у рахманинова-jpg. картинка Что было уникальным у рахманинова. картинка jpg.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Рахманинов-феномен XX века

Феномен Рахманинова вобрал в себя все глубинные катаклизмы социокультурных ломок рубежа ХIХ-ХХ веков, потрясений первой мировой войны и трех русских революций. Конечно, все это в первую очередь отразилось на обществе, но это же повлияло и на каждую отдельную личность, особенно человека-творца, такого, в частности, как Рахманинов.

Невольно возникает вопрос: что же позволило Рахманинову преодолеть все невзгоды, где нашел музыкант физические и нравственные силы противостоять судьбе и взойти на музыкальный Олимп? По мнению С. В. Рахманинова, он бесконечно благодарен С. Н. Звереву, его школе воспитания и образования. В его пансионе нерасторжимо были соединены творческий и бытовой уклад, подчинение всего воспитанию музыканта-художника. На фотографии Н.С. Зверев с учениками.Что было уникальным у рахманинова. rahman3. Что было уникальным у рахманинова фото. Что было уникальным у рахманинова-rahman3. картинка Что было уникальным у рахманинова. картинка rahman3.

Одновременно шло нравственное воспитание. Это проявилось в доброжелательном общении педагога с учениками и между воспитанниками. Сергей Николаевич не терпел лжи, лени, зависти, агрессивности, истеричности. Он культивировал труд, его систематичность и продуктивность, что демонстрировал личным примером. Не будучи богатым человеком, Зверев работал с утра до вечера в консерватории и частных домах и на этот «бюджет» содержал своих воспитанников. Он учил ребят самообслуживанию, содержанию в идеальной чистоте одежды и обуви, учил светским манерам: приему и проводам гостей, поведению в обществе. Для этого в доме Зверева по воскресеньям устраивались хлебосольные обеды, на которых бывали Чайковский, Рубинштейн, Танеев, известные художники и адвокаты. Так шла кристаллизация музыкального дарования и человеческих качеств Рахманинова. В последующем самообразование стало необходимым жизненным принципом композитора, что в конечном итоге вылилось в такую характеристику, данную ему двоюродной сестрой З.А. Прибытковой: «Рахманинов-человек был выдающимся явлением. Все в нем было достойно удивления и любви. У него была большая человеческая душа, которую он раскрывал перед теми, кто умел понять его. Принципиальность его в кардинальных и мелких житейских вопросах была поистине достойна поклонения и подражания. Он был высоко моральным человеком, с настоящим понятием об этике и честности. Требовательность и строгость его к себе были абсолютны. Кривых путей он не прощал людям и беспощадно вычеркивал таких из круга своих привязанностей. Умен Рахманинов был исключительно и к тому же широко образован.

В области музыкального творчества Рахманинов проявил себя изначально в композиции. Здесь его талант во весь рост поднимается из опер «Алеко», «Франческо да Римини», «Скупой рыцарь, симфонии, фантазий, кантат, фортепианных концертов, этюдов-картин, романсов, уместно напомнить, что большую часть из этого багажа Рахманинов соз­дал на Тамбовщине. Ивановка распрямила ему крылья певца России. В сельской тиши шла работа над Первым концертом для фортепиано и юношеской симфонией ре минор. Они определили такие характерные черты его творчества, как лиризм, эмоциональность, драматизм, широкий размах пьющихся мелодий. Здесь наметились качества лирического героя его сочинений — человека, полного душевного благородства, свободолюбивого, отрицающего серость, мечтающего о счастье. Позже под влиянием революционных событий начала XX века, первой мировой войны это трансформируется в размышления о судьбе Родины, русского народа, личности человека. Академик Б. Асафьев заметил: «Рахманинов совсем особенно принимал предгрозовые настроения и бурные ритмы русской современности: не разрушение и хаос слышались ему, в предчувствие великих созидательных сил, возни­кающих из недр народных». Через лирические образы композитор выразил главное состояние русского человека — большую любовь к родному краю, верность Родине. Рахманинов всегда жил осенью поверял свои позднейшие замыслы. Это нашло отражение в созданных в Ивановке Втором и Третьем концертах для фортепиано, двадцати четырех прелюдиях, восьми этюдах-картинах, двух сонатах. Иные чувства, тогда же обуревавшие музыканта, определили выход из-под его юра суровой симфонической поэмы «Остров мертвых», полной света и радости кантаты «Весна», самоуглубленной «Литургии», философской вокально-симфонической поэмы «Колокола». Последнее произведение, как размышление о жизни и смерти, месте со «Всенощной» Рахманинов считал лучшим из созданного им. Напомним, что в Ивановке созданы и сорок два романса, изумительных по чистоте лирического чувства и глубине содержания.

Среди них такие шедевры вокальной музыки, как «Сирень», «Здесь хорошо, «Я опять одинок», «Проходит все», «Как мне больно». Можно подчеркнуть, что в произведениях, созданных на Тамбовщине, композитор показал себя чутким певцом русской природы, ее пробуждающихся и манящих зовов весны, трепетного и радостного «зеленого шума», свеже­сти летнего утра, покоя осеннего пейзажа и зеркальных вод. Он слышал и передал в музыкальных красках и разнообразие колокольного звона, напол­ненного глубочайшим духовным смыслом, который не передашь словами. Колокольность стала характерным в его музыке.

Дирижированию Рахманинов нигде не учился, если не считать его поездки в Лейпцигскую консерваторию, где наблюдал единожды, как вел урок выдающийся венгерский дирижер Артур Никиш (1906 г.). Стать дирижером Рахманинову помогла природная одаренность: безупречный абсолютный слух, дающий возможность идеально слышать всю оркестровую ткань, феноменальная память, исключительный художественный вкус и умение безукоризненно читать ноты с листа. Кроме этого, у Рахманинова было мимически выразительное лицо и пластичные руки — важные компоненты дирижерского аппарата. В театре Мамонтова (сезон 1897—98) Рахманинов приобрел необходимую технику и опыт. Он провел 33 спектакля, исполнив 8 опер («Самсон и Далила», «Русалка», «Кармен», «Орфей™, «Рогнеда», «Миньон», «Аскольдова могила», Майская ночь»).

Второй этап дирижерской деятельности Рахманинова связан с Большим теа­тром. Первое выступление его здесь в «Русалке 3 сентября 1904 года и после­дующие полтора года работы — блестящая полоса в истории русского оперного театра. Он начал с ре­формы: место дирижера перенес от рампы к барье­ру оркестровой ямы. Это дало возможность дири­жеру видеть одновременно оркестр и певцов на сцене и управлять их совместным исполнением. Он ввел правило личного прохождения партий с солистами, выявляя с ними суть создаваемого образа. Добиваясь дисциплины, Рахманинов запретил оркестрантам во время партитурных пауз читать книги, выходить курить, «беседовать» за кулисами, отвлекаться от единого творческого процесса. В ходе репетиций формой обращения с оркестрантами стало выражение: «потрудитесь сыграть. форма просьбы была исключена, ибо ставились обоснованные и выполнимые задачи. Интересны наблю­дения Ю. С. Никольского за репетициями Рахманинова: «Появление его за дирижерским пультом как бы наэлектризовывало всю атмосферу. Оркестр подтягивался, молодел, становился гибким. Каждый оркестрант становился артистом высокого класса и каждый исполнял свою партию так хорошо. как только мог.»

В конце 1904 года открылась еще одна страница в музыкальной деятельности Рахманинова: он начал выступать с «большими программами в каче­стве симфонического дирижера. Со временем это станет второй стороной его исполнительской деятельности. Следует, однако, заметить, что в этом амплуа Рахманинов впервые выступил в 1895 году в Москве, показав свое «Каприччио на цыганские темы». Четырьмя годами позже он, продирижировал своим «Утесом» в Англии.

Прелюдией к постоянному участию Рахманино­ва в симфонических вечерах был концерт Зилоти. Пианист исполнил с оркестром, управляемым Рах­маниновым, «Пляску смерти» Листа, фантазию «Скиталец» Шуберта-Листа, Первый концерт Чай­ковского. Позже Сергей Васильевич вел симфони­ческие концерты «Кружка любителей русской музы­ки», Московского филармонического общества.

В 1909 году Рахманинова как пианиста и дири­жера, интерпретатора своих сочинений узнала Америка. Он дал 26 концертов, из которых в семи выступил как дирижер. Критик Ю. Энгель писал: «Рахманинов — истинный божьей милостью дири­жер, одинаково импонирующий и публике, и оркестру, может быть, единственный русский дирижер, которого мы можем противопоставить таким именам на западе, как Никиш, Колонн или Малер».

Слава Рахманинова как дирижера была вели­ка. В годы эмиграции ему предлагали пост руково­дителя Бостонского симфонического оркестра, за­тем — оркестра города Цинциннати. Он отклонил эти предложения. Тем не менее, за рубежом были записаны на пластинки в авторском исполнении «Вокализ», поэма «Остров мертвых», Третья симфония. Высочайшая одухотворенность и волнующая правдивость рахманиновского исполнения сделали эти записи бесценным художественным сокрови­щем, доносящим до нас почерк великого русского дирижера Рахманинова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *